"Игровые образовательные ситуации как средство физического развития детей раннего возраста"
методическая разработка по физкультуре
Образовательная ситуация – это единица конструирования образовательного процесса. В методических рекомендациях описана структура образовательных ситуаций, даны примеры образовательных ситуаций, которые стимулируют освоение малышом основных движений (ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_obrazovatelnye_situatsii.docx | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые образовательные ситуации как средство физического развития детей раннего возраста
В раннем возрасте высока потребность ребенка в движении, его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования. Ребенок начинает осваивать основные движения, желаябыстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др. Ранний возраст благоприятный период для начала целенаправленной работы по развитию физических качеств: скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости.
.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомдошкольного образования в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется использовать игровые образовательные ситуации. Образовательная ситуация – это единица конструирования образовательного процесса. Это форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом, направленная на решение воспитательно-образовательной задачи, в частности, обогащения двигательного опыта.
Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности. В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Преимущественно, образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.
Образовательную ситуацию заранее планирует сам педагог или она может возникнуть спонтанно. В последнем случае важно стараться не упустить возможность использования такой ситуации для развития малыша. Заранее конструируемые педагогом образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми.
При организации образовательной ситуации педагогу необходимо продумать цель, подходящий материал, порядок конструирования ситуации. В любом случае, такая ситуация должна быть интересной, привлекательной для детей, требующей разрешения или какой -либо проблемы, оказания помощи игровому персонажу. При этом организовывать и завершить образовательную ситуацию важно так, чтобы каждый малыш получил удовлетворение от достигнутого.
Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Начало образовательной ситуации направлено на мотивацию двигательной активности детей. Для этого могут быть использованы игровые персонажи,яркийи красочный материал, игрушки,сюрпризные моменты, которые должны быть наглядными и приятными.Например, появление сказочного литературного героя. По форме малышам более доступны сюжетные образовательные ситуации, когда все действия объединены одним сюжетом (по знакомой сказке), выдуманным воспитателем.
Когда у ребёнка появилось желание включиться в двигательную деятельность, возникает необходимость в определении её содержания. Для этого ребёнок интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями. При выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с возрастными возможностями координацию движений, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое. С большим желанием вступает в общение с воспитателем и другими детьми при выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх. Проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в подвижных играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре.
Завершение образовательной ситуации требует подведения её итогов, оценки детских достижений. В группах раннего возраста завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации, и деятельностью детей.
Игровые упражнения достаточно разнообразны и по содержанию и «растут» вместе с детьми. Малыши быстро привыкают к знакомым движениям и при многократном повторении теряют к ним интерес. Поэтому, когда упражнение освоено детьми, его целесообразно совершенствовать при помощи различных вариантов двигательного действия. Дети охотно выполняют новые, более сложные задания. Преодолевая посильные
трудности, ребенок учится решать новые двигательные задачи, приобретает
новые представления о способах деятельности. Это делает процесс обучения
развивающим.
Наряду с непосредственно образовательной деятельностью, образовательные игровые ситуации целесообразно использовать в таких формах работы по физическому воспитанию как утренняя гимнастика, закаливание, прогулка, самостоятельная деятельность.
Образовательные ситуации включаются в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребёнком активности, самостоятельности и творчества.
Каждому из режимных моментов соответствуют особые требования к интенсивности движений.
Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная.
Воспитатель занят приемом детей не может уделить должного внимания прямому руководству ею и поэтому заранее создает условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорожки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их расположение, что-то быстро убирает, что-то объединяет в единый комплекс.
В первой половине дня пособия даются детям перед занятиями и на прогулке. В этот период дети должны отдохнуть перед сидячими занятиями (в этом случае они лучше усвоят материал занятия), в значительной степени удовлетворить потребность в движении. У воспитателя есть возможность несколько больше, чем утром, уделить внимание организации двигательной деятельности. Движения детей в этот период предусматриваются более сложные, требующие специальной подготовки воспитателя.
Во второй половине дня двигательная деятельность детей организуется непосредственно после сна (в этом случае ее можно сочетать с воздушными ваннами), полдника, занятия, а также на прогулке. В этот период двигательная деятельность может быть подвижной, высокоэмоциональной, творческой. Хорошо предложить детям простые предметы, с которыми они могут много и по-разному двигаться. Многочисленные движения малыши выполняют с мячами, обручами, разными по размерам, выполненными из разных материалов.
Особенно важно уметь создавать образовательные ситуации, стимулирующие освоение малышом основных движений (ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания).
Остановимся на этом более подробно.
В младшем дошкольном возрасте малыш продолжает осваивать обычную ходьбу и различные ее способы.
Ходьба
Примеры образовательных ситуаций:
1.«Привезем игрушки в гости к кукле Кате»
Цель: учить детей ходить по одному и небольшой подгруппой в заданном направлении, перешагивая через предметы, не наталкиваясь друг на друга.
Описание ситуации:Педагог показывает на накрытый к чаю стол у куклы Кати и сообщает, что Катя ждет гостей, а они опаздывают; спрашивает у детей: как они думают, почему опаздывают гости? Выслушав их предположения, воспитатель предлагает детям посмотреть на другую сторону группы, где игрушки медленно «идут» к Кате. Интересуется их мнением: что надо сделать, чтобы, гости смогли прийти быстрее? Педагог предлагает детям принести игрушки (поддерживает инициативу, если они сами высказали это предположение). Дети идут к игрушкам, перешагивая через кубики, и возвращаются назад. Неся в руках игрушки, сажают их за стол к кукле Кате.
Усложнение: каждому малышу необходимо перешагнуть через несколько кубиков и принести определенную куклу.
2. «Поиграем с веточками» (на прогулке)
Цель: упражнять детей в ходьбе, перешагивая через предметы; развивать функцию равновесия, способность ориентироваться в пространстве.
Описание ситуации:Ребенок на участке находит большую ветку(прутик), рассматривает ее. Воспитатель спрашивает ребенка: откуда у него эта ветка? От какого дерева или куста? Как он догадался? Далее воспитатель привлекает других детей к находке, предлагает поискать другие ветки, рассматривает их вместе с детьми, предлагает поиграть с ними:
а)сделать из веток дорожку и походить по ней быстро и медленно;
б) разложить прутики поперек своего пути и идти вперед, перешагивая через них
Бег
Малыши очень любят бегать. Замечено, что дети. Которые много бегают, сложены более пропорционально, у них лучше формируется стопа.
1.«Догоняет кошка мышку»
Цель: упражнять детей в беге за катящимися мячиками; развивать способность ориентироваться в пространстве, быстроту реакции на движущийся объект
Описание ситуации: Воспитатель показывает игрушку-котенка с перевязанной лапкой и рассказывает, что котенок побежал за мышкой, но упал и повредил лапку, потому что не смотрел вокруг себя и под ноги. Педагог предлагает детям показать, как надо бегать за предметом не падая. Мячики будут мышками, а дети – кошками. Воспитатель выкатывает по одному мячу, за которым бежит один ребенок, ловит мячик и приносит «маме-кошке» (воспитателю). Так воспитатель выкатывает мячи для каждого ребенка.
Усложнение: воспитатель бросает сразу несколько мячей из корзинки и их ловят сразу несколько детей.
2. «Путешествуем на машине»
Цель: упражнять детей в беге вместе с воспитателем, приучать реагировать на звуковые сигналы, развивать способность ориентироваться в пространстве на участке детского сада.
Описание ситуации: воспитатель крутит перед собой кольцо- «руль» со словами «Моя машина уезжает, кто хочет покататься на машине, поехали со мной.»Желающие дети разбирают «рули». По сигналу «Поехали!» дети бегут рядом с воспитателем, который периодически меняет направление движения, говоря: «Мы ехали-ехали, к луже подъехали, лужу объехали, дальше поехали». Воспитатель продолжает: «Мы ехали-ехали, к скамейке подъехали, дорожку переехали. Мы ехали-ехали, к деревьям подъехали, между ними проехали. Мы ехали-ехали и домой приехали». После слов воспитателя все останавливаются.
Равновесие.
Упражнения в равновесии очень важны для ребенка. С их помощью совершенствуется функциональная взаимосвязь вестибулярного, зрительного, двигательного анализаторов. Ребенка необходимо включать в ситуации, упражняющие его в умении уверенно сохранять устойчивое равновесие. В игровой форме дети выполняют упражнения увлеченно.Например, они шагают по одной дорожке к кукле, по кружочкам – к мишке, из обруча в обруч – к зайке, по резиновым кружочкам – к белке. Это не утомляет малышей и в то же время совершенствует функцию равновесия.
1.« С ящичка на ящичек доберемся до зайчика»
Цель: учить детей сохранять равновесие, перешагивая с ящика на ящик.
Описание ситуации:На полу укладывается широкая голубая дорожка – это «река». Дети стоят на одном берегу, а на другом берегу – зайчик (игрушка),который скучает без детей. Воспитатель объясняет, что перебраться к зайке можно по ящичкам-переправе. Малыши по одному перешагивают с ящика на ящик, добираясь до игрушки. Когда все соберутся на другом берегу, проводится хороводная игра «Зайка серенький сидит».
2. «Пройдись по наклонному короткому бревну»
Цель: учить детей подниматься на возвышение по наклонному короткому бревну.
Описание ситуации:ребенок заинтересованно наблюдает, как более старшие дети взбегают по наклонному бревну (доске) и проходят по горизонтальному бревну. Потом он сам пытается, но у него не получается. Воспитатель хвалит за попытку и предлагает свою помощь: берет ребенка за руку, помогает ему пройти по наклонному бревну и постоять на горизонтальном; хвалит за смелость. Если ребенок снова выражает желание пройти по бревну, педагог поддерживает его инициативу.
Катание, бросание, ловля
Мяч очень привлекает детей, побуждает их к активным действиям, экспериментированию, доставляет им огромное удовольствие.
- «Поиграем с мячиками»
Цель: учить детей перебрасывать мячи разного размера через веревку, находящуюся на уровне груди ребенка.
Описание ситуации: Воспитатель показывает детям корзинку с мячами, раскачивает её и говорит: «Жили-были в корзинке-домике мячики большие и маленькие и заспорили, который из них летает дальше. Спорили они, спорили до того, что корзина перевернулась. (воспитатель опрокидывает корзину). Как узнать, какие мячи летают дальше – большие или маленькие? Давайте проверим». Каждый ребенок берет большой и маленький мяч, бросает их по очереди от груди, стараясь перебросить через веревку в сторону свободной стены. Вместе с воспитателем дети решают, какой мяч было бросать легче и почему. После этого складывают мячи в корзину.
- «Веселые мячи»
Цель: упражнять детей в выделении свойств мячей и действиях в соответствии с этими свойствами (бросание, удар об пол, катание в воротики)
Описание ситуации: Воспитатель привлекает детей словами «Ой, что это у меня в мешке шевелится? Что же там лежит?» дети высказывают предположения. Воспитатель вытряхивает мячи, и они, подпрыгивая, катятся по полу. Дети смотрят, а педагог рассказывает стихотворение С.Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч». Детям предлагается догнать мячи и прикатить их воспитателю, затем бросить воспитателю.
«Мячи веселые, а умеют ли они слушаться и прокатываться только в воротики? Каждый малыш прокатывает мяч в воротики. А умеют ли мячи прыгать? – спрашивает воспитатель. Каждый ребенок пытается ударить мячом об пол, чтобы он отскочил повыше. После этого каждый малыш говорит, какой у него мяч, называя его цвет и что умеет мяч делать.
Прыжки
Овладение прыжками является важным показателем общей физической подготовленности малыша. Дети лучше осваивают прыжки в игровой форме (прыжки через ленту, ручеек, «как зайчик»), хорошо понимая словесные указания и пытаясь подражать показу взрослого.
1.«Поможем зайке спрыгнуть с низенькой скамеечки»
Цель: упражнять детей в спрыгивании с высоты 8-10 см, добиваясь приземления на обе ноги.
Описание ситуации: Воспитатель находит около дверей зайчика. И спрашивает « Что же с ним случилось, почему он мокрый?» Затем читает стихотворение А.Барто «Зайка»
«Жалко вам маленького зайчика ? Давайте поможем нашему зайке научиться спрыгивать со скамейки, а потом согреем его. Воспитатель берет зайчика за лапки, ставит на скамейку. «Придержим зайку, и ему не будет страшно спрыгнуть со скамейки. Не бойся, зайка, надо согнуть обе лапки и, легко оттолкнувшись, спрыгнуть вниз.(показывает как зайчик спрыгивает с маленькой скамеечки, приземляясь на две лапы сразу.) А теперь покажите зайчику, как вы умеете спрыгивать.
Дети по одному подходят к скамейке и спрыгивают вниз.
2.«Достань до погремушки на карусельке»
Цель:упражнять детей в подскоках с доставанием рукой предметов.
Описание ситуации: В группе появилось новое яркое пособие. Педагог обращает на это внимание детей. Дети замечают, подходят. Начинают рассматривать пособие, пытаются дотянуться. Воспитатель: «Ребятки, посмотрите, какой сюрприз я для вас подготовила. Давайте потянемся высоко-высоко и достанем игрушки. Не достать! Что же нужно сделать, чтобы наши игрушки достать? После нескольких попыток дети догадываются и начинают подпрыгивать. Задевая рукой погремушки, которые звенят. Дети радуются, подпрыгивают еще и еще. В дальнейшем дети играют самостоятельно.
Ползание и лазание
1.«Построим воротики и подлезем под них»
Цель:упражнять детей в ползании на четвереньках с опорой на ладони и голени, в ходьбе на четвереньках с опорой на стопы и ладони.
Описание ситуации: педагог выносит на свободное место в группе несколько мягких брусков-модулей, сажает рядом с собой игрушку-мишку, перекладывает модули, привлекая детей. «Мишка хочет построить нам ворота, но не знает как. Подскажите ему.»Все вместе строят воротики.
Воспитатель проводит мишку, стоящего на четвереньках под воротиками. Интересуется, кто сможет так же и предлагает им по очереди сделать это. Далее воспитатель показывает, что можно пройти под воротиками, опираясь на ладони и стопы, предлагая детям повторить упражнение.
2.«Поздороваемся с обезьянкой»
Цель: упражнять детей в лазании по вертикальной лестнице приставным шагом, вызвать интерес к этому упражнению.
Описание ситуации: воспитатель приглашает 2-3 детей ползать по лестнице. Среди них есть ребенок, который боится лазать. Воспитатель обращает внимание детей, на обезьянку, которая сидит высоко. «А кто сможет подняться также высоко как обезьянка?». Педагог поддерживает инициативу первого вызвавшегося ребенка, страхует его во время подъёма. Ребенок поднимается до обезьянки и здоровается с ней. Педагог подбадривает робкого ребенка, приглашает его тоже поздороваться, выражает восхищение его смелостью и ловкостью.
Таким образом, педагог творчески конструирует образовательный процесс, единицей которого является проблемно-игровая образовательная ситуация. Проблемно-игровая образовательная ситуация помогает в увлекательной форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Она должна отвечать возрастным особенностям детей, поддерживать интерес детей на протяжении всего времени ее решения, создавать положительный эмоциональный настрой. Чувство удовлетворения возникает и от совместной деятельности, и от правильного разрешения предложенной ситуации.
Задача всех педагогов в детском саду- поддерживать и закреплять естественный интерес к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и нравственному, умственному, эстетическому, эмоциональному развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность, как эффективное средство физического развития детей в дошкольном возрасте.
Игровая деятельность, как эффективное средство физического развития детей в дошкольном возрасте...
подвижные игры как средство физического развития детей раннего возраста
В данной презентации раскрыта тема по подвижным играм в раннем возрасте. Она состоит из трез разделов: 1) цели и задачи, 2) примеры подвижных игр, 3) вывод...
Игровые ситуации в социально эмоциональном развитии детей раннего возраста.
Игровые ситуации в социально – эмоциональном развитии детей раннего возраста. Ранее детство – начало начал. Это время начала формирования будущей ...
Опыт работы " Двигательная активность , как средство физического развития детей раннего возраста. "
Двигательная активность , как средство физического развития детей раннего возраста....
Доклад: «Реализация образовательных областей по средствам сенсорного развития детей раннего возраста»
Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем м...
Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе» как нетрадиционное средство физического развития детей дошкольного возраста
Хочу познакомить вас с интересной оздоровительно-развивающей программой по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной. В нашем саду мы взяли ее как парциальную. Также...
КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПО ОО «ФИЗИЧЕСКОЕ РаЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Конспект игрового физкультурного занятия для детей средней группы по сказке К.И.Чуковского....