Подвижные игры в старшем дошкольном возрасте.
проект по физкультуре (подготовительная группа)
Целью проекта является формирование основных видов движений у детей посредством использования подвижных игр, повышение техники владения основными двигательными умениями (прыжки, бег, метание, ползание, лазание); возрастание уровня самостоятельной двигательной деятельности детей: объема движения, их продолжительности (во времени), содержания (разнообразие движений, форм и видов двигательной деятельности), развитие интереса к подвижным играм, стремления использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podvizhnye_igry.docx | 54.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Подвижные игры» в старшем дошкольном возрасте.
Цель проекта: формирование основных видов движений у детей посредством использования подвижных игр.
Задачи:
- подобрать и провести подвижные игры, максимально удовлетворяющие потребности детей в активной двигательной деятельности:
- способствовать развитию у детей техники владения основными двигательными умениями (прыжки, бег, метание) в процессе использования подвижных игр;
- развивать физические качества детей (быстроту, силу, ловкость) посредством подвижных игр.
Сроки реализации проекта: сентября - май
Участники проекта: воспитатели, дети, медицинский работник, физкультурный работник.
Нормативно-правовое обеспечение проекта:
- Концепция дошкольного воспитания
- Конвенция о правах ребенка
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Приказ Министерства образования РФ № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ»
Методологическую и теоретическую основу проекта составили принципиальные положения современной психологии и педагогики ученых Е.Н. Вавиловой, Н.Н. Кожуховой, З.М. Кузнецовой, М.Ф. Литвиновой, Л.А. Рыжковой, Э. Я. Степаненковой, В.П. Шашиной, В.Н. Шебеко, а также собственные наработки.
Был разработан механизм реализации проекта, включающий в себя три этапа (Таблица 1).
Таблица 1
Механизм реализации проекта «Подвижные игры»
Этапы проекта | Сроки | Задачи этапов проекта |
I этап (подготовительный) | Сентябрь | 1.Выявть уровень сформированности основных видов движений у детей на констатирующем этапе исследования. 2.Изучить и проанализировать научно-исследовательскую, методическую литературу, интернет – ресурсы по данной теме. 3. Осуществить подбор подвижных игр. |
I этап (организационный) | Сентябрь | 1.Разработать перспективный план использования подвижных игр в развитии основных видов движений детей старшего дошкольного возраста. 2.Обеспечить оснащение физкультурно-игровой среды необходимыми атрибутами для подвижных игр. 3.Спрогнозировать ожидаемые результаты. |
II этап (реализация проекта) | Октябрь - май | 1.Обеспечить реализацию и коррекцию проекта. 2. Провести промежуточную диагностику уровня сформированности основных видов движений у детей на контрольном этапе исследования. |
III этап (итоговый) | Май-июнь | 1. Провести диагностику эффективности проекта 2.Осуществить анализ и обобщение опыта работы 3. Представить публичный отчет об итогах реализации проекта на педсовете. |
Направления:
- использование подвижных игр на занятиях физической культуры;
- использование элементов подвижных игр в качестве минуток здоровья на других занятиях;
- использование подвижных игр во время досуга, физкультурных праздников;
- оснащение физкультурно-игровой среды атрибутами для подвижных игр.
Ожидаемые результаты
- повышение техники владения основными двигательными умениями (прыжки, бег, метание, ползание, лазание);
- возрастание уровня самостоятельной двигательной деятельности детей: объема движения, их продолжительности (во времени), содержания (разнообразие движений, форм и видов двигательной деятельности).
- развитие интереса к подвижным играм, стремления использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Перспективный план использования подвижных игр в развитии основных видов движений детей старшего дошкольного возраста
Таблица 2
Месяц | Название игры | Цель игры | Описание игры |
Сентябрь | «Совушка» | Развивать у детей наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге. | На одной стороне площадки обручем обозначается «гнездо совушки». В «гнезде – Совушка». Остальные играющие изображают птиц, бабочек, мышек и т.д. Они разбегаются по всему залу. Через некоторое время воспитатель произносит: «Ночь!». Играющие останавливаются на месте в той позе, в которой их застала ночь. «Совушка» вылетает из своего «гнезда», машет крыльями и смотрит, кто пошевелился. Тот, кто шевельнется, уводит к себе в гнездо. Воспитатель говорит: «День!», все играющие просыпаются и вновь бегают и летают. |
«Удочка» | Развивать внимание, ловкость, выдержку. Упражнять в прыжках в высоту. | Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги. | |
«Воротца» | Развивать ловкость, тренировать лазание | Дети становятся парами и идут в обход зала, держась за руки. На сигнал «СТОП!» все останавливаются и поднимают руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пролезая под воротами до конца колонны и встает последней, говоря «ГОТОВО!». Дети опускают руки и продолжают ходьбу до нового сигнала. | |
«Гуси-лебеди» | Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием | Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети – гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Сбоку площадки очерчивается место – логово волка. Пастух выгоняет гусей на луг. Гуси ходят, летают по лугу. - Гуси, гуси! (Га, га, га!); - Есть хотите? (Да, да, да!); - Так летите! (Нам нельзя: Серый волк под горой; - Не пускает нас домой! - Так летите, как хотите! Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3 – 4 перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей. Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется. | |
«Горелки» | Упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры. | В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова: Гори, гори ясно, Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить. | |
Октябрь | «Краски» | Развивать познавательный интерес к знаниям, стремление применять знания на практике, упражнять в беге. | Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук! - Кто там? - Я монах в синих штанах. Зачем пришёл? -За краской. За какой? - За (называется цвет) Выходит краска с таким цветом и покупатель должен догнать её. Если догонит, то забирает себе. Затем заходит второй покупатель. Ситуация повторяется. Выигрывает покупатель, который «купит» больше красок. |
«Школа мяча» | Развивать у детей внимание. Упражнять в ловле и метании. | Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое или небольшими группками. В ходе игры ребенок, допустивший ошибку, передает мяч другому. При продолжении игры он начинает с того движения, на котором ошибся. Виды движений: 1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками. Подбросить мяч вверх и, пока он совершает полет, хлопнуть в ладоши перед собой. 2. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками. Ударить мяч о землю, одновременно хлопнуть в ладоши перед собой и поймать его двумя руками. 3. Стать лицом к стене на расстоянии двух – трех шагов от нее, ударить об нее мяч и поймать его двумя руками. 4. Бросить мяч о стену, дать ему стукнутся о землю, отскочить от нее, а затем уже ловить его. 5. Отбивать мяч о землю до пяти раз правой и левой рукой. | |
«Охотники и утки» | Развивать у детей внимание. Упражнять в ловле и метании. | Играющие делятся на две команды - «охотников» и «уток» (могут быть и другие названия). «Охотники» становятся по кругу за чертой или за начерченными линиями, разделившись пополам (см. рис. 7). У одного из них в руках мяч. «Утки» располагаются произвольно в кругу или в прямоугольнике. «Охотники», не входя в круг, перебрасывают мяч друг другу и в удобный момент бросают в «уток». Спасаясь, «утки» увертываются от мяча, бегают и прыгают внутри круга. Осаленная мячом («подстреленная») «утка» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «подстрелены» все «утки», после чего команды меняются ролями и местами. | |
«Мы – веселые ребята» | Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге в определенном направлении с увертыванием | Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними поводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми. Дети хором произносят текст: Мы веселые ребята, Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать: Раз, два, три – лови! После слова лови дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После двух – трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый. | |
ноябрь | «Лошадки» | Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом. Упражнять детей в ходьбе и беге | Дети делятся на две равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. В-ль говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей». Каждый конюх выбирает себе лошадку, запрягает вожжами и бегают или ходят. По слову в-ля «приехали» конюхи останавливают и распрягают лошадей. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. Игра продолжается. Продолжительность игры 5 – 7 минут. |
«Кегли» | Развивать у детей внимание, ловкость, глазомер. Упражнять в метании в цель | Кегли ставятся в ряд на расстоянии 3 – 5 см одна от другой. На расстоянии 1,5 – 3 м от них проводится линия – «кон». Играющие дети (3 -4 человека) в порядке очередности (она устанавливается самими детьми) выходят на черту кона и с силой катят шар, стараясь сбить кеглю. Выбивший высокую кеглю имеет право пробить еще раз. Сбитые кегли убираются. Выигравшим считается тот, кто собьет больше кеглей обусловленным количеством шаров. Расстояние между кеглями, а также от кеглей до линии кона увеличивается постепенно. В кегли можно играть и в помещении, и на участке. | |
«Пустое место» | Развитие внимательности, скорости реакции, ловкости, беговых навыков. | Все участники, за исключением водящего, встают в широкий круг лицом к середине. Расстояние между играющими должно составлять примерно полшага. Водящий идет с внешней стороны круга и громко декламирует: «Я иду, иду, иду, да кого-то выберу. Когда стукну — убегу Кого стукну — догони. Только выбрать не могу». Водящий легонько стукает кого-либо из участников по спине и бросается бежать вдоль круга в своем первоначальном направлении. Выбранный игрок бежит в обратную сторону. Цель каждого – первым занять образовавшееся пустое место. Проигравший становится водящим. Если игроки прибежали одновременно, то они оба встают в круг, а водить идет кто-нибудь из желающих. | |
«Кто скорее добежит до флажка» | Развивать у детей внимание, ловкость, выдержку. Упражнять в подлезании. | Все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5 – 6 шагов от края площадки проводится черта, за которую становятся 4 – 5 детей. На противоположной стороне площадки на расстоянии 18 – 20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии. По сигналу воспитателя (удар в бубен, или хлопок, или при словах «Раз, два, три – беги!» дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно. Воспитатель отмечает, какие дети раньше других подняли флажок. Затем все бежавшие садятся на стулья, а вместо на их место становятся за черту следующие 4 - 5 человек. Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками. | |
«Салки» | Упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры. | Игроки разбегаются, водящий (во́да) их догоняет и пытается дотронуться рукой — осалить. Если у него это получилось, осаленный становится во́дой,. | |
«Кого назвали, тот ловит мяч» | формирование у детей внимания, быстроты, волевых качеств, дружелюбного поведения, положительных межличностных отношений, навыков ловле мяча брошенного вверх, быстрого бега, ловкости | Дети ходят или бегают по площадке. Воспитатель держит в руках большой мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо повыше, чтобы успеть поймать, и в направлении того, кого назвали. 2 вариант. Дети стоят в кругу, один ребёнок подбрасывает мяч вверх и называет имя того, кто должен его поймать все остальные дети разбегаются подальше от центра. Поймавший мяч кричит – стоп! Все останавливаются. А тот, кто поймал мяч, с места бросает мячом в того, кто стоит ближе, если попал, тот становится водящим, если не попал, сам бросает мяч вверх. | |
Декабрь | «Мышеловка» | Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге, и в приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. | Играющие делятся на 2 неравные группы. Меньшая, образует круг – мышеловку. Остальные – мыши, они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая «Ах как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловку – переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя «Хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Затем дети меняются ролями. |
«Перелет птиц» | Совершенствовать навыки лазания | Дети стоят врассыпную на одной стороне зала – они птицы, на другой стороне зала – гимнастическая стенка. По сигналу «ПТИЧКИ УЛЕТАЮТ!» дети, подняв руки (крылья) бегают по залу. на сигнал «БУРЯ!» дети бегут к вышке и влезают (они скрываются от бури). «БУРЯ ПРЕКРАТИЛАСЬ!» дети спускаются и снова бегают. | |
«Казаки-разбойники» | Упражнять в беге, лазании, развивать быстроту и ловкость.. | Разбойники убегают и прячутся, используя для указания направления движения нарисованные стрелки, казаки должны их найти, поймать и отвести в темницу. | |
«Снежные круги» | Развивать у детей внимание, глазомер. Упражнять в метании в цель. | Дети делятся на две равные группы по 4 – 5 человек в каждой. На двух фанерных листах, прикрепленных к забору, чертятся круги – мишени диаметром 50-60 см. На расстоянии 3 м от мишени проводится черта. Каждая группа выстраивается шеренгой против своей мишени за чертой, которую переступать не разрешается. У каждого играющего по 6 – 8 снежков. По сигналу воспитателя: «Начали!» - каждая группа бросает снежки, стараясь как можно скорее залепить ими свои круги. Если у детей не хватает снежков, они лепят их тут же. Выигрывает та группа, которая раньше закроет площадь круга снежками. | |
«Медведи и пчелы» | Упражнять детей в лазании по гимнастической стенке заданным воспитателем способом (разноименным, одноименным, чередующимся шагом) | Несколько детей — медведи, они в берлоге. Остальные — пчелы, влезают на стенку. По сигналу пчелы вылетают (слезают) и летят на луг. Медведи в это время выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку). На сигнал «медведи» пчелы летят в улей, а медведи за это время должны успеть убежать в берлогу. Не успевших вовремя слезть пчелы жалят-дотрагиваются рукой. После двух повторений дети меняются ролями. | |
Январь | «Охотники и утки» | Развивать у детей внимание. Упражнять в ловле и метании. | Играющие делятся на две команды - «охотников» и «уток» (могут быть и другие названия). «Охотники» становятся по кругу за чертой или за начерченными линиями, разделившись пополам (см. рис. 7). У одного из них в руках мяч. «Утки» располагаются произвольно в кругу или в прямоугольнике. «Охотники», не входя в круг, перебрасывают мяч друг другу и в удобный момент бросают в «уток». Спасаясь, «утки» увертываются от мяча, бегают и прыгают внутри круга. Осаленная мячом («подстреленная») «утка» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «подстрелены» все «утки», после чего команды меняются ролями и местами. |
«Караси и щука» | Развивать умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге и приседании, в построении в круг, в ловле. | Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна из них – камешки – образует круг, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем – нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг. Игра проводится 3 – 4 раза, после чего подсчитывается число пойманных. Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется. | |
«Хитрая лиса» | Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле. | Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. В. предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем В. предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору. Можно выбирать 2 лисы | |
«Мяч водящему» | Развивать у детей внимание, ловкость, выдержку, смелость. | Провести 2 линии. Расстояние между ними 2 - 3 м. Играющие становятся друг за другом за первую линию. Напротив них, за другую линию, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым, а тот возвращает мяч водящему и перебегает в конец колонны, вся колонна продвигается вперед, к исходной линии подходит следующий. Когда вес дети бросят мяч, выбирают нового водящего. Указания. Игру можно провести с элементом соревнования. В этой случае играющим удобно стать в несколько колонн и выбрать столько же водящих. Если игроки роняют мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время. | |
Февраль | «Бабка-ежка» | Развивать внимание, быстроту реакций | В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ежка, Костяная ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: У меня нога болит. Пошла она на улицу Раздавила курицу. Пошла на базар – Раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом», к кому прикоснется – тот и замирает. |
«Поспеши, но не урони» | Развивать у детей координацию движение, ориентировку в пространстве. | Дети (с мешочками песка на голове или на ладони вытянутой вперед руки) по 6—10 человек перебегают с одного конца площадки на другой, стараясь обогнать друг друга. | |
«Волк во рву» | Развивать ловкость, внимание. Учить действовать по сигналу | Поперёк зала двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нём находится водящий – волк. Остальные дети – козы. Они живут в доме (обручи) на противоположной стороне зала. На слова воспитателя «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить прыгающих коз. Осаленный выходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!». Козы бегут домой перепрыгивая через ров. После 2-3 перебежек выбирается другой водящий. | |
«Свободное место» | Развивать у детей умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве. | Играющие сидят на, полу по кругу, скрестив ноги. Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей. Они встают, становятся за кругом спинами друг к другу. По сигналу «раз, два, три — беги» бегут в разные стороны, добегают до своего места и садятся. Играющие отмечают, кто первым занял свободное место. Воспитатель вызывает двух других детей. Игра продолжается. Указания. Можно вызвать для бега и детей, сидящих в разных местах круга. | |
март | «Попади мешочком в круг» | Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой | Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По слову воспитателя «Бросай!», все бросают свои мешочки в круг, «Поднимите мешочки!» - поднимают мешочки, становятся на место. Игра продолжается. Дети бросают другой рукой. |
«Космонавты» | Развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять в быстрой ориентировке в пространстве. | По краям площадки чертятся контуры ракет. Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим! Для прогулок по планетам. Но в игре один секрет: На какую захотим, Опоздавшим места нет. С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. Во время полета вместо рассказа о виденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др. | |
«Поймай комара» | Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом. Упражнять в прыжках на месте. | Играющие становятся в круг, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Воспитатель в центре. Он вращает по кругу шнур, к концу которого привязан «комар» . Воспитатель кружит комара немного выше головы играющих. Играющие внимательно следят за комаром и при его приближении подпрыгивают на месте, чтобы поймать его. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал». Продолжительность 4 -5 минут. | |
«Рыбы и рыбаки». | Совершенствование навыков бега, ходьбы, прыжка. | Выбирается площадка длиной около 30 м и шириной около 15 м. Это «река». В центре и по сторонам площадки рисуются «омуты» - круги диаметром около 1,5 м. Затем определяются два «рыбака». Держась за руки, они ловят «рыб», замыкая вокруг них свои руки. Пойманные «рыбы» присоединяются к двум рыбакам, и они продолжают «ловлю». Остальные участники игры могут прятаться в «омуты», но с условием, что в «омуте» может находиться только одна «рыба». Задача состоит в том, чтобы переловить всех «рыб», кроме спасшихся в «омуте». | |
Охотник, лис, куры. | Развитие навыка быстрого реагирования на сигнал, совершенствование навыков прыжка. | На площадке ставятся четыре гимнастические скамейки так, чтобы они образовали квадрат. Это «насест». Выбираются два водящих – один «лис» и один «охотник». Все остальные участники – «куры». Они располагаются вокруг «насеста», а водящие – по разным углам площадки. По сигналу учителя все «куры» соскакивают со скамеек и разгуливают вокруг. «Лис» в этот момент подбирается к ним. Внезапно учитель дает короткий сигнал свистком. «Куры» должны быстро запрыгнуть на «насесты», а «лис» пытается в этот момент схватить одного из участников. Если ему это удастся, он тащит его в «нору», а «охотник» ловит его, и тогда «лис» выпускает «курицу» и бежит в «нору». Если «лис» пойман, то выбирается новый «лис». Выигрывают ни разу не пойманные игроки. | |
Апрель | «Успей пробежать» | Развивать у детей координацию движений. Упражнять в беге. | Воспитатель с кем–нибудь из детей держит за концы шнур (длина его 3-4 м.) и медленно вращает его по направлению к бегущим детям. Дети, один за другим, должны успеть пробежать под шнуром в тот момент, когда он находится наверху. В. регулирует движение детей; для каждого пробегающего он дает сигнал: «Беги!» В дальнейшем дети должны сами следить за движением шнура и пробегать, когда он находится наверху. |
«Ловля обезьян» | Развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Развивать навыки впрыгивания. | Дети делятся на две группы: обезьяны и их ловцы. Обезьян располагают на одной стороне площадки, ловцов – на противоположной. Они договариваются между собой о том, какие движения будут выполнять. Показав их, ловцы отходят в сторону. Обезьяны слезают с возвышений и повторяют движения ловцов. По сигналу «Ловцы!» обезьяны бегут к своим местам, стараясь встать на возвышение, а ловцы пытаются поймать тех, кто не успел запрыгнуть и уводят их к себе. При повторении дети меняются ролями. | |
Построй шеренгу, круг, колонну. | Совершенствование навыков ходьбы, бега. | Дети, разделившись на две группы, строятся у противоположных сторон площадки или комнаты в две шеренги лицом друг к другу. По сигналу воспитателя ходят или бегают в зависимости от темпа и ритма, которые задаются ударами в бубен. Прекратив ударять в бубен, мы командовали: «Построй шеренгу (круг, колонну)!» - и дети строятся на своих местах. Выигрывает та группа, которая быстрее и правильнее построилась. | |
«Чурилки» | Воспитывать организованность, развивать быстроту, ловкость. | Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут хоровод и поют: Колокольцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие дети. | |
«Волк без логова» | Развивать у детей внимание, ловкость, воображение. | Перед началом Один из них «волк» — он будет убегать. Другой «охотник» — он будет догонять «волка». Все остальные в произвольном порядке. Каждая пара стоит лицом друг к другу, подняв над головой сцепленные руки. Получается «логово». Когда «волк» убегает от охотника, он может забежать в такое «логово» и составить пару с одним из детей. «Волк» встает между двумя играющими и тот к кому он оказался спиной становится «волком» вместо него. Тот «волк», который все-таки попался «охотнику» становится новым «охотником». А прежний «охотник» встает в любую пару. Один из игроков этой пары становиться новым волком. | |
май | «Тропинка» | Совершенствование навыков ходьбы, прыжка. | Дети делятся на две команды с равным количеством участвующих. Участники каждой команды берутся за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка. Затем ведущий дает задание командам. По команде «Тропинка» участники каждой команды становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, чуть наклоняя голову. По команде «Кочка» дети прыгают вверх, по команде «Болото» - в длину. |
«Кого назвали, тот и ловит» | Развитие внимания, ловкости, координации движений, быстроты реагирования. | Дети встают в круг. Ведущий бросает вверх мяч и называет имя ребенка. Тот, чье имя было названо, должен успеть поймать мяч и, называя имя другого, подбросить мяч вверх. Ребенок, чье имя было названо, ловит мяч и т.д. Тот, кто не успел поймать мяч, выбывает из игры. | |
«Кошки-мышки» | Развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять в быстрой ориентировке в пространстве. | Для игры выбираются «кошка» и «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. |
Оценка результатов
В процессе реализации проекта осуществлялась диагностика достижения результатов на начальном этапе проекта и по его завершению.
На подготовительном этапе был осуществлен подбор подвижных игр, включение их в план работы группы.
На организационном этапе была разработана система подвижных игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, выбор подвижных игр осуществлялся с учетом этапа формирования основных видов движений детей (Таблица 2), проведена работа по оснащению физкультурно-игровой среды.
На следующем этапе осуществлялась реализация проекта.
В течение месяца дети разучивали по 2-3 игры, которые затем несколько раз повторялись, как на занятиях, так и во время прогулок, досугов.
Особое место подвижные игры занимали на занятиях физической культурой. Игры проводились как в основной части занятия, так и в начале и конце в зависимости от задач, игровой нагрузки. При включении подвижной игры в занятие мы обращали внимание на то, чтобы игры содержали такие основные виды движений, как бег, прыжки, метания. С учетом того, что дети старшего дошкольного возраста в целом неплохо владеют всеми естественными движениями, необходимыми в играх (бег, прыжки, ходьба), но у них еще слабо развита мускулатура, они быстро устают, теряют интерес к игре, если она требует сосредоточенности, мы использовали небольшие по длительности игры с небольшим количеством правил. Игры с бегом и прыжками сопровождались короткими перерывами.
Разрабатывая систему подвижных игр, мы учитывали то, что в старшем дошкольном возрасте меняется характер игровой деятельности. Детей начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Поэтому особое место занимали игры с элементами состязательности.
Соревнование активизировало двигательную деятельность детей, усиливало ее эмоциональный накал. При этом соревновались как две команды, так и три-четыре, одновременно выполняя задания. Так, в игре «Кто дальше прыгнет» ставилась участники каждой команды вставали друг за другом и начинали прыгать в длину. Первым прыгал капитан команды. Каждый следующий участник начинал прыжок с отметки предыдущего. Учитывалась общая длина командного прыжка.
Обычно в начале занятия использовались игры малой интенсивности, несложного характера, сочетающие ходьбу и бег с пролезанием и спрыгиванием, типа игры «Змейка». В ходе эстафеты дети должны были пробежать по равным по длине и количеству поворотов дорожкам. Такая игра подготавливала детей к дальнейшим занятиям и позволяла им вспомнить очередность выполнения движений и правила игры.
Прежде чем начать игру, мы сообщали ее название, распределяли роли играющих и их расположение на площадке. Дважды повторяли правила игры – в начале беседы, и в конце – перед самой игрой.
Игра начиналась организованно, по условному знаку в виде свистка или хлопка в ладоши, взмаху флажком. Условные сигналы и команды чередовались, что помогало упражнять детей в точности и быстроте двигательной реакции.
При подборе игр мы учитывали особенности этапов разучивания двигательных действий. Так, на этапе первоначального разучивания детей, когда их знакомят с двигательным действием, формируют умение выполнять его в общих чертах, использовались подвижные игры с принятием игровой роли. Например, при обучении детей челночному бегу перед тем, как начать игру, мы обращали внимание детей на основные особенности данного вида бега: широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. При смене направления шаги становятся более частыми и короткими, колени согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на повороте. Затем детям предлагалось изобразить групповой бег с вхождением в образ бегущих от кошки мышек.
На этапе углубленного разучивания движения педагог перед игрой уточнял правильность выполнения отдельных деталей упражнения, исправлял имеющиеся у детей ошибки.
При обучении детей челночному бегу использовалась игра «Горелки».
Перед тем, как начать игру, мы обращали внимание детей на основные особенности данного вида бега: широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. При смене направления шаги становятся более частыми и короткими, колени согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на повороте.
Дети строятся в колонну парами, взявшись за руки. Водящий становился к ним спиной и произносил:
- Гори-гори ясно, чтобы не погасло!
И раз, и два, и три,
Последняя пара беги!
Названная пара рассыпалась, дети обегали колонну, и должны были занять место впереди. Водящий же стремился опередить их, занять их место. Данная игра помимо освоения челночного бега способствовала развитию внимания детей, умения быстро реагировать на сигнал, воспитывала такое физическое качество, как быстрота.
Учитывая то, что результаты диагностики показали недостаточное развитие у детей метания, на этот вид движения мы обращали особое внимание. Развитию метания способствовали игры «Школа мяча», «Охотники и утки», «Стоп!». Особенно детей привлекала игра «Охотники и утки», которая имела ярко выраженный соревновательный характер. Перед игрой дети делились на две команды, одна из которых – «охотники» - становилась по кругу, другая – «утки» - входила в середину круга. По сигналу «охотники» начинали выбивать «уток» из круга маленькими мячами. «Утки», бегая внутри круга, спасались от мяча, увертываясь и подпрыгивая, проявляя ловкость. Подбитая «утка» покидала круг. Игра заканчивалась, когда в круге не оставалось ни одной утки, после чего игроки менялись ролями. Побеждала команда, сумевшая подстрелить уток за меньшее время.
При обучении правильному приземлению при прыжке в длину, использовались игры: «Пустое место», «Салки». При обучении детей прыжкам в высоту с места на этапе углубленного изучения движения использовалась игра: «Рыбы и рыбаки».
Особенно часто использовались подвижные игры на этапе закрепления двигательных навыков. Это игры, в процессе которых осуществлялось развитие разнообразных движений: «Казаки-разбойники», «Охотники и зайцы», «Караси и щуки», «Волки во рву».
Детям нравились игры «Гуси-лебеди», «Два Мороза», «Совушка». В этих играх детям необходимо было бегать на короткие дистанции, быстро останавливаться, менять направление движения, прыгать. В играх мы стремились использовать народные поговорки, присказки, загадки и другие виды малого фольклора. Так, в игре «Гуси - лебеди» дети хором скандировали слова потешки, что доставляло им большую радость.
Подвижные игры привлекали детей эмоциональностью, захватывающим сюжетом, возможностью выступать в какой-либо роли. Так, в игре «Гуси-лебеди» дети выбирали пастуха и волка. Остальные были – гуси и лебеди. По команде «пастуха»: «Гуси-лебеди, гулять, пока волка не видать!», дети разбегались, подражая птицам, по площадке – «пастбищу». Пастух кричал: «Гуси-лебеди, домой, серый волк под горой!» - и дети бежали в «гусятник», стараясь не попасться «пастуху». Пойманным считался тот, до кого «волк» успел дотронуться рукой. Пойманных подсчитывали и вели в «волчье логово». Для того, чтобы все дети могли проявить себя, роли постоянно менялись так, чтобы каждый смог побывать и гусем, и пастухом, и волком.
Особый интерес вызвала у детей игра «Салки». Так как никто не хотел выполнять роль «салки», проводилась жеребьевка. Обычно она осуществлялась с помощью считалочки. Сначала считалочку произносил педагог, но постепенно дети выучили все считалки и могли их произносить сами. По сигналу педагога игроки разбегались в пределах установленных границ, а «салка» пытался догнать играющих. Тот, до кого дотронется водящий, начинает водить, то есть ловить, а «салка» убегает с остальными. Эта игра иногда включала следующий элемент: на полу в углу зала мелом обводится круг – «дом», где играющие ненадолго могут спрятаться от водящего. Можно было также спрятаться от водящего, оторвавшись от земли, запрыгнув на спортивный снаряд. Игра в «Салки» проводилась обычно после физических упражнений малой подвижности и использовалась для совершенствования навыков бега, впрыгивания.
Подвижные игры – это школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры усложнялись. Усложняя игру, мы постепенно увеличивали дозировку (повторность и общую продолжительность игры); усложняли двигательное содержание; изменяли размещение играющих на площадке; проводили игру в нестандартных условиях (на песке бежать сложнее, в парке, убегая от водящего, можно повиснуть на стволе дерева). Так, в игре «Быстрая команда» сначала дети в командах поочередно выполняли бег, затем задание усложнялось – нужно было во время бега осуществлять ведение мяча, затем скакать через короткую скакалку. В ходе эстафеты использовался такой вариант игры: эстафета сопровождалась музыкой. Воспитатель до начала игры сообщает, что под бубен надо ходить, под колокольчик – бегать медленно, под звуки погремушки – бегать быстро. Неожиданное для детей изменение движения способствовало не только развитию основных видов движений, но и их координации, ловкости.
Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежала воспитателю, мы стремились побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр, чтобы старшие дошкольники научились играть в подвижные игры по собственному побуждению, выполняя основные правила игры, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца.
Элементы подвижных игр использовались в качестве минуток здоровья на других занятиях. Например, на занятии математикой при закреплении устного счета детям предлагалось сосчитать количество хлопков и столько же раз подпрыгнуть вверх, сделать названное воспитателем число шагов, высоко поднимая колено, широким шагом, приставными шагами (прямо и боком) и др.
В самостоятельной деятельности детей подвижные игры проводились на прогулках, способствуя организации активного отдыха, созданию эмоционально-положительного настроя.
Особое значение мы придавали включению подвижных игр в спортивные праздники, досуги. Здесь дети с удовольствием играли в народные подвижные игры, включающие в себя разнообразную двигательную деятельность, различные тактические приемы, требующие проявления разных видов движений. Проводя досуговые мероприятия, мы стремились к тому, чтобы они были яркими, красочными, запомнились детям. С этой целью использовалась яркая наглядность, в зале были развешаны плакаты, эмблемы соревнования. Дети использовали в играх маски, элементы народных костюмов.
Детям запомнился конкурс «На ярмарке». В конкурсе участвовали две команды. Каждая команда готовила свои знаки отличия, эмблему команды. Конкурс начинался с построения, парада команд. Затем детям предлагались игры, в которые они играли на занятиях, а также новые игры. Программа конкурса включала в себя разминку «Весёлый хоровод», игры на дальность броска «Кто дальше?», «Бой петухов», «Взятие снежного городка», эстафеты «Бег в мешках», полосу препятствий, включающую в себя бег, лазание, метание.
После проведения праздников, дети обычно более активно сами становились инициаторами организации подвижных игр, что, конечно, важно в воспитании положительного отношения к двигательной активности.
Наблюдение за детьми показало, что все дети группы всегда с удовольствием включались в игру. Важно также то, что дети стали самостоятельно инициировать разученные подвижные игры. В процессе проекта отмечено, что дети стали более успешно выполнять физические упражнения, их движения стали более координированными, точными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры для старшего дошкольного возраста
Подборка подвижных игр для старшего дошкольного возраста...
Подвижные игры для старшего дошкольного возраста
Мы сделали подборку подвижных игр для старшего дошкольного возраста. В эти игры могут также играть родители с детьми ....
Подвижные игры для старшего дошкольного возраста
Это небольшая картотека подвижных игр для детей 6-7 лет...
Подвижные игры для старшего дошкольного возраста
картотека...
Подвижные игры для старшего дошкольного возраста
Подвижные игры для старшего дошкольного возраста...
Организация и руководство подвижными играми детей старшего дошкольного возраста.
Организация и руководство подвижными играми детей старшего дошкольного возраста....
подвижные игры для старшего дошкольного возраста
В помощь воспитателям и родителям : "Картотека подвижных игр для детей старшей группы"...