Проект «Русские народные игры»
проект по физкультуре (подготовительная группа)

Информационная карта проекта «Русские народные игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Русские народные игры»39.93 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Кемеровский государственный университет»

Институт образования

Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

Дошкольное образование

Информационная карта проекта

«Русские народные игры»

Выполнила:

Щепцова Евгения Юрьевна

Зонова Инна Анатольевна

Студентки 3 курса, группы 162

«Дошкольное образование

по направлению 440301

педагогического образования»

Кемерово 2019

Информационная карта проекта

«Русские народные игры»

П/н

Раздел

Содержание

Направленность проекта

Формирование физической активности детей.

Тема

Формирование у детей устойчивого интереса к народным играм

Автор

Щепцова Е. Ю., Зонова И. А. студентки 3 курса направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование «Дошкольное образование».

Руководитель

Шмырёва Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета.

База проекта

МБДОУ № 133 «Детский сад общразвивающего вида», старшая группа (5-6 лет) (24 человек), г. Кемерово

Сроки

Краткосрочный, 1 месяц

Тип проекта

Игровой, познавательный

Аннотация

Русские народные игры имеют многовековую историю. Они дошли до наших дней из старины. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто их придумал? На эти вопросы есть только один ответ: они, как  сказки и песни тоже созданы народом. В народных играх много юмора, задора, энергетики и веселья. В них проявляются лучшие человеческие качества: доброта, взаимовыручка, благородство и многие другие. Они сопровождаются неожиданными моментами, считалками и зазывалками.

Современные дети играют в эти игры все меньше и меньше. Игры созданные народом оказались забытыми. С самого раннего детства детей теперь  увлекают компьютерные игры. Они мало двигаются, реже общаются со сверстниками.

Поэтому наш проект очень актуален и своевременен. Ведь если с самого раннего детства начинать знакомить детей с родной культурой,  национальными традициями, народными праздниками,  русскими играми, то это будет способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников. Наши русские, народные, несправедливо забытые игры окажут большое влияние на воспитание ума, характера, воли, физически и морально укрепят ребенка.

 Все народные игры разнообразны и развлекательны. Поэтому увлечь детей будет не трудно. Самое главное поддержать интерес к ним и заново познакомить с правилами наших по - настоящему народных   игр.

Наш проект и создан для того, чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь поближе узнать свое прошлое, свои истоки.

Ресурсы

Нормативно–правовая база:

  •  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Устав ДОУ.

 Методическая база:

  •  Диагностические методики:
  • Русские народные игры. Иван Панкеев;
  • Русские народные подвижные игры, практическое пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • Зайцева Е. Коляда: Представление для детей с народными играми, песнями, считалками/ Е.Зайцева// НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.-1999.-№5.-С.18-21.-(Репертуар).

Кадровое обеспечение:

  • Педагоги-воспитатели;
  • Методист детского сада;
  • Музыкальный руководитель д/с;
  • Преподаватель ФИЗО д/с.

Технические и материальные ресурсы:

  • Наглядные материалы;
  • Материалы для работы с родителями;
  • Компьютер, проектор.

Цель

Сформировать и систематизировать знания и представления детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру.

Задачи

1. вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры;

2. развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу;

3. развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;

4. развивать память, творческое воображение, познавательную активность, фантазию;

5. воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа;

6. воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности;

7. обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа.

Предполагаемый результат

В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:

1. умение самостоятельно организовывать игру;

2. живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;

3. продумывание запасных выходов из трудных ситуаций, для чего вводятся волшебные слова, которые дают возможность с честью избежать проигрыша, как бы жалея товарища, дают возможность всем почувствовать радость успеха;

4. активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, заставляет их приговаривать слова, показывает движения).

14.

Оригинальность

Данный проект содержит картотеку Русские народные подвижные игры.


Пояснительная записка

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народными играми.

Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.

Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.

План реализации проекта

Этапы

Содержание

1 этап

Подготовительный

Цель: обеспечить условия для успешной реализации проекта.

2 этап

Основной
Цель: 
Выполнить задачи проекта.

3 этап

Заключительный

Цель: Создание условий для вовлечения детей в игровую деятельность, формирование устойчивого интереса к обычаям русского народа, многообразию народных игр.

Этапы реализации проекта

Этап

Содержание

  1. этап

Задачи:

  1. составление плана работы, подбор методик;
  2. формирование целей, задач;
  3. создание необходимых условий для реализации проекта;
  4. разработка проекта;
  5. подбор и изучение необходимой литературы;
  6. составление картотек.

 Используемые методики:

Цель:  заинтересовать детей темой народных игр; подвести их к выбору темы проекта.

  • Беседа «В какие игры играли наши бабушки и дедушки».
  • Анкетирование родителей «Народные детские игры».
  • Постановка проблемной ситуации: «Народная игра, — что это такое?»

Показатели результативности:

  • Познавательная активность – любознательность ребенка, его открытость новому, готовность познавать мир (причем не только отраженный в знаковых средствах, но и мир предметный, природный) – один из наиболее трудно измеримых и при этом важных критериев.
  • Проведен комплекс мероприятий по социально - коммуникативному развитии.
  • Получена обратная связь между педагогом – воспитателем и детьми.
  1. этап

Основной

Задачи:

  1. Разработать план мероприятий.
  2. Заинтересовать детей народными играми. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.
  3. Оптимизация всех разделов программы по закреплению знаний о традициях и культуре русского народа.
  4. Провести завершающее мероприятие.

Шаги реализации:

Познавательное развитие:

  • заучивание считалок, потешек, стихов к играм, песенок, закличек, скороговорок, пословиц, загадок.
  • объяснение правил игры;
  • рассказ об истории народных подвижных игр;
  • беседы: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки», «Откуда игры к нам пришли?», «Как играли в старину».

Физическое развитие:

  • организация и проведение русских народных подвижных игр, сохраняющих и укрепляющих физическое здоровье детей;
  • совместная игра;
  • овладение русскими народными подвижными играми с правилами;
  • объяснение техники безопасности.

Художественно-эстетическое развитие:

  • знакомство с фольклором;
  • ознакомление с атрибутами игр;
  • стимулирование сопереживания персонажам русских народных подвижных игр;
  • ознакомление детей средней группы с понравившимися играми.

Показатели результативности:

  • разработан план мероприятий, способствующих формированию физической активности детей;
  • проведен комплекс мероприятий;
  • получена обратная связь о результатах проведенного физкультурно-оздоровительного мероприятий «Как играли в старину».
  • повысился уровень заинтересованности детей и родителей к народным играм.

3 этап

Задачи:

  1. Обобщение опыта работы по теме «Русские народные подвижные игры».
  2. Создание условий для вовлечения детей в игровую деятельность, формирование устойчивого интереса к обычаям русского народа, многообразию народных игр.
  3. Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.
  4. Составить отчет о проделанной работе.

Шаги реализации:

  • Оформление картотеки «Русские народные игры».
  • Анкета для родителей по теме «Народные детские подвижные игры».
  • Музыкальное развлечение «В игры русские играем - веселимся, не скучаем».
  • Картотеки  русских народных игр.
  • Картотеки считалок, закличек.
  • Фотовыставка на тему проекта.
  • Оформление проекта по данной теме.

Показатели результативности:

-Повышение уровня физической активности дошкольников:

-Составление рекомендаций по проведению народных подвижных игр;

-Составлен отчет о проделанной работе.

Возможные риски и мероприятия по их минимизации

Риски

Минимизация

Риск 1:  Детям тяжело запоминать слова к народным играм. Проговаривать их. 

Создание условий для вовлечения детей в игровую деятельность, формирование устойчивого интереса к обычаям русского народа, многообразию народных игр.

Риск 2: Недостаточная разработанность проекта.

Разрабатывать совместно со вторым воспитателем. Оказывать помощь друг другу.

Риск 3: Ошибки воспитателя в плохой подготовленности к проведению игр  и заучивание слов к ним.

Заранее готовится к занятиям и проведению, хорошая подготовка. Залог успеха и большой заинтересованностью у детей.

Критерии и показатели результативности

Критерии

Показатели

Познавательный

  • двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;
  • познавательную активность, фантазию;
  • обогащение словарного запаса детей названиями предметов быта русского народа.

Эмоционально-

волевой

  • любовь и уважение к народной культуре;
  • смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности.

Деятельностный

интерес и желание играть в русские народные игры

Продукт проекта

  1. Картотека народных игр по теме проекта,
  2. планирование НОД с использованием подвижных народных игр,
  3. сценарии праздников и досугов с использованием народного фольклора и народных подвижных игр.

Прогноз и перспектива

В ходе проекта, мы много беседовали о том, как жили люди в прежние времена, много играли в русские народные игры, и по окончанию нашего проекта, мы можем сделать вывод, о том, что у детей сформировались представления о жизни, традициях, обычаях, культуре русского народа. У детей появился интерес к русским народным играм и творчеству в целом, дети стали сами просить нас поиграть в русские народные игры, послушать русские народные песни и потанцевать под них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ - Русские народные игры и забавы

Развитие коммуникативно-личностных качеств и двигательной активности средствами народных игр...

Проект "Русские народные игры"

Проект творческий, долгосрочный, расчитан на детей старшего дошкольного возраста.Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ « Программа воспитания и обучения в детском са...

Проект «Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста»

Игра – это очень важная часть человеческой культуры. У всех народов нашей планеты есть игры. Играют не только дети. Взрослые «играют» свадьбы, работают «играючи». Детёныш...

Проект "Русские народные игры"

проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми....

Проект « Русские народные игры».

Народные игры – это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Одно из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средство приобщения к национ...

Проект "Русские народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры"

Проект разработан в рамках регионального компонента "Наш дом - Южный Урал"...