Кинезиологические упражнения
картотека по физкультуре
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через разнообразные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, которые позволяют усилить межполушарное воздействие. Применение кинезиологических упражнений помогает активизации мыслительной деятельности: позволяет улучшить память, внимание, речь, мелкую и среднюю моторику, снизить утомляемость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziologicheskie_uprazhneniya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие мелкой моторики и взаимодействия полушарий головного мозга
Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики, правого полушария головного мозга, межполушарного взаимодействия.
«Пальчик» (указат. палец)
«Зайчик» (2 пальца)
«Кулак»
- Начинать с ведущей руки,
- потом дополнительная рука,
- двумя руками одновременно (пальчики, зайчики, кулачки).
- если ребенок справляется, выполнять то же с выключением зрительного анализатора.
Потом прибавляем:
"Козу-дерезу" (пальчик – зайчик – кулак + коза)
"Кольцо" ("o’key")
"Гусь" – большой и указательный пальцы соединяются и разъединяются, остальные – подогнуты.
"Олень" – (1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие – выпрямлены).
1. "Петушок" указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок.
2. "Курочка" – веер опущен.
III блок упражнений.
1. "Волк" – исходная позиция – "коза", указательный палец и мизинец чуть сгибаются.
2. "Кот" – указательный палец и мизинец сильно сгибаются.
IV блок упражнений.
1. "Солнышко" - расставлены пальцы от себя.
2. "Флажок" – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить.
3. "Улитка с рожками" – исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед.
4."Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку.
Блоки упражнений с включением обеих рук.
1. "Бинокль" – пальцы собраны
"Петушки" пальцы расставлены
- (Бинокль – петушки; бинокль – олень)
- (Петушки – курочка + бинокль – олень)
2. "Стол" – ведущая рука кулаком на стол, другая – прикрывает.
"Стул" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони короткой стороной.
"Кресло" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони длинной стороной.
- (Стол – стул – кресло)
3. "Ворота" – локти на столе, пальцы под прямым углом к себе, большие пальцы отводятся.
"Дорога" – руки выпрямить, большие пальцы спрятать.
«Мост» - руки выпрямлены, большие пальцы друг к другу – встречаются фаланги пальцев.
- (Ворота – дорога – мост)
4. "Миска" – крест-накрест согнутые ладошки.
"Гнездо" – 2 ладони рядом, чуть заходят одна за другую.
"Гнездо с яичками" – 1 ладонь согнута, другая сверху прикрывает.
- (Миска – гнездо + гнездо с яичками)
5. "Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку.
- (Пальчик – зайчик – улитка с рожками + улитка с домиком).
6. "Ветки" - ладони от себя, одна на другую находят, перекрещивающиеся пальцы расставлены.
"Корни" – ладони к себе.
- (Солнышко – флажок – ветки – корни)
7. "Ваза" – руки вместе, локти соединены, пальцы согнуты.
"Бутон" – руки вместе, локти соединены, согнутые пальцы разводим.
"Цветок" – пальцы раскрыты.
- (Ваза – бутон – цветок)
Развитие правого полушария головного мозга
1. "Ухо-нос". Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо.
2. "Колечко". Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
Комплексы упражнений на развитие межполушарного взаимодействия
I комплекс
1. «Перекрестное марширование».
1-й этап. На счет 1-12 ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения).
2-й этап. Далее на счет 1-12 ребенок шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения).
3-й и 5-й этапы – перекрестные движения;
4-й – односторонние.
Обязательно условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.
2. «Прыжки на месте».
Выполняются с одновременными движениями руками и ногами:
- Ноги вместе – руки врозь;
- Ноги врозь – руки вместе;
- Ноги вместе – руки вместе;
- Ноги врозь – руки врозь.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
3. «Парад».
Марширование на счет: «раз – два – три – четыре». В первом цикле шагов – хлопок руками на счет «раз», во втором цикле – хлопок рукам на счет «два», в третьем цикле – хлопок руками на счет «три», в четвертом цикле – хлопок руками на счет «четыре». Повторить несколько раз.
4. «Змейка».
Ходьба, а затем бег «змейкой» (ноги перекрещиваются) с изменением направления движения по команде взрослого (поворот кругом во время бега). Усложнение – ходьба или бег на носках.
5. «Лабиринт».
Ребенок обходит стулья с продвижением вперед: справа, слева от стула, над, под ним. Обязательным условием является проговаривание вслух своих действий.
6. «Лежащая восьмерка».
Ребенок должен делать движения правой, а затем левой рукой по траектории «лежащей восьмерки» (по три раза).
II комплекс
1. «Мельница».
Предложить ребенку делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, затем – правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и правой ногой, затем правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполнять упражнение надо так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное.
2. «Прыжки»:
- Ноги врозь и ноги вместе;
- Ноги врозь и ноги перекрещены – поочередно правая и левая нога впереди; то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой;
- Ноги врозь и руки перед собой параллельно друг другу, руки перекрещены и ноги перекрещены;
С поворотом и без него:
- прыжок с поворотом на 1800,
- два прыжка вперед без поворота,
- прыжок с поворотом на 1800,
- прыжок назад и т.д.
3. «Цыганочка».
Выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Ребенок должен дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в и.п. Затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки, при этом согнутая в колене правая нога отводится назад. Вернуться в и.п. Повторить упражнение, но для левой руки и правого колена, правой руки и левой пятки. Весь цикл выполняется 3 раза.
4. «Руки - ноги».
Ребенок должен сделать прыжки с продвижением, используя в качестве ориентира линию на полу, между стопами ног:
- Ноги вместе – руки врозь;
- Ноги врозь – руки вместе;
- Ноги вместе – руки вместе;
- Ноги врозь – руки врозь.
5. «Перекрестное марширование».
1-й этап. На счет 1-12 ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения).
2-й этап. Далее на счет 1-12 ребенок шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения).
3-й и 5-й этапы – перекрестные движения;
4-й – односторонние.
Обязательно условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.
Комплекс упражнений на развитие межполушарного взаимодействия
с фиксацией взгляда на «Х»
Предварительно нарисуйте на карточке (размером с почтовую открытку) две пересекающиеся линии в виде буквы «Х». Зафиксируйте взгляд на пересечении этих линий, выполняя пи этом следующие упражнения.
1. «Марш на месте»
Стоя поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене. Кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же справой ногой и левой рукой. Повторить упражнение по 7 раз с каждой ногой.
Когда рука касается противоположного колена, а взгляд в этот момент сконцентрирован на пересечении линий буквы»Х» как бы «пересекается» средняя линия левого и правого полушарий мозга. Упражнение помогает двум полушариям действовать согласованно.
2. «Паровозик».
Правую руку положить на левое плечо одновременно делая 10-12 мелких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.
3. «Перекрёстное марширование».
Сделать 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторить «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра – руки вверх. Затем снова повторить упражнение перекрестно. Смотреть при этом на пересечение линий буквы «Х». Упражнение повторять 7 раз по 7 раз.
Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием одноименных рук и ног.
4. «Мельница».
Выполнять так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно. Это движение сопровождается вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касаться рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию». Время упражнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
5. «Перекрест».
Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем перекрестом. Он располагается на плоскости, на расстоянии примерно 20 см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным, равномерным. Необходимо в течение 45 сек смотреть в центр перекреста (после недельных занятий образ перекреста вызывается произвольно). Через 45 сек взгляд переводится на светлый фон. С появлением образа глаза закрываются, а перекрест медленно переносится в область лба, затем в темя. Это символ единства мозга. Упражнение повторяется 3 раза и служит для проверки включения работы правого полушария.
Упражнение «Рисование ленивой восьмёрки»
гармоничная работа левого и правого полушарий и каналов восприятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиологические упражнения)
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются и...
Кинезиологические упражнения, дыхательные упражнения
Обеспечение гармоничного физического развития .совершенствование умений и навыков в основных видах движений.развивать интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях, активности и с...
Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики
Краткая аннотация: в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...
Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики
в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раск...
Кинезиологические упражнения (комплексы упражнений)
Кинезиологические упражнения.Упражнения в перекладывании предмета1 Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1-2 - руки в стороны - вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину), мешочек пере...
Рекомендации для родителей "Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения"
Рекомендации для родителей "Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения"...
Кинезиологические упражнения. Зачем они нужны? Подборка кинезиологических упражнений для детей 2-3 лет.
В последние годы отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, а также трудностями при адаптации.Наши мысли, тело и эмоции непосредственно связ...