Картотека пальчиковых игр для детей 5-6 лет
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Король Оксана Владимировна

Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palch_igr_star.gr_.docx65.6 КБ
Файл kartoteka_palch_igr_star.gr_.docx65.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Брусничка»

Пуровский район г Тарко-Сале.

КАРТОТЕКА

ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

ДЛЯ ДЕТЕЙ

5-6 лет

 (Старший дошкольный возрост)

Описание: http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=457518156-53-72&n=21

Инструктор по физической культуре:

                                    Король Оксана Владимировна

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть. (Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их. (Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

 

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно! (Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало, (Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом. (Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

 

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять, (Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком, (Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.)

«Маланья»

У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей, (Показать семь пальцев.)

Все без бровей, (Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами, (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами, (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели, (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

«Белка»

Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.)

Воробью, (Разогнуть указательный палец.)

Синичке, (Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

«У Петиной сестрицы»

У Петиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы: (Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане. (На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

«Магазин»

Мы пришли в магазин. (Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

Мы купили торт — один, (Показывают 1 палец.)

Плюшек — две, (Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

Ватрушек — три, (Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

А киви купили — сразу четыре! (Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

 

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать (Имитация движения ложкой.)

И позвали в дом соседей. (Позвать движением ладони к себе.)

Скатерть белую накрыли, (Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили, Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Хлеб нарезали и сыр, (Движения вверх и вниз ребром ладони.)

Приготовили гарнир, (Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке (Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски. (Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты. (Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

Посолили, поперчили, (Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли (Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Лук сердитый положить (Показать «сбор слез» в ладонь.)

И скорее все закрыть. (Хлопок в ладонь горизонтально.)

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали. (Провести по лбу тыльной стороной руки.)

 

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься. (Выполнять движения соответственно тексту.)

 

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

 

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка! (Сжать руку в кулак несколько раз.)

 

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран (Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан.(Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала, (Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало. (Смотрят в «бинокль».)

 

«У девочек и мальчиков»

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

«Колючий клубок»

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок.

«Как живёшь?»

- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

«Осенние листья»


Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. -
сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем –
пальчики «шагают» по столу.

«Месим тесто».


Тесто мнем, мнем, мнем! руками имитируем процесс вымешивания теста
Тесто жмем, жмем, жмем!
очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем. руками совершаем движения, как будто лепим снежки

«Салат».


Мы морковку чистим- чистим
,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметан кою польём.
(Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, (Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

Апельсин.


Мы делили апельсин.
(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас,
(показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
(загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (
бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу)

«Сидит белка»


Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).

«Транспорт»


Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)

«Машины»


По шоссе идут машины,
(Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Наши алые цветы
Распускают лепестки,
Плавно разжимают кулаки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Машут перед собой руками.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Плавно сжимают руки в кулаки.
Тихо засыпают, Кладут руки под щеку
Головой качают. Качают головой.

«Божьи коровки»


Божья коровка -
(дети машут руками)
Черная головка. (за голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят)

«Насекомые»


Раз, два, три, четыре, пять -
Сжимать - разжимать пальцы в кулак.
Насекомых надо знать: Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок…
Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.
И у каждого шесть ног! Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.

«Мебель»


Мебель я начну считать Показывают ладошки обеих рук.
Кресло, стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки.
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвали,
Разжимают кулачки и показывают ладошки.
Десять пальчиков зажали!
Сжимают кулачки и поднимают их вверх.

«Семья»


Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять!
(хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и
я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!

«Дружная семья»


Этот пальчик – дедушка,
(загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
(хлопаем в ладоши)

«Репка»


Тянут, тянут бабка с дедкой,
Дети вытягивают большие пальцы.
Из земли большую репку. Указательные.
К ним пришла тут внучка, Средние.
Подбежала Жучка, Безымянные.
Кошка тоже потянула. Мизинцы.
Хоть держалась крепко, Берут репку.
Вытянута репка!
Поднимают руки вместе с репкой.

