Русские народные подвижные игры
учебно-методический материал (младшая группа)

Зиятдинова Татьяна Александровна

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека русских народных игр

для детей младшего дошкольного возраста

«У медведя во бору»

Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту. 

 

Ход игры: На одной стороне площадки чертиться круг—это берлога медведя; на

другой -обозначается дом, в котором живут дети. Педагог выбирает медведя,

который сидит в берлоге. Когда педагог скажет: «Идите, дети, гулять!» Они

выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек. Они произносят

хором: 

У медведя во бору, грибы ягоды беру, 

А медведь сидит и на нас рычит. 

После слова «рычит» медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тоткого

медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу.

За линией детей ловить нельзя. 

После того как медведь поймает несколько играющих, игра возобновляется. На

роль медведя назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза. 

 

«Зайка беленький сидит»

Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с 

текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние

словатекста. Доставить детям радость. 

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или скамейках с одной стороны комнаты.

Педагог говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети

выходят на середину, становятся около педагога и присаживаются на корточки.

Педагог произносит текст: 

Зайка беленький сидит и ушами шевелит. 

Вот так вот так он ушами шевелит.(дети шевелят кистями рук, подняв их к

голове) 

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть 

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть (со слова «хлоп» и до конца

фразы дети хлопают в ладоши) 

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать 

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать! (со слов «скок» и до конца фразы

дети подпрыгивают на обеих ногах на месте). 

Кто-то зайку испугал, зайка прыг…….и ускакал (воспитатель показывает

игрушку мишку—и дети убегают на свои места.) 

 

 Указания к проведению. Игру можно проводить с любым количеством детей.

Обязательно до начала игры надо приготовить места, куда будут убегать зайчики.

Первое время можно не выделять водящего, все дети   

выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного

повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки и поставить его в

середину круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми,

надо им дать возможность найти себе место. 

 

«Мыши и кот»

Цель: Развивать внимание, образные движения. 

 

Ход игры: Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках.В

противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого

исполняет педагог. Кот засыпает (а мыши разбегаются по всей комнате). Но вот

кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши

быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек

кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз

проходит по комнате, затем возвращается на своё место и засыпает.  

 

Указания к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот

закроет  глаза и заснет, а возвращаться в норки—когда кот проснётся и замяукает.

Педагог следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от

норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания,  и тогда

дети—мыщки—выползают из своих норок. 

 

«Заинька»

 

Цель:  Развивать ритмический слух, внимание, импровизацию по тексту песни. 

Ход игры: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог поет песенку и

показывает детям движения. 

1. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой 

    Вот так этак, топни ножкой! (2 раза) (дети топают ножкой руки на поясе) 

 2.Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши! 

    Вот так этак, бей в ладоши! (2 раза) (дети хлопают в ладоши) 

 3.Заинька, повернись, серенький, повернись, 

    Вот так этак повернись (2 раза) (повороты в стороны, руки на поясе) 

 4. Заинька попляши, серенький попляши! 

Вот так этак попляши (2 раза) (дети подпрыгивают на двух ногах кто как

может) 

 5. Заинька поклонись, серенький поклонись 

     Вот так этак поклонись (2 раза) (дети кланяются, разводя руки в стороны). 

Указания. Количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых

порах. Вначале можно взять только 1, 2 и 4 куплеты.  

 

 При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того когда малыши будут

хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который

становиться в середину круга и выполняет все движения по тексту песни. На

роль заиньки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет

смущаться выполняя движения.  

При следующем водящем можно добавить еще один куплет: 

 

Заинька выбирай, серенький выбирай! 

Вот так этак, выбирай (2 раза) 

 

Ребенок выбирает другого заиньку и игра повторяется. Песню педагог должен

петь так, чтобы пение соответствовало темпу движений маленьких детей. 

 

 

«По ровненькой дорожке»

 

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения, наблюдательность,

активность, сообразительность. Вызвать у детей чувство радости.  

 

Ход игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять.  

Педагог ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст: 

По ровненькой дорожке, 

По ровненькой дорожке 

Шагают наши ножки. 

Раз-два, раз-два, 

По камещкам, по камешкам 

По камещкам, по камешкам…. 

В ямку бух! 

При словах «По ровненькой дорожке дети идут шагом. Когда педагог говорит:

«По камешкам, по камешкам» - они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь

вперед. На слова «В ямку бух»» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» -

и дети поднимаются. Снова повторяем стихотворение.  

 

После нескольких повторений он произносит другой текст: 

 

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке. 

Устали наши ножки, устали наши ножки. 

Вот наш дом—здесь мы живем. 

 

По окончании текста малыши бегут в дом (заранее договариваются, где будет

дом—на скамейке, за проведенной чертой и т.д.). 

 

Указания. Движения можно разнообразить, но они должны соответствовать

тексту стихотворения (например, перепрыгивать по камешкам с одной ноги на

другую и т.п.). Педагог произвольно удлиняет или укорачивает двигательное

задание, повторяя каждую строчку стихотворения большее или меньшее число

раз. 

 

«Карусели»

 

Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать

движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Развивать внимание и умение ориентироваться. 

 

Ход игры: Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках

обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными

ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети

идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:  

 

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, 

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом! 

Тише, тише, не бегите, карусель остановите, 

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра! 

 

Дети останавливаются. 

         

«Ходит Ваня»

 

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать

доброжелательноеотношения друг к другу. 

 

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по

кругу и приговаривают слова: 

Ходит Ваня, ходит Ваня,  

Посреди кружочка 

Ищет Ваня, ищет Ваня, 

Для себя дружочка 

Нашел Ваня. Нашел Ваня 

Для себя дружочка 

Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел

Ваня, нашел Ваня для себя дружочка.  

Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем

воспитатель меняет ведущего, игра продолжается. 

 

 

«Колпачок»

 

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры. 

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного

из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и

приговаривают по тексту: 

Колпачок, колпачок 

Тоненькие ножки, 

Красные сапожки 

Мы тебя кормили, 

Мы тебя поили 

На ноги поставили 

Танцевать заставили. 

Танцуй сколько хочешь. 

Выбирай кого захочешь! 

Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается,

затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши.

Ребенок, стоящий в круге выбирает пару и дети танцуют под музыку. 

 

 

«Мороз Красный Нос»

 

Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в

беге. 

 

Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова: 

 

Я  Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос. 

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей! 

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики! 

(Дети идут навстречу воспитателю.) 

- Заморожу! Заморожу! 

 

Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются. 

противоположной стороне протянута верёвка на высоте 50 см от уровня земли – 

это «кладовка». Сбоку от играющих находится «кошка» (её роль выполняет

воспитатель). «Кошка» засыпает, и «мыши» потихоньку бегут в «кладовую».

Проникая в «кладовую», они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они

присаживаются и как будто «грызут» сухари. «Кошка» просыпается, мяукает и

бежит за «мышами». Они быстро убегают в свои норки. Игра возобновляется. В

дальнейшем по мере усвоения правил игры роль «кошки» может исполнять кто-

либо из детей. 

«Курочка – хохлатка»

 

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять

детей в ходьбе. 

 

Ход игры: Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок

(постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и

«цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит: 

Вышла курочка  хохлатка, с нею жёлтые цыплятки, 

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко». 

Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит: 

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка… 

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет. 

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в

определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица»)

защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка,

не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому

ребёнку. 

«Зайцы и волк»

 

Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять  прыжки и

другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в

пространстве, находить своё место. 

 

Ход игры: Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за

кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют

травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и

прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно

использовать стихотворный текст: 

 

Зайки скачут: скок, скок, скок – 

На зелёный на лужок. 

Травку щиплют, кушают, 

Осторожно слушают, 

Не идёт ли волк? 

 

 

«Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании. 

 

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу. 

 

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов 

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ! 

До того мы закружились, что на землю повалились. 

Бух! 

 При произнесении последней фразы выполняют приседания. 

 

 

«Наседка и цыплята»

 

Цель: учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от

водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по

сигналу, не толкать других детей, помогать им. 

Ход игры: Дети, изображающие цыплят, вместе с воспитателем – «наседкой» -

находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см верёвкой или дугой  

 «домом». На противоположной стороне площадки сидит кот.  «Наседка»

выходит из «дома» и отправляется на поиск корма, она зовёт «цыплят»: «Ко-ко-

ко-ко». По её зову «цыплята» подлезают под верёвку, бегут к «наседке» и вместе

с ней гуляют, ищут корм.  

Цыплята по двору гуляли, цыплята зёрнышки искали. 

(прыгают на двух ногах с продвижением вперед) 

Клю-клю-клю, клю-клю-клю, так я зерныщки клюю. 

