Проект «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с детьми старшего дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)

Антонова Татьяна Сергеевна

Для повышения интереса детей к занятиям физической культурой посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_netraditsionnoe_oborudovanie.docx66.37 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с детьми старшего дошкольного возраста» 

Тип: творческий.

Продолжительность: краткосрочный

Сроки реализации: октябрь 2018 года.

Участники: дети подготовительной группы, инструктор по физической культуре, воспитатели группы, родители.

Возраст: 6-7 лет.

Актуальность: В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи – все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот, разрушает его. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление здоровья детей, соответствие их физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым. В связи с этим возрастает роль детского сада в физическом развитии детей. Перед педагогами нашего детского сада встала актуальная педагогическая проблема: как повысить мотивацию детей к занятиям физическими упражнениями. Зачастую, кажется, что нет новых рецептов для решения старых проблем.

Педагогам известно, что основная нагрузка в плане физического развития детей ложится на занятия. Что же нужно сделать, чтобы занятия по физическому развитию стали более интересными, увлекательными, эффективными? Ведь порой одного профессионализма, эмоциональности педагогов недостаточно для побуждения интереса у дошкольников к занятиям физическими упражнениями. Л.Н.Толстой подчеркивал, что ребенок занимается охотно тогда, когда ему это интересно.

Это и побудило наш педагогический коллектив МАДОУ «Золушка» к поиску и внедрению нового нестандартного оборудования для использования его на занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Цель: повышение интереса детей к занятиям физической культурой, оптимизация их двигательной активности посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования.

Задачи:

- целенаправленное развитие у детей физических качеств: силы, ловкости, выносливости, быстроты, гибкости;

- создание развивающей среды, внедряя нетрадиционное оборудование;

- повышение интереса к занятиям физической культурой;

- побуждение детей к самостоятельной двигательной деятельности;

- привлечение родителей воспитанников к изготовлению нестандартного оборудования;

 -обобщение и распространение опыта работы по созданию нестандартного оборудования для двигательной среды.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный:

- Изучение методической литературы по данной теме;

- Подготовка для родителей иллюстративного материала о нетрадиционном оборудовании для физкультурного уголка и способах его изготовления; 

- Определение плана работы по изготовлению нестандартного оборудования;

- Проведение стартовой диагностики – выявление детей с низким уровнем развития физических качеств.

II. Практический этап:

- Составление картотеки нестандартного оборудования;

- Изготовление оборудования совместно с родителями;

        - Разработка содержания занятий;

        -Проведение комплекса оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий с использованием нестандартного оборудования.

ПЕРЕЧЕНЬ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРИМЕНЕНИЕ

РАЗВИТИЕ

1.

Цветной парашют

Подвижные игры.

Ловкость, внимание, быстрота реакции, умение ориентироваться в пространстве, целеустремлённость.

2.

Бильбоке

Самостоятельная деятельность, для игр.

Развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умение регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля.

3.

Дорожки Здоровья

Для профилактики плоскостопия у детей.

Массаж стоп.

4.

Весёлые колечки

Для общеразвивающих упражнений, для метания, самостоятельная деятельность.

Развитие меткости, ловкости, глазомера.

5.

Дорожки «След в след»

Упражнять детей в ходьбе  с правильным разворотом стопы.

Развитие координации движений, равновесие.

6.

Мешочки с песком

Для метания вдаль, в горизонтальную и вертикальную цель, для общеразвивающих упражнений.

Развитие силы рук, профилактики нарушений осанки.

7.

Туннель

Самостоятельная деятельность

Развитие ловкости,  скорости, координации движений, ориентации в пространстве.

8.

«Моталочки»

Самостоятельная деятельность

Развитие мелкой моторики рук, ловкости, быстроты движений; воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества.

9.

«Массажные перчатки»

Самостоятельная деятельность, массаж.

Помогают оказывать положительное влияние на рост и развитие детского организма, снимают усталость, улучшают циркуляцию крови, успокаивают нервную систему дошкольников.

10.

«Флажки», «Пампушки», «Султанчики»,

Разноцветные ленточки.

Для общеразвивающих упражнений, помогают в создании весёлой, красочной атмосферы праздника, развлечения, соревнования, для выполнения музыкальных упражнений.

Развитие координации движения, чувства ритма, внимания, воображения, наблюдательности.

11.

«Непослушный пенёк- балансир».

Самостоятельная деятельность.

Совершенствовать равновесие и координацию движений, укреплять мышцы тазобедренного сустава и голеностопной  части ноги, развивать двигательную и эмоциональную активность.

12.

Эспандер

Общеразвивающие упражнения, самостоятельная деятельность.

Развитие силовых качеств, укрепление и развитие мышц груди и рук.

  1. Заключительный:

-Организация спортивного мероприятия с использованием нестандартного оборудования сделанного во время проекта;

- Проведение итоговой диагностики и выявление увеличения динамики высокого уровня развития по физическому развитию детей.

Ожидаемые результаты:

Дети:

- появляется устойчивый интерес к занятиям физической культурой;

- по итогам диагностирования детей увеличивается процент с высоким показателем;

 - продолжает формироваться навык здорового образа жизни.

 Родители:

- данное оборудование способствует тесному взаимодействию с родителями, а именно: совместное изготовление оборудования; участие в совместных праздниках; использование оборудования в домашних условиях для закрепления навыковфизического развития, полученный на занятиях физической культуры.

Приоритетные задачи на перспективу:

  • пополнение предметно-развивающей среды, путём создания нового нестандартного оборудования, помогающего полноценному физическому развитию детей, привлекая родителей в творческий процесс;
  • обобщение и распространение опыта работы по использованию нестандартного оборудования среди педагогических работников г.о. Егорьевск и муниципальных образований МО;
  • формирование потребности вести здоровый образ жизниу всех участников образовательного процесса.

Как показала практика, одна только развивающая среда позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.                                                                                Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.

Одним из важных требований к созданию оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании.Оно должно быть:

  • безопасным;
  • максимально эффективным;
  • удобным к применению;
  • компактным;
  • универсальным;
  • технологичным и простым в изготовлении;
  • эстетическим.

Новые, яркие, нестандартные пособия - повышают у детей интерес к занятиям, позволяют шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания.

 Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Изготовление таких пособий не требует больших затрат. В результате получается очень яркое привлекающее к себе внимание оборудование. Оно помогает развивать мышцы рук, ног, координацию движений, меткость, ловкость, внимание, а также способствует улучшению настроения и двигательной активности дошкольника.

Таким образом, у дошкольников при использовании на занятиях по физической культуре нетрадиционного оборудования значительно поднимается интерес к физическим упражнениям и повышается результативность выполнения. Они теперь не пассивно ждут помощи от взрослого, а, заряжаясь общим настроением, стараются самостоятельно решить поставленные задачи.

Литература.

1.Воронцова О. Как сделать занятия по физкультуре интереснее.// Здоровье дошкольника №2 – С.14. – 2011г.

2. Мокина Е. Материалы и оборудование своими руками. // Здоровье дошкольника №5 – С.21. – 2011г.

3. З.И.Бересневой «Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ» Творческий центр Москва 2008г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Консультация для родителей.

Делаем нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками!

Здоровье детей всегда должно быть на первом месте. И всем известно, что ничто так не укрепляет его, как занятия физической культурой. Поэтому любовь к ней надо прививать с самого маленького возраста. Чтобы как-то заставить детей больше и, главное, с пользой двигаться, надо их заинтересовать. Нетрадиционное физкультурное оборудование как раз поможет им взглянуть на спорт с другой стороны и превратить занятия в веселую игру. Это значительно разнообразит жизнь ребенка. К тому же можно сделать нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками.

Что это такое?

 Для детей очень важны различные упражнения, которые помогут развивать мелкую моторику. Это, кроме всего, положительно влияет на их психику и снижает заболеваемость. Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками, фото которого вы можете увидеть в нашей статье, как раз делает акцент на такие упражнения.

Большой плюс в том, что с помощью такого снаряжения можно проводить игры разного характера: тренировочного; развлекательного; состязательного. В принципе, если подключить фантазию, то можно подготовить даже специальный спектакль с интерактивными вставками (например, как победить Кощея с помощью занятий физической культуры).

Как сделать нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками в детском саду и дома.

Делается такое снаряжение очень легко. Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками изготовляется из подручных средств: бутылок, крышечек, веревок, упаковок от киндер - сюрпризов и других вещей, которых можно найти в каждом доме. На изготовление уходит не так уж и много времени. Можно также подключить детей, чтобы они помогали. Им будет очень интересно. При создании изделий стоит попробовать подключить фантазию и придумать что-то свое. Здесь нет никаких ограничений. Но, конечно, можно воспользоваться и уже известными наработками в этой сфере.

Бильбоке. Например, всем известна игра, где привязанный к палочке шарик нужно забросить в специальную чашу. Это и есть бильбоке. Изготовить такое нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками из подручных средств проще простого. Для этого понадобится: пластиковая бутылка с крышкой; шерстяная нитка; упаковка от "Киндер-сюрприза"; украшения.

Для начала нужно отрезать донышко от пластиковой тары. Желательно это делать так, чтобы не оставалось заостренных концов. В желтом яйце от киндера с помощью шила проделывается отверстие, куда продевается нитка. Чтобы она не выскакивала, на ее конце завязывают узел. Второй конец веревки продевают сквозь горлышко и закручивают вместе с крышкой. Для того чтобы сделать бильбоке более красочным и привлекательным, его надо обклеить яркой лентой. Можно использовать распечатанные картинки, блёстки и бисер. Игры с бильбоке помогают развивать реакцию и координацию движений.

Мешочек. Казалось бы, как его использовать? Но ему можно найти массу применений. Например, мешочки можно класть на голову, чтобы дети постоянно держали осанку. Так как проблемы с искривлениями позвоночника становятся все более распространенными, то такие упражнения будут очень полезными. Сшить мешочек можно из обычной плотной ткани. Наполнителем послужит соль или песок.

Волшебная бутылочка. Очень простое изделие. Для его создания понадобится прозрачная пластиковая бутылка, трубочка от коктейля, конфетти или фольга. В крышке надо проделать отверстие. Туда будет просовывать трубочка. В саму бутылку помещают мелкое конфетти, порезанную фольгу или крупные блестки. Ребенок должен вдыхать через нос, а выдыхать через рот в трубочку. Так он осваивает правильную технику дыхания и следит за веселым «фейерверком» внутри бутылочки.

Воздушный футбол. Очень интересная и простая игра. На создание такого нетрадиционного физкультурного оборудования своими руками не нужно много материалов. Понадобится всего большая крышка от коробки (или просто картон), пластиковый стаканчик, цветная бумага, клей, трубочки и маленький шарик. Делается он также просто. Крышку от коробки (если ее нет, то можно просто сделать бортики из картона) обклеивают зеленой бумагой с внутренней стороны. Так получится подобие поля. Ворота можно сделать из половинок пластикового стаканчика. Забивают голы на таком поле с помощью трубочек. Надо потоком воздуха загнать шарик в импровизированные ворота.

Звериные гонки. С помощью обычной ленты, красивой палочки и мягкой игрушки можно сделать увлекательную игру, которая поможет развивать мелкую моторику рук ребенка. С одного конца привязывается мягкая игрушка, а другой конец - к ручке. Важно, чтобы ленты все были одного размера. Задача проста: надо крутить ручку, наматывая на нее веревочку. Так игрушечный зверь потихоньку будет подтягиваться к малышу. Можно устроить целые соревнования.

Робин Гуд. С помощью нетрадиционного оборудования по физкультуре, своими руками можно устроить целый турнир по метанию. Для того чтобы стать настоящим Робин Гудом, не нужен лук и стрелы. Достаточно просто лотка из-под яиц, красок и упаковок от "киндеров". Лоток разукрашиваем так, чтобы он был похож на цель. То есть в центре должен быть маленький квадратик, выкрашенный в красный цвет. Это будет яблочко. Дальше чуть больший желтый круг, а затем зеленый. Вместо стрел метать надо будет упаковки от "киндера". Такая интересная игра помогает развивать координацию движений, точность и ловкость.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Беседа «Физкультура и спорт -  здоровье, красота».

Цель: расширение знаний о физической культуре, её значении в здоровом           образе жизни.

Задачи:  

прививать интерес к физической культуре,

- укреплять физическое и психическое здоровье детей,

- воспитывать желание у детей заботиться о здоровье своего организма, его развитии и безопасности.

Оборудование:

Наглядно-дидактическое пособие Э. Емельянова «Спортивный инвентарь» МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

Альбомные листы, цветные карандаши.

Музыкальное сопровождение.

 

Ход беседы.

Инструктор:

Основа спорта – физкультура.

Смысл физической культуры – красота мускулатуры,

И здоровье организма – чтоб легко идти по жизни!

Трудно не болеть, держаться? Надо физкультурой заниматься!

Сон, прервать пораньше сладкий, утром делать всем зарядку!

Инструктор:

Ребята, мы ежедневно слышим знакомые слова «физкультура», «спорт». Как вы думаете, в чем отличие этих двух понятий?

Дети: физкультурой может заниматься каждый, а спортом нет.

Инструктор: Физкультурой может заниматься и маленький, и пожилой. Спортом же занимаются, самые сильные, крепкие, здоровые люди. Физкультурой занимаются все люди, стремящие к укреплению и сохранению своего здоровья через здоровый образ жизни. Вот и вы в детском саду занимаетесь физкультурой, чтобы стать крепкими, ловкими, быстрыми, здоровыми. Если постоянно, правильно, а главное с желанием и любовью заниматься физическими упражнениями, то можно будет заниматься и спортом, потому что каждый физкультурник мечтает стать спортсменом. Мы говорили о качествах спортсменов, а что же необходимо делать, чтобы стать здоровыми и спортивными?

Дети: Каждое утро делать зарядку, выполнять физические упражнения не только в спортивном зале, но и на прогулке, в выходные дни дома.

Инструктор: Как вы думаете, люди, занимающиеся физкультурой, отличаются от тех, кто ее не любит? Какими бывают дети, которые не любят физкультуру, зарядку?

Дети: Они грустные, слабые, часто болеют.

Инструктор: Правильно, фундамент физического здоровья закладывается в детстве. Вы с детства приобретаете полезные привычки культурно-гигиенических навыков, регулярно занимаетесь физической культурой, придерживаетесь режима дня, это поможет в дальнейшем вам, дети, стать спортсменами, чемпионами, но благодаря этому вы еще приобретете упорство, настойчивость, последовательность. Интерес к физическим упражнениям, подвижным играм также предупреждает нарушение осанки, укрепляет весь организм, оказывает влияние на нормальный рост и развитие.

(Показ фотографий, карточек, иллюстраций, где дети выполняют различные упражнения с физ. оборудованием, в том числе и с нетрадиционным).

Инструктор: Ребята, а какие упражнения вам больше нравятсявыполнять, с каким оборудованием?

Дети: ответы детей.

Инструктор: Сейчас я предлагаю вам нарисовать себя на занятии по физической культуре с вашим любимым спортивным оборудованием. А после вы расскажите, почему именно оно вам так нравится.

Дети: каждый рассказывает про свой рисунок иобъясняет почему именно такое оборудование он изобразил.

(как показала практика большинство детей рисует себя именно с нетрадиционным оборудованием).

Инструктор: Молодцы, славно мы с вами сегодня потрудились, и сейчас я предлагаю вам сделать зарядку для поднятия настроения с вашим любимым оборудованием.

«Веселая зарядка».

(подобрать упражнения под музыку)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Консультация для педагогов.

«Использование нетрадиционного оборудования

в физическом развитии и воспитании детей».

В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, к его знаниям и способностям. На организм человека постоянно усиливается влияние разнообразных отрицательных факторов окружающей среды, которые приводят к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического потенциала.

На протяжении многих лет физическое воспитание рассматривается как единая система мероприятий, направленная на то, чтобы научить детей управлять своим телом, помочь ему овладеть такими важными видами движений как: бег, прыжки, ходьба и т. д. Дошкольный возраст - важный период в формировании физического здоровья. Именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приведут к положительным результатам.

Физические качества развиваются естественно, по мере перехода из одной возрастной категории в другую. Такое развитие называется возрастными изменениями. Происходит оно сравнительно медленно и неравномерно, иногда с задержкой, снижением и даже прекращением роста. Однако возможно целенаправленное развитие физических качеств на основе так называемых сензитивных (т. е. наиболее благоприятных) периодов развития тех или иных качеств и применения, соответствующих данному возрасту, средств и методов.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка - первооснова его полноценного развития. Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.

В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей. Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.

Спортивно - игровое нетрадиционное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

- обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;

- приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

- создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;

- приучать применять предметы спортивно - игрового нетрадиционного оборудования в самостоятельной деятельности;

- пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

Проведение физкультурных занятий с использованием нетрадиционного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нетрадиционного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки. Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Дети всех возрастов выполняют упражнения с нетрадиционным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.

Применение нетрадиционных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нетрадиционное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

1. «Массажер» - предназначен для детей от 4 до 7лет. Используются в общеобразовательных упражнениях для развития точности и четкости в выполнении упражнений в соответствии с ритмом такта музыки.

Для изготовления используются: пробки от пластмассовых бутылок, веревка.

2. «Колечки» - предназначены для детей 4 - 6лет. Используются в общеобразовательных упражнениях для развития точности и четкости в выполнении упражнений.

Для изготовления используются: бабины от использованного скотча, бусины крупных размеров (можно использовать пуговицы, колокольчики и т. д).

3. «Набивной мяч» - предназначен для детей от 4 до 7 лет. Используются в играх для развития у детей внимания, быстроты реакции, ловкости, учащение приседаний или наклонов вперед, выносливости.

Для изготовления используются: синтепон, подкладочный материал.

4. «Ежик» - предназначен для детей от 4 до 7 лет. Используется в основных видах движений для подлезания боком в приседе, спиной вперед на коленках, «гуськом», на коленках для развития у детей ловкости, гибкости.

Для изготовления используются: обруч, картон, самоклейка.

5. «Осминожки» - предназначены в основном для детей 4 - 6лет.

Используются в основных видах движений для перешагивания и перепрыгивания. Лапки «осминожки» можно расположить с разным интервалом друг от друга.

Для изготовления используются: мяч, материал и пробки от пластмассовых бутылок.

6. «Жираф» - предназначен для детей 4 - 5 лет для развития ловкости, гибкости. Используется в основных видах движений для лазания. Так как «жираф» очень легкий, задача детей проползти под ним на животе, не уронив.

Для изготовления используются: самоклейка, коробки примерно одинакового размера и мех.

7. «Грибочки» - предназначен для детей от 4 до 7 лет. Используются в водной части и в основных видах движений.

Предназначены для ориентиров при ходьбе по кругу, по диагонали, «змейкой».

Для изготовления используются: бутылки от питьевого йогурта, картон, нитки для вязания.

8. «Парашют» - предназначен для детей 6 - 7 лет. Используются в играх для развития у детей внимания, быстроты реакции, ловкости. Возможно, его использование в заключительной части.

Для изготовления используются: подкладочный материал, веревка.

Выполнение упражнений с такими пособиями повышает интерес у детей к занятиям, улучшает качество их выполнения, придает разнообразие физкультурно-оздоровительной работе.

В методической литературе и периодической печати предлагается множество нетрадиционных форм работы с детьми, путей и способов создания двигательного режима в детском саду. Наиболее интересными, заслуживающими внимания, являются рекомендации к организации двигательного режима В.Г Алямовской. Кандидатом педагогических наук В.Г Алямовской разработана авторская программа «Здоровье» (4). Это комплексная система воспитания ребенка - дошкольника, здорового физически; разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она включает в себя 4 основных направления: обеспечение психологического благополучия; охрану и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. Каждое направление реализуется несколькими целевыми программами, которые рассчитаны на все возрастные группы детей и охватывают все виды деятельности.

Комплексную систему физического воспитания детей решает целевая программа «Группы здоровья», которая направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей; создание условий для реализации потребности в активной деятельности, через систему оздоровительной работы. Осуществлять эти задачи позволяет основной раздел программы - организация двигательной деятельности детей в ДОО.

Для организации двигательной деятельности детей в детском саду В.Г. Алямовской предложены следующие формы работы: ежедневно в группах детей от 3 до 7 лет проводятся три физкультурных мероприятия: утренняя гимнастика; физкультурное занятие и гимнастика после дневного сна. Это позволяет создать оптимальный двигательный режим. Кроме того, рекомендуется ежедневно проводить одно-два музыкальных занятия, связанных с движениями; ритмику, спортивный досуг или музыкальные развлечения. Таким образом, организованной двигательной деятельности детей отводится ежедневно не менее 1,5-2 часов. Физические мероприятия проводятся на свежем воздухе, начиная с младшей группы. Одно физическое занятие и гимнастика после дневного сна проводятся в физкультурном зале.

В ходе реализации программы «Группы здоровья» применяются варианты нестандартной организации двигательной деятельности (система занятий «Забочусь о своем здоровье») (4, с.15). Каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие решает общую задачу укрепления здоровья детей при помощи нетрадиционного оборудования. Утренняя гимнастика проводится ежедневно на свежем воздухе в течение получаса и обязательно включает в себя свободную деятельность детей и оздоровительный бег с использованием нетрадиционного оборудования. Во время свободной деятельности дети занимаются на нетрадиционных спортивных снарядах и физкультурном оборудовании, перемещаться по спортивной площадке по желанию. В целом утренняя гимнастика состоит из следующих частей: разминка, бег в медленном темпе, расслабления, ОРУ или работа на полосе препятствий, расслабление, свободная деятельность (т.е. работа по карточкам, на которых изображается вид упражнения), подвижные игры и водные закаливающие процедуры.

