Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
материал по физкультуре на тему

Держим на контроле

Какие показатели, выявляющие состояние здоровья, предполагает про­грамма комплексной оценки физических возможностей дошкольников? Наличием каких двигательных навыков и физических качеств у детей характеризуется их физическая подготовленность?

Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в до­школьном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются дви­жения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя является педагогический контроль над реализацией про­граммы физического воспитания на основе анализа результатов диа­гностики физического состояния воспитанников.

Показатели, выявляющие состояние здоровья.

Программа комплексной оценки физических возможностей до­школьников предполагает анализ показателей, позволяющих опреде­лить состояние здоровья:

·             телосложение;

·              основные функциональные параметры;

·             развитие двигательной сферы.

Комплексное изучение данных показателей позволяет осущест­влять целостный подход к вопросу гармоничного физического разви­тия детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями фи­зического развития, развития двигательной сферы и функциональны­ми возможностями организма ребенка.

Базовые критерии оценки состояния здоровья детей

Оценка состояния здоровья детей основывается на четырех базовых критериях:

·             наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний;

·             уровень функционального состояния основных систем орга­низма (сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и мышечной системы и пр.);

·             степень сопротивляемости организма неблагоприятным вне­шним воздействиям;

·             уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

В ходе медицинского обследования определяются масса и длина тела, окружность грудной клетки, гармоничность телосложения, сила левой и правой кисти руки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), а также артериальное давление (АД) и частота сердечных сокращений в покое (ЧСС). Измерения параметров состояния здоровья и физического развития и их оценка проводятся специалистами органов здравоохра­нения.

Помимо состояния здоровья, росто-весовых показателей и неко­торых функциональных данных для наиболее полной характеристики физического состояния дошкольников важно определение их физи­ческой подготовленности. Уровень физической подготовленности отражает в первую очередь эффективность организации процесса физического воспитания в результате внедрения программ, здоровье-сберегающих технологий и инноваций. Вопросу контроля над дина­микой физической подготовленности детей старший воспитатель дол­жен уделять в своей работе самое пристальное внимание.

Физические качества и двигательные навыки у детей.

Физическая подготовленность детей характеризуется совокуп­ностью сформированных двигательных навыков и основных физиче­ских качеств.

Физическими (двигательными) качествами называются отдель­ные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных дейст­виях — основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, мета­нии), игровых, спортивных занятиях.

Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений поз­воляет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковремен­ные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при мета­нии предметов.

Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигатель­ных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития дви­гательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закрепле­нию неправильных навыков выполнения движения.

Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнооб­разие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.

Уровень физической подготовленности во многом отражает воз­можности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоцио­нальном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движе­ний и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.

Объективность оценки физической подготовленности во много определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувст­вительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организме. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развития дви­гательных навыков и физических качеств.

 Характеристика  основных физических  качеств.

К числу основных физических качеств относят гибкость, различ­ные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоро­стные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качест­ва), ловкость, а также координационные способности.

Гибкость определяет степень подвижности опорно-двигательно­го аппарата и имеет особое значение для здоровья. Способность вы­полнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетель­ствует о хорошем физическом состоянии человека. Показателем гиб­кости служит наибольшая амплитуда движения.

Быстрота — способность человека совершать двигательные дейс­твия в максимально короткий отрезок времени. Она относится к чис­лу консервативных, т. е. трудно развиваемых, качеств человека. Раз­витие быстроты во многом зависит от природных данных, часто пере­даваемых по наследству.

Выносливость является одним из важнейших физических ка­честв человека, характеризующих его физическое состояние. Она тесно связана с уровнем развития кардиореспираторной системы организма и уровнем общей работоспособности. Это качество обес­печивает длительность выполнения работы без снижения ее интен­сивности и эффективности. Различают два вида выносливости: общую и специальную. Общая выносливость — способность долго выполнять физическую работу с участием большинства мышечных групп. Спе­циальная выносливость — способность долго выполнять физическую работу, направленную на определенную двигательную деятельность, с участием определенной группы мышц.

