Саморегуляция
картотека по физкультуре (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Саморегуляция
"Улыбка".
Инструкция.
Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек: Дышите и улыбайтесь: Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.
"Солнечный зайчик".
Инструкция
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.
"Качели".
Инструкция
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела.
"Снежинки".
Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие - легкие - это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки: (пауза - поглаживание детей). Гладит снежинку, ласкает:
Упражнение "Что рассказало море".
Цель: упражнение развивает творческую фантазию, речь, умение расслабиться.
Ход упражнения: Данное упражнение проводиться, как упражнение разговор с лесом".
Педагог предлагает детям вспомнить, какого цвета море, какие у него бывают настроения, какой берег, кто обитает в море.
Дети закрывают глаза и представляют себя на берегу моря: слушают, как "разговаривает" песок, волны, ветер. Затем педагог просит детей рассказать о том, что каждому из них сообщило море, ветер и волны (возможно использование магнитофонной записи шума моря).
"Шишки".
Инструкция
Вы - медвежата, и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам:
"Зеркало".
Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят в глаза друг друга. Один начинает выполнять какое-либо движение - другой повторяет его в зеркальном отображении и другие игры.
Важным приемом с точки зрения воспитания эмоциональной саморегуляции у ребенка является принятие и проговаривание его чувств в какой-либо проблемной ситуации: "Я вижу, ты сердишься", "ты расстроилась", "Тебе стало грустно", при этом необходимо наблюдение за ответной реакцией ребенка.
С целью развития эмоциональной саморегуляции используются также игры-драматизации, игры-перевоплощения, игры-инсценировки, обязательно с участием взрослых, в которых дети самостоятельно учатся управлять своими эмоциями.
Развитие саморегуляции старших дошкольников.
Дошкольный период является особо чувствительным для развития различных физических умений. Движение составляет основную потребность детей этого возраста, а подвижные игры приносят наибольшее удовольствие. Но даже в этой наиболее развитой сфере управление своими действиями осуществляется детьми большей частью непроизвольно: через подражание, прямое к Для того, чтобы научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть такими умениями:
- произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении,
- различать и сравнивать мышечные ощущения,
- определять соответствие характера ощущений ("напряжение-расслабление", "тяжесть-легкость", др.)
- характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями ("сила-слабость", "резкость-плавность", темп, ритм),
- менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности - точного мышечного чувства, моторной ловкости.
Здесь можно помочь, используя механизм функционального психофизического единства: предложите ребенку представить себя тонким, гибким, молодым деревцем, которое стоит на пригорке, подставив свои ветки и листики солнышку, и покачивается во все стороны от ласкового, свежего ветерка - и ребенок сделает плавные наклоны в стороны гораздо легче и выразительнее, чем если бы он просто повторял эти движения за вами. Таким образом, адекватные образы фантазии и яркие эмоции позволяют сделать движение более точным и правильным.
Способности детей к произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование.
Дети, а часто и взрослые, плохо понимают, что испытывают они сами или их близкие, и не могут правильно назвать эмоции, а тем более выразить.
Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения - самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать.
Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:
- произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает,
- различать и сравнивать эмоциональные ощущения, , определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.),
- одновременно направлять свое внимание на мышечные ' ' ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие,
- произвольно и подражательно "воспроизводить" иди демонстрировать эмоции по заданному образцу.
Поскольку двигательные, психомоторные функции у дошкольников являются наиболее развитыми, то в развитии других психических функций естественно опираться на движение. Таким образом, ребенок может получить опыт управления своими эмоциями посредством ярких образов фантазии и двигательной активности.
Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений:
- улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния,
- сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать-прочувствовать его эмоциональное состояние),
- отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие •; чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
Следующей ступенью совершенствования произвольной психической регуляции будет развитие у ребенка навыков контроля поведения.
Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает - другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции:
- определять конкретные цели своих поступков,
- искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей,
- проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций,
- предвидеть конечный результат своих действий и поступков,
- брать на себя ответственность.
Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, являются не всегда продуктивными, иногда - неадекватными, часто - ограниченными нашим собственным опытом и недостатками, поэтому желательна специальная работа с детьми в этом плане. В обыденной жизни мы лишаем ребенка богатства выбора, и, следовательно, возможности совершенствования его поведения.
Способностью предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями обладают лишь зрелые, сформировавшиеся личности, причем далеко не все. Есть основания полагать, что если начать развивать и тренировать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»
Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...
Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией
В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...
Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников со стертой дизартрией
В методической разработке для педагогов, я руководствовалась насколько произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произво...
МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становит...
Эффективность педагогического опыта с точки зрения достигнутых результатов по программе "Использоание песка для формирования образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школьному обучению""
По результатам взаимодействия с общеобразовательными школами в рамках преемственности детский сад – школа, тесное сотрудничество...
Диагностический инструментарий к программе "Использование песка в формировании образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школе"
Диагностичекий материал, который автор использует в работе при подготовке детей к обучению в школе....
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей
Как помочь ребенку снять психоэмоциональное напряжение (некоторые упражнения и советы)...