программа «Играйте на здоровье»
рабочая программа по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях реализуется парциальная авторская программа «Играйте на здоровье» (Волошина Л.Н., Новичкова Л.В.), полностью построенная на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.
Чтобы увлечь не только детей, но и родителей игрой, перевести родителей с позиции наблюдателей в активных участников педагогического процесса, мы предлагаем варианты домашних заданий и своеобразные, доступные детям. Это помогает объединять взрослых и детей, занять свободное время полезным делом, вспомнить давно забытые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_igrayte_na_zdorove.docx | 65.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Педагогическим советом МАДОУ «Волшебница» Протокол от «29 » августа 2019 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО приказом МАДОУ «Волшебница» от «29» августа 2020 г. № 169 - ОД
|
Рабочая программа
по физическому развитию инструктора по физической культуре
Шапортова Г.Б
«Играйте на здоровье»
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Волшебница» города Лабытнанги
Содержание
- Целевой раздел…………………………………………………………………………...3
- Пояснительная записка…………………………………………………………………..3
- Планируемые результаты……………………………………………………..…………4
- Содержательный раздел…………………………………………………………………5
Особенности психолого-физического развития детей……………………………..….5
- Учебно-тематический план ……………………………………………………..……..6
- Содержание программы…………………………………………………………..……..6
- Требования к уровню освоения программного материала ……………………….…13
- Оценка уровня освоения программного материала………………………..…………14
- Методическое обеспечение…………………………………………………………….15
- Список литературы……………………………………………………………………..16
Введение
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях реализуется парциальная авторская программа «Играйте на здоровье» (Волошина Л.Н., Новичкова Л.В.), полностью построенная на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.
Чтобы увлечь не только детей, но и родителей игрой, перевести родителей с позиции наблюдателей в активных участников педагогического процесса, мы предлагаем варианты домашних заданий и своеобразные, доступные детям. Это помогает объединять взрослых и детей, занять свободное время полезным делом, вспомнить давно забытые игры.
Использование предложенных в программе игр с элементами спорта обогащает двигательную активность детей, делает ее разносторонней, отвечающей индивидуальному опыту и интересам. Дети готовы делиться своим опытом с другими.
Программа «Играйте на здоровье», становится инициаторами в организации подвижных игр во дворе, охотно передают игровой опыт малышам, включают в игры взрослых. И мы неоднократно наблюдали, как растет их азарт, когда они принимают участие в играх.
Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Для игр с элементами спорта характерна определенная специфика и точность двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий (разметка площадки, подбор инвентаря).
Обучение играм с элементами спорта предъявляет ребенку требования, адекватные его возможностям, и в определенной степени, дает установку опережающего развития и является условием для полноценного гармоничного развития личности каждого ребенка.
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на период 2018-2019 учебный год, для детей в возрасте 3-5 лет.
Актуальность настоящей программы физкультурно-спортивной направленности « Играйте на здоровье» связана с необходимостью повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста. С одной стороны, в общей системе дошкольного образования физическое воспитание занимает особое место, является важным фактором укрепления здоровья детей и всестороннего развития личности ребенка. С другой стороны, сложившаяся в настоящее время в дошкольных образовательных учреждений система физического воспитания, оценивается многими специалистами, как недостаточно эффективная ( Л.В. Горькова, Г.В. Каштанова, Д.М. Маханева,, Е.А. Пименова).
Так, исследования доктора педагогических наук Ю.К. Чернышевского доказывают, что у более 40% дошкольников уровень физической подготовки ниже среднего.
Кроме того, современные дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным подвижным играм пришли не менее увлекательные - компьютерные.
Это вызывает озабоченность педагогов и врачей: мало, очень мало двигаются дети! А для ребенка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Через подвижные игры ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Программа «Играйте на здоровье» для детей 3-5 лет – вызывает устойчивый интерес малышей к играм с элементами спорта и на этой основе создать предпосылки для физического совершенствования ребенка.
Цель – Совершенствовать содержание двигательной деятельности младших дошкольников на основе использования элементов спортивных и подвижных игр.
Общие задачи программы органически связаны с основной целью системы многолетней подготовки резервов в спортивных клубах – подготовкой юных спортсменов.