«Дни недели»

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки") 
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. 
(машем ладошками к себе)

«Горох»

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. 
(переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. 
(выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... 
(выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!" (хлопаем)

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, 
(имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, 
(ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. 
(кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

«Котята»

У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.)

Сейчас все котята по парам стоят: (Покачиваем руками из стороны в сторону, не разъединяя их.)

Два толстых, два ловких,(Постукиваем большими , а потом указательными пальцами друг о друга)

Два длинных, два хитрых, (Постукиваем средними , а потом безымянными пальцами друг о друга)

Два маленьких самых И самых красивых. (Постукиваем мизинцами друг о друга)

«Капуста»

Мы капустку рубим — рубим,

Мы капустку солим — солим,

Мы капустку трем — трем,

Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)

«У Лариски – две редиски»

у Лариски – две редиски.                    (по очереди разгибать пальчики)

У Алешки – две картошки.

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

«Этот пальчик хочет спать»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!

«Кто в деревне живёт»

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!
Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать

«Повстречались»

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
Два щенка: “Ав-ав!”,
Два жеребенка: “Иго-го!”,
Два тигренка: “Р-р-р!”,
Два быка: “Му!”.
Смотри, какие рога.

 

 «Маланья»

У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей, (Показать семь пальцев.)

Все без бровей, (Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами, (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами, (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели, (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься. (Выполнять движения соответственно тексту.)

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть. (Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их. (Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно! (Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало, (Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом. (Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять, (Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком, (Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.)

«Белка»

Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.)

Воробью, (Разогнуть указательный палец.)

Синичке, (Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

«У Петиной сестрицы»

У Петиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы: (Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане. (На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

«Магазин»

Мы пришли в магазин. (Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

Мы купили торт — один, (Показывают 1 палец.)

Плюшек — две, (Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

Ватрушек — три, (Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

А киви купили — сразу четыре! (Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать (Имитация движения ложкой.) И позвали в дом соседей. (Позвать движением ладони к себе.) Скатерть белую накрыли, (Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили, Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Хлеб нарезали и сыр, (Движения вверх и вниз ребром ладони.) Приготовили гарнир, (Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке (Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски. (Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты. (Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

Посолили, поперчили, (Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли (Сжимание и разжимание пальцев рук.) Лук сердитый положить (Показать «сбор слез» в ладонь.) И скорее все закрыть. (Хлопок в ладонь горизонтально.) Наготовились, устали, Печь пирожное не стали. (Провести по лбу тыльной стороной руки.)

«Кто в деревне живёт»

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!
Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка! (Сжать руку в кулак несколько раз.)

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран (Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан.(Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала, (Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало. (Смотрят в «бинокль».)

«Колючий клубок»

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок.

«Месим тесто».


Тесто мнем, мнем, мнем! руками имитируем процесс вымешивания теста
Тесто жмем, жмем, жмем!
очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем. руками совершаем движения, как будто лепим снежки

«У девочек и мальчиков»

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

«Салат».


Мы морковку чистим- чистим
,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметан кою польём.
(Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, (Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

«Как живёшь?»

- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

«Осенние листья»


Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. -
сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем –
пальчики «шагают» по столу.

«Насекомые»


Раз, два, три, четыре, пять -
Сжимать - разжимать пальцы в кулак.
Насекомых надо знать: Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок…
Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.
И у каждого шесть ног! Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.

Апельсин.


Мы делили апельсин.
(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас,
(показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
(загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (
бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу)

«Машины»


По шоссе идут машины,
(Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Наши алые цветы
Распускают лепестки,
Плавно разжимают кулаки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Машут перед собой руками.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Плавно сжимают руки в кулаки.
Тихо засыпают, Кладут руки под щеку
Головой качают. Качают головой.

«Божьи коровки»


Божья коровка -
(дети машут руками)
Черная головка. (за голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят)

«Транспорт»


Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)

«Мебель»


Мебель я начну считать Показывают ладошки обеих рук.
Кресло, стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки.
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвали,
Разжимают кулачки и показывают ладошки.
Десять пальчиков зажали!
Сжимают кулачки и поднимают их вверх.

«Семья»


Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять!
(хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и
я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!

«Репка»


Тянут, тянут бабка с дедкой,
Дети вытягивают большие пальцы.
Из земли большую репку. Указательные.
К ним пришла тут внучка, Средние.
Подбежала Жучка, Безымянные.
Кошка тоже потянула. Мизинцы.
Хоть держалась крепко, Берут репку.
Вытянута репка!
Поднимают руки вместе с репкой.

«Горох»

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. 
(переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. 
(выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... 
(выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!" (хлопаем)

«Кто в деревне живёт»

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!
Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать

«Котята»

У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.)

Сейчас все котята по парам стоят: (Покачиваем руками из стороны в сторону, не разъединяя их.)

Два толстых, два ловких,(Постукиваем большими , а потом указательными пальцами друг о друга)

Два длинных, два хитрых, (Постукиваем средними , а потом безымянными пальцами друг о друга)

Два маленьких самых И самых красивых. (Постукиваем мизинцами друг о друга)

«Дни недели»

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки") 
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. 
(машем ладошками к себе)

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, 
(имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, 
(ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. 
(кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

«Капуста»

Мы капустку рубим — рубим,

Мы капустку солим — солим,

Мы капустку трем — трем,

Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)

«У Лариски – две редиски»

у Лариски – две редиски.                    (по очереди разгибать пальчики)

У Алешки – две картошки.

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

«Этот пальчик хочет спать»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!

«Дружная семья»


Этот пальчик – дедушка,
(загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
(хлопаем в ладоши)

«Сидит белка»


Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).

«Повстречались»

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
Два щенка: “Ав-ав!”,
Два жеребенка: “Иго-го!”,
Два тигренка: “Р-р-р!”,
Два быка: “Му!”.
Смотри, какие рога.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Брусничка»

Пуровский район г Тарко-Сале.

КАРТОТЕКА

ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

ДЛЯ ДЕТЕЙ

5-6 лет

 (Старший дошкольный возрост)

Описание: http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=457518156-53-72&n=21

Инструктор по физической культуре:

                                    Король Оксана Владимировна

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть. (Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их. (Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

 

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно! (Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало, (Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом. (Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

 

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять, (Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком, (Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.)

«Маланья»

У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей, (Показать семь пальцев.)

Все без бровей, (Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами, (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами, (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели, (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

«Белка»

Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.)

Воробью, (Разогнуть указательный палец.)

Синичке, (Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

«У Петиной сестрицы»

У Петиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы: (Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане. (На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

«Магазин»

Мы пришли в магазин. (Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

Мы купили торт — один, (Показывают 1 палец.)

Плюшек — две, (Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

Ватрушек — три, (Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

А киви купили — сразу четыре! (Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

 

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать (Имитация движения ложкой.)

И позвали в дом соседей. (Позвать движением ладони к себе.)

Скатерть белую накрыли, (Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили, Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Хлеб нарезали и сыр, (Движения вверх и вниз ребром ладони.)

Приготовили гарнир, (Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке (Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски. (Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты. (Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

Посолили, поперчили, (Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли (Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Лук сердитый положить (Показать «сбор слез» в ладонь.)

И скорее все закрыть. (Хлопок в ладонь горизонтально.)

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали. (Провести по лбу тыльной стороной руки.)

 

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься. (Выполнять движения соответственно тексту.)

 

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

 

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка! (Сжать руку в кулак несколько раз.)

 

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран (Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан.(Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала, (Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало. (Смотрят в «бинокль».)

 

«У девочек и мальчиков»

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

«Колючий клубок»

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок.

«Как живёшь?»

- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

«Осенние листья»


Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. -
сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем –
пальчики «шагают» по столу.

«Месим тесто».


