Школа мяча.
рабочая программа по физкультуре
Мяч – удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного – пока еще люди не придумали. Мяч воспринимается ребенком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть, еще не научившись ходить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_myacha.docx | 86.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Программа кружка по физическому развитию
«Школа мяча»
для детей 5-6-го года жизни
Пояснительная записка:
Многие современные дети испытывают двигательный дефицит, так говорят факты из медицинской практики, что приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме ребенка: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности, уже с периода нахождения ребенком в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом.
Мяч – удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного – пока еще люди не придумали. Мяч воспринимается ребенком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть, еще не научившись ходить. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.
Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в моей физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Основная моя задача – научить детей владеть мячом на достаточно высоком уровне. Игры с мячом пользуются у детей большой популярностью. Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать.
П.Ф. Лесгафт, подчеркивая значение игры с мячом, указывал на то, что, играя, ребенок выполняет разнообразные манипуляции с мячом (целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д.), что способствует развитию глазомера и двигательных координационных функций. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие, что обеспечивает свободу телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения.
Упражнения в бросании и катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения поймать, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, ориентировку в пространстве. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывания его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке, что способствует формированию у старших дошкольников умений самостоятельно принимать решения о способе выполнения движения в зависимости от условий игры. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают крупные и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, совершенствует деятельность центральной нервной системы, что особенно важно для шестилетнего ребенка в аспекте его подготовки к обучению в школе.
Упражнения с мячами являются эффективным средством психокоррекции развития, а их выполнение может осуществляться в разных организационных формах – от традиционных занятий и игр с мячами до игр в мячах и футбол и гимнастики в физкультурном зале и на воде.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для формирования нравственной, волевой и эмоциональной сфер детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Знакомясь с условием игры, ребенок усваивает нормы и правила коллективного взаимодействия, ему становятся понятными условия успеха командных действий. Ради интересов команды ребенку часто приходится передавать мяч партнеру, когда тот имеет более благоприятные условия для победы. Необходимость принимать быстрые и разумные игровые решения, правильно их реализовывать в игре, способствует воспитанию уверенности в себе, решительности и смелости. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности своих действий. Важно и то, что подвижные игры с мячом являются базовой основой, специфическим средством освоения доступных элементов современных спортивных игр.
1. Цель:
Формирование устойчивых мотивов и потребностей в систематических занятиях физическими упражнениями и обогащение двигательного опыта детей 5-6 го года жизни
Задачи:
- приобщать детей к здоровому образу жизни и систематическим физкультурным занятиям, формировать интерес к командно-игровым видам спорта;
- обеспечивать оптимальный объём двигательной активности и улучшение функционального состояния организма на фоне положительных эмоций при выполнении игровых и соревновательных действий;
- содействовать формированию первоначальных умений выполнения движений с мячом, освоению элементов техники доступных видов спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол) и развитию двигательных способностей;
- формировать представления об общих правилах, культуре и способах ведения соревновательной борьбы;
- развивать волевую, мотивационную и эмоциональную сферы, создавать условия для нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
- воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях, понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
Форма обучения:
- специально организованные занятия;
- игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.
Количество занятий:
2 занятие в неделю, 8 занятия в месяц, 72 занятий в учебном году
(с сентября по май).
1 раз в три месяца совместное мероприятие с родителями.
Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.
Место проведения: музыкально – физкультурный зал ЧДОУ ДС №163, спортивная площадка.
Срок реализации: 2 года.
Предполагаемый результат:
1. Дети смогут владеть мячом на достойно высоком уровне.
2. Освоят технику игр в волейбол, баскетбол.
3. Дошкольники познакомятся с историей игр в волейбол и баскетбол.
4. У детей выявятся улучшения показателей координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
5. Дошкольники овладеют технико-тактическими действиями с мячом: передача мяча, бросок мяча через сетку, подача мяча, блокирование, разучат индивидуальную тактику, ведение мяча, бросок в корзину и т.д. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
6. Научаться понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
Таблица
Первый год обучения | ||||||||||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
Элементы волейбола | ||||||||||||||||||
Передача мяча в парах | х | х | ||||||||||||||||
Броски двумя руками снизу, от груди, из-за головы, одной рукой | х | х | х | х | х | |||||||||||||
Броски и ловля мяча вверх, с ударом о стену, с отскоком от пола | х | х | ||||||||||||||||
Броски и ловля из разных и.п. | х | х | ||||||||||||||||
Броски и ловля в парах разными способами | х | х | х | |||||||||||||||
Броски и ловля мяча в движении | х | |||||||||||||||||
Метание малого мяча одной рукой вдаль, в цель | х | |||||||||||||||||
Элементы футбола | ||||||||||||||||||
Выполнение удара по неподвижному мячу с места носком стопы | х | х | х | |||||||||||||||
Выполнение удара с места внутренней стороной стопы | х | х | ||||||||||||||||
Остановка (прием) мяча | х | х | х | х | ||||||||||||||
Прокатывание мяча ногой | х | |||||||||||||||||
Ведение мяча прямо | х | х | х | |||||||||||||||
Ведение мяча по коридору | х | |||||||||||||||||
Ведение мяча между предметами | х | |||||||||||||||||
Элементы баскетбола | ||||||||||||||||||
Отбивание (ведение) на месте | х | х | ||||||||||||||||
Основы знаний | х | х | х | х | ||||||||||||||
Подвижные игры | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||||
Занятия на тренажерах | х | х | ||||||||||||||||
Физкультурный досуг | х | х | х | |||||||||||||||
Контрольное занятие | х | х | ||||||||||||||||
Элементы волейбола | ||||||||||||||||||
Броски мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы, через сетку | х | х | х | |||||||||||||||
Броски и ловля мяча вверх, с ударом о стену, с отскоком от пола | х | |||||||||||||||||
Броски и ловля из разных и.п. | х | х | х | |||||||||||||||
Броски и ловля в парах разными способами | х | |||||||||||||||||
Броски и ловля в парах с хлопком, прыжком, с поворотом кругом, с ударом о стену, с отскоком от пола | х | х | ||||||||||||||||
Броски и ловля мяча в движении | х | х | х | х | х | |||||||||||||
Метание малого мяча одной рукой вдаль, в цель | х | |||||||||||||||||
Броски одной рукой (двумя) через сетку, в цель, в пол, вдаль | ||||||||||||||||||
Учебная игра «Пионербол» | х | х | х | |||||||||||||||
Элементы футбола | ||||||||||||||||||
Удара по неподвижному мячу с места носком стопы | х | х | ||||||||||||||||
Удар с места внутренней стороной стопы | х | |||||||||||||||||
Остановка (прием) мяча | х | х | х | |||||||||||||||
Прокатывание мяча ногой | х | |||||||||||||||||
Ведение мяча прямо | х | х | ||||||||||||||||
Ведение мяча по коридору | х | |||||||||||||||||
Ведение мяча между предметами | х | |||||||||||||||||
Элементы баскетбола | ||||||||||||||||||
Отбивание (ведение) на месте, вокруг себя | х | х | х | |||||||||||||||
Бросок в корзину с места | х | |||||||||||||||||
Бросок в корзину двумя руками в прыжке | х | |||||||||||||||||
Бросок в корзину одной рукой | ||||||||||||||||||
Ведение с поворотом вокруг себя на месте | х | |||||||||||||||||
Ведение в движении в парах | х | х | ||||||||||||||||
Основы знаний | х | х | х | х | ||||||||||||||
Подвижные игры | х | х | х | х | х | х | х | х | х | |||||||||
Занятия на тренажерах | х | |||||||||||||||||
Физкультурный досуг | х | х | х | |||||||||||||||
Контрольное занятие | х | х |
