Комплекс игр по физическому развитию во время прогулки
материал по физкультуре
Комплекс игр по физическому развитию во время прогулки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karoteka_igr_fizicheskoe_1.docx | 102.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр
Физическое развитие
Игры и занятия на двигательную активность
Раздел / Обозначение | перечень | Целевые ориентиры |
Ходьба/ Х |
| учатся ходить в определенном направлении, по наклонной плоскости, менять способ, скорость и направление движения, соблюдать определенный ритм движения, преодолевать препятствия, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей и пр. |
ПрыжкиП |
| В ходе этих игр дети учатся прыгать разными способами: на двух ногах, на одной ноге, с продвижением вперед, через предметы. |
БегБ |
| научить детей бегать с разной скоростью, в разных направлениях, с предметами и без них, сохранять равновесие. бег сочетается с ходьбой, наклонами, приседаниями и другими движениями. |
ОбщеразвивающиеигрыО |
| развитие и укрепление мышц спины, плечевого пояса, ног. Некоторые игры проводятся с использованием спортивного инвентаря: мячей, обручей, гимнастических скамеек, стенки и др. |
Комплексные игрыК |
| развитие различных движений, укреплению мышечной и костной систем, формированию правильной осанки и пр. в рамках одного игрового сюжета объединяются несколько упражнений |
Дыхательные упражнения ДУ | «Коровка мычит» «Солнышко - луна» «Пыхтим, как ёжики» «Ветерок» «Радуга улыбается» | укрепление дыхательной мускулатуры. игры можно проводить несколько раз в день. |
Источник: Людмила Николаевна Галигузова, Софья Юрьевна Мещерякова Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. 2016
.
№ П1 Игры, направленные на развитие прыжков Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра: "Прыг-прыг, топ-топ" Воспитатель читает стихотворение и показывает соответствующие действия, побуждая малышей повторять их: Девочки и мальчики, Затем педагог говорит: "Наверное, наши ручки и ножки устали. Давайте сядем и положим ладошки на коленочки. Пусть они отдохнут". Все садятся на ковер и отдыхают. После отдыха игру можно повторить или организовать другую игру |
№ П2 Игры, направленные на развитие прыжков Материал: ПЕРЫШКО Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра: "Ловим перышко" Воспитатель берет перышко, дует на него так, чтобы оно взлетело вверх, и просит ребенка поймать его. Детям постарше можно предложить поймать несколько перышек. Малыши также могут ловить воздушные шарики, мыльные пузыри, снежинки, падающие листья. В ходе игры педагог следит за тем, чтобы ребята не сталкивались друг с другом (лучше, чтобы в таких играх участвовало небольшое число детей). В группе можно подвесить на веревочках резиновые игрушки, мячики так, чтобы дети могли до них дотянуться, подпрыгнув или встав на носочки. |
№ П3 Игры, направленные на развитие прыжков Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра: "Лягушата и жучок" Воспитатель показывает детям закрепленного на веревочке игрушечного жучка и говорит: "Давайте вы будете лягушатами. Лягушата будут ловить жучка, а он будет улетать от них". Взрослый помогает малышам сесть на корточки в кружок, сам встает в центр круга и медленно проносит над их головами жучка. Дети подпрыгивают, стараясь его поймать. | № П4 Игры, направленные на развитие прыжков Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра: "Белочки" Эту игру проводят двое взрослых. Воспитатель заранее привязывает к веревке шишки, муляжи орехов, яблок. Он говорит детям: "Давайте вы будете белочками. Белки живут в лесу. Они собирают шишки, орехи, яблоки, которые растут высоко на деревьях". Взрослые натягивают веревку над головами детей. Один из них говорит: "Белочки, достаньте шишки (орешки…)". Малыши подпрыгивают или пытаются дотянутся до игрушки. |
№ П5 Игры, направленные на развитие прыжков Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра: "Ловкие котята" Воспитатель прикрепляет к резинке клубок ниток или игрушечную мышку и говорит детям: "Котята очень любят играть. Они бегают за клубочками, за мышками. Давайте вы будете котятами. Вы будете ловить клубочек (мышку)". Педагог начинает играть клубком (мышкой) над головами малышей, на полу, а дети стараются поймать его. | № П6 Игры, направленные на развитие прыжков Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра: "Допрыгни до игрушки" Воспитатель кладет на пол резиновый коврик и на разном расстоянии от него ставит 2–3 игрушки (кегли). Педагог предлагает детям встать на коврик и допрыгнуть до ближайшей игрушки: "Коля, попробуй допрыгнуть до мишки. Молодец! А теперь попробуй допрыгнуть до обезьянки, а теперь - до пирамидки…" Дети по очереди прыгают. В ходе игры можно спрашивать малышей: "До какой игрушки ты хочешь допрыгнуть?" Обязательно нужно хвалить детей, придвигать игрушку поближе, если ребенок не может до нее допрыгнуть. |
№ П7 Игры, направленные на развитие прыжков Участники: один Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра: "Цирковые лошадки" Воспитатель чертит на полу линию (или кладет шнур) и говорит детям: "Представьте, что вы лошадки, которые выступают в цирке. Лошадки перепрыгивают через веревочку". Педагог предлагает малышам перепрыгнуть через шнурок. Самые маленькие дети сначала будут переступать через препятствие, постепенно они научатся и перепрыгивать. Для более старших детей можно начертить ручеек (две линии), через который они будут перепрыгивать. | № П8 Игры, направленные на развитие прыжков Участники: один Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра: "Лягушка и лягушата" Воспитатель ставит вокруг мата гимнастические скамейки и говорит детям: "Это пруд. Я буду мамой-лягушкой, а вы - моими детками-лягушатами. Забирайтесь на скамеечки, это бережок". Воспитатель присаживается (или встает) в центре мата, а дети встают на скамейки. "Мама-лягушка" зовет "лягушат": "Ква-ква, ребятки-лягушатки, прыгайте ко мне в прудик!" Дети прыгают на мат к воспитателю и весело барахтаются в "пруду": прыгают на двух ногах, на одной ножке, передвигаются на четвереньках, кувыркаются, падают. "Мама-лягушка" предлагает "лягушатам" выбраться на берег и снова зовет их в пруд. Игра повторяется. Эту игру можно организовать и в сухом бассейне, наполненном мячиками, шариками, кусочками поролона.
|
№ Б1 Игры, направленные на развитие бега Участники: один Материал: вертушки Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра: "Вертушки" Воспитатель показывает детям, как крутится вертушка во время бега. Он раздает малышам вертушки и предлагает побегать с ними по комнате или участку. | № Б2 Игры, направленные на развитие бега Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с.) Игра: "Лошадки" Вариант 1. В эту игру можно играть с одним ребенком или с несколькими детьми, сопровождать ее чтением или пропеванием стихотворений, звукоподражаниями. Предлагаем несколько вариантов игры. Этот вариант игры предназначен для самых маленьких детей. Воспитатель говорит малышу: "Хочешь покататься на лошадке? Давай я буду лошадкой. Садись на меня, будем кататься. Держись крепко, чтобы не упасть". Взрослый ложится или присаживается на ковер, а ребенок забирается ему на спину. Педагог плавно встает на четвереньки и начинает медленно передвигаться по группе, изображая лошадку: "Цок-цок-цок-цок, и-го-го". По ходу игры воспитатель побуждает малыша повторять соответствующие слова или звукоподражания" ("цок-цок", "но-но", "поехали" и т. п.). |
№ Б3 Игры, направленные на развитие бега Участники: один /несколько Материал: ленточки Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра: "Лошадки" Вариант 2. Воспитатель завязывает на поясе ленточку ("вожжи") и говорит ребенку: "Давай я буду лошадкой, а ты крепко держись за вожжи и говори лошадке: "Но-но". Если ты захочешь, чтобы лошадка остановилась, громко крикни: "Стой"". Во время "езды" взрослый может прочитать стихотворение: Цок-цок! Цок-цок! Игру можно организовать и таким образом, чтобы взрослый и ребенок изображали двух лошадок, которые скачут рядом. | № Б4 Игры, направленные на развитие бега Участники: один / с несколькими детьми (старше полутора лет). Материал: палочки-лошадки Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра: "Лошадки" Вариант 3. Воспитатель раздает детям палочки: "Посмотрите, какие у меня лошадки. На них можно скакать". Он помогает малышам "оседлать лошадок" и показывает, как скакать на них. Во время игры взрослый читает стихотворение: Поехали, поехали |
№ Б5 Игры, направленные на развитие бега Участники: один /несколько Материал: ленточки Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра: "Лошадки" Вариант 4. В качестве лошадок можно использовать мягкие валики. Малыши садятся на валики верхом и подпрыгивают, изображая всадников. | № Б6 Игры, направленные на развитие бега Участники: один /несколько Материал: ленточки Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. Физическое развитие (с. ) Игра: "Лошадки" Вариант 5. Воспитатель предлагает малышам: "Ваня, Саша, давайте поиграем в лошадку. Вот палочка, это лошадка. Один из вас будет скакать на лошадке, а другой ехать на тележке и держаться за вожжи. Ваня, хочешь покататься на лошадке? Вот тебе лошадка (помогает ребенку "сесть на лошадку")". Затем воспитатель обвязывает одного ребенка ленточкой и дает ее концы другому малышу: "А ты будешь кататься на тележке". Взрослый помогает детям координировать движения и читает стихотворение: Чики-чики-чикалочки, Если дети не сразу понимают правила игры, воспитатель сначала играет с одним ребенком, изображая возницу, а затем передает "вожжи" другому малышу. Если игра понравится детям, ее можно повторить, предложив малышам поменяться ролями. |
№ Б7 Игры, направленные на развитие бега Участники: один /несколько Материал: деревянные палки-лошадки Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра: "Лошадки" Вариант 6. Эта игра проводится с группой детей. Воспитатель раздает малышам деревянные палки-лошадки и показывает, как лошадки скачут галопом. Затем педагог включает музыкальную фонограмму и предлагает детям покататься на лошадках. Во время игры воспитатель может прочитать стихотворение А. Барто "Лошадка": Я люблю свою лошадку, | № Б8 Игры, направленные на развитие бега Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра: "Самолеты" Воспитатель предлагает детям поиграть в летчиков. Дети садятся на стульчики и готовятся к полету - "заводят мотор". Воспитатель читает стихотворение и показывает соответствующие движения. Малыши повторяют их: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (Круговые движения Затем по сигналу воспитателя: "Самолеты, на посадку!", дети бегут к своим стульчикам и садятся на них - самолеты "приземляются". |
№ Б9 Игры, направленные на развитие бега Участники: один /несколько Материал: коврики-домики Источник Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Домики" Воспитатель раскладывает в групповой комнате или в зале небольшие коврики-домики и предлагает детям выбрать себе домики. Малыши рассаживаются на коврики. Воспитатель продолжает: "Когда заиграет музыка, выбегайте из домиков. Когда музыка закончится, бегите обратно в свои домики". Педагог включает музыку, дети бегают по комнате. По окончании мелодии малыши занимают любой домик. Проводя игру с более старшими детьми, каждый раз можно убирать по одному коврику. В этом случае воспитатель предупреждает детей: "Будьте внимательны, кто не успеет занять домик, тот пойдет играть в сухой бассейн". Ребенок, не успевший занять домик, идет с воспитателем в бассейн. Таким образом дети постепенно выбывают из игры и переходят в сухой бассейн, где организуется другая игра. | № Б10 Игры, направленные на развитие бега Участники: один /несколько Материал: нет Источник Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Птички летают" Воспитатель читает стихотворение и показывает детям соответствующие движения. Малыши повторяют их: Птицы высоко летали, (Дети бегают.) Игра повторяется несколько раз. |
№ Б11 Игры, направленные на развитие бега Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Кошка мышек сторожит" Воспитатель предлагает детям поиграть в кота и мышек. С помощью шнура педагог ограничивает пространство: "Это норка для мышек. Вы будете мышками, а я - котом. Когда мышки выбегут из норки, кот начнет их ловить. Мышки должны спрятаться в норку, и тогда кот не сможет их поймать". Воспитатель (кот) садится на стул, а дети (мышки) прячутся "в норке". Взрослый говорит: Кошка мышек сторожит, "Мышки" вылезают из норки (подлезают под шнур или перешагивают через него) и начинают бегать. Через некоторое время воспитатель говорит: Тише, мышки, не шумите, После этих слов "кот" встает со стула, громко произносит "мяу" и начинает ловить "мышек", которые разбегаются в свои норки. Игру можно повторять 3–4 раза. Когда дети освоят игру, роль кошки можно предложить кому-нибудь из малышей. | № Б12 Игры, направленные на развитие бега Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "У медведя во бору" Игра проводится на площадке, с одной стороны которой воспитатель рисует линию - "опушку леса". За линией находится "берлога медведя". Дети подходят к медвежьей берлоге и начинают "собирать" ягоды и грибы, приговаривая вместе с воспитателем: У медведя во бору После слов "и на нас рычит" "медведь" выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного ребенка он отводит в "берлогу". Игру можно усложнить: "медведь" не сразу выбегает из берлоги, а некоторое время выжидает. Сначала роль медведя исполняет воспитатель. После того как дети разучат игру, они сами с удовольствием будут исполнять роль медведя. |
№ Б13 Игры, направленные на развитие бега Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Гуси, гуси" Малыши располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель стоит неподалеку и ведет с ними диалог. Воспитатель. Гуси, гуси. Дети. Га-га-га. Воспитатель. Есть хотите? Дети Да-да-да. Воспитатель. Так ступайте же домой! Дети. Серый волк под горой Не пускает нас домой! Воспитатель. Ну, летите, как хотите! Дети перебегают на противоположную сторону площадки, воспитатель пытается их поймать. Когда дети разучат игру, роль волка можно предложить кому-нибудь из малышей. | № Б14 Игры, направленные на развитие бега Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Гуси и коршун" Воспитатель предлагает детям: "Давайте поиграем. Вы будете гусятами, а я - коршуном. Гуси будут щипать на лугу травку, а коршун будет их ловить". Педагог показывает, как гусята гуляют по лугу (присев на корточки, ходят по комнате, приговаривая "га-га-га"). Малыши изображают гусей, а "коршун" следит за ними издали. Когда он появляется на лугу, "гуси, хлопая крыльями" (дети поднимают и опускают руки), разбегаются. "Коршун" пытается их поймать. Игру можно проводить под музыку русской народной песни "Гуси". |
№ Б15 Игры, направленные на развитие бега Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Прогулки в лесу" Воспитатель сооружает несколько дорожек с препятствиями (обручи, горки, валики, мостики), расставляет на них игрушки-муляжи или предметы-заместители, изображающие грибы, цветы, листья, орехи. Затем говорит детям: "Здесь у нас лес. В нем растут грибы, цветы, ягоды, орехи. Давайте пойдем в лес погуляем. Возьмите корзиночки (готовит их заранее). В них мы будем складывать все, что найдем в нашем лесу". Дети вместе с воспитателем ходят по дорожкам, перепрыгивают через лужицы-обручи, перешагивают через "корни деревьев", приседают и наклоняются, собирая в корзинки игрушки. Собрав игрушки, малыши ставят корзинки в сторону и весело бегают по "полянке". |
№ О1 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Кач-кач" Воспитатель предлагает детям сесть на пол и вытянуть ноги. Затем говорит: "Давайте покачаем наши ножки, вот так" и показывает соответствующие движения (движения голеностопных суставов вправо-влево, вверх-вниз). При этом педагог приговаривает: "Кач-кач ножками". Дети повторяют движения взрослого. Затем воспитатель предлагает сжать (как будто "в кулачок") и разжать пальчики ног, пошевелить ими. Эти упражнения можно выполнять и в положении лежа. | № О2 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "По-турецки мы сидели" Воспитатель показывает детям, как сидеть "по-турецки". Затем помогает малышам сесть "по-турецки", сам садится напротив и, покачивая головой, читает или напевает следующие строки: По-турецки мы сидели, Дети повторяют стихотворение и движения взрослого. |
№ О3 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Цветочки растут" Предварительно воспитатель вместе с детьми рассматривает цветы на подоконнике в группе или на участке. Рассказывает им, что цветы вырастают из семян или клубней (по возможности показывает их). Педагог предлагает детям показать, как растут цветы. Он садится на корточки, обхватив колени руками и опустив голову. Затем начинает постепенно вставать, изображая появление стебелька. Потом медленно поднимает руки вверх и разводит их в стороны (это распускается и тянется навстречу солнышку цветок). Далее дети вместе с воспитателем под музыку изображают, как растут и распускаются цветы. | № О4 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Вот как солнышко встает" Воспитатель предлагает малышам поиграть. Он читает или напевает стихотворение ("Солнышко" Е. Макшанцевой), сопровождая его соответствующими движениями. Дети повторяют движения. Вот как солнышко встает - |
№ О5 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Тук-тук молотком" В этой игре дети повторяют за воспитателем различные движения. Взрослый напевает: Похлопаем в ладошки, (Дети хлопают в ладоши.) | № О6 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: мяч Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Бегите за мячиком" В этой игре участвуют двое взрослых, которые встают напротив друг друга на расстоянии примерно 5–10 м. Один взрослый берет мяч и собирает вокруг себя нескольких детей. Он говорит малышам: "Сейчас я покачу мячик к… (называет имя второго взрослого), а вы догоняйте его и несите ко мне". Воспитатель перекатывает мяч, а дети пытаются его поймать. Если им не удается поймать мяч, второй взрослый перекатывает его обратно, а малыши снова его догоняют. Когда дети освоят правила игры, на место второго взрослого может встать кто-нибудь из детей.
|
№ О7 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: корзинка с мячами Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Догоните мячики" Воспитатель приносит корзину с мячами (по количеству детей) и предлагает детям поиграть. Он собирает малышей вокруг себя и со словами "догоните мячики" бросает их в разные стороны. Дети бегут за мячами, берут их и кладут обратно в корзину. Игра повторяется. | № О8 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: мяч Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Покатился мячик мой" Дети встают парами напротив друг друга. Каждой паре воспитатель дает по мячу и предлагает малышам перекатывать мячики друг другу. Дети могут перекатывать мячи из разных положений: стоя, сидя, лежа на животе. |
№ О9 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: мячи ворота Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра"Воротца" Дети берут в руки мячи и встают, расставив ноги. Воспитатель показывает, как прокатить мяч "в воротца" (между расставленных ног). Затем малыши самостоятельно выполняют это упражнение. Когда дети освоят упражнение, можно предложить им встать друг за другом и прокатить мяч через все "воротца" по очереди. | № О10 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: скамейка, мячи Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Прокати мяч по скамейке" Воспитатель ставит гимнастическую скамейку и показывает малышам, как можно прокатить по ней мяч так, чтобы он не падал. Затем предлагает детям самостоятельно прокатить мяч. Возможны разные варианты игры: • один ребенок, идя вдоль скамейки, подталкивает мяч рукой; • дети стоят в ряд вдоль скамейки и подталкивают мяч друг другу, пока он не докатится до конца скамейки; • двое детей встают у противоположных концов скамейки и перекатывают мяч друг другу. Можно предложить малышам скатывать мяч по наклонной поверхности. |
№ О11 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: мячи Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Лови и бросай - упасть не давай!" Дети образуют круг, воспитатель встает в центре и берет в руки большой мяч. Он по очереди бросает мяч детям и приговаривает: "Лови и бросай - упасть не давай!" Малыши ловят мяч и перебрасывают его обратно. После того как взрослый обменяется мячом с каждым ребенком, он говорит: "Ребятки, а теперь прыгайте ко мне на носочках, как мячики!" Дети прыгают на носочках, приближаясь к воспитателю. Взрослый хвалит малышей и предлагает им свободно попрыгать ("как мячики"). Затем, подняв мяч над головой, воспитатель говорит: "Убегайте от мяча!" Дети убегают, а взрослый ударяет мячом об пол, ловит его и возобновляет игру. | № О12 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: обручи Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра"Деревья большие и маленькие" Воспитатель раздает детям обручи, один берет себе и говорит: "Положите обручи на пол, вот так. Встаньте в обручи и возьмите их в руки, вот так. А теперь давайте поиграем. Представьте, что мы деревья. Деревья бывают большие (поднимает обруч вверх и встает на цыпочки) и маленькие (приседает на корточки и опускает обруч вниз). Давайте вместе покажем, какие бывают деревья". (Дети несколько раз вслед за воспитателем изображают большие и маленькие деревья.) В следующий раз можно предложить детям показать, как деревья наклоняются от ветра вправо, влево, вперед, назад. Поднимать и опускать обручи дети могут и из положения лежа на спине (обручи становятся солнышком, облаками, цветами и пр.). |
№ О13 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: мячи Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра"Брось и догони" Воспитатель предлагает малышам встать перед чертой, нарисованной на полу, раздает им мячи и говорит: "Давайте попробуем бросить мячики как можно дальше. А потом будем их догонять. Поднимите мячики над головой, вот так". По команде воспитателя "Бросаем!" малыши бросают мячи вперед, затем догоняют их и возвращаются на свое место. В следующий раз воспитатель показывает детям, как бросать мяч двумя руками снизу. | № О14 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: обруч Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра"Едем на машине" Воспитатель раздает детям обручи и предлагает поиграть в машины. По команде педагога "Поехали!" дети, держа в вытянутых руках обручи, вращают их в разные стороны и изображают звук мотора. Эти движения можно сочетать с ходьбой в разных направлениях. Во время игры воспитатель может прочитать стихотворение: Едем, едем мы с тобой Когда воспитатель говорит: "Приехали!", малыши останавливаются и кладут обручи на пол. Игра повторяется 3–4 раза. |
№ О15 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: обруч Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Дорожка из обручей" Воспитатель предлагает детям выложить из нескольких обручей дорожку и попрыгать по ней. Малыши могут ходить по дорожке, перешагивая из обруча в обруч, прыгать из обруча в обруч и т. п. | № О16 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: обруч Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Пролезь в норку" Воспитатель предлагает малышам показать, как мышки пробираются в норку (обруч). Сначала педагог держит обруч вертикально, поставив его на пол. Дети по очереди пролезают сквозь обруч (переступая через него или переползая на четвереньках) и пищат, как мышки. Затем воспитатель приподнимает обруч, и игра повторяется. |
№ О17 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра "Обезьянки" Воспитатель говорит детям: "Сегодня мы будем учиться лазать, как обезьянки". Педагог по очереди помогает малышам забраться на несколько ступенек гимнастической стенки. Хвалит ребят: "Вот как высоко залезли обезьянки на дерево! А теперь слезайте обратно!" Воспитатель следит за тем, чтобы, влезая на лесенку и слезая с нее, дети наступали на каждую ступеньку. К перекладинам стенки на разной высоте можно прикрепить игрушки и предложить "обезьянкам" достать их. | № О18 Игры, игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. ) Игра |
№К1 комплексные занятия, в которых в рамках одного игрового сюжета объединяются несколько упражнений, способствующих развитию различных движений, укреплению мышечной и костной систем, формированию правильной осанки и пр. Участники: один /несколько Материал: Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. )
Игра "Уж ты котенька-коток…" В этой игре-занятии малыши изображают кошечку, выполняя упражнения, способствующие правильному развитию позвоночника, координации движений, коррекции осанки. Эту игру сначала лучше проводить с одним ребенком, а когда дети освоят движения, можно организовывать ее с несколькими малышами. Воспитатель читает малышу текст потешки: Котя, котенька-коток, Воспитатель предлагает ребенку изобразить кошечку. Вместе с малышом он начинает ползать по ковру (опираясь на колени и вытянутые руки), мяукать, мурлыкать. Затем предлагает ребенку выполнить следующие упражнения. (Показывая их малышу, воспитатель старается двигаться медленно, лениво.) • Читая малышу потешку про кота, воспитатель гладит ребенка по спинке, помогая прогнуться вниз и поднять голову. • Прогибая спинку, ребенок показывает всем свои "красивые усы": поворачивает голову направо-налево так, чтобы увидеть свой таз. • Воспитатель поворачивается к ребенку лицом, улыбается и "виляет хвостиком", побуждая малыша сделать то же самое. Затем предлагает ребенку поползать друг за другом. • Ребенок останавливается, опускает голову и выгибает вверх спинку. • Стоя на четвереньках, ребенок плавно переставляет вытянутые вперед руки, прогибая вниз спину и приподнимая голову. Затем вместе со взрослым опять начинает ползать, подлезая и перелезая через различные предметы или шнур. • Воспитатель останавливается, встает перед малышом на колени и просит его дать "лапку". Когда ребенок, не поднимаясь, вытянет ручку вперед, педагог начинает напевать "тритатушки-тритата", побуждая его подавать то одну, то другую "лапку". Взрослый вместе с ребенком продолжают ползать. • Воспитатель останавливается за спиной ребенка и просит его вытянуть "заднюю лапку". Педагог медленно тянет ребенка за носочек так, чтобы выпрямилось колено (задерживает ребенка в этой позе на несколько секунд), и просит "кошечку" посмотреть на "вытянутую лапку". Затем упражнение повторяется с другой ногой. Когда ребенок освоит эти движения, нужно следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения он не опускал голову, а спину прогибал вниз. "Кошечки" продолжают ползать. • Воспитатель останавливается сбоку от ребенка. Он помогает малышу одновременно поднять правую ногу и руку, удерживая равновесие. Затем - левую руку и ногу. Когда малыш освоит упражнение, можно предложить ему действовать самостоятельно. |
№К2 комплексные занятия, в которых в рамках одного игрового сюжета объединяются несколько упражнений, способствующих развитию различных движений, укреплению мышечной и костной систем, формированию правильной осанки и пр. Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с.
Игра "Лесные звери" Игра проводится в несколько этапов. В игре можно использовать музыкальное произведение Н. Хромовой "Лесные звери". 1. "Кто как ходит". Воспитатель говорит детям: "Давайте поиграем: покажем, как ходят, прыгают, ползают лесные зверюшки. Кем мы будем сначала? Мишками? Как мишки ходят? Вот так". Педагог показывает, как ходит медведь (ноги на ширине плеч, ходьба с наклонами), дети повторяют движения взрослого. Аналогичным образом воспитатель побуждает детей изображать разных зверей, птиц, насекомых: • зайчика (дети прыгают на двух ногах с прижатыми к груди руками); • птичку (бегают с расставленными в стороны руками, махая ими, как крыльями); • уточку (ходят, наклонившись вперед, и, отведя руки за спину, машут кистями рук с раздвинутыми пальчиками); • лисичку (ходят медленным крадущимся шагом, высоко поднимая колени и вытягивая носки вперед); • змейку (ползают на животе, изгибая туловище); • жучка (быстро ползают на четвереньках) и пр. Малыши могут сами выбирать, кого будут изображать. 2. "День - ночь". Воспитатель берет вырезанный из бумаги или картона желтый (красный, оранжевый) круг и говорит: "А теперь давайте поиграем в такую игру. Днем солнышко поднимается высоко в небе (поднимает круг), и все зверюшки в лесу веселятся, прыгают. Ночью солнышко сядет, и все зверюшки лягут спать". Педагог показывает, как звери прыгают (на двух ногах, на одной ноге, на носочках) и ложатся спать (приседает на корточки, кладет ладошки под щеку). Затем игра начинается. Воспитатель поднимает солнышко (играет веселая музыка) и говорит: "Сейчас у нас день", - дети прыгают. Через некоторое время воспитатель опускает солнышко (звучит спокойная тихая музыка) и говорит: "Наступила ночь", - "зверюшки" укладываются спать. Игра повторяется несколько раз. 3. "Лягушата". Воспитатель раскладывает коврики-листья и говорит: "Наступило утро. На полянку прискакали лягушата и прыгают по листикам. Давайте теперь будем лягушатами". Дети прыгают по листьям, изображая лягушат. |
№К3 комплексные занятия, в которых в рамках одного игрового сюжета объединяются несколько упражнений, способствующих развитию различных движений, укреплению мышечной и костной систем, формированию правильной осанки и пр. Участники: один /несколько Материал: корзина, обруч, ткань Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. Игра "Самолетик-самолет" Для этой игры понадобятся набивные мешочки, корзина, обруч и большой кусок легкой ткани (парашют). 1. "Заводим мотор". Дети изображают самолетики, двигаясь вслед за воспитателем, который читает стихотворение: Самолетик-самолет "Самолетики" разлетаются (расставив руки в стороны, дети бегают по группе). 2. "Перевозим грузы". Воспитатель говорит, что теперь самолетики будут перевозить грузы с одного аэродрома на другой. Дети-самолетики берут мешочки и, изображая звук мотора, переносят груз с одного места на другое, заранее обозначенное взрослым. 3. "Попади в цель". Воспитатель говорит детям: "Летчики должны быть ловкими, уметь попадать в цель. Давайте и мы научимся попадать в цель". Педагог показывает малышам, как (из-за головы, от груди, снизу) и куда они будут бросать мешочки (в корзину, в обруч, за нарисованную линию). 4. "Парашют". В игре участвуют двое взрослых. Воспитатель показывает детям кусок ткани и говорит: "Это парашют. Сейчас парашют раскроется, а вы в это время должны пробежать под ним, чтобы он вас не накрыл". Взрослые берут ткань за углы и подбрасывают вверх. Пока "парашют" опускается, дети пробегают под ним. Тех, кто не успел пробежать, парашют накрывает, а воспитатели, дотрагиваясь до детей, угадывают их имена. 5. "Возвращаемся домой". Дети-"самолетики" заводят моторы и вслед за воспитателем летят "домой". Педагог читает стихотворение: Самолет летит, |
№К4 комплексные занятия, в которых в рамках одного игрового сюжета объединяются несколько упражнений, способствующих развитию различных движений, укреплению мышечной и костной систем, формированию правильной осанки и пр. Материал сундучок, разные игрушки, массажные мячики, массажные коврики, дорожки с отпечатками ступней и ладоней, перышки-султанчики. Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. Игра"Чудесный сундучок" Эта игра способствует укреплению дыхательной мускулатуры, развитию гибкости позвоночника, подвижности грудной клетки. В ней используются элементы самомассажа, пластической, дыхательной гимнастики. Для игры понадобятся корзина, дуги-ворота, сундучок, в котором находятся массажные мячики-ежики, массажные коврики, дорожки с отпечатками ступней и ладоней, перышки-султанчики. 1. Воспитатель ставит в центре комнаты сундучок, подзывает детей и говорит: "Посмотрите, какой у меня чудесный сундучок. В нем что-то спрятано". Педагог читает стихотворение: Я - чудесный сундучок, Затем спрашивает: "Сундучок-сундучок, что ты нам принес?" и отвечает от имени сундучка: "Я принес разные игрушки. Хотите поиграть с ними?" 2. Воспитатель достает из сундучка массажные мячики, раздает их детям и говорит: "Это мячики-ежики. Ими можно играть, вот так", - и показывает, как нужно катать мячики между ладонями. Дети повторяют действия. "А еще этими мячиками можно играть вот так", - продолжает педагог и показывает, как катать мячик от кисти руки до плеча. Далее вслед за воспитателем дети катают мячики по туловищу от подбородка до стопы; по талии слева направо; круговыми движениями по животу; то одной, то другой стопой; ладонью по полу; двумя ладонями по спинам друг друга. Затем воспитатель предлагает малышам бросить мячики в корзину. 3. Воспитатель просит детей посмотреть, что еще лежит в чудесном сундучке. Малыши находят там коврики: один с отпечатками ступней, другой - с отпечатками ладоней. Педагог предлагает детям сначала походить по дорожкам с отпечатками ступней (на полной стопе, на носочках, поднимая руки вверх (к солнцу)), затем поползать по дорожке с отпечатками ладоней (с опорой на ладони и стопы ног). 4. Дети достают из сундучка перышки-султанчики, машут ими, дуют на них. Затем встают в круг, соединяют вытянутые вперед руки и все вместе дуют на султанчики. Можно также предложить малышам положить перышко на ладошку, подуть на него и поймать перышко (подуть на перышко, чтобы оно попало в воротца). 5. Воспитатель достает из сундучка массажные коврики, раскладывает их и предлагает малышам походить (побегать) по ним. 6. Педагог вместе с детьми складывает в сундучок предметы и организует вокруг него хоровод под музыку или пение. Ребята ходят по кругу (топают ножками, двигаются к центру круга и расходятся от центра). |
ДУ1 направлено на укрепление дыхательной мускулатуры Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с.
Игра "Коровка мычит" Воспитатель предлагает малышам изобразить, как мычит коровка. Дети делают вдох, а на выдохе двумя пальцами одновременно ритмично нажимают на крылья носа, произнося звук м . | ДУ2 направлено на укрепление дыхательной мускулатуры Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. Игра "Ветерок" Воспитатель предлагает малышам изобразить, как дует ветер. Дыша через нос, нужно плавно отвести плечи назад и соединить лопатки ("Ветер набирает силу"); затем вытянуть губы трубочкой и медленно выдохнуть воздух через рот, расслабляя плечи. При выполнении этого упражнения можно предложить детям дуть на воду, листик, пушинку, мыльные пузыри, воздушный шарик. |
ДУ3 направлено на укрепление дыхательной мускулатуры Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. Игра "Радуга улыбается" Педагог предлагает малышам изобразить радугу. Для этого дети через стороны поднимают руки над головой, как бы рисуя дугу радуги. Одновременно делается медленный вдох. На выдохе, широко улыбаясь и произнося "с-с-с", малыши плавно опускают руки. | ДУ4 направлено на укрепление дыхательной мускулатуры Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. Игра "Пыхтим, как ежики" Воспитатель показывает детям, как делать короткие ("колючие") вдохи и выдохи, будто пыхтит маленький ежик. |
ДУ5 направлено на укрепление дыхательной мускулатуры Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. Игра "Солнышко и луна" Педагог показывает малышам, как дышать попеременно то одной, то другой ноздрей. Для этого нужно одну ноздрю прикрыть пальчиком. (Дыхание одной ноздрей - солнышко, другой - луна.) | ДУ6 направлено на укрепление дыхательной мускулатуры Участники: один /несколько Материал: нет Источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Физическое развитие (с. Игра |
Список литературы
Ветрова В. В. Ладушки: Песенки, стишки, потешки, считалки, загадки и игры для детей до трех лет. - М.: Знание, 1994.
Глазырина Л. Д. Физическая культура - дошкольникам. Младший возраст. - М.: Владос, 2000.
Литвинова М. Ф. Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни. - М.: Айрис-пресс, 2005.
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Развивающие игры для детей. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
Развивающие игры с малышами до 3 лет. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Сацко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши! Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2–3 лет. - СПб., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно – методический комплекс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Конспекты занятий по физкультуре составлены на основе программы «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением слуха», Москва, «Просвеще...
"Комплекс игр по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста"
quot;Комплекс игр по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста"....
Учебно – методический комплекс образовательная область «Физическое развитие», направление «Физическая культура» адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования по НОД раздела физическая культура «Полоса препятствий»
Состав комплекса:- конспект НОД;- картотека физкультминуток;- загадки;- опорные таблички;- наглядный материал – виды спорта...
Методическая разработка: Конспект занятия по физическому развитию на время каникул «Сидим дома» .
Методическая разработка: Конспект занятия по физическому развитию на время каникул «Сидим дома» ....
Конспект НОД по ОО Физическое развитие. Физкультура. Тема: "Прогулка по лесу" группа раннего развития
Конспектнепосредственно образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие» (физкульура). Первый год обучения.Тема: «Прогулка по лесу»Подготовила и провела восп...
Комплекс занятий по физическому развитию детей с ОИН ( средняя группа)
в материале предоставленф занятия по физическому развитию детей с общей интеллектуальной недостаточностью. камплекс занятий разработан на весь год для детей средней группы....
Формирование здорового образа жизни у дошкольников МБДОУ № 8 г.Тосно "Сказка" посредством комплекса современных практик физического развития.
С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство. Если рассматривать наше современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационно - ко...