Тесто мнем, мнем, мнем! руками имитируем процесс вымешивания теста
Тесто жмем, жмем, жмем!
очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем. руками совершаем движения, как будто лепим снежки

«Салат».


Мы морковку чистим- чистим
,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметан кою польём.
(Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, (Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

Апельсин.


Мы делили апельсин.
(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас,
(показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
(загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (
бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу)

«Сидит белка»


Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).

«Транспорт»


Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)

«Машины»


По шоссе идут машины,
(Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Наши алые цветы
Распускают лепестки,
Плавно разжимают кулаки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Машут перед собой руками.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Плавно сжимают руки в кулаки.
Тихо засыпают, Кладут руки под щеку
Головой качают. Качают головой.

«Божьи коровки»


Божья коровка -
(дети машут руками)
Черная головка. (за голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят)

«Насекомые»


Раз, два, три, четыре, пять -
Сжимать - разжимать пальцы в кулак.
Насекомых надо знать: Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок…
Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.
И у каждого шесть ног! Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.

«Мебель»


Мебель я начну считать Показывают ладошки обеих рук.
Кресло, стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки.
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвали,
Разжимают кулачки и показывают ладошки.
Десять пальчиков зажали!
Сжимают кулачки и поднимают их вверх.

«Семья»


Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять!
(хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и
я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!

«Дружная семья»


Этот пальчик – дедушка,
(загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
(хлопаем в ладоши)

«Репка»


Тянут, тянут бабка с дедкой,
Дети вытягивают большие пальцы.
Из земли большую репку. Указательные.
К ним пришла тут внучка, Средние.
Подбежала Жучка, Безымянные.
Кошка тоже потянула. Мизинцы.
Хоть держалась крепко, Берут репку.
Вытянута репка!
Поднимают руки вместе с репкой.

«Дни недели»

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки") 
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. 
(машем ладошками к себе)

«Горох»

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. 
(переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. 
(выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... 
(выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!" (хлопаем)

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, 
(имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, 
(ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. 
(кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

«Котята»

У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.)

Сейчас все котята по парам стоят: (Покачиваем руками из стороны в сторону, не разъединяя их.)

Два толстых, два ловких,(Постукиваем большими , а потом указательными пальцами друг о друга)

Два длинных, два хитрых, (Постукиваем средними , а потом безымянными пальцами друг о друга)

Два маленьких самых И самых красивых. (Постукиваем мизинцами друг о друга)

«Капуста»

Мы капустку рубим — рубим,

Мы капустку солим — солим,

Мы капустку трем — трем,

Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)

«У Лариски – две редиски»

у Лариски – две редиски.                    (по очереди разгибать пальчики)

У Алешки – две картошки.

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

«Этот пальчик хочет спать»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!

«Кто в деревне живёт»

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!
Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать

«Повстречались»

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
Два щенка: “Ав-ав!”,
Два жеребенка: “Иго-го!”,
Два тигренка: “Р-р-р!”,
Два быка: “Му!”.
Смотри, какие рога.

 

 «Маланья»

У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей, (Показать семь пальцев.)

Все без бровей, (Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами, (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами, (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели, (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься. (Выполнять движения соответственно тексту.)

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть. (Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их. (Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно! (Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало, (Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом. (Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять, (Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком, (Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.)

«Белка»

Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.)

Воробью, (Разогнуть указательный палец.)

Синичке, (Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

«У Петиной сестрицы»

У Петиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы: (Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане. (На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

«Магазин»

Мы пришли в магазин. (Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

Мы купили торт — один, (Показывают 1 палец.)

Плюшек — две, (Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

Ватрушек — три, (Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

А киви купили — сразу четыре! (Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать (Имитация движения ложкой.) И позвали в дом соседей. (Позвать движением ладони к себе.) Скатерть белую накрыли, (Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили, Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Хлеб нарезали и сыр, (Движения вверх и вниз ребром ладони.) Приготовили гарнир, (Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке (Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски. (Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты. (Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

Посолили, поперчили, (Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли (Сжимание и разжимание пальцев рук.) Лук сердитый положить (Показать «сбор слез» в ладонь.) И скорее все закрыть. (Хлопок в ладонь горизонтально.) Наготовились, устали, Печь пирожное не стали. (Провести по лбу тыльной стороной руки.)

«Кто в деревне живёт»

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!
Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка! (Сжать руку в кулак несколько раз.)

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран (Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан.(Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала, (Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало. (Смотрят в «бинокль».)

«Колючий клубок»

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок.

«Месим тесто».


Тесто мнем, мнем, мнем! руками имитируем процесс вымешивания теста
Тесто жмем, жмем, жмем!
очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем. руками совершаем движения, как будто лепим снежки

«У девочек и мальчиков»

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

«Салат».


Мы морковку чистим- чистим
,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметан кою польём.
(Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, (Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

«Как живёшь?»

- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

«Осенние листья»


Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. -
сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем –
пальчики «шагают» по столу.

«Насекомые»


Раз, два, три, четыре, пять -
Сжимать - разжимать пальцы в кулак.
Насекомых надо знать: Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок…
Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.
И у каждого шесть ног! Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.

Апельсин.


Мы делили апельсин.
(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас,
(показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
(загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (
бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу)

«Машины»


По шоссе идут машины,
(Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Наши алые цветы
Распускают лепестки,
Плавно разжимают кулаки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Машут перед собой руками.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Плавно сжимают руки в кулаки.
Тихо засыпают, Кладут руки под щеку
Головой качают. Качают головой.

«Божьи коровки»


Божья коровка -
(дети машут руками)
Черная головка. (за голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят)

«Транспорт»


Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)

«Мебель»


Мебель я начну считать Показывают ладошки обеих рук.
Кресло, стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки.
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвали,
Разжимают кулачки и показывают ладошки.
Десять пальчиков зажали!
Сжимают кулачки и поднимают их вверх.

«Семья»


Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять!
(хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и
я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!

«Репка»


Тянут, тянут бабка с дедкой,
Дети вытягивают большие пальцы.
Из земли большую репку. Указательные.
К ним пришла тут внучка, Средние.
Подбежала Жучка, Безымянные.
Кошка тоже потянула. Мизинцы.
Хоть держалась крепко, Берут репку.
Вытянута репка!
Поднимают руки вместе с репкой.

«Горох»

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. 
(переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. 
(выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... 
(выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!" (хлопаем)

«Кто в деревне живёт»

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!
Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать

«Котята»

У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.)

Сейчас все котята по парам стоят: (Покачиваем руками из стороны в сторону, не разъединяя их.)

Два толстых, два ловких,(Постукиваем большими , а потом указательными пальцами друг о друга)

Два длинных, два хитрых, (Постукиваем средними , а потом безымянными пальцами друг о друга)

Два маленьких самых И самых красивых. (Постукиваем мизинцами друг о друга)

«Дни недели»

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки") 
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. 
(машем ладошками к себе)

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, 
(имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, 
(ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. 
(кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

«Капуста»

Мы капустку рубим — рубим,

Мы капустку солим — солим,

Мы капустку трем — трем,

Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)

«У Лариски – две редиски»

у Лариски – две редиски.                    (по очереди разгибать пальчики)

У Алешки – две картошки.

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

«Этот пальчик хочет спать»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!

«Дружная семья»


Этот пальчик – дедушка,
(загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
(хлопаем в ладоши)

«Сидит белка»


Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).

«Повстречались»

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
Два щенка: “Ав-ав!”,
Два жеребенка: “Иго-го!”,
Два тигренка: “Р-р-р!”,
Два быка: “Му!”.
Смотри, какие рога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей 4-6 лет

В материале представлена картотека пальчиковых игр из книги Желобкович "Физкультурные занятия в детском саду"...

Картотека Пальчиковых игр для детей (2-3 лет)

Уважаемые родители очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития реч...

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....