«Сюжетные физкультурные занятия в детском саду, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста»
проект по физкультуре
Проект "Сюжетные физкультурные занятия в детском саду, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt1.docx | 62.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Сюжетные физкультурные занятия в детском саду, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста»
Вид проекта: сюжетно-игровой
Направленность проекта: взаимосвязь физического и социально-личностного развития.
Время действия проекта: краткосрочный
Проект реализовывается с детьми старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты: повышение двигательной активности детей вне физкультурных занятий; повышение интереса к занятиям физической культуры; развитие двигательного творчества (имитация движений).
Новизна проекта: создание действенной модели работы с детьми и родителями по теме: «Сюжетные физкультурные занятия»
Практическая значимость: проект может быть использован воспитателями и инструкторами по физической культуре. На основе данного проекта можно построить другие кратковременные модели
Цель проекта: повысить интерес дошкольников к занятиям по физической культуре посредством сюжетных физкультурных занятий.
Задачи проекта:
1.Формировать потребность в двигательной активности детей.
2. Развивать воображение, самостоятельность, артистизм; положительные ощущения от двигательных действий, жажду движения.
3.Совершенствовать физические качества: ловкость, координацию движений, выносливость, скорость.
4. Воспитывать культуру здорового образа жизни, интерес к физической активности.
5. Привлечь родителей к проблеме гиподинамии физического развития старших дошкольников.
Актуальность проекта: Дошкольник-это человек будущего. А именно к этим людям предъявляются совсем другие требования. Этот человек должен быть творчески и физически активной личностью, вести здоровый образ жизни, быть генератором новых идей и членом команды, при достижении общей цели. Такие качества развиваются не за один день. Удачным средством, которое настраивает детей работать в команде для достижения общей цели, развивает воображение и делает физические нагрузки более привлекательными, стали сюжетные физкультурные занятия. Такие занятия способствуют развитию у детей дошкольного возраста интерес к двигательной деятельности. Движения, связанные с каким-либо сюжетом ,увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений ,которые очень любят дошкольники. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольников, стимулируют двигательную активность детей.
Этапы работы:
1 этап: подготовительный
Цель работы на первом этапе: подготовить все ресурсы к реализации проекта
Методы и приемы: интервьюирование, анкетирование, изучение литературы, использование интернет – ресурсов
Действия:
-проанализировала литературу по данной теме;
- изучила методику проведения сюжетных физкультурных занятий;
Разработала:
-серию сюжетных физкультурных занятий;
-тематические комплексы обще - развивающих упражнений;
Создала картотеку сюжетных подвижных игр.
Провела :
- анализ двигательной активности старших дошкольников в детском саду;
-анкетирование родителей.
В итоге анализа ситуации было выяснено следующее у детей снижена двигательная активность и интерес к двигательному подвижному отдыху, т.к. много современных раздражителей(компьютер, приставки, телевизор) у родителей нет времени заниматься детьми и быть примером активного образа жизни.
Вопросы для анкетирования родителей.
Какой вид отдыха вы предпочитаете?
А – активный (лыжи, велосипед, походы и т.п.);
Б – пассивный (поспать, посмотреть телевизор, поиграть на компьютере и т.п.)
Как ваш ребёнок обычно проводит своё свободное время вне детского сада?
А - играет на улице с друзьями
Б - дома у компьютера, телевизора и т.п.
Какие игры любит ли ваш ребёнок?
А - подвижные игры
Б - предпочитает спокойные и интеллектуальные игры
Насколько вы заинтересованы в физическом развитии вашего ребёнка?
А - очень заинтересован и мне нужна дополнительная информация по этому вопросу
Б - заинтересован, но мне некогда этим заниматься
В - это дело детского сада.
Результаты анкетирования родителей
В анкетировании приняли участие родители воспитанников из старшей и подготовительных групп. В опросе согласились принять участие 110 родителей-это составляет 65% от общего результата.
Вопросы для анализа физической активности дошкольников
- С удовольствием ходит на физкультурные занятия: Да – Нет - Не всегда
- Быстро понимает поставленную задачу: ДА – Нет - НЕ всегда
- Развита мышечная память: ДА-НЕТ-НЕ СОВСЕМ
- Точен в выполнении движений: ДА – НЕТ - Не всегда
- Всегда качественно выполняет разные виды движений: ДА – НЕТ – НЕ всегда
- Инициативен в подвижных играх разного вида: ДА – НЕТ – НЕ всегда
Результаты диагностирования детей
В итоге моего анализа выяснено следующее: дети по своей природе активны и у них есть желание двигаться, но не все ещё для себя раскрыли прелесть движения и возможности своего тела. Одной из проблем конечно является пассивный образ жизни современного родителя. Значит вся нагрузка ложится на детский сад.
2 этап: Основной
Цель работы на втором этапе: реализация проекта.
Методы и приёмы: групповые занятия с детьми; тематические беседы, разучивание новых сюжетных подвижных игр, новых тематических считалок ; консультации для родителей; домашние задания для детей и для семей воспитанников.
Действия на этом этапе велись в двух направлениях
- Просвещение взрослых: родителей и воспитателей групп.
- Активная работа с детьми.
Организовывала и провела:
-ООД по предварительно разработанному тематическому плану
- консультации для воспитателей и родителей на тему: « Сюжетные физкультурные занятия в детском саду, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей дошкольного возраста».
Для развития воображения и фантазии
Разучила:
- новые сюжетные подвижные игры: игры - имитации и игры с готовым сюжетом;
- новые тематические считалки.
Давала домашние задания для детей (найти картинку по теме и рассказать о ней или узнать о персонаже всё и прийти и «спародировать его действия»).
Пробовала использовать метод моделирования для тренировки понимания поставленной задачи.
Перспективный план сюжетных физкультурных занятий
Месяц | Возраст | Тема | Программные задачи | Оборудование |
октябрь | 5-6лет | «Мы спортсмены» | Упражнять в прыжках в длину с места, с активным взмахом руками вперед и с отталкиванием обеими ногами, закреплять умение катать обруч , не теряя его; совершенствовать навыки ходьбы и бега | Веревки(2шт)- длина 2 метра, ширина 30см, обручи по кол-ву детей, мяч |
«Туристы» | Упражнять в выполнении действия по сигналу инструктора; упражнять в ползании по-пластунски, закреплять навыки сохранения равновесия, совершенствовать двигательные умения и навыки | Кегли(2шт),2 больших обруча, гимнастические скамейки(2шт) | ||
6-7лет | «Я расту здоровым» | Упражнять в ползании на животе под веревкой; закреплять навыки сохранения равновесия при ходьбе на носках между предметами, совершенствовать умение подбрасывать и ловить мяч, не приживая его к груди | Мячи (диаметр 20см) по кол-ву детей, кегли(12 шт. ), веревка, стойки | |
«На арене цирка» | Упражнять в выполнении упражнений с обручами в движении, закреплять умение сохранять равновесие при лазании в обруч сверху вниз в беге, совершенствовать умение прыгать из обруча в обруч | Обручи (диаметр 40 см)-по кол-ву детей ,кегли(2шт)для ориентира | ||
ноябрь | 5-6 лет | «Путешествие на поезде» | Упражнять в ползании на животе под веревкой, закреплять навыки сохранения равновесия при ходьбе на носках между предметами, совершенствовать умение подбрасывать и ловить мяч, не прижимая его к груди | Мячи (диаметр 20см) по кол-ву детей, кегли(12 шт. ), веревка, стойки(2шт), пенечки(6шт) |
« В страну мяча» | Упражнять в броске с широким замахом; закреплять навыки ползания различными способами; совершенствовать навыки катания обруча, развивать фантазию | Наклонная доска, дуги (3шт), мячи по кол-ву детей, мишень для горизонтального метания, стойки (2шт), веревка, гимнастическая скамейка. | ||
6-7лет | «Цирк» | Упражнять в сохранении равновесия и осанки при ходьбе по канату, в подлезании, совершенствовать навыки владения мячом, развивать ловкость, бег в разных направлениях | Канат, мешочки с песком, ленточки, обручи (2шт), мячи малого размера (по кол-ву детей) | |
«Заколдованный остров» | Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе в полуприседе, закреплять навыки выполнения упражнений с гимнастическими палками, прыжки через канат, справа - слева, совершенствовать умение подбрасывать и ловить мяч | Гимнастические палки по кол-ву детей, канат, мячи (по кол-ву детей),гимнастические скамейки(2шт) | ||
декабрь | 5-6лет | «Путешествие в зимний лес» | упражнять в различных видах ходьбы и бега, в равновесии, прыжках с продвижением вперед, в ползании; воспитывать интерес к физической культуре через сюжет в образовательной деятельности, соблюдать правила игры. | гимнастические палки, обручи, тоннели, снежки по кол-ву детей |
«В гости к снеговику» | Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе между предметами, закреплять прыжки из обруча в обруч на двух ногах, совершенствовать ловкость при метании ,развивать фантазию | Кегли(6шт),обручи(4шт),наклонные доски(2шт),мешочки с песком, мяч | ||
6-7лет | «В царство Снежной королевы» | Совершенствовать разные виды ходьбы и бега, упражнять в прыжках боком, через гимнастические палки, в ходьбе по обручам, ползании по тоннелям
| гимнастические палки, обручи, тоннели, снежки по кол-ву детей | |
«Маски из сказки» | Упражнять в ползании на животе, подтягиваясь руками, в метании мяча в цель, в прыжках на одной ноге боком, в ходьбе по канату; развивать фантазию, четкость и выразительность действий. | Скамейка(2шт), мячи по кол-ву детей, стойки(2 шт.), веревка, канат, обручи(12шт) |
3 этап: Заключительный
Цель работы на третьем этапе: поддержка детской инициативы, применение полученных знаний в жизни, обобщение наработанного материала по теме.
Действия
1.Провести развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Сказочная эстафета»
2. Выступить с презентацией по заданной теме в коллективе.
3. Распространить картотеку подвижных сюжетных игр среди воспитателей ДОУ.
Характеристика понятия «сюжетные физкультурные занятия»
«Сюжетные занятия» — одна из организационных форм проведения занятий по физкультуре, способствующая воспитанию у детей дошкольного возраста интереса к процессу выполнения физических упражнений и основных видов движений.
Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач:
- закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме;
- развивать психические способности и эмоциональную сферу;
- развивать музыкально-ритмические способности детей;
- воспитывать интерес и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
- воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию;
- способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.
Структура сюжетных физкультурных занятий
Планируя сюжетные занятия следует учитывать следующие факторы:
Сюжетно-образные физкультурные занятия. Цель: через знакомый подражательный образ привлечь детей к выполнению разнообразных движений, приобретение разнообразных двигательных навыков. (На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях).
Сюжетно-игровые физкультурные занятия. Цель: учить детей ставить перед собой задачу и решать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.
Сюжетно-тематические физкультурные занятия. Цель: учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей творчество, фантазию и воображение
Конспекты сюжетных занятий направлены на решение следующих задач:
- укрепление здоровья детей;
- повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;
- гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки;
- совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;
- развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
- развитие музыкально-ритмических способностей, подражательных движений;
- воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
- формирование привычки к здоровому образу жизни.
Методические рекомендации по проведению сюжетно — игровых физкультурных занятий.
При руководстве двигательной деятельностью педагогу необходимо развивать личные интересы и инициативу детей.
Следует вызвать ребёнка на самостоятельное выполнение движений, не следует злоупотреблять готовыми образцами.
При выполнении двигательного задания в сюжетной форме детям полезно быть хозяевами положения.
Во время занятий важно выдерживать правильный ритм, т.к. для дошкольника потеря в движении, может привести к потере здоровья.
Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность ребенка.
Очень важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, в процессе выполнения движений, развивать воображение освоения двигательных действий.
Использовать варианты сочетания нескольких видов движений для расширения двигательного опыта детей.
В процессе выполнения действий оценивать каждого ребёнка. Использовать разные виды сюжетных физкультурных занятий (по литературным произведениям, с одним сюжетом, с одним образом, сюжетные занятия, сочетающие экологическую направленность).
Использовать в работе занятия в сюжетной форме, ролевые игры.
Включать в занятия приемы с воображаемой ситуацией для усиления инициативы и успешности действий.
Методика проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Для детей ведущей деятельностью является выполнение игровых действии. В первую очередь это действие с предметами, в которых дети пытаются воспроизвести наблюдаемый ими способ употребления предмета. Дети принимают на себя роль, осваиваются в воображаемой ситуации, но не обыгрывают эти предметы. Основное условие их игры – многократное повторение одних и тех же действий. Дети в течение длительного времени могут повторять действия, не стремясь к результату, их привлекает само действие, способ его выполнения
Роль и воображаемая ситуация у дошкольников служат как бы фоном для развертывания предметной игры. Воображаемая ситуация помогает сделать интересными для ребенка двигательные задания: он не просто поднимает руки вверх, размахивает флажком, не просто идет по прямой, а шагает по тропинке, везет машину по дороге, переходит через ручей по мостику, идет по кочкам, прыгает как зайчик, ходит на четвереньках, как мишка. Каждый ребенок, выполняя задание воспитателя рядом с другими, реализует при этом свои возможности.
На основе подражания ребенок в ходе ролевой игры идентифицирует себя с персонажами, старается не только воспроизвести их действия, но и отобразить воображаемую ситуацию, исполнить роль. Ролевое поведение детей, если оно связано с большой двигательной активностью и выполнением разнообразных движений, может быть использовано на занятиях по физической культуре. Дети в роли зайчишек учатся прыгать, в роли физкультурников - осваивают упражнение с палкой, в роли почтальонов - ездят на велосипедах, развозя корреспонденцию.
Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа инструктора, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. В разновозрастной группе применяются разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности.
Эффективным приемом является описание воображаемой ситуации, в которой хорошо известный и любимый детьми герой (это может быть и персонаж знакомой им сказки, например, «Колобок») попадает в трудное или опасное положение, а дети могут выступать в роли помощника или защитника. Действуя в воображаемой ситуации, дети спешат на помощь любимому герою. Они стремятся выручить его из беды, преодолевая возникающие на пути трудности и препятствия. Бегут как будто бы по узкому мостику, перешагивают через «камешки», «лужи», идут по «кочкам», перешагивают «ручей», имитируя соответствующие движения, выбирая способ их выполнения в зависимости от предложенных условий. Успешность действий приносит детям радость и удовлетворение. Воображаемая ситуация в этом случае является обязательным фоном для развертывания действий. В отсутствии ее многократное выполнение их теряет смысл.
Выражая сочувствие игровым персонажам, оказываются перед необходимостью освоить различные движения, на деле узнают их целесообразность, а также по своей инициативе и желанию проявляют реальные физические и морально-волевые качества.
В другой ситуации инструктор, пробуждая у дошкольников сочувствие к персонажам, может предложить им не только выручить или спасти полюбившихся героев, но и просто порадовать их совместными играми. Так, дети идут в гости к игрушкам, чтобы позаниматься с ними и поиграть в веселые игры, которые им очень нравятся. На первых порах воспитатель сообщает детям развитие сюжета постепенно: «Пойдем к кукле, а теперь поиграем с куклой в догонялки».
Персонажи могут нуждаться в уходе и присмотре. Воспитатель предлагает поухаживать за маленькими беспомощными цыплятами и поучить их, прийти на помощь заболевшим зверям..
Интерес детей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им в яркой образной форме и связанная с необычными условиями, в которых они должны действовать. Например, приключения во время «путешествия» по реке. Эти условия побуждают детей находить новые для них характеристики движений. Принимая игровые обстоятельства, предложенные воспитателем, дети выполняют плавные, замедленные движения как будто бы во время качки на корабле, имитируют лазанье по корабельным снастям.
Развивая воображение детей, инструктор предлагает по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь. Так, гимнастические палки в руках детей превращаются то в «лошадок», то в «ветви и коряги» дремучего леса, из них дети строят лодки и даже «корабль».
Часть занятий посвящается путешествиям по временам года, в них отражаются природные изменения, трудовая и спортивная деятельность людей. Сюжеты занятий близки детям, их впечатлениям и переживаниям, содержат материал по ознакомлению с окружающим (например, «Вспомним лето», «На солнечной полянке», «Почтальоны» и другое). Также путешествия и прогулки проводятся в среднем и медленном темпе и включают определенные игровые упражнения с целью совершенствования необходимых движений.
При обучении движениям можно использовать и ролевое поведение детей. Если детям доступно выполнение роли и они могут принять ее на себя, повторяя при этом разнообразные действия, стремясь к точности, правильности, последовательности их в соответствии со взятой на себя ролью, то дети, владеющие лишь игровыми действиями, справляются только с элементарными ролевыми задачами. Они прыгают, как воробышки, бегают по дорожкам, мажут крылышками, как цыплята.
В условиях, заданных воображаемой игровой ситуацией, определённых ролевым заданием, дети могут самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, более выразительно исполняют имитационные упражнения, по ходу игры находят их варианты.
Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Это является одной из причин широкого распространения в практике ДОУ сюжетных физкультурных занятий по литературным произведениям. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или, наоборот, беспомощность, скованность. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Занятие проходит увлекательно, и время пролетает незаметно.
Для детей целесообразно заготовить символы для обозначения ролей, которые помогают им быстро и легко войти в роль. Это могут быть простые картинки, кусочки пуха или меха, ватные шарики для «цыплят» и «мышат». Перевоплощение в образ может происходить и с помощью кусочка серебристой гирлянды. Воспитатель кладёт его на голову ребёнка или просто дотрагивается им до волос. Этого достаточно, чтобы новоиспечённый «воробышек» уверенно взлетел. На занятиях предлагается использовать также символы места и пространства. Например, панно «Лес», «Лужок».
Разные роли для детей - это и разные двигательные задачи. Например, дети - «мышки» - выглядывают из норок, ходят мелким шагом, дети - «котята» - выгибают спинку, ловят свой хвостик, играют с клубком, пока «мышки», испугавшись, наблюдают за ними.
Постоянный контакт педагога с детьми, непосредственное его участие в занятии, проявляемый им интерес, помощь, эмоциональный дружеский тон активизирует детей.
Познавательное развитие дошкольников оценивается ненавязчиво, в игре. Так, на занятии «Прогулка в осенний лес» дети знают, что белка делает запасы на зиму (орехи, грибы), что у неё не одна кладовая, а несколько. На занятиях «Мишке холодно в лесу», «Пришла весна, разбудим мишку ото сна» дети узнают, что медведь – лесной зверь. Он осенью ложится спать в берлогу до весны.
Разнообразие на занятии стандартного и нестандартного оборудования, шапочек, наличие и использование природного материала способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности детей. Немаловажную роль играет музыка. Так, во время игры «Солнышко и дождик» дети убегают, услышав шум дождя (грамм запись), и выходят погулять, когда поют птички.
Очень интересно проходят сюжетные занятия на свежем воздухе в разное время года. Эти занятия более эффективны. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность, способствуют развитию знаний о природе. Это такие занятия, как «Мы покормим птиц зимой», «Поможем коту Леопольду». Они оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогают укреплению воли, развивают смелость, самостоятельность..
При проведении физкультурных занятий инструктор постоянно помнит о том, что нельзя нарушать ход игры. Наблюдение за качеством выполнения движений, оценка деятельности детей – всё это проводится через роль, от лица игрового персонажа, через воображаемую ситуацию. Воспитатель и дети играют вместе. Поглощённость игрой помогает увидеть в черте, проведённой мелом, настоящее препятствие, в гимнастической скамейке - большой пригорок, за который можно спрятаться от злого волка.
Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.
Таким образом, сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, способствуют развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов.
Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.
Литература
Список используемой литературы
1. Адашкевич Э.И. Баскетбол для дошкольников. – М.: «Просвещение», 1983. - 130 с., ил.
2. Андерсон В.А., Вике JI.A., Жбанва А.С. «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» М., 1991
3. Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М.: «Просвещение». 1968. -215 с., ил.
4. Аракелян О.Г., Карманова JI.B. Ежедневные физические упражнения в старшей группе детского сада. - Армянская ССР, 1980. - 145 с., ил.
5. Беззубцева Г. В., Ермошина A.M. «О дружбе со спортом» М., 2003.
6. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г. П. «Общеразвивающие упражнения в детском саду» М., 1990
7. Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. - М.: «Просвещение», 1983.- 174 с, ил.
8. Веселая З.А. Игра принимает всех. - Минск: «Польмя», 1985. - 58 с., ил.
9. Викулов А.Д., Бутин И.М. «Развитие физических способностей детей» Ярославль, 1996 г.
10. Волошина JI.H, «Воспитание двигательной культуры дошкольников» М, 2005
11. Волошина JI.H. «Игровые занятия» // Дошкольное воспитание 2007 г. № 5.
12. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Занятия физической культурой в ДОУ» М., 2005
13. Гусева Т.А. «Вырастайка.» Гармоническая, спортивная, игровая гимнастика. Тобольск., 2004
14. Дошкольная педагогика // В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина - М.: «Просвещение», 1986.- 415 с.
15. Дошкольная педагогика. / под ред. В.И. Логиновой – М., 1988
16. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение. – М.: «Просвещение», 2005
17. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. «Медицина», 1976,- 102 с.
18. Кенеман А.В., Хухалева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: «Просвещение», 1985. - 271 с.
19. Кожухова Н.Н. Рыжкова Л А «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М., 2003
20. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.И. «Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении» – М., 2003
21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2000.- 416 с.
22. Лайзане С.П. Физическая культура для малышей. – М.: «ФиС», 1968. - 118 с., ил.
23. Лескова Г.П., Ноткина Н.А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей. – М.: «ФиС», 1983. - 120 с.
24. Литус А.Ю. «Беби – гимнастика» – М., 2005
25. Мушкова Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. – «Медицина», 1974. - 76 с., ил.
26. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: «ВЛАДОС», 2005. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
27. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: «Просвещение», 1978.-287 с.
28. ОсокинаТ.И. «Физическая культура в детском саду» – М., 1990 г.
29. Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет» М, 2001
30. Полтавцева Н.В. «Физическая культура в дошкольном детстве» –М., 2006
31. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. –М.: Мозайка-Синтез, 2000. - 256 с.
32. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М: Академия, 2001.-368 с.
33. Фонарева М.И. Развитие движений ребенка-дошкольника. – М.: «Просвещение», 1971.
34. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 1998.- 192 с.
35. Шишкина В.А. Движение+движения. – М.: «Просвещение», 1992. - 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природоведческая литература как средство развития интереса к живой природе у детей старшего дошкольного возраста
Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII в. журнал Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явлениях и даже с...
Консультация для воспитателей «Развитие интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр»
Консультация для воспитателей старшего дошкольбного возраста по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр...
Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
в стать описаны формы и методы работы с дошкольнками по развитю предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений классической музыки....
Методическая разработка на тему: Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством русских художников-пейзажистов
Конспекты занятий и анализ своей работы....
Конспект НОД по физическому развитию с использованием кинезиологических упражнений для детей старшего дошкольного возраста . Тема: «Мы дружные ребята!»
Цель: создать положительный эмоциональный настрой, снизить психоэмоциональное напряжение, развивать меж полушарное взаимодействие, слуховое восприятие.Задачи:Оздоровительные: Формировать потребности д...
«Использование музыки на физкультурном занятии как средство развития ритмичности и координации движений у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: демонстрация использования музыкального сопровождения в водной части занятия из личного опыта работы.Задачи: роль музыки в формировании двигательных навыков и умений....