(приседают, стучат пальчиками по полу) 

А как выйдет Васька-кот, лапкой мордочку утрет. 

(кот выполняет движения по тексту) 

Разбегайтесь кто куда, а то птичек ждет беда. 

(цыплята убегают домой). 

По сигналу: «Кот»- «цыплята» быстро убегают в дом. Роль «наседки» в первое

время выполняет воспитатель, а затем эту роль можно давать детям, сначала по

их желанию, а потом по назначению воспитателя.  

«Солнышко и дождик»

 

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга,

приучать их действовать по сигналу воспитателя. 

 

Ход игры:  Дети сидят на стульчиках.  Воспитатель говорит: «На небе

солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал:

«Дождик! Скорей домой!» - бегут к воспитателю под зонтик и присаживаются на

корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра

повторяется. 

Светит солнышко сильнее 

Светит в нашу комнату 

Мы захлопали в ладоши,  

Очень рады солнышку! 

(дети прыгают, танцуют, хлопают в ладошки) 

Дождик, дождик все быстрей! 

Все под зонтик поскорей! 

(Бегут под зонтик) 

 

  

«Зайка шел»

 

Цель: Учить детей ходить по кругу и выполнять движения, согласно тексту. 

 

Ход игры:  Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая

слова: 

 

Зайка шел, шел, шел, 

Морковку нашел, 

Сел, поел и дальше пошел. 

Зайка шел, шел, шел, 

Капустку нашел, 

Сел, поел и дальше пошел. 

Зайка шел, шел, шел, 

Картошку нашел, 

Сел, поел и дальше пошел. 

 

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки. 

 

«Кружок»

 

Цель: Выполнять движения в соответствии с текстом, не путаться с нарастанием

темпа. 

 

Ход игры: Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за

ним движения: 

Мы сперва пойдем направо 

А затем пойдем налево 

А потом в кружок сойдемся 

И присядем на немножко 

А теперь назад вернемся 

И на месте покружимся 

И похлопаем в ладоши. 

А теперь в кружок все вместе. 

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе) 

 

 

«Снежок»

 

Цель: Развивать умение выполнять характерные движения, учить двигаться по

кругу.  

 

Ход игры: дети встают в круг 

На мотив («как на тоненький ледок») 

Выпал беленький снежок, 

Собираемся в кружок                (идут по кругу) 

Мы потопаем, мы потопаем    (топают ногами) 

Будем весело плясать, 

Будем ручки согревать               (потирают ладошки) 

Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают) 

Будем прыгать веселей               (пружинки) 

Чтобы стало потеплей. 

Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают) 

 

 

«Гуси»

 

Цель: развивать диалогическую речь и соотносить слова с действиями. 

Указания взрослого: 

- Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в речке,

собрались домой – а не пройти! Под горой сидит волк, хочет гуся схватить. Я

буду волк, а вы – гуси! 

                                         - Гуси, гуси! 

                                                             (дети: «га-га-га!») 

                                         Есть хотите? 

                                                             («Да-да-да!») 

                                         Хлеба с маслом? 

                                                             («Нет!!!») 

                                         А чего же вам? 

                                                             («Конфет!!!») 

                                         Летите домой! 

Взрослый произносит вместе с детьми: 

                                        Серый волк под горой 

                                        Не пускает нас домой. 

                                        Раз, два, три – домой беги! 

Дети начинают перебегать, а взрослый с игрушечным волком догоняет детей. 

 

 

«Одуванчик»

Цель: Учить правильно выполнять движения по тексту, слышать окончание

музыки. 

Ход игры:  Дети выполняют движения по тексту игры.  

По краешку канавки 

На травяном диванчике 

Весёлою гурьбою 

Расселись одуванчики 

Тут и солнышко взошло, 

Покатились мячиком. 

Идет красно солнышко, 

Где же одуванчики? 

Дети– одуванчики в желтых шапочках бегают под музыку, бубен. С окончанием

музыки они бегут на стулья.  

Ведущий произносит текст, после чего идет искать одуванчики, которые

закрывают руками лицо, прячутся.  

Ведущий: Желтый одуванчик, я тебя сорву. 

Желтый одуванчик, спрятался в траву


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами.

Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспит...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами»

На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершен...

Семинар-практикум для педагогов «Русские народные подвижные игры как приобщение ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов педагогов о народных подвижных играх, как средстве сохранения и укрепления психологического и физического здоровья дошкольников....