Задачи:
- формирование устойчивого интереса к подвижным играм и играм с элементами спорта, игровым упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения элементов игр;
- содействие развитию двигательных способностей;
- воспитание положительных морально-волевых качеств;
- формирование навыков и стереотипов здорового образа жизни.
Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю.
Наполняемость групп составляет:
- 1 год обучения - 8-12 человек;
- 2 год обучения - 10-15 человек.
Предусматривается индивидуальная работа с каждым ребенком.
Отбор детей в проводится в зависимости от их желания и при отсутствии медицинских противопоказаний.
В процессе занятий используются различные формы организации детей:
- групповые;
- командные;
- индивидуальные.
Рекомендуются такие формы занятий:
- учебно-тренирующие;
- сюжетные;
- игровые;
- контрольно-учетные;
- показ тематических видео-фильмов, фотографий, картинок;
занятия с участием родителей;
- спортивные досуги, развлечения.
Реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения – по 32 часа каждый год.
- первый год - обучение детей 3-4 лет;
- второй год - обучение детей 4-5 лет.
Учебный материал распределяется на теоретические и практические занятия.
Теоретические занятия: по 7,1 часов каждый год.
Практические занятия: по 24,9 часа каждый год.
Диагностика двигательной подготовленности по видам движений проводится 2 раза в учебный год: в начале и в конце учебного года.
Содержание практических занятий включает теоретический материал по методике изучения техники выполнения физических упражнений и физических действий.
Программа «Играйте на здоровье» состоит из 5 разделов:
- Баскетбол
- Футбол
- Хоккей
- Настольный теннис
- Городки
Обучение детей осуществляется с учетом таких принципов:
- систематичность;
- доступность;
- постепенность;
- информированность;
- динамичность;
- активность;
- самостоятельность;
- сопереживание;
- гуманизация.
- Планируемые результаты
Ожидаемые результаты освоения детьми содержания данной Программы спрогназированы по годам обучения.
Первый год обучения:
- сформированность устойчивого интереса к подвижным играм;
- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями;
- развитие двигательных способностей;
- сформированность элементарных навыков здорового образа жизни.
Второй год обучения:
- сформированность устойчивого интереса к подвижным играм и играм с элементами спорта, игровым упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями; правильная техника выполнения элементов игр;
- развитие двигательных способностей;
- воспитание положительных морально-волевых качеств;
- сформированность навыков и стереотипов здорового образа жизни.
Содержательный раздел
Особенности психолого-физического развития детей
младшего дошкольного возраста (3-5 лет)
Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка - его мысли, чувства, нравственные качества. Двигательная деятельность считается как фактор развития человека.
Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка.
Дети в возрасте 3-5 лет проходят нелегкий путь накопления жизненно важных движений. В этом возрасте они достаточно подвижны, свободно перемещаются в пространстве, использует неуклюжесть, характерная для детей 2 лет. Разнообразие двигательной сферы детей этого возраста проявляется в свободных движениях и игре. Дети на короткое время могут сдерживать свои желания и действия, для них характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого. В этот период они постепенно переходят от одиноких игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. Внимание детей становится более сосредоточенным и устойчивым, ребенок способен сравнивать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать простейшие связи между ними, обобщать их по сходным признакам.
Наблюдения показали, что уже 3-5 года у ребенка вызывают интерес с мячом, ракеткой, битой, клюшкой.
Также его интересуют изменения тех или иных действий в играх с элементами спорта.
Интерес детей к играм с элементами спорта являются, прежде всего, игры старших ребят, которые они наблюдают на прогулке, игровые действия взрослых. Это подчеркивает необходимость использования игр с элементами спорта в системе физического воспитания младших дошкольников.
- Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Раздел | Количество часов | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | Всего | ||
1 | Баскетбол | 2 | 6,5 | 8,5 |
2 | Хоккей | 1 | 4 | 5 |
3 | Настольный теннис | 1 | 4 | 5 |
4 | Футбол | 2 | 6,5 | 8,5 |
5 | Городки | 1 | 4 | 5 |
ИТОГО | 7 | 25 | 32 |
2 год обучения
№ п/п | Раздел | Количество часов | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | Всего | ||
1 | Баскетбол | 1,5 | 7 | 8,5 |
2 | Хоккей | 1 | 4 | 5 |
3 | Настольный теннис | 1 | 4 | 5 |
4 | Футбол | 1,5 | 7 | 8,5 |
5 | Городки | 1 | 4 | 5 |
ИТОГО | 6 | 26 | 32 |
- Содержание программы
1 год обучения
БАСКЕТБОЛ
Задачи:
- Формировать многообразие действий с мячом.
- Воспитывать интерес к играм с мячом, желание играть вдвоем, втроем.
- Развивать согласованность движений, глазомер.
- В процессе освоения действий с мячом развивать основные движения – ходьбу, бег, прыжки, лазание.
Элементы игры:
- «Найди свой домик» - ходьба, бег врассыпную, по сигналу поселиться в свой домик – взять обруч, расположенный на дорожке из обручей.
- «Наши ножки ловко прыгают по дорожке» - прыжки на двух ногах, с ноги на ногу: из обруча в обруч, по дорожке из обручей.
- «Обезьянки» - пролезание через обручи, расположенные на дорожке, «змейкой».
- «Не отдам мяч» - прыжки, ноги вместе, ноги врозь.
- «Играй, играй – мяч не теряй» - катание мяча в разные стороны, по сигналу поднять мяч вверх.
- «Наши ножки ловко бегают по дорожке» - прокатить мяч двумя руками по скату, пробежать за ним по скату.
- «Поздоровались» - ходьба и бег врассыпную с мячом в руках перед грудью, по сигналу найти себе пару, остановиться, поднять мяч вверх, потянуться руками друг к другу, касаясь мячами.
- «Большие – маленькие» - вращение мяча кистями рук по маленькому и большому кругу.
- «Носильщики» - командами собрать мячи в корзину
- «Быстрее к своему мячу» - пролезть через обручи и встать возле своего мяча (большой, маленький).
- «Кого назвали, тот и ловит» - ловля мяча, брошенного педагогом.
- «Треугольник» - прокатывание или передача мяча в тройках.
- «Бросай - не зевай» - бросок мяча вниз двумя руками и ловля его после отскока.
- «Мяч в обруч» - бросок мяча двумя руками от груди в обруч, догнать мяч, пролезть в обруч.
- «Не урони» - передача мяча, в парах сидя, стоя на коленях, стоя на ногах.
- «Прыг-скок» - ведение мяча на месте.
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС
Задачи:
- Познакомить детей с теннисным шариком и ракеткой, показать свойства шарика (легкий, прыгает, ломается, если обращаться неаккуратно).
- Формировать действия с ракеткой и маленьким мячиком
- Развивать мелкую моторику рук, согласованность движений.
- Создавать ситуации, побуждающие детей проявлять усилия в овладении действиями с мячом и ракеткой, развивать эмоциональную сферу ребенка в действиях с мячом и ракеткой.
- Воспитывать желание действовать с маленьким мячиком самостоятельно.
Элементы игры:
- Ходьба и бег с теннисным шариком.
- ОРУ (с теннисными шариками)
- «Гонка шариков» - прокатывание шариков в разные стороны.
- «Высоко-высоко» - бросание шариков вверх одной рукой, затем другой.
- «Ветер» - стоя на четвереньках дуть на шарик, затем догнать его.
- «Мой веселый звонкий мяч» - прыжки, бег.
- «Мяч в круге» - воспитатель катит теннисный мяч сидящему на корточках ребенку, ребенок катит его обратно, вставая и называя любимую игрушку.
- «Зонтики» - ходьба и бег с теннисными ракетками
- «Мяч друг другу» - катание маленького резинового мяча теннисной ракеткой друг другу.
- «Повеселимся» - прыжки на двух ногах через «зонтики», «ракетки».
- «Солнышко и туча» - бег
- «Светофор» - ходьба и бег
- ОРУ «Проверим автомобили»
- «Подъёмный кран» - поднять шарик вверх и бросить на ракетку.
- «Путешествие» - покатать шарик рукой вокруг ракетки.
- «Цветные автомобили» - бег.
ФУТБОЛ
Задачи:
- Познакомить детей с названием и особенностями игры в футбол.
- Формировать элементарные для футбола действия с мячом.
- Воспитывать интерес к действиям с мячом, желание играть вдвоем, втроем.
- Развивать координационные способности, ловкость, глазомер.
- В процессе овладения с мячом совершенствовать технику ходьбы, бега.
Элементы игры:
- «Мячи шалунишки» - ходьба и бег за катящимися мячами, остановка мячей ногой.
- Ходьба и бег в колонне с мячом в руках
- ОРУ «Ловкие мячики»
- «Догони» - удар ногой по неподвижному мячу.
- «Ловкие ножки» - введение мяча по прямой.
- «Попади в ворота» - удар по неподвижному мячу, догнать на четвереньках подлезая в ворота.
- «Мой веселый звонкий мяч»
- «Какого мяча нет»
- «Прокати» - прокатить мяч по скату руками, догнать его, остановить ногой, обратно – ведение мяча ногой.
- «Поворот» - ходьба и бег в колонне с мешочком в руках; по сигналу – поворот кругом, постоять на одной ноге.
- «Остановись» - ходьба врассыпную, по сигналу остановка возле мешочка, нога на мешочке, руки в стороны, постоять
- ОРУ с мешочками
- «Детки и кот» - прыжки, бег.
- «Где котик?»
- «Футбол мешочком»
ХОККЕЙ
Задачи:
- Познакомить детей с клюшкой и шайбой, простейшими действиями с ними.
- Учить водить клюшку, не отрывая ее от поверхности; ударять по неподвижной шайбе и останавливать шайбу клюшкой.
- Развивать координационные способности, ориентировку в пространстве.
- Воспитывать желание получить положительные результаты; выполнять простейшие требования безопасной игры.
- Закладывать предпосылки последующих совместных действий со сверстниками в игре «Хоккей».
Элементы игры:
- «Метелица» - бег в колонне вполоборота, держась за руки «змейкой» вокруг клюшек.
- «Хлопушки» - хлопки руками над головой, впереди себя, с поворотами, по коленям.
- «Попрыгунчики» - прыжки через ручеек, выложенный из клюшек или через лучики снежинки, также выложенные из клюшек
- «Снайперы» - метание снежков одной рукой снизу в снежинку, выложенную из клюшек.
- «Ловишки» - водящих ловит играющих, которых он не может осалить в доме, выложенном из клюшек.
- «Затейники» - ОРУ с клюшками
- «Кто дальше» - метание снежков на дальность
- «Чья клюшка быстрее» - стоя в шеренге с клюшкой в руках, перебежать с одной стороны площадки на другую. Клюшку не отрывать от земли.
- «Гонка шайб» - провести шайбу, не отрывая от нее клюшку.
- «Чья шайба дальше» - удар клюшкой по неподвижной шайбе.
- «Забей в ворота» - забей шайбу с места в ворота (расстояние 3м)
- «Пройди-не задень» - введение шайбы змейкой между кеглями (расстояние 2м).
- «Следопыты» - пройти по следам и не отступиться.
- «Канатоходцы» - ходьба приставными шагами по дорожке, выложенной из клюшек.
ГОРОДКИ
Задачи:
- Познакомить с русской народной игрой «Городки», инвентарем для игры (бита, городок), элементами площадки (город, кон), несколькими фигурами (забор, ворота, бочка).
- Отработать элементарные действия с битой, разучить способы ее метания (прямой рукой сбоку, от плеча).
- Научить строить простейшие фигуры.
- Развивать силу, глазомер.
- Сформировать осторожность, внимательность, побуждать к взаимодействию в игровых ситуациях.
Элементы игры:
- «Найди свой домик» - ходьба и бег врассыпную с цветным городком в руках. Во время остановки найти свой домик, одинаковы по цвету с городком, и построить: на прямоугольной линеечке – забор, на круге – бочку, на квадрате – письмо, самолет.
- ОРУ с городком
- «Дорожка» - (выложенная из городков) пройти с высоким подниманием колен, перепрыгнуть на двух ногах. Пройти на четвереньках.
- «Метни стрелу» - бросок городка на дальность до вертикальной дорожки.
- «Попади в песочницу»
- «Носильщики» - носить биту в согнутых руках перед грудью.
- «Змеечка» - ходьба змейкой вокруг бит.
- «Цепочка» - бег, взявшись за руки, вокруг бит.
- ОРУ с битой
- «Кто дальше» - метание биты на дальность.
- «Поиграем» - кегли подвешены на веревочке, которая натянута между стойками:
- «жмурки» - ползание змейкой вокруг кеглей опущенных до земли;
- «попрыгунчики» - прыжки на двух ногах с касанием кегли, поднятой вверх;
- «метатели» - метание биты в кеглю, подвешенную на веревочке;
- «пальчики» - каждым пальчиком руки дотронуться до кегли, привешенной на веревочке.
