ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНОЙ ИГРЕ.
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Серова Наталья Николаевна

    В методической  разработке представлены практические  материалы, которые помогут воспитателям  и  инструкторам физкультуры при проведении  подвижных игр с детьми от 2-х до 7 лет оптимизировать их двигательную активность , а именно: 

  формула расчета моторной плотности, график периодичности и длительности проведения игр в течение дня, методика руководства подвижными играми с подробным рассмотрением этапов ее развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka._podv._igra.docx64.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №43 комбинированного вида

Фрунзенского  района Санкт-Петербурга.

СЕРОВА Н.Н.

Старший воспитатель.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Тема: « Подвижная игра как  форма двигательной активности дошкольников»

Подвижные игры  являются для дошкольников наиболее увлекательной формой двигательной активности. 

Об активности детей в подвижных играх можно судить по  моторной плотности. (Моторная плотность - это отношение времени, затраченного детьми в игре на активные двигательные действия, ко всей длительности игры.)

  х 100, определяется путем хронометрированя.                                                                                  

 Моторная плотность в разных подвижных играх неодинакова, она может колебаться от 50 до 80%.

В Типовой программе по организации подвижных игр  даны следующие рекомендации.

№ п.п.

1.

Возрастная группа

1 – ая младшая

2 – ая младшая

средняя

старшая

подготовительная

2.

Длительность подвижных игр и физических упражнений

Ежедневно 2 раза (утренняя  и вечерняя прогулки)

10-15 мин.

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

30-40 мин.

В дни физкультурных занятий

утренняя

6-8 мин.

6-10 мин.

8-12 мин.

10-12 мин.

12-15 мин.

вечерняя

5-10 мин.

5-10 мин.

8-12 мин.

10-15 мин.

10-15 мин.

Продолжительность подвижной  игры средней и большой подвижности  для детей :

3-4 лет не должна превышать 6—8 минут.

5 лет не больше 8—10 минут.

6 лет составляет  12—15 минут.

3.

Количество подвижных игр

2

2-3

3-4

3-4

4-5

 4.                Структурные элементы подвижной игры (длительность проведения)

4.1

Сбор на игру

Не более 1 -2 минут

4.2

Длительность каждого повтора

10-15 сек.

10-20 сек.

15-30 сек.

15-35 сек.

20-40 сек.

4.3

Подведение итогов после каждого повтора

От 30 секунд  до 1 минуты

4.4

Длительность статических положений в игре

Не более10-15 сек.

15 сек.

15-20 сек.

20-25 сек.

20-25 сек.

4.5

Количество повторов

4-5 раз

4-5 раз

5-6 раз

5-7 раз

7-8 раз

   Одним из существенных условий достижения  оптимальной активности  детей в подвижных играх является  грамотная  организация и методика  проведения подвижной игры педагогом.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ  ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ   ДОШКОЛЬНИКОВ.

    Независимо от вида подвижной игры, сложности и возрастной принадлежности, её развитие проходит по одним закономерным этапам.

ВЫБОР ИГРЫ.

При выборе подвижной игры педагог руководствуется  программным перечнем игр ООП дошкольного образования детского сада, который  составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен  на решение соответствующих задач. При этом необходимо учитывать ряд важных факторов.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ.

Хухлаевой  Д. В. было предложено деление развития подвижной игры на следующие  этапы.

1. выбор игры

2. создание интереса детей к игре

3. сбор на игру

4. организация играющих

5. объяснение правил игры

6. распределение ролей

         7. разметка площадки,

8. раздача инвентаря и атрибутов

9. сигнал на начало игры

10. проведение игры

11. сигнал на окончание игры

12. педагогический анализ игры

Обозначенный порядок этапов может меняться местами, в зависимости от содержания игры, но нельзя нарушать №№ 9, 10, 11, 12.

ПРОВЕДЕНИЕ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ С ДЕТЬМИ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ

В СООТВЕТСТВИИ С ЭТАПАМИ ЕЁ РАЗВИТИЯ.

Проведение самой игры имеет важную особенность: все этапы п\игры проводятся в параллели с десятым этапом. Никаких предварительных объяснений до начала проигрывания детям не предлагается, т. к. в этом возрасте преобладает наглядно-действенное мышление. Детям понятно и интересно только тогда, когда они находятся в действии.

Воспитатель готовит площадку до игры, создавая игровую ситуацию, атрибуты для каждого игрока.

Начинает игру с сюрпризного момента или интересного детям действия: пришёл котик и хочет с ними поиграть.

Раздаёт атрибуты в момент обозначения ролей (воробышки надевают шапочки и заходят в свои гнездышки), контролируя равномерное распределение детей на площадке.

Сигналы в игре подаются в характере сюжета, действия воспитатель выполняет вместе с детьми, поясняя их. У детей нет скорости выполнения движений, т. к. пока реакция внимания затруднена. Особым образом должен подаваться сигнал на окончание игровых действий в новой игре: желательно, чтобы он проходил в три этапа.

Первый - уточнение изменения действий (кот проснулся) ;

Второй – как необходимо отреагировать (убегайте) ;

Третий – непосредственно звуковой сигнал (Мяу) .

Не менее важно организовать подвижную игру таким образом, чтобы каждый малыш, независимо от физических возможностей, оказался в позиции выигрыша. Если на окончание игры ребёнок не отреагировал (не прячется в свой домик, воспитатель в одну руку берёт игрушку (Кота) , другой берёт руку малыша и, сохраняя дистанцию между игрушкой и ребёнком, заводит малыша в игровой домик. Сразу озвучивая похвалу: «Молодцы дети: все убежали от Кота! »

Педагогическая оценка по окончании игры - только положительна.

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО подвижных игр – движения, которые выполняются в игре, должны быть очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем предварительно на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе в режиме дня, т. е. находиться на III этапе освоения движений.

НАПРИМЕР, ИГРА "ЛОХМАТЫЙ ПЁС" (2 МЛАДШАЯ ГРУППА)

Слышен стук в дверь.

Воспитатель- "Кто там? " Вносит игрушку лохматого щенка. "Посмотрите, дети кто к нам пришёл. Какой весёлый и лохматый! Посмотрите, какие добрые у него глазки, мягкая шерсть. Его зовут Дружок. Хотите поиграть с Дружком? - этапы №№ 2, 3, 4, 5, 10

Тогда заходите в домик. (берёт шнур, с завязанными бантиками - на расстоянии 50 см и раскладывает на одной стороне комнаты. Дети встают - каждый сзади бантика) Молодцы! -этапы №№ 5, 6, 7, 10.

А Дружок пошёл к себе в домик (переходит в противоположную часть комнаты на расстояние 2, 5 м, ставит стул и сажает щенка на стул)

Переходит к домику детей) Выходите дети из домика.

Вот сидит лохматый пёс, в лапы свой уткнувши нос. Очень тихо он сидит: не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим, и посмотрим что-то будет. (воспитатель в это время мелкими шагами двигается в сторону собаки, активизируя жестами и мимикой детей на такие же действия) - этапы №№ 5, 9, 10.

Посмотрите, Дружок проснулся (1 этап сигнала на окончание игры)!

Убегайте (2 этап сигнала на окончание игры)!

Гав-гав-гав (3 этап сигнала на окончание игры) - этапы №№ 5 и 11.

(дети бегут в свой домик, воспитатель имитирует ловлю) Молодцы ВСЕ ДЕТИ УБЕЖАЛИ ОТ ДРУЖКА! " - ЭТАПЫ №№ 5 И 11.

Воспитатель - "Хотите ещё поиграть с нашим Дружком? "

Игра повторяется ещё 3-4 раза в таком же варианте.

Педагогу необходимо понимать, что при проведении игры пропуск одного из этапов её развития способствует снижению интереса детей к участию в подвижных играх и как следствие уменьшению  их двигательной  активности.

Используемая литература.

1.Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.

Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Москва – «Просвещение» 1972.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под редакцией  М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез. 2007.

3. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов педагогических  вузов.

 М.: ИЦ "Академия", 2002

4. Никитина М.А. Влияние двигательного режима на функциональные резервы организма дошкольников / / Материалы научно-практической конференции молодых ученых «Проблемы  гигиенической безопасности и здоровье населения». М.: Модерн Арт, 2013. 276 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников"

Одно из направлений современной образовательной политики нашего государство является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это просматривается во многих нормативных документах. В том числе и...

Оптимизация двигательной активности дошкольников и пути ее достижения

Полноценное физиологическое и психологическое развитие дошкольников невозможно без достаточной и правильно организованной двигательной активности. Растущий организм нуждается в движении, от удовлетвор...

«Оптимизация двигательной активности дошкольников в режиме дня ДОУ»

Доклад «Оптимизация двигательной активности дошкольников в режиме дня ДОУ»...

Социальное партнерство ДОУ и семьи как условие оптимизации двигательной активности дошкольников в повседневной жизн

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15930082","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"283","style":"height: 401px; width: 680px;","width":"480"}}]] Уже многие знают,...

Подвижные игры как средство и форма оптимизации двигательной активности дошкольника

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в со...

Презентация "Оптимизация двигательной активности детей в подвижных играх"

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная  организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благ...

Статья Оптимизация двигательной активности дошкольников во время подвижной игры через обучение детей основным движениям.

Изучение психолого-педагогической и медицинской литературы свидетельствует об огромной возможности использования подвижных игр для оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста. В пед...