Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Королевство шашек».
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)
Обучение игре в шашки детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shashki_zanyatie.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Центр развития ребенка - детский сад № 46»
Конспект
непосредственно образовательной
деятельности
на тему: «Королевство шашек».
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной
категории Гордеева Л. Х.
подготовительная к школе
группа № 5
Саранск, 2019г
Конспект НОД
Дидактическая игра «Чудо игра - шашки»
Программное содержание:
Образовательные: обучение основам шашечной игры; бучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Развивающие: Развивать логическое мышление посредством интеллектуальной игры, умение мыслить, умение ориентироваться на шашечной доске; образное и аналитическое мышление. Осуществление всестороннего физического развития дошкольников.
Воспитательные: Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма; выработка у дошкольников умения применять полученные знания на практике.
Интеграция образовательных областей: «Физическое», «Социально коммуникативное», «Познавательное», «Речевое».
Предварительная работа: Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки», чтение художественной литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.
Словарная работа: Шашист, горизонталь, вертикаль, диагональ.
Методические приемы:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, раскрашивание заготовок (шашечное поле)
Материал и оборудование:
Столы, стулья, комплекты 10 шт. (шашки + шашечная доска), шахматные часы, компьютер, экран, проектор. Заготовки для раскрашивания, краски акварельные, кисти, салфетки.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Вы любите играть в настольные игры? А какие настольные игры вы знаете? (Ответы детей: домино, лото, конструкторы «Тико», лего…)
- Я хочу вас познакомить ещё с одной игрой, которая называется – шашки. Послушай те загадку:
Девчонки и мальчишки:
Никитки и Наташки,
Грызут гранит науки,
Зовут которой «шашки».
- Людей, которые, играют в шашки называют, шашистами. (Хоровое и индивидуальное повторение).
Воспитатель: (показывает картинку №1)
- Это - шашечное поле. Все поле состоит из белых и черных квадратов. В внизу поля находятся буквы, а слева – цифры. Здесь живут шашки.
- Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски.
Дети садятся за столы.
- Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь, изучая её.
- Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)
- Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)
- «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска … »
Воспитатель: Доска, на которой играют, состоит из 32 темных и 32 светлых клеток — они называются полями. Посмотри: какое поле в левом нижнем углу? Оно темное! Доска ставится между игроками тоже именно так — ее нижнее угловое поле слева должно быть темным (дети рассматривают и ставят правильно доски).
- Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)
А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле)
- Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?
Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.
- А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.
Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии).
Дидактическая игра «Что горизонтально?».
Воспитатель: Назовите предметы, которые расположены горизонтально? (пол, потолок, палас, стол, кровать…)
- Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий)
- А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (Выполнение с детьми.)
- Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии).
Дидактическая игра «Что вертикально?».
Воспитатель: Назовите, предметы, которые расположены вертикально? (Дерево, столб, стена, окно, дома, люди передвигаются вертикально…)
- Да, правильно. Вертикальные линии обозначаются цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести, по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию - красным карандашом, и сравнить их по длине.
- Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные)
- Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды.
Картинка 2. Появляется белая и черная шашки. Каждая шашка занимает своё место на шашечном поле. Шашки могут находиться только на чёрных клетках. Фишка ходит на одну клетку по диагонали вперёд, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено!
По белым клеткам им запрещено двигаться
Воспитатель: Ребята, давайте тоже немного подвигаемся.
ФИЗМИНУТКА: «Это мы можем».
Дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами: «Это тоже я могу».
Кто, скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу
Это тоже я могу.
И, как птица полечу.
Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Это тоже я могу.
Все на свете я смогу!
Воспитатель: Посмотри: какое поле в левом нижнем углу? Оно темное! Доска ставится между игроками тоже именно так — ее нижнее угловое поле слева должно быть темным (дети рассматривают и ставят правильно доски).
Воспитатель: а сейчас мы научимся расставлять правильно шашки на поле (воспитатель показывает, дети самостоятельно пытаются расставить шашки).
Воспитатель: а сейчас мы попробуем нарисовать своё маленькое шашечное поле (детям даются заготовки). Вы раскрасите свое поле, там, где черные клетки нужно закрасит квадратик любым цветом. Пусть ваше поле будет необычным, не черно белым. Но не забывайте одно правило, обязательно одна клетка должна быть закрашена на горизонтали, а другая остаться белой. На следующей горизонтали под белой клеткой должна быть цветная. У нас должен получиться шахматный порядок, иначе доска не получится шахматной (дети раскрашивают доску на листе бумаги).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как называется игра, в которую мы учились играть. Кто запомнил правила игры? Давайте попробуем их вспомнить.
- Как называют игрока, который играет в шашки?
- А как называется каждый из квадратиков или клеток?
- Сколько всего шашек должно быть на игровом поле?
- Сколько белых?
- Сколько черных?
- Как расставляются шашки на игровом поле?
- Какие линии называют горизонтальными?
- Какие линии называют вертикальными?
Воспитатель: Молодцы, дети ответили на все вопросы.
Список литературы:
1.Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. –Ростов н/Д: Феникс, 2010. –137 с.
2. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», -М.: Чистые пруды,2005.
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
4. Тимофеев А.А.Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет»,
-2006г.
5 .Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. –Ростов н/Д: Феникс, 2007. –160 с
6. Романчук О.А., «Юному шашисту», -М.:Просвещение, 2009
7. Юровский Е.М., Кондратьева Л.П. «Зайкины шашки»: Книжка-игра для маленьких – СПб.: Издательский Дом «Литера», - 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: История елочной игрушки.
Программное содержание:1. Познакомить детей с историей елочных игрушек, дать знания где появилась первая елочная игрушка ( в Германии ).2. Развивать диа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема : Стихотворение А. Барто «Кораблик».Элемент.опыт деятельность «Кораблик из бумаги».Игры с корабликами в воде
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема : Стихотворение А. Барто «Кораблик».Элемент.опыт деятельность «Кораблик из бумаги».Игры с корабликами в воде. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Прогулка на луг и в лес» (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельностиТема: "Прогулка на луг и в лес"(старшая группа)Вид деятельности: ознакомление с природой(в соответствии с ФГТ)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности тема: "День рождение Нюши". (средний возраст)
Научить детей счёту от 1 до 5...
Конспект непосредственно образовательной по теме: «Цветное настроение» в рамках проживания темы «Цветной мир». Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Конспект непосредственно образовательной по программе " Сообщество"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Путешествие в королевство математики».
НОД по ФЭМП "Путешествие в королевство математики" для детей подготовительной группыЦель НОД; закрепление математических знаний и умений детей посредством игры - путешествия....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь-доуг,огонь-враг». ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДС № 31 «ГОЛУБАЯ СТРЕЛА» Г. ТУАПСЕ. ПОПОВА АКСИНЬЯ
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь-доуг,огонь-враг». ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДС № 31 «ГОЛУБАЯ СТРЕЛ...