Основная цель гимнастики после дневного сна - обеспечить профилактику нарушений осанки. Этому способствует кроме физических упражнений контрастная воздушная ванна и специальные водные закаливающие процедуры. Как и утренняя гимнастика, комплекс гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и включает различные нестандартные пособия (дорожки из пуговиц, массажеры для кистей рук и пр.).

Наиболее важным физкультурным мероприятием являются физкультурные занятия с использованием нетрадиционных пособий (пособия «Косички», «Бильбоке», «Разноцветные ленточки», «Разноцветные крышечки» и пр.). Занятия проводятся воспитателями, музыкальными работниками, физоргами и тренерами - специалистами. Подобные ежедневные физкультурные занятия дают возможность более целенаправленно учить детей организовывать индивидуально-подгрупповое обучение с учетом состояния здоровья и интересов детей.

Таким образом, наличие в дошкольной образовательной организации рационально подобранного нетрадиционного оборудования дает возможность более успешно решать задачи физического воспитания по формированию жизненно необходимых умений и навыков, развития физических качеств детей, укрепление здоровья и гармоничного развития дошкольников.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Конспект занятия по физической культуре

«Цирк! Цирк! Цирк!»

Игра –путешествие

Возраст детей: 6-7 лет

Образовательная область: физическое развитие

Программные задачи:

1. Закреплять навыки различных видов ходьбы и бега.

2. Формировать правильную осанку, развивать мышечную систему путём выполнения упражнений на фитбол мячах.

3. Упражнять детей в ходьбе по уменьшенной площади опоры, в ходьбе по канату приставным шагом, в переброске и ловле киндер-колец, ловишек, в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд.

4.Содействовать развитию к импровизации и творчеству в двигательной деятельности в сочетании с музыкой различного характера, чувством ритма и образно - игровых представлений о цирке, выразительной передачи движений, развивать импровизационные способности, быстроту и лёгкость ориентировки в новых ситуациях.

5. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Оборудование и материалы:

- гимнастическая скамейка, канат, киндер-колечки (по количеству детей), ловишки (по количеству детей), мешки для мусора (по количеству детей), фитболы (по количеству детей), маты.

- костюм клоуна, волшебный чемодан, мешочки с цветным песком, пластиковая вазочка, цветок, фотоаппарат, аудиозапись.

Предварительная работа:

- Беседы о профессиях людей, выступающих в цирке.

- Рассматривание иллюстраций с изображением артистов цирка, просмотр видеосюжетов о цирке.

-Чтение художественной литературы по данной теме, расширение предметно-развивающей среды в спортивном зале по теме «Цирк».

Ход работы:

Мотивационно - ориентировочный этап

Клоунесса Апрелька под цирковые фанфары вбегает в зал.

Апрелька:

Сюда, сюда скорее -
Здесь будет цирк у нас!

Начнётся представление 
Весеннее сейчас. 

В цирке очень хорошо!

Всюду радостно, светло!

Здесь звенит весенний смех!

Приглашаю в гости всех!

Дети друг за другом под музыку входят в зал, выстраиваются в шеренгу.

Апрелька: Я – Апрелька, веселая клоунесса, самая милая, самая славная, самая веселая и самая забавная.

Здравствуйте, девчонки! (Клоунесса приветственно машет рукой.)

Девочки: Здравствуйте! (Девочки поднимают руку вверх, машут ею.)

Апрелька: Здравствуйте, мальчишки! (Клоунесса приветствует мальчиков.)

Мальчики: Здравствуйте! (Мальчики машут рукой.)

Апрелька: Здравствуйте, и вы, мои друзья!

                    Нашей встрече рада я! (Апрелька приветствует членов жюри)

Апрелька: Ребята, какое время года сейчас на улице? (ответы детей)

Правильно весна!  А какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (ответы детей).

Поисковый этап

 Я хочу предложить вам собрать наше весеннее настроение.

А во что можно его собрать? (ответы детей)

А в кувшинчик можно?  (ответы детей) Отлично! У меня как –раз есть пустой кувшин!

Чтобы заполнить его я предлагаю вам стать настоящими цирковыми артистами, потому что у них всегда веселое настроение. За каждое выполненное задание я буду вручать вам вот такой мешочек с разноцветным песком, который и будет символизировать наше радужное настроение. Согласны?(ответы детей).

Практический этап

Все сегодня необычно,

Повеселимся мы отлично!

Слушайте и смотрите все,

Начинаем наш парад – алле!

Прыжком направо, по большому кругу шагом марш!

На арене – силачи,  (ходьба в колонне маршем)

Лучшие в мире циркачи.

Лёд, да лёд, лёд, да лёд, (ходьба на пятках, руки прижаты, кисти в стороны)

А по льду пингвин идёт.

Скользкий лёд, скользкий лёд,

Но пингвин не упадёт,

Очень  весело идёт.

На арену слон выходит,  (ходьба на ладонях и ступнях, с прямыми  коленями)

И по кругу ловко ходит.                                                

За слоном, смотрите все, (ходьба на носках)

Лиса идёт во всей красе.

Парад-алле продолжаем,  (бег змейкой)

Дрессированную змею выпускаем.

На арене рыжий конь, (боковой галоп)

Вьётся грива, как огонь.

А сейчас шагают акробаты, (ходьба маршем)

Очень дружные ребята.

Потянулись высоко,  (вдох-выдох)

И вздохнули глубоко,

Стало нам свободно и легко.

За хорошие уменья,

Получите награжденье. (вручает мешочек с цветным песком)

Друг за другом вы идите,

И фитбол себе берите.

На кружочки становитесь

И на мяч скорей садитесь.

Раз, два, три, четыре, пять!

Только, чур, не прозевать!

Что Апрелька вам покажет, надо дружно повторять.

Общеразвивающие упражнения на фитболах.

Апрелька: Молодцы, ребята. Отнесите свой фитбол на место.

 Раз-два-три – место в шеренге свое найди и мешочек получи. (Дети строятся в шеренгу)

А сейчас я вам предлагаю, с помощью моих загадок, отгадать какими же артистами цирка мы с вами сегодня будем.

По канату он идет,

Не боясь, что упадет.

Без страховки не сорвется.

Любят все... (Канатоходца)  (ходьба по  гимнастической скамейке и канату)

Апрелька: Какие вы молодцы! И за выполненное задание я дарю вам  мешочек с песком, а  Мария Ивановна продолжает  наполнять вазочку вашим настроением.  А у меня есть чудесный чемоданчик. Чемоданчик открываю и вторую загадку зачитаю.

Десять лет всего лишь Сене,

Но, однако ж, на арене,

Вот какие чудеса!

Чуть ли не под небеса

У него взлетают блюдца

По три пары и не бьются.

Кто же он у нас? Актёр?

Что вы! Что вы! Он… (Жонглёр) (Упражнения с киндер - колечками, и с ловишками)

Апрелька:Здорово,  и  вы заработали очередной мешочек с весенним настроением. Чемоданчик открываю и третью загадку зачитаю.

Непоседы целый день
Скачут и резвятся.
Прыгать, бегать им не лень,
На ветвях качаться.
Громко, весело кричат,
Любят есть бананы,
На лианах в ряд висят.
Это…(
Обезьяны). (прыжки в мусорных пакетах)

Вы опять очень ловко справились с моим заданием и сейчас я вам должна

вручить что? Правильно……мешочек!

Очень славно потрудились и сейчас пришла пора поиграть нам детвора.

Чемоданчик открываю и супер модный фотоаппарат я вынимаю. (Игра средней подвижности «Зоопарк»)

Все танцуют как ……..

Раз, два, три,

Раз, два, три,

А теперь тебя снимают

Улыбнись ты и замри!

За вашу фантазию смекалку вы получаете следующий мешочек с настроением.

Рефлексивно-оценочный этап

Апрелька: (пальчиковая гимнастика)

А сейчас девочки и мальчики, покажите свои пальчики. (дети поднимают кисти рук и разводят пальцы)

Где мы были? В цирк ходили!

Кем мы были? Циркачами, клоунами, силачами,

Выступали как пингвины, как акробаты гнули спины,

Зайцев видели, утят, обезьянок и лисят. (дети поочередно загибают пальцы сначала на правой, затем на левой руке.)

Получился цирк хороший?

Все похлопаем в ладоши. (дети хлопают)

За такое представленье, получайте награжденье. (отдает мешочек)

Апрелька:  По окончании циркового представления посмотрим на наше настроение! (Показывает кувшин)Ребята настроение у вас каково? (дети показывают большим пальцем показывают отличное - во). Весеннее, цветное и очень озорное. Все такого мнения, все без исключения? (ответы детей)

Чтоб не кончилось веселье, озорное настроенье,

Я на память о себе, о цирке, радостной весне,

Вам ребята без сомненья, подарю цветок весенний.

Чтобы глядя на него, настроенье было – во!

Равняйсь, смирно! Направо, в обход по залу шагом марш!

Под песню «Цирк! Цирк! Цирк!» дети уходят.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Конспект занятия по физической культуре

с использованием нетрадиционного оборудования

"Ромашковое королевство"

1.Закреплять у детей навыки ведения мяча правой и левой рукой.

2.Совершенствовать умение детей подтягиваться в положении лежа, с поочередным движением рук на гимнастической скамейке.

Здоровье»:

1.Продолжать работу по формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия.

«Безопасность»:

1.Формировать привычку здорового образа жизни, желание сохранять и укреплять свое здоровье.

«Коммуникация»:

1. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

2. Поощрять самостоятельность суждения.

«Социализация»:

  1. В подвижной игре “Посади цветок” воспитывать у детей чувство товарищества, взаимовыручки, поддерживать дух честного соревнования.

«Музыка»:

1.Побуждать детей эмоционально откликаться на музыкальные произведения.

2.Развивать умение выразительно выполнять танцевальные движения.

Оборудование: конусы – 6 шт., гимнастическая скамейка, мячи по количеству детей, фитболы по количеству детей, открытка, мешочки по количеству детей, мягкие модули (таблетки) – 5 шт., массажные дорожки – 3 шт., хоппы по количеству детей, цветок на каждого ребенка, две полянки; лепестки цветов с заданиями, схема.

Музыкальное сопровождение:

аудиозапись “Вальса цветов” (П.Чайковский),

“Вместе весело шагать” (В. Шаинский),

“Одинокий пастух” (П.Мориа),

песня “Подсолнух” в исп. группы “Иванушки”.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о цветах, беседа на тему “Твои любимые цветы”.

Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика; зрительная гимнастика; релаксация; профилактика плоскостопия ароматерапия.

Ход занятия:

Инструктор: Ребята, я сегодня получила загадочное письмо (показывает). Оно даже пахнет чем-то приятным. Чувствуете нежный аромат? Как вы думаете, что это за запах?

Дети: Пахнет какими-то цветами.

Инструктор: Да, мне тоже так показалось. Хотите узнать, от кого это письмо и что здесь написано?

Дети: Да.

Инструктор (читает): “Дорогие ребята! Меня зовут Ромашка. Я королева цветов полей и лесов, приглашаю вас к себе в гости”. Нас приглашают в гости. А вы любите ходить в гости?

Дети: Да, очень.

Инструктор: Сама Королева Ромашка пригласила к себе. Только вот не написала, куда же нам идти. Что нам делать? А может быть, мы сами догадаемся, где Ромашковое королевство?

Дети: Она живет в царстве цветов.

Инструктор: Наверное, вы правы. Раз она королева цветов, то и царство у нее Цветочное. Ну что отправляемся в путь?

Дети: Да!

Инструктор: Мне тоже очень хочется попасть в Цветочное королевство. А как вы думаете, какие цветы растут в Цветочном царстве?

Дети: Астра, незабудки, одуванчики, тюльпаны, колокольчики и т.д.

Инструктор: Молодцы! Очень много цветов знаете, а значит, можно отправляться в путь!

Проводится вводная часть занятия.

Инструктор: Вот зеленая тропинка, идем в колонне по одному. А вдоль тропинки растут колокольчики (ходьба с высоким подниманием бедра). Ах, какие красивые одуванчики (ходьба с поочередным движением рук вверх – вниз). Будьте осторожны на пути появились кактусы (ходьба на носках, руки вверх, ладонь к ладони). А вот и вьюнок попался на пути (ходьба на ягодицах, руки согнуты в локтях). Вьюнка сменил загадочный плющ (ползание на четвереньках, руки на щиколотках ребенка, движущегося впереди). Посмотрите, на небе появилась туча. Возможно, что сейчас пойдет дождь (бег в среднем темпе до 45 сек.). Ах, как замечательно бегать по лужам после теплого дождя (бег с забрасыванием голени 25 сек.). А теперь нам нужно перепрыгнуть лужи (прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед – 25 сек.). И вновь зеленая тропинка, идем в колонне по одному.

Инструктор: Ребята, мы с вами оказались на сказочной цветочной поляне. А какой чистый воздух после дождя. Давайте подышим им.

Проводится дыхательное упражнение “Подыши одной ноздрей”

Инструктор: Делаем вдох правой ноздрей, указательным пальцем левой руки закрываем левую ноздрю. Выдыхаем через левую ноздрю, а правую закрыть указательным пальцем правой руки. (упражнение повторяется 4 раза.).

Инструктор: Ой, ребята, посмотрите сюда. Я нашла лепесток, а на нем загадка. Отгадаем?

Дети: Да.

Инструктор (читает): Тогда слушаем внимательно.

“Золотое решето черных домиков полно,
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов”.

Дети: Подсолнух.

Инструктор: Правильно, подсолнух, который приглашает вас на ритмическую гимнастику.

Проводится комплекс ритмической гимнастики на фитболах

“Подсолнух”.

1. “Подсолнух тянется к солнцу”.

И.п.: о.с.; руки за спиной, фитбол на полу.

1 – поднять мяч над головой, одновременно приподнимаясь на носки;

2 – и.п.

Повторить 8 раз.

2. “Подсолнух прячется от дождя”.

И.п.: о.с.; руки на фитболе.

1 – присесть, “спрятаться” за мячом, руки на мяче;

2 – и.п.

Повторить 8 раз.

3. “Ветер раскачивает головку подсолнуха”.

И.п.: сидя на мяче; руки на поясе.

1 – наклон головы влево;

2 – и.п.

3 - наклон головы вправо;

4 – и.п.

Повторить 8 раз.

4. “Подсолнух поворачивается за солнцем”.

И.п.: сидя на мяче, руки на поясе.

1 – поворот влево, руки поднять вверх, потянуться;

2 – и.п.

3-4 – то же в другую сторону.

Повторить 8 раз.

5. “Подсолнух растет”.

И.п.: сидя на мяче, упор руками сзади.

1 – поднять левую ногу, выпрямить в колене, оттягивая носок;

2 – и.п.

3-4 – то же другой ногой.

Повторить 8 раз.

6. “Налетел сильный ветер”.

И.п.: сидя на мяче, ноги на ширине плеч в опоре стопами на пол, руки опущены вниз.

1 – наклон вправо, вытягивая напряженные руки с разведенными пальцами вверх;

2 – и.п;

3 – то же влево;

4 – и.п.

Повторить 8 раз.

7. “Веселый подсолнух”.

И.п.: лежа на мяче на животе, обхватив мяч согнутыми в коленях ногами,

руки на полу.

1 – толчок ногами перекат мяча вперед с упором на руки;

2 – и.п.

Повторить 5 раз.

8. “Подсолнух тянется к солнцу”.

И.п.: сидя на мяче, руки опущены вниз.

1 – поднять руки “колечком” перед собой;

2 – вверх;

3 - перед собой;

4 - и.п.

Повторить 6 раз.

9. “Выше подсолнуха”.

И.п.: о.с.; мяч в руках перед собой.

Прыжки на носках на месте, удерживая мяч перед грудью, в чередовании с ходьбой.

Повторить 20 прыжков 3 раза.

Инструктор: Молодцы! Хорошую разминку провели. Но прежде, чем отправиться в путь, давайте внимательно посмотрим по сторонам.

Проводится комплекс гимнастики для глаз.

Закрыть глаза и сидеть в таком положении 10-15 сек. Затем выполнить движения глазными яблоками поочередно вправо – влево, вверх – вниз, вправо – вверх, вправо – вниз, влево – вверх, влево – вниз. Выполнять 18-20 сек., темп медленный. Далее закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами, легкие круговые поглаживающие движения от носа к вискам в течение 20 сек. Затем посидеть спокойно с закрытыми глазами 10 сек.

Инструктор: Ну, вот мы и готовы отправиться дальше в Цветочное королевство.

Проводятся основные виды движений.

Инструктор: Ну что же, ребята, нам предстоит пройти несколько полянок, чтобы попасть к королеве Розе. И вот первая полянка, которая называется “Незабудки”. А вот и задание (показывает схему).

Дети выполняют ползание на четвереньках с мешочком на спине между конусами в чередование с ходьбой с мешочком на голове между мягкими модулями (таблетки).

Инструктор: Во время выполнения этого упражнения спину стараемся держать прямо. Молодцы! А теперь нам нужно побывать на полянке васильков. Интересно, что же на этот раз приготовила нам королева цветов? (читает задание, написанное на лепестке василька). Слушайте внимательно! “Чтобы попасть на поляну васильков, нужно проползти по бревну и пройти по колючим дорожкам”. Справимся?

Дети: Да.

Инструктор: Не забывайте, ребята, что на этой полянке трава особенная и немного колючая, но очень полезно ходить по такой траве босыми ногами.

Дети выполняют подтягивание, лежа на животе, с поочередным движением рук на гимнастической скамье с переход на массажные коврики.

Инструктор: Молодцы! И эту поляну прошли, а теперь вперед на ромашковую поляну. Давайте найдем лепесток ромашки, чтобы узнать новое задание.

Дети находят лепесток и отдают его инструктору, который знакомит их с очередным заданием: ведение мяча по прямой левой рукой, затем прыжки с зажатым коленями мячом с переходом на ведение мяча правой рукой.

Инструктор: Вы у меня просто молодцы! Все задания королевы выполняете правильно. А нам осталось побывать на последней полянке на пути к дворцу королевы Роза – это поляна одуванчиков. А задание такое. Вам нужно пройти, вернее, попрыгать по дорожке между предметами и не задеть их.

Дети выполняют прыжки на хоппах между конусами, не задевая их.

Инструктор: Как хорошо мы прошли по всем полянкам и незаметно подошли ко дворцу королевы Цветочной страны. Посмотрите, как здесь красиво! А вот какая красивая роза и здесь что-то есть. Это письмо. Прочитаем?

Дети: Да.

Инструктор (читает): “Помогите мне ребята, посадить цветы на новых полянках. Королева Роза”. Что будем делать?

Дети: Поможем королеве.

Инструктор: А вы не забыли какие бывают цветы пока шли к дворцу?

Дети: Нет.

Инструктор: Тогда назовите мне этот цветок (показывает незабудку).

Дети: Незабудка.

Инструктор: Правильно! А как называется этот цветок? (показывает мак).

Дети: Мак.

Инструктор: Верно! Молодцы! А кроме этих цветов у нас с вами ещё есть ромашки, гвоздики, васильки. Итак, начинаем.

Проводится эстафета “Посади цветок”

Дети делятся на две команды (мальчики и девочки). По команде дети поочередно бегут по прямой до полянки и сажают свой цветок. К цветам с обратной стороны приклеен двухсторонний скотч, а полянки сделаны из картона зеленого цвета.

Инструктор: Молодцы, ребята! Хорошо поиграли, а самое главное помогли королеве Цветочного царства посадить цветы. Вам понравилась игра?

Дети: Да.

Инструктор: Я вам предлагаю немного отдохнуть, ведь нам пора возвращаться домой. И чтобы нам хватило сил на обратный путь, давайте полежим с закрытыми глазам на мягкой зеленой траве.

Проводится релаксация на фоне тихой спокойной музыки под стихотворение:

“Закроем дети глазки.
Представим, что мы в сказке.
Мы, словно цветы, на поляне лесной,
Согретые солнцем, умыты весной.
Мы тянемся вверх, лепестки раскрывая,
И ласковый ветер нас тихо качает,
И нежные песни нам птицы поют,
И соки земные нам силы дают”.

Во время чтения стихотворения инструктор незаметно возле каждого ребенка кладет цветок (мак, василек, ромашка и др.,).

Инструктор: Ребята, а ведь мы с вами уже дома, открывайте глаза. Вот какое чудо произошло с нами, и королева Цветочной страны каждому из вас подарила цветок, который будет вам напоминать об этом волшебном путешествии. А вам понравилось в Цветочной стране?

Дети: Да и еще хочется там побывать.

Инструктор: Мы обязательно совершим еще одно путешествие в Цветочное царство, а пока я прощаюсь с вами и желаю вам удачи. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми первой младшей группы «Карапузики»

Проблема проектаВ современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», в результате:увеличивается ста...

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым....

«Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Новизна опыта состоит в том, что в нем представлено рациональное использование нетрадиционного физкультурного оборудования, позволяющее шире использовать различные упражнения, варьировать задания в ...

Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: повышение интереса детей к занятиям физической культурой, оптимизация их двигательной активности посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования. Задачи:целенапра...

Статья Бурейшина О.М .«Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего возраста».

Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно- оздоровительной работе с детьми младшего возраста....

САМООБРАЗОВАНИЕ по теме «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно – оздоровительной работе с детьми младшего возраста»

   Цель:  Формировать представление ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.Задачи:     .   Сохр...