Игры и упражнения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
материал по физкультуре (старшая группа)

Прыткова Жанна Артуровна

Игра основной вид деятельности дошкольников. Подвижная игра позволяет с опорой на ведущий вид деятельности активизировать, а так же регулировать двигательную активность детей. Целями игр, которые мы вам продемонстрируем, является: совершенствование навыков правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укрепление мышц спины и брюшного пресса; совершенствование координаций движений. В игре формируются положительные черты характера, чувство справедливости и товарищества.

Увлекаясь игрой, дети закрепляют нужные навыки, переносят соответствующую нагрузку. Каждая игра имеет свои правила, определяющие активность участников. Перед началом игры мы доходчиво объясняем воспитанникам ее правила и строго следим за их выполнением. После каждой игры оцениваем действия играющих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_detey_s_dtsp.docx42.03 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Для вас, уважаемые родители и педагоги.

Игры и упражнения для развития моторики руки.

  •  «Моем ручки» - дети поочередно круговыми движениями охватывают кисти правой и левой руки.
  • «Надеваем перчатки» - проводим от ногтя до основания каждого пальца правой руки собранными вместе всеми пальцами левой руки (и наоборот) начиная с большого пальца.
  • «Снимаем варежку» - начинаем движение у основания кисти (охватываем поочередно правую и левую руку) и доходим до кончиков пальцев.
  •  «Идет коза рогатая» - все пальцы кроме среднего и указательного сжаты в кулак. При этом кисть вытянутой руки поворачивают поочередно вправо и влево.
  • «Зайчик шевелит ушками» - указательный и средний пальцы направлены вверх, их поочередно сгибают и разгибают (остальные при этом все время сжаты в кулак).
  • «Здравствуй пальчик!» - в этом задании нужно поочередно коснуться большого пальца указательным, средним, безымянным пальцем и мизинцем. Когда дети смогут запомнить названия всех пальцев, можно усложнять и конкретизировать задания, меняя последовательность касаний.
  • «Нарисуй в небе солнышко» - указательным пальцем «рисуем» круг, используя при этом как правую, так и левую руку. В дальнейшем можно делать это упражнение одновременно двумя руками.
  • «Мячики». Легкие и безопасные, их можно скатать из фольги или бумаги.
  • «Маракасы». В небольшие пластиковые бутылки насыпаем мелкие предметы: бусинки, камешки, монетки, семена. Вместе с ребенком можно просто наполнять бутылочки и закручивать их, а можно усложнять задачу: смешать наполнители в кучу и раскладывать каждый вид в «свой сосуд». Каждый из них будет иметь свой «голос», кроме того, через прозрачные стенки интересно отдыхая рассматривать содержимое!
  • «Шуршарики». Теперь наполняем мелкими предметами слегка надутые шарики, один оставляем пустым. Ощупываем и отгадываем: «что внутри?»

  Массаж пальцев рук.

Можно выполнять массаж со следующим материалом:

- зубной щёткой,

- массажной расчёской,

- карандашом, фломастером,

- различные мячики, шарики,

-  грецким орехом.

Упражнения с мячами, шариками

- Учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

- катать по часовой стрелке;

- держать одной рукой-другой и выполнять ввинчивающие движения, пощёлкивания, пощипывания;

- сжимать и разжимать;

- подбрасывать и ловить.

Игры с крупами

Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

- Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли,

- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки),

- «волшебный мешочек» - угадывание на ощупь (различные крупы),

- «Сухой бассейн» из фасоли и гороха,

- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам,

- выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв

Игры с водой и песком

Игры с водой хороши тем, что позволяют даже незначительным движением – шлепком по воде – привести в движение и саму воду, и предмет, положенный в нее. Хорошо играть с предметами разными по плотности: одни будут плавать, а другие «утонут». Те из них, что будут издавать звуки, с одной стороны, привлекут внимание, с другой – будут способствовать сенсорному восприятию.

 Игры с песком разовьют и усовершенствуют тактильную чувствительность и моторику кисти, привлекут и удержат внимание ребенка своей динамичностью. Перемешивание и пересыпание, заполнение песком предметов, смешивание с водой и даже просеивание через сито – эти нехитрые манипуляции успокоят и принесут положительные эмоции в любом возрасте. Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.

- «закапывание» игрушки, предмета,

- поиск «клада»,

- различные изображения (рисование) на песке,

- работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой),

- раскрашивание воды (опыты с водой),

- поделки с применением песка.

- произвольно отпустить игрушку из руки в воду (по инструкции: «Дай»);

- вынуть - вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого;

- покатать машину, мяч, кораблик по воде;

- собрать из воды мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов

Игры с резинками и ленточками, проволокой

Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера.

- Складывать ленточки,

- наматывать на палочку,

- брать резинку со стола различными пальчиками,

- растягивать резиночку разными пальцами рук

Куклотерапия, пальчиковый театр

Способствует развитию мелкой моторики, творчества, ловкости, ориентировка в пространстве, сочетать движения с речью, развитие творческого потенциала.

- вождение куклы,

- одевание куклы на разные руки,

- имитация движений и речи.

Игры с прищепками

Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт.

- перекладывать с одной руки в другую,

- доставать прищепки из корзинки,

- прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги,

- «сушим платочки» (развешивание платочков на верёвочку),

-«добавлялки» подбираем недостающие детали для предметов, (например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее),

- подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

Работа с кольцами.

На столе стоит деревянный стержень и лежит несколько одинаковых по размеру колец. Ребенку предлагается поочередно надеть эти кольца на стержень. Предварительно взрослый объясняет и показывает, как надо выполнять эти действия.

Работа с кубиками.

Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Малыш должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем домик и др.

Работа с деревянными игрушками.

На столе разложены складные деревянные матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как ее можно разбирать, собирать и закрывать. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку выполнять действие самостоятельно.

С шариками.

На стол ставят пустую коробку, с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в коробку, а потом предлагает ребенку сделать так же.

При этом необходимо определить, насколько ребенок владеет той или другой рукой, как он схватывает шарик.

Предложите детям следующие задания:

- Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, при этом получаемую направлять струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу.

- Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку указательным и средним пальцами другой руки (как струны гитары).

- Сжимаем пальцы в кулак, затем поочередно сгибаем и разгибаем каждый палец при остальных собранных в кулак. Повторять до 10 раз.

- Сжатыми в кулак кистями сделаем круговые движения влево и вправо. Повторим круги в ту и в другую сторону 10 раз.

- Разведем прямые пальцы и, начиная с мизинца, последовательно сгибаем пальцы в кулак. Потом, начиная с большого, возвращаем их в исходное положение.

- Поочередно сгибать пальцы правой руки (левой руки), начиная с большого пальца.

- Согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередно их выпрямлять, начиная с мизинца и начиная с большого.

- Брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью;

- Брать предметы сразу двумя руками (меняют фактуру, объем, вес этих предметов).

Игры с платочком

- На столе лежит платок в развернутом виде. Ребенок кладет руку на середину платка ладошкой вниз, все пальчики раздвинуты. На слова педагога «дружно  пальчики сведите» и платок в ладонь возьмите». Ребенок сдвигает пальцы, захватывает платок  между пальцами. То же самое проделывается другой рукой.

- «Змейка».

Руки, согнутые в локтях стоят на столе. На слова педагога « змейка быстрая ползет, поиграть ребят зовет» - дети направляют платочек между мизинцем и безымянным пальцем, заводят платок между безымянным и средним, далее протягивают между средним и указательным. Заканчивается протягивание между указательным и большим пальцами, «змейка» ползет справа налево и обратно, начиная свой путь между большим и указательным пальцем и т.д. Направление движения «змейки» будет зависеть от той руки, двигательная функция которой наиболее сохранена.    

- «Комочек».

Платочек в развернутом виде лежит на столе. Ладонь руки кладется на угол платка. На слова педагога «и-и-и… комкать, комкать, мять наши ручки не унять» – ребенок начинает комкать платок так, чтобы он весь оказался в кулаке.

Задания на развитие мимики лица у детей с ДЦП:

  • взрослый должен демонстрировать малышу, как принюхивается щенок, прислушивается птица, как кошка выслеживает мышку. Затем следует попросить ребенка повторить увиденное;
  • продемонстрировать удивленные глаза, попросить повторить;
  • описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению;
  • описать ощущение боли, продемонстрировать боль в животе, плач, чувство холода;
  • показать момент отвращения: пусть малыш представит, что пьет горькое лекарство или ест лимон;
  • объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека;
  • продемонстрировать чувство страха, потери родного дома или родных людей;
  • развивать чувство стыда и вины за свои поступки, научить просить прощения.

Комплекс упражнений для детей с ДЦП.

Занятия, развивающие навыки движения:

  • ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;
  • ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;
  • взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;
  • ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;
  • придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;
  • подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

Занятия для нормализации суставных функций:

  • ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;
  • ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;
  • ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
  • ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.

Занятия для мускулатуры живота:

  • ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;
  • научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;
  • ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;
  • ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.

Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:

  • проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;
  • крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

Занятия для мышц ног:

  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;
  • взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.

Занятия для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:

  • ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;
  • ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;
  • ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.

Занятия для стабилизации дыхания:

  • попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с малышом надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри;
  • отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток;
  • научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Игры в слова Игры с движениями Игры в лесу и на поляне Игры на воде Игры в комнате

ИГРЫ В СЛОВА

1-Й ВАРИАНТ

Играющие становятся по кругу. В центре его - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-нибудь слова. Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово.

2-Й ВАРИАНТ

Играющие образуют круг, ведущий - в центре круга. Он бросает кому-либо мяч и называет первую букву алфавита. Возвращая мяч, играющий называет вторую букву. Потом ведущий называет третью букву, а поймавший мяч - четвертую и т.д. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.

3-Й ВАРИАНТ

Среди играющих распределяются буквы алфавита. Если играющих немного, то каждый получает по нескольку букв. Ведущий предлагает составить слова, предложения. Каждый играющий по ходу игры хлопает в ладоши за свою букву. После окончания слова все играющие хлопают дважды. В конце составленного предложения все хлопают в ладоши трижды.

СЛОВА НА ЗАДАННЫЕ БУКВЫ

Ведущий бросает игральную кость и следит за тем, какое выпало число. Например, выпало 3. Тогда он считает "Один, два, три", объявляет тему, предположим, - "Животный мир". Участник игры, на которого покажет ведущий, должен назвать три слова, относящиеся к этой теме и начинающиеся на о, д, т, например, олень, дикобраз, тигр. Затем ведущий снова бросает кубик. Допустим, выпало число 5. Ведущий считает до пяти и называет другую тему: "Географические названия". Играющий, на которого показал ведущий, называет пять слов на буквы о, д, т, ч, п. Тот, кто не сумеет правильно ответить, становится ведущим.

ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ

"МЫ-ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА"

Мы сидели на скамейке, Мы - веселые ребята, Мы - сеселые ребята, Мы все вместе говорили: - Правая рука, левая рука (показываем). Затем повторяем все сначала и добавляем: - Правая нога, левая нога (выставляем попеременно ноги). Снова повторяем слова и постепенно присоединяем: - Правое плечо, левое плечо (показываем). Затем, после повтора слов, присоединяем слово голова с движениями. Потом повторяем все вместе. Примечание: движения руками, ногами, плечами, головой совершаются на протяжении всего текста.

"НОС-УХО-НОС"

Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит: "Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: "Нос". Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, "лоб", вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо!" (В это время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают то же самое). Игра повторяется несколько раз. Важна внимательность, реакция.

"МЫ ОХОТИМСЯ ЗА ЛЬВОМ"

Ведущий говорит первую строчку, все хором повторяют: - Мы охотимся за львом. (Изображают ходьбу на месте.) - Не боимся мы его. - Будем биться насмерть с ним. - И, конечно, победим - чух! - А что же это там? (Всматриваются, подставляя ладонь ребром ко лбу.) - А, это топь (болото, лес, гора)! - Ее не обойдешь. (Показывают рукой как бы обход болота, леса, горы.) - По ней не проползешь. (Показывают рукой снизу вверх.) - Надо напрямик! (Снова повторяют все слова.) - А что же это там? (Всматриваются.) - А, это же нора! - А кто же в ней живет? - Наверно, это лев! (Тихо повторяют все слова.) - А что же это там? - А, это хвост! (Громко.) (Убегают, снова преодолевая, уже в обратном порядке, гору, лес, болото, топь.)

"КУПИМ МЫ С БАБУШКОЙ"

Игра о покупках. А вы любите делать покупки? Вот и помогите. Ведущий: Вы будете повторять за мной слова и делать те же движения, что и я: - Купим мы с бабушкой себе курочку. - Курочка по зернышку - кудах-тах-тах. (Бьем руками по коленям.) - Купим мы с бабушкой себе уточку. - Уточка - утя-тя-тя. (Руки перед собой крест-накрест, извиваются, будто уточка плывет.) Повторяем все сначала и добавляем: - Купим мы с бабушкой себе индюшонка. - Индюшонок - фу ты, ну ты. (Размахиваем руками.) Снова повторяем все сначала и добавляем: - Купим мы с бабушкой себе поросенка. - Поросенок - хрю-ки, хрю-ки. (Крутим кулачками перед носом, создается впечатление пятачка.) Снова перечисляем всех, кого купили с бабушкой, и присоединяем, - Купим мы с бабушкой себе коровенку. Коровенка - му-ки, му-ки. (Бодаемся рогами.) - Купим мы с бабушкой себе лошаденку. - Лошаденка - ну-ки, ну-ки. (Руки вперед, натягиваем "вожжи" на себя.) - Купим мы с бабушкой себе собачонку. - Собачонка - ав-ав. (Руками загребаем "уши".) - Купим мы с бабушкой себе кисоньку. - Кисонька - мяу-мяу. (Движение руками перед носом, как бы кошка умывается.) - Купим мы с бабушкой себе телевизор. (Показываем руками телевизор.) - Телевизор - время - факты. (Время - поднятая рука, факты - опустить руку перед собой.) - Дикторша - ля-ля, ля-ля. (Машем руками у рта.) Нельзя забывать, что после того, как что-то купили, все предыдущие покупки повторяются сначала.

СРЕЗАНИЕ ПРИЗОВ

К двум стойкам прикрепляется веревочка, за которую на нитках привязаны призы. Они обертываются в цветную бумагу, чтобы не сразу можно было догадаться, где что находится. Тому, кто хочет получить приз, завязывают глаза и дают в руки ножницы. Он должен подойти к веревке и срезать один из призов.

РУКОПОЖАТИЕ

Играющие встают рядом. Им завязывают глаза и предлагают сделать 3-4 шага вперед, повернуться спиной друг к другу, а затем, отойдя на несколько шагов в разные стороны, повернуться два раза на месте, сделать то же количество шагов обратно и обменяться рукопожатием.

"...ПОВЯЖУ Я ШЕЛКОВЫЙ ПЛАТОЧЕК"

На двух стойках, между которыми натянута веревка, висят на нитках 15-20 воздушных шаров, разрисованных под матрешек. У каждого игрока небольшой платок, который необходимо повязать на шар. Побеждает тот, кто быстрее это сделает.

ИГРЫ В ЛЕСУ И НА ПОЛЯНЕ

"ПТИЦЫ" И "КЛЕТКА"

Играющие образуют два круга: внешний и внутренний. Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки, и это - клетка. Внешний круг - это "птицы". "Клетка" под музыку движется вправо, а "птицы" - влево. По сигналу игроки внутреннего круга останавливаются и поднимают руки над головой, не разъединяя их. В это время "птицы" могут свободно вбегать в "клетку" и выбегать из нее. "Клетка" не может задерживать "птиц". По второму сигналу ведущего "клетка" захлопывается, то есть все опускают руки и приседают. Игроки, оставшиеся в круге, считаются пойманными и остаются в центре. Игра продолжается до победителя - последнего игрока из стаи "птиц".

БЕРЕЗКА

Для проведения игры выбирают участок с небольшими березками. Участники игры разбегаются в разные стороны от водящего, который старается догнать и запятнать кого-нибудь. Спасаясь от погони, играющий может подбежать к березе и прикоснуться к ней. Такого игрока пятнать нельзя. Если водящий хочет продолжать преследование оставшегося у березы игрока, он должен громко сказать: "Раз, два, три, четыре, пять", отступая с каждым счетом на шаг от березы. Прежде чем водящий успеет закончить счет, тот, кто стоит касаясь березы, отбегает от нее, и водящий может продолжать погоню. Тот, кого водящий запятнал, выбывает из игры.

ПОИСКИ ПЕСТРЫХ БАБОЧЕК (ЧЕХИЯ)

Руководитель вырезает из цветной бумаги бабочек и заранее прячет их в траве и кустах. Каждый играющий должен найти как можно больше таких бабочек за определенное время. Время поиска бабочек - 5-10 минут. Начало и конец игры - по сигналу ведущего.

ЧЕГО ЗДЕСЬ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ?

На определенном участке местности к деревьям или кустам прикрепляется что-либо такое, чего там не должно быть. Например, листья и плоды с других растений. Побеждает тот, кто заметит больше несуразностей.

ИГРЫ НА ВОДЕ ДЛЯ НЕ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

"ЩУКА"

Играющие ходят и бегают на глубине по пояс в произвольных направлениях, изображая рыбок. На берегу, спиной к водоему, стоит водящий - "щука". По сигналу "Щука плывет!" ребята останавливаются и погружаются в воду до подбородка или с головой. "Щука" внимательно следит за тем, как "рыбки" спрятались. И "рыбка", сделавшая это неправильно, уходит к "щуке". Игра повторяется несколько раз.

КАТАНИЕ НА КРУГАХ

Играющие садятся и ложатся на надувные резиновые круги и катаются на них, как на лодках, двигаясь на определенное расстояние. Кто быстрее преодолеет это расстояние - тот победитель.

ПОЙМАЙ ВОДУ

Играющие становятся по пояс в воде в шеренгу или в круг. Когда взрослый скажет, "Поймай воду!" - они должны вытянуть руки вперед, опустить их в воду, соединить кисти рук "лодочкой", зачерпнуть воды и поднять руки над поверхностью. Упражнение повторяется несколько раз.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

"МОРСКОЙ БОЙ"

Играющие становятся в две шеренги, лицом друг к другу, глубина - по пояс. По сигналу руководителя все начинают брызгаться водой друг на друга, стараясь заставить противоположную шеренгу отступить. Выигрывает команда, которая окажется более стойкой, то есть не разбежится и сохранит до конца игры определенный строй. Игрок, коснувшийся руками противника или повернувшийся к нему спиной, выбывает из игры.

"ВОДЯНЫЕ ЦВЕТЫ"

Стоя в кругу, игроки берутся за руки и рассчитываются на первый-второй номера. Первые номера остаются стоять и поддерживают за руки вторые номера, которые ложатся на спину ногами внутрь круга и проделывают ими легкие движения вниз-вверх, всплескивая носками воду. Через некоторое время играющие меняются ролями.

ДЛЯ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

ЭСТАФЕТА С ПРЕДМЕТАМИ

Эстафета проводится между двумя командами, которые выстраиваются на берегу реки (бассейна). Игра проходит в три этапа. В первом используется доска из пенопласта, во втором - надувной резиновый круг, в третьем - надувной матрас. Игру начинают первые номера. Они, держась за доску и перебирая ногами, плывут до отметки и обратно. Затем доску принимают вторые номера и т.д. Таким образом действуют и на остальных этапах. Только пользуясь надувным матрасом, игроки ложатся на него и гребут руками. Побеждает команда, скорее других закончившая эстафету на всех трех этапах.

"УДОЧКА"

Участники игры стоят в кругу по пояс в воде и рассчитываются на первый-второй. Первые номера принадлежат одной команде, вторые - другой. Водящий, стоя в центре круга, вращает "удочку", то есть веревку, к концу которой привязана камера от волейбольного мяча. Спасаясь от "удочки", ребята погружаются с головой в воду. Игрок, которого задела удочка, получает одно штрафное очко. Играющим запрещается отклоняться от "удочки" и уходить со своего места. "Удочка" должна вращаться с одинаковой скоростью. Игра длится 3-5 минут. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков.

ЗА МЯЧОМ В ВОДУ

Двое участников игры подходят к воде. В руках у них резиновые мячи одного размера, но разного цвета. По сигналу они бросают мячи в воду, затем сами сбегают в воду и плывут к мячам. При этом каждый направляется не к своему мячу, а к мячу противника. Достигнув мяча, игрок плывет с ним (ведя его перед собой) обратно и кладет на берег там, откуда бросил мяч.

"ГОНКА КАТЕРОВ"

Команды стоят колоннами на берегу. По сигналу первые номера бегут к доскам, лежащим у воды, берут их и сбегают в воду. Работая только ногами, словно катер, они плывут к обусловленным ориентирам, а затем возвращаются назад. Оставив доски на берегу, первые номера бегут быстрее к своим командам, и каждый ударяет по руке второй номер. После этого в заплыве участвуют вторые номера и т.д. Выигрывают ребята, быстрее закончившие эстафету.

ИГРЫ В КОМНАТЕ

ТИХАЯ МУЗЫКА

Выберите водящего. Покажите ему предмет, который вы будете прятать. Пусть водящий уйдет из комнаты. Спрячьте этот предмет у кого-нибудь из играющих - в карман, туфли, за воротник и т.п. Зовите водящего и начинайте петь хором какую-нибудь песню. Когда водящий подходит близко к тому, у кого спрятан предмет, пойте громче, уходит дальше - пойте тише, так до тех пор, пока не найдет. Нашел - идет водить другой человек.

ПОЙМАЙ ПЛАТОЧЕК!

Все игроки становятся в круг, в центре которого стоит ведущий с платочком в руках. Играющие хлопают три раза в ладоши, а ведущий в это время бросает платок вверх. Играющие хлопают громче и чаще. Когда ведущий поймал платочек, все игроки прекращают хлопать. Все должны быть внимательны, потому что ведущий не всегда может бросить платочек. Кто невовремя захлопал в ладоши, должен что-нибудь исполнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Упражнения различного характера. Связаны с разными видами нарушения ОДА...

Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: «Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при использовании упражнений, направленных на снятие нагрузки на позвоночник»

Большое значение для оздоровительного результата у детей имеет строгое соблюдение ортопедического режима в группе. Педагог организует педагогический  процесс    так,  чт...

Картотека " Оздоровительные упражнения" для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата.

Исследования показывают что, дети с нарушением опорно - двигательного аппарата имеют ряд специфических особенностей: они отличаются отставанием в физическом развитии, у них медленнее, чем у  здор...

Игры и упражнения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В размещенном  материале можно найти игры и упражнения для детей с ДЦП. Материал может быть полезен воспитателям групп и родителям детей с нарушениями ОДА....

«Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».

Тема: «Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков  у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».К детям с НОДА относятся дети с:с детскими церебральными паралич...

Игры и упражнения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Роль игры в школьном и дошкольном возрасте сложно переоценить. Именно с помощью игр проводится воспитание детей и их развитие.  Для детей с диагнозом ДЦП игровая деятельность является одной из ве...


 

Комментарии

Шагадатова Анна Олеговна

Полезный материал! 5+