Пальчикова гимнастика
картотека по физкультуре
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВА ГИМНАСТИКА
для дошкольников
1-й КОМПЛЕКС
1. Ладони на столе ( на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе.)
2. Ладошка – кулачок – ребро ( на счет «1 – 2 – 3».)
3. Пальчики здороваются ( на счет «1 – 2 – 3 – 4 – 5» соединяются пальцы
обеих рук : большой с большим, указательный с указательным...)
4. Человечек ( указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки
бегают по столу.)
5. Дети бегут на перегонки ( движения как в 4 упражнении, но выполняют обе
руки одновременно ).
ПОТЕШКА « ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК »
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Логопед показывает большой палец и как бы обращается к нему, затем
прикасается его кончиком к кончикам всех остальных пальцев, начиная с
указательного.
2-й КОМПЛЕКС
1. Коза ( вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой
руки )
2. Козлята ( то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих
рук ).
3. Очки ( образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих
рук, соединить их ).
4. Зайцы ( вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и
средний соединить ).
5. Деревья ( поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы ).
ПОТЕШКА « БЕЛКА »
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки :
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Логопед и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой
руки, начиная с большого пальца.
3-й КОМПЛЕКС
1. 1.Флажок (большой палец вытянуть вверх , остальные соединить вместе).
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
4. Цветок (то же , но пальцы разъединены).
5. Корни растений (прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить
пальцы вниз).
ИГРА - ПОТЕШКА « ЭТОТ ПАЛЬЧИК»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем,
слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.
4-й КОМПЛЕКС
1. Пчела (указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать
вокруг).
2. Пчелы (то же упражнение выполняется 2-мя руками).
3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к
другу, слегка приоткрыть их).
4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить
пальцы).
5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны
рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
ИГРА - ПОТЕШКА « ЭТОТ ПАЛЬЧИК»
Поднять левую ладонь к себе и в соответствии с текстом загибать
правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.
Этот пальчик хочет спать ,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди...
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.
5-й КОМПЛЕКС
1. Замок (на счет «1» - ладони вместе, на счет «2» - пальцы соединяются в
«замок»).
2. Лиса и заяц ( лиса «крадется» - все пальцы медленно «шагают» по столу
вперед, заяц «убегает», перебирая пальцами, быстро двигается назад).
3. Паук (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно
сжатыми вместе, - «бабочка машет крыльями»).
5. Счет до 4-х ( большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
ИГРА - ПОТЕШКА «НУ-КА, БРАТЦЫ ЗА РАБОТУ»
Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова нарубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают
все пальцы.
6-й КОМПЛЕКС
1. «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть
вверх, приблизить их друг к другу).
2. «Стол» (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить
горизонтально левую руку).
3. «Кресло» ( правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней
вертикально).
4. «Ворота» ( соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук,
большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).
5. «Мост» (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы
горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих
рук).
ПОТЕШКА «ПО ГРИБЫ»
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик все съел.
От того и потолстел.
7-й КОМПЛЕКС
1. «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
2. «Тюльпан» (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку
цветка).
3. Сжимание и разжимание кистей рук на счет раз - два.
ПОТЕШКА «АЛЫЕ ЦВЕТЫ»
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются,
затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно
закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой
цветка.
Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
8-й КОМПЛЕКС
1. «Улитка с усиками» ( положить правую руку на стол, поднять указательный
палец и средний, и расставить их).
2. «Раковина улитки» ( правая рука на столе, левую руку положить сверху).
3. «Ежик» ( ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).
4. «Кот» ( средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим
пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх).
5. «Волк» ( соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки,
указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).
ПОТЕШКА «АПЕЛЬСИН»
(начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы).
Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!
9-й КОМПЛЕКС
1. «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой руки и левой руки
имитируют стрижку ножницами).
2. «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх,
опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать их).
3. «Дом» ( соединить наклонно кончики правой и левой руки ).
4. «Бочонок с водой» ( слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, остальные
сверху отверстия).
5. «Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка,
указательный и средний пальцы бегут по ней).
ПОТЕШКА «ПРЯТКИ»
(сжимание и разжимание пальцев рук)
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.
10-й КОМПЛЕКС
1. «Птички летят» (пальцами обеих рук производить движения : вверх, вниз).
2. «Птички клюют» (большой палец поочередно соединить с остальными).
3. «Гнездо» (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чашки).
4. «Скворечник» (ладошки поставлены «домиком», большие пальцы загнуты вовнутрь).
5. «Птички в гнезде» (обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить).
ПОТЕШКА «СОРОКА»
( При произнесении текста ребенок водит указательным пальцем правой
руки по ладони левой руки, на словах «этому дала» сгибает поочередно каждый
палец руки, кроме мизинца
ИГРУШКИ.
«Игрушки».
На большом диване в ряд Куклы Танины сидят: | Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками. |
Два медведя, Буратино, И веселый Чипполино, И котенок, и слоненок. | Загибают поочередно все пальцы. |
Раз, два, три, четыре, пять. | Разгибают поочередно все пальцы. |
Помогаем нашей Тане Мы игрушки сосчитать. | Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками. |
*** | |
Есть игрушки у меня | Хлопаем в ладоши |
Паровоз и два коня | Здесь и далее загибаем поочерёдно пальчики |
Серебристый самолёт | |
Три ракеты, вездеход, | |
Самосвал, подъёмный кран. |
***
Есть у нас игрушка:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять!
*** | |
У Антошки есть игрушки: | Поочерёдно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого. |
Вот весёлая игрушка. |
|
Вот железная машина. |
|
СЕМЬЯ.
«Моя семья».
Этот пальчик – дедушка, | Руки сжимают в кулак, поочередно разгибают пальцы, начиная с большого. |
Этот пальчик – бабушка, | |
Этот пальчик – папочка, | |
Этот пальчик – мамочка. | |
Ну а это я. | |
Вот и вся моя семья! |
На горе мы видим дом, Много зелени кругом, Вот деревья, вот кусты, Вот душистые цветы. Окружает всё забор, За забором — чистый двор. Мы ворота открываем, К дому быстро подбегаем, В дверь стучимся:«Тук–тук– тук!» Кто –то к нам идёт на стук. В гости к другу мы пришли И подарки принесли. | Кистями рук изобразить домик. Волнообразные движения кистями рук. Руками «показать» деревья, кусты. Пальцами «показать» бутон. Пальцами «показать» забор.
Погладить ладонями стол. «Открываем» кистями ворота. Пальцами пробежаться по столу. Постучать кулаком по столу. Ладонь приложить к правому уху, прислушаться. Вытянуть руки вперёд, как будто преподнося что – то. |
«Как у нас семья большая».
Как у нас семья большая Да весёлая. | (ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно) |
Два у лавки стоят, | (загнуть большие пальцы на обеих руках) |
Два учиться хотят, | (загнуть указательные пальцы на обеих руках) |
Два Степана у сметаны объедаются. | (загнуть средние пальцы) |
Две Дашки у кашки питаются. | (загнуть безымянные пальцы) |
Две Ульки в люльке качаются. | (загнуть мизинцы) |
«Кто приехал?»
Кто приехал? Мы, мы, мы. | Хлопать кончиками пальцев. |
Мама, мама, это ты? Да, да, да. | Хлопать кончиками больших и указательных пальцев. |
Папа, папа, это ты? Да, да, да. | Большие и средние пальцы. |
Братец, братец, это ты? Да, да, да. | Большие и безымянные пальцы. |
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да. | Большие пальцы и мизинцы. |
«Гости».
Стала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка - ну, пожалуйста. | Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках. |
«Моя семья».
Знаю я, что у меня | Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой. |
«Я слепил пять караваев».
Я слепил пять караваев И несу домой. | (Растопырить пальцы на обеих руках и помахать ими перед грудью.) |
Этот — папе, | (Указательным пальцем правой руки загнуть мизинец на левой руке.) |
Этот — маме, | (Указательным пальцем правой руки загнуть безымянный палец на левой руке.) |
Этот — деду, | (Указательным пальцем правой руки загнуть средний палец на левой руке.) |
Это — бабе, | (Указательным пальцем правой руки загнуть указательный палец на левой руке.) |
Ну а этот — мой. | (Указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке.) |
ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА.
«Весёлый человечек».
Я – веселый человечек, Я гуляю и пою. Я – веселый человечек, Очень я играть люблю. | Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу. |
Разотру ладошки сильно, | Растирают ладони. |
Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. | Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги. |
Руки я затем помою, | Потирают ладони. |
Пальчик к пальчику сложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. | Складывают пальцы в замок. |
«Дружные пальчики».
Эти пальчики щипают, | Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь). |
Эти пальчики гуляют, | Указательный и средний "идут" по другой руке. |
Эти - любят поболтать, | Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша). |
Эти - тихо подремать, | Безымянный и мизинец прижимаем к ладони. |
А большой с мизинцем братцем | Крутим большим пальцем вокруг мизинца. |
ОСЕНЬ.
«Дождик».
Раз, два, три, четыре, пять, | Удары по столу пальчиками обеих рук: левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца |
Вышел дождик погулять. | Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук |
Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? | Шагают средним и указательным пальцами обеих рук по столу |
Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» | Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу |
Дождь вздохнул тихонько: | Часто и ритмично бьют в ладоши |
- Ох! | Один хлопок |
И ушел. Газон засох. | Ритмичные удары по столу |
«Осень».
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: | (плавные волнообразные движения ладонями) |
Вот дубовый, Вот кленовый, | (загибают по одному пальчику на обеих руках) |
Вот рябиновый резной, Вот с берёзки – золотой, | |
Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. | (спокойно укладывают ладони на стол) |
«Осень, осень».
Осень, осень | Трём ладошки друг о друга |
Приходи! | Зажимаем кулаки по очереди |
Осень, осень | Трём ладошки друг о друга |
Погляди! | Ладони на щёки |
Листья жёлтые кружатся, | Плавное движение ладонями |
Тихо на землю ложатся. | Ладони гладят по коленям |
Солнце нас уже не греет, | Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди |
Ветер дует всё сильнее, | Синхронно наклоняем руки в стороны |
К югу полетели птицы, | «птица» из двух скрещенных рук |
Дождик к нам в окно стучится. | Барабанить пальцами то одной, то другой ладони |
Шапки, куртки надеваем | имитируем |
И ботинки обуваем. | Топаем ногами |
Знаем месяцы: | Ладони стучат по коленям |
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. | Кулак, ребро, ладонь. |
«Осенние листочки».
1, 2, 3, 4, 5, | Дети загибают пальцы, начиная с большого |
Будем листья собирать. | Сжимают и разжимают пальцы. |
Листья берёзы, листья рябины, Листья тополя, листья осины, Листья дуба мы соберём. | Загибают пальцы, начиная с большого |
Маме осенний букет принесём. | «Идут» средним и указательным пальцами |
***
Снова осень наступает. И доследующей весны В птичьих стаях улетают Ласточки, скворцы, грачи, Лебеди и журавли. | Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого. Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого. Касаться стола подушечками пальцев обеих рук, начиная с большого. Загибать пальцы на обеих руках по одному. |
Если листья пожелтели, Дождь холодный моросит, Птицы к югу полетели, Значит, осень к нам спешит. | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев. Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших. Круговые движения кистями, «солнце». «Домик». |
«Поздняя осень».
Солнышко греет уже еле-еле; | Поочерёдно соединяют, начиная с больших пальцы обеих рук (на каждую примету). |
Перелётные птицы на юг улетели; |
|
Голы деревья, пустынны поля, |
|
Река покрывается льдом в ноябре – | Руки сжимают в замок. |
Поздняя осень стоит на дворе. | Разводят руками перед собой. |
ОВОЩИ.
«Овощи».
У Лариски –
Две редиски.
У Алёшки –
Две картошки.
У Серёжки сорванца –
Два зелёных огурца.
А у Вовки –
Две морковки.
Да ещё у Петьки –
Две хвостатых редьки.
«Хозяйка однажды с базара пришла».
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свеклу. Ох! Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка? И свекла? Ох! Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свеклу. Ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, морковка, Горох, петрушка и свекла. Ох! И суп овощной оказался не плох. | «Шагаем» пальчиками. На каждое название загибаем пальчик. Хлопок в ладоши. Сжимаем в кулаки и разжимают пальцы на обеих руках. На каждое название загибаем пальчик. Хлопок в ладоши. Раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки На каждое название загибаем пальчик. Хлопок в ладоши. Накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняют руки На каждое название загибаем пальчик. Хлопок в ладоши. Гладим себя ладошкой по животу. |
«Огород».
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца
Вырос у нас чеснок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка, безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. Указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! Большой палец правой руки
ФРУКТЫ.
«Апельсин».
Мы делили апельсин. | (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) |
Много нас, | (показывают 10 пальцев) |
А он один. | (показывают 1 палец) |
Эта долька – для ежа. Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. | (загибают по одному пальчику на каждую строчку) |
А для волка – кожура. | (бросательные движения правой рукой) |
Он сердит на нас – беда!!! | (сжимают кулаки и прижимают их к груди) |
Разбегайтесь – кто куда!!! | («бегут» пальцами по столу) |
«Друзья – садоводы».
Палец толстый и большой | (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз) |
Указательный с порога | (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем») |
Средний палец самый меткий, | (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы) |
Безымянный подбирает, | (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками) |
А мизинчик-господинчик | (Отгибаем мизинчик) |
«На базаре».
На базар ходили мы, Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины, Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз!
| Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; При этом ладони не соприкасаются. -мизинцы -безымянные -средние -указательные -большие -пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх |
«Компот».
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. | Левую ладошку держат «ковшиком», пальцем правой руки мешают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Опять варят и мешают. |
«Фрукты».
На базар ходили мы, Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины, Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз! | Мизинцы Безымянные Средние Указательные Большие Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх |
«Фруктовая ладошка».
Этот пальчик - апельсин, | Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
|
Он, конечно, не один, | |
Фрукт для вас и для нас. | Показывают ладошками вокруг и на себя. |
«Яблонька».
У дороги яблонька стоит, | Руки сплести над головой, пальцы разжаты. |
На ветке яблочко висит. | Сложить запястья вместе. |
Сильно ветку я потряс, | Руки над головой, движения вперед-назад. |
Вот и яблочко у нас. | Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко. |
В сладко яблочко вопьюсь, | Соединить запястья, ладони развести. |
«Яблочко» (русская народная потешка).
Катилось яблочко по огороду | Сложите руку в кулак и покрутите кулаком. |
И упало прямо в воду – Бульк! | Уроните руку вниз. |
ГРИБЫ.
«Грибы».
Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки. - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог. - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке. - мизинец
***
Топ – топ – пять шагов, | Дети «шагают» пальчиками по столу. | ||
В туесочке пять грибов. | Переплести пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка; показали пять пальцев правой руки. | ||
Мухомор красный – Гриб опасный. А второй – лисичка, Рыжая косичка. Третий гриб – волнушка, Розовое ушко. А четвертый гриб – сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб – белый, Ешь его смело! *** | На каждое двустишие дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. | ||
Я корзину в лес беру, | Указывают на себя, делают ладошки «корзинкой» | ||
Там грибы я соберу. | Разводят ладошки в стороны и снова соединяют. | ||
Удивляется мой друг: | Показывают удивление, поднимая плечи вверх. | ||
«Сколько здесь грибов вокруг!» | Разводят руки в стороны. | ||
Подосиновик, маслёнок, Подберёзовик, опёнок, | Поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки. | ||
Боровик, лисичка, груздь – |
| ||
А мухомор не понесу, Пусть останется в лесу! | Большой палец левой руки оставляют, грозят им. |
ЯГОДЫ.
«За ягодами».
Раз, два, три, четыре, пять, | (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших) | |
В лес идём мы погулять. | (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу) | |
За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём. | (загибают пальчики, начиная с большого) | |
| ||
Ягоды – это крыжовник, | Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая пальцы на другой руке. | |
Клюква, черника, брусника, |
| |
Запомнил ягоды я наконец. | Поднимают плечи, удивляются. | |
Что это значит? |
| |
Я – молодец! | Большой палец вытягивают вперёд. |
***
Здравствуй, полянка большая! Здравствуй, трава – мурава! Здравствуй, ягодка лесная! Ты поспела и вкусна. Мы корзиночку несём – Всю тебя мы соберём. | Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.
|
ДЕРЕВЬЯ.
«Листья».
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: | Плавные, волнообразные движения ладонями. |
Вот дубовый, | Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Вот кленовый, | |
Вот рябиновый резной, | |
Вот с березки – золотой, | |
Вот последний лист с осинки | |
Ветер бросил на тропинку. | Спокойно укладывают ладони на стол. |
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.
«Барашки».
Захотели утром рано Пободаться два барана. Выставив рога свои, Бой затеяли они. Долго так они бодались, | Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. |
Друг за друга все цеплялись. Но к обеду, вдруг устав, Разошлись, рога подняв. | Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки |
«Два козлика».
На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.
Как-то раз к кому-то в гости | Держим кисти горизонтально, сближаем руки. |
А навстречу шёл другой, | На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. |
Два рогатых глупых братца | На слово «бух» - хлопаем в ладоши. |
И с моста в водичку - плюх! | Роняем руки на колени. |
***
Довольна корова своими телятами, | Показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших |
Овечка довольна своими ягнятами, |
|
А я довольна своими ребятами! | Показывают на себя и разводят ладони в стороны. |
«Котята».
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят, | Покачиваем руками, не разъединяя их. |
Сейчас все котята по парам стоят: | Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). |
«Кошки».
1-2-3-4! | Скользящие удары ладонями друг о друга («тарелочки») |
В нашем доме кошки жили. | Поочерёдно выдвигают вперёд то одну руку, то другую («лапки»). |
Кошки с мячиком играли, | Соединяют пальцы рук («мячик»). |
Кошки молоко лакали, | Подносят ладони «блюдечки» к лицу и языком имитируют лакание. |
Кошки коготки точили, Мышек сереньких ловили. | Сжимают и разжимают пальцы. |
«Поросята».
Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, | Мизинцы. |
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. | Безымянные. |
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. | «Фонарики». |
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. | Сжимаем и разжимаем кулачки. |
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, | Средние. |
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. | Указательные. |
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю | Сжимаем и разжимаем кулачки. |
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, | Большие. |
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. | Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь. |
***
Я в деревне отдыхаю, | Руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки. |
Всех зверей домашних знаю: | Разводить и соединять пальцы левой руки. |
Кролик, лошадь и коза, | Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого. |
Кот, корова и свинья. | Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого. |
А еще баран с овцой, Да верный пес - | Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки. |
Помощник мой. | Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака» |
«Коза».
У козы торчат рога, Может забодать она. | (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем) |
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.
«Домашние птицы».
Во дворе стоит забор, За забором птичий двор. | Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук. |
Тут галдеж и суета Начинается с утра: | Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение. |
Кукарекают, гогочут, Громко крякают, болбочут | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими. |
Гуси, утки, индюки, Курицы и петухи. | Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших. |
«Индюк».
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная.
Пальчики обеих рук «идут» по столу.
«Пять утят».
Одна из рук – «мама утка» - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».
Пять утят плывут вперёд, На берегу их мама ждёт, Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад. | Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются). |
Четверо утят плывут... Трое утят плывут... Двое утят плывут... Вот один плывёт вперёд, На берегу его мама ждёт, И сразу пятеро утят Вернулись к мамочке назад. | На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»). |
*** Есть у курицы цыплёнок, | Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца. |
У гусыни есть гусёнок, |
|
У индюшки – индюшонок, |
|
У каждой мамы малыши | Показывают пальчики, играя ими. |
Все красивы, хороши! |
|
ОДЕЖДА.
«Гномики-прачки».
Жили были в домике Маленькие гномики: | (дети сжимают и разжимают кулачки) |
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. | (загибают пальчики, начиная с больших) |
Раз, два, три, четыре, пять, | (разгибают пальчики, начиная с мизинцев) |
Стали гномики стирать: | (трут кулачки друг о друга) |
Токи – рубашки, Пики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки, Мики умница был, Всем водичку носил. | (загибают пальчики, начиная с больших) |
«Зимняя прогулка».
Очень холодно зимой, | Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам |
Но мы пойдем Гулять с тобой | Имитируют ходьбу, высоко поднимая ноги на месте |
Я надену шубку | Проводят ладонями от плеч по груди вниз |
Я надену шапку | Двумя руками поглаживают голову |
Я надену шарфик И еще платок. | Поглаживают шею одной ладонью |
А потом красивые Теплые, пушистые рукавицы Крошки-рукавички На ручки натяну | Поглаживают по очереди руки, как бы надевая |
И хотя я маленький, У меня есть валенки. Вот одену валенки И пойду гулять. | Выставляют по очереди, то одну ногу, то другую |
***
Раз, два, три, четыре, пять - | Последовательно соединяем одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших. |
Будем вещи мы стирать: | Пальцы обеих рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя. |
Платье, брюки и носочки, | Последовательно соединяем пальцы правой руки с большим. |
Юбку, кофточку, платочки, | Последовательно соединяем пальцы левой руки с большим. |
Шарф и шапку не забудем, | Последовательно соединяем пальцы правой руки с большим. |
Их стирать мы тоже будем. | Пальцы обеих рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя. |
«Одежда»
Я надену сапоги, | Показываем на ноги, туловище, голову. |
Курточку и шапку. | |
И на руку каждую | Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток |
Натяну перчатку. | Смена рук |
***
«Перчатка».
Весёлая мышка | Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. |
Гнездо в ней устроив, | Складываем ладоши "ковшом" |
Мышат позвала. | Сгибаем - разгибаем пальцы («зовущий» жест). |
Им корочку хлеба | Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков. |
Погладила всех | Большим пальцем гладим остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). |
И отправила спать. | Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). |
ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.
«Зима».
Ветер холодный Пригнал облака, | Последовательно соединять пальцы правой руки с большим. |
И затянулось все небо с утра. | Последовательно соединять пальцы левой руки с большим. |
Лужи замерзли, Притихла земля, | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими. |
Лег первый снег… Наступила зима! | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими. |
*** Зимой холодной, посмотри, Вновь появились снегири. А сними свиристели К нам в гости прилетели. | Соединять последовательно пальцы обеих рук, начиная с больших. Соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинцев. |
Ветер холодный пригнал облака, И затянулось все небо с утра. Лужи замерзли, притихла земля…. Пошел первый снег, наступила зима! | Последовательно соединять пальцы правой руки с большим. Последовательно соединять пальцы левой руки с большим. Последовательно соединять пальцы правой руки с большим. Последовательно соединять пальцы левой руки с большим. |
***
Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, Очень гладкий И совсем – совсем не сладкий. Раз – подбросим. Два – поймаем. Три – уроним И… сломаем. | Загибают пальчики, начиная с большого. «Лепят», меняя положение ладоней. Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. Грозят пальчиком. Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок. Приседают, ловят воображаемый снежок. Встают, роняют воображаемый снежок. Топают. |
«Кто спит зимой?» | |
Медведь в берлоге крепко спит, | Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. |
Всю зиму до весны сопит. |
|
Только заиньке не спится – | Показывают большой палец, вращая им. |
Убегает от лисицы. |
|
Мелькает он среди кустов, | Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот. |
Напетлял и был таков! |
|
«Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, | (загибают пальчики по одному) |
Мы во двор пришли гулять. | («идут» по столу указательными и средними пальчиками) |
Бабу снежную лепили, | («лепят» комочек двумя ладонями) |
Птичек крошками кормили, | («крошат хлебушек» всеми пальчиками) |
С горки мы потом катались, | (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) |
А ещё в снегу валялись. | (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной) |
Все в снегу домой пришли. | (отряхивают ладошки) |
Съели суп и спать легли. | (движения воображаемой ложкой; руки под щёку) |
***
Мы лепили снежный ком, Ушки сделали потом. Вместо глаз – Угольки нашлись для нас. Кролик вышел как живой: И с хвостом, и с головой. За усы не тяни – Из соломинки они. Длинные, блестящие, Точно настоящие. *** | Имитация лепки комочка. Указательным и большим пальцем делаем прищепы. Щепоть из пальчиков – угольки.
Имитация поглаживания кролика, Указательные пальчики «трепещут». Имитация движения: щепотью тянем усики. |
Падают первые с неба снежинки, Легкие – легкие, словно пушинки, Медленно, плавно на землю ложаться, Белым ковром под ногами искрятся. | Поднятые вверх руки медленно опустить вниз, совершая легкие колебательные движения пальцами. Соединить последовательно пальцы обеих рук, начиная с большого. Соединённые вместе пальцы обеих рук поворачивать то вверх, то вниз. Положить ладони на стол, пальцы широко развести в стороны; легко барабанить пальцами по столу. |
«Мастера».
Если только захотим, Хлопки в ладоши.
Все из снега смастерим.
Лепит Коля колобок, Имитация лепки колобка.
Лепит Таня теремок, Соединить руки над головой.
Лепит Света разных рыб, Соединить ладони и делать ими движения
вправо-влево.
Лепит Саша белый гриб. Одну руку сжать в кулак, второй рукой накрыть
ее как шапочкой.
***
Что зимой мы любим делать? | Разводят ладони в стороны, указывают на себя. |
В снежки играть, на лыжах бегать, | Сжимая и разжимая ладошки, имитируют бросание снежков вперёд; сжимают кулачки обеих рук, как будто взяли лыжные палки в руки и имитируют езду на лыжах. |
На коньках по льду кататься, | Ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочередные движения вперёд-назад то правой, то левой рукой. |
Вниз с горы на санках мчаться. | Волнообразные движения ладонями вверх-вниз перед собой. |
НОВЫЙ ГОД.
«Ёлочка».
Перед нами ёлочка | (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки») |
Шишечки, иголочки. | (кулачки; указательные пальчики выставлены) |
Шарики, фонарики, | («шарики» из пальцев вверх, вниз) |
Зайчики и свечки, | («ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты |
Звёзды, человечки. | (ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе) |
«Ёлка».
Раз, два, три, четыре, пять - | Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших |
Будем ёлку украшать: | Переплести пальцы рук, показать «ёлку». |
Бусы, шарики, игрушки, | Загибать пальцы обеих рук. |
Дождик, звонкие хлопушки. | |
Миллион на ней огней - | Пальцы сложить в щепоть, выпрямить пальцы, затем снова сложить в щепоть. |
Можно приглашать гостей. | Хлопнуть в ладоши, затем вытянуть руки вперед ладонями вверх. |
«На ёлке».
Мы на ёлке веселились, | (ритмичные хлопки в ладоши) |
И плясали и резвились. | (ритмичные удары кулачками) |
После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнёс. | (дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу) |
Дал большущие пакеты, | («рисуют» руками большой круг) |
В них же – вкусные предметы: | (ритмичные хлопки в ладоши) |
Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, Яблоко, один Золотистый мандарин. | (загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого) |
***
Ждали праздника мы долго. Наконец пришла зима. Наконец пришла зима В гости ёлку привела. К ёлке все мы подошли, Хороводы завели. Покружились, поплясали, Даже чуточку устали. Дед Мороз скорей приди, Нам подарки принеси. | Трём ладошку о ладошку. Сжать кулаки, прижать их друг к другу. Пальцы «идут» по столу, по коленкам. Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются Круговые движения кистями рук. Кисти рук опустить, расслабить. Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.
|
«Подарки».
Дед Мороз принёс подарки: | (шагают пальчиками по столу) |
Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка И пушистого щенка! | (на каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке) |
***
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
ВРЕМЕНА ГОДА.
Круглый год | |
Круглый год, круглый год! | Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем. |
За зимой весна идёт, | Поочерёдно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). |
А за весною следом |
|
Торопится к нам лето. |
|
И у кого не спросим – |
|
Идёт за летом осень. |
|
И за осенью сама |
|
Вновь идёт, спешит зима. | Повторяют другой рукой. |
ДНИ НЕДЕЛИ.
«Дни недели».
Изучаем дни недели | - хлопаем в ладоши |
Их известно ровно семь | - демонстрируем 5 пальчиков одной руки, и 2 другой |
Пять рабочих, два других | - 5 пальцев одной руки сжимаем-разжимаем, затем 2 пальца другой руки |
Начинаем называть - | - пальцы обоих рук разгибаются и загибаются |
Станем пальцы загибать: | - пальчики обеих рук в кулачках |
Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница. | - на каждый день недели, разгибаем пальцы одной руки |
Суббота, Воскресенье Дни для отдыха веселья. | - разгибаем 2 пальца другой руки |
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.
«Белочка».
Сидит белка на тележке, Заиньке усатому. | (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) |
«Дикие животные» | |
Это зайчонок, это бельчонок, | Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. |
Это лисёнок, это волчонок, |
|
А это спешит, ковыляет спросонок | Вращают большим пальцем. |
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. |
|
«Есть у каждого свой дом»».
У лисы в лесу глухом Есть нора – надежный дом. | Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному на каждое двустишие. |
Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. | |
Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. | |
Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. | |
Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. | |
Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. | Удары ладонями и кулачками поочередно. |
«Зайцы». Десять серых зайцев | Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. |
«Бах» - выстрелил охотник, | Хлопаем в ладоши. |
И десять серых зайцев | Бежим пальчиками по столу или коленям. |
«Кого встретили в лесу?»
Раз, два, три, четыре, пять. | «Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук. |
Там живет лиса. | Рукой показать хвост за спиной. |
Там живет олень. | Пальцы рук разведены в стороны. |
Там живет барсук. | Кулачки прижать к подбородку. |
Там живет медведь. | Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя. |
ПТИЦЫ.
«Дрозд-дроздок».
Дружок ты мой, дрозд, | (машут сложенными ладонями, как крыльями) |
В крапинку хвост, Носик – остренький, Бочок – пёстренький, Перья – тонкие, Песни – звонкие. | (загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого) |
Весной распеваются, Зимой забываются. | (машут сложенными ладонями, как крыльями) |
«Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. | Сжимают и разжимают кулачки. |
Две синицы, воробей, | На каждое название птицы загибают пальчики. |
Шесть щеглов и голубей, | |
Дятел в пестрых перышках. | |
Всем хватило зернышек. | Сжимают и разжимают кулачки |
***
Мы распахнём пошире дверь И выпустим на волю голубей. И, крыльями взмахнув легко, Они взлетают высоко. Вернувшись из полёта, Воркуют друзья: Жить без свободы птицам нельзя! | Руки скрестить на груди, потом резко развести их в стороны, ладонями вверх. Махи руками – имитация полёта голубей. Выполняют «птичку»: ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими. |
«Перелётные птицы». | |
Тили-тили, тили-тили – | Скрещивают большие пальцы, машут ладошками. |
С юга птицы прилетели! |
|
Прилетел к нам скворушка – | Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. |
Серенькое пёрышко. |
|
Жаворонок, соловей |
|
Все вернулись, прилетели, | Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. |
Песни звонкие запели! | Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют» |
***
Прилетайте, птички! Сала дам синичке. Приготовлю крошки Хлебушка немножко. Эти крошки – голубям, Эти крошки – воробьям. Галки да вороны, Ешьте макароны! | «Зовущие» движения пальцев 4раза - «режущие» движения одной ладони по другой Пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью То же – левой рукой Тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны» | ||
*** Пять воробьёв на заборе сидели, Один улетел, а другие запели. И пели, пока не сморила усталость, Один улетел, а четверо осталось. Сидели вчетвером и немного устали, Один улетел, а трое остались. Сидели втроём и немного устали, Один улетел, а двое остались. Сидели вдвоём и снова скучали Один улетел и остался один. Один посидел, да и взял улетел. | Показать пять пальцев, а затем загибать их по одному. |
«Птички».
Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. | (Загибают пальцы на обеих руках.) |
Эта птичка – злой орлан. | (Машут сложенными накрест ладонями.) |
Птички, птички, по домам. | (Машут обеими руками, как крыльями.) |
***
Птицы в небе тают, тают –
Птицы к югу улетают,
Все растаяли вдали:
Аист, цапли, журавли,
Лебедь, утки, соловьи,
Ласточки, грачи, скворец.
Кто запомнил – молодец!
«Синий чиж» (русская народная потешка).
По дубочку постучишь | Стучим кулачком по столу. |
Прилетает синий чиж. | Машем «крыльями». |
У чижа, у чиженьки Хохолочек рыженький. | Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные движения, пёрышки на хохолке «развеваются». |
А на лапке маленькой Сапожочек аленький. | Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку. |
Чиж под солнышком летал И головкою кивал. | Машем «крыльями», киваем головой. |
«Тетери» (русская народная потешка).
Как на нашем на лугу | Разводим руки в стороны, изображая простор. |
Стоит чашка творогу. | Ладони вместе – горстью. |
Прилетели две тетери, | Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину. |
Наклевались, улетели. | Указательный и средний палец – клювы – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь. |
«Шла кукушка».
Шла кукушка мимо рынка, | (Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.) |
У неё была корзинка, | (Ладони соединяются «ковшом» – корзинка.) |
А корзинка на пол - бух! | (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.) |
Полетело десять (девять, восемь) мух! | (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.) |
«Червячки».
Раз, два, три, четыре, пять, | Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), |
Раз, два, три, четыре, пять, | Идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). |
Вдруг ворона подбегает, | Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз. |
Каркает: «Вот и обед!» | Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх. Сжимаем кулачки, прижимая их к груди |
НАСЕКОМЫЕ.
«Божьи коровки».
Божья коровка - (дети машут руками)
Черная головка. (за голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят)
*** | |
Дружно пальчики считаем – | Сжимают и разжимают пальцы. |
Насекомых называем. |
|
Бабочка, кузнечик, муха, | Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого. |
Это жук с зелёным брюхом. |
|
Это кто же тут звенит? | Вращают мизинцем. |
Ой, сюда комар летит! |
|
Прячьтесь! | Прячут руки за спину. |
«Насекомые».
Раз, два, три, четыре, пять - | Сжимать - разжимать пальцы в кулак. |
Насекомых надо знать: | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими. |
Муха, бабочка, пчела, Муравей, комар, оса, Шмель, кузнечик и сверчок… | Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки. |
И у каждого шесть ног! | Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев. |
«Гусеница».
Гусеница, гусеница, | Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. |
Бабочкина дочка, | «Ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки |
По травинкам ползает, | То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке» |
Кушает листочки: | И по другой стороне обратно. |
Ам! Ам! Ам! Ам! | При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. |
Поела – | Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются |
Спать захотела. | Одна рука сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко. |
Проснулась – | Постепенно расправляем ладони… |
Бабочкой обернулась! | Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони – крылья бабочки. |
Полетела, Полетела, Полетела! | Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены). Постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль. |
«Паучок».
Паучок ходил по ветке, | Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. |
Дождик с неба вдруг полил, | Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям. |
Солнце стало пригревать, | Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) |
А за ним ползут все детки, | Действия аналогичны первоначальным |
«Пчёлки».
Домик маленький на ёлке, | Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" |
Дом для пчёл, а где же пчёлки? | Дети заглядывают в "улей". |
Надо в дом постучать, | Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки. |
Я стучу, стучу по ёлке, | Разводим руками |
Стали вдруг вылетать: | Растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают). |
«Пчела».
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали, От усталости упали. | Машут ладошками. На каждое название насекомого загибают пальчик. Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам. Роняют ладони на стол. |
«Муха строит дом» (русская народная потешка).
Ох, ох, что за гром? | Ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону. |
Муха строит новый дом. | Изображаем ладонями крышу. |
Молоток: стук – стук, | Изображаем рукой движения молотком. |
Помогать идёт петух. | Двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух – важно, вразвалочку. |
«Жук, жук» (русская народная потешка).
Жук, жук не жужжи! | Изображаем жука с длинными усиками. |
Где ты прячешься, скажи! | Разводим руками в стороны и пожимаем плечами. |
Мой дом под кустом, | Изображаем ладонями крышу. |
Под берёзовым листом! | Опять одной рукой изображаем жука, а второй – листик, под который и залетает жук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.
1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.
Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики....
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...
Комплекс пальчиковой гимнастики для малышей. Пальчиковая гимнастика
Учимся играя. Пособия для умных родителей....
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...