Фитбол - гимнастика в системе ДОУ
статья по физкультуре
Предварительный просмотр:
Фитбол – гимнастика в системе ДОУ
Фитбол – гимнастика для дошкольников
Развитие детей и улучшение их здоровья в дошкольных образовательных организациях – одна из актуальных задач современной педагогики. Для детей в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные образовательными программами дошкольного образования. Дети нуждаются в особых программах физического воспитания, которые учитывали бы весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необходимо использовать такие методы и приемы, которые способствовали бы максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами или фитболами, высокая активность которых была высоко оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками.
Фитбол-гимнастика – одно из новых направлений в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками, которое рассматривается как средство развития интегративных качеств личности детей в процессе интегрированного решения задач всех образовательных областей.
Значимость фитбол-гимнастики в детском саду обусловлена тем, что новое для дошкольного учреждения оборудование имеет ряд преимуществ. Занятия с мячом-фитболом не просто укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, но и позволяют решать достаточно актуальную для современного дошкольника задачу – формирование правильной осанки. Являясь средством оздоровительно-коррекционной работы, такие мячи оказывают специфическое воздействие на опорно-двигательный и связочно-мышечный аппарат.
Фитбол – это особый мяч, изобретенный швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйнфогельбах для реабилитации больных с травмами позвоночника. В России он появился в 50-е годы и быстро стал очень популярным тренажером в спортивных залах. Самая приятная особенность фитбола в том, что для занятий с ним не существует никаких противопоказаний. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
Упражнения с фитболами улучшают функцию сердечно-сосудистой системы, дыхания, активизируют обмен веществ, интенсивность процессов пищеварения, защитные свойства и сопротивляемость организма в целом. Лечебное качество фитбола специалисты объясняют воздействием колебаний мяча. Возникающие при колебании мяча вибрации оказывают обезболивающее действие, благотворно влияют на работу печени и почек, стимулируют функцию головного мозга. Сторонники занятий фитбол-аэробикой уверены в том, что вибрация, ощущаемая при сидении на мяче, по своему физическому воздействию сходна с верховой ездой.
Данные мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс. Занятия укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но самое главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Заниматься на фитболе дети могут с двухмесячного возраста.
Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально, фронтально по подгруппам. Время проведения занятия – 20–25 мин. (3–5 года), 30–35 мин. (5–7 лет).
При использовании фитбол-гимнастики необходимо выполнять следующие правила:
- Подбирать мяч каждому ребенку по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот;
- Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие-либо острые предметы, которые могут повредить мяч;
- Одежда должна быть удобной, не мешать движениям, обувь нескользкой;
- Начинать с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;
- Упражнения не должны причинять детям боль или доставлять дискомфорт;
- Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделе позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины;
- Выполняя на мяче упражнения, лежа на животе, на спине голова и позвоночник должны составлять прямую линию, при выполнении упражнений не задерживать дыхание;
- При выполнении упражнений мяч не должен двигаться;
- Физическая нагрузка должна строго дозироваться по времени в соответствии с возрастом и возможностями детей;
- Соблюдать приемы страховки и учить детей самостраховке;
- Использовать упражнения в парах, что способствует формированию у детей коммуникативных навыков;
- Особое внимание обращать на признаки физической усталости ребенка, его перегрузки, снижать ее.
Работу с детьми по освоению фитбола строили поэтапно, на основе методик А.А. Потапчук.
Цель подготовительного этапа – дать детям представление о форме и физических свойствах мяча, используя упражнения: прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами «змейкой», вокруг различных ориентиров; поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте в сочетании с различными видами ходьбы; передача мяча друг другу, броски мяча; игры с мячом: «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч». Варианты выполнения данных упражнений могут быть и другими: толкая ладонями, толкая развернутой стопой. Включать их можно в разные виды детской деятельности: на занятиях, развлечениях, в самостоятельной двигательной активности детей, в индивидуальной работе с детьми и т.д.
На первом этапе обучали детей правильной посадке на мяче, используя наглядные методы, приемы объяснения, показа, словесные инструкции, осуществляли страховку и помощь детям.
На втором этапе обучали детей принятию основных исходных положений: стоя с мячом, приседа с мячом, сидя на мяче, на полу, стоя на коленях, лежа на полу, лежа на мяче.
Целью третьего этапа явилось обучение основным динамическим движениям с мячом, соответствующих возможностям детей.
На четвертом этапе обучали детей образным, имитационным движениям с фитболами, используя картинки (бабочка, качели, кольцо), словесные инструкции, описание упражнений. Использовали время прогулок, игры, физкультурных занятий, утренних гимнастик.
Гимнастику и занятия с фитболами проводим в виде игровой и сказочной форме. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки воспитателем. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание, ритмические хлопки и т.д.), звукоподражание, а также различные игры с развернутым игровым содержанием. Дети получают удовлетворение не от того, что научились выполнять то или иное движение, а от самого процесса игры.
Упражнения с мячами проводим с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов дети учатся подчинять движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Работа с детьми по фитбол-гимнастике строится на основе принципов доступности, постепенности, повторности и системности и может проводиться в течение всего занятия или только в одной из частей занятия.
Двигательный тренинг по фитболу напоминает классическое занятие по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой.
Структура занятия условно делиться на 3 части:
1. Вводная часть - разогревание организма, подготовка к комплексным нагрузкам, предполагает: разновидности ходьбы и бега; танцевальные элементы; творческие задания; перестроения; игры на внимание.
2. Основная часть - комплекс упражнений с предметами включает: упражнения из разных исходных положений, для разных групп мышц; детский стретчинг; аэробику; танцевальную ритмику в разных стилях; упражнения импровизационного характера.
Далее следуют задания обучающего характера с элементами акробатики и гимнастики, манипуляции с предметами, упражнения на развитие физических качеств.
Основной способ организации детей во второй части занятия - круговая тренировка, поэтапное распределение детей. Основная часть заканчивается подвижными играми с творческой направленностью соревновательного характера. Предполагается вариативность проведения в зависимости от поставленных задач.
3. Заключительная часть - восстановление, расслабление, дыхательные упражнения, спокойные игры. Дозировка согласно возрасту детей.
Эффективность усвоения программы определяется по следующим критериям:
- контрольные занятия в конце каждого месяца;
- итоговые занятия с приглашением родителей в конце года - «Праздник гимнастики»;
- участие наиболее одаренных детей в постановочных номерах, гимнастических этюдах (на праздниках, родительских собраниях, детских конкурсах).
Для реализации данной программы создана необходимая развивающая среда:
- имеется необходимое спортивное и гимнастическое оборудование (мячи, обручи, ленты, султанчики, платочки);
- гимнастическая стенка, поролоновые дорожки, дорожки «Здоровья», коврики;
- разработаны и изготовлены карточки с условным изображением предметов, карточки-схемы с изображением позиций и фигур.
Занятия с мячами в сочетании со сказкой, музыкой развивают творческие способности детей, раскрывают природный потенциал, формируют положительные эмоционально-волевые качества: настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку и справедливость. Дети получают положительные эмоции от занятий с фитболами, добиваются успехов в овладении упражнениями, в укреплении своего здоровья
Фитболы позволяют разнообразить воспитательно-образовательный процесс, коррекционную и развивающую работу в дошкольном учреждении.
Литература
1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2008. 160 с.
2. Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте : учеб.-метод. пособие / под ред. С.П. Евсеева. СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.
3. Романова Е.Е. Использование методики фитбола на занятиях с дошкольниками 5–6 лет // Физическая культура и спорт в системе воспитания петербуржцев : материалы науч.-практ. конф. СПб., 2000.
4. Трушкин А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов–н/Д, 2000.
5. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс. СПб, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Са-Фи-Данс танцевально- игровая гимнастика и Фитбол- гимнастика, инновационные технологии физического воспитания детей в ДОУ"
Совершенствовать педагогическую деятельность в физическом воспитании детей дошкольного возраста;Познакомить участников методического объединения с опытом работы по применению инновационных технологий ...
Фитбол- гимнастика как инновационное средство физического воспитания Развитие координации движений у дошкольников с диагнозом «Общее недоразвитие речи» средствами фитбол-гимнастики
В статье представлен методический материалл по развитию координации движений у детей средствами фитбол гимнастики...
Фитбол- гимнастика - инновационное направление совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста.
В статье даны рекомендации по использованию фитбол-гимнастики для детей дошкольного возраста....
Проект по фитбол - гимнастике "Веселый фитбол"
Проект создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих правильную ...
Конспект комплексного физкультурно- оздоровительного занятия «Фитбол- гимнастика с элементами танцевально -игровой гимнастики Са-фи-дансе» (средняя группа) Путешествие в сказку Колобок
Разностороннее развитие детей средствами физической культуры....
Физкультурно-оздоровительное занятие по фитбол-гимнастике в старшей подготовительной группе “C фитболом дружить – здоровым быть!”
В данной работе представлен конспект физкультурно-оздоровительного занятия по фитбол-гимнастике в старше-подготовительной группе....
Кружок по доп .образованию "Фитбол-гимнастика!"Ритмическая гимнастика "Буратино"
БУРАТИНО(фонограмма «Буратино»)1. И. П. - ноги слегка расставлены, руки опущены. Сгибать поочередно руки, посмотреть на ладонь. (4 раза)2. И. П. то же. Поднимать и опускать плечи...
- Мне нравится (1)