Сила — взаимодействие психико-физиологических процессов организма человека, позволяющих преодолевать внешнее сопротив­ление за счет мышечных усилий. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей. Различают собственно-силовые способности (статическая сила), которые проявляется при статиче­ской работе (мышцы при этом не изменяют свою длину), и скоростно-силовые способности.

Важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность обучения новым двигательным действиям и совершен­ствование ранее разученных упражнений, является координация Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся усло­виях, выполнять движения точно и рационально.

Ловкость — более общее по сравнению с координацией понятие. Это комплексное качество обеспечивает рациональное и быстрое выполнение движений в меняющихся условиях.

Критерии и методы оценки  физической  подготовленности детей

Оценку физической подготовленности следует рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный процесс, орга­нически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физиче­ской подготовленности.

Текущие наблюдения проводятся воспитателем групп и воспита­телем по физической культуре под руководством старшего воспита­теля. Важность наблюдений за двигательной деятельностью детей как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы объясняется тем, что они позволяют отметить разно­образие видов и способов выполнения движений, учитывать особен­ности эмоционально-мотивационной и познавательной сфер развития.

Особенно важно наблюдение за детьми малоподвижными, замкнутыми, отстаю­щими в физическом развитии, и, наобо­рот, за гиперактивными детьми, с повы­шенной возбудимостью. Этот анализ даст достаточно объективную информацию не только о двигательных умениях отде­льных детей и группы в целом, но и о ру­ководстве воспитателя процессом физи­ческого развития.

Текущие педагогические наблюде­ния — это лишь часть комплексной диа­гностики физической подготовленности. Проведенный анализ научно-методиче­ской литературы и обобщение опыта ра­боты с детьми дошкольного возраста по­казывают, что в практике физического воспитания детей-дошкольников широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по ре­зультатам выполнения которых оценива­ются различные стороны физической подготовленности детей от 4 до 7 лет.

Быстрота определяется временем пробегания отрезков дистанции 10 м с ходу (с), 30 м — с высокого старта, час­тотой движений.

Об уровне развития скоростно-силовых способностей у дошкольников су­дят по результатам прыжка с места (см), по длине и высоте прыжков с разбега (см), прыжка вверх с места (см); по приседанию за 20 с (количество раз); подъему туловища из положения лежа в течение 10 с (количество раз) и др.

В практике работы с дошкольниками для оценки общей выносливости, как правило, используются две группы двигательных заданий: преодоление разных по длительности дистанций (90-150 м) и функци­ональные пробы (20 приседаний за 30 с).

Для определения силы применяют методику ручной динамомет­рии (кг); становой динамометрии (кг); подтягивание на перекладине (количество раз); бросок набивного мяча из-за головы, сидя ноги врозь (м); вис на согнутых руках (с, мин).

Из всех двигательных заданий, характеризующих динамическую силу мышц брюшного пресса, наиболее предпочтительным для детей 4-7 лет считается поднимание туловища в сед из положения лежа на спине и обратно, руки скрещены на груди.

Ловкость выявляется по времени челночного бега по прямой, выполняемого с двумя поворотами (общая дистанция — 30 м), и беге змейкой между предметами (дистанция бега — 10м). Челночный бег — многоструктурное двигательное действие, и его результат опосредован в большей степени ловкостью.

Для оценки гибкости используются тесты на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке, поднимание туловища из положения лежа на спине и др. Двигательное задание на определение подвижности суставов не может являться интегральным показателем гибкости, так как подвижность в одном суставе не всегда коррелирует с подвижностью в другом.

Оценка функции равновесия производится по выполнению раз­ных заданий. Статическое равновесие можно определить по продол­жительности стояния в пределах 3 мин в положении "носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно рас­пределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед". Фиксируются длительность стояния в секундах, а также не­которые качественные показатели выполнения задания: расположе­ние ног, характер балансирования.

