Взаимодействие субъектов образовательного процесса при организации олимпийского образования дошкольников
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Игнатьева Наталья Ивановна

В статье говорится об олимпийском образовании дошкольников в условиях ДОУ посредством реализации принципа интеграции и взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью физического развития и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_subektov_.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие субъектов образовательного процесса при организации олимпийского образования дошкольников

В нашем детском саду интеграция осуществляется по нескольким направлениям: интеграция содержания работы (образовательных областей), интеграция методов и приемов взаимодействия с детьми, интеграция деятельности участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей), что помогает обеспечить целостность педагогического процесса, полноценное и своевременное развитие ребенка при оптимальных нагрузках.

Каждый педагог-дошкольник знает, что здоровье ребенка является базой для реализации любой образовательной программы, поэтому интеграция области «Физическая культура» возможна и целесообразна со всеми образовательными областями.

Физическое развитие детей осуществляется ежеминутно в течение всего дня, не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации любых видов детской деятельности: через динамические паузы, игры с элементами движения, ритмопластику, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

В преддверие Олимпийских игр в Сочи в детском саду стало проводиться много мероприятий, направленных на олимпийское образование дошкольников. Педагоги подобрали для детей соответствующий материал для освещения темы, провели ряд коллективных мероприятий с детьми и родителями, знакомящих детей с историей возникновения олимпийского движения, олимпийской символикой, великими спортсменами России.  

Начало этой работе положила компьютерная презентация «Греция – центр древних Олимпийских игр». Она была создана с учетом интересов детей-дошкольников и представляла доступные для детей факты: схема-рисунок древнего стадиона, фотографии фресок с изображением спортсменов-олимпийцев, легенды о возникновении видов спорта. После просмотра  данной презентации у детей возникло множество вопросов, идей для новых игр и продуктивной деятельности, которые были в дальнейшем реализованы.

Например, в  библиотеке детского сада прошли литературные чтения «Баллады, мифы и легенды о спортивных подвигах», по окончании которых дети создали свой иллюстрированный сборник героев-олимпийцев древности.

 Викторина «Олимпийские игры современности» позволила показать осведомленность детей в современных видах спорта, знание символики олимпийских игр и достижений российских спортсменов.

 В студии развивающих игр «Почемучка» прошла математическая олимпиада «Вот так успехи!». Задания для детей были составлены на тему олимпийских игр: сравнить длину дистанции спортсменов и посчитать олимпийские медали, составить лесенку рекордов и  разместить игроков на схеме спортивного поля. Так, осваивая математические понятия, дети узнавали и новые факты о спорте и олимпийских играх.

 С детьми подготовительной к школе группы разучили комплекс утренней гимнастики «Олимпийская разминка». На протяжении недели дети, взяв на себя роль тренеров, проводили утреннюю гимнастику в группах старшего и среднего дошкольного возраста.

В результате работы воспитателей всех возрастных групп в методическом кабинете детского сада появился сборник образовательных ситуаций «О, спорт, ты – мир!». В него вошли конспекты для малышей «В нашем физкультурном уголке поселился олимпийский Мишка», «Веселая дорожка Зайки-спортсмена»; для средних групп - «Как Растишка стал спортсменом», «Веселый стадион»; для детей старшего возраста - «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена», «Олимпийские медали».

 В изостудии детского сада непосредственно образовательная деятельность была посвящена коллективному изготовлению олимпийской символики: факела, флага, олимпийских медалей. Особо запомнилась родителям воспитанников выставка рисунков и поделок «Мой талисман».

В информационных центрах для родителей и группах старшего дошкольного возраста появился путеводитель для дошкольников «Междуреченск спортивный», в котором был представлен весь спектр городских спортивных секций и кружков для дошкольников. Фотографии,  почетные грамоты и медали юных спортсменов, посещающих эти секции, были размещены на стенде во время проведения «Фестиваля успеха» в детском саду.

 Традиционные спортивные развлечения прошли под названиями «Мы – олимпийцы!» и «Олимпийский резерв». Особо полюбились детям малые олимпийские игры, которые стали доброй традицией детского сада.

Первые Малые летние олимпийские игры в нашем детском саду состоялись в 2011 году, посвящены они были 100-летию  зарождения олимпийского движения в России. Родители изготовили яркий, красочный плакат с девизом Олимпийских игр «Быстрее, выше, сильнее!», сшили флаг, сочинили «кричалки», придумали себе форму и атрибуты, смастерили пьедестал и подготовили комплекты олимпийских медалей. Открывал игры олимпийский Мишка, символ Московской олимпиады 1980 года. Сколько было радости, веселья, азарта у детей и слез умиления, гордости у родителей!

В августе 2012 года мы рекомендовали родителям совместный телевизионный просмотр летних Олимпийских игр в Лондоне. В детском саду мы ввели «Видеодневник Олимпиады»: показывали запись фрагментов церемонии открытия и закрытия праздника, состязаний, а спортивными комментаторами были, конечно же, дети. Каждый день в «Олимпийском календаре» мы отмечали сколько медалей и в каком виде спорта завоевали российские спортсмены.

В 2012-2013 учебном году мы вновь провели Малые летние Олимпийские игры в спортивном зале, пригласив съемочную группу городской телекомпании. Было здорово: соревновались три команды, у каждой свое название, девиз, эмблема и флаг; в зале развивался флаг с олимпийскими кольцами и светился факел с олимпийским огнем, звучала спортивная музыка; родители болели за своих юных спортсменов, бурно реагируя на их успехи; судейская коллегия оценивала старания детей, а победившая команда получила переходящий кубок с олимпийской символикой!

Далее, в рамках обмена опытом по организации интегративных мероприятий, мы провели занятие по физической культуре «Мы – олимпийцы!» для дошколят соседнего детского сада, причем выполнение упражнений и эстафет детям показывали специально подготовленные наши воспитанники. Ребята тепло приняли сверстников, общались на равных, во всем им помогали.

Уверовав в свои силы, мы решились на проведение зимних Малых Олимпийских игр на прогулочном участке детского сада. В соревнованиях принимали участие две олимпийские сборные, каждая состояла из детей и их родителей. Площадку подготовили все вместе заранее – расчистили снег, проложили лыжную трассу и санную дорожку, разместили символику и оборудование. Игры получились шумные и веселые. Прохожие с удивлением останавливались, улыбались и шутили, а мы были рады, что смогли достичь единения с природой и друг с другом.

Таким образом, формируя у детей представления об олимпизме, мы способствовали решению сложных проблем патриотического воспитания через развитие у детей чувства сопричастности к борьбе наших спортсменов, пропагандировали здоровый образ жизни и традиционные ритуалы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, ответственность за команду, взаимовыручку.

Эффективность любой деятельности определяется ее результатом (Таблица 2).

Сравнительный анализ результатов работы  

с детьми старшего дошкольного возраста

Таблица 2

Учебный год

Интерес детей

 к физической культуре и спорту

Состояние здоровья воспитанников ДОУ

Включение родителей

 в образовательную работу ДОУ

Кружковая деятельность ДОУ

Интерес детей

к НОД по физической культуре  

 (%)

Посещение детьми городских спортивных секций, клубов

(%)

Случаи  заболеваемости детей

(ОРЗ)

(%)

Дети

с

1 группой здоровья

(%)

Семьи, посещающие  мероприятия для детей

(%)

Семьи, принимающие  участие в мероприятиях

(%)

Дети,  посещающие кружки

в ДОУ

(%)

Родители, посещающие кружки

в ДОУ

(%)

2010-2011

75

20

25

28

30

15

38

0

2011-2012

90

44

15

42

90

50

59

10

Показателем эффективности интеграции образовательных областей в процессе олимпийского воспитания дошкольников считаем:

  • создание более насыщенного двигательного режима детей за счет включения элементов физической культуры во все образовательные мероприятия и режимные моменты ДОУ;
  • обогащение физкультурно-развивающей среды детского сада;
  • повышение интереса детей к физической культуре и спорту, увеличение количества детей, посещающих спортивные секции (Рисунок 1):

Рис.1. Интерес детей к физической культуре и спорту

  • снижение уровня заболеваемости детей, числа часто болеющих воспитанников, сокращение средней продолжительности одного случая заболевания;
  • активное включение родителей в образовательную работу (возросло количество родителей, посещающих мероприятия для детей и количество родителей, принимающих в них непосредственное участие) (Рисунок 2):

 Рис. 2. Включение родителей в образовательную работу ДОУ

  • повышение качества физического воспитания детей: в 2011-2012 году наши воспитанники неоднократно становились победителями и призерами спортивных соревнований для дошкольников - «Осенняя олимпиада», «Веселые старты Междуреченска», «Ритмическая гимнастика».

Олимпийские игры оказались удачной формой развития интеллектуальных способностей дошкольников средствами физической культуры и стали еще одной доброй традицией нашего детского сада. Дети, накапливая практический опыт, в дальнейшем непременно повторят и закрепят его в сюжетной двигательной деятельности, ведь им очень нравится подражать спортсменам.

Дополнительно обеспечить интеграцию в работе позволяет следующее:

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (работа над определенной темой проводится в течение дня, недели, месяца по разным направлениям (образовательным областям);
  • сотрудничество всех специалистов ДОУ, взаимодействующих с детьми (комплексный подход);
  • открытость образовательного пространства «Детский сад – семья».

Литература

  1. Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / науч. ред.: А.Г.Гогоберидзе. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 160 с.
  2. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 528 с.
  3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира / В.Д.Еремеева, Т.П.Хризман. - М.: Просвещение, 1998. – 86 с.
  4. Кумарина Г.Ф. Коррекционно-развивающее образование в условиях введения ФГОС / Г.Ф. Кумарина, И.Е. Токарь. - М.: Генезис, 2010. – 134 с.
  5. Мельникова О.В. Формы организации и содержание образовательной деятельности по реализации образовательных областей / О.В.Мельникова //  Справочник старшего воспитателя. – 2012. -  №7.
  6. Мониторинг в детском саду: научно-методическое пособие / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 592 с.
  7. Скоролупова О. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция [Текст] / О.Скоролупова, Н.Федина // Дошкольное воспитание. – 2010. -  №7.

Приложение 1

Проект непосредственно образовательной деятельности

по физической культуре детей подготовительной к школе группы

Тема: «Мы – олимпийцы!»

Цель: Приобщение детей к традициям большого спорта

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с зимними видами спорта: керлинг, скелетон, фристайл
  • Закрепить знания детей об олимпийской символике
  • Закрепить умение прокатывания мяча набивного в паре
  • Закрепить умение детей ползать по скамейке, подтягиваясь руками
  • Упражнять детей в пролезании боком сквозь кольцо мягкого модуля
  • Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед и вбок
  • Обучать детей ведению шайбы клюшкой короткими передачами

Воспитательные:

  • Способствовать проявлению у детей гражданской принадлежности, патриотических чувств
  • Поддерживать интерес к занятиям спортом, знакомству с его различными видами
  • Совершенствовать умение работать в коллективе, поддерживать интерес к товарищу, проявлять взаимоподдержку, взаимопомощь

Развивающие:

  • Развивать физические качества: скоростные, силовые, гибкость, ловкость и координацию движений
  • Развивать осознанную потребность детей в двигательной активности и физическом совершенствовании
  • Развивать творчество в игре

Инвентарь:

  • набивные мячи (1кг) по количеству детей
  • мягкий модуль (кольцо для подлезания – 2, раскладное бревно для перепрыгивания – 2; ворота – 4)
  • хоккейные клюшки и шайбы по количеству детей
  • скамейки гимнастические – 2
  • конусы-крепления
  • материалы для оформления зала: олимпийский флаг, факел, картины с изображением зимних видов спорта.

Интеграция с образовательными областями

Таблица 1

Образовательная область

Содержание

Здоровье

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: занятия физкультурой и спортом

Безопасность

Соблюдение правил техники безопасности на физкультурном занятии: быть внимательным, осторожным, по назначению использовать инвентарь

Социализация

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым в спортивных играх, во время выполнения упражнений и пр.

Труд

Помощь воспитателю в расстановке и уборке спортивного оборудования

Познание

Развитие у детей представлений об олимпийской символике (флаг, огонь, олимпийские кольца).

Знакомство с зимними видами спорта (фристайл, скелетон, керлинг, хоккей с шайбой и т.д.)

Словарная работа: образование сложных слов:   лыжники, велосипедисты, гимнасты и т.д.); знакомство с новыми словами: фристайл, скелетон, керлинг  

Коммуникация

Речевое взаимодействие воспитателя и детей во время выполнения ОРУ, ОВД, подвижной и малоподвижной игры: рассказ, пояснение, словесное сопровождение и пр.

Музыка

Музыкальное сопровождение занятия

Ход занятия

Таблица 2

Задания

 Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность        детей

1. Мотивация детей, настрой на занятие:

Беседа о зимних видах спорта, олимпийской символике

Сюрпризный момент:  внесение олимпийского огня

Создать положительный эмоциональный настрой на занятие Активизация внимания детей

Беседует, устанавливает контакт с детьми              

Принимают участие в диалоге с педагогом,

эмоционально откликаются на сюрпризный момент

Вводная часть

2. «Парад олимпийцев»

                                                   

Постепенная подготовка организма к предстоящей нагрузке

Объявляет задания по принципу спортивного комментария

Ходьба: гимнасты, лыжники, велосипедисты, баскетболисты, футболисты

Бег: легкоатлеты

Индивидуально оказывает необходимую помощь

 3. Перестроение в    две  колонны                                                    

Выполняют задания по указанию воспитателя

Ходьба в колонне по одному

Ходьба на носках

Выпады вперед

Ходьба с высоким подниманием колен

Прямой галоп

Боковой галоп

Бег с препятствием

Основная часть

4. ОРУ «Олимпийская разминка»                      с набивными мячами (1кг)

Закреплять умение выполнять упражнения активно, с силовым напряжением, из разных исходных положений

Выполнять упражнения выразительно и точно, в соответствии с музыкальной фразой и указаниями педагога

Объясняет выполнение упражнений

Индивидуально оказывает необходимую помощь

(комплекс ОРУ прилагается)

Выполняют упражнения выразительно и точно, в соответствии с музыкальной фразой и указаниями педагога

  1. ОВД

Проходит по типу круговой тренировки «Керлинг»

«Скелетон»

«Ледяной тоннель»

«фристайл»

«Хоккей                         с шайбой»

 

Закрепить умение детей прокатывать набивной мяч, прилагая достаточное усилие для его продвижения

Закрепить умение детей ползать по скамейке, подтягиваясь руками Осуществлять самоконтроль

Упражнять в пролезании боком с использованием мягкого модуля, не касаясь снаряда руками

Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед и вбок: держать равновесие, при приземлении осуществлять переход с носка на пятку

Обучать ведению шайбы клюшкой короткими  передачами. Развивать ловкость и координацию движений

Распределить детей по спортивным снарядам (площадкам)

Следить и оказывать индивидуальную помощь в качественном выполнении движений

Показ техники движений (при необходимости), словесное сопровождение

Выполняют движения по показу сверстника

Заключительная часть

7.  Подвижная игра «Спортсмены и Морозко»

Игра малой подвижности     «Спортивная фигура»

Обеспечить эмоциональный отклик детей на активное движение

Закреплять умение бегать врассыпную с увертыванием

Четко выполнять правила, развивать взаимовыручку

Восстановить дыхание, постепенно снижая нагрузку

Развивать воображение и творчество.

Объясняет правила игры детям, подает сигнал

Напоминает  детям, с какими видами спорта они познакомились и предлагает изобразить их в игре.

     Принимают активное участие в игре

Проговаривают слова игры и придумывают движение спортсмена

8. Подведение итогов занятия

Поддержать положительный эмоциональный настрой детей

Обеспечить взаимосвязь с дальнейшей деятельностью

Вопросы о содержании занятия

Индивидуальная позитивная оценка достижений

Вручение сюрприза

Побуждение на дальнейшую деятельность

Отвечают на вопросы

Эмоциональный отклик на сюрприз

Комплекс общеразвивающих упражнений  с набивным мячом (1кг)

Таблица 3

Название

Содержание

Количество

1.

Потягивание

И.п.: ноги вместе, мяч в руках, внизу. 1 – поднять мяч в прямых руках над головой,  посмотреть на мяч, правую ногу отвести назад, слегка прогнуться; 2 - и.п.  3-4 – то же – влево.

6 раз

2.

Повороты

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках у груди. 1 – поворот с мячом вправо, одновременно выпрямляем руки вперед; 2 - и.п. 3-4 - то же - влево.

6 раз

3.

Наклоны вправо- влево

И.п.: стоя на коленях, мяч в руках. 1 – 2 – наклон вправо; 3 – 4 – и.п. То же, в левую сторону.

6 раз

4.

Наклоны вперед

И.п.: ноги на ширине плеч, мяч в руках. 1 – наклон с мячом к правой ноге, не сгибая колена, 2 – и.п. 3 – 4 – то же к левой ноге.

6 раз

5.

Приседания

И.п.: пятки вместе носки врозь, мяч в руках внизу. 1 – присед, мяч вперед, 2 – и.п.

6 раз

6.

Прыжки

И.п. стоя, мяч в руках перед собой. 5 прыжков на правой ноге, 5 прыжков на левой ноге, 5прыжков на двух ногах, активно отталкиваясь носками вверх.

2 раза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ

Представленная модель раскрывает интеграционные связи между специалистами ДОУ  врамках единого образовательного пространства....

"Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса"

публикация расскрывает особенности одной из новых форм взаимодействия с родителями как  семейный театр....

Консультация с элементами тренинга «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

В данной консультации представлены материалы по взаимодействию субъектов образовательных отношений....

Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...

Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"

Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи:- сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностн...