Дидактическое пособие "Ловкие пальчики шагают по дорожке"
методическая разработка по физкультуре (младшая группа)
Дидактическое пособие, состоящее из 14 игровых полей – «Сенсорные дорожки», которые выполнены из разнообразных материалов: бумажные звездочки, трубочки, камешки из стекла, мишура. Подходят для одновременного использования несколькими детьми. Ее легко переносить из помещения в помещение.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к дидактическому пособию
«Ловкие пальчики шагают по дорожке»
Автор: Клепцова Е.А. – воспитатель МБДОУ «Детский сад № 30» (первая квалификационная категория).
Название: «Ловкие пальчики шагают по дорожке».
Актуальность.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Повышение интереса, движение и познание – всё это заложено в сенсорных дорожках, значительно повышающем эффективность и результативность образовательных, стимуляционных и релаксационных мероприятий.
Цель.
Развитие сенсорного, зрительного и тактильного восприятия.
Задачи:
- создавать эмоционально-положительное настроение;
- развивать мелкую моторику;
- формировать, активизировать и обогащать словарь ребенка;
- развивать восприятие (зрительное, осязательное, тактильное);
- развивать наглядно-действенное, образное мышление, внимание, память, воображение и т.д.
Подробное описание педагогического опыта.
Дидактическое пособие состоит из 14 игровых полей.
«Сенсорные дорожки» выполнены из разнообразных материалов: бумажные звездочки, трубочки, камешки из стекла, мишура.
Подходит для одновременного использования несколькими детьми. Ее легко переносить из помещения в помещения.
Дидактическое пособие удобно в использовании при проведении индивидуальной работы с детьми, в совместной деятельности воспитателя и детей.
Сенсорные дорожки используются для одновременной работы правой и левой рукой, а так же поочередно. Занятия с дорожками полезны детям начиная со второй младшей группы и до младшего школьного возраста.
Сенсорные дорожки позволяют использовать «пальчиковые шаги» (логоритмику). «Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.
Перед началом работы с «шагами» педагогу рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.
Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм «шагов», можно переходить к работе с сенсорными дорожками.
Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец. Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.
Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения.
Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой — большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.
Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка.
Стихотворения для «пальчиковых шагов» на сенсорных дорожках.
№ 1. По звездочкам, по звездочкам
Мы идем гулять,
Дошагаем до луны,
И опять вернемся в сад.
№ 2. На ракете
Прямо в небо,
Мы по звездам побежим.
№ 3. Раз ступенька, два ступенька,
Мы по лесенке идем,
Прямо к солнышку придем.
№ 4. Вот стоит грузовичок,
Он на стройку груз везет.
Раз кирпичик, два кирпичик,
Целый дом отстроим вмиг.
№ 5. Прямо к сердцу
По дорожкам
Быстро пальчики бегут.
№ 6. Мы на улочке гуляли,
К горке дружно прискакали!
С горки вмиг скатились вниз,
Закружились, завертелись,
От души повеселились!
№ 7. Мы в песочнице играли,
В ведерко песочек насыпали.
№ 8. Мчится, мчится по дорожке
Красная машинка,
Оставляя за собой
Ярко-желтый след!
№ 9. Поиграй со мной дружок,
По веселым пузырькам
Ты допрыгай до меня.
№ 10. Мы к подводной лодке,
Без труда и без помех,
Добежим скорее всех!
№ 11. Вот жемчужные дорожки
Пошли звери погулять,
Свои ножки поразмять.
Каждый по своей дорожке:
Не устали бы их ножки!
Помоги киске добраться
До шаров.
Собачке до торта.
Белочке до грибочка и желудя.
А мишке и лисичке до яблочка душистого.
№ 12. Вот щенячий городок,
Все щенки как на подбор
Озорные, веселы
Ты им путь дорожку укажи,
В гости друг другу пригласи!
№ 13. Подводное царство окутано льдами
По льдинкам попробуй добраться
До пингвина, кашалота, осьминога,
До тюленя и акулы.
№ 14. На солнцем залитой опушке
Веселятся бабочки и божьи коровки,
Вот и яркие цветочки,
Угадай, к какому цветку доберутся они.
Результаты работы.
Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук, у детей прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. Кисти и пальцы детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, уменьшилась скованность движений.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук, в течение всего года.
Библиография.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. – 160с.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Павлова, Л. Значение развития действий рук. [Текст]/ Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 27-29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маленькие ножки шагают по дорожке
Презентация по босохождению для родительского собрания в группе раннего возраста....
"Здоровые ножки шагают по дорожке"
Эти упражнения помогут сохранить ножки здоровыми....
Маленькие ножки шагают по дорожке!!!!
Босохождение...
Семинар-практикум с родителями семейного клуба "Здоровые ножки шагают по дорожке"
Цель: Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах приемственности воспитания, физического развития и оздоровления детей....
Проект по правилам дорожного движения «Наши ножки шагают по дорожке» младшая группа
Проект по ПДД "Наши ножки шагают по дорожке"...
Проект «Наши ножки шагают по дорожке»
Вид: Исследовательско-творческийПродолжительность: долгосрочныйСроки проведения: 2014 -2015 уч. г.Участники проекта: дети младшей группы «Смешарики» МБДОУ д/с «Вишенка», воспитатели. Актуал...
Логоритмическая игра "Мы шагаем по дорожке"
Предлагаю два варианта разминки, на осенний и зимний сезон. Думаю легко можно заменить слова и движения на весенний и летние сезоны))...