Взаимодействие субъектов образовательного процесса при организации олимпийского образования дошкольников
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
В статье говорится об олимпийском образовании дошкольников в условиях ДОУ посредством реализации принципа интеграции и взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью физического развития и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_subektov_.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие субъектов образовательного процесса при организации олимпийского образования дошкольников
В нашем детском саду интеграция осуществляется по нескольким направлениям: интеграция содержания работы (образовательных областей), интеграция методов и приемов взаимодействия с детьми, интеграция деятельности участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей), что помогает обеспечить целостность педагогического процесса, полноценное и своевременное развитие ребенка при оптимальных нагрузках.
Каждый педагог-дошкольник знает, что здоровье ребенка является базой для реализации любой образовательной программы, поэтому интеграция области «Физическая культура» возможна и целесообразна со всеми образовательными областями.
Физическое развитие детей осуществляется ежеминутно в течение всего дня, не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации любых видов детской деятельности: через динамические паузы, игры с элементами движения, ритмопластику, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
В преддверие Олимпийских игр в Сочи в детском саду стало проводиться много мероприятий, направленных на олимпийское образование дошкольников. Педагоги подобрали для детей соответствующий материал для освещения темы, провели ряд коллективных мероприятий с детьми и родителями, знакомящих детей с историей возникновения олимпийского движения, олимпийской символикой, великими спортсменами России.
Начало этой работе положила компьютерная презентация «Греция – центр древних Олимпийских игр». Она была создана с учетом интересов детей-дошкольников и представляла доступные для детей факты: схема-рисунок древнего стадиона, фотографии фресок с изображением спортсменов-олимпийцев, легенды о возникновении видов спорта. После просмотра данной презентации у детей возникло множество вопросов, идей для новых игр и продуктивной деятельности, которые были в дальнейшем реализованы.
Например, в библиотеке детского сада прошли литературные чтения «Баллады, мифы и легенды о спортивных подвигах», по окончании которых дети создали свой иллюстрированный сборник героев-олимпийцев древности.
Викторина «Олимпийские игры современности» позволила показать осведомленность детей в современных видах спорта, знание символики олимпийских игр и достижений российских спортсменов.
В студии развивающих игр «Почемучка» прошла математическая олимпиада «Вот так успехи!». Задания для детей были составлены на тему олимпийских игр: сравнить длину дистанции спортсменов и посчитать олимпийские медали, составить лесенку рекордов и разместить игроков на схеме спортивного поля. Так, осваивая математические понятия, дети узнавали и новые факты о спорте и олимпийских играх.
С детьми подготовительной к школе группы разучили комплекс утренней гимнастики «Олимпийская разминка». На протяжении недели дети, взяв на себя роль тренеров, проводили утреннюю гимнастику в группах старшего и среднего дошкольного возраста.
В результате работы воспитателей всех возрастных групп в методическом кабинете детского сада появился сборник образовательных ситуаций «О, спорт, ты – мир!». В него вошли конспекты для малышей «В нашем физкультурном уголке поселился олимпийский Мишка», «Веселая дорожка Зайки-спортсмена»; для средних групп - «Как Растишка стал спортсменом», «Веселый стадион»; для детей старшего возраста - «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена», «Олимпийские медали».
В изостудии детского сада непосредственно образовательная деятельность была посвящена коллективному изготовлению олимпийской символики: факела, флага, олимпийских медалей. Особо запомнилась родителям воспитанников выставка рисунков и поделок «Мой талисман».
В информационных центрах для родителей и группах старшего дошкольного возраста появился путеводитель для дошкольников «Междуреченск спортивный», в котором был представлен весь спектр городских спортивных секций и кружков для дошкольников. Фотографии, почетные грамоты и медали юных спортсменов, посещающих эти секции, были размещены на стенде во время проведения «Фестиваля успеха» в детском саду.
Традиционные спортивные развлечения прошли под названиями «Мы – олимпийцы!» и «Олимпийский резерв». Особо полюбились детям малые олимпийские игры, которые стали доброй традицией детского сада.
Первые Малые летние олимпийские игры в нашем детском саду состоялись в 2011 году, посвящены они были 100-летию зарождения олимпийского движения в России. Родители изготовили яркий, красочный плакат с девизом Олимпийских игр «Быстрее, выше, сильнее!», сшили флаг, сочинили «кричалки», придумали себе форму и атрибуты, смастерили пьедестал и подготовили комплекты олимпийских медалей. Открывал игры олимпийский Мишка, символ Московской олимпиады 1980 года. Сколько было радости, веселья, азарта у детей и слез умиления, гордости у родителей!
В августе 2012 года мы рекомендовали родителям совместный телевизионный просмотр летних Олимпийских игр в Лондоне. В детском саду мы ввели «Видеодневник Олимпиады»: показывали запись фрагментов церемонии открытия и закрытия праздника, состязаний, а спортивными комментаторами были, конечно же, дети. Каждый день в «Олимпийском календаре» мы отмечали сколько медалей и в каком виде спорта завоевали российские спортсмены.
В 2012-2013 учебном году мы вновь провели Малые летние Олимпийские игры в спортивном зале, пригласив съемочную группу городской телекомпании. Было здорово: соревновались три команды, у каждой свое название, девиз, эмблема и флаг; в зале развивался флаг с олимпийскими кольцами и светился факел с олимпийским огнем, звучала спортивная музыка; родители болели за своих юных спортсменов, бурно реагируя на их успехи; судейская коллегия оценивала старания детей, а победившая команда получила переходящий кубок с олимпийской символикой!
Далее, в рамках обмена опытом по организации интегративных мероприятий, мы провели занятие по физической культуре «Мы – олимпийцы!» для дошколят соседнего детского сада, причем выполнение упражнений и эстафет детям показывали специально подготовленные наши воспитанники. Ребята тепло приняли сверстников, общались на равных, во всем им помогали.
Уверовав в свои силы, мы решились на проведение зимних Малых Олимпийских игр на прогулочном участке детского сада. В соревнованиях принимали участие две олимпийские сборные, каждая состояла из детей и их родителей. Площадку подготовили все вместе заранее – расчистили снег, проложили лыжную трассу и санную дорожку, разместили символику и оборудование. Игры получились шумные и веселые. Прохожие с удивлением останавливались, улыбались и шутили, а мы были рады, что смогли достичь единения с природой и друг с другом.
Таким образом, формируя у детей представления об олимпизме, мы способствовали решению сложных проблем патриотического воспитания через развитие у детей чувства сопричастности к борьбе наших спортсменов, пропагандировали здоровый образ жизни и традиционные ритуалы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, ответственность за команду, взаимовыручку.
Эффективность любой деятельности определяется ее результатом (Таблица 2).
Сравнительный анализ результатов работы
с детьми старшего дошкольного возраста
Таблица 2
Учебный год | Интерес детей к физической культуре и спорту | Состояние здоровья воспитанников ДОУ | Включение родителей в образовательную работу ДОУ | Кружковая деятельность ДОУ | ||||
Интерес детей к НОД по физической культуре (%) | Посещение детьми городских спортивных секций, клубов (%) | Случаи заболеваемости детей (ОРЗ) (%) | Дети с 1 группой здоровья (%) | Семьи, посещающие мероприятия для детей (%) | Семьи, принимающие участие в мероприятиях (%) | Дети, посещающие кружки в ДОУ (%) | Родители, посещающие кружки в ДОУ (%) | |
2010-2011 | 75 | 20 | 25 | 28 | 30 | 15 | 38 | 0 |
2011-2012 | 90 | 44 | 15 | 42 | 90 | 50 | 59 | 10 |
Показателем эффективности интеграции образовательных областей в процессе олимпийского воспитания дошкольников считаем:
- создание более насыщенного двигательного режима детей за счет включения элементов физической культуры во все образовательные мероприятия и режимные моменты ДОУ;
- обогащение физкультурно-развивающей среды детского сада;
- повышение интереса детей к физической культуре и спорту, увеличение количества детей, посещающих спортивные секции (Рисунок 1):
Рис.1. Интерес детей к физической культуре и спорту
- снижение уровня заболеваемости детей, числа часто болеющих воспитанников, сокращение средней продолжительности одного случая заболевания;
- активное включение родителей в образовательную работу (возросло количество родителей, посещающих мероприятия для детей и количество родителей, принимающих в них непосредственное участие) (Рисунок 2):
Рис. 2. Включение родителей в образовательную работу ДОУ
- повышение качества физического воспитания детей: в 2011-2012 году наши воспитанники неоднократно становились победителями и призерами спортивных соревнований для дошкольников - «Осенняя олимпиада», «Веселые старты Междуреченска», «Ритмическая гимнастика».
Олимпийские игры оказались удачной формой развития интеллектуальных способностей дошкольников средствами физической культуры и стали еще одной доброй традицией нашего детского сада. Дети, накапливая практический опыт, в дальнейшем непременно повторят и закрепят его в сюжетной двигательной деятельности, ведь им очень нравится подражать спортсменам.
Дополнительно обеспечить интеграцию в работе позволяет следующее:
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (работа над определенной темой проводится в течение дня, недели, месяца по разным направлениям (образовательным областям);
- сотрудничество всех специалистов ДОУ, взаимодействующих с детьми (комплексный подход);
- открытость образовательного пространства «Детский сад – семья».
Литература
- Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / науч. ред.: А.Г.Гогоберидзе. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 160 с.
- Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 528 с.
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира / В.Д.Еремеева, Т.П.Хризман. - М.: Просвещение, 1998. – 86 с.
- Кумарина Г.Ф. Коррекционно-развивающее образование в условиях введения ФГОС / Г.Ф. Кумарина, И.Е. Токарь. - М.: Генезис, 2010. – 134 с.
- Мельникова О.В. Формы организации и содержание образовательной деятельности по реализации образовательных областей / О.В.Мельникова // Справочник старшего воспитателя. – 2012. - №7.
- Мониторинг в детском саду: научно-методическое пособие / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 592 с.
- Скоролупова О. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция [Текст] / О.Скоролупова, Н.Федина // Дошкольное воспитание. – 2010. - №7.
Приложение 1
Проект непосредственно образовательной деятельности
по физической культуре детей подготовительной к школе группы
Тема: «Мы – олимпийцы!»
Цель: Приобщение детей к традициям большого спорта
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с зимними видами спорта: керлинг, скелетон, фристайл
- Закрепить знания детей об олимпийской символике
- Закрепить умение прокатывания мяча набивного в паре
- Закрепить умение детей ползать по скамейке, подтягиваясь руками
- Упражнять детей в пролезании боком сквозь кольцо мягкого модуля
- Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед и вбок
- Обучать детей ведению шайбы клюшкой короткими передачами
Воспитательные:
- Способствовать проявлению у детей гражданской принадлежности, патриотических чувств
- Поддерживать интерес к занятиям спортом, знакомству с его различными видами
- Совершенствовать умение работать в коллективе, поддерживать интерес к товарищу, проявлять взаимоподдержку, взаимопомощь
Развивающие:
- Развивать физические качества: скоростные, силовые, гибкость, ловкость и координацию движений
- Развивать осознанную потребность детей в двигательной активности и физическом совершенствовании
- Развивать творчество в игре
Инвентарь:
- набивные мячи (1кг) по количеству детей
- мягкий модуль (кольцо для подлезания – 2, раскладное бревно для перепрыгивания – 2; ворота – 4)
- хоккейные клюшки и шайбы по количеству детей
- скамейки гимнастические – 2
- конусы-крепления
- материалы для оформления зала: олимпийский флаг, факел, картины с изображением зимних видов спорта.
Интеграция с образовательными областями
Таблица 1
Образовательная область | Содержание |
Здоровье | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: занятия физкультурой и спортом |
Безопасность | Соблюдение правил техники безопасности на физкультурном занятии: быть внимательным, осторожным, по назначению использовать инвентарь |
Социализация | Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым в спортивных играх, во время выполнения упражнений и пр. |
Труд | Помощь воспитателю в расстановке и уборке спортивного оборудования |
Познание | Развитие у детей представлений об олимпийской символике (флаг, огонь, олимпийские кольца). Знакомство с зимними видами спорта (фристайл, скелетон, керлинг, хоккей с шайбой и т.д.) Словарная работа: образование сложных слов: лыжники, велосипедисты, гимнасты и т.д.); знакомство с новыми словами: фристайл, скелетон, керлинг |
Коммуникация | Речевое взаимодействие воспитателя и детей во время выполнения ОРУ, ОВД, подвижной и малоподвижной игры: рассказ, пояснение, словесное сопровождение и пр. |
Музыка | Музыкальное сопровождение занятия |
Ход занятия
Таблица 2
Задания | Задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1. Мотивация детей, настрой на занятие: Беседа о зимних видах спорта, олимпийской символике Сюрпризный момент: внесение олимпийского огня | Создать положительный эмоциональный настрой на занятие Активизация внимания детей | Беседует, устанавливает контакт с детьми | Принимают участие в диалоге с педагогом, эмоционально откликаются на сюрпризный момент |
Вводная часть | |||
2. «Парад олимпийцев»
