Статья "Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста"
статья по физкультуре
Методика обучения детей дошкольного возраста плаванию.
В статье рассмотрены основные этапы обучения плаванию,цели и задачи ,игровые упражнения,применяемые при обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_plavaniyu_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста.
Одной из важнейших задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является создание максимально благоприятных условий для охраны и укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Эти задачи успешно решаются на занятиях по плаванию в бассейне детского сада. Цель занятий по плаванию – создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде.
В нашем дошкольном учреждении дети начинают посещать бассейн с 4 лет, ведь важно, как можно раньше начинать процесс обучения плаванию. Понимание этого есть как у специалистов, так и у родителей. С первого дня посещения детского сада родителей интересует вопрос: когда же их малыш будет плавать в бассейне. По их мнению, все дети очень любят воду, с удовольствием плещутся в ванной. Подчас родители не понимают, для чего нужно сначала на суше освоить дыхательную и двигательную технику, и только с середины учебного года занятия проходить в воде. Поэтому для родителей важна информация инструктора по плаванию, какие задачи решаются на первом году обучения плаванию, какие методы и приёмы важно использовать при этом, какие особенности маленьких детей нужно учитывать [2, c. 85].
Первый год обучения плаванию, помимо общеукрепляющих и оздоровительных целей, посвящен решению ряда конкретных задач, таких как привыкание к воде, освоение воды, обучению дыхательным и элементарным плавательным движениям.
На первом этапе дети осваивают дыхательные упражнения, которые проходят «на суше». Дети учатся делать вдох через рот, а выдох через нос и рот по счету: «Раз!» – вдох, «Два, три!» – выдох. Для этого можно использовать различные игровые упражнения – например, сдувание бумажных снежинок, пушинок с ладони. При каждом последующем повторении упражнения на занятиях происходит усложнение задачи: сдуть детям предлагаются большие предметы, которые необходимо с помощью дыхания сдвинуть с места, например, воздушные шарики, теннисные шары и другие.
Выбор конкретной методики и программы обучения индивидуален и зависит от следующих факторов: условия, окружающие учащихся; цель получения этого навыка (ознакомить ученика с процессом плавания, просто научить плавать или профессионально заняться обучению плаванию для выступления на различных соревнованиях и турнирах); индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка; возраст обучающихся.
Это не полный список моментов, которые должны учитываться при выборе подхода и организационных моментов.
Начинать обучение можно практически в любом возрасте – как в самом раннем, так и в зрелом. Однако необходимо учитывать, что возраст до 5 лет является наиболее сложным для образовательно процесса, поскольку многие из детей еще не готовы осознанно выполнять все задания тренера [1, c. 117]. Оптимальным периодом для процесса обучения плаванию принято считать период с 6 до 10 лет, так как ребенок в данном возрасте максимально быстро способен приобретать новые качества и умения. Кроме того, у детей еще не успела сформироваться неправильная двигательная память, их нужно учить, а не переучивать.
Методы, рекомендуемые и применяемые при обучении плаванию, обоснованы теоретически и многократно проверены практически, их можно разделить на три группы:
• вербальные (объяснения, пояснения, разбор и анализ, указания, команды, распоряжения);
• наглядные (показ упражнений и движений, изучение учебных пособий, наглядного материала в виде фотографий и видеороликов, просмотр кинофильмов, жестикуляция и демонстрация тренером необходимых тонкостей);
• практические (практические упражнения, соревнования, игры в самых различных сочетаниях, с акцентом как на общую координацию, так и на отдельные элементы алгоритма) [3, c. 75].
К средствам, которые применяются для учебы, относятся: плавательная доска – важнейшее средство для обучения, физические упражнения, тренажеры и приспособления (плавательные доски, круги), источники визуальной информации (плакаты, видео, фото, кинофильмы), условия (природные или искусственные).
При обучении плаванию выделяют следующие виды упражнений:
‒ общеразвивающие (отрабатываются на суше);
‒ подготовительные (на берегу и в воде);
‒ специальные (предназначены для выполнения в воде).
Для того, чтобы повысить уровень телесного развития общеразвивающие упражнения являются необходимыми. Попутно, вместе с подготовкой организма к освоению плавания, оптимизируется состояние позвоночника, грудной клетки, развиваются мышечные группы, улучшается осанка. Ходьба, бег, прыжки, элементы гимнастики помогают организму скорее адаптироваться к нагрузкам в водной среде.
Подготовительные упражнения являются несколько более специализированными – постепенно происходит акцент внимания на качествах и способностях тела, которые необходимы для плавания.
Используется также имитация движений на суше, однако такими упражнениями по имитации движений на берегу не следует слишком сильно увлекаться, рекомендуется переходить в воду, как только будет такая возможность, для более быстрого привыкания ребенка к водной среде.
Существует общая схема, которая в целом применима для любого возраста обучающихся, включающая в себя последующие шаги: обучение правильному дыханию, обучение движениям ног, достижение синхронизации их работы и дыхания, обучение движениям рук, приспособление организма к скоординированной работе ног и рук и дыхания [5, c. 131]. Следование представленной схеме обязательно, помимо всего этого важно подходить к изучению как можно более комплексно – ведь освоение работы ног, например, не означает, что о правильном дыхании можно на время позабыть, или позволить рукам полностью бездействовать. Торопливое и поверхностное прохождение всех пунктов схемы может привести к формированию изначально неверно заложенного стереотипа, например, если начать сразу обучать движениям ног, но при этом плавать с высоко поднятой головой, можно очень быстро начать передвигаться в воде таким образом, однако основной элемент – дыхание – останется неосвоенным, либо освоенным неправильно. Далее по цепочке неверно будут работать при плавании ноги – ведь они в первую очередь координируются с дыханием и, если эта связь не будет работать должным образом, скорее всего, при плавании ноги будут почти бездействовать, либо их движение будет малоэффективным. Кроме того, по правилам равновесия при поднятой голове ноги будут далеко от поверхности воды и будут работать куда менее эффективно.
Если человек не научится правильно дышать при плавании, выдыхать в воду, не привыкнет спокойно держать лицо в воде, он будет инстинктивно пытаться увернуться от брызг, что сильно увеличит не только физическую, но и психологическую нагрузку при плавании, особенно при длительных заплывах. Физическая нагрузка при плавании является очень большой, поскольку при плавании задействованы практически все мышцы человека, поэтому потребность организма в кислороде будет только возрастать, и отсутствие правильно выработанных привычек, связанных с дыханием, может превратить заплыв в самоистязание [6, c. 113]. Именно поэтому с самого начала следует осваивать все без спешки и не стремиться поплыть как можно быстрее. При этом не стоит перебарщивать с занятиями на суше, таким образом программа обучения плаванию должна быть составлена так, чтобы ни один вид занятий не был в избытке или недостатке. Правильно поставленное ритмичное дыхание в конечном итоге сделает человека пловцом, способным чувствовать себя «как рыба в воде», даже если поначалу он будет двигаться не слишком скоординировано.
Подачу элементов учащимся можно разделить на четыре этапа, при этом они применимы как к процессу в целом, так и к освоению отдельных движений.
На первом этапе требуется дать воспитаннику общее представление о плавании – это осуществляется с помощью наглядных материалов (рисунков, видеороликов, фотографий).
Второй этап – разучивание элементов и их соединение. Как было указано выше, сначала рекомендуется освоить дыхание, затем – работу ног и согласовать ее с дыханием, затем – руки и в конце полная координация всех частей тела. Освоение техники происходит постепенно, с поэтапным усложнением.
Третий этап – закрепление материала, исправление ошибок. Цель работы на данном этапе – достичь слаженного общего действия тела в реальных условиях с нагрузкой. При этом должна проводиться постоянная работа над неверно воспроизводимыми движениями – это необходимо, чтобы не закрепились неверные навыки.
Задачи этого этапа:
• обеспечить понимание обучающимся основных закономерностей процесса плавания в целом и конкретного способа,
• оттачивание общей динамики с учетом индивидуальных особенностей обучаемого, устранение ошибок, отработка стиля в целом,
• правильная работа на этом этапе сделает возможными интуитивные вариации и движения.
Важным моментом является плавание с полной координацией, также важно делать перерывы и не работать до изнеможения. Утомление может стать причиной повторения ошибок и перехода их в стереотипы.
Четвертый этап – углубление и совершенствование полученных навыков.
Цель этого этапа – движение к совершенству, насколько это возможно:
• закрепление техники, отработка ее до автоматизма;
• расширение восприятия усвоенной техники для вариативного ее осуществления: при различных условиях, при различной нагрузке, включая максимально возможную;
• развитие до отработки собственной индивидуальной техники – в соответствии с собственным физическим развитием, расширение горизонтов физического совершенствования;
• закрепление сформированного стереотипа движения, увеличение диапазона вариаций, зависящих от внешних условий [7, c. 29-30]
Большое значение имеют скоростные упражнения, короткие и интенсивные. Проводятся такие тренировки по отдельным элементам и по движению в целом.
В целом, при обучении дошкольников применяются те же методы, что и для детей старшего возраста, но, вместе с этим, есть и особенности.
Особое значение имеют наглядные материалы. У детей высока способность к подражанию, поэтому подробный показ движения помогает быстрому пониманию и освоению. Эффективна демонстрация движений самим инструктором, кинофильмы, ролики.
Упражнения, повторяемые многократно, особенно акцентирующие разучивание по частям, начиная с простейших движений, особенно важны – это практическая часть. Достижения и успехи в освоении простых элементах придают уверенность в своих силах и избавляют от страха [8, c. 44]. Для детей следует наполнять выполнение упражнений игровым содержанием. Это не только развивает соревновательный дух, но и открывает возможность вариативного подхода к движению, адаптации к меняющимся внешним условиям. Элемент соревнования тоже очень важен, это приучение ребенка к управлению собой, воспитанию в нем силы воли, умения мобилизовать свои силы для побед.
Кроме дыхательных упражнений дети на этом этапе овладевают двигательными и плавательными навыками, осваивают игровые упражнения на обучение работе ног, согласованию дыхания с работой ног, обучение работе рук, общее согласование работы ног, рук и дыхания. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, на занятиях используется литературный материал, музыкальное сопровождение, чтобы дети могли воссоздать тот или иной образ и были способны имитировать движения. Все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и в воде нужно превратить в игру. Именно игра является ведущим видом деятельности ребенка.
Со второго полугодия с детьми 3-4 лет решаются следующие задачи:
‒ обучение детей вхождению в воду, ознакомление со свойствами воды, преодоление страха перед ней,
‒ обучение передвижению по дну бассейна различными способами на различной глубине,
‒ обучение погружению в воду с открытыми глазами; обучение дыханию в воде (выдохи в воду).
Первый выход в бассейн является важным событием в жизни ребенка. От инструктора по плаванию зависит, чтобы первые впечатления от занятий в воде имели положительную эмоциональную окраску [10, c. 119-120].
На первых занятиях дети учатся входить в воду. Основная трудность входа в бассейн чаще всего связана с тем, что в него дети спускаются по лестнице, на которой могут оступиться, поскользнуться, упасть в воду. Глотнув воды, ребенок может напугаться и не захочет больше приходить в бассейн. Важно предупредить его неожиданное падение в воду. Нельзя принуждать детей. Детей нерешительных, не проявляющих желания войти в воду, можно брать на руки и водить ладонью ребенка по поверхности воды, успокаивая его ласковыми словами. Затем ребенка необходимо поставить в воду лицом к себе, взять за обе руки и, незаметно отступая, звать за собой в бассейн. Когда дети привыкают к воде и начинают передвигаться в ней самостоятельно, они могут обходить бассейн по периметру, держась руками за поручень или руку тренера.
Не рекомендуется пользоваться всевозможными устрашающими формулировками. Всегда можно подобрать выражения, в которых полностью отсутствует угроза опасности: «Смелее», «Делай, как все», «Молодец». Детям младшего возраста необходимо 4-5 занятий, чтобы научиться входить в воду. В группе всегда есть тревожные дети, с которыми нужно заниматься отдельно, соблюдая большую деликатность, убеждая в посильности задания на примере других детей.
После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо приучать их к простейшим передвижениям. Малыши ощущают, насколько труднее двигаться в воде, чем на суше. Разнообразные упражнения (ходьба, бег, прыжки) не трудны для малышей, они выполняют их с удовольствием в том случае, если глубина невелика и соответствует реальному уровню подготовленности детей. Сначала эти упражнения проводятся при глубине ниже коленей и до колен. Постепенно глубина увеличивается до уровня бедер, пояса. Дети учатся ходить по одному («Мы гуляем»), группой («Дружные ребята»), держась за палку («Тележка»), ходят вдоль бортика бассейна большими и маленькими шагами, придерживаясь за поручень («Ножки идут по дорожке»), в заданном направлении («По прямой дорожке»), до условного места («Дойди до рыбки»), по кругу, держась за руки («Закружилась карусель»), помогая себе гребковыми движениями руками («Лодочки»). Особое удовольствие доставляет детям вбегать в воду, выбегать из неё, шлепая ногами, поднимая брызги («Футболисты, «Принеси игрушку»), высоко поднимая колени («Как лошадки»), помогая себе руками («Весла гребут»), убегать от взрослого и догонять его («Догонялки»), с разбега падать в воду (на руки инструктора) [9, c. 145].
Оптимальным упражнением являются прыжки. Они помогают хорошенько разогреться, поднять настроение, ненавязчиво подготовить малыша к погружению в воду. Дети учатся подпрыгивать на двух ногах с поддержкой взрослого, держась за поручень, а также без опоры («Зайка серенький», «Мячик»), «опираясь», отталкиваясь ладонями о воду (на глубине по пояс) и приседая («Спрячемся в воду»). Учатся на двух ногах продвигаться вперед, прыгать в длину с места, подпрыгивать и падать в воду вперед на глубине до бедер, по пояс («Самолет»).
Важное значение имеет обучение детей правильным движениям рук. Дети могут хлопать по воде ладонями, изображая «дождик», стучать по поверхности воды кулачками, как «молотком», гладить поверхность воды ладонями, как «утюгом», выполнять движения руками вверх-вниз, вправо-влево, изображая «полоскание белья» или «волны», изображают «рубку дров», скрестив пальцы кистей рук.
Особая роль отводится передвижениям по дну на руках с вытянутыми ногами. Эти упражнения являются подводящими к формированию умения принять горизонтальное положение тела в воде. Их выполняют на небольшой глубине, часто дети с трудом осваивают эти упражнения. Поэтому в средней группе используется только ползание на животе («Доползу до кораблика», «Крокодилы», «Раки»).
Следующий шаг в освоении с водой, который делают дети среднего возраста – погружение. К сожалению, не всем детям погружение в воду дается легко. Для комфортного проведения дальнейших занятий очень важно, чтобы в первый раз ребенок самостоятельно окунулся с головой в воду. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка выполнять это упражнение, если он не испытывает желания, категорически нельзя бросать ребенка, сталкивать его в воду и т. д. В противном случае у ребенка формируется страх перед выполнением движений в воде, исчезает или заметно снижается желание заниматься плаванием. Если на «суше» погружение в воду (в тазик с водой) с задержкой дыхания отработано, то проблем с этим упражнением в бассейне дети не будут испытывать.
Обучаясь погружению по шею на глубине воды по пояс, дети моют руки, плечи, грудь, шею, лицо, поливают воду себе на спину («Чистюли»), с ними проводятся игры: «Лягушата умываются», «Сделаем дождик» (брызгать себе в лицо). При обучении игровому упражнению «Водопад», когда малыши поливают на голову воду из бутылочки, важно научить их дышать приоткрытым ртом. В этом случае исключаются неприятные ощущения от попадания воды в нос, дети привыкают к ощущению воды на лице. И только после этого дети погружаются до уровня подбородка («Островки») [11, c. 50]. Следующие упражнения связаны с непосредственным погружением головы в воду («спрячем нос», «глазки в воде», «загляни в колодец», «достань игрушку» и погружение в воду с головой, задерживая дыхание на вдохе). Затем дети знакомятся с простыми упражнениями, которые подводят к овладению выдохом: подуть на плавающую игрушку; на воду, как на горячий чай; опустить губы в воду и вспенить ее; погрузить голову в воду и сделать выдох. Выдыхать в воду дети учатся долгое время. Параллельно дети учатся открывать глаза в воде. После высокой двигательной нагрузки с детьми проводятся релаксационные паузы, с целью снятия мышечного напряжения. Дети, при поддержке инструктора или в нарукавниках (на нудлах) отдыхают на воде, лежа на спине, или выполняют упражнения на восстановление дыхания («веселые пузыри», «попрощайся с водичкой»).
Все дети, которые регулярно посещали занятия в бассейне, не испытывают страха в воде, безбоязненно передвигаются по всех акватории бассейна, с радостью и желанием выполняют игровые упражнения в воде, что позволяет им легко осваивать программу по обучению плаванию.
Еще раз подчеркнем важность того, что каждое занятие должно быть формировать у ребенка только положительные эмоции и чувства – радость, удовольствие, также заинтересованность и наслаждение пребыванием в воде. Это повысит эффективность занятий по плаванию, способствующих укреплению и оздоровлению организма детей [4, c. 30].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вайцеховский, С. М. Физическая подготовка пловца / С. М. Вайцеховский. - М.: « Физкультура и спорт», 2013.- 270 с.
2. Герасимова, Ю.С. Построение занятий по обучению плаванию детей дошкольного возраста на основе сказочных сюжетов / Ю.С. Герасимова // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции "Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация". – СПб.: Плавин, 2013. – С. 193 – 196.
3. Голубева, Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребёнка до 6 лет Текст. / Г.Н. Голубева // Теория и практика физической культуГры. 2015. – № 2. – С. 83-86.
4. Дукальский, В.В. Игры на воде при обучении детей плаванию: учебное пособие / В.В. Дукальский. – Краснодар, 2014. – 112 с.
5. Курысь, В. Н. Содержание и соотношение понятий «физическая культура личности» и «телесно-двигательная культура» / В.Н. Курысь// Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. –2013.– № 1 (95). –С. 84-89.
6. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
7. Осьмина, Е.В. Психологические критерии проявления дошкольником субъектности на начальных этапах обучения плаванию / Е. В. Осьмина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 2. – С. 12 – 16.
8. Протченко, Т.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: практическое пособие/ Т. А. Протченко. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 80 с.
9. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде / под ред. Зенов Б.В.- М.: «Физкультура и спорт» 1986.- 80 с.
10. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия Текст. / авт. Сост. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская– Волгоград: Учитель, 2017. – 159 с.
11. Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях/ В.Н. Шебеко. – Минск; Амалфея, 2016.– 390 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...
Этапы подготовки обучения плаванию детей дошкольного возраста
В данной консультации расмотрены проблемы адаптации детей дошкольного возраста во время обучения плаванию....
Современные подходы к обучению плавания детей дошкольного возраста.
Преподаватели обучающие начальному плаванию детей, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде...
Обучение плаванию детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий
Материал включает в себя основные задачи и этапы обучения плаванию детей, посредством использования сюжетно-ролевой ритмопластики....
Использование игровых методов для обучения плаванию детей дошкольного возраста
В данной публикации приведены примеры игр для обучения детей навыкам, которые в дальнейшем послужат хорошей базой для обучения плаванию....
Перспективное планирование занятий по плаванию в средней группе «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова
Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию...