Дидактическое пособие "Ловкие пальчики шагают по дорожке"
методическая разработка по физкультуре (младшая группа)

Клепцова Екатерина Анатольевна

Дидактическое пособие,  состоящее из 14 игровых полей – «Сенсорные дорожки», которые выполнены из разнообразных материалов: бумажные звездочки, трубочки, камешки из стекла, мишура. Подходят для одновременного использования несколькими детьми. Ее легко переносить из помещения в помещение.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к дидактическому пособию

«Ловкие пальчики шагают по дорожке»

Автор: Клепцова Е.А. – воспитатель МБДОУ «Детский сад № 30» (первая квалификационная категория).

Название: «Ловкие пальчики шагают по дорожке».

Актуальность. 

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Повышение интереса, движение и познание – всё это заложено в сенсорных дорожках, значительно повышающем эффективность и результативность образовательных, стимуляционных и релаксационных мероприятий.

Цель.

 Развитие сенсорного, зрительного и тактильного восприятия.

Задачи:

  • создавать эмоционально-положительное настроение;
  • развивать мелкую моторику;
  • формировать, активизировать и обогащать словарь ребенка;
  • развивать восприятие (зрительное, осязательное, тактильное);
  • развивать наглядно-действенное, образное мышление, внимание, память, воображение и т.д.

Подробное описание педагогического опыта.

Дидактическое пособие состоит из 14 игровых полей.

«Сенсорные дорожки» выполнены из разнообразных материалов: бумажные звездочки, трубочки, камешки из стекла, мишура.

Подходит для одновременного использования несколькими детьми. Ее легко переносить из помещения в помещения.

Дидактическое пособие удобно в использовании при проведении индивидуальной работы с детьми, в совместной деятельности воспитателя и детей.

Сенсорные дорожки используются для одновременной работы правой и левой рукой, а так же поочередно. Занятия с дорожками полезны детям начиная со второй младшей группы  и до младшего школьного возраста.

Сенсорные дорожки позволяют использовать «пальчиковые шаги» (логоритмику). «Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.https://pp.userapi.com/c840539/v840539605/2e69b/FGj7SDzW6Yg.jpg

Перед началом работы с «шагами» педагогу  рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм «шагов», можно переходить к работе с сенсорными дорожками. https://pp.userapi.com/c840427/v840427605/2e2af/ZTxf36Gh84Y.jpg

Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец. Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.https://pp.userapi.com/c841324/v841324605/45fc1/9Ygx_1xtgLc.jpg

Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения.

Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой — большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.

Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка.

Стихотворения для «пальчиковых шагов» на сенсорных дорожках.

№ 1. По звездочкам, по звездочкам 

         Мы идем гулять,https://pp.userapi.com/c841328/v841328605/417ff/MzruTgO0bTo.jpg

        Дошагаем до луны,

        И опять вернемся в сад.

№ 2. На ракете  

Прямо в небо,

Мы по звездам побежим.

№ 3. Раз ступенька, два ступенька,

Мы по лесенке идем,

Прямо к солнышку придем.https://pp.userapi.com/c639217/v639217605/61701/mWApsSvPGsg.jpg

№ 4. Вот стоит грузовичок,

Он на стройку груз везет.

Раз кирпичик, два кирпичик,

Целый дом отстроим вмиг.

№ 5. Прямо к сердцу

По дорожкам 

Быстро пальчики бегут.

№ 6. Мы на улочке гуляли,

К горке дружно прискакали!

С горки вмиг скатились вниз,https://pp.userapi.com/c841222/v841222605/45f7f/B2macbYwYPo.jpg

Закружились, завертелись,

От души повеселились!

№ 7. Мы в песочнице играли,

В ведерко песочек насыпали.

№ 8. Мчится, мчится по дорожке

Красная машинка,

Оставляя за собой

Ярко-желтый след!

№ 9.  Поиграй со мной дружок,

По веселым пузырькам

Ты допрыгай до меня. 

№ 10. Мы к подводной лодке,

Без труда и без помех,https://pp.userapi.com/c834401/v834401605/4d99e/x3jNDOMIQl0.jpg

Добежим скорее всех!

№ 11. Вот жемчужные дорожки

Пошли звери погулять,

Свои ножки поразмять.

Каждый по своей дорожке:

Не устали бы их ножки!

Помоги киске добраться

До шаров.https://pp.userapi.com/c834204/v834204585/5048e/zZP9JDkNVfU.jpg

Собачке до торта.

Белочке до грибочка и желудя.

А мишке и лисичке до яблочка душистого.

№ 12. Вот щенячий городок,

Все щенки как на подбор 

Озорные, веселы

Ты им путь дорожку укажи,

В гости  друг другу пригласи!

№ 13. Подводное царство окутано льдами https://pp.userapi.com/c841124/v841124585/40d1c/tcsge9DtGp0.jpg

По льдинкам попробуй добраться

До пингвина, кашалота, осьминога,

До тюленя и акулы.https://pp.userapi.com/c830109/v830109585/a9cf/tPaS0q_GTsg.jpg

№ 14. На солнцем залитой опушке

Веселятся бабочки и божьи коровки,

Вот и яркие цветочки, 

Угадай,  к какому цветку доберутся они.

Результаты работы.

Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук,  у детей прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. Кисти и пальцы детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, уменьшилась скованность движений.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук, в течение всего года.



         

 

Библиография.

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. – 160с.
  2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  3. Павлова, Л. Значение развития действий рук. [Текст]/ Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 27-29.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие ножки шагают по дорожке

Презентация по босохождению для родительского собрания в группе раннего возраста....

"Здоровые ножки шагают по дорожке"

Эти упражнения помогут сохранить ножки здоровыми....

Семинар-практикум с родителями семейного клуба "Здоровые ножки шагают по дорожке"

Цель: Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах приемственности воспитания, физического развития и оздоровления детей....

Проект «Наши ножки шагают по дорожке»

Вид: Исследовательско-творческийПродолжительность: долгосрочныйСроки проведения: 2014 -2015 уч. г.Участники проекта: дети  младшей группы «Смешарики» МБДОУ д/с «Вишенка», воспитатели. Актуал...

Логоритмическая игра "Мы шагаем по дорожке"

Предлагаю два варианта разминки, на осенний и зимний сезон. Думаю легко можно заменить слова и движения на весенний и летние сезоны))...