Для оценки функции статического равновесия предлагаются и другие задания: удерживать позу, стоя на одной ноге; устоять на нос­ках с закрытыми глазами в течение 10 с и др. Для оценки динамиче­ского равновесия используется ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).

Во многих образовательных программах для оценки физической подготовленности дошкольников содержится достаточно вариативная система показателей развития двигательных навыков и основых фи­зических качеств, которая может включать в себя как серию базовых, так и блок дополнительных параметров физической подготовленности. В приложении представлены показатели физического развития, пред­лагаемые в ряде утвержденных образовательных программ для оцен­ки физической подготовленности детей старшего дошкольного воз­раста.

Общероссийская система мониторинга.

В настоящее время в дошкольных учреждениях различных горо­дов России (Москва, Санкт-Петербург, Нальчик, Иркутск, Казань, Мурманск, Тула и др.) проводится оценка физической подготовлен­ности детей по программе общероссийской системы мониторинга.

Мониторинг представляет собой систему меро­приятий по наблюдению, анализу, оценке и прогно­зу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени. Как непрерывный процесс наблюдения за детьми, мониторинг позволяет фиксировать раз­личные показатели физической подготовленности в определенные моменты, своевременно оцени­вать характер их изменений, осуществлять про­гноз и предупреждать нежелательные тенденции в физическом развитии детей.

В отличие от текущего педагогического кон­троля система мониторинга имеет четко заданный для всех типов и видов образовательных учрежде­ний единый набор тестовых упражнений и форм отчетной документации, что позволяет проводить массовое обследование дошкольников в опреде­ленные сроки.

В таблице 1 приведены тесты общероссий­ской системы мониторинга в части, исполняемой воспитателями по физическому воспитанию.

Учреждения образования, участвующие в столичном мониторинге, организуют тестирова­ние дошкольников по программе, представленной в табл. 2.

Отличительной особенностью мониторинга в учреждениях дошкольного образования Моск­вы является полный переход на автоматизиро­ванные формы обработки и сдачи результатов тестирования.

Проведенный в начале 2006 г. анализ резуль­татов тестирования физической подготовленности детей в Москве показал, что среди обследованных детей обоего пола (1858 человек) численность груп­пы "риска" на различных возрастных ступенях уменьшилась до 24-20%. Наибольшие затруднения при выполнении тестов выявлены у мальчиков и девочек лишь в тесте "бег на 30 м" (быстрота, скорость). С этим тестом не справились соответственно 25% мальчиков и 22% девочек.

Тестирование уровня физической подготовленности детей

Представляется, что наиболее объективными и интегральными пока­зателями уровня развития физической подготовленности детей явля­ются количественные и качественные результаты выполнения опре­деленных двигательных заданий:

·             прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновре­менно. Это самый популярный тест для исследования скоростно-силовых способностей мышц ног. Результаты выполне­ния прыжка обладают высокой информативностью, что де­лает его приемлемым для проведения массового обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста

  • бросок мяча весом 1 кг (медбола) вдаль двумя руками из положе­ния стоя. Выполнение этого движения из положения стоя свя­зано с активным включением в работу группы крупных  мышц туловища. Как показывает практика, выполнение теста вызывает затруднения у детей 4-5 лет, хотя 6-7-летние дети в основа справляются с этим заданием без посторонней помощи;
  • бег по прямой с высокого старта на 30 м (для оценки быст­роты);
  • бег змейкой между предметами, расположенными на рассто­янии между собой в 1 м, общая дистанция бега — 10 м (для оценки ловкости);
  • сохранение статического равновесия, стоя на линии — пятка
    одной ноги примыкает к носку другой ноги (от 15-20 с);
  •  подбрасывание и ловля мяча двумя руками (15 раз, диаметр мяча 15-20 см);*   метание вдаль мешочков с песком весом 150—200 г удобной рукой (5-8 м);
  • наклон вперед из положения сидя (5-7 см за линию пяток).

В качестве дополнительных тестов можно рекомендовать:

·       исследование мышечной силы правой и левой кисти;

·       непрерывный бег в медленном темпе в течение 3 мин;

·         подъем туловища в сед за 30 с (8—10 раз).

Данные тесты прошли широкую апробацию в ДОУ различного вида; утверждены Министерством образования РФ; полностью соот­ветствуют анатомо-физиологическим особенностям дошкольников; имеют минимум медицинских противопоказаний; не требуют больших временных затрат; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

Алгоритм тестирования.

Для обеспечения объективности результатов обследования необ­ходимо знать определенную последовательность выполняемых дейст­вий по организации и проведению тестирования. Строгая регламен­тации процесса оптимизирует достижение основных задач диагнос­тики, а именно:

·       определение исходного уровня двигательных умений и физи­ческих качеств каждого ребенка и группы в целом ("зоны бли­жайшего развития");

·       изучение динамики состояния развития двигательных навы­ков и качеств детей;

·       разработка программы физкультурно-оздоровительных и коррекционных мероприятий.

В соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада тестирование физической подготовленности детей проводит инструктор по физической культуре. Методист или старший воспита­тель должен контролировать его проведение. Воспитатели групп ока­зывают необходимую помощь в организации этой работы. Как правило, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

Для проведения в одной возрастной группе необходимо присут­ствие не менее двух человек (один педагог регистрирует результаты, другой — объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.

Организация и проведение программы тестирования невозмож­ны без ряда согласований, в частности, с руководителем образователь­ного учреждения. Целью данного взаимодействия является составле­ние расписания обследования дошкольников по группам, уточнение списков, распределение обязанностей педагогического коллектива и медицинского персонала (сопровождение детей, регистрация ре­зультатов и пр.).

Необходимо учитывать, что инструктор по физической культуре должен в совершенстве овладеть методикой тестирования до начала основного обследования. Старшему воспитателю целесообразно про­верить степень готовности педагога и в случае необходимости про­вести консультации на эту тему.

Для определения исходного уровня физической подготовленно­сти детей оптимальным считается период с 15 сентября по 15 октября. Для обследования динамики развития двигательных навыков тести­рование следует проводить два раза в год: в начале учебного года — в сентябре, когда группа уже укомплектована полностью, и в конце года — в апреле —мае.

Тестирование можно осуществлять как в рамках занятий по физи­ческой культуре, так и в процессе физкультурно-оздоровительных ме­роприятий. Всем выполняемым упражнениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливаю­щие упражнения. Ребенку следует давать одну-две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В прото­колы вносится лучший результат.

 

Целесообразно разделить показа­тели физической подготовленности по половозрастным группам с указанием возраста (месяц, год) и пола детей (маль­чики и девочки).

Для получения объективных дан­ных первичное и повторное обследова­ния должны осуществляться в одинако­вых условиях. Если скорость бега в пер­вый раз измерялась на участке, то вто­ричное обследование бега проходит там же. Обследование происходит в утрен­нее время во время занятий по физиче­ской культуре и на прогулке.

Необходимым требованием долж­ны отвечать и условия, в которых вы­полняются обследования: наличие спе­циального оборудования, ямы для прыж­ков, грунтовой дорожки для бега.

Обязательно следует четко соблю­дать методику тестирования. Заранее отрабатывается единая методика подачи команд.

Результат теста засчитывается, ес­ли ребенок справился с заданием в со­ответствии с методикой.

Во время выполнения тестовых заданий недопустимы коммента­рии и разбор ошибок детей со стороны педагогов. Они должны рас­сматриваться в процессе обучения.

