Семинар - практикум. Освоение комплексной программы «Мир открытий».
статья по физкультуре

Васильева Ольга Николаевна

«Мир открытий» - это комплексная программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО. Одной из основных особенностей программы являются здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии, направленные на объединение образовательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной образовательной организации.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не наносящим ущербу организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Физическое развитие – динамический процесс роста и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Именно поэтому целью парциальной программы физического развития детей 3-7 лет «Малыши крепыши» является охрана и укрепление физического и психического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизниразвитию его физических качеств и совершенствование двигательных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.pptx2.74 МБ
Microsoft Office document icon seminar.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Освоение комплексной программы «Мир открытий » Образовательная область « Физическое развитие »

Слайд 3

Цель : охрана и укрепление здоровья ребёнка, формирование привычки к ЗОЖ, развитие его физических качеств и совершенствование его двигательных навыков на основе индивидуально – дифференцированного подхода. Задачи : - охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ (гигиенических навыков, приёмов закаливания и др.) ; - развитие основных физических качеств ребёнка (скорости, гибкости, силы, выносливости, ловкости) и умение их использовать в повседневной жизни; - развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка; - воспитание воли, смелости, настойчивости и дисциплинированности; - формирование предпосылок учебной деятельности.

Слайд 4

Особенности физического развития детей дошкольного возраста. (По мнению авторов программы). Дети четвертого года жизни

Слайд 5

Особенности физического развития детей дошкольного возраста. (По мнению авторов программы). Дети пятого года жизни

Слайд 6

Особенности физического развития детей дошкольного возраста. (По мнению авторов программы). Дети шестого года жизни

Слайд 7

Особенности физического развития детей дошкольного возраста. (По мнению авторов программы). Дети седьмого года жизни

Слайд 9

Образовательная деятельность Включает в себя следующие формы организации двигательной деятельности детей : - Эмоционально - стимулирующая утренняя гимнастика, оздоровительная гимнастика пробуждения, ритмическая гимнастика; - занятия по физическому развитию в спортивном зале и на воздухе (НОД); - физкультурные минутки и паузы, подвижные игры, двигательные задания, спортивные игры и упражнения; - физкультурные праздники и развлечения, спортивные досуги и соревнования, эстафеты. педагогов : взрослому для того, чтобы показать эталон – идеальный образец движения, а детям, чтобы было удобно выполнять задание. Занятия по физической культуре проводят два педагога (инструктор и воспитатель) при ведущей роли инструктора. Рассмотрим модели организации подгрупповой работы. - инструктор занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными, и наоборот; - инструктор занимается с ребёнком индивидуально, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью; - инструктор и воспитатель занимаются с подгруппами детей; - инструктор показывает и объясняет упражнения, воспитатель исправляет у детей неправильные позы; -инструктор и воспитатель участвуют в подвижной игре.

Слайд 10

Воспитательная направленность Должна прослеживаться в процессе организации всех форм двигательной активности детей. Особое внимание уделяется организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Её правильная организация позволит: - повышать физкультурную грамотность дошкольников; - стимулировать положительную мотивацию детей к занятиям и другим формам организации двигательной активности; - формировать у детей основы правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; воспитания физических качеств - формировать у детей организационно-методические умения, дающие возможность дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль; - решать сугубо воспитательные задачи, в том числе воспитания личностных качеств детей (эстетических, нравственных и т. д.) - содействовать развитию у дошкольников психических процессов. Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.

Слайд 11

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

Слайд 12

Построение занятия по физической культуре (непосредственно-образовательной деятельности ) по программе «Мир открытий»

Слайд 13

метод «Лаборатории» «Театр физического развития» Цель: Повышение у детей мотивации заниматься физкультурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России. Задачи: ознакомление детей с разными видами спорта (в первую очередь с теми, которые им интересны); развитие положительной мотивации к занятиям спортом и помощь в выборе секции самим ребенком, здоровому образу жизни; расширение двигательных возможностей ребенка за счет освоения новых доступных движений; расширение кругозора в вопросах спортивной жизни страны; обогащение знаниями в области физической культуры и спорта; формирование интереса соревнованиям и состязаниям; совершенствование спортивных умений и навыков.

Слайд 14

Почему именно лаборатория, а не проект: Проект - проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. Исследование - поиск неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Слайд 15

Лаборатория:

Слайд 16

Лаборатория:

Слайд 17

Лаборатория:

Слайд 18

Лаборатория:

Слайд 19

Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой мы совершенствованием его двигательные навыки на основе индивидуально – дифференцированного подхода, охраняем и укрепляем здоровье ребёнка, формируем привычки к ЗОЖ, развиваем его физические качества и а так же даем возможность познавать новое. Ведь уже сейчас дети охотно и с большим удовольствием участвуют в спортивных играх, знают правила игр, придумывают новые варианты уже знакомых игр.

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум по теме:

Освоение комплексной программы «Мир открытий».

Образовательная область «Физическое развитие».

«Мир открытий» - это комплексная программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО. Одной из основных особенностей программы являются здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии, направленные на объединение образовательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной образовательной организации.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не наносящим ущербу организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Физическое развитие – динамический процесс роста и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Именно поэтому целью парциальной программы физического развития детей 3-7 лет «Малыши крепыши» является охрана и укрепление физического и психического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни, развитию его физических качеств и совершенствование двигательных навыков.

Цели и задачи реализации программы.

Цель: охрана и укрепление здоровья ребёнка, формирование привычки к ЗОЖ, развитие его физических качеств и совершенствование его двигательных навыков на основе индивидуально – дифференцированного подхода.

Задачи:

- охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ (гигиенических навыков, приёмов закаливания и др.);

- развитие основных физических качеств ребёнка (скорости, гибкости, силы, выносливости, ловкости) и умение их использовать в повседневной жизни;

- развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка;                                - воспитание воли, смелости, настойчивости и дисциплинированности;                                                              - формирование предпосылок учебной деятельности.

Особенности физического развития детей дошкольного возраста. (По мнению авторов программы).

В младшем дошкольном возрасте происходит физическое развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. По сравнению с ранним возрастом, движения детей четвёртого года жизни становятся более разнообразными и координированными. У детей формируются элементарные навыки совместной игровой и двигательной деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения. Обладая определённым запасом движений, дети ещё не способны заботиться о результатах своих действий, они поглощены самим процессом. Они уже способны выполнять различные движения по своему усмотрению и по указанию воспитателя.

Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания знакомым образам. Дети более сознательно следят за показом движений педагога, стараясь выслушать все его пояснения.

Сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движение транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей.

На пятом году жизни (средняя группа) происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. У детей интенсивно развиваются моторные функции. Их движения носят преднамеренный характер. Детям интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Они владеют в общих чертах всеми видами основных движений, которые становятся более координированными.

Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх. Подвижные игры позволяют формировать ответственность за выполнение правил и достижение определённого результата. Дети берутся за выполнение любой двигательной задачи, но часто не соизмеряют свои силы, не учитывают реальные возможности. Для большинства детей 4-5 лет характерно недостаточно чёткое и правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей.

На шестом году жизни совершенствуется физическое развитие детей: стабилизируются физиологические функции и процессы, укрепляется нервная система.

Детям 5-6 лет свойственна высокая потребность в движениях. Двигательная активность становиться всё более целенаправленной, зависимой от эмоционального состояния и мотивов деятельности. Дети овладевают сложными видам движений и различными способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники.

На шестом году жизни значительно улучшаются показатели ловкости. Дети овладевают более сложными координационными движениями (прыжки по скамейке, ходьба и бег по наклонной плоскости и др., быстро приспосабливаются к изменяющейся ситуации.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма: стабилизируются все физиологические функции и процессы, совершенствуется нервная система, повышается двигательная культура.

Движения детей 6-7 лет становятся всё более осмысленными, мотивированными и целенаправленными. Старшие дошкольники осознанно упражняются в различных действиях, пытаются ставить двигательную задачу, выбирая различные способы её решения. В процессе выполнения двигательных заданий проявляются скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость и выносливость. Они способны к продолжительной двигательной деятельности низкой и средней интенсивности, готовы к статическим нагрузкам.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы.

Физическое развитие детей проводится с учётом их здоровья по следующим направлениям:

- оздоровительная деятельность;

- образовательная деятельность;

- воспитательная направленность.

Эти направления тесно взаимосвязаны между собой и неотделимы друг от друга.

Оздоровительная деятельность (закаливание) включает следующий комплекс мероприятий: проветривание помещений, правильно организованная  прогулка,  физические  упражнения в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой – и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

Важную оздоровительную роль играет развитие творчества в двигательной деятельности. Оно способствует раскрытию потенциальных возможностей организма, создаёт условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию с самим собой, природой, окружающими людьми.

Образовательная деятельность включает в себя следующие формы организации двигательной деятельности детей:

- Эмоционально - стимулирующая утренняя гимнастика, оздоровительная гимнастика пробуждения, ритмическая гимнастика;

- занятия по физическому развитию в спортивном зале и на воздухе (НОД);

- физкультурные минутки и паузы, подвижные игры, двигательные задания, спортивные игры и упражнения;

- физкультурные праздники и развлечения, спортивные досуги и соревнования, эстафеты.

Для проведения занятий рекомендована спортивная форма и обувь, как для детей, так и для педагогов: взрослому для того, чтобы показать эталон – идеальный образец движения, а детям, чтобы было удобно выполнять задание.

Занятия по физической культуре проводят два педагога (инструктор и воспитатель) при ведущей роли инструктора. Рассмотрим модели организации подгрупповой работы.

- инструктор занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными, и наоборот;

- инструктор занимается с ребёнком индивидуально, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;

- инструктор и воспитатель занимаются с подгруппами детей;

- инструктор показывает и объясняет упражнения, воспитатель исправляет у детей неправильные позы;

-инструктор и воспитатель участвуют в подвижной игре.

Воспитательная направленность должна прослеживаться в процессе организации всех форм двигательной активности детей. Особое внимание уделяется организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Её правильная организация позволит:

- повышать физкультурную грамотность дошкольников;

- стимулировать положительную мотивацию детей к занятиям и другим формам организации двигательной активности;

- формировать у детей основы правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; воспитания физических качеств

- формировать у детей организационно-методические умения, дающие возможность дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль;

- решать сугубо воспитательные задачи, в том числе воспитания личностных качеств детей (эстетических, нравственных и т. д.)

- содействовать развитию у дошкольников психических процессов.

Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Информационные: наглядная пропаганда ЗОЖ (рекламные буклеты, листовки, публикации, памятки для родителей);

организационные: родительские собрания, в том числе тематические, анкетирование родителей по вопросам физического развития дошкольников;

просветительские: тематические встречи с привлечением медсестры, врача, педагогов спортивных школ;

практико – ориентированные: участие родителей в мастер- классах по теме, (а также их самостоятельное проведение, участие родителей в Днях здоровья, спортивных праздниках, досугах и развлечениях; создание семейного портфолио спортивных достижений.

Личный пример воспитателя, его отношение к физической культуре формирует у детей необходимые привычки и навыки, которые составляют основу здорового образа жизни.

Построение занятия (непосредственно-образовательной деятельности) или любой деятельности по физической культуре по программе "Мир открытий".

Так же как и в любом занятии есть вводная, основная, заключительная части , но в каждой части есть еще.

Вводная или мотивационная часть делится на:

1. Введение в ситуацию (что сегодня будет или создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность, формулировка детьми так называемой «детской» цели).

2. Актуализацию (организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания).

Основная часть или операционно-деятельностный компонент делится на:

3. Затруднение в игровой ситуации (столкновение с затруднением, анализ возникшей ситуации: - фиксация затруднения, - выявление его причины (недостаточности знаний, знакомых способов действий)).

4. Поиск выхода из затруднения (выбор способа преодоления затруднения, выдвижение и обоснование гипотез. Реализация плана – поиск и «открытие» новых знаний (способов действий) через использование различных форм организации детских видов деятельности).

5. Самостоятельное применение знаний на основе полученного знания (использование нового знания совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух алгоритма, способа. Самопроверка по образцу, взаимопроверка. Использование новых знаний в совместной деятельности.).

Заключительная часть или осмысление:

6. Рефлексия (фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели).

 

Одним из вариантов работы с программой  является метод «Лаборатории»

Моя лаборатория как инструктора по физкультуре: «Театр физического развития». Помимо основных занятий 1 раз в неделю в одной из подготовительных групп.

Цель лаборатории: Повышение  у детей мотивации заниматься физкультурой и спортом, ознакомление  со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России.

Задачи проекта:

  • ознакомление детей с разными видами спорта (в первую очередь с теми, которые им интересны);
  • развитие положительной мотивации к занятиям спортом и помощь в выборе секции самим ребенком, здоровому образу жизни;
  • расширение двигательных возможностей ребенка за счет освоения новых  доступных  движений;
  • расширение кругозора в вопросах спортивной жизни страны;
  • обогащение знаниями в области физической  культуры и спорта;
  • формирование интереса соревнованиям и состязаниям;
  • совершенствование спортивных умений и навыков.

Почему именно лаборатория, а не проект:

Проект - проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Исследование - поиск неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Лаборатория:

В первую очередь, когда появилась мысль, "А не взять ли нам, что-нибудь интересненькое на следующий год для подготовительной группы". Ведь в действительности очень сложно удивить и заинтересовать современных детей и тем более их родителей.

В начале учебного года я опросила детей, чем бы они хотели заниматься на занятиях физ-рой. В ответ я услышала множество вариантов детей, и одним из вариантов было: "А давайте весь год играть в футбол". "А почему бы и нет, но ведь за год футбол надоест, да и правила не все знают, да и как правильно мяч подать." И после этих размышлений, бесед, и появилось желание взять еще одно направление из "Мира открытий" Лабораторию. И уже на этих занятиях изучать совместно с детьми различные виды спорта (в первую очередь с теми, которые им интересны):

правила игры, тренировочные разминки, спортсменов прославившихся в этих видах спорта.

Построение таких занятий немного отличается от традиционных:

Вводная или мотивационная часть делится на:

(3 мин) Просмотр слайдов, и обсуждение вида спорта, разбор упражнений.

(3мин) Выполнение корригирующих упражнений, разминочный бег и перестроения.

Основная часть или операционно-деятельностный компонент делится на:

( 8-9 мин) Выполнение разминки для спортсменов (упражнения подбираются в соответствии с возрастными и физиологическими возможностями детей)

( 6-7 мин) Выполнение основных упражнений (упражнения выбираем совместно с детьми упражнения для отрабатывание навыка игры (если это футбол - пассы ногой друг другу, ведение мяча змейкой, забивание мяча в ворота, если это баскетбол - различные ведение мяча рукой, забрасывание мяча в корзину...))

( 5 мин) на саму игру (учимся соблюдать правила спортивной игры)

(2 мин) релаксацию (восстановление дыхания и сердечных ритмов )

Заключительная часть или осмысление:

2 мин Обсуждение (что понравилось, что еще хотелось бы закрепить, что не получилось, что удалось).

Иногда очень тяжело объяснить какой-то вид спорта, но и здесь нашли выход. У нас есть выпускники, которые посещают спортивные секции, эти ребята и их родители с удовольствием приходят мне с детьми на выручку. Получилось так, что дети захотели разобрать восточные единоборства. Собрав информацию и сделав презентацию о восточных единоборствах я поняла, что сама я не справлюсь, мы позвали наших выпускников. Девчонки не только рассказали про "Ушу", продемонстрировали свою одежду, оружие, а еще показали мастер-класс с  отработкой нескольких упражнений.

Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой мы совершенствованием его двигательные навыки на основе индивидуально – дифференцированного подхода, охраняем и укрепляем здоровье ребёнка, формируем привычки к ЗОЖ,  развиваем его физические качества и а так же даем возможность познавать новое. Ведь уже сейчас дети охотно и  с большим удовольствием участвуют в спортивных играх, знают правила игр, придумывают новые варианты уже знакомых игр.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Преодоление психологических барьеров на пути освоения инноваций"

Инновация это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение чего-то нового.Основной задачей данного семинара-практикума является создание положительных эмоц...

Семинар-практикум для педагогов «Освоение организации проектной деятельности детьми»

Практический материал для педагогов ДОУ по ознакомлению с проектной деятельностью....

Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»

    В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми  с нарушен...

Семинар-практикум "Видео-уроки: программы и принципы форматирования и редактирования видео"

Цель: передача педагогического опыта использования видеоредактора для форматирования и редактирования видео....

Семинар - практикум для родителей на день открытых дверей в детском саду

Тема: «Нейроигры - залог успешного развития ребенка!»Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в развитии детей дошкольного возраста, применение в домашних условиях комплексов н...