Второй год обучения | ||||||||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Элементы волейбола | ||||||||||||||||
Прокатывание двумя руками | х | |||||||||||||||
Броски и ловля двумя руками вверх, в стену, ловля после отскока, в движении | х | х | х | х | ||||||||||||
Броски двумя руками в горизонтальную и вертикальную цель, на дальность, через сетку | х | х | ||||||||||||||
Броски и ловля двумя руками в паре (передача) от груди снизу, с ударом в пол, через сетку | х | х | х | х | ||||||||||||
Броски одной рукой через сетку, на дальность | х | х | ||||||||||||||
Метание(броски) малого мяча вдаль, в цель, в пол, в стену | х | |||||||||||||||
Броски вверх и ловля одной рукой | х | |||||||||||||||
Учебная игра «Пионербол» | х | х | х | х | ||||||||||||
Элементы футбола | ||||||||||||||||
Ведение попеременно правой, левой ногой по прямой линии | ||||||||||||||||
Ведение змейкой | х | |||||||||||||||
Удары мяча с места, с разбега, по предмету, определенной силы | х | х | х | |||||||||||||
Передача мяча правой (левой) ногой партнеру в движении, остановка мяча | х | |||||||||||||||
Отбор мяча | х | |||||||||||||||
Элементы баскетбола | ||||||||||||||||
Ведение мяча на месте, меняя высоту отскока, с поворотом вокруг себя | х | х | ||||||||||||||
Броски в кольцо с места, в прыжке | х | |||||||||||||||
Ведение мяча правой (левой) рукой в движении с изменением направления, с попаданием в корзину | х | х | х | х | ||||||||||||
Ведение правым (левым) плечом вперед, спиной | х | |||||||||||||||
Основы знаний | х | х | х | х | ||||||||||||
Подвижные игры | х | х | х | х | х | х | ||||||||||
Занятия на тренажерах | х | х | ||||||||||||||
Физкультурный досуг | х | х | ||||||||||||||
Контрольное занятие | х | х |
Второй год обучения | ||||||||||||||||||||
январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Элементы волейбола | ||||||||||||||||||||
Прокатывание двумя руками | х | х | ||||||||||||||||||
Броски и ловля двумя руками вверх, в стену, в движении | х | х | ||||||||||||||||||
Броски двумя руками в горизонтальную и вертикальную цель, на дальность | х | |||||||||||||||||||
Броски и ловля двумя руками в паре (передача) от груди, снизу | х | х | х | х | ||||||||||||||||
Броски правой (левой) рукой через сетку | х | х | ||||||||||||||||||
Учебная игра «Пионербол» одним мячом | х | х | х | х | х | |||||||||||||||
Метание(броски) малого мяча вдаль, в цель, в пол, в стену | х | х | х | |||||||||||||||||
Элементы футбола | ||||||||||||||||||||
Ведение попеременно правой, левой ногой по прямой линии | х | |||||||||||||||||||
Ведение змейкой | х | |||||||||||||||||||
Удары мяча с места, с разбега, по предмету, определенной силы | х | х | ||||||||||||||||||
Передача мяча правой (левой) ногой партнеру в движении, остановка мяча | х | х | х | |||||||||||||||||
Отбор мяча | х | |||||||||||||||||||
Элементы баскетбола | ||||||||||||||||||||
Ведение мяча на месте, меняя высоту отскока, с поворотом вокруг себя | х | |||||||||||||||||||
Броски в кольцо с места, в прыжке | х | х | х | |||||||||||||||||
Ведение в движении с изменением направления, с попаданием в корзину | х | х | ||||||||||||||||||
Ведение правым (левым) плечом вперед, спиной вперед | х | х | ||||||||||||||||||
Основы знаний | х | х | х | х | х | х | х | |||||||||||||
Подвижные игры | х | х | х | х | х | х | х | х | х | |||||||||||
Занятия на тренажерах | х | х | х | |||||||||||||||||
Физкультурный досуг | х | х | ||||||||||||||||||
Контрольное занятие | х | х |
3. Основы знаний
Культурно-исторические основы. Представление о возникновении мяча и разновидностях игры с ним. История зарождения волейбола, баскетбола, футбола, подвижных игр. Культура поведения участника спортивных соревнований, спортивные ритуалы. Культура взаимодействия и общения игроков спортивной команды.
Спортивная терминология. Основные элементы техники спортивных игр. Определение победителя в спортивной игре. Основы элементов и приемов техники спортивного массажа.
Техника безопасности на занятиях
Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Правила по
технике безопасности во время соревнований.
Физическая подготовка
ОРУ с предметами и без, в движении и на месте. Правильное дыхание при
выполнении физических упражнений. Упражнения: на преодоление
внешнего сопротивления (силовые); прыжковые, метательные и игровые
(скоростно-силовые); средней интенсивности (выносливость); на
растягивание и расслабление (гибкость); гимнастические, игровые задания с
разными мячами в меняющихся условиях и содержащие элементы новизны
(координационные); на формирование рациональной осанки статического и
динамического характера.
Специальная физическая подготовка
Разновидности ходьбы, бега (перемещения), прыжков, стойки, остановки.
Занятия на тренажерах. Игровые упражнения. Специальная разминка и
активный отдых.
Элементы движений с мячом
Броски и ловля мяча, передачи, ведение рукой различными способами и броски в баскетбольное кольцо. Ведение правой (левой) ногой различными способами, удары по мячу (неподвижному, движущемуся) правой (левой) ногой, удары по воротам. Вбрасывание мяча руками на дальность. Пионербол. Подвижные игры с элементами футбола, волейбола и баскетбола.
Работа с родителями:
Наглядная информация для родителей:
• Папка «Мой весёлый звонкий мяч…» (содержит историю мяча, данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, значение мяча для ребёнка, картотеку русских народных игр с мячом, упражнения с мячом и т. д).
• Папка «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т. д).
• Папка «Физкультура – это здорово!» (содержит подвижные игры для всей семьи, подвижные игры разных народов, игры для всей семьи и т. д.)
• Пополнение картотек «Игры на улице»
4. Программный материал
4.1. Основы знаний
Основы знаний сообщаются на занятиях «Школы мяча», в процессе занятий по основной программе физического воспитания, а так же включаются как раздел на других познавательных занятиях.
В процессе физкультурных занятий «Школы мяча»:
• о пользе физических упражнений, об истории зарождения спортивных игр
и их видах, о правилах поведения на спортивных соревнованиях и т. д.
• просмотр видеоматериалов, фотовыставок спортивной тематики;
• посещение соревнований по различным видам спорта;
• беседы со спортсменами и работниками спортсооружений города;
• сообщения и комментарии во время выполнения движений;
• пояснение роли и функций игрока (капитана, помощника, судьи и т. д.)
в процессе подводящей подвижной игры;
• проблемные двигательные задания при освоении техники движений с
мячом и изучении правил игры с обязательным анализом результата
(например, покажи самый короткий путь к мячу; расставь игроков своей
команды так, чтобы сопернику трудно было подойти к вашим воротам;
придумай и покажи движения, с помощью которых можно обвести
соперника и т. п.);
• закрепление правил поведения и культуры общения в процессе
собственно соревновательной деятельности, совместных мероприятий
с родителями.
На других познавательных занятиях (по плану работы группы):
• познавательные беседы с медицинским работником об использовании физических упражнений для закаливания и оздоровления; с поваром ДОУ о питании тех, кто занимается физической культурой и спортом;
• обучающие и развивающие занятия с психологом по формированию коммуникативных способностей и умений работать в команде;
• беседы с элементами игры о спорте, физкультуре и ЗОЖ;
• театрализованные и сюжетные игры;
• самостоятельная (с родителями) поисковая, проектная познавательная деятельность (поиск и изучение тематических физкультурно-спортивных материалов, создание собственных проектов по использованию физических упражнений для активного отдыха и развлечений в семье и т. д.).
4.1.1. Спортивная терминология
Необходимо познакомить детей со следующей спортивной терминологией:
- игровая дисциплина, замена, видеть площадку, выбор места, игровая зона площадки, аут, жестикуляция, судья, сыгранность, товарищеские игры, установка на игру, капитан команды.
Основные элементы техники спортивных игр:
- подача (бросок одной рукой),
- прием мяча (ловить, не прижимая к себе),
- передача мяча (бросок или волейбольная - баскетбольная передача),
- перемещение (без мяча и с мячом различными способами, в стойке
Волейболиста - баскетболиста),
- удар по мячу (правой- левой ногой),
- финт (обманное движение в футболе, баскетболе), ведение мяча (рукой, ногой), штрафной бросок, вбрасывание (баскетбол, футбол), двусторонняя игра (футбол, баскетбол, пионербол).
Определение победителя в спортивной игре:
• волейбол – победу одерживает та команда, которая наберет 25 очков в трех партиях (15 очков для дошкольников);
• баскетбол – побеждает команда, которая набрала больше очков за 4 четверти игры (по 25 мин) (две четверти по 5–7 мин для дошкольников);
• футбол – побеждает команда, забившая большее число голов в ворота соперников за два тайма по 45 мин (по 5–7 мин для дошкольников).
Основы элементов и приемов техники спортивного массажа: мягкое поглаживание, сильное поглаживание, выжимание ладонями и пальцами, растирание или встряхивание, мягкие удары или выжимание.
4.1.2. Культурно-исторические основы
Возникновение волейбола. Волейбол в переводе с английского – «летающий мяч». Родина игры – США. Однажды преподаватель физической культуры колледжа Вильям Морган поднял теннисную сетку на высоту 2 метра и стал перекидывать через нее камеру баскетбольного мяча. Ребята с азартом начали играть через сетку, не давая мячу упасть на землю. С тех пор люди и увлеклись этой новой замечательной игрой. Временами просто натягивали веревку и играли. Так замечательная игра и пошла, гулять по свету, привлекая к себе все новых поклонников.
Возникновение футбола. «Футбол» в переводе означает «нога» и «мяч». Значит, играем в мяч ногами. Зарождение футбола относится к глубокой древности. Многие страны считают, что футбол родился именно у них, но специалисты-ученые полагают, что футбол обязан своим происхождением римским воинам, которые и завезли игру в другие страны.
Возникновение баскетбола. «Баскетбол» в переводе с английского языка означает «корзина» и «мяч». Много лет назад, племена индейцев, играли в пок-тапок. Цель игры заключалась в том, чтобы забросить мяч (каучуковый) в каменное кольцо, укрепленное в вертикальном положении на стене.
Эту игру придумал преподаватель физического воспитания тренировочной школы. Конечно, он использовал давние исторические сведения об играх с мяч.
Теперь всем понятно, что «бол» – это мяч.
И если в него играют ногами, значит, это – футбол;
если бросают мяч в корзину (кольцо), значит, это – баскетбол;
если отправляют мяч в полет через сетку (веревку), то эта игра будет называться волейболом.
Культура взаимодействия и общения игроков спортивной команды:
Чтобы стать настоящим спортсменом, нужно не только научиться правилам самой игры, но и уметь согласованно действовать с игроками своей команды. Это очень важно для достижения общей победы. Каждый игрок команды занимает на спортивной площадке свое определенное место.
В игре допускаются обращения к своему товарищу со специальными словами-подсказками (пасуй, держи, сильней, аут и т. д.). Эти слова быстро запоминаются во время тренировочной игры и используются на соревнованиях.
4.2. Техника безопасности на занятиях «Школы мяча»
Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке.
• В спортивном зале, на площадке все занимаются в спортивной форме, сменной обуви на нескользящей подошве. Форма должна быть без молний, пуговиц, застежек и других жестких или мешающих элементов, широких карманов и выступающих накладных деталей; внешний вид одежды должен быть чистым и опрятным. Футболка или майка должны быть заправлены.
• Перед занятием снять лишние предметы.
• Упражнения выполняются по сигналу взрослого.
• Дети должны вести себя корректно по отношению к другим детям.
• Во время выполнения упражнений с мячами, ребенок должен учиться
контролировать падение мяча, чтобы избежать нанесения травм другим
детям.
• Не разрешается виснуть на баскетбольных кольцах и другом крепеже.
• Запрещается перемещать ворота без разрешения взрослого.
• Не бросать мяч в потолок, ограждения и электрическое оборудование.
Правила по технике безопасности во время спортивных игр
• Игры должны проходить на сухой площадке. Если игра проводится в зале,
пол должен быть чисто вымытым и сухим.
• Все острые и выступающие предметы закрыть матами и ограждениями.
• Во время игр необходимо строго соблюдать дисциплину, выполнять
требования и указания взрослого.
• Запрещается во время игры проявлять агрессию и ссориться, подставлять
подножки, употреблять непристойные выражения и жесты. Стараться
избегать столкновений с другими детьми, не допускать толчков и ударов
по их рукам.
Рекомендации инструктору физического воспитания
Основное правило – это выполнение инструкции по обеспечению
безопасности их жизни и здоровья.
1. Соблюдать санитарно-гигиенические требования.
2. Учить детей правилам пользования спортивным инвентарем.
3. При метании любых игровых пособий соблюдать четкую организацию –
метать по сигналу взрослого, бежать за предметом только тогда, когда все
остальные дети уже совершили бросок.
4. В целях обеспечения безопасности учить детей владеть своим телом и осуществлять самостраховку в любых экстремальных ситуациях.
5. Заранее обговорить с родителями требования к спортивной одежде и обуви.
4.3. Физическая подготовка.
Полноценного владения техникой движения с мячом невозможно при недостаточном уровне физического развития. При планировании процесса развития физических качеств учитываются возрастные и сенситивные периоды, в которые при использовании специально отобранных средств физического воспитания можно добиться максимального изменения данного качества.
Упражнения на развитие двигательных способностей
Выбор упражнений основывается на рекомендациях образовательных программ физического воспитания в ДОУ («От рождения до школы», «Николаева Н.И. «Школа мяча» и др.).
ОРУ с предметами и без предметов, в движении и на месте: ходьба и бег в разных исходных положениях, направлениях и с различной скоростью; перемещения приставным и скрестным шагом; наклоны; отведения конечностей (с отягощениями и без); прыжки и подскоки. Упражнения с гимнастической палкой, обручем, скакалкой, стандартными мячами, со специальными предметами в бассейне.
Правильное дыхание и дыхание во время выполнения физических упражнений.
Для того чтобы правильно дышать, следует соблюдать следующие правила (необходимым условием их выполнения является отсутствие у ребёнка тяжелых форм неправильного дыхания):
1. Дышите носом так, чтобы возникало ощущение, как будто воздух проходит в нем с начала до конца и обратно. Как можно больше выпрямите спину и расслабьте мышцы плечевого пояса. Руки свободно висят вдоль туловища.
2. Лицевые мышцы и язык должны быть расслаблены, губы чуть приоткрыты (никакого напряжения верхней губы!), кончик языка слегка отодвиньте назад.
3. При вдохе расслабьте мышцы поясницы – при этом остальная мускулатура брюшного пресса растягивается автоматически.
4. Грудная клетка должна оставаться в состоянии покоя, ее нельзя поднимать и опускать. Это же относится и к ключицам.
При выполнении движений характер дыхания существенно не меняется. Незначительные отклонения в дыхании, вызываемые изменением осанки и положения туловища, происходят автоматически. При значительных нагрузках устанавливается необходимое в данном случае ротовое дыхание.
При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний.
Надо научить ребенка чистить нос не через обе ноздри, а поочередно. Пускание мыльных пузырей – хорошее и веселое упражнение для развития дыхания. Во время прогулки предложить ребенку медленно вдыхать и еще более медленно выдыхать носом. Особенно полезно научить дышать при быстрой ходьбе и беге.
Специальные дыхательные упражнения лучше проводить в начале занятий, так как они требуют внимания. Кроме того, создаются благоприятные условия для дальнейшей физической деятельности, положительный эмоциональный настрой.
4.4. Специальная физическая подготовка
Разновидности ходьбы, бега (перемещения), прыжков, стойки, остановки. Разновидности ходьбы (на носках, пятках, перекатами с пятки на носок, подскоками, в полуприседе, приседе, широкими шагами, выпадами влево и вправо, с поворотом туловища влево и вправо и др.).
Бег в различных направлениях, с изменением ширины шага, скорости, приставными шагами, спиной вперед, семенящий, с остановкой по сигналу, с заданием, с предметом в руках. Сочетание бега с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега ногу ставить на всю стопу или использовать перекат с пятки на носок. При этом нога значительно сгибается в коленном суставе. Расслабленные руки, согнутые в локтях, двигаются свободно. В передвижении приставными шагами необходимо следить, чтобы шаги были скользящими, а не подпрыгивающими, движения мягкими.
Стойки. Учить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку (стойка баскетболиста схожа со стойкой волейболиста), из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча.
Стойка баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна выставлена на полшага вперед. Тело направляется вперед, тяжесть распределяется на обе ноги. Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.
Стойка волейболиста. Во время игры игроки находятся в какой-либо одной из трех стоек: либо высокой, либо средней, либо низкой. Для детей дошкольного возраста более приемлемы высокая и низкая стойки.
Высокая – ноги на ширине плеч, параллельно друг другу или одна впереди другой. Вес тела равномерно распределен. Колени слегка согнуты. Стойка сохраняется даже во время перемещений по площадке.
Средняя – корпус наклонен вперед, колени впереди ступней, плечи впереди колен. Руки – над коленями, держать параллельно бедрам.
Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега ногу ставить на всю стопу или использовать перекат с пятки на носок. При этом нога значительно сгибается в коленном суставе. Расслабленные руки, полусогнутые в локтях, двигаются свободно. В передвижении приставными шагами необходимо следить, чтобы шаги были скользящими, а не подпрыгивающими, движения мягкими.
Остановки. Детей дошкольного возраста следует обучать остановке двумя шагами. Овладение этим способом во многом облегчает последующее обучение передаче мяча в движении, броску мяча в корзину после его ведения. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг. Инерция бега погашается сгибанием ног, тяжесть тела распределяется равномерно. При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега, остановка после быстрого бега и внезапная остановка. Вначале остановки выполняются свободно, а затем внезапно, по звуковым и зрительным сигналам.
Прыжки – подпрыгивания на двух ногах; подпрыгивания с разнообразными движениями рук, туловища, поворотами, вращениями; подпрыгивания на одной ноге, ноги скрестно – врозь – вместе.
Занятия на тренажерах (при наличии).
В дошкольном учреждении на занятиях используются тренажеры от простейших до тренажеров сложного устройства: степы, мячи - фитболы, диски здоровья, гимнастические роллеры, резиновые эспандеры детские, скамья для пресса, велотренажер, беговая дорожка, тренажер «гребля», мини-батуты. Условно к тренажерам можно отнести также гантели пластмассовые (0,5 кг), медбол (1 кг), шведскую стенку, ведра-ходули с веревками (из разряда нестандартного оборудования), коррекционные мячи большого диаметра, массажные коврики.
Наиболее рациональной формой обучения дошкольников работе на тренажерах являются организованные занятия, длительностью до 30 минут, чередующиеся с другими видами физкультурных занятий.
Инструктор знакомит детей с тренажерами, разучивает упражнения. С этой целью используется показ, комментируется выполнение и демонстрируется его графическое изображение – карточка-схема, объяснение и практическое апробирование тренажера самими детьми.
Занятия на тренажерах могут быть использованы и при проведении спортивного досуга, если данные упражнения будут объединены в общий сюжет.
В ходе таких занятий в значительной мере повышается эмоциональный тонус детей, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое воображение. Современные тренажеры имеют привлекательный вид, побуждая детей к двигательной активности с их применением.
Физкультурный досуг (активный отдых):
- один раз в два месяца организуется физкультурный досуг. Его содержание составляют уже освоенные на занятиях упражнения, которые проводятся в форме соревнований. В программу включены подвижные игры, эстафеты, аттракционы. Основное назначение физкультурного досуга – организация активного отдыха.
- В конце года проводится итоговое занятие – состязательное развлечение с приглашением родителей.
Список литературы 1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Физкультура и спорт, 2002.
2. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. – М.: Физкультура и спорт, 2002. 3. Громова О.Е. Спортивные игры в детском саду – М.: Творческий центр, 2002. 4. Железняк Н.Ч. Занятия на тренажерах в детском саду. – М., 2009. 5. Желобкович Е.Ф. Футбол в детском саду. – М., 2009. 6. Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения. – М., 1999. 7. Матвеев Е.М. Волейбол. Школа движений // Физическая культура в школе. – 2001.– № 4.– С.33.
8. Николаева Н.П. «Школа мяча»: Учеб. – метод.пособие для инструкторов физического воспитания дошкольных образовательных учреждений. – М.: Физическая культура и спорт, 2008. – 211 с. 9. Овчинникова Т.С., Черная О.В., Баряева Л.Б. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. – СПб.: КАРО, 2010. 10. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5–7 лет. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с. 11. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей/ М.А. Рунова. – М.: Мозаика – Синтез, 2000. 12. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 176 с. 13. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. – М.: ГНОМиД, 2004. 14. Журнал Инструктор по физкультуре №3 /2013 – «Школа мяча» ТЦ Москва «Сфера» 2013г. 15. Журнал Инструктор по физкультуре №4/ 2013 Москва ТЦ «Сфера» 2013г.
16. Воротилкина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» - издательство НЦ ЭНАС, 2004.
17. Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет» - «Детство-пресс»,2009.
18. Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005.
19. Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство «Детство-пресс», 2010.
Интернет ресурсы: 1.http://thelib.ru/books/s 2. http://www.yaselki.ru/informatsiyaoyaslyah/sportivnyeigryvdetskom sadu 3. http://www.maam.ru/detskijsad/sportivnyeigryvdetskomsadu.html 32
Перспективный план работы кружка «Школа мяча»
СЕНТЯБРЬ | |||
1неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
ОКТЯБРЬ | |||
1 неделя | 2неделя | 3 неделя | 4 неделя |
НОЯБРЬ | ||||
1 неделя 1. Подбивание мяча подъемом ноги. | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
ДЕКАБРЬ | ||||
1неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
ЯНВАРЬ | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
МАРТ | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
АПРЕЛЬ | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
МАЙ | ||||
Игры: «Футбол», «Волейбол», «Баскетбол». По выбору детей. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по физической культуре с элементами школы мяча «Путешествие в Королевство волшебных мячей» для детей старшего дошкольного возраста.
Совершенствование двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, формирование потребности в ежедневной двигательной активности, поддержание интереса к спортивным играм и уп...
Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Школа мяча"
Конспект интегрированного занятия по физической культуре подготовительная к школе группа...
Конспект итогового открытого мероприятия кружка «Школа мяча» для родителей с детьми старших групп «Путешествие в страну веселых мячей»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15152293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"480"}}]]Цель: поддерживать интерес детей к занятиям физической ку...
«Школа мяча» картотека Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом
laquo; ШКОЛА МЯЧА»КАРТОТЕКА Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом...
«Школа мяча» Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет
laquo;ШКОЛА МЯЧА»Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет...
« Школа мяча» Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста
laquo; Школа мяча»Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека игр с мячом «Школа мяча» для детей 3-4 лет
игры с мячом для детей 3-4 лет...