"Физкультурное занятие в ДОУ"
консультация по физкультуре

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурные занятия в детском саду - основная форма организованного систематического обучения  умениям и навыкам дошкольников посредством физических упражнений

Цель и задачи физкультурных занятий в ДОО

  • формировать двигательные умения и навыки
  • развивать физические качества
  • удовлетворять естественную потребность в движении
  • обеспечивать развитие и тренировку всех систем  и функций организма, через специально организованные оптимальные нагрузки
  • дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них
  • создать условия для разностороннего развития детей

 Характерными чертами физкультурного занятия являются

- дидактическая направленность

- руководящая роль воспитателя

- строгая регламентация деятельности детей

- структурированность

- дозирование физической нагрузки

- постоянный состав занимающихся

Значение физкультурных занятий

Физкультурные занятия

  • способствуют формированию правильных двигательных умений и навыков, двигательного опыта
  • позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий
  • позволяют формировать и развивать навыки самоорганизации
  • способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности
  • развивают речь
  • развивают у детей оценочные суждения
  • несут оздоровительную направленность
  • обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности
  • позволяют дозировать физиологическую нагрузку постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма
  • способствуют развитию психических процессов воли, дисциплинированности внимания
  • формируют активность, сознательное отношение к проводимым упражнениям.
  • дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждой группы движений.

 Типы физкультурных занятий

  • учебно-тренировочные
  • на закрепление и совершенствование движений
  • игровые
  • тематические
  • контрольное
  • интегрированное
  • занятия-походы (элементарный туризм)
  • с элементами фольклора, современных танцевальных движений, ритмической гимнастики ,у-шу, хатха-йоги  

Структура занятия

1.Вводная часть

  • разучивание строевых упражнений
  • освоение разных способов ходьбы и бега
  • закрепление выполнения простых усвоенных движении (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах)
  • использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие
  • развитие быстроты реакции и активизация внимания детей
  • развитие динамической ориентировки в пространстве
  • вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку
  • разминка стопы и предупреждение плоскостопия.
  • завершается перестроением на выполнение комплекса ору

2. Основная часть

  • формирование правильной осанки
  • содействие подготовке организма ребенка к нагрузке, для этого с помощью определенных упражнений разогреваются различные части тела, что предупреждает травматизм и обеспечивает наилучший результат в выполнении движения
  •         применение подводящих упражнений для создания условий успешного овладения разучиваемых движений
  • обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала
  • воспитание физических и нравственно-волевых качеств
  • совершенствование физиологических функций организма

3. Заключительная часть  

  • предусматривается переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической нагрузки, с тем чтобы в течение 2—4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние.

Продолжительность физкультурных занятий в ДОО

в младшей группе — 15 мин

в средней — 20

в старшей — 25 мин

в подготовительной — 30 мин

Методика проведения физкультурных занятий

Подбор физических упражнений на занятии

Принципы подбора упражнений

  • функциональный

высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию. Ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, для овладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении. Например, фронтальное первоначальное выполнение подлезания под шнур в младшей группе, овладение целенаправленными действиями с мячом, подпрыгивания на месте и т.д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону; прыжки со скакалкой (в средней группе) и т.д. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования. Следует учитывать, что фронтальный способ применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия.

  • групповой

при этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений, поэтому количество детей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, и это позволяет переходить к действиям на разных снарядах, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны — успешно образуются временные связи и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми.
Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямого надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в использовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки.
Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3—4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

  •  поточный

предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки. При этом он лишен возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением своего движения.
Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.

  • индивидуальный

дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие Дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Такая организация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.

  • посменный

        нередко инструктор на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физических упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.

Приемы регулирования нагрузки при проведении физкультурного занятия

Упражнения, включенные в вводную часть занятия, могут проводиться диктантным способом, т.е. когда педагог называет действие и дети тут же приступают к его осуществлению.

Для формирования учебной деятельности используется выполнение заданий по плану, когда дети должны запомнить последовательность  выполнения движений и сигналы к их смене.

Для разучивания строевых упражнений, различных способах ходьбы и других физических упражнений целесообразно первоначально сконцентрировать внимание, а затем объяснить задание и способ его осуществления, и только после этого предложить их выполнить

Контроль при выполнении движений

Подсказки педагога, указания, напоминания контроль осуществляемый другим ребенком

Для развития самостоятельности у старших дошкольников  уже на первом этапе  можно использовать только словесное объяснение, чтобы дети учились ориентироваться на слово а не на подражание НО только если новое упражнение базируется на знакомых элементах. Обеспечить усвоение определенных знаний.

Использовать упражнения с частичной регламентацией

Сочетание умственной и двигательной активности

Необходимо различать умственную активность, которая связана с психической нагрузкой, и двигательную активность, которая обеспечивает физическую нагрузку.

Между физической и психической нагрузками возникает обратно пропорциональная зависимость: с увеличением физической нагрузки, как правило, уменьшается психическая, а когда увеличивается психическая нагрузка, то падает физическая нагрузка

Целесообразность использования времени проведения занятия определяется по общей плотности занятия, которая выражена временными показателями ко всей длительности занятия, данного в процентах.

Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для обеспечения точности выполнения, на показ,

выполнение физических упражнений.

 

Расчет общей плотности занятия

Tn х 100  

    To              , где Tn — время затраченное на выполнение упражнений

                                To — общее время занятия

Расчет моторной плотности занятия

Td х 100

     To          , где  Td — чистое время выполнения упражнений

                               To — общее время занятия

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №43 Колпинского района Санкт-Петербурга

Консультация

«Структура физкультурного занятия в ДОУ»

Подготовила и провела:    

Хайкара Екатерина

Петровна

                                            Октябрь 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ.Конспект интегрированного физкультурного занятия в средней группе "Весёлые ёжики"

Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ   МКДОУ детский сад «Рябинка» города Тайшета...

Обобщение опыта работы по физической культуре на тему: «Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физкультурным занятиям у старших дошкольников».

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления детей. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической ...

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...

Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий в детском саду - Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.

Основная цель: помочь  родителям   и   детям   ощутить   радость   от совместной   двигательной   деятельности,...