4. Сенсорные коробки как элемент создания сенсорно-моторной среды для психологического и физического оздоровления детей (13.12.2020)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Сенсорные коробки как элемент создания сенсорно-моторной среды
для психологического и физического оздоровления детей
Здравствуйте, уважаемые коллеги, доброго здоровья вам всем!
Здорόво живете? Здόрово!
Именно этими словами я начинала свой творческий отчет о проделанной работе в прошлом году. На 2019-2020 учебный год было запланировано создание развивающей предметно-пространственной среды для осуществления здоровьеформирующей работы.
Укрепление здоровья детей — непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.
Хорошее здоровье - основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, социальное и ДУХОВНОЕ благополучие человека.
Известно, что высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют бережного к нему отношения, так как именно в дошкольный период закладываются основы здоровья и физического развития человека. Дети наиболее чувствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом.
Создание активной, сенсорно-моторной развивающей среды способствует решению комплекса оздоровительных и воспитательно-образовательных задач, среди которых можно выделить стимулирование индивидуальных возможностей каждого дошкольника, активизацию детской самостоятельности.
Одним из элементов создания такой среды являются сенсорные коробки.
Сенсорная коробка (sensory tub) - универсальная развивающая игрушка для детей разных возрастов. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.
Сенсорная коробка развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственно-образное мышление, концентрацию внимания, усидчивость, координацию движений, любопытство, воображение, фантазию и творческие способности.
Цель: Развитие сенсорных анализаторов, обогащение спектра тактильных ощущений.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, творческого и пространственное мышление, координации движений.
- Формирование навыков сотрудничества и разрешения конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.
- Обеспечение возможности справиться с детскими страхами; управлять своими эмоциями
Преимущества сенсорных коробок:
- не занимают много времени на подготовку;
- не занимают много места;
- практически не требуют финансовых вложений;
- предоставляют множество возможностей для обучения;
- вляются отличным дополнением к тематическим занятиям
Правила создания сенсорной коробки:
- Важно знать одно очень важное правило о построении сенсорных коробок – НЕТ ПЛОХИХ ИДЕЙ! Это самое интересное – быть творческими! Нет неправильного способа построения сенсорной коробки.
- Наполнение зависит от возраста детей, интересов и пристрастий, темы занятий.
- Дети не должны ограничиваться только периметром коробки. Позвольте им раскладывать содержимое за пределами коробки.
- Дети должны играть с коробкой только под наблюдением взрослых.
Предостережение: перед созданием сенсорных коробок убедитесь, что у детей нет аллергии на какой-либо компонент.
Для создания сенсорной коробки понадобятся:
- емкость: пластиковый контейнер, тазик, картонная коробка, большая миска и так далее;
- наполнитель: любой тактильный материал (сыпучий, жидкий, мягкий и так далее);
- различные элементы: игрушки и предметы;
- инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки и так далее).
Наполнители для сенсорной коробки:
- Всевозможные крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка.
- Бобовые: фасоль, горох, чечевица.
- Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.
- Кофе молотый и в зернах, чай.
- Природный материал: песок, земля, глина, трава свежая и сено, листья, стружки и опилки, камни, перья.
- Водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло.
- Бумажный: кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин.
- Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.
- Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки.
- Желе, кисель, гидрогель, пена для бритья, сливки.
- Самодельные наполнители: живой песок, масса для лепки с песком, искусственный снег и другие.
На мой взгляд, сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.
Использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Экспресс-маршрут для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей" (12.12.2018)
Экспресс-маршрут для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей"...
2. Презентация к экспресс-маршруту для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей" (12.12.2018)
Презентация к экспресс-маршруту для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей"...
Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей (13.12.2020)
6. Творческий отчет по итогам работы за 2018-2019 учебный год (13.12.2020)...
Сказка как элемент создания комфортной эмоциональной среды на начальном этапе коррекции звукопроизношения в соответствии с ФГОС ДО
Если общество будет определять свое отношение к детству исключительно как ко времени "подготовки" ребенка к будущей жизни, тем самым оно будет отрицать самоценность "проживания" эп...
Сенсорные «миры» как способ развития сенсорно-моторной сферы детей дошкольного возраста
Данная статья описывает развитие сенсорно-моторной сферы у детей дошкольного возраста методом создания сенсорной коробки....
Сенсорные коробки как элемент создания сенсорно-моторной среды для психологического и физического оздоровления детей
Теоретический материал для научной конференции педагогических работников ДОУ...
«Сенсорные коробки как элемент создания сенсорно-моторной среды для психологического и физического оздоровления детей»
В данном материале представлен опыт использования сенсорных коробок для психологического и физического развития детей дошкольного возраста...