Картотека пальчиковых игр для детей 3-7 лет
картотека по физкультуре
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Пальчиковая гимнастика:
1. Развивает речь.
2. Развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
4. Развивает память, фантазию и воображение.
Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковая гимнастика принесет эффект при ежедневных занятиях минут по 5.
Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес?
Или достаточно играть в полюбившиеся?
Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.
Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.
Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?
Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
1. Упражнения для кистей рук.
Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:
- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
- учит напрягать и расслаблять мышцы;
-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
- учит переключаться с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев условно статические.
Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
3. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
И, надеюсь, что полученная информация поможет вам и регулировать «сложность» игр для ребенка, а также найти «любимые» игры разных видов.
Картотека пальчиковых игр для детей 3-7 лет
Перелетные птицы Тили-тели, тили-тели - С юга птицы прилетели! Скрещивают большие пальцы, машут ладошками. Прилетел к нам скворушка - Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж - Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. Все вернулись, прилетели, Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют». | 2 Тема: «Хлеб»
Хлеб Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики. А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят». Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи - Всё мы испечем в печи. Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх. Очень вкусно! | |||||||||||||||||||||
3 Тема: «Рыбы» Подводный мир Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком». Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз. Здесь прозрачная вода. Плывет морской конек сюда. Вот медуза, вот кальмар. А это? Это рыба-шар. А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. | 4 Тема: «Фрукты» Фруктовая ладошка Этот пальчик - апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик - слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик - абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик - груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик - ананас, Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя. | |||||||||||||||||||||
5 Тема: «Овощи» Овощи У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой». Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с большого. Наша Зина - молодец! Показывают большой палец.
| 6 Тема: «Мой город» Дом и ворота На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками,крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом. Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»). Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу. В этот домик приглашаем.
| |||||||||||||||||||||
7. Тема: «Насекомые» Насекомые Дружно пальчики считаем Насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы) Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибаем пальцы в кулак) Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем) Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину) | 8 Тема: «Зима» Зимние забавы Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. Поочередно соединяют большой палец с остальными. Новогодние игрушки Праздник приближается, Елка наряжается. Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны. Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. Поочередно соединяют большой палец с остальными. А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. Крутят ладошками в воздухе - «фонарики». | |||||||||||||||||||||
9 Тема: «Грибы» По грибы | 10 Тема: «Осень» Осень ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ, Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди. ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ: ВОТ ДУБОВЫЙ, Поочередно загибают пальцы на руке. ВОТ КЛЕНОВЫЙ, ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ, ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ, ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ. Встряхивают кистями рук. | |||||||||||||||||||||
11 Тема: «Комнатные растения» Комнатные растения На окно скорее глянь: Здесь у нас цветет герань. А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония - Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Мы все названья помним! Раскрывают ладошку. Мы взрыхлим цветы, польем, Пошевеливают опущенными вниз пальцами. Пусть подрастают день за днем! Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком». | 12 Тема: «Сказки» Сказки Будем пальчики считать, Будем сказки называть: Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Эта сказка - «Теремок». Эта сказка - «Колобок». Эта сказка - «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. «Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад! Показывают большой палец. | |||||||||||||||||||||
13 Тема «Посуда» Посуда Девочка Иринка порядок наводила. Показывают большой палец. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно,в солонке!» Поочередно соединяют большой палец с остальными | 14 Тема: «Одежда» Стирка Постираю чисто, с толком Рубашку, кофту и футболку, Свитерок и брюки - Делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. (При повторе то же с другой рукой.) Устали мои руки! Встряхивают обе руки. | |||||||||||||||||||||
15. Тема : Времена года Круглый год Круглый год, круглый год! Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем. За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим - Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой | 16 Тема: «Мебель» Мебель Мебель я начну считать: Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки. Много мебели назвал - Десять пальчиков зажал! Поднимают зажатые кулачки вверх.
| |||||||||||||||||||||
17 Тема: «На страже родины» Наша армия Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой! Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. | 18 Тема: «Восьмое марта» Наши мамы Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи. Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель - Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек». Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики». | |||||||||||||||||||||
19 Тема: «Транспорт»
Транспорт Будем пальчики сгибать - Сжимают и разжимают пальчики. Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет. Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого. | 20 Тема: «Цветы» Цветы Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения Наши алые цветки Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головками качают. | |||||||||||||||||||||
21 Тема: «Игрушки» Игрушки У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого. | 22 Тема: «Дикие животные» Дикие животные Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок, Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. Вращают большим пальцем. | |||||||||||||||||||||
23 Тема: «Домашние животные» Домашние животные Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину) | 24 Тема: «Лето» Лето (загибаются пальцы по одному на каждый счет) Вот за что люблю я лето? Лето солнышком согрето. Два – в лесу растет трава. Три – ромашки – посмотри! А четыре - это лес, Полный сказок и чудес. Пять – купались мы опять. Шесть – пора грибов поесть. Семь – малины я поем. Восемь – сено мы покосим. Девять – бабушка идет, Землянику нам несет. Десять – все вокруг в листву одето. Вот за что люблю я лето!) | |||||||||||||||||||||
25 Тема: «Профессии» Профессии Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.) Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.) Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.). | 26 Тема: « Детский сад» (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) | |||||||||||||||||||||
27 Гости К Кате гости прибежали, | 28 Тема: « Чудеса Деда мороза» Новый год
| |||||||||||||||||||||
Прогулка Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики) | Пчёлы Вот улей, (показываем кулачек)
|
Рыбка Рыбка в озере живёт | Сапожник Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток. Мастер, мастер, |
Снежок Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики) | Солнышко Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх). |
Счёт Один, два, три, четыре, пять - | Тесто Тесто мы месили (сжимаем кисти рук) |
Хозяйка Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу) | Червячки Раз, два, три, четыре, пять, |
Апельсин Мы делили апельсин | Замок |
Горшок Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) | Дом Стук -стук- постук, раздается где то стук. |
Комар Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха) | Котик (выполнять действия по смыслу) Котик лапкой умывается |
Курочка Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать | Черепаха Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
|
Шалун | Белочка |
Улей
| Мы рисовали |
Лодочка | Дружба |
Медузы
| Прятки |
С добрым утром! | Шла кукушка |
Новые кроссовки | Веснянка |
Берёза | Маланья |
«Белочка» Скачет белка-шалунишка («бегают» пальчиками по столу, Рвёт с сосновых веток шишки (сжимают поочерёдно кулачки на правой и левой руках). Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках) И несёт в свою кладовку («бегают» пальчиками по столу).
| «Мышка» Мышка съела сыр и пышку, Тыкву, рыбу, дыню, шишку, Съела сливы и блины, И сушёные грибы (загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка). Целый день она жевала, Но все мышке было мало (разводят руками)! |
«Лиса» Лиса, лисонька, красавица, Всем она очень нравится (потирают руки). Хвост пушистый, Мех золотистый (растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их). По лесу важно бродит («ходят» пальцами по столу), Страх на зайцев наводит (стучат кулаками по столу).
| «Гномики-прачки» Жили были в домике Маленькие гномики (дети сжимают и разжимают кулачки) Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших) Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев) Стали гномики стирать (трут кулачки друг о друга) Токи – рубашки, Чики – носочки, Пики – платочки, Мики умница был, Лики – штанишки, Всем водичку носил. (загибают пальчики, начиная с больших) |
«Рыбка» Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка) Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком) Мы тебя хотим поймать. (медленно сближают ладони) Рыбка спинку изогнула, (сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка) Крошку хлебную взяла. (делают хватательные движения обеими руками) Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (снова «плывут») | «Птички» Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. (загибают по одному пальчику на обеих руках) Эта птичка – злой орлан. (машут сложенными накрест ладонями) Птички, птички, по домам. (машут обеими руками, как крыльями)
|
«Утка» Утка плещется в пруду (Машем кистями от себя, пальцы выпрямлены) У хозяйки на виду. (Приставить руку «козырьком» ко лбу) Быстро к берегу плывет (Машем кистями, пальцы согнуты) И с воды идет на взлет. (Машем руками - «крыльями») Во дворе — ее соседка - Это курочка-наседка. (руки полукругом перед собой — как наседка придерживает крыльями своих цыплят) Под крылом — ее цыплята, очень дружные ребята. (Пальцы каждой руки собраны в щепоть, поочередно «клюют корм»)
| «Мальчик с пальчик» - Мальчик с пальчик, Где ты был? (4 раза сгибать большой палец левой руки.) - Долго по лесу бродил! (4 раза сгибать большой палец правой руки.) Встретил я медведя, волка, Зайку, ежика в иголках. (Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.) Встретил белочку, синичку, Встретил лося и лисичку. Всем подарки подарил, Всяк меня благодарил. (4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.) |
«ВОРОБЕЙ» Скачет в парке воробей (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу) По правее, то левее, (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу вправо-влево) То назад, то вперед. (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу назад-вперед) Всюду зернышки клюет. (Все пальцы правой руки сложить щепоткой, постучать по столу) А когда свой завтрак съел, Прочь из парка улетел.
| «ПАУЧОК» Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки) Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение) Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу) Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками) Паучок ползет опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. (Действия аналогичны первоначальным) |
«Овощи» Тянут, тянут бабка с дедкой (Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги) Из земли большую репку: Вот пришла бы наша внучка, Помогла б собачка Жучка. Где же кошка, мышка – крошка? (Одноимённые пальцы прикасаются друг кдругу.) Хоть держалась крепко, Вытянута репка. | «У Лариски – две редиски» У Лариски – две редиски. по очереди разгибать пальчики У Алешки – две картошки. |
«На базар ходили мы» На базар ходили мы Соединение пальцев подушечками, начиная с Но купили мы арбуз – отводится вверх | «Фрукты» Будем мы варить компот, (Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.) Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики начиная с большого.) Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «помешивают».) Угостим честной народ. (Развести руки в стороны.) |
«Деревья» У сосны , у пихты, ёлки | «Ягоды» Здравствуй, полянка большая! Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой, Здравствуй, трава – мурава! похлопывая друг друга кончиками. Здравствуй, ягодка лесная! |
«Овечки» У овечек на шубках колечки, Пальцами по очереди делать колечки. Те овечки пасутся у речки, Что виляют хвостами мохнатыми. Кистями помахать, как хвостами А пастух на пригорке у дерева, Гору изобразить руками, потом Нам мелодия чудная слышится. Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться. | «Две курицы» В сарае две курицы жили большие пальцы поднимаем, сгибаем-
|
«Утята» Раз, два – шли утята. Поочерёдно сгибать все пальцы Три, четыре – за водой. правой, затем левой руки, начиная А за ними плёлся пятый, с большого. Позади бежал шестой. Ритмично сгибать и разгибать А седьмой от них отстал, пальцы обеих рук. А восьмой уже устал. А девятый всех догнал, А десятый напугал. Громко, громко запищал: Пи – пи – пи! Не пищи, | «По полянке Мишка шел» По полянке мишка шел пальцы одной руки шагают по ладони другой Лапкой мед он доставал, надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки
|
«Лоси» На полянку вышли лоси скрестить руки и поднять их над Дружная семья: головой, пальцы прямые раздвинуты | «На водопой» Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. «шагают» по столу. За мамой лосихой топал лосенок, на каждое двустишие разгибают За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с За мамой ежихой катился ежонок, мизинца. За мамой медведицей шел медвежонок, За мамою белкой скакали бельчата, делают «ушки» За мамой зайчихой косые зайчата, «шагают» по столу. Волчиха вела за собою волчат, Все мамы и дети напиться хотят. |
«Не плачь, куколка моя» Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна. имитирование укачивания куклы Не могу с тобой играть, Нужно мне перестирать: Твои платья и носки, твои юбки и чулки, поочередное загибание пальцев. Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. Я налью воды чуток, имитация движений, описанных в стихотворении В таз насыплю порошок. Пену снежную взобью, постираю и пойду. Пока светит солнышко, Натяну веревочку. К ней одежду прикреплю, Ветерком все просушу. Поработали вдвоем, положить ладони на стол А теперь мы отдохнем. | «Ботинки» Всюду, всюду мы вдвоём средний и указательный пальчики Неразлучные идём. «шагают» по столу Мы гуляем по лугам, По зелёным берегам, Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали, После лезем под кровать, загибают по одному пальчику, начиная с большого Будем там тихонько спать. укладывают ладони на стол
|
Тема «Игрушки» «Катины игрушки» | Тема «Зима» Вечер приближается разведите руки в стороны, |
«Кормушка» | Тема «Новогодний калейдоскоп» «Новогодний праздник» К ёлке все мы подошли, указательные пальцы сцепляются |
«На ёлке» | Тема «Зимние забавы» «Лыжники» |
«Снежок» | «Слон» |
Тема «Животные жарких стран» «В жарких странах» | «Мартышки и книжки»
|
Тема «Животные Севера» «Белые медведи» | «Тюлени»
|
Тема «Город мастеров» | «Маляры» |
«Кузнец» | «Почтальон» |
Тема «Наши защитники» «На параде» | «Пограничник» |
«Велосипед» | «Гонки» |
Тема «Правила уличного движения» | «Дорожных правил очень много» |
Тема «Весна» Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой) Сели на карниз. Положить руки на колени. Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук. Посмотрели вниз. Опустить голову вниз. Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами. Стали каплями кидаться. Руками соответствующие движения. Две сосульки вниз смотрели И на солнышке звенели: В такт наклонять голову вправо – Кап-кап, дзинь-дзинь, влево. Кап-кап, дзинь – дзинь. | Тема «Космос» |
«Комета» В космосе сквозь толщу лет Сжимают и разжимают пальцы рук. Ледяной летит объект. Поднимают сжатый кулак, наклоняют Хвост его-полоска света, К кулаку присоединяют раскрытые А зовут объект комета. Сжимают и разжимают пальцы рук.
| Тема «Перелётные птицы» |
«Грачи» | Тема «Волшебница вода» Для лещей, плотвы опасная, Щука щёлкает зубами – пальцами. Ищет, чем бы поживиться? Ладонь сложить лодочкой. Кто-то там, в воде резвится? Руками имитировать движения рыб. Чей-то рядом хвост мелькает? Помахать кистями рук, как хвостом Хвать? Тут щука не зевает! Пасть щуки захлопывается. Но попалась на крючок – Указательным пальцем изобразить крючок, перебирать руками воображаемую леску, |
«Осьминожки» | Тема «Первоцветы» К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед |
Тема «Насекомые» | «Жук» Я веселый Майский жук. Сжать кулачок. Знаю все сады вокруг, Указательный палец и мизинец развести А зовут меня Жу-жу…
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Пальчиковая гимнастика:
1. Развивает речь.
2. Развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
4. Развивает память, фантазию и воображение.
Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковая гимнастика принесет эффект при ежедневных занятиях минут по 5.
Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес?
Или достаточно играть в полюбившиеся?
Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.
Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.
Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?
Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
1. Упражнения для кистей рук.
Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:
- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
- учит напрягать и расслаблять мышцы;
-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
- учит переключаться с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев условно статические.
Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
3. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
И, надеюсь, что полученная информация поможет вам и регулировать «сложность» игр для ребенка, а также найти «любимые» игры разных видов.
Картотека пальчиковых игр для детей 3-7 лет
Прогулка Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики) | Пчёлы Вот улей, (показываем кулачек) |
Рыбка Рыбка в озере живёт | Сапожник Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток. Мастер, мастер, |
Снежок Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики) | Солнышко Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх). |
Счёт Один, два, три, четыре, пять - | Тесто Тесто мы месили (сжимаем кисти рук) |
Хозяйка Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу) | Червячки Раз, два, три, четыре, пять, |
Апельсин Мы делили апельсин | Замок |
Горшок Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) | Дом Стук -стук- постук, раздается где то стук. |
Комар Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха) | Котик (выполнять действия по смыслу) Котик лапкой умывается |
Курочка Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать | Черепаха Шла по полю черепаха (идем пальчиками) |
Шалун | Белочка |
Улей | Мы рисовали |
Лодочка | Дружба |
Медузы | Прятки |
С добрым утром! | Шла кукушка |
Новые кроссовки | Веснянка |
Берёза | Маланья |
«Белочка» Скачет белка-шалунишка («бегают» пальчиками по столу, Рвёт с сосновых веток шишки (сжимают поочерёдно кулачки на правой и левой руках). Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках) И несёт в свою кладовку («бегают» пальчиками по столу). | «Мышка» Мышка съела сыр и пышку, Тыкву, рыбу, дыню, шишку, Съела сливы и блины, И сушёные грибы (загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка). Целый день она жевала, Но все мышке было мало (разводят руками)! |
«Лиса» Лиса, лисонька, красавица, Всем она очень нравится (потирают руки). Хвост пушистый, Мех золотистый (растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их). По лесу важно бродит («ходят» пальцами по столу), Страх на зайцев наводит (стучат кулаками по столу). | «Гномики-прачки» Жили были в домике Маленькие гномики (дети сжимают и разжимают кулачки) Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших) Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев) Стали гномики стирать (трут кулачки друг о друга) Токи – рубашки, Чики – носочки, Пики – платочки, Мики умница был, Лики – штанишки, Всем водичку носил. (загибают пальчики, начиная с больших) |
«Рыбка» Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка) Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком) Мы тебя хотим поймать. (медленно сближают ладони) Рыбка спинку изогнула, (сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка) Крошку хлебную взяла. (делают хватательные движения обеими руками) Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (снова «плывут») | «Птички» Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. (загибают по одному пальчику на обеих руках) Эта птичка – злой орлан. (машут сложенными накрест ладонями) Птички, птички, по домам. (машут обеими руками, как крыльями) |
«Утка» Утка плещется в пруду (Машем кистями от себя, пальцы выпрямлены) У хозяйки на виду. (Приставить руку «козырьком» ко лбу) Быстро к берегу плывет (Машем кистями, пальцы согнуты) И с воды идет на взлет. (Машем руками - «крыльями») Во дворе — ее соседка - Это курочка-наседка. (руки полукругом перед собой — как наседка придерживает крыльями своих цыплят) Под крылом — ее цыплята, очень дружные ребята. (Пальцы каждой руки собраны в щепоть, поочередно «клюют корм») | «Мальчик с пальчик» - Мальчик с пальчик, Где ты был? (4 раза сгибать большой палец левой руки.) - Долго по лесу бродил! (4 раза сгибать большой палец правой руки.) Встретил я медведя, волка, Зайку, ежика в иголках. (Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.) Встретил белочку, синичку, Встретил лося и лисичку. Всем подарки подарил, Всяк меня благодарил. (4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.) |
«ВОРОБЕЙ» Скачет в парке воробей (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу) По правее, то левее, (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу вправо-влево) То назад, то вперед. (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу назад-вперед) Всюду зернышки клюет. (Все пальцы правой руки сложить щепоткой, постучать по столу) А когда свой завтрак съел, Прочь из парка улетел. | «ПАУЧОК» Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки) Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение) Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу) Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками) Паучок ползет опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. (Действия аналогичны первоначальным) |
«Овощи» Тянут, тянут бабка с дедкой (Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги) Из земли большую репку: Вот пришла бы наша внучка, Помогла б собачка Жучка. Где же кошка, мышка – крошка? (Одноимённые пальцы прикасаются друг кдругу.) Хоть держалась крепко, Вытянута репка. | «У Лариски – две редиски» У Лариски – две редиски. по очереди разгибать пальчики У Алешки – две картошки. |
«На базар ходили мы» На базар ходили мы Соединение пальцев подушечками, начиная с Но купили мы арбуз – отводится вверх | «Фрукты» Будем мы варить компот, (Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.) Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики начиная с большого.) Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «помешивают».) Угостим честной народ. (Развести руки в стороны.) |
«Деревья» У сосны , у пихты, ёлки | «Ягоды» Здравствуй, полянка большая! Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой, Здравствуй, трава – мурава! похлопывая друг друга кончиками. Здравствуй, ягодка лесная! |
«Овечки» У овечек на шубках колечки, Пальцами по очереди делать колечки. Те овечки пасутся у речки, Что виляют хвостами мохнатыми. Кистями помахать, как хвостами А пастух на пригорке у дерева, Гору изобразить руками, потом Нам мелодия чудная слышится. Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться. | «Две курицы» В сарае две курицы жили большие пальцы поднимаем, сгибаем- |
«Утята» Раз, два – шли утята. Поочерёдно сгибать все пальцы Три, четыре – за водой. правой, затем левой руки, начиная А за ними плёлся пятый, с большого. Позади бежал шестой. Ритмично сгибать и разгибать А седьмой от них отстал, пальцы обеих рук. А восьмой уже устал. А девятый всех догнал, А десятый напугал. Громко, громко запищал: Пи – пи – пи! Не пищи, | «По полянке Мишка шел» По полянке мишка шел пальцы одной руки шагают по ладони другой Лапкой мед он доставал, надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки |
«Лоси» На полянку вышли лоси скрестить руки и поднять их над Дружная семья: головой, пальцы прямые раздвинуты | «На водопой» Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. «шагают» по столу. За мамой лосихой топал лосенок, на каждое двустишие разгибают За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с За мамой ежихой катился ежонок, мизинца. За мамой медведицей шел медвежонок, За мамою белкой скакали бельчата, делают «ушки» За мамой зайчихой косые зайчата, «шагают» по столу. Волчиха вела за собою волчат, Все мамы и дети напиться хотят. |
«Не плачь, куколка моя» Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна. имитирование укачивания куклы Не могу с тобой играть, Нужно мне перестирать: Твои платья и носки, твои юбки и чулки, поочередное загибание пальцев. Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. Я налью воды чуток, имитация движений, описанных в стихотворении В таз насыплю порошок. Пену снежную взобью, постираю и пойду. Пока светит солнышко, Натяну веревочку. К ней одежду прикреплю, Ветерком все просушу. Поработали вдвоем, положить ладони на стол А теперь мы отдохнем. | «Ботинки» Всюду, всюду мы вдвоём средний и указательный пальчики Неразлучные идём. «шагают» по столу Мы гуляем по лугам, По зелёным берегам, Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали, После лезем под кровать, загибают по одному пальчику, начиная с большого Будем там тихонько спать. укладывают ладони на стол |
Тема «Игрушки» «Катины игрушки» | Тема «Зима» Вечер приближается разведите руки в стороны, |
«Кормушка» | Тема «Новогодний калейдоскоп» «Новогодний праздник» К ёлке все мы подошли, указательные пальцы сцепляются |
«На ёлке» | Тема «Зимние забавы» «Лыжники» |
«Снежок» | «Слон» |
Тема «Животные жарких стран» «В жарких странах» | «Мартышки и книжки» |
Тема «Животные Севера» «Белые медведи» | «Тюлени» |
Тема «Город мастеров» | «Маляры» |
«Кузнец» | «Почтальон» |
Тема «Наши защитники» «На параде» | «Пограничник» |
«Велосипед» | «Гонки» |
Тема «Правила уличного движения» | «Дорожных правил очень много» |
Тема «Весна» Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой) Сели на карниз. Положить руки на колени. Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук. Посмотрели вниз. Опустить голову вниз. Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами. Стали каплями кидаться. Руками соответствующие движения. Две сосульки вниз смотрели И на солнышке звенели: В такт наклонять голову вправо – Кап-кап, дзинь-дзинь, влево. Кап-кап, дзинь – дзинь. | Тема «Космос» |
«Комета» В космосе сквозь толщу лет Сжимают и разжимают пальцы рук. Ледяной летит объект. Поднимают сжатый кулак, наклоняют Хвост его-полоска света, К кулаку присоединяют раскрытые А зовут объект комета. Сжимают и разжимают пальцы рук. | Тема «Перелётные птицы» |
«Грачи» | Тема «Волшебница вода» Для лещей, плотвы опасная, Щука щёлкает зубами – пальцами. Ищет, чем бы поживиться? Ладонь сложить лодочкой. Кто-то там, в воде резвится? Руками имитировать движения рыб. Чей-то рядом хвост мелькает? Помахать кистями рук, как хвостом Хвать? Тут щука не зевает! Пасть щуки захлопывается. Но попалась на крючок – Указательным пальцем изобразить крючок, перебирать руками воображаемую леску, |
«Осьминожки» | Тема «Первоцветы» К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед |
Тема «Насекомые» | «Жук» Я веселый Майский жук. Сжать кулачок. Знаю все сады вокруг, Указательный палец и мизинец развести А зовут меня Жу-жу… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-64598-1515510345.jpg)
Картотека пальчиковых игр для детей 4-6 лет
В материале представлена картотека пальчиковых игр из книги Желобкович "Физкультурные занятия в детском саду"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-131432-1352026561.jpg)
Учебно-методическое пособие "Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет"
Пальчиковые игры в стихах....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-263423-1571167419.jpg)
картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)
пальчиковая гимнастика для детей подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/22/picture-277731-1629608479.jpg)
Картотека Пальчиковых игр для детей (2-3 лет)
Уважаемые родители очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-892455-1509515700.jpg)
Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-892455-1509515700.jpg)
Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития реч...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-1072725-1540241406.jpg)
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....