| Постепенная подготовка организма к предстоящей нагрузке | Объявляет задания по принципу спортивного комментария Ходьба: гимнасты, лыжники, велосипедисты, баскетболисты, футболисты Бег: легкоатлеты Индивидуально оказывает необходимую помощь 3. Перестроение в две колонны | Выполняют задания по указанию воспитателя Ходьба в колонне по одному Ходьба на носках Выпады вперед Ходьба с высоким подниманием колен Прямой галоп Боковой галоп Бег с препятствием |
Основная часть | |||
4. ОРУ «Олимпийская разминка» с набивными мячами (1кг) | Закреплять умение выполнять упражнения активно, с силовым напряжением, из разных исходных положений Выполнять упражнения выразительно и точно, в соответствии с музыкальной фразой и указаниями педагога | Объясняет выполнение упражнений Индивидуально оказывает необходимую помощь (комплекс ОРУ прилагается) | Выполняют упражнения выразительно и точно, в соответствии с музыкальной фразой и указаниями педагога |
Проходит по типу круговой тренировки «Керлинг» «Скелетон» «Ледяной тоннель» «фристайл» «Хоккей с шайбой» |
Закрепить умение детей прокатывать набивной мяч, прилагая достаточное усилие для его продвижения Закрепить умение детей ползать по скамейке, подтягиваясь руками Осуществлять самоконтроль Упражнять в пролезании боком с использованием мягкого модуля, не касаясь снаряда руками Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед и вбок: держать равновесие, при приземлении осуществлять переход с носка на пятку Обучать ведению шайбы клюшкой короткими передачами. Развивать ловкость и координацию движений | Распределить детей по спортивным снарядам (площадкам) Следить и оказывать индивидуальную помощь в качественном выполнении движений Показ техники движений (при необходимости), словесное сопровождение | Выполняют движения по показу сверстника |
Заключительная часть | |||
7. Подвижная игра «Спортсмены и Морозко» Игра малой подвижности «Спортивная фигура» | Обеспечить эмоциональный отклик детей на активное движение Закреплять умение бегать врассыпную с увертыванием Четко выполнять правила, развивать взаимовыручку Восстановить дыхание, постепенно снижая нагрузку Развивать воображение и творчество. | Объясняет правила игры детям, подает сигнал Напоминает детям, с какими видами спорта они познакомились и предлагает изобразить их в игре. | Принимают активное участие в игре Проговаривают слова игры и придумывают движение спортсмена |
8. Подведение итогов занятия | Поддержать положительный эмоциональный настрой детей Обеспечить взаимосвязь с дальнейшей деятельностью | Вопросы о содержании занятия Индивидуальная позитивная оценка достижений Вручение сюрприза Побуждение на дальнейшую деятельность | Отвечают на вопросы Эмоциональный отклик на сюрприз |
Комплекс общеразвивающих упражнений с набивным мячом (1кг)
Таблица 3
№ | Название | Содержание | Количество |
1. | Потягивание | И.п.: ноги вместе, мяч в руках, внизу. 1 – поднять мяч в прямых руках над головой, посмотреть на мяч, правую ногу отвести назад, слегка прогнуться; 2 - и.п. 3-4 – то же – влево. | 6 раз |
2. | Повороты | И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках у груди. 1 – поворот с мячом вправо, одновременно выпрямляем руки вперед; 2 - и.п. 3-4 - то же - влево. | 6 раз |
3. | Наклоны вправо- влево | И.п.: стоя на коленях, мяч в руках. 1 – 2 – наклон вправо; 3 – 4 – и.п. То же, в левую сторону. | 6 раз |
4. | Наклоны вперед | И.п.: ноги на ширине плеч, мяч в руках. 1 – наклон с мячом к правой ноге, не сгибая колена, 2 – и.п. 3 – 4 – то же к левой ноге. | 6 раз |
5. | Приседания | И.п.: пятки вместе носки врозь, мяч в руках внизу. 1 – присед, мяч вперед, 2 – и.п. | 6 раз |
6. | Прыжки | И.п. стоя, мяч в руках перед собой. 5 прыжков на правой ноге, 5 прыжков на левой ноге, 5прыжков на двух ногах, активно отталкиваясь носками вверх. | 2 раза |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ
Представленная модель раскрывает интеграционные связи между специалистами ДОУ врамках единого образовательного пространства....
"Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса"
публикация расскрывает особенности одной из новых форм взаимодействия с родителями как семейный театр....
Консультация для педагогов "Педагогическая этика в работе педагога ДОУ. Взаимодействие субъектов образовательного процесса."
Консультация с элементами треннинга....
Консультация с элементами тренинга «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
В данной консультации представлены материалы по взаимодействию субъектов образовательных отношений....
Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...
Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"
Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Цель семинара: Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи:- сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностн...