физическое оздоровление детей
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
СТАТЬЯ
«ФИЗИЧЕСКОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕСНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С СЕМЬЕЙ»
Шипилова М. В
МКДОУ детский сад «Гармония»
комбинированного вида
детский сад №33
комбинированного вида
г. Нижний Тагил
Аннотация
В статье представлен опыт работы по сохранению и укреплению здорового образа жизни дошкольников в тесном сотрудничестве детского сада и семьи.
Современный век ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. В действующем Законе “Об образовании” первоочередной задачей является “ здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения.
С чего начинается здоровье детей? Здоровье, которое позволит вашему ребенку вести полноценный образ жизни в будущем и никогда не жаловаться на различные заболевания. Несомненно, мнения родителей в этом вопросе могут кардинально отличаться. Кто-то чтит и прислушивается к точке зрения мировых педагогов и давно изучил каноны возрастной психологии, кто-то будет склоняться больше к нормам и уставам народной педагогики, но все согласятся с утверждением, что здоровьем и развитием ребенка нужно заниматься еще с первых дней его жизни.
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного развития организма. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением.
Одна из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений – это охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Приоритетными направлениями по формированию физического воспитания дошкольников являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни
- Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: соблюдения режима дня, сбалансированное питание, закаливание (воздушные ванны, закаливание водой) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).
Как сказал В. А. Сухомлинский: «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей». Одним из ключевых моментов по формированию культуры безопасности жизнедеятельности и формированию потребности в здоровом образе жизни у детей является работа с семьёй.
Основы человеческого характера, так же как основы здоровья человека закладываются в самом раннем возрасте и закладываются именно в семье. С семьи начинается человек, а каким будет его начало, таким станет и продолжение. В семьях, где царит атмосфера тепла и любви, где все делятся друг с другом своими чувствами, где живёт согласие, а родители уважают друг друга, дети растут гармоничными и здоровыми, так как основа всякого физического здоровья — это внутреннее равновесие.
Семья и детский сад – должны вести тесное сотрудничество во формированию и укреплению здоровья ребенка.
Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии, и одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.
Счастливый ребёнок — это, прежде всего, здоровый ребёнок, и никакие учебные методики не могут заменить полноценного физического развития. Основы этого развития должны закладываться с первых дней жизни малыша, и заключаются они в непротивлении законам природы и здравого смысла.
Наша работа с родителями направлена на информирование родителей о содержании работы дошкольного образовательного учреждения, вовлечение родителей в жизнь детского сада и в жизнь детей в группе, информирование и пропаганда ЗОЖ, привлечение родителей заниматься спортом. Они являются первоочередным примером для своих детей.
В группе и в детском саду для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия. В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются физическое оборудование для занятий физическими упражнениями, физкультминутками, различные физические пособия, коврики для профилактики плоскостопия.
В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудование (обручи, мячи, шведская стенка, скакалки, гантели, мешочки, кегли, и многое другое). Разнообразие, красочность, доступность физического инвентаря повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
Для повышения уровня знаний детей и родителей в области физического воспитания привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, на базе МКДОУ был создан клуб «Учимся вместе».
Эти занятия отличаются тем, что родители и дети получают не только теоретические, но и являются непосредственными участниками процесса ЗОЖ. На своем опыте они практикуют советы, рекомендации по ЗОЖ, участвуют в мастер – класс по изготовлению нестандартного оборудования, для занятий физкультурой.
Занятия в клубе всегда проходят в нетрадиционной форме, обязательно присутствует практическая часть, приглашаются специалисты и педагоги. Занятие проводятся один раз в месяц. Совместно с детьми родители играют в подвижные игры, участвуют в веселых стартах, выполняют лечебно-профилактические упражнения, пальчиковую гимнастику, изучают элементы точечного массажа, приёмы релаксации, дыхательную гимнастику, упражнения для профилактики плоскостопия .
Тематика занятий клуба разнообразна и разрабатывается с учётом запросов родителей (по результатам анкетирования, опроса, просьбы).
В нашем дошкольном учреждении используются такие формы работы с семьёй как:
1. Дни открытых дверей, когда родители приглашаются в ДОУ в удобное для них время для просмотра физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в детском саду с детьми: физкультурных занятий, утренних, бодрящих гимнастик, дыхательных упражнений, пальчиковых гимнастик, гимнастики для глаз и т. п.
2. Совместные с родителями спортивные праздники и досуги: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Ловкие, сильные, смелые», «Самый сильный, самый ловкий» и т. п.
3. Недели здоровья, спортивно-развлекательные семейные мероприятия..
4. Индивидуальные беседы и консультирование специалистами ДОУ, встречи «за круглым столом», мастер – класс, семейные гостиные.
6. Анкетирование, опрос, семинары-практикумы;.
7. Тематические выставки: выставки детских работ, дидактические игры на оздоровительную тематику, литературы; рекомендации; информационные стенды; фотовыставки, выпуск буклетов «Здоровье», организация информационных уголков, выпуск стенгазеты.
Чтобы расширить представления детей о здоровом образе жизни, мы используем разнообразные варианты проведения физкультурных занятий, разработан цикл интегрированных занятий на тему «Хотим быть здоровыми».
Совместно с педагогами и специалистами дети изучают литературу, просматривают видео презентации о ЗОЖ, выполняют подобранные упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, упражнения на релаксацию, выполняют закаливающие процедуры, культурно – гигиенические навыки, проводим занятия на свежем воздухе.
У детей после занятий развивается интерес и стремление заниматься физкультурой.
И работа с детьми, и работа с семьёй проводится в тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ, а также с привлечением социальных партнёров - врача поликлиники.
Применяя и реализуя комплексную систему физкультурно-оздоровительной работы, применяя современные педагогические технологии по формированию ЗОЖ, в целом дает возможность успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей – будущего здоровья нации.
В результате использования и применения комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, у родителей повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности, что способствовало развитию их творческой инициативы. Родители с удовольствием ходили на занятия, активно посещали мастер – классы, занимались укреплением здоровья своих детей в домашних условиях.
В результате кропотливой работы, использовании разнообразных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Таким образом, работа в тесном взаимодействии с родителями принесла положительные результаты. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды, устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован.
ПОМНИТЕ, ЧТО ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА, ПРЕЖДЕ ВСЕГО
В НАШИХ РУКАХ!
Список литературы
- Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.
- Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
- Шумихина Ю. В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии физического оздоровления детей в детском саду
В настоящее время первое, что можно заметить у детей, - слабое физическое развитие детей. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен ве...
Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях ДОУ при сотрудничестве с семьей
Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. Именно в детском возрасте формир...
Семинар-практикум по теме "Театр физического оздоровления детей дошкольного возраста"
Цель: Повышение компетентности педагогов в области организации двигательной активности детей в условиях ДОУ. Задачи: Закрепить знание методик проведения НОД по физической культуре и подвижных игр, фор...
Инновационные технологии физического оздоровления дете
Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, что работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без использования тех или иных инновационных педагогических технологий....
1. Экспресс-маршрут для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей" (12.12.2018)
Экспресс-маршрут для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей"...
2. Презентация к экспресс-маршруту для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей" (12.12.2018)
Презентация к экспресс-маршруту для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей"...