Занятия проводятся в групповой форме, продолжительностью 15-20 минут
Содержание программы
2 год обучения
БАСКЕТБОЛ
Задачи:
- Познакомить с названием и инвентарем для игры в баскетбол, создавать общее представление о действиях в этой игре.
- Создавать ситуации, побуждающие к коллективным действиям с мячом.
- Воспитывать целеустремленность, желание достичь положительного результата, доброжелательное отношение друг к другу.
- Развивать координацию движений, точность, ловкость.
Элементы игры:
- «Найди свой домик» - ходьба, бег врассыпную, по сигналу поселиться в свой домик – взять обруч, расположенный на дорожке из обручей.
- «Наши ножки ловко прыгают по дорожке» - прыжки на двух ногах, с ноги на ногу: из обруча в обруч, по дорожке из обручей.
- «Не отдам мяч» - прыжки, ноги вместе, ноги врозь.
- «Наши ножки ловко бегают по дорожке» - прокатить мяч двумя руками по скату, пробежать за ним по скату.
- «Поздоровались» - ходьба и бег врассыпную с мячом в руках перед грудью, по сигналу найти себе пару, остановиться, поднять мяч вверх, потянуться руками друг к другу, касаясь мячами.
- «Носильщики» - командами собрать мячи в корзину
- «Мяч в обруч» - бросок мяча двумя руками от груди в обруч, догнать мяч, пролезть в обруч.
- «Лови – не зевай» - ловля мяча после броска двумя руками вверх.
- «Не урони» - передача мяча, в парах сидя, стоя на коленях, стоя на ногах.
- «Прыг-скок» - ведение мяча на месте.
- «Пролезь быстрее» - с мячом в руках пролезть через обручи «змейкой».
- «У кого меньше мячей» - перебрасывание мячей командами на сторону противника.
- «Попади в корзину» - бросок мяча двумя руками от груди в корзину.
- «Чье звено быстрее» - передача мяча по кругу
- «Стой» - кружение с мячом в руках, по сигналу – постоять на одной ноге.
- «Прыг-скок, побежал дружок» - ведение мяча в движении.
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС
Задачи:
- Учить выполнять действия с мячом и ракеткой, формировать стойку теннисиста.
- Формировать бережное отношение к теннисному мячику и ракетке.
- Воспитывать терпение, уверенность в движениях, создавать условия для проявления положительных эмоций.
- Развивать глазомер, согласованность движений, мелкую моторику рук.
Элементы игры:
- Ходьба и бег с теннисным шариком.
- ОРУ (с теннисными шариками)
- «Мой веселый звонкий мяч» - прыжки, бег.
- «Попади в мяч» - бросание теннисных шариков в волейбольный мяч.
- «Попади в круг» - бросание мяча о стену, чтобы после этого он попал в обруч
- «Прокати быстрее» - фронтальное прокатывание мяча до обруча и обратно.
- «Зонтики» - ходьба и бег с теннисными ракетками
- «Мяч друг другу» - катание маленького резинового мяча теннисной ракеткой друг другу.
- «Покружились» - кружение, стоя на носках вокруг ракетки.
- «Повеселимся» - прыжки на двух ногах через «зонтики», «ракетки».
- «Солнышко и туча» - бег
- «По дорожке» - покатать шарик по дорожке
- «Светофор» - ходьба и бег
- ОРУ «Проверим автомобили»
- «Подбей мяч» - подбить ракеткой мяч, подвешенный на веревочке.
- «Мяч вокруг обруча» - кто быстрее ракеткой обведет мяч вокруг обруча.
- «По дорожке» - прокатить шарик ракеткой по дорожке, закатив его по доске в обруч.
- «Цветные автомобили» - бег.
ФУТБОЛ
Задачи:
- Познакомить детей с условиями игры в футбол.
- Создать представление об элементах техники игры в футбол.
- Учить игровому взаимодействию.
- Развивать координационные способности, точность, выносливость.
Элементы игры:
- «Мячи шалунишки» - ходьба и бег за катящимися мячами, остановка мячей ногой.
- Ходьба и бег в колонне с мячом в руках
- ОРУ «Ловкие мячики»
- «Догони» - удар ногой по неподвижному мячу.
- «Прикати» - один ребенок катит мяч руками, другой останавливает ногой и ударяет обратно.
- «Не потеряй» - введение мяча вокруг обруча.
- «У ребят порядок строгий» - ходьба и бег.
- ОРУ «Веселые ребята».
- «Гонка мячей» - ведение мяча в разных направлениях, по сигналу остановка – нога на мяче.
- «Попади в ворота» - удар по неподвижному мячу, догнать на четвереньках подлезая в ворота.
- «Мой веселый звонкий мяч»
- «Какого мяча нет»
- «Мяч под сетку» - две команды ударом ноги посылают мяч на сторону противника.
- «Нарисуй мячик» - рисование пальцем в воздухе мячей разного размера.
- «Ловкие ребята» - ведение мяча между набивными мячами.
- «Поворот» - ходьба и бег в колонне с мешочком в руках; по сигналу – поворот кругом, постоять на одной ноге.
- «Остановись» - ходьба врассыпную, по сигналу остановка возле мешочка, нога на мешочке, руки в стороны, постоять
- ОРУ с мешочками
- «Детки и кот» - прыжки, бег.
- «Где котик?»
- «Футбол мешочком»
ХОККЕЙ
Задачи:
- Познакомить детей со стойкой хоккеиста, расширить круг представлений о действиях с клюшкой и шайбой.
- Учить вести шайбу, не отрывая клюшку от нее; забивать шайбу с места в ворота, закрепить передачу шайбы в парах.
- Создавать условия, обеспечивающие получение положительного результата в действиях с клюшкой и шайбой в парах.
- Укреплять уверенность в своих действиях, активность, инициативность в игре; обеспечить соблюдение правил безопасной игры.
- Развивать реакцию на движущийся объект, точность, быстроту.
Элементы игры:
- «Метелица» - бег в колонне вполоборота, держась за руки «змейкой» вокруг клюшек.
- «Хлопушки» - хлопки руками над головой, впереди себя, с поворотами, по коленям.
- «Попрыгунчики» - прыжки через ручеек, выложенный из клюшек или через лучики снежинки, также выложенные из клюшек
- «Снайперы» - метание снежков одной рукой снизу в снежинку, выложенную из клюшек.
- «Ловишки» - водящих ловит играющих, которых он не может осалить в доме, выложенном из клюшек.
- «Затейники» - ОРУ с клюшками
- «Кто дальше» - метание снежков на дальность
- «Фигуры» - играющие ходят врассыпную. По сигналу «стой» останавливаются и выполняют фигуру спортсмена-хоккеиста, лыжника. Данное задание выполняется по карточкам.
- «Со льдины на льдину» - ходьба с кружочка на кружочек, обозначенные красками на снегу, затем прыжки на двух ногах.
- «Чья клюшка быстрее» - стоя в шеренге с клюшкой в руках, перебежать с одной стороны площадки на другую. Клюшку не отрывать от земли.
- «Гонка шайб» - провести шайбу, не отрывая от нее клюшку.
- «Чья шайба дальше» - удар клюшкой по неподвижной шайбе.
- «Забей в ворота» - забей шайбу с места в ворота (расстояние 3м)
- «Пройди-не задень» - введение шайбы змейкой между кеглями (расстояние 2м).
- «Следопыты» - пройти по следам и не отступиться.
- «Канатоходцы» - ходьба приставными шагами по дорожке, выложенной из клюшек.
ГОРОДКИ
Задачи:
- Познакомить с русской народной игрой «Городки», закрепить названия и способы построения простейших фигур (забор, бочка, ворота), познакомить с новыми фигурами (рак, письмо).
- Формировать технику правильного броска биты.
- Воспитывать интерес к русским народным подвижным играм.
- Развивать координацию движений, точность.
- Учить правилам безопасности в игре.
Элементы игры:
- «Найди свой домик» - ходьба и бег врассыпную с цветным городком в руках. Во время остановки найти свой домик, одинаковы по цвету с городком, и построить: на прямоугольной линеечке – забор, на круге – бочку, на квадрате – письмо, самолет.
- ОРУ с городком
- «Дорожка» - (выложенная из городков) пройти с высоким подниманием колен, перепрыгнуть на двух ногах. Пройти на четвереньках.
- «Метни стрелу» - бросок городка на дальность до вертикальной дорожки.
- «У кого городок»
- «Носильщики» - носить биту в согнутых руках перед грудью.
- «Змеечка» - ходьба змейкой вокруг бит.
- «Цепочка» - бег, взявшись за руки, вокруг бит.
- ОРУ с битой
- «Кто дальше» - метание биты на дальность.
- «Поиграем» - кегли подвешены на веревочке, которая натянута между стойками:
- «жмурки» - ползание змейкой вокруг кеглей опущенных до земли;
- «попрыгунчики» - прыжки на двух ногах с касанием кегли, поднятой вверх;
- «метатели» - метание биты в кеглю, подвешенную на веревочке;
- «пальчики» - каждым пальчиком руки дотронуться до кегли, привешенной на веревочке.
- Требования к уровню освоения программного материала
Дети к концу первого года обучения должны ЗНАТЬ:
- Способы выполнения общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами.
- Названия и особенности спортивных игр
- Элементарные действия с мячом, ракеткой, клюшкой и т.д.
- Разнообразные виды движений: в ходьбе, беге, прыжках.
- Назначение спортивной одежды.
- Правила подвижных игр.
Дети к концу первого года обучения должны УМЕТЬ:
- Выполнять простейшие требования безопасной игры
- Уметь владеть мячом
- Уметь расширять и совершенствовать свои двигательные умения.
- Целенаправленно развивать координационные способности, ловкость, ориентировку в пространстве.
- Уметь взаимодействовать между детьми
Дети к концу второго года обучения должны ЗНАТЬ:
- Способы выполнения общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами.
- Направление и последовательность действий отдельных частей тела.
- Связь между способом выполнения движений и полученным результатом.
- Разнообразные виды движений: в ходьбе, беге, прыжках.
- Виды игровых упражнений и заданий.
- Содержание подвижных игр.
- Влияние спортивной игры на укрепление здоровья, развитие валеологических представлений, координационных и кондиционных способностей, нравственно-волевых качеств.
- Санитарно-гигиенические правила.
Дети к концу первого года обучения должны УМЕТЬ:
- Уверенно, точно, с большим напряжением и хорошей амплитудой, в заданном темпе и ритме выполнять общеразвивающие упражнения.
- Самостоятельно проявлять двигательную активность в ходьбе, беге, прыжках; стремиться к лучшему результату, осознать зависимость между качеством выполнения упражнений и его результатом.
- Уметь расширять и совершенствовать свои двигательные умения.
- Уметь вступать в контакт со сверстниками, добиться общей цели, согласованно действовать при выполнении общего задания.
- Уметь управлять своим поведением в игре, в игровых ситуациях.
- Уметь быстро переключаться с выполнения одних физических действий в другие.
- Проявлять волю, целеустремленность, смекалку.
- Целенаправленно развивать ловкость, быстроту движений, владеть координационными способностями, ориентировкой в пространстве.
- Уметь подкреплять усвоенные навыки в самостоятельной двигательной деятельности.
- Уметь самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры, участвовать в роли ведущего.
- Оценка уровня освоения программного материала
Результат работы в данной деятельности отслеживается в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещением занятий, стремлением к совершенствованию мастерства обучающихся, динамикой роста индивидуальных показателей.
По окончании учебного года уровень знаний, умений и навыков обучающихся должен соответствовать требованиям контрольно-переводных нормативов.
1 год обучения
Ф.И ребенка | Контрольные упражнения | |||||||||
Бег 10м | Бросание предмета: вверх; о стену; в цель; об пол. | Прыжки: из обруча в обруч; в длину с места, с ноги на ногу | Передача, ловля предмета: парами; по кругу | Ведение предмета: по прямой; в разных направлениях; | ||||||
Н.Г | К.Г | Н.Г | К.Г | Н.Г | К.Г | Н.Г | К.Г | Н.Г | К.Г | |
2 год обучения
Ф.И ребенка | Контрольные упражнения | |||||||||
Бег 10м | Техника броска (мяча, биты, шарика): двумя руками от груди; в обруч; в даль; в цель; | Прыжки: из обруча в обруч; в длину с места, с ноги на ногу; | Ведение (мяча, шайбы): на месте; в движении; вокруг обруча; змейкой; | Передача, ловля предмета: парами; по кругу | ||||||
Н.Г | К.Г | Н.Г | К.Г | Н.Г | К.Г | Н.Г | К.Г | Н.Г | К.Г | |
- Методическое обеспечение
Культура движений ребенка 3-5 лет начинается с обогащения его двигательного опыта, поэтому физкультурные занятия строятся на играх с разнообразными видами двигательной деятельности. Чем больше видов и способов действий с мячом, ракеткой, битой, обручем и их сочетаний в арсенале малыша, тем осознаннее и быстрее его деятельность, тем активнее его взаимодействие со сверстниками, успешнее ориентировка в окружающей обстановке.
В содержание игровых физкультурных занятий мы включали подвижные игры общеразвивающего характера, направленные на формирование основных движений и комплексное развитие двигательных способностей. Значительное место в предлагаемых занятиях занимают игры с элементами спорта, доступные и полезные малыши. При этом в каждом занятии детально отрабатываются игровые упражнения, которые обеспечивают формирование элементарных приемов игры в футбол, хоккей, баскетбол, настольный теннис. Каждое разучиваемое в игровой форме движение базируется на предыдущем двигательном опыте ребенка.
Схема построения игровых физкультурных занятий традиционна. Занятия состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. При этом все образовательные задачи решаются путем соответствующего подбора игр и игровых упражнений, рационального распределения и чередования объема физических нагрузок. Наличие перспективного плана по каждому разделу обеспечивает прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности. Повторение занятия позволяет закрепить освоенные двигательные действия.
В вводной части занятия обеспечивают активизацию внимания, памяти, мышления, разминку мышц, повышают функциональные возможности организма. Основная часть по программе вариативна. Она включает также серию игр, направленных на овладение основными движениями и простейшими элементами техники спортивных игр, развитие двигательных способностей. В заключительной части планируется психокоррекционные игры.
Обучение двигательным действиям и применение их должны проходить в разных условиях, поэтому игровые занятия проводятся как в спортивном зале, так и на открытых площадках. Это дает просмотр для мобилизации и развития двигательных способностей, интеллектуальных качеств ребенка.
- Список литературы
- Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. – М.,1983.
- Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М., 1992.
- Змановский Ю.В. Социально – оздоровительная технология «Здоровый дошкольник». - М.: АРКТИ, 2001.
- Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина И.А. Программа «Детство». – Санкт – Петербург, издательство «Акцидент». 2004 г.
- Шебеко В.Н., Шишкина В.А. Учебное пособие «Физическое воспитание дошкольников». – Санкт – Петербург. 2004 г.
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1973.
- Ноткина Н. А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб., 1993.
- Волошина Л.Н, Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. М., 2004.
- Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – ТЦ М., 2008.
- Грядкина Т.С. Образовательная область. Физическая культура – СПб, Детство-Пресс., 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
Моя рабочая программа по экологическому воспитанию. Программа формирования ценностей здорового образа жизни средствами природы.
«Путешествие в страну питания»Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанн...
Программа по охране здоровья, физическому развитию и формированию здорового образа жизни для детей младшего и среднего школьного возраста
Данная программа нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохраниение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культ...
Аннотация программы по формированию здорового образа жизни и профилактике простудных заболеваний «Тропинка к здоровью» для детей младшего и старшего дошкольного возраста 2014-2016 гг.
Пояснительная запискаФормирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов...
Дополнительная общеобразовательная программа – «Спортивные игры и здоровье»
В программе изложен материал в соответствии со структурой основной общеобразовательной программы.Программа разработана на основе порциальной птрограммы Л.Н. Волошиной "Играйте на здоровье", ...
Парциальная программа «Фитбол-гимнастика» (модифицированная на основе программы Волошиной Л.Н. «Играйте на здоровье»), части ООП МКДОУ – детского сада «Солнышко», формируемой участниками образовательных отношений
В последнее время сохранение здоровья детей становится приоритетной национальной задачей. За последние годы Правительством РФ разработано и принято ряд документов, направленных на приобщение детей к з...
«Использование психокоррекционных упражнений как фактор эмоционального благополучия детей в реализации программы «Играйте на здоровье»».
Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хотелось бы представить вашему вниманию опыт работы по теме: «Использование психокоррекционных упражнений как фактор эмоционального благополучия д...