  • доступность двигательных задании для детей различного уровня физического развития;
  • соответствие тестов возрастным особенностям физичес­кого развития детей;
  • использование тех движений, которые не требуют пред­варительного обучения и которыми дети достаточно сво­бодно владеют, например основные движения (бег, прыжки, метание, поскоки и др.);
  • простота методики проведения обследования (не требу­ет больших затрат времени на освоение упражнений), отсутствие необходимости в сложной измерительной аппаратуре и специальном помещении для проведения тестирования;
  • соответствие двигательных заданий основополагающим критериям - надежности, объективности, информативности;
  • возможность использования приемов, позволяющих сти­мулировать проявление положительных эмоций и нагляд­но оценивать достигнутый результат;
  • повторяемость двигательных заданий для воспитанников разных возрастных групп, что позволяет проводить "сквоз­ное" тестирование, отслеживая динамику показателей физической подготовленности каждого ребенка и детей от 4 до 7 лет;
  • использование тестовых упражнений в игровой форме, чтобы процедура диагностики была для детей интерес­ной и увлекательной.

 

 

Необходимые условия при выборе тестов для оценки физических способностей

Требования по безопасности тестирования.

       Необходимо остановиться на требованиях по безопасности тес­тирования.

Все тесты должны соответствовать возрастным особенностям детей с учетом их состояния здоровья и развития. В ДОУ можно ис­пользовать тесты, официально утвержденные не только органами образования, но и здравоохранения. Нельзя допускать автоматиче­ского переноса школьных методик в ДОУ. В полной мере должен дей­ствовать принцип "не навреди".

Тестирование физической подготовленности детей проводится по достижении ими 3 лет б месяцев. К обследованию допускаются дети, не имеющие противопоказаний к выполнению контрольных тестов по состоянию здоровья (в соответствии с заключением врача дошкольного образовательного учреждения). Дошкольники 2-й ме­дицинской группы освобождаются от тестов, которые им противо­показаны. При нарушенной функции зрения или при выраженной форме плоскостопия они могут быть освобождены, например, от бега на 30 м. Тест "прыжок в длину" для них допускается только на мягком покрытии (гимнастический мат, ковер). При пупочной грыже и гры­же белой линии живота дети освобождаются от теста "подъем в сед" и т. п. Дошкольники 3-й и 4-й медицинских групп и дети, имеющие врожденные пороки развития органов или систем, от тестирования по обязательной программе освобождаются полностью, в протоколе фиксируется только их медицинская группа или делается отметка "ЛФК", если они занимаются по программе лечебной физической культуры.

Тестирование не проводится в течение месяца с детьми, перенес­шими острое заболевание, обострение хронического заболевания. Всю необходимую информацию о состоянии здоровья детей медицинская сестра предоставляет воспитателю по физической культуре в начале учебного года.

В связи с тем что у большинства детей отмечается слабость связочно-мышечного аппарата и возникает риск получения серьезной травмы, не рекомендуются использовать в качестве тестов "висы", элементы акробатики ("мостик", кувырки), перебрасывание друг дру­гу утяжеленного мяча. Необходимо строго дозировать упражнения на силовую выносливость — подъем туловища в сед из положения лежа. Анализ состояния здоровья современных детей выявил, что многим детям не показан бег в максимальном темпе на длинные дистанции (на 90 м — до 5 лет, на 300 м — с 5 лет).

Особое внимание следует уделять детям с повышенной возбуди­мостью и двигательной расторможенностью. Такие дошкольники нуж­даются в постоянном контроле со стороны воспитателя и медицинской сестры.

Перед тестированием воспитателю желательно провести сбор дополнительной информации:

■    характер последнего заболевания (диагноз, продолжитель­ность в днях, наличие выраженных осложнений);

■    параметры сна накануне (продолжительность, спокойный или тревожный);

■    настроение (хорошее, нормальное, бодрое, вялое, подавлен­ное, раздражительное);

■ наличие у ребенка жалоб на плохое самочувствие.
         Обследование следует выполнять не ранее 30 мин после принятия пищи. Целесообразно проводить тестирование в часы наибольшей биологической активности — с 9 до 13 ч, перед тестированием необ­ходимо организовать небольшую разминку для подготовки организма дошкольников к предстоящей мышечной нагрузке.

Участок или физкультурный зал, где проводится тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних предметов; быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное обо­рудование должно быть прочно закреплено, не иметь острых краев и т. д.).

Обязательна страховка детей при выполнении двигательных за­даний, особенно это важно для беговых упражнений, прыжков, уп­ражнений на выносливость.

К выполнению двигательных тестов дети допускаются в соответ­ствующей спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий.

Анализ и обработка полученных данных тестирования

Оценка полученных результатов — сложная задача. Старший воспи­татель обязан владеть основными способами правильного анализа исследуемых показателей.

При оценке двигательных умений и физических качеств исполь­зуются количественные и качественные показатели.

Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности — это сопоставление средних показателей по груп­пе с данными оценочных таблиц по возрастно-половым показателям физической подготовленности детей, разработанных на основе стан­дартов, как правило, для определенного географического региона.

В результате анализа принято выделять детей со средним, высо­ким и низким уровнем физической подготовленности. Уровень опре­деляется по большинству показателей, которые подпадают под соот­ветствующую градацию. Например, высокая физическая подготов­ленность предполагает большинство показателей выше средних и отсутствие низкого результата; наличие большинства показателей ниже среднего свидетельствует о низкой подготовленности.

Необходимо также выделить и качественные показатели, которые дают представление об уровне овладения техникой движений у детей. Критерии оценки качества подлежат переводу в определенную сис­тему баллов, например 3- или 5-балльную шкалу.

Не следует рассматривать данные оценочных таблиц в качестве строгих нормативов (эталонов) и подгонять к ним результаты анализа тестирования дошкольников. Сопоставительная норма характеризует лишь место испытуемого среди обследованных детей. Важнее просле­дить динамику индивидуальных показателей развития каждого ребен­ка. В этой связи наиболее эффективным методом оценки служит при­рост показателей двигательных навыков и физических качеств. Напри­мер, двигательное развитие ребенка оценивается по таблицам как высокое, однако существенных изменений в результатах выполнения заданий в течение года не произошло. И наоборот, у ребенка могут быть низкие показатели тестирования в сравнении со средними зна­чениями при высоких темах личного роста результатов.

Для оценки темпов прироста индивидуальных показателей физи­ческих качеств в течение года можно использовать следующую шкалу:

■    до 8% — неудовлетворительно;

■    8-10% — удовлетворительно;

■    10-15% — хорошо;

я свыше 15% — отлично (данные В.И. Усакова).

Анализ и оценка динамики норм индивидуального продвижения очень важны для своевременного внесения коррекций в образователь­ный процесс с целью осуществления индивидуально-дифференциро­ванного подхода.

Оценка групповых показателей прироста включает средний ре­зультат по группе и коэффициент вариации. Если коэффициент вари­ации уменьшается, то это положительная тенденция в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку.

 

 

Ж. «Ст.воспитатель» № 3, 2007, 16

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения".

Мы с Вами рассмотрим понятие о языке и речи, определим факторы языковой способности, рассмотрим закономерности развития речи (то есть затронем теоретическую базу и перейдём к практике), поставим...

Оценка физической подготовленности детей в условиях ДОУ

Выступление на городском методическом обьединении старших воспитателей г. Волжска 29.11.10...

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Вы первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуетесь. Переживаете. Как справится  ребенок с новой ситуацией?Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду», и как сделать так, чтоб...

Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, позволяющих определить состояние здоровья:...

Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, позволяющих определить состояние здоровья:...

Педагогическая поддержка игровой деятельности у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений Игры для развития сенсорных способностей у детей от 2-3 лет.

Данного методическая разработка направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт....