Консультация для Воспитателей
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гептина Наталья Юрьевна

1.  Влияние подвижных игр на физические и личностные качества дошкольника:  

2.  Виды подвижных игр и их классификация.

3. Подвижная игра – средство физического воспитания:

4. Методика и организация проведения подвижных игр на прогулке:

5. Вариации подвижных игр для повышения физических качеств:

6. Пути повышения эффективности подвижных игр:

1. Признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудниче   ства, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Российская Федерация

комитет по  образованию администрации городского округа «Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД № 125

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

«Организация подвижной игры в ДОУ»

                                                                          Подготовила

Гептина Н.Ю. инструктор ФК

Влияние подвижных игр на физические и

личностные качества дошкольника

  Игра представляет главную для дошкольников форму деятельности. Подвижная игра же предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений, направлена на решение двигательных задач и основана на наличие правил. Использование подвижных игр как средства и формы организации физического воспитания обеспечивает гармоничное – личностное, физическое и психическое – развитие дошкольника, а также создаёт условия для гуманизации педагогического процесса.

  В процессе подвижных игр развиваются и  совершенствуются качества силы, ловкости, быстроты, выносливости. Игры помогают развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывают сдержанность, самообладание, чувство ответственности за успех команды, учат дружить сопереживать, помогать друг другу. Обязанность выполнения правил подвижной игры дисциплинирует детей, воспитывает волю, формирует честность, справедливость. Необходимость самостоятельного выбора способа действия для достижения игровой цели стимулирует появления самостоятельности, инициативы и других качеств личности. В играх происходит познание окружающего мира, развивается мышление, память, воображение, т.к. большинство игр связаны с подражанием действий людей, животных, птиц. За счёт широкой возможности общения в подвижной игре воспитателя с детьми пополняется словарный запас и обогащается речь детей. Участвуя в подвижных играх, дети могут переживать отрицательные эмоции – это источник внутренней энергии человека, заставляющей его преодолевать трудности на пути к цели. Если в процессе игр переключать отрицательные эмоции на действия, игра доставит ребёнку чувство удовлетворения, радости, бодрости, удовольствия, что будет способствовать снятию нервных перегрузок, напряжения.

Виды подвижных игр и их классификация.

Подвижные игры дошкольников, проводимые в целях физического воспитания, можно разделить на следующие виды: сюжетные и бессюжетные, игры с элементами спорта, игры – забавы, игры - эстафеты. Наиболее сложны игры с определённым сюжетом и установленными правилами. Здесь творческие действия играющих зависят от выполняемой роли ( «Гуси-лебеди», «Жмурки» и др.) Другие игры не имеют зафиксированного сюжета. Они основаны либо на выполнение играющими конкретных двигательных заданий ( «В гости к кукле», «Догони меня» и др.), либо на действия с предметами (кегли, классы, кольцеброс, серсо). К бессюжетным относятся и такие игры, как «Ловишки», «Горелки», а также игры – эстафеты с соревновательным моментом.

Существует и другая классификация подвижных игр (авт.Л.В.Былеева, И.М.Коротков):

1) по сложности:

а) элементарные игры:

- сюжетные игры (преимущественно коллективные); народные игры;

- бессюжетные игры типа перебежек, ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия); игры с элементами соревнования  (индивидуального и группового); несложные игры – эстафеты с разделением на команды; игры с использованием предметов(кегли, серсо, «Школа мяча» и др., правила которых направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очерёдность действий играющих плюс элемент соревнования с целью достижения лучших результатов; игры – забавы для маленьких детей («Ладушки», «Коза рогатая») побуждающие детей к двигательной активности; игры – аттракционы с двигательными заданиями в необычных условиях с элементами соревнования; игровые упражнения, где каждый ребёнок действует отдельно, выполняя указания взрослого.

б) сложные игры:

- спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей) с упрощенными правилами.

2) по двигательному содержанию:

- игры с ходьбой;

- игры с бегом;

- игры с лазанием;

- игры с прыжками;

- игры с метанием.

3) по степени физической нагрузки:

- игры большой подвижности – одновременно участвует вся группа детей; построены игры в основном на таких движениях, как бег и прыжки;

- игры средней подвижности – активно участвует вся группа детей, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или выполнение движений подгруппами;

- игры малой подвижности – движения выполняются в медленном темпе с незначительной интенсивностью (игры с ходьбой, игры на внимание)

4) по использованию снарядов и пособий:

- игры с предметами (флажки, ленточки, мячи, обручи, скакалки, шнуры);

- игры с крупными гимнастическими пособиями (гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, кубы, гимнастическая лестница, доски, длинные рейки).

5) по формированию физических качеств:

- игры на формирование ловкости;

- игры на формирование быстроты;

- игры на формирование выносливости;

- игры на формирование силы.

6) по величине психофизической нагрузке (для детей, имеющих  нарушения в состоянии здоровья, рекомендованные В.Л.Страковской):

- игры с незначительной психофизической нагрузкой(1 группа) - используются при болезни ребёнка через 2-3 недели после уменьшения активности заболевания. И.П.- сидя на стуле, разрешается непродолжительная ходьба по залу по 20 сек.Игра может повторяться до 4 раз, продолжительность – 5-10 сек.);

- игры с умеренной психофизической нагрузкой(2 группа)– используются через 3-4 недели после уменьшения активности заболевания. И.П. в игре: сидя, стоя, в ходьбе. Игры призваны развивать моральные качества и моторные навыки: быстроту реакции, чёткость выполнения движений, их координацию, особенно в мелких и средних мышечных групп (пальцах, кистях рук);

- игры с тонизирующей  психофизической  нагрузкой(3 группа) – используются спустя длительное время после выздоровления детей, находящихся на общем режиме. И.П. во время игр: стоя, ходьба, бег – в короткие интервалы времени, продолжительность – 30 сек., с повтором от 2 до5 раз. Используются элементы соревнования, требующие ловкости, точности и быстроты реакции;

- игры с тренирующей психофизической нагрузкой(4 группа) – предлагаются практически здоровым детям. Игры с большей амплитудой движений с включением бега, прыжков, элементов соревнования. В них добиваются быстроты реакции, скорости, а в некоторых случаях выносливости.

Подвижная игра – средство физического воспитания.

   Подвижная игра является самым уникальным и незаменимым средством физического воспитания и представляет собой, специально подобранные, методически правильно организованные и руководимые педагогом все виды естественных движений свойственных ребёнку (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля). Подвижные игры используются с целью эффективного решения задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных) и выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребёнка. Игры, способствующие развитию движений детей и выработке у них двигательных навыков, включаются в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультурную паузу, физкультурные досуги, спортивные праздники и обязательно на прогулке, а так же проводятся как самостоятельная двигательная деятельность детей в различное время дня вне занятий. Утром до завтрака, когда желательно создать у всех детей спокойное и радостное настроение на весь день, целесообразно проводить индивидуальные или малогрупповые игры спокойного характера. Перед занятиями, требующими от детей усидчивости и внимания, поощряются подвижные игры со средней интенсивностью движений. А перед экскурсией, физкультурным или музыкальным занятием рекомендуются спокойные игры. Зато после занятий, во время прогулки педагог побуждает разнообразную двигательную деятельность. Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр на прогулке, являются:

  •  дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
  • совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путём применения их в изменяющихся групповых ситуациях;
  • развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
  • воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношения со сверстниками.

Методика и организация проведения подвижных игр на прогулке.

Подвижные игры во всех возрастных группах организуются ежедневно 2 раза в день – на утренней и вечерней прогулках. Продолжительность игр на утренних прогулках в дни, когда нет физкультурных занятий составляет: в 1 младшей группе – до 10-15 минут, во 2 мл. гр. – 15-20 мин., в средней – 20-25 мин., в старшей – 25-30 мин., в подготовительной – 30-40 мин. Если в этот день планируется физкультурное занятие время для игр сокращается: в 1 мл.гр. – до 6-8 мин., во 2 мл.гр. – 6-10 мин., в средней – 8-10 мин., в старшей – 10-12 мин., в подготовительной – 12-15мин. При подборе и организации игр на утренней прогулке необходимо:

  •  учитывать сложность игр и упражнений, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню подготовленности детей;
  •  заботится о соответствии содержания игр времени года, состоянию погоды;
  •  предусматривать разные приёмы выбора детей на ответственные роли;
  •  предлагать варианты усложнения подвижных игр;
  •  использовать разные способы организации детей;
  •  заботится о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
  •  стремится к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх, к проявлению активности, творческой инициативы.

Для игр на прогулке после дневного сна ежедневно отводится: 1мл.- 2мл. - 5-10 мин, средняя – 8-12 мин, старшая- подготовительная - 10-15 мин.

При подборе игр важно учитывать время года, погодные условия и место проведения. В тёплый период года обязательны игры с более длительным бегом, с бегом на скорость, наперегонки, несложные игры-эстафеты, для организации которых требуется довольно много свободного места. В сочетании с подвижными играми в этот период необходимо использовать упражнения в прыжках, лазании, метании, бросании и ловле мяча, а также вводить элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон, городки) и спортивные упражнения (катание на самокате, езда на велосипеде) с целью их совершенствования. В холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками, борьбой. Они помогают детям согреться и делают их пребывание на воздухе приятным. Поздней осенью и ранней весной, когда выпадает большое количество осадков и не всегда имеется возможность организовать подвижные игры, в содержание прогулки необходимо вводить разнообразные упражнения с обручем, со скакалкой, с мячом и др. Их можно проводить под навесом, на веранде или на высохшей части участка. В зимнее время проводятся  игры с использованием природных условий (скольжение по ледяным дорожкам с выполнением разнообразных заданий: присесть, поймать предмет, повернуться и т.д.), а также игр-эстафет на санках и лыжах. Наличие разнообразных построек способствует развитию интереса к разным видам основных движений (ходьба и бег по снежному лабиринту, по снежным валам, метание снежков, спуск с горки и т п.). Следует отдавать предпочтение тем играм, в которых одновременно участвуют все дети, чтобы никто из детей не замёрз.

 Для младшего дошкольного возраста игры на прогулке можно организовывать в разное время. Если в игре будет участвовать вся группа, целесообразнее провести её в начале прогулки. Игры с небольшими группами и индивидуальные организуются в течение всей прогулки. Формы вовлечения в игру различны. Некоторые малыши испытывают полное удовлетворение от наблюдения за игрой, оставаясь лишь косвенными её участниками. Они эмоционально переживают ход игры, пританцовывают, хлопают в ладоши, взмахивают руками, выражая своё соучастие. Но на предложение поиграть со сверстниками дети отвечают отказом. Если педагог слишком настойчив, они могут замкнуться в себе, отойти от играющих. К таким детям нужен очень тонкий подход. Принуждения и торопливость не годятся. Постоянное общение с ребёнком, ласка, внимание постепенно приведут к положительным результатам, и малыш сам включится в игру. Организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии воспитателя (все дети – птички, воспитатель – птица-мама).В играх типа «Прятки» главную роль играет воспитатель (ищет детей). Постепенно дети переходят к выполнению индивидуальных ролей (все дети птички, один или два ребёнка – автомобили). Количество ролей в играх незначительно (1-2).Важно, чтобы в течении дня каждый ребёнок принял участие в организованной воспитателем подвижной игре. Правила игр должны быть просты и носить подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом и вытекают из игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из домика, на другой – возвращаются на свои места. Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами-стихами, речитативом, пением, которые раскрывают содержание игры и её правила , объясняют, какое движение и как надо выполнять, а так же служат сигналами для начала и окончания игры, подсказывая ритм и темп. Готовясь к игре, воспитатель обдумывает её ход, расположение и возможные перемещения детей, распределение ролей и готовит игровой материал, желательно присутствие сюрприза (заводная машинка, смешная игрушка и т.д.). Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг, «паровозиком», в шеренгу и др.) и все объяснение идут в ходе самой игры. Оно должно быть выразительным, эмоциональным; интонациями  голоса воспитатель старается охарактеризовать персонаж. Объяснение сюжета игр часто проводится в форме рассказа-малютки и  часто сопровождается показом: как прыгает зайчик, как летает воробушек. В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берёт на себя исполнение главной роли (например, кот в игре «Воробушки и кот»).И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль детям. Чем меньше дети, тем активнее проявляет себя воспитатель в руководстве за ходом игры. Играя с малышами, он действует с ними наравне. Главная задача в руководстве игрой – это стимулировать двигательную активность и создать радостное настроение. В этом возрасте уже необходимо требовать и добиваться от детей четкого выполнения условий и правил игры. Ребёнок должен уметь находить своё место при построении (занять своё место в вагоне, спрятаться только в своей норке). Постепенно детей приучают не тесниться, располагаться по всей площадке, разбегаться врассыпную подальше от водящего и друг от друга, не сужать во время игры круг. Дети младшего дошкольного возраста не всегда адекватно реагируют на физическую нагрузку, поэтому воспитателю важно вовремя заметить признаки утомления. Это может быть появление резкой бледности лица или, наоборот его покраснение, одышка, иногда отказ от участия в игре. В этом случае ребёнку нужен отдых. Но бывает и другой вариант, когда чрезмерно подвижные дети мешают своим поведением другим. Выводить их из игры нежелательно. Нужно найти такой способ, чтобы выйти из этой ситуации, который будет понятен и шалуну, и другим детям. Подведение итогов игры всегда должно быть оптимистическим, конкретным и коротким. Малышей обязательно надо хвалить.

             Для детей среднего возраста появляются игры с простейшим соревнованием, как индивидуальные («Кто быстрее принесёт шишку», «Сбей кеглю»), направленные на достижение определённого результата, так и коллективные («Самолёты», «Гуси-лебеди»),способствующие проявлению у детей коллективной ответственности за выполнение правил, за исход игры; а так же простые игры-аттракционы. Можно, не нарушая хода с сюжетной игры, в качестве её составной части организовать подвижную игру. В этом случае педагог проявляет творчество и сочиняет подходящую для данного случая игру, строя её по принципам игр, рекомендованных программой. Например, дети играют в «пароход», на борту капитан, матросы, пассажиры. Улучив момент, когда пароход подойдёт к пристани, педагог подключается к игре, организуя экскурсию в город. Воспитатель – экскурсовод везёт детей в город. Они едут по площади, мимо парков, по узким переулкам (между деревьями) и снова возвращаются на пароход. Постепенно вводится главная роль для детей, а воспитатель изредка выполняет роль ведущего. Педагог участвует в игре и тогда, когда не хватает пары. Ведущего можно выбрать посредством считалок. К подготовке инвентаря и  пособий воспитатель привлекает детей, равномерно распределяя обязанности среди всех.  Воспитатель объясняет правила четко, кратко, по ходу игры, а по ходу объяснения он показывает действия различных героев или просит об этом ребёнка. Возможно  объяснение до начала игры и через сюжетный рассказ, загадывание загадок, показа игрушки. Необходимо подчеркнуть смысл действий каждого персонажа (куры быстро взбираются на насест, чтобы лиса не успела их схватить) и убедится правильно ли дети поняли условия игры. В средней группе правила несколько усложняются, вводятся ограничения движений: ловить, только прикоснувшись; пойманным отходить в сторону. Ни в коем случае нельзя в подвижной игре злоупотреблять указаниями и требованиями в отношении точности и правильности движений – это снижает эмоциональность игры, активность её участников. Нежелательно прерывать игру, вмешиваться в её развитие. Необходимо дать детям возможность наиграться, набегаться, полностью ощутить привлекательность взаимодействия в коллективе.  Подведение итогов игры должно быть коротким: необходимо отметить детей, которые проявили ловкость, быстроту, и похвалить всех детей. Дать детям возможность самостоятельно поделиться впечатлениями об игре, о выполнении той или иной роли. Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества новых игр, а на повторение и усложнение уже знакомых.

Для детей старшего дошкольного возраста подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, введению заданий на коллективное соревнование ( «Чьё звено быстрее соберётся?»), игр-эстафет, увеличение количества ролей (роли увеличиваются до 3-4, например в игре «Гуси-лебеди» роли пастуха, волка и гусей, и распределяются между всеми детьми). Организация и содержание игр должны удовлетворять потребность детей в движении, совершенствуя двигательные навыки в О.В.Д. В играх старших дошкольников занимательность сюжета уже не имеет такого большого значения. Поведение детей регулируют игровые правила, которым ребёнок сознательно руководствуется. Подготовку площадки для подвижной игры педагог полностью поручает детям, направляя их действия. При соревновании небольшими группами учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Выбор времени проведения игр на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовать игры в середине или в конце прогулки, а в самом  её начале дать детям возможность самостоятельно поиграть. В остальные целесообразно организовать игры в начале прогулки, что позволит обогатить содержание самостоятельной деятельности детей .При проведении известных игр воспитатель может предоставить детям самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить правила. Разучивая новую игру желательна такая последовательность объяснения: назвать игру и её замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать новые действия. Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали. Правила объясняются перед игрой, а затем задаются детям вопросы, чтобы убедиться, что все поняли правила. Старшие дошкольники ведущие роли распределяют и  выполняют сами, а ведущая роль – всегда соблазн. Поэтому при распределении случаются разные конфликты. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том , что ребёнок выполнит важное поручение. Выбор воспитателя должен быть мотивирован («Пусть первым ловишкой будет Саша, у него сегодня день рождения. Это будет для него подарок»).Для выбора водящего часто используют считалки (считают сами дети); можно загадать загадку – кто первый отгадал, тот и водит; по желанию ребёнка; при помощи «волшебной стрелки»; как поощрение и по жребию. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил («Какая Ира молодец, увернулась от волка, она и будет теперь волком»). По ходу игры воспитатель делает некоторые указания: краткими замечаниями предупреждает нарушение правил, успокаивает чрезмерно активных, подбадривает отстающих, медлительных, приучает действовать с полной отдачей сил, проявляя сообразительность и ловкость, подаёт сигналы, помогает смене ведущих, не допускает статических поз, регулирует нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. В ходе игры следует обращать внимание  на внешние признаки утомления, так как даже в одной возрастной группе уровень физической подготовленности детей неодинаков. Нормальным считается чуть возбужденное лицо, немного сниженное внимание, но достаточно чёткое выполнение заданий и, главное, отсутствие жалоб в чём-либо. В том случае, если движения детей нечётки, неуверенны (сильное покраснение или, наоборот, чрезмерная бледность лица, жалобы на усталость, проявление излишнего возбуждения и даже конфликтности, отказ от участия в игре), то необходимы срочные меры для снижения двигательной нагрузки, а может быть, и переход к другому виду деятельности. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать  самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки своих товарищей. Это способствует более осознанному выполнению заданий и правил игры. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К концу года дети старшего дошкольного возраста должны уметь самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры. Педагог целенаправленно приучает их к этому, предлагая самостоятельно выбрать игру, изложить её правила, распределить роли, подвести итоги, нацелить их на создание вариантов игр путём введения новых двигательных действий, изменения правил и т.п.

Вариации подвижных игр для повышения физических качеств.

В последние годы снизилось внимание к развитию функциональных возможностей детского организма и воспитанию физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы, гибкости). Наблюдения показали, что педагоги ДОУ отдают предпочтение программным играм. Анализ пособий Л.И.Пензулаевой позволил отметить, что автор включает одну и ту же игру по 6-7 раз в разные месяцы. В пособиях Е.Н.Вавиловой и В.Г.Фролова подвижные игры представлены в незначительном количестве. Исходя из положения, что подвижные игры, как никакое другое физическое упражнение, способствует комплексному развитию различных физических качеств и совершенствованию двигательных навыков, необходимо разработать принципы создания вариантов подвижных игр, наметить методику их проведения для  воспитания физических качеств. Поэтому внимание педагогов должно быть направлено  на усложнение уже знакомых игр и на увеличение количества новых. Необходимо добиться, чтобы дети усвоили и полюбили игры, чтобы появилось желание и умение самостоятельно организовывать их с небольшой группой сверстников. Но воспитательная и образовательная сторона подвижных игр усиливается в том случае, если при проведении они время от времени несколько видоизменяются и усложняются. Игру можно усложнить, добавив новые детали и правила, повысив требования к точному их выполнению, изменив количество играющих. Можно включить в неё новые движения (не пройти, а пробежать; не перешагнуть, а пролезть), изменить темп движения (быстро ехать на трамвае; очень медленно пройти по мостику-рейке), изменить форму построения детей, условия (разложить обручи-домики в разных местах), изменить сигнал (вместо свистка, показать флажок). Одну и ту же игру без изменений повторяют не более 2-3 раз подряд, иначе она наскучит детям. Затем можно вернуться к какой-либо известной им игре. И только после этого стоит снова  повторить первую, сначала не внося в неё никаких изменений, а потом усложнить её содержание, правила и видоизменить формы организации детей, но не меняя замысел.

Рассмотрим возможности подвижной игры в воспитании быстроты – это физическое качество, проявляющееся в быстроте реакции на сигнал, в скорости выполнения двигательного действия и его отдельных элементов, в способности увеличивать в короткое время темп движения. Подвижные игры позволяют развивать быстроту реакции организма на зрительные и слуховые раздражители. В любой программной игре, даже для младшего возраста «Солнышко и дождик», можно заменить действия по звуковому сигналу на действия по зрительному (поднятый флажок, платочек, ленты разного цвета). Для детей старшего возраста возможно использование 2-х сигналов (в игре «Чьё звено быстрее соберётся?» при поднятии флажка дети возвращались прыжками, а при поднятом платочке – бежали в полуприседе; в игре «Наседка и цыплята»дети могут реагировать на звуковой и зрительный сигналы – используется несколько «курятников»: за синим шнуром, поднятым на высоту 60 см, за красным – на 50 см, за зелёным – на 40 см от пола, по сигналу «коршун» дети возвращаются в «курятник» такого цвета, какой поднят флажок). В одних играх время звучания сигнала может быть запрограммировано («Мы весёлые ребята», «Хитрая лиса» - сигнал звучит сразу после текста), а в других («Наседка и цыплята», «Самолёты») он возникает неожиданно как для водящего, так и для играющих, его подаёт сам педагог. Но подачу сигнала можно поручить и ребёнку («У медведя во бору» - «медведь» сначала может выполнить определённые действия – пробудиться, потянуться, вылезти из берлоги, а уж потом подать сигнал к действию. Таким образом создаются условия для более продолжительных движений остальными играющими, развивая у них не только быстроту, но и выносливость.

Рассмотрим варианты подвижных игр для воспитания ловкости – это физическое качество, характеризующееся способностью быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, умению быстро и наилучшим образом приспосабливать двигательные действия к сложившейся ситуации. Эффективность воздействия подвижных игр на физическое развитие значительно снижается при проведении их в помещениях малой площади. Из-за ограниченного пространства движения выполняются менее энергично, наблюдается кратковременность бега, прыжков, метания, лазания. Поэтому для развития ловкости необходимо включать движения из разных исходных положений (в игре «Мы весёлые ребята» ловишка располагается на противоположной стороне, стоя на коленях или спиной к играющим или же разделить играющих на группы девочек и мальчиков); возможно увеличение нагрузки за счёт приближения играющих к ловишке различными способами выполнения движений (галопом, ходьбой в приседе, бегом с высоким подниманием колен, танцевальными движениями и т. п.), а также за счёт сокращения произнесения стихотворного текста. Это увеличивает время выполнения движений и интенсивность их воздействия.

Выносливость, как физическое качество, определяется способностью выполнять работу продолжительное время без снижения её темпа и качества. Поэтому воспитывать выносливость возможно при многократном повторении игры, увеличивая продолжительность непрерывной двигательной деятельности детей, но это может снизить интерес к игре. Наиболее целесообразным выходом из этого положения является использование постепенно усложняющих вариантов одной и той же игры, т.е.увеличение количества водящих, их разное размещение, выполнение движений из разных и.п., изменение условий игры и сигналов к действиям.  В результате можно сделать вывод, что с помощью подвижных игр создаётся возможность преднамеренно влиять на развитие быстроты, ловкости и выносливости.

Усложнение подвижных игр:

1. Увеличить дозировку по времени и расстоянию.

 

2. Усложнить двигательное содержание.

3. Изменить расположение играющих.

4. Изменить сигнал.

5. Усложнить правила игры, не меняя их.

6.Усложнить или изменить условия проведения игры.

        

        Пути повышения эффективности подвижных игр.

В последнее время стала заметна тенденция к снижению роли подвижных игр в воспитании дошкольников. Практика показывает: в детском саду не все дети играют с желанием и дело не в том, что они не знают содержания или правил игр, просто они им не интересны. Одной из причин такого положения является то, что детям зачастую предлагается содержание игр, которое они переросли. Например, образы зайчиков, медведей, волков, птичек встречаются в играх для детей младшего возраста ( «В гости к зайке»), среднего возраста ( «Воробушки и кот») и старшего возраста ( «Волк во рву»). Правила однотипны и упрощены. А ведь детям старшего возраста уже доступны игры с элементами соревнования, эстафеты. Второй причиной отсутствия интереса к подвижным играм являются их низкая двигательная активность и физическая нагрузка, которые не позволяют дошкольникам удовлетворить свою потребность в движении. Например: в игре «Гуси-лебеди», которая длится 5 мин., дети интенсивно двигаются только 45 сек. – перебегают, увёртываются от ловишки. Остальные 4 с лишним мин. Они  закрепляют правила, выбирают водящего, произносят текст и т.д.

Всё это говорит о необходимости повышения эффективности подвижных игр, которая может осуществляться в следующих направлениях:

  1. повышение физической нагрузки на организм ребёнка в игре;
  2. усложнение содержания игр, широкое использование народных игр, разнообразных эстафет;
  3. усиление воспитательной роли подвижных игр.                                                            

  1. Повышение физической нагрузки достигается следующими путями:

   а) увеличение расстояния для пробегания в играх с перебежками ( «Зайцы и волк», «Мы – весёлые ребята» и др.на воздухе до 30 – 40 м.

   б) увеличение продолжительности интенсивности движений в играх с увёртыванием ( «Хитрая лиса», «Ловишки» и др.) Продолжительность бега без остановки в младшей и средней группах составляет 35 – 45 сек., в старшей – до 1-1,5 мин.

   в)  выбор сразу 2 – 3 водящих (например: 2-х активных детей и 1-го пассивного). В этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игры и её психическая напряженность.

  г) оперативный выбор водящих. В начале игры рационально использовать выбор водящего по считалке, по стрелке и т.п., так как на это уходит много времени. При последующих проведениях игры можно обратиться к другим способам:              - выбор водящего по желанию того ребёнка, который только что закончил эту роль; - по назначению педагога, как поощрение за ранее правильно выполненное задание; - комбинированный способ: одного ребёнка назначает воспитатель и предлагает ему выбрать по своему усмотрению ещё 2-х водящих; - или же водящим становится тот, кто первым прибежал к флажку, кто больше попал в цель или дальше всех прыгнул.

  д )  рациональное использование текста игр. В тех играх, где произносится текст на месте (например, «Два Мороза»), он полностью может быть воспроизведён лишь в начале игры, далее его можно сократить до последних строк – это даёт возможность увеличить время для интенсивных действий. В тех играх, где действия производятся по ходу текста ( например, «Зайцы и волк»),целесообразно повторить его, сделать несколько пауз или дать некоторые методические указания (в данной игре по поводу качества выполнения прыжков).

  е)  создание условий, при которых в течении всей игры обеспечивалось бы примерно одинаковая для всех детей двигательная активность. Во многих играх правилами предусмотрено, что осаленные дети выходят из игры, а ими, как правило, бывают малоактивные ребята, с плохой координацией. Поэтому целесообразно не наказывать таких детей выходом из игры, а лишить их права быть выбранным на роль водящего или же дать ему определенное задание за пределами игры (например, забросить 5 раз мяч в корзину; прыгнуть 10 раз через скакалку и т.п.). это правило может быть применено во всех играх с элементами ловли. В таких играх, как «Удочка», можно предложить введение дополнительных правил: после одной ошибки ребёнок отступает на шаг назад и оказывается на линии 2-го круга, после второй ошибки – на линии 3-го круга. В данном случае дети не лишаются права играть, но лишаются права стать победителем.

  ж)  введение в игру дополнительных или более сложных движений. Например, в игре «Карусель» можно провести 2-й круг прыгая на 2-х ногах с продвижением вперёд – «сели на зайчиков», а 3-й с бегом высоко поднимая колени – «сели на лошадки».

2.1 Обогащение народными играми и эстафетами – один из путей повышения эффективности подвижных игр. Изучение народных игр показало, что некоторые из них требуют изменения правил, а частично и содержания. Это связано прежде всего с тем, что они рассчитаны на небольшое количество участников и при проведении резко увеличивается их продолжительность, а двигательная активность снижается и дети теряют интерес к игре. Поэтому в народные игры необходимо ввести следующие правила:

 - водящим становится не тот, кого поймали, а тот, кто лучше других выполнял требования игры;

 - пойманные дети не выбывают из игры, а лишь временно лишаются права быть выбранными на роль водящего;

 -  водящими назначаются сразу несколько детей.

При соблюдении этих дополнительных правил игра заканчивается быстрее, проходит интенсивнее и интереснее.

    Богатейшей материал для разнообразия игровой деятельности представляют собой эстафеты – это командная бессюжетная игра с элементами соревнования, основной принцип которой деление на несколько команд и выполнение ими одних и тех же движений: основных или спортивных. Эстафеты могут быть простые, встречные, парные и круговые. В старшем дошкольном возрасте они должны составлять около 50% всех подвижных игр.

  1. Важнейшим направлением повышения эффективности подвижных игр в детском саду является усиление их воспитательной роли. Рассмотрим это на примере игры «Зайцы и волк». Вначале решается задача закрепления и усвоения правил, затем – обучения мягкому приземлению на обе ноги в прыжках с продвижением вперёд. После этого игра проводится с целью решения нравственных задач: воспитания честности, смелости. Вводятся дополнительные правила и ориентиры: чертятся 3 линии на расстоянии 1 м друг от друга и от логова волка. Педагог постепенно добивается, чтобы дети заходили за 3-ю, самую близкую к логову, линию. С целью воспитания взаимопонимания и взаимопомощи создаётся новый вариант игры. Логово волка очерчивается кругом ( диаметр 3 – 3,5 м). Осаленные зайцы не отходят в сторону, а становятся в круг и поднимают руки в стороны, чтобы их было легче выручать. После того как в логове окажется несколько зайцев, волк старается их охранять и одновременно осалить тех детей, которые пытаются выручить товарищей, дотронувшись до их руки. Зайцы в этом варианте не убегают в дом, а прыгают по лугу. Здесь может быть две линии поведения детей: первая – бегать и прыгать, не подвергая себя опасности и не обращая внимания на попавших в беду товарищей; вторая – постараться выручить товарищей, подвергая себя опасности быть осаленным. Педагогу необходимо поощрить детей, стремящихся помочь товарищам.

С целью воспитания выдержки эта же игра проводится в обычном варианте, но со всё увеличивающейся паузой между предпоследним словом текста и словом – сигналом к бегу («Не идёт ли, - пауза, - волк?»). вначале дети не обращают внимания на паузу и убегают, не дождавшись слова – сигнала. Воспитатель же останавливает их и возвращает на место до тех пор, пока все дети не проявят необходимую выдержку.

      Таким образом, при творческом использовании указанных путей повышения эффективности подвижных игр можно сделать их важнейшим средством физического и нравственного воспитания.

 

 

 

Методические приёмы варьирования степени физической нагрузки в подвижной игре

Снижение нагрузки

Повышение нагрузки

  1. Уменьшение продолжительности игр.

 

Увеличение продолжительности игр.

  1. Уменьшение числа повторений одной и той же игры.

 

Увеличение числа повторений каждой игры.

  1. Уменьшение сложности сюжета игры.

 Увеличение сложности сюжета игры.

  1. 4. Более частое включение пауз для отдыха и дыхательных упражнений.

 Более редкое включение пауз для отдыха и дыхательных упражнений.

  1. 5. Уменьшение темпа и амплитуды движений в игре.

 Увеличение темпа и амплитуды движений в игре.

  6. Перевод возбудившихся, утомившихся детей на менее активные роли в игре.

 Предоставление возможности проявлять активность, инициативу большому числу участник игры.

  7. Более мягкий, негромкий тон ведущего, без командных интонаций, скорее повествовательный.

 Наряду с обычным допустим и командный тон ведущего.



Предварительный просмотр:

Семинар

«Рекомендуемые формы работы с семьей в вопросах укрепления здоровья воспитанников»;

20 ноября 20018 г. инструктор по ФК Гептина Н.Ю.

Вспомним притчу:

Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ».

Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец.

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Главным в работе любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное решение этой работы невозможно в отрыве от семьи воспитанников, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента его появления на свет и на всю жизнь.

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.

Родители - это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи.

Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитание, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей.

Необходимо отметить, что родители и педагоги выполняют разные функции и не могут заменить друг друга в том, что связано с охраной и укреплением здоровья ребенка и его развития. Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», главным воспитателем ребенка являются родители, и первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни закладываются в семье.

Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна программа не сможет дать полноценного результата, если она не выполняется совместно с семьями воспитанников ДОО, если в детском саду не создано единое воспитательно–образовательное пространство «родители – дети – педагоги». Для организации этого пространства необходимы взаимопомощь, содействие друг другу, а также объективный учет прав и обязанностей, интересов и возможностей каждого.

Основные цели взаимодействия:

- вовлечение родителей в образовательный процесс;

- увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей .

Для включения родителей в единое воспитательно-образовательное пространство необходимо создание следующих условий:

- создание доброжелательной атмосферы в общении администрации ДОО, педагогов и родителей.

 - участие родителей (законных представителей) в физкультурно-массовых мероприятиях, участие родителей (законных представителей) в организацию, проведение физкультурных досугов, спортивных праздников, спортивных соревнованиях и фестивалях .

- сформированность у родителей целостного представления о единстве целей и задач ДОО и семьи по формированию основ физической культуры и здоровья, о   содержании физического воспитания детей в разные периоды дошкольного детства. - предоставление родителям выбора форм участия в образовательной области «Физическое развитие» и степень включенности их в физкультурно-оздоровительный процесс.  

Эффективность выбора форм взаимодействия с родителями зависит от умения учитывать индивидуальные различия каждой семьи в вопросах укрепления здоровья детей.  

Существуют следующие формы взаимодействия взрослых по вопросам охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста:

 - коллективное сотрудничество (досуги, открытые занятия, родительские собрания, круглые столы, деловые игры)

- индивидуальное сотрудничество (анкетирование, консультации, беседы)

- наглядно-информационное сотрудничество (стенды, памятки для родителей, выставки работ)

- активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования)  

Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по 3-м направлениям:

- просветительское (стенды, собеседование, тесты, ознакомление с новинками литературы по теме здоровья)

 - культурно-досуговое (дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, организация вечеров вопросов и ответов)

 - физическое (физкультурные досуги, спортивные соревнования и т.д.).

Развитие партнерских отношений педагогов с родителями осуществляется в три этапа: - информационно-аналитический - подготовительный - деятельностный  

Первый этап (информационо-аналитический) включает в себя комплексный мониторинг семей воспитанников(социальные паспорта), который позволяет получить информацию о потребностях семей, их ожиданиях от ДОУ. На этом этапе осуществляется информирование родителей о физическом развитии ребенка, режиме.

На втором этапе (подготовительном) обеспечивается повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах физического воспитания и здоровья детей.    

 Работа включает как традиционные так и нетрадиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, фото и видеозаписи спортивной жизни семьи  и детского сада, дни открытых дверей, конкурсы для родителей и детей).

Третий этап (деятельностный) раскрывает алгоритм совместной деятельности педагогов, детей и родителей (прогулки, экскурсии, спортивные состязания). Данный этап направлен на совместное решение проблем физического воспитания и развития ребенка в социуме. Результатом этого этапа является совместная проектная деятельность всех участников педагогического процесса.

          Партнерское  взаимодействие позволит педагогам и родителям объединить свои знания, накопить опыт в вопросах физического воспитания ребенка и широко использовать его на практике, сформировать основы физической культуры и  культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, а также будет способствовать самореализации родительского потенциала.

Учитывая то, что здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их знаний в области ЗОЖ.

 Родители нуждаются в информации, родители недостаточно компетентны в вопросах воспитания основ культуры здоровья детей, а многие родители совершенно не уделяют внимания вопросам ЗОЖ.

Родители зачастую, конечно из лучших побуждений, оберегают своих детей от физических усилий (не бегай, не прыгай, а то упадешь), и даже от здорового соперничества в подвижных играх. Такая родительская любовь рискует превратиться в свою противоположность и принести только вред.  

Во многих семьях практически отсутствует спортивный инвентарь, не используются совместные игры взрослых и детей, походы, прогулки на свежем воздухе и другие формы досуга. Поэтому многие дети при поступлении в детский сад имеют слабое физическое развитие. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организовать режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию дома и в детском саду.  

         Обозначенные проблемы обусловили необходимость разработки формирующих мероприятий по поиску эффективных путей взаимодействия с родителями для сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников.

Путь вовлечения родителей в процесс формирования ЗОЖ начинается с индивидуальных углубленных бесед на темы «Личная гигиена в детском саду и дома», «Здоровье дошкольника в современном мире» и т. д.  Еще одна форма работы с родителями, которая активно используется — это наглядная агитация по ЗОЖ. Темы подбираются, исходя из наблюдений, пожеланий родителей, особенностей здоровья ребенка, «почты доверия»: «Какой вид спорта выбрать», «Совместные занятия спортом детей и родителей», «Физическое развитие ребенка : с чего начинать».

 Я уверенна, для того, чтобы вовлечение родителей в работу по оздоровлению детей было успешным, следует активно, непрерывно, гибко, позитивно обмениваться информацией с родителями. Иллюстрации с изображением различных ситуаций (стенгазета), фото-стенд «наши спортсмены», памятки «Семейный кодекс здоровья» помогают изменить жизненную позицию родителей, оказывают адресную помощь в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

С целью повышения активности родителей воспитанников к участию в процессе формирования ЗОЖ одна из важных форм, на мой взгляд, является совместная деятельность взрослых и детей: спортивные праздники, развлечения, досуги «ГТО- с семьей», «Мама, папа и я-спортивная семья!». «Бабушка и я –спортивная семья!», «Велопробеги». Вся совместная деятельность помогает родителям увидеть, как формируются у ребенка представления о самосохранении и здоровом образе жизни.  

Необходимо систематически для родителей организовывать дни открытых дверей. На мой взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семей в педагогический процесс. В течение дня папы, мамы, бабушки и дедушки имеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулку и другие режимные моменты. Родители знакомятся с соблюдением режимных процессов в детском саду и особенностями сбалансированного питания детей в ДОУ. Получают  возможность сравнить среду обитания своего ребенка в ДОУ и в семье.  

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...