Кинезиологические упражнения
картотека по физкультуре

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через разнообразные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, которые позволяют усилить межполушарное воздействие. Применение кинезиологических упражнений помогает активизации мыслительной деятельности: позволяет улучшить память, внимание, речь, мелкую и среднюю моторику, снизить утомляемость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kineziologicheskie_uprazhneniya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие мелкой моторики и взаимодействия полушарий головного мозга

Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики, правого полушария головного мозга, межполушарного взаимодействия.


«Пальчик» (указат. палец) 
«Зайчик» (2 пальца) 
«Кулак»

  • Начинать с ведущей руки,
  • потом дополнительная рука,
  • двумя руками одновременно (пальчики, зайчики, кулачки).
  • если ребенок справляется, выполнять то же с выключением зрительного анализатора.

Потом прибавляем: 
"
Козу-дерезу" (пальчик – зайчик – кулак + коза) 
"
Кольцо" ("o’key") 
"
Гусь" – большой и указательный пальцы соединяются и разъединяются, остальные – подогнуты. 
"
Олень" – (1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие – выпрямлены).

1. "
Петушок" указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок. 
2. "
Курочка" – веер опущен. 

III блок упражнений. 

1. "
Волк" – исходная позиция – "коза", указательный палец и мизинец чуть сгибаются. 
2. "
Кот" – указательный палец и мизинец сильно сгибаются. 

IV блок упражнений. 

1. "
Солнышко" - расставлены пальцы от себя. 
2. "
Флажок" – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить. 
3. "
Улитка с рожками" – исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед. 
4."
Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку. 

Блоки упражнений с включением обеих рук. 

1. "
Бинокль" – пальцы собраны 
    "
Петушки" пальцы расставлены

  • (Бинокль – петушки; бинокль – олень)
  • (Петушки – курочка + бинокль – олень)


2. "
Стол" – ведущая рука кулаком на стол, другая – прикрывает. 
    "
Стул" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони короткой стороной.
    "
Кресло" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони длинной стороной.

  • (Стол – стул – кресло)


3. "
Ворота" – локти на столе, пальцы под прямым углом к себе, большие пальцы отводятся. 
    "
Дорога" – руки выпрямить, большие пальцы спрятать. 
    «
Мост» - руки выпрямлены, большие пальцы друг к другу – встречаются фаланги пальцев.

  • (Ворота – дорога – мост)


4. "
Миска" – крест-накрест согнутые ладошки. 
    "
Гнездо" – 2 ладони рядом, чуть заходят одна за другую. 
    "
Гнездо с яичками" – 1 ладонь согнута, другая сверху прикрывает.

  • (Миска – гнездо + гнездо с яичками)


5. "
Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку.

  • (Пальчик – зайчик – улитка с рожками + улитка с домиком).


6. "
Ветки" - ладони от себя, одна на другую находят, перекрещивающиеся пальцы расставлены. 
    "
Корни" – ладони к себе.

  • (Солнышко – флажок – ветки – корни)


7. "
Ваза" – руки вместе, локти соединены, пальцы согнуты. 
    "
Бутон" – руки вместе, локти соединены, согнутые пальцы разводим. 
    "
Цветок" – пальцы раскрыты.

  • (Ваза – бутон – цветок)

 

Развитие правого полушария головного мозга


1. "
Ухо-нос". Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо. 

2. "
Колечко". Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками. 


Комплексы упражнений на развитие межполушарного взаимодействия 

I комплекс 

1. «Перекрестное марширование». 
1-й этап. На счет 1-12 ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения). 
2-й этап. Далее на счет 1-12 ребенок шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). 
3-й и 5-й этапы – перекрестные движения; 
4-й – односторонние. 
Обязательно условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.

2. «
Прыжки на месте». 
Выполняются с одновременными движениями руками и ногами:

  • Ноги вместе – руки врозь;
  • Ноги врозь – руки вместе;
  • Ноги вместе – руки вместе;
  • Ноги врозь – руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

3. «
Парад». 
Марширование на счет: «раз – два – три – четыре». В первом цикле шагов – хлопок руками на счет «раз», во втором цикле – хлопок рукам на счет «два», в третьем цикле – хлопок руками на счет «три», в четвертом цикле – хлопок руками на счет «четыре». Повторить несколько раз. 

4. «Змейка». 
Ходьба, а затем бег «змейкой» (ноги перекрещиваются) с изменением направления движения по команде взрослого (поворот кругом во время бега). Усложнение – ходьба или бег на носках.

5. «
Лабиринт». 
Ребенок обходит стулья с продвижением вперед: справа, слева от стула, над, под ним. Обязательным условием является проговаривание вслух своих действий. 

6. «
Лежащая восьмерка». 
Ребенок должен делать движения правой, а затем левой рукой по траектории «лежащей восьмерки» (по три раза).

 II комплекс


1. «
Мельница». 
Предложить ребенку делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, затем – правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и правой ногой, затем правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполнять упражнение надо так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное. 

2. «
Прыжки»:

  • Ноги врозь и ноги вместе;
  • Ноги врозь и ноги перекрещены – поочередно правая и левая нога впереди; то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой;
  • Ноги врозь и руки перед собой параллельно друг другу, руки перекрещены и ноги перекрещены;

С поворотом и без него:

  • прыжок с поворотом на 1800,
  • два прыжка вперед без поворота,
  • прыжок с поворотом на 1800,
  • прыжок назад и т.д.

3. «Цыганочка». 
Выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Ребенок должен дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в и.п. Затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки, при этом согнутая в колене правая нога отводится назад. Вернуться в и.п. Повторить упражнение, но для левой руки и правого колена, правой руки и левой пятки. Весь цикл выполняется 3 раза.

4. «
Руки - ноги». 
Ребенок должен сделать прыжки с продвижением, используя в качестве ориентира линию на полу, между стопами ног:

  • Ноги вместе – руки врозь;
  • Ноги врозь – руки вместе;
  • Ноги вместе – руки вместе;
  • Ноги врозь – руки врозь.

  • 5. «Перекрестное марширование». 
    1-й этап. На счет 1-12 ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения). 
    2-й этап. Далее на счет 1-12 ребенок шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). 
    3-й и 5-й этапы – перекрестные движения; 
    4-й – односторонние. 
    Обязательно условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.

Комплекс упражнений на развитие межполушарного взаимодействия

 

с фиксацией взгляда на «Х»


Предварительно нарисуйте на карточке (размером с почтовую открытку) две пересекающиеся линии в виде буквы «Х». Зафиксируйте взгляд на пересечении этих линий, выполняя пи этом следующие упражнения. 

1. «
Марш на месте» 
Стоя поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене. Кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же справой ногой и левой рукой. Повторить упражнение по 7 раз с каждой ногой.
Когда рука касается противоположного колена, а взгляд в этот момент сконцентрирован на пересечении линий буквы»Х» как бы «пересекается» средняя линия левого и правого полушарий мозга. Упражнение помогает двум полушариям действовать согласованно. 

2. «
Паровозик». 
Правую руку положить на левое плечо одновременно делая 10-12 мелких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение. 

3. «
Перекрёстное марширование». 
Сделать 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторить «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра – руки вверх. Затем снова повторить упражнение перекрестно. Смотреть при этом на пересечение линий буквы «Х». Упражнение повторять 7 раз по 7 раз. 
Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием одноименных рук и ног. 

4. «
Мельница». 
Выполнять так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно. Это движение сопровождается вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касаться рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию». Время упражнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное. 

5. «
Перекрест».
 Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем перекрестом. Он располагается на плоскости, на расстоянии примерно 20 см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным, равномерным. Необходимо в течение 45 сек смотреть в центр перекреста (после недельных занятий образ перекреста вызывается произвольно). Через 45 сек взгляд переводится на светлый фон. С появлением образа глаза закрываются, а перекрест медленно переносится в область лба, затем в темя. Это символ единства мозга. Упражнение повторяется 3 раза и служит для проверки включения работы правого полушария. 

 Упражнение «Рисование ленивой восьмёрки»

 

гармоничная работа левого и правого полушарий и каналов восприятия 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиологические упражнения)

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются и...

Кинезиологические упражнения, дыхательные упражнения

Обеспечение гармоничного  физического развития .совершенствование умений и навыков в основных видах движений.развивать интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях, активности и с...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

Краткая аннотация:  в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раск...

Кинезиологические упражнения (комплексы упражнений)

Кинезиологические упражнения.Упражнения в перекладывании предмета1 Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1-2 - руки в стороны - вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину), мешочек пере...

Рекомендации для родителей "Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения"

Рекомендации для родителей "Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения"...

Кинезиологические упражнения. Зачем они нужны? Подборка кинезиологических упражнений для детей 2-3 лет.

В последние годы отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, а также трудностями при адаптации.Наши мысли, тело и эмоции непосредственно связ...