Выступление "Создание современной здоровьесберегающей образовательной среды"
статья по физкультуре
Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя.
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii_zdorovesberegayushchaya_sreda.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на конференции
«Создание современной здоровьесберегающей образовательной среды»
Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя. В. А. Сухомлинский
В настоящее время проблемы оздоровления и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. Здоровье выступает основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты. По мнению И. И. Брехмана, формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с раннего детства является приоритетной задачей педагогической науки. Дошкольный возраст — самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. И именно поэтому для нас педагогов приоритетным является поиск оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития, обобщение и распространение опыта, создания здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.
Здоровьесберегающая среда — это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и дошкольном учреждении.
В ДОУ сложилась определенная система оздоровительной работы по формированию физически здоровой личности ребенка. Основной целью является оптимизация физического развития детей дошкольного возраста в условиях современной здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации. В основе концепции развития детского сада лежит создание эффективного здоровьесберегающего пространства. Говоря о создании здоровьесберегающей развивающей среды, мы подразумеваем следующие направления: ‒ комфортность пребывания ребёнка в учреждении. ‒ создание безопасной предметно-развивающей среды ‒ реализацию потребностей ребенка в движении ‒ предоставление детям возможности развиваться в индивидуальном темпе. Успешность организации здоровьесберегающей развивающей среды в первую очередь зависит не только от материального обеспечения, но и от личности педагога, его умения моделировать свои знания с окружающим. В ДОУ создана здоровьесберегающая инфраструктура: физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении. Свою педагогическую деятельность мы осуществляем согласно созданного оздоровительного режима дня, способствующего гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающему разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. В нашей учреждении осуществляется оздоровительно-профилактическая работа (полоскания горла, ходьба босиком, точечный массаж, Дни здоровья, Недели здоровья). Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, проводятся упражнения для укрепления свода стопы — поднимание на носки, на пятки. В группе мы стараемся создать условия, способствующие реализации потребности детей в движении, развитию физических качеств, формированию привычки к здоровому образу жизни. С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в группе проводятся физкультминутки, двигательная разминка. Её цель — предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей.
Важнейшим ежедневным занятием с детьми дошкольного возраста является подвижная игра. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Предусмотренные планированием, игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года, в совместной деятельности взрослого с детьми, которые способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей. Кроме подвижных игр, широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег, ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля, упражнения на полосе препятствий.
Одним из важных факторов, которые способствуют укреплению здоровья детей является закаливание.. Большое внимание мы уделяем дорожкам здоровья, используя их в установленное расписанием время после дневного отдыха детей. Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5–6 упражнений общеразвивающего воздействия. А также дети нашей группы с удовольствием ежедневно делают точечный массаж, что тоже очень важно для здоровья. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий — с наблюдения, спокойных игр.
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. Одно из основных направлений по созданию здоровьесберегающей развивающей среды это взаимодействие с родителями, понимание и поддерживание начинаний детского сада дома. У нас регулярно проводятся дни открытых дверей с использованием ИКТ, показ занятий для родителей, совместные работы, презентации этих работ, привлечение родителей к организации и участию в спортивных праздниках и развлечениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ»
ПРОЕКТ Оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их деятельности.На современном этапе развития системы дошкольного образования это н...
Статья "Музыкальное воспитание дошкольников посредством ИКТ в современной информационной образовательной среде"
Тезисы к областной научно-практической конференции «Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в современной информационной образовательной среде»...
Итоговая работа по экспериментальной деятельности в МБДОУ «Детский сад №2 «Чулпан» п.г.т. Кукмор» по теме «Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях образовательного учреждения»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №2 « Чулпан» п.г.т. Кукмор»Кукморского муниципального района Республ...
Создание современной доступной образовательной среды, обеспечивающей успешное освоение образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья.
в даной презентации размещена информация оСоздании современной доступной образовательной среды, обеспечивающей успешное освоение образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья...
«Создание современной доступной образовательной среды, обеспечивающие успешное освоение образовательной программы детьми с ОВЗ»
Создание современной доступной образовательной среды, обеспечивающие успешное освоение образовательной программы детьми с ОВЗ» Сенсорная комната – это организованная особым образ...
Консультация "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Современные здоровьесберегающие образовательные технологии "
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни....
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста средствами современных здоровьесберегающих образовательных технологий
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, М.М. Кольцова и др.) Межполушарное взаимодействие необходимо для координации ра...