Методические рекомендации к выполнению физических упражнений для реализации оздоровительной направленности
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Соколова Анастасия Эдуардовна

В материале перечислены упражнения, которые нежелательно использовать на занятиях с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx16.23 КБ
Файл zapreshchennye_uprazhneniya_tablitsa.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Учет анатомо-физиологических особенностей детей в организации их двигательной деятельности.

Упражнения на физкультурном занятии в дошкольном учреждении подбираются с обязательным учетом анатомо-физиологических особенностей детей этого возраста. Необходимость учета воздействия физических упражнений связана с особой пластичностью детского организма, и неоправданное манипулирование компонентами нагрузки на занятиях может привести к нежелательным последствиям.

Подбор и выполнение комплекса общеразвивающих упражнений, обучение основным движениям должны реализовываться в щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника. Этот режим предусматривает:

  • исключение упражнений, связанных с переразгибанием в шейном отделе позвоночника в передне-заднем направлении;
  • выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счет медленных и плавных потягиваний; необходимо избегать резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений в суставах верхних и нижних конечностей и туловища;
  • упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей;
  • для исключения проявления гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможны задержка дыхания и натуживание; это в первую очередь касается упражнений, направленных на развитие силы.

Ошибки в выборе упражнений, исходных положений и способов выполнения могут привести к стрессовому воздействию на суставы, связки и мышцы. Альтернативные, «правильные» упражнения предполагают более эффективную работу для развития силы и эластичности мышц и более удобны для выполнения.

Предлагаемые рекомендации можно условно разделить на две группы. К одной группе относятся предложения по изменению методики применения самих упражнений, к другой – изменения исходных положений.

Детям дошкольного возраста противопоказаны упражнения, требующие значительного силового напряжения (толкание и перенос тяжелых предметов, упоры, лазание с помощью одних рук), так как они дают большую физическую нагрузку, вызывая растяжение эластичных связок, а также затрудняют дыхание. Недопустимы также резкие, сильные махи, раскачивания, отталкивания.

Дошкольникам не рекомендуются движения, которые затрудняют дыхание, сужают грудную клетку (лазание по вертикальному шесту, перетягивание каната и др.).

Отрицательно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Все это может привести к травмам связок или мышц голеностопного сустава (их растягиванию) и уплощению свода стопы ребенка.

Нежелательны также ассиметричные упражнения, которые выполняются одной рукой или ногой: метание на дальность и в цель только правой рукой, прыжки на скакалке только на одной ноге, так как они предрасполагают к развитию сколиотической осанки у школьников.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к выполнению физических упражнений для реализации оздоровительной направленности

Традиционное выполнение физических упражнений

Возможные последствия применения упражнений

Альтернативное выполнение упражнений.

Методика проведения упражнений

1. Упражнения, связанные с переразгибанием шейного отдела позвоночника в передне-заднем направлении.

Отрицательное воздействие на шейный отдел в связи с наличием, так называемой, нестабильности шейного отдела.

Такие упражнения, как наклоны головы вперед, в стороны, повороты, выполняются в медленном темпе при небольшом количестве повторений (6— 8 раз), задерживаясь в этом положении на 15—20 сек (от 3—5 глубоких дыхательных движений).

2. Упражнения для туловища, связанные с наклонами в стороны.

Нарушение плоскости, увеличение рычагов создают возможное возникновение ротационных движений в суставах верхних конечностей туловища.

Выполнение с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей. Изменение исходного положения рук (например: руки на пояс, к плечам). При начальном обучении использовать облегченные исходные положения, например, лежа на спине, стоя у стены.

3. Упражнения, направленные на развитие силы мышц брюшного пресса. Например, в исходном положении лежа на спине, ноги прямые, руки за голову.

Создается давление на шейный отдел позвоночника.

Изменить положение рук (например: руки на груди), поднимание туловища до уровня 30° к поверхности пола.

4. Одновременное поднимание прямых ног в исходном положении сидя или лежа на спине.

Вес двух ног оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел.

Предлагается:

1. Выполнение упражнения через фазу сгибания и выпрямления ног.

2. Поднимание ног поочередно.

5. Упражнение «велосипед» в исходном положении на спине.

Оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел при опускании ног меньше 35˚ по отношению к горизонтали.

Предлагается:

1. Не опускать ноги ниже 35°.

2. Изменить    исходное    положение (ввести опору на локти).

6. Упражнение «перекат» в группировке на спине.

Нестабильность шейного отдела.

1.Выполнять упражнение со страховкой.

2.Дать указание тянуть голову к коленям.

7. Лежа на животе прогибанием туловища назад, с упором на руки («змея»).

Возможно увеличение поясничного лордоза.

1. Разноименное поднимание рук и ног в том же исходном положении.

2.  Поднимание   туловища   не   более 20 см от пола, голова должна быть на одной линии с туловищем.

8. Сед на пятках.

Возможно перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава.

1. Как можно меньше времени находиться в таком положении.

2. Изменить исходное положение, на пример сед «по-турецки».

9. Наклоны вперед с прямыми ногами до касания пола руками.

Примерно 40% детей дошкольного возраста имеют такую патологию, как рекурвация коленного сустава. Подобное упражнение способно привести к ухудшению состояния связок коленного сустава.

Наклон с опорой на пятку выставленной вперед ноги

Традиционное выполнение физических упражнений

Возможные последствия применения упражнений

Альтернативное выполнение упражнений.

Методика проведения упражнений

10. В исходном положении стоя на коленях с опорой на руки махи прямой ногой назад.

Оказывается травмирующее воздействие   на   поясничный   отдел   позвоночника.

Необходимо изменить исходное положение на коленно-локтевое, голова должна быть на одной прямой со спиной, и не допускать прогибания в пояснице.

11. Различные виды приседаний.

В зависимости от угла сгибания в коленных суставах варьируется величина нагрузки на связки этого сустава.

Желательно ограничить сгибание коленей до прямого утла и не давать выступать им за площадь опоры.

12. Выполнение   в  основной  стойке махов ногами.

Высокий мах вызывает оседание в пояснице, и таким образом оказывается давление на поясничный отдел позвоночника.

Ограничить высоту маха до 90°, сосредоточив внимание на скорости и контроле техники.

13. Разгибание рук в локтевых суставах.

У детей часто отмечается рекурвация локтевых суставов.

Необходимо исключить переразгибание и сохранять локти «мягкими».

14. Упражнение «плуг»: в исходном положении лежа на спине касаться ногами пола за головой.

Помимо растяжения мышц спины, осуществляется давление на мышцы и связки шейного отдела позвоночника.

Лучше всего заменить на, так называемый, «кошачий стретч»: стоя на коленях с упором на руки, медленно округлять спину и втянуть мышцы живота.

15. Упражнения, направленные на развитие гибкости.

Необходимо учитывать возможность травматизации в шейном и поясничном отделах позвоночника.

При выполнении упражнений, направленных на развитие гибкости, необходимо избегать резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений.

16. Выполнение чистых висов на руках.

Вызывает статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок лучезапястного сустава.

1. Лучше использовать полувисы..

2. Дозировка выполнения упражнения диктуется желанием и возможностями ребенка.

17. Прыжки босиком по жестокому покрытию.

При слабом своде стопы возможно растяжение подошвенных связок и развитие плоскостопия.        

1. Прыжки по амортизирующей поверхности.

2. Выполнение с высокой интенсивностью и малой дозировкой, в чередовании с ходьбой, время выполнения 5-7 сек.

3. Выполнять прыжки в обуви.

18. Бег босиком.

Костный аппарат стопы имеет во многом хрящевую структуру, мышцы недостаточно сильны и выносливы, связки эластичны и растяжимы.

Выполнять   на   короткие   дистанции, время выполнения не более 10 сек.

19. Бег с высоким подниманием бедра, с захлестом голени.

Причина ограничения  в применении такая же.

Рекомендуется выполнять в быстром темпе в течение 5-7 сек, чередовать с расслаблением мышц, активно участвующих в работе (потряхивание, поглаживание).

20. Метание набивного мяча.

Несоответствие массы тела ребенка и использовать веса мяча.

Использовать различные исходные положения (например: и. п. сед ноги врозь), вес мяча не больше 200 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЗНАКИ УТОМЛЯЕМОСТИ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Таблица создана на основе материалов ЛИСИЦКОЙ Т.С....

Развитие самостоятельности и творчества детей при выполнении физических упражнений и в подвижных играх

Развитие самостоятельности и творчества детей при выполнении физических упражнений и в подвижных играх...

"Формирование правильной осанки у детей при выполнении физических упражнений для укрепления мышечного корсета"

         Наиболее эффективны физические упражнения для коррекции осанки в детском возрасте, когда скелет еще не сформирован, т.к. использование в более поздние сроки ст...

Обучение технике выполнения физических упражнений

Материал рекомендован инструкторам по физической культуре как методическая помощь...

Консультация для воспитателей "Безопасность при выполнении физических упражнений"

Консультация для воспитателей "Безопасность при выполнении физических упражнений"...

Методические рекомендации для составления комплексов упражнений, направленных на развитие физических качеств

Материал представлен в таблице и рекомендуемые комплексы упражнений подобраны по физическим качествам....