Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шахматы".
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)
Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. В работе педагогов дополнительного образования на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей дошкольного возраста радостным, понятным, что поддерживает устойчивый интерес к новым знаниям. Игра является неотъемлемой формой деятельности ребёнка-дошкольника, это средство самовыражения и моделирования социальных отношений. Как нельзя лучше для этого подходит игра в шахматы.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше ребёнку, чем он тратит на неё.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmatnoe_korolevstvo.docx | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ ДО «Центр детского творчества» __________________ Л.В. Орлова Приказ №64 от 20.03.2019г. |
РАССМОТРЕНО: на заседании Педагогического совета Протокол №4 от 19.03.2019г. Председатель ПС _________________ Л.В. Орлова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно - спортивной направленности
«Шахматное королевство»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 5 – 7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор программы:
Викулова Я.В., педагог дополнительного образования
г. Надым, 2019
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………… 3
- Учебный план 1-ого года обучения ……………………………………………...9
- Содержание программы 1-ого года обучения ……………………………………...11
- Учебный план 2-ого года обучения ……………………………………………...13
- Содержание программы 2-ого года обучения ……………………………………...14
- Методическое обеспечение…………………………………………………………..17
| |
| |
|
- Пояснительная записка
Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. В работе педагогов дополнительного образования на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей дошкольного возраста радостным, понятным, что поддерживает устойчивый интерес к новым знаниям. Игра является неотъемлемой формой деятельности ребёнка-дошкольника, это средство самовыражения и моделирования социальных отношений. Как нельзя лучше для этого подходит игра в шахматы.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше ребёнку, чем он тратит на неё.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматное королевство» определяется социальным заказом общества, востребованностью детьми и родителями занятием шахматами как особым видом «интеллектуального искусства». Шахматы - это не только и столько игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, стремление и волю к победе. Дети изучают правила игры, учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой и анализируют партии известных шахматистов. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии ребёнка, начиная с дошкольного возраста.
Программа «Шахматное королевство» разработана в соответствии с:
• Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
• СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196;
• Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).
Программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка, обучение детей дошкольного возраста основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Программа по обучению игре в шахматы имеет физкультурно - спортивной направленности и максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Педагогическая целесообразность. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации образовательной деятельности, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами периода сенситивного к тому или иному виду педагогического воздействия. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены периоды сенситивные к обучению игре в шахматы.
Новизна. Данная программа составлена на основе шахматного учебника авторов Ференц Халас, Золтан Геци «Приключения в шахматном королевстве» для дошкольников, в котором использован ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в образовательной деятельности игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование на занятиях игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Отличительной особенностью программы является специально организованная игровая деятельность, вводящая детей в мир шахмат: знакомство дошкольников с историей развития шахмат. На занятиях в простой и доходчивой форме рассказывается о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Цель программы - обучение дошкольников принципам шахматной игры, способствующей личностному и интеллектуальному развитию детей посредством формирования общей культуры игры в шахматы.
Задачи:
Образовательные (предметные):
- учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий;
- обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шахматной партии;
- содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
- учить ориентироваться на плоскости, обогащая детскую фантазию.
Метапредметные:
- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
- развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству;
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
Личностные:
- формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;
- познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами;
- воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность.
Планируемые результаты реализации программы.
К концу обучения:
Учащиеся знают и понимают:
- историю возникновения и развития шахматной игры;
- название и назначение шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
- историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет;
- правила техники безопасности во время игры в шахматы;
- «цену» каждой шахматной фигуры.
Сформированы умения:
- объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- ориентироваться на шахматной доске;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
- матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
- записывать шахматную партию;
- играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Развиты:
- личностные качества (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные);
- логическое мышление, пространственное воображение, память.
Принципы работы:
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
- принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип наглядности;
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательной деятельности;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей дошкольного возраста, 5-7 лет.
Объем и срок освоения программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматное королевство» рассчитана на 2 года обучения (ежегодно 7 месяцев: с 1 октября по 30 апреля).
Количество учебных часов в год составляет 56 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу (занятию).
Форма обучения: очная.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом санитарных норм и правил, утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 04.07.2014г. № 41 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организацию режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Продолжительность одного занятия - 30 минут. Форма занятий – групповая, состав групп – разновозрастный.
Наполняемость групп: 10 учащихся.
Формы аттестации:
Промежуточная аттестация учащихся проводится в конце первого года обучения в форме игры – соревнования.
Итоговая аттестация проводится по окончании полного курса обучения по образовательной программе в форме шахматного турнира.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков (ЗУН), который проводится три раза в год.
Виды контроля:
- начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 октября;
- промежуточная аттестация в конце первого обучения – с 20 по 30 апреля;
- итоговая аттестация – в конце освоения программы с 20 по 30 апреля.
ЗУН учащихся оцениваются по 4 балльной системе, от 2 -5 баллов.
Формы контроля:
- ролевая игра;
- конкурс решения шахматных задач;
- шахматный турнир.
Методы контроля:
- опрос;
- наблюдение,
- практическая работа.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
- учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. - соблюдение гигиенических критерий допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение:
- набор школьной универсальной трансформируемой мебели 1-местный -10 шт.;
- стулья, регулируемые по высоте-10 шт.;
- рабочий стол преподавателя-1 шт.;
- стул -1;
- интерактивная доска - 1;
- мультимедийный проектор - 1;
- принтер лазерный - 1;
- дидактические игры для обучения игре в шахматы - 10;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
- настольные шахматы разных видов - 10;
- шахматные часы - 5;
- обучающие видеоуроки по шахматам;
- симуляторы игр.
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место педагога (ПК, проектор, принтер).
Методическое обеспечение
Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной образовательной программы является учебное занятие. Знание педагогом индивидуальных особенностей детей позволяет эффективно использовать стимулирующее влияние коллектива на учебную деятельность каждого учащегося.
На занятиях используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы.
Формы занятий: соревнования, конкурсы, практикумы, занятие - ролевая игра, занятие проверки и коррекции знаний и умений.
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой и др.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры.
Продуктивный метод используется при игре на различных этапах шахматной партии.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Используемые педагогические технологии – технология личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, развивающее обучение, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Воспитательная деятельность. Работа с родителями.
Воспитательная работа имеет социально-ориентированную направленность.
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями.
Работа с родителями предусматривает:
- индивидуальные беседы- консультации;
- профилактические беседы.
Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по двум направлениям: познавательной, практико-ориентированной деятельности.
В процессе межличностного общения реализуется коммуникативный потенциал ребенка и формируется его мировоззрение. Получив информацию, каждый учащийся в группе в целом ведёт диалог, совместный поиск решений. Дети учатся самостоятельно мыслить, применяя полученные знания на занятиях.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
первого года обучения
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1. Введение. Шахматная доска. Шахматные фигуры. | |||||
1.1 | Введение. Шахматная доска. Шахматные фигуры. | 2 | - | 2 | Беседа |
2.Основные правила игры в шахматы. Смотр войск перед боем. (12 ч.) | |||||
2.1 | Изучение основных правил игры. | 2 | 4 | 6 | Беседа |
2.2 | Изучение шахматных фигур. | 2 | 4 | 6 | Беседа |
3.Дебют – начало игры. ( 12 ч.) | |||||
3.1 | Знакомство с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. | 2 | 4 | 6 | Практическая работа |
3.2 | Учимся находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. | 2 | 4 | 6 | Практическая работа |
4.Немного истории. (6 ч.) | |||||
4.1 | История самой интересной партии в шахматы. Основные моменты из игры. | 1 | 5 | 6 | Беседа |
5.Эндшпиль – ключ к победе. (9 ч.) | |||||
5.1 | Основные секреты в игре в шахматы | 3 | 3 | 6 | Беседа |
5.2 | Изучение основных понятий. | 1 | 1 | 2 | Беседа |
5.3 | Закрепление материала игрой. | - | 1 | 1 | Практическая работа |
6.Как избежать поражения. (14 ч.) | |||||
6.1 | Вспоминаем значение понятия «мат». | 1 | 3 | 4 | Практическая работа |
6.2 | Знакомимся с новым понятием – «мат в один ход». | 1 | 3 | 4 | Практическая работа |
6.3 | Учимся определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю. | 2 | 4 | 6 | Практическая работа |
7. | Подведение итогов работы за год. Заключительное занятие | 1 | 1 | Контрольное задание (соревнование) | |
Итого: | 19 | 37 | 56 | ||
К концу первого года обучения дети знают:
- шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода, взятие каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети умеют:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
- правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
- правильно располагать фигуры перед игрой;
- перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
- решать простые шахматные задачи.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
первого года обучения
1.Введение. Шахматная доска. Шахматные фигуры. (2 часа: теория - 1ч, практика - 1ч).
Теория: эвристическая беседа о направленности, содержании программы. Правила поведения учащихся, инструктаж по технике безопасности на занятии и при работе с шахматами.
Знакомство с шахматной доской и с шахматными фигурами. Учить правильно располагать доску между партнёрами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: инструкция по технике безопасности, дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
2.Основные правила игры в шахматы. Смотр войск перед боем.
(12 часов: теория – 4ч, практика – 8 ч).
Теория: Знакомство с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», знакомство с правилом «ферзь любит свой цвет».
Практическая работа: Закрепление нового материала посредством дидактических игр – заданий.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
3.Дебют – начало игры (12 часов: теория – 4ч, практика – 8 ч).
Теория: Знакомство с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учимся находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет.
Практическая работа: Закрепление новых знаний посредством индивидуальных игр – заданий, учимся правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
4.Немного истории (6 часов: теория -1ч, практика 5ч).
Теория: История самой интересной партии в шахматы. Основные моменты из игры.
Практическая работа: Учимся применять полученные знания.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
5.Эндшпиль – ключ к победе (9 часов: теория -4ч, практика -5ч).
Теория: Основные секреты в игре в шахматы. Изучение основных понятий.
Практическая работа: Закрепление материала игрой.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
6.Как избежать поражения (14 часов: теория -4ч, практика -10ч).
Теория: Вспоминаем значение понятия «мат». Знакомимся с новым понятием – «мат в один ход». Учимся определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю.
Практическая работа: Закрепляем полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учимся понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
7.Итоговое занятие (1 час: практика -1ч).
Занятие – соревнования. Вспоминаем полученные знания. Учимся применять знания на деле.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
второго года обучения
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов | Формы контроля | |||
теория | практика | всего | ||||
1. Введение. Привет игрок. Атака на короля. (6 ч.) | ||||||
1.1 | Введение. | 1 | 1 | 2 | Беседа | |
1.2 | Атака на короля. | 1 | 1 | 2 | Практическая работа | |
1.3 | Партия Жужи Полгар. | 1 | 1 | 2 | Практическая работа | |
2. Мыслить нужно не фигурами. (4 ч.) | ||||||
2.1 | Изучение основных правил игры. | 1 | 3 | 4 | Беседа | |
3. Ловушка для ферзя. ( 8 ч.) | ||||||
3.1 | Знакомство с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. | 1 | 3 | 4 | Беседа-диалог | |
3.2 | Учимся находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. | 1 | 3 | 4 | Практическая работа | |
4. Зачем нужны шахматные часы. (6 ч.) | ||||||
4.1 | Шахматные часы. Принцип работы шахматных часов. | 1 | 3 | 4 | Беседа | |
4.2. | Принцип работы шахматных часов. | 1 | 1 | 2 | Практическая работа | |
5.Зачем нужны пешки. (6 ч.) | ||||||
5.1 | Что такое пешка? | 1 | 3 | 4 | Беседа | |
5.2 | Учимся правильно ходить пешкой. | 1 | 1 | 2 | Практическая работа | |
6. Знаменитые любители. (4 ч.) | ||||||
6.1 | Знаменитые любители. | 1 | 1 | 2 | Беседа | |
6.2 | Основные методы в игре. | 1 | 1 | 2 | Практическая работа | |
7.Рокируйся в противоположную сторону! (8 ч.) | ||||||
7.1. | Виды рокировок в шахматах. | 1 | 3 | 4 | Беседа-диалог | |
7.2. | Правила рокировки в щахматах. | 1 | 1 | 2 | Беседа-диалог | |
7.3. | Рокировка королем. | 1 | 1 | 2 | ||
8.Шахматная нотация (6 ч.) | ||||||
8.1. | Понятие шахматной нотации. | 1 | 3 | 4 | Беседа-диалог | |
8.2. | Учимся записывать партию. | 1 | 1 | 2 | Практическая работа | |
9.Гроссмейстеры против компьютеров (7 ч.) | ||||||
9.1. | Принцип игры в компьютерные шахматы. | 1 | 2 | 3 | Беседа | |
9.2. | История первых шахматных машин. | 1 | 1 | 2 | Беседа | |
9.3. | Гроссмейстер против компьютера | 1 | 1 | 2 | Практическая работа | |
10. | Подведение итогов работы за год. Заключительно занятие. | 1 | 1 | Практическая работа | ||
Итого: | 20 | 36 | 56 | |||
К концу второго года обучения учащиеся знают:
• обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
• ценность шахматных фигур;
• сравнительную силу фигур.
К концу второго года обучения учащиеся умеют:
• записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
второго года обучения
1.Введение. Привет игрок. Атака на короля (6 часов: теория - 3ч, практика - 3ч).
Теория: Изучение понятия «Атака на короля». Стадии шахматной партии. Положение короля на доске. Защищенность короля соперника.
Практическая работа: Закрепление полученных знаний посредством дидактических игр – заданий.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
2.Мыслить нужно не фигурами (4 часа: теория - 1ч, практика - 3ч).
Теория: Пять самых важных принципов шахматного мышления. Учимся избегать ходов без цели.
Практическая работа: Закрепление нового материала посредством дидактических игр – заданий.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
3.Ловушка для ферзя (8 часов: теория - 2ч, практика - 6ч).
Теория: Рассматриваем ситуацию, когда королевский фланг чёрных оказывается разгромлен, а сам король оказывается в большой опасности. Разбираемся, каким образом подстроить ловушки играя белыми и как их избежать, играя чёрными.
Практическая работа: Закрепляем новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учимся правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
4.Зачем нужны шахматные часы (6 часов: теория - 2ч, практика - 4ч).
Теория: Изучаем шахматные часы. Для чего они нужны. Принцип работы шахматных часов. Изучаем различные темпы игры в шахматы.
Практическая работа: Закрепляем новые знания – игрой.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
5.Зачем нужны пешки (6 часов: теория - 2ч, практика - 4ч).
Теория: Изучаем пешки. Что такое пешка? Почему является самой слабой шахматной единицей.
Практическая работа: Учимся правильно ходить пешкой. Закрепление материала игрой.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
6.Знаменитые любители (4 часа: теория - 2ч, практика - 2ч).
Теория: Изучаем самых главных любителей игры в шахматы.
Практическая работа: Пробуем основные методы в игре. Закрепляем полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учимся понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
7.Рокируйся в противоположную сторону! (8 часов: теория - 3ч, практика - 5ч).
Теория: Виды рокировок в шахматах. Условия, когда рокировку сделать нельзя. Правила рокировки в шахматах. Изучаем рокировку королем.
Практическая работа: Полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учимся понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
8.Шахматная нотация (6 часов: теория - 2ч, практика - 4ч).
Теория: Изучаем понятие шахматной нотации. Учимся записывать партию. Учимся читать и понимать шахматные книги.
Практическая работа: Закрепляем полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учимся понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
9.Гроссмейстеры против компьютеров (7 часов: теория - 3ч, практика - 4ч).
Теория: Изучаем принцип игры в компьютерные шахматы. История первых шахматных машин. Гроссмейстер против компьютера.
Практическая работа: Закрепляем полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учимся понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:
- единства обучения, развития и воспитания;
- последовательности: от простого к сложному;
- систематичности;
- активности;
- наглядности;
- интеграции;
- прочности;
- связи теории с практикой.
Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.)
Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая, коллективная работа.
Формы организации учебного занятия – учебное занятие; занятие-фантазия; занятие-игра; практическое занятие.
Педагогические технологии – технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровье сберегающая технология.
7. Литература:
1. Авербах Ю. Л. Что надо знать об эндшпиле. - М.: Физкультура и спорт, 1965. - 102 с.
2. Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10. - с 4- 32.
3. Блох М.В. Комбинационное искусство. - М.: Инженер, 1993. - 176 с.
4. Бондаревский И.З. Атака на короля. - М.:Физкультура и спорт,1962.–114с.
5. Бондаревский И.З. Комбинации в миттельшпиле. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 г. – 128 с.
6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - М.: Физкультура и спорт. 1988. – 224 с.
7. Кобленц А. Школа шахматной игры. Выдающиеся шахматисты мира . - Рига: Латвийское ГосИздательство, 1962. – 346 с.
8. Костров В., Белявский Б. – Шахматный решебник. - СПб.: Литература, 2004 г. – 110 с.
Часть I. Связка. Двойной удар.- СПб 2004г.- 91с.
Часть II. Отвлечение. Завлечение.- СПб 2004г.- 91с.
Часть III. Шахматные комбинации.- СПб 2004г.- 91с.
Часть IV. Шахматные окончания.- СПб 2004г.- 91с.
9. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 1 год. СПб.: 2006. 92 с.
10. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 2 год. СПб. 2006. 93 с.
11. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 3 год. СПб. 2006. 124 с.
12. Лисицын Г.М. Стратегия и тактика шахматного искусства. - Лениздат, 1952. – 558 с.
13. Нимцович А.Н. Моя система. - М.: Физкультура и спорт, 1984. – 576 с.
14. Рожков П., Костров В.(отчество). 100 шахматных заданий. Второй год обучения. - СПб.: Физкультура и спорт. 1995. – 95 с.
15. Суэтин А. С. Как играть дебют. - М.: Феникс, 1965. – 128 с.
16. Эстрин Я.Б., Калинченко М. Малая дебютная энциклопедия.– М.: Фис. 1985-672с Яковлев Н. Костров В. Шахматный решебник. - СПб.: Физкультура и спорт, 1995. – 92 с.
17. Яковлев Н. Шахматный решебник. Найди лучший ход. С-Пб.: Физкультура и спорт, 2011. – 95с.
8.ГЛОССАРИЙ
Блиц — молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).
Бло́кер — фигура, блокирующая продвижение вражеской пешки.
Вертикаль — поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы (например, вертикаль f).
Горизонталь — поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).
Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
Конь — лёгкая шахматная фигура по силе примерно равная трём пешкам. Конь ходит на поле, находящееся в двух клетках по горизонтали и одной по вертикали, либо в двух клетках по вертикали и одной по горизонтали от исходного положения, при этом он имеет возможность «перепрыгивать» фигуры и пешки, находящиеся между его начальным и конечным положением при ходе. Особенностью коня является то, что он постоянно меняет цвет поля, на котором находится. В исходной позиции у каждого игрока по два коня которые находятся на первой (белые) и восьмой (чёрные) горизонталях, рядом с ладьями.
Король — главная шахматная фигура, с которой связан исход шахматной партии. Король может ходить на одну клетку по горизонтали, вертикали или диагонали, на любое неатакованное поле, не занятое своей фигурой или пешкой, а также участвовать в рокировке. У каждого игрока по одному королю, в исходной позиции находящиеся на полях e1 (белый) и e8 (чёрный) Особенностью королей является то, что их количество (по одному на каждого игрока) не может меняться на протяжении всей партии, то есть король не может быть взят и пешка не может быть превращена в короля по достижении последней на своём пути горизонтали. Цель игры — атаковать короля таким образом, чтобы у него не было возможности защититься от этой атаки (мат).
Ладья — тяжёлая шахматная фигура, по силе примерно равная пяти пешкам. На свободной доске может ходить на любое число полей по горизонтали или вертикали, а также участвовать в рокировке. В исходной позиции, у каждого из игроков по две ладьи, находящиеся по углам доски.
Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
Пешка — минимальная боевая единица в шахматах, одновременно — базовая единица измерения шахматного материала (в среднем лёгкая фигура равна трём пешкам, ладья — пяти и т. п.).
Поле — единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной позиции предопределяет позиционное преимущество.
Промежуточный ход — неочевидный ход, сделанный вместо очевидного (напрашивающегося), позволяющий извлечь дополнительную выгоду из позиции (например, вместо «очевидного» взятия фигуры во время размена дается промежуточный шах, заставляющий короля противника занять невыгодную позицию).
Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.
Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король. Рокировка может производиться только, если ни ладья, ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями, занимаемыми королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно из полей на его пути (то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он ходит) не находится под боем.
Слон — лёгкая шахматная фигура, по силе примерно равная трём пешкам. На свободной доске может передвигаться на любое число полей по диагонали. В исходной позиции у каждого игрока по два слона, находящиеся на первой (белые) и восьмой (чёрные) горизонталях, на полях рядом с конями. Особенностью слона является то, что он может ходить только по полям определённого цвета, поэтому различают белопольных и чернопольных слонов, по цвету полей, по которым они передвигаются.
Темп — 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа — лишний ход, то есть потеря времени).
Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты» и пр.).
Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором несколько участников играют друг с другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков). Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию с каждым участником другой команды.
Турнирная таблица — документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице результатам туров) или их итоговый результат (итоговая таблица).
Ферзь — Самая сильная фигура в шахматах, по силе примерно равная девяти пешкам. На свободной доске может ходить на любое число полей по горизонтали, вертикали или диагонали. В исходном положении белый ферзь находится на поле d1, чёрный — d8.
Ход — передвижение фигуры или пешки с одного поля на другое. Ход считается сделанным, если игрок поставил фигуру или пешку на поле и отпустил её. Ходы шахматной партии, сыгранной в официальных соревнованиях, записываются посредством шахматной нотации. В случае рокировки и взятия в ходе могут участвовать две фигуры.
Часы шахматные — особая разновидность часов, в которых совмещены два циферблата и при совершении хода особый механизм переключает часы таким образом, что идут часы того, кто обдумывает ход. Нехватка времени вызывает цейтнот, а его исчерпание (в случае, если не сделано предусмотренное количество ходов) означает просрочку времени и поражение.
Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой.
Двойной шах — позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.
Шахматная композиция — область шахматного искусства, в которой художники (шахматные композиторы) составляют позиции (задачи и этюды), в которых те или иные идеи, принципы и приемы выражаются в чистом виде и имеют ярко выраженную эстетическую окраску.
9.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Шахматное королевство»
(стартовый уровень)
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | Итого |
8 зан. 8 ч. | 8 зан. 8 ч. | 8 зан. 8 ч. | 7 зан. 7 ч. | 8 зан. 8 ч. | 8 зан. 8 ч. | 9 зан. 9 ч. | 56 зан. 56 ч. |
Продолжительность учебных занятий:
2 раза в неделю по 1 часу (учебных занятий) = 2 часа
Начальный контроль – с 15 по 25 октября
Промежуточная аттестация–с 20 по 30 апреля 1 года обучения
Итоговая аттестация – с 20 по 30 апреля 2 года обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....