Физическое воспитание в дошкольных учреждениях
учебно-методический материал по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях играет огромную роль в развитии детского организма.Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_vospitanie_v_doshkolnyh_uchrezhdeniyah.doc | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое воспитание
в дошкольных учреждениях.
Исполнитель: Исаева В.В.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение..........................................................................................................3
1.Анатомо-физиологические особенности старшей и подготовительной
группы дошкольников.................................................................................6
2.Формы организации занятий по гимнастике в дошкольных
учреждениях...............................................................................................12
2.1. Утренняя гигиеническая гимнастика.................................................12
2.2. Физкультурные занятия.....................................................................15
2.3. Физкультминутки...............................................................................20
2.4. Самостоятельная двигательная деятельность.................................26
3.Программа в дошкольных учреждениях.................................................38
Заключение....................................................................................................45
Список используемой литературы...............................................................48
ВВЕДЕНИЕ
В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имело свое значение : бег и ходьба - для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье - для преодоления препятствий, метание - для защиты и нападения. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими.
Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей.
Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье. Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Появилась необходимость компенсировать « движение – существование » специально придуманными движениями – физическими упражнениями. Постепенно встала проблема определения норм двигательной активности взрослых и детей.
Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым . Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой , дыхательной, нервной системами. Движение – это и эффективнейшее лечебное средство.
По мнению психологов: маленький ребенок – деятель! и деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения – важное средство воспитания.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей – форма проявления этих важных человеческих качеств.
А разве может быть труд – основа основ жизни – без точных, развитых движений ?
Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.
Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям ) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.
Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях играет огромную роль в развитии детского организма.
Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогощают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.
Особенностью центральной нервной системы ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга. Завершение этих процессов происходит в последующие годы под влиянием внешних и внутренних раздражителей.
На базе врожденных безусловных рефлексов (оборонительный, защитный, пищевой, ориентировочный) осуществляется развитие высшей нервной деятельности. Уже с первых недель жизни ребенка возможно образование у него условных рефлексов на зрительный и слуховой раздражитель, а также на самые различные внешние раздражители. С возрастом образование условных рефлексов происходит быстрее.
Если какие-либо внешние раздражители применять длительно, в определенной последовательности, то образуется целостная система ответных реакций-динамический стереотип. При правильном воспитании у ребенка можно выработать много различных стереотипов, что в значительной мере облегчит реагирование на окружающие внешние условия, повысит работоспособность нервных клеток.
Например, можно создать стереотип на весь режим дня, на своевременное укладывание спать, обязательное выполнение утренней гигиенической гимнастики после сна и т. д.
У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора.
Условные рефлексы в этом возрасте вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны.
Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер, и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.
Таким образом, для образования определенных двигательных навыков и закрепления их как условных рефлексов, т. е. образования двигательного стереотипа, требуется определенная повторность и последовательность применения раздражителей. Таковыми раздражителями являются физические упражнения, проводимые по определенному плану. Создание условий для свободной двигательной деятельности детей при проведении специальных занятий способствует более правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, а следовательно, психическому и моторному развитию ребенка.
На втором году жизни ребенок овладевает сложным двигательным актом - ходьбой, а к концу этого года он уже начинает бегать. На втором и третьем году жизни под влиянием воспитания и обучения усложняются и качественно совершенствуются лазанье, бросание. На третьем году жизни появляются подготовительные движения к прыжкам, а к концу этого года дети уже умеют прыгать с продвижением вперед. К 3 годам ребенок владеет почти всеми основными движениями и, что очень важно, начинает их реализовывать в своей свободной двигательной деятельности.
На протяжении четвертого-седьмого годов жизни условные связи закрепляются и в процессе обучения совершенствуются. При повышении мышечной нагрузки развитие двигательных качеств и повышение уровня физической подготовленности происходит более интенсивно.
Костная система у детей богаче хрящевой тканью, чем у взрослых. Поэтому кости ребенка мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов (физические упражнения, не соответствующие функциональным и возрастным возможностям детей, не соответствующая росту ребенка одежда, обувь, мебель и т.д. ).
С 2-3 лет начинается образование костной ткани с пластинчатой структурой. Процесс окостенения скелета происходит постепенно, на протяжении всего периода детства. Формирование физиологических изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах продолжается в течение всего дошкольного периода (когда ребенок начинает держать голову, лежать на спине, сидеть, ходить). Позвоночник детей отличается подвижностью, физиологические изгибы его неустойчивы и сглаживаются, когда ребенок лежит. Мягкая масса скелета легко поддается влияниям, изменяющим ее форму: неправильное положение тела при сидении, стоянии, лежании; мягкая неправильная постель; мебель, не соответствующая росту и пропорциям тела детей. Неправильные позы быстро становятся привычными, появляются нарушения осанки, которые отрицательно сказываются на функции кровообращения, дыхания; происходит неправильный рост костей.
Формирование свода стопы начинается на первом году жизни, наиболее интенсивно-с началом ходьбы и продолжается в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо уделять особое внимание подбору соответствующей обуви (на каблучке), использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы.
Интенсивное развитие скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий и связочно-суставного аппарата. Относительно высокая по сравнению со взрослыми подвижность суставов у детей раннего возраста зависит от большой эластичности мышц, сухожилий, связок. Чрезмерная подвижность (разболтанность) суставов является одним из симптомов рахита.
Мышечная система у ребенка раннего возраста развита еще недостаточно по сравнению со взрослым человеком, и мышечная масса составляет около 25% массы его тела, тогда как у взрослого она равна в среднем 40-43%. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани. Увеличение силы мышц во многом определяется постепенно возрастающей физической нагрузкой при занятиях физическими упражнениями.
У детей младшего дошкольного возраста мышцы-разгибатели развиты недостаточно и довольно слабы, поэтому ребенок часто принимает неправильные позы: опущенная голова, сведенные плечи, сутулая спина, запавшая грудь. К 5 годам значительно увеличивается масса мускулатуры, в особенности нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличивается сила и работоспособность мышц. Показатели мышечной силы отражают как особенности возрастного развития, так и влияние физкультурных занятий. Состояние мышечного тонуса в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Особое значение приобретает тонус мышц туловища, создающих естественный "мышечный корсет". С возрастом отмечается увеличение тонуса напряжения мышц спины и живота, что является результатом не только улучшения регуляторной функции центральной нервной системы, но и положительного влияния физической тренировки. По мере того как улучшается мышечный тонус, совершенствуется рефлекторная регуляция расслабления и напряжения отдельных групп мышц, которые придают телу определенную позу, у ребенка вырабатывается осанка.
За дошкольный период происходит выраженная перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на более экономный и эффективный уровень функционирования, в связи с чем возрастают возможности детей при выполнении мышечной деятельности.
В первые годы жизни сердечно-сосудистая система ребенка претерпевает значительные морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается, благодаря чему увеличивается сила сердечных сокращений и повышается работоспособность сердца. Артериальное давление с возрастом увеличивается. Увеличивается работоспособность сердца, повышается адаптационная способность к физической нагрузке: снижается величина показателей сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление, ударный и минутный объемы кровообращения) в ответ на стандартную мышечную нагрузку, укорачивается восстановительный период.
Отмечается возрастная перестройка и характер адаптации функции дыхания к мышечным нагрузкам. Частота дыхания с возрастом уменьшается. А нарастает глубина дыхания и легочная вентиляция в 2-2,5 раза, потребление кислорода - почти в 2 раза.
Эти данные свидетельствуют о том, что функциональные возможности детей велики и вполне обеспечивают потребности роста и развития.
В процессе тренировки совершенствуются ответные реакции дыхательной системы. При мышечных нагрузках увеличение легочной вентиляции происходит за счет углубления дыхания, а не его учащения. Те же объемы потребления кислорода обеспечиваются при меньшей легочной вентиляции. При этом отмечается более экономная деятельность основных энергообеспечивающих систем-сердечно-сосудистой и дыхательной, которая определяется не только особенностями возрастного развития, но и повышением функциональных возможностей при занятиях физическими упражнениями.
Знание особенностей морфофункционального развития детей позволяет более эффективно использовать средства физического воспитания для совершенствования организма ребенка и повышения его умственной и физической работоспособности. Следует учитывать, что развивающийся организм обладает неодинаковым уровнем функциональной готовности к внешним воздействиям на разных этапах.
В динамике возрастного развития установлены отдельные критические этапы, характеризующиеся совокупностью морфологических и функциональных особенностей, отличных от смежных возрастов.
2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Формы организации физического воспитания - это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
К формам организации двигательной деятельности детей относятся: - физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
- активный отдых: детский туризм, физкультурный досуг, физкультурные
праздники, дни здоровья, каникулы, самостоятельная двигательная деятельность детей, задания на дом.
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, взаимосвязаны, вместе с тем каждая имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.
В группах детей раннего возраста основной формой работы являются индивидуальные занятия физическими упражнениями
( гимнастика, массаж, подвижные игры ).
2.1. Утренняя гигиеническая гимнастика
В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей – сразу же после ночного сна (зарядка).
Основная задача утренней гимнастики — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы.
Включение и ежедневное проведение упражнений для всех групп мышц способствует их укреплению. Так, например, использование упражнений, сближающих лопатки, укрепляет мышцы спины, живота, вырабатывает у детей правильную осанку, содействует выпрямлению позвоночника. Введение упражнений для укрепления свода стопы предупреждает плоскостопие. Значителен и закаливающий эффект как на самой утренней гимнастике, так и в сочетании с закаливающими процедурами.
Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешенны, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.
Как правило, утренняя гимнастика начинается с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма, но при этом нагрузка на него незначительна. Для того чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включается ходьба разными способами. Поскольку утренняя гимнастика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колоннами в разные стороны, по диагонали и т.д. Это позволит снять монотонность, однообразие занятий, физиологическая нагрузка при этом будет определяться пройденным расстоянием, произойдет увеличение психологической нагрузки, что вызовет у детей сосредоточенность. Важно, чтобы способы перемещения в пространстве детям были знакомы.
Значение утренней гимнастики прежде всего определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно-сосудистую, дыхательную системы, растормаживает нервную систему, создает условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.
Диктантный способ подачи заданий оживляет восприятие и внимание детей. После ходьбы может быть предложен непродолжительный бег в умеренном темпе. Чаще всего он используется, если дети вялы, сонливы или если в помещении прохладно. Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений
Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствуют требованиям входящих в комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурных занятий. Но в связи с тем, что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, упражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому следует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро.
После того как проведена разминка всех мышечных групп и повысилась физиологическая нагрузка, наступает пик физиологической кривой, который приходится на прыжки на месте и быстрый бег.
В старших группах можно изменять нагрузку не только за счет числа подпрыгиваний и высоты полета, но и применять прыжки попеременно на одной и другой ноге, прыжки с разным положением ног. После прыжков для снижения физиологической нагрузки предлагается ходьба или танцевальные движения. В конце утренней гимнастики можно использовать специальные дыхательные упражнения с медленным продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на одном-двух вдохах или игровые упражнения («Шина спустилась», «Мяч лопнул» и т.д.).
Утренняя гимнастика может быть проведена в виде игр и игровых упражнений. Например, вначале проводят хороводную игру. Для пика физической нагрузки используется подвижная игра высокой интенсивности, а заканчивается утренняя гимнастика малоподвижной игрой. Такой тип занятий хорошо применять в праздничные дни, когда проводятся утренники, и дети приходят в детский сад взволнованные, нарядные.
Утренняя гимнастика проводится на воздухе в теплое время года, а при соответствующих условиях — в течение всего года. В этом случае общеразвивающие упражнения могут выполняться в движении. Прыжки и скоростной бег могут быть заменены бегом на выносливость. Следует учитывать, что целесообразно двигаться, используя всю территорию детского сада, и даже выбегать за ее границу, в соседний парк. Интерес к такому бегу значительно выше, и дети получают большое удовольствие от смены маршрута перемещения. При этом направляющим назначается ребенок, имеющий опыт бега в умеренном темпе, и остальные не имеют права обгонять впереди бегущего, а сам воспитатель бежит в конце колонны, чтобы держать в поле зрения всех детей. Примерно за 20— 30 метров до ворот детского сада на обратном пути можно позволить желающим пробежаться в быстром темпе.
- Учебные занятия
Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. При этом обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.
В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
С детьми до 1 года организуются индивидуальные занятия ежедневно длительностью 5—10 мин. С детьми от 1 года до 1 года 6 мес. занятия проводятся небольшими группами (2—4 человека); с детьми от 1 года 6 мес. до 2 лет — по 5—7 человек 3 раза в неделю длительностью 10—15 мин; с детьми от 2 до 3 лет— с подгруппой по 10—12 человек длительностью 15—20 мин;
с детьми от 3 до 7 лет — со всей группой одновременно 3 раза в неделю; длительность занятия в соответствии с режимом воз.-растает и доводится в подготовительной к школе группе до 35 мин.
Занятия, включающие гимнастические упражнения, подвижные игры, проводятся, как правило, в утренние часы (спустя 30 мин. после завтрака). Если занятие организуется во вторую половину дня, то целесообразно начать его сразу после дневного сна или во время пребывания детей на свежем воздухе.
Физические упражнения в занятии располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими закономерностями работоспособности организма.
При выполнении физических упражнений работоспособность человека возрастает постепенно. Затем она держится некоторое время на оптимальном уровне, после этого начинает снижаться. Поэтому к выполнению сложных упражнений (большой интенсивности и повышенной скорости — бег, прыжки, метание и др.) нужно подготовить все органы и системы организма (костная, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная). В противном случае возможны травмы (растяжение, разрыв связок, мышц), а также нарушение функции систем организма, в том числе нервной. В свою очередь недостаточная подготовка нервной системы может повлиять на процесс восприятия и усвоения упражнений, на качество их выполнения.
Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяют вводную, основную и заключительную части.'Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения.
Вводная часть решает психологическую задачу: организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение. Для этого используются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок. В этой части занятия обеспечивается общая и специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышенной физической нагрузке.
Общая подготовка наилучшим образом обеспечивается обще-развивающими упражнениями, воздействующими на все группы мышц, а также основными движениями (ходьба, бег, прыжки), которые усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вследствие чего физическая нагрузка постепенно возрастает.
Специальная подготовка направлена на «разогревание» тех мышц, связок, суставов, которые участвуют в первом упражнении, проводимом в основной части занятия. Например, если таким упражнением окажется прыжок, то к этому надо подготовить мышцы ног, а метание потребует подготовки мышц плечевого пояса и рук. Специальная подготовка решается с помощью обще-развивающих и подготовительных (типа подводящих) упражнений.
В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Последовательность решения этих задач обусловлена особенностями нервной системы ребенка дошкольного возраста: сначала разучиваются новые упражнения, когда работоспособность ребенка находится на оптимальном уровне. И уже после этого закрепляют навыки в освоенных движениях и развивают физические качества.
Содержание этой части занятия составляют основные движения (бег, прыжки, метание, лазанье и др.), игры большой подвижности, игры-эстафеты, а также в некоторых случаях элементы танцев, плясок. Когда в основную часть занятия вводят несколько наиболее сложных движений, то перед каждым из них дают подготовительные, подводящие упражнения.
В основной части занятия могут разучиваться наиболее сложные общеразвивающие упражнения. Они используются и в качестве подготовительных и подводящих упражнений к основным движениям, а также для развития гибкости, силы, координации движений.
После основной части следует заключительная. Ее назначение — снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия. Для решения этих задач используются ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, общеразвивающие упражнения для плечевого пояса, подвижные игры спокойного характера («Найди предмет», «Найди, где спрятано» и др.).
Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны: содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части.
Проводя занятия на воздухе, а также обучая детей ходьбе на лыжах, катанию на коньках, плаванию, надо придерживаться типовой структуры: она должна обеспечить постепенное включение организма в работу, успешное выполнение поставленных задач и в конце занятия приведение организма в спокойное состояние. Содержанием вводной части могут быть общеразвивающие упражнения, специфичные для данного вида движения.
Подбирая упражнения для каждого занятия, нужно учитывать поставленные задачи, возраст детей, состояние их здоровья, физическое развитие, подготовленность, время года, климато-метеорологические условия, место занятий в режиме дня, наличие оборудования, инвентаря, игрушек и др.
Наилучший результат достигается тогда, когда для решения поставленных задач используются разнообразные упражнения (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры).
В физкультурные занятия нецелесообразно часто включать такие упражнения, которые требуют поочередного выполнения, длительного ожидания очереди, индивидуальной страховки (лазанье по гимнастической стенке и др.); не оказывают большого физиологического воздействия на организм ребенка и малоэффективны для развития мышц (бросание вверх мяча и ловля его, ходьба по гимнастической скамейке); сложны по организации и проведению в помещении (прыжки через длинную и короткую скакалки). Эти упражнения лучше разучивать с детьми на индивидуальных занятиях или подгруппами.
Таким образом, дифференцированный подход к отбору упражнений для физкультурного занятия позволяет увеличить его двигательную плотность, повысить оздоровительный и образовательный эффект.
- Физкульт – минутки
Физкультминутки проводятся на занятиях с различным содержанием. На занятиях рисованием и лепкой у детей устают мышцы кисти, пальцев, спины. На занятиях, требующих статического положения тела, умственного напряжения, у детей устают мышцы спины, нарушается кровообращение в области таза и нижних конечностей, утомляется нервная система. В результате у детей снижается внимание и способность к восприятию учебного материала, ухудшается настроение, возникает чувство усталости, дети становятся беспокойными и рассеянными.
С целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике, развитию речи учебный материал сочетается с движениями. Например, детям предлагают похлопать в ладоши столько раз, сколько будет показано предметов; прыгнуть на месте на один раз меньше количества показанных игрушек и т д.
Кроме того, с детьми проводятся специально подобранные физические упражнения.
В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается утомление мышц, нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Они с большим- интересом продолжают занятия
Физические упражнения для физкультминуток подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Для детей средней группы включают 2—3 упражнения, для старшей и подготовительной к школе групп — 3—4. Упражнения выполняются сидя и стоя за столом а также с выходом из-за стола.
На занятиях рисованием и лепкой детям даются движения для кисти, пальцев (потряхивания, вращение, сгибание, разгибание и др.), наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево, повороты туловища вправо и влево и др. На занятиях по математике и развитию речи даются комбинированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы. Помимо обще-развивающих упражнений для рук, плечевого пояса, туловища и ног, даются прыжки, бег на месте в чередовании с ходьбой.
Заканчивается физкультминутка ходьбой в медленном темпе, приводящей организм ребенка в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия.
Упражнения подбираются хорошо знакомые детям и повторяются для детей средней группы 3—4 раза, для старшего возраста — 5—б раз.
Физкультминутка должна создавать бодрое настроение, но не перевозбуждать детей.
Физические упражнения проводятся в перерывах между занятиями с целью активного отдыха. Для этого подбираются хорошо знакомые детям общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, попадание в цель, набрасывание колец и др. спокойные игры. Порядок выполнения общеразвивающих упражнений такой же, как на утренней гимнастике: вначале идут упражнения для рук и плечевого пояса, потом — для мышц туловища и ног. После этого дается бег в чередовании с ходьбой. Упражнения выполняются 5—6 мин под руководством воспитателя или самостоятельно. Но и в последнем случае воспитатель может подсказывать детям, какими упражнениями целесообразнее им заниматься.
2.4. Досуг мероприятий
Физкультурный праздник является особым, радостным событием в жизни ребенка. Он демонстрирует здоровый образ жизни ,представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.
Динамика двигательного содержания физкультурного праздника, проведение его на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения создают у ребенка радостное, приподнятое настроение.
В программу физкультурного праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобретенные ребенком двигательные навыки. В праздничную программу включаются движения, предварительно разученные на физкультурных занятиях. Они доставляют ребенку радость и удовольствие.
Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре. Значительную роль в празднике играет музыка, создающая эмоциональный подъем, веселое, бодрое, радостное настроение.
Праздник состоит из трех частей. Первая часть праздника, как правило, проходит в форме физкультурного парада, который начинается общим шествием детей, разделенных на отдельные команды, идущие со своими значками, вымпелами, эмблемами. Движения проводятся под музыку, стихи, песни, что вызывает высокий эмоциональный подъем. После физкультурного парада дети демонстрируют свои умения в играх и упражнениях. Старшие группы участвуют в соревнованиях в беге, метании, прыжках и т.д.; играх-эстафетах, играх с элементами соревнования, спортивных играх. В праздник можно включать и разнообразные аттракционы. Эта часть праздника проводится с учетом времени для каждой возрастной группы и всех участников.
Во второй части праздника могут быть организованы кукольный театр, выступление школьников, взрослых, сюжетные прогулки и т.д. В этой части обязательно вводятся разнообразные сюрпризные моменты: появление сказочных героев, фокусника, танцоров и т.д.
В заключение праздника гости, дети, родители, воспитатели и сотрудники детского сада исполняют общий танец, импровизируя и веселясь.
Интересно и увлекательно проходят зимние физкультурные праздники. Их содержание отражает время года и включает в себя катание на санках, коньках, лыжах, а также спортивные игры (хоккей), различные подвижные игры, массовые несложные пляски и сюрпризные моменты. На зимнем празднике песни и стихи ребенок не исполняет. Сюрпризные моменты — источник радости детей. На праздниках используются красочные атрибуты и оформление, музыкальное сопровождение, что делает привлекательным и интересным.
В подготовке и проведении праздника принимает участие весь педагогический коллектив: заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели.
По мере возможности ребенок участвует в подготовке праздничного оформления. В рамках подготовки к празднику с ним проводятся экскурсии на стадион, беседы, рассматриваются иллюстрации, разучиваются стихи.
В день проведения праздника взрослые стараются не нарушать режим дня, избегать излишней нервозности. Обстановка праздника должна доставлять радость ребенку. Длительность праздника не превышает 45 мин – 1 ч.
Другим видом активного отдыха детей является физкультурный досуг.
Физкультурный досуг развивает мышление, воображение, целеустремленность, культуру чувств (например, приучают ребенка сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность). Он развивает в детях умение двигаться под музыку, музыкальный слух, память.
Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он строится на знакомом материале. Развлечения проводят как с одной группой, так и с группами близких по возрасту детей. В досуге педагог принимает самое активное участие: он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу. Важную роль в поддержании радостного настроения, создании положительных эмоций играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т.д.
По содержанию и композиции физкультурный досуг может быть разным: он строится на знакомых играх и игровых упражнениях, на элементах спортивных игр (баскетбол, ринго, хоккей, футбол, теннис и т.д.), на упражнениях в основных движениях (беге, прыжках, езде на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, прыжках через короткую скакалку). Такой вариант досуга является для ребенка своеобразным зачетом по овладению им перечисленных видов движений и освоению правильной техники движений.
Физкультурный досуг может строиться в основном на играх-эстафетах типа «Веселые старты». Этот досуг включает разученные на физкультурных занятиях движения.
Интересно проходит музыкальный досуг. Ребенок упражняется в выполнении движений с предметами (мячами, лентами, обручами и т.д.), ритмических упражнениях. Такой досуг развивает творчество, инициативу, красоту, грациозность и выразительность движений.
Со второй младшей группой проводится День здоровья. Цель проведения Дня здоровья — профилактика нервной" системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка. В этот день обеспечивается его пребывание на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучающие формы работы с детьми, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, весело общаются друг с другом. В группах царит праздничная, радостная атмосфера, педагог старается предотвратить конфликты, обеспечивает спокойное общение детей друг с другом.
Каникулы для детей устраиваются в начале января и в конце марта. Их длительность — неделя. Каникулы, так же как и День здоровья, направлены на охрану нервной системы, оздоровление организма ребенка и т.д. Содержание каникул состоит в организации художественно-творческой, музыкальной и физкультурной деятельности. Во время каникул проводятся туристские прогулки; желательно вывезти детей на всю неделю за город, где организуется катание на лыжах. Игры на природе обеспечивают ребенку режим, близкий к санаторному. Организация каникул требует тщательной подготовки педагога, продуманности и творческой атмосферы.
Задания на дом позволяют согласовывать выполнение физических упражнений и игр ребенка в дошкольном учреждении и в семье. Домашние задания выполняются ребенком дома под контролем родителей или вместе с ними.
Успешному решению задач физического воспитания способствуют организуемые воспитателем консультации для родителей. Педагог объясняет родителям методику проведения с ребенком утренней гимнастики, физических упражнений, учит совместному решению творческих заданий. Задания на дом способствуют более тесному контакту родителей, детей и воспитателей.
Все приведенные формы организации активного отдыха тщательно планируются и обсуждаются на педагогических советах дошкольного учреждения. В подготовке разнообразных форм активного отдыха могут принимать участие родители, спонсоры. Нередко на праздники и досуг приглашают школьников, старших братьев и сестер, выдающихся спортсменов и других интересных людей.
- Самостоятельная двигательная деятельность
Самостоятельная деятельность составляет наибольшее время в режиме дня маленьких детей. Она является и наименее утомительной из всех форм двигательной активности.
Замечено, что при правильной организации самостоятельной деятельности значительно облегчается привыкание детей к детскому саду. Малыши охотнее идут в группу, меньше капризничают, если воспитатель концентрирует их внимание на активных движениях и играх.
Вместе с тем самостоятельная деятельность, занимающая большую часть времени пребывания ребенка в детском саду, меньше всего находится- под руководством взрослых.
В самостоятельной деятельности малышей основное место занимают различные игры, В них наиболее полно реализуется свойственная детям высокая потребность в движении. Разнообразие движений, в свою очередь, обогащает содержание игрьк и делает ее особенно интересной и желанной для малыша.
Однако наблюдения показывают, что часто в сюжетных играх малыши двигаются мало. Все действия с куклой (кормят, переодевают, укладывают спать) они обычно выполняют сидя. Из всех видов движений в играх они чаще всего используют ходьбу, иногда бег и очень редко — прыжки, лазанье, метание. Большинство детей, прежде чем сосредоточиться на игре, некоторое время остаются в «бездеятельном» состоянии. Продолжительность такого состояния у разных детей колеблется за день от 5 до 60 минут.
Как обогатить игру ребенка разнообразными движениями? Прежде всего, необходимо выделить достаточную площадь для игр и обеспечить детей разнородным игровым материалом. Многие игрушки дети не используют в своих играх, потому что не знают, что с ними можно делать. Поэтому при внесении в группу новых игрушек детей учат разным действиям с ними, например: машину можно возить за веревочку быстро и медленно (идти или бежать), ползти за ней на четвереньках и т.д.
Можно выделить целый ряд движений и в играх с образными игрушками. Например, зайчик играет в прятки с лисичкой, убегает от нее, прыгает. Обычное подлезание под скамейку вместе с зайчиком для ребенка превращается в веселую игру. Малыш явно подражает воспитателю, который показал действие. Но не это важно. Главное, что он многократно самостоятельно повторяет движение в занимательной для себя форме, радуется этому.
Значительно разнообразит движения в играх использование фикультурных пособий. Наиболее доступные из них для маленьких детей — мяч, обруч, скакалка. Вначале действия с ними предельно просты, не носят специфического характера — дети обыгрывают их. Кто-то использует обруч в качестве руля «автомашины» или «мотоцикла». Из скакалки можно соорудить «дом» (круг на полу), использовать ее в качестве микрофона, построить дорожку для ходьбы и т. д.
Постепенно таким же образом вносят в игры детей и более сложные физкультурные пособия: скамейки, лестницы, кубы, ящики и др.
Разнообразие пособий вызывает у ребенка интерес к движениям, предупреждает развитие у него двигательных стереотипов, развивает творческие способности, умение использовать пособия в разнообразной деятельности — двигательной, игровой.
Важно показать детям возможности использования физкультурного оборудования в играх с куклами. Пусть дети «учат» своих кукол «заниматься» физкультурой — ходить по доске, спрыгивать с кубов, влезать /на лестницу-стремянку (пособия находятся в этот день в группе), «танцевать» и т. п. Обычно ребенок делает это с большим удовольствием, приговаривая: «Иди, не бойся, ты уже большая. Вот молодец!»
Отдельные действия.с куклами воспитатель показывает в играх- занятиях со всеми детьми в качестве образца, другие-индивидуально, с учетом интересов каждого ребенка. Воспитатель замечает интересные начинания детей и закрепляет их. Для этого достаточно порой лишь зафиксировать внимание ребенка на каком-то действии.
Обычно малыши выполняют действие, каким увидели, лишь два-три раза, а затем обязательно вносят в него что-то от себя. Например, девочка (возраст около трех лет), идя по гимнастической скамейке, вдруг вспомнила стихотворение А. Барто «Бычок», которое разучивалось в этот день на занятии. Она декламировала его, сочетая с темпом ходьбы, а прежде чем сойти со скамейки, изобразила, что боится упасть. Действие тут же было подхвачено другими детьми.
Дети в самостоятельной деятельности любят бегать. Если бег становится чрезмерно продолжительным, это ведет к перевозбуждению нервной системы и переутомлению. Вовремя подсказанный ребенку сюжет вносит в бесцельную беготню целесообразность, вызывает необходимость регулирования движения. Сюжетной направленности игр способствует внесение различных атрибутов в виде нагрудных знаков, шапок с изображением зверей, птиц, автобуса, троллейбуса, самолета, ракеты, тепловоза. В играх с этими пособиями дети обычно берут на себя сразу два образа, например самолета и летчика, автобуса и водителя. Эти игры кратковременны, но ценны своими целенаправленными движениями.
Положительно сказывается на развитии движений детей общение их в играх, для чего создаются соответствующие предпосылки. Пусть дети в играх ходят друг к другу в гости, организовывают совместные прогулки кукол, строят один дом на всех играющих. Особенно полезно общение детей с разным уровнем развития движений, а также детей разной степени подвижности.
Чтобы движения стали полноценным компонентом игровой деятельности, детей учат разным действиям с игрушками и пособиями, приучают использовать физкультурное оборудование в играх, выбирать для игр сюжеты, включающие применение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье)
2.6. Подвижные игры в режиме дня.
Подвижные игры широко используются в детском саду как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Они проводятся со всеми детьми одновременно на дневной, вечерней (после полдника) прогулке. Кроме того, дети могут играть, объединяясь в небольшие группы утром (до утренней гимнастики), в перерывах между занятиями, на дневной и вечерней прогулке.
Воспитатель отбирает игры из «Программы воспитания в детском саду», учитывая подготовленность детей группы. Так, в начале года (осенью) целесообразно проводить игры с более простым содержанием и сюжетом, с менее сложными движениями.
На выбор игр влияет время года. Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону. В прохладную погоду лучше проводить такие игры, в которых все дети одновременно выполняют движения, что позволяет предупредить переохлаждение. В холодную сырую погоду не следует планировать на участке игры с речетативом и пением (с целью охраны голосового аппарата). В жаркую погоду, наоборот, пригодны игры спокойного характера и меньшей подвижности, исключающие опасность перегревания. В осеннее время рекомендуется подбирать игры, которые можно проводить на ограниченной площадке («Пустое место», «Горелки»).
При подборе игр необходимо учитывать наличие естественных условий ( пни для спрыгивания, канавки для перепрыгивания и др. ).
Для закрепления у детей двигательных навыков и развития, физических качеств полезно повторять игры в течение всего года и в определенной последовательности, варьируя их в соответствии с поставленными задачами: усложняя движения и правила игры, проводить ее в различных условиях (помещение, участок, поляна, лес, песчаный берег реки).
При повторении игры варьируют и сами задачи. Например, если игра «Ловишки» проводится первый раз, воспитатель учит детей играть, разъясняет содержание, правила игры. Проводя игру во второй раз, воспитатель может использовать ее как средство для развития быстроты. Для этого он ставит перед детьми задачу как можно быстрее убежать от «ловишки» и т.д.
При подборе игр на каждый день нужно учитывать время их проведения и место в режиме дня. При этом нельзя забывать ни о предшествующей, ни о последующей деятельности детей.
Утром (до утренней гимнастики), особенно весной и летом, рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушками, побуждающими детей к движениям (с мячом, с обручем» кольцеброс, бильбоке, классы). Дети объединяются в небольшие группы и играют самостоятельно.
В перерывах между организованными занятиями, особенно если они связаны с неподвижной позой (рисование, лепка, развитие речи и математических представлении), полезны игры средней и малой подвижности («Сделай фигуру», «Делай», как я», «Школа мяча», бильбоке). Назначение этих игр — активный отдых, поэтому они должны быть хорошо знакомы детям.
Подбирая игры для дневной прогулки, воспитатель учитывает предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисование, лепка), требующих сосредоточенного внимания, рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. Желательно, чтобы их было две: первая игра должна быть с большой нагрузкой" («Охотник и зайцы»), вторая — более спокойная («День и ночь»). После физкультурных и музыкальных же занятий рекомендуются игры средней подвижности («Совушка».) Проводить их нужно в середине или конце прогулки.
Важно также помнить, что игры более подвижного характера целесообразно проводить через 25—30 мин после принятия
пищи и ни в коем случае перед едой: эмоциональный подъем и физическая нагрузка повышает возбудимость, что может отрицательно сказаться на аппетите детей.
Если, после дневного сна предусмотрены воздушные ванны, то проводимые в это время игры должны быть большой подвижности, причем такие, в которых все дети активно действуют («Наседка и цыплята», «Пятнашки» и др.).
На вечерней прогулке полезно организовать такие игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно. С детьми круглосуточных групп рекомендуется проводить после ужина игры малой подвижности, спокойного характера («Пастух и стадо», «Скок, поскок»). Как в одном, так и в другом случае надо учитывать интересы, склонности и желания детей, поощрять их творческую самодеятельность в выборе и организации игры.
Очень важно планировать подвижные игры на весь год и на ближайшую неделю. В течение года проводится примерно 10—15 новых игр. Слишком большое количество игр требует много времени на разучивание и затрудняет их повторение. Следует планировать и такие игры, которые проводятся в изменяющейся обстановке (участок, лес) и предусматривают различные усложнения.
На каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера. Это позволит обеспечить разностороннее развитие детей.
У маленьких детей временные связи образуются медленно, поэтому одну и ту же игру при разучивании нужно повторять 3—4 раза в течение недели. Однако спустя некоторое время надо снова планировать эти игры, чтобы с их помощью закреплять двигательные навыки и развивать физические качества.
Составляя план на неделю, надо учесть, что в субботу следует планировать наиболее простые и хорошо всем знакомые игры средней подвижности, вызывающие положительные эмоции.
2.7.Закаливающие процедуры
В детском саду проводятся специальные закаливающие процедуры: водные (обтирание, обливание, душ, купание), воздушные, солнечные ванны. Эффективность их влияния на организм возрастает, если они сочетаются с физическими упражнениями Во время выполнения физических упражнений усиливается приток крови к мышцам и коже, вследствие чего сосуды расширяются. Прохладная вода, воздух вызывают сужение сосудов Поэтому перед водными процедурами необходимо выполнить физические упражнения для расширения сосудов. После водных процедур следует снова расширить сосуды энергичным растиранием полотенцем (до покраснения), массажем и физическим упражнениями. Такое поочередное сужение и расширение сосудов принято называть гимнастикой сосудов, этом заключается механизм закаливания.
Обливание стоп, голеней холодной водой является эффективным средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Это обусловлено тем, что существует рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов стоп, голеней и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. При обливании ног повышается тонус сосудистой системы, увеличиваются частота пульса, легочная вентиляция и газообмен, но только в том случае, когда температура кожи стоп выше температуры воды на несколько градусов.Вот почему перед обливанием нужно повысить температуру ног с помощью физических упражнений (попеременное поднимание пяток, не отрывая носков от пола, перекат с пятки на носок, ходьба, бег, прыжки на месте; приседание и др ) После обливания надо растереть ноги полотенцем и снова проделать названные выше упражнения.
Купание — сильнодействующая водная процедура, поэтому перед купанием следует проделать физические упражнения. Во время купания нужно следить за дозировкой и не допускать появления у детей озноба. После купания надо вытереться полотенцем и проделать физические упражнения.
Физические упражнения во время воздушных ванн улучшают кровообращение, усиливают влияние прохладного воздуха на совершенствование терморегулирующих механизмов. Для воздушных ванн подбирают хорошо освоенные упражнения, которые все дети могут выполнять одновременно (ходьба с различными движениями рук; ходьба в различном темпе в чередовании с бегом; общеразвивающие упражнения; прыжки на одной, двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях; подвижные игры).
Солнечные ванны в сочетании с физическими упражнениями особенно благоприятно влияют на организм. Полезно принимать солнечные ванны в лесу, где можно использовать одновременно бактерицидные свойства хвойных и других деревьев. Чтобы дети не перегревались, упражнения подбирают умеренной интенсивности (игры с мячом, игры в городки, бадминтон и др.).
3. СВЯЗЬ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С СЕМЬЕЙ
Дошкольное образовательное учреждение выполняет многообразные функции: с одной стороны, его коллектив уделяет значительное внимание воспитанию двигательной культуры, развитию личностных и психофизических качеств, приобщению ребенка к здоровому образу жизни; с другой — оно осуществляет пропаганду физической культуры и спорта, приобщает родителей к активной совместной работе по физическому воспитанию.
На основе рекомендаций педагога родители приобретают физкультурный инвентарь для занятий (лыжи, коньки, велосипед, городки, серсо, теннис, бадминтон, мячи, скакалки и др.), оборудуют у себя дома спортивный уголок, устанавливают тренажеры, массажные устройства, оказывают помощь ребенку в освоении различных физических упражнений (обучают езде на велосипеде, катанию на коньках, лыжах и т.п.).
Правильному физическому воспитанию ребенка в семье способствуют знания родителей об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных играх, создании дома условий для развития движений ребенка.
Занимаясь с ребенком, родители следят за его самочувствием, регулируют физическую нагрузку и режим двигательной активности; проводят простейшую диагностику физического и сенсомоторного развития. Они следят за осанкой, красотой, выразительностью, рациональностью движений малыша. Важное воспитательное значение имеют совместные занятия физическими упражнениями ребенка и взрослых (мамой, папой, бабушкой, дедушкой). Они не только прививают любовь к физическим упражнениям, но и укрепляют, объединяют семью, позволяют родителям и ребенку стать ближе, понять друг друга.
Большую пользу приносят совместные туристские прогулки взрослых и ребенка, походы на лыжах, коньках, игры в городки, теннис, бадминтон, кегли, футбол, хоккей, баскетбол и др. Участие в спортивных праздниках позволяет совершенствовать двигательные навыки малыша, формирует его характер, волю, упорство, стремление к достижению цели, повышает культуру; улучшает микроклимат семьи. Воспитательное значение имеет пример родителей, их отношение к физическим упражнениям, умение терпеливо и доброжелательно, но в то же время требовательно обучать ребенка определенному движению.Родители обязаны создать условия, обеспечивающие полноценное физическое развитие ребенка. Они должны активно участвовать в организации и проведении закаливающих процедур, используя при этом естественные факторы природы (солнце, воздух, воду). Исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют, что, выбирая эффективные средства закаливания, необходимо останавливаться на тех, которые хорошо и комфортно переносит мама ребенка. Специалисты высказывают также мысль о том, что закаливающие процедуры подбираются индивидуально, поэтому родители проводят активное закаливание дома.
Дошкольные образовательные учреждения оказывают помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании ребенка. Для этого организуются уголки для родителей, проводятся открытые занятия, беседы, консультации, рекомендуется список специальной литературы по разнообразным формам организации двигательной деятельности ребенка.
Родителей регулярно информируют о самочувствии, развитии движений ребенка, и вместе с педагогом они решают задачи физического воспитания. Работа с родителями расширяет их педагогическую компетентность, повышает заинтересованность семьи в результатах психофизического развития своего ребенка.
4. ПРОГРАММА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка.
Рассмотрим несколько основных программ, которых придерживаются в дошкольных учреждениях.
Программа «Детство». В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены основы гигиенической и двигательной культуры.
В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их содержание: построение и перестроение, ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, ползание, лазание, равновесие, катание на санках, лыжах, велосипеде, плавание. Даны характеристики и уровни физического развития детей.
В программе «Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя.
Значительное внимание в программе отводится физическим упражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. Программа предлагает примерный перечень физических упражнений, подобранных с учетом возрастных возможностей детей.
Особое внимание уделяется оптимизации двигательной активности Разнообразное содержание программы не сковывает инициативы и творчества педагога.
Программа «Истоки». Это базисная программа, ее роль — разностороннее развитие ребенка, формирование универсальных, в том числе творческих способностей. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Название «Истоки» отражает уникальное значение детства, когда загадываются основы всего будущего развития человека. В программе подчеркнута связь ребенка со взрослым, который передает ему основы общечеловеческой культуры. Только в тесном сотрудничестве взрослого и ребенка возможно, по мнению авторов этой программы, ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.
В программе выделен раздел «Здоровье», который раскрывает современные представления о здоровье ребенка как сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода его развития .
Каждый возрастной период имеет свое содержание. Структура программы и ее содержание ориентированы на возрастные периоды — раннее детство: младенчество (возраст от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство: младший дошкольный возраст (3—5 лет), старший дошкольный возраст (5— 7 лет). В каждом возрастном периоде дана характеристика возрастных возможностей, средние показатели физического развития, минимальные показатели физического развития.
В программах раскрывается содержание и условия педагогической работы с детьми каждого возраста, в них представлены упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения основных движениях, подвижные игры и игровые упражнение, спортивные игры, ритмические движения, упражнения в построении и перестроении, в перемещении со скольжением с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде, а также приводится примерный двигательный режим
Создание многочисленных программ физического воспитания раскрепощает педагога, создает условия для выбора программного содержания. Наличие альтернативных программ создает условия для определения путей подготовки ребенка к обучению в школе, готовит его к жизни. Педагог получает право выбора, чему учить ребенка, но не менее важным является и вопрос методики, т.е. как формировать двигательную культуру, развивать двигательные способности ребенка.
5. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКИХ САДАХ
В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Особую роль играет в это время физическое воспитание, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу органов и систем. Движения — естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Движение оказывает существенное влияние на развитие интеллекта ребенка.
Физическое воспитание дошкольников — сложный процесс. Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии воспитателя по физической культуре, воспитателя группы и семьи. Для того чтобы эта работа была эффективна, необходимо ясно представлять, какого рода отдача ожидается от каждого из них. При этом роль воспитателя по физической культуре представляется нам достаточно сложной и разнообразной.
В первую очередь у специалистов, работающих в детских дошкольных учреждениях, должно быть сформировано понимание приоритетности физкультурно-оздоровительной работы, стремление постоянно привлекать внимание коллектива дошкольного учреждения к состоянию здоровья, уровню физической и двигательной подготовленности детей. Этот работник должен быть не просто воспитателем по физической культуре, но и в какой-то степени воспитателем воспитателей, знающим анатомофизиологические и психологические особенности дошкольников, имеющим знания по биомеханике движений, теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста, владеющим в совершенстве техникой выполнения движений. В его обязанности входит обеспечение грамотного планирования всей работы по физическому воспитанию в каждой возрастной группе и систематическое повышение методического уровня педагогов дошкольного учреждения в сфере физического воспитания.
Очень важна диагностика двигательного развития детей. Чтобы оценить исходное физическое состояние ребенка, наметить программу дальнейшего развития жизненно важных двигательных умений и навыков, специалист по физическому воспитанию должен владеть методами диагностики.
Важнейшей стороной работы воспитателя по физической культуре является определение направления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, т. е. выбор программ, которые обеспечивали бы эффективные и рациональные формы организации жизни детей, способствующие укреплению их физического и психического здоровья.
Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и формирование основ здорового образа жизни.
Воспитатель по физической культуре сознательно относится к своей профессии, любит детей, интересуется физической культурой и спортом, двигательно подготовлен.
Воспитателю необходимо знать: анатомо-физиологические и психологические особенности детей; задачи физического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе; закономерности формирования двигательных навыков и развития физических качеств у детей дошкольного возраста; методику обучения и воспитания детей средствами физических упражнений; принципы отбора физических упражнений для различных
форм работы; основы легкой атлетики, биомеханики; методику диагностики физического развития и двигательной подготовленности детей; методику ознакомления детей с организмом человека;методику проведения всех типов физкультурных занятий.
Он должен владеть следующими умениями: владеть техникой выполнения движений, используемых в работе с детьми; осуществлять грамотное планирование всей работы по физическому воспитанию в каждой возрастной группе; владеть профессиональной самооценкой, постоянно совершенствуя свое профессиональное мастерство; владеть методами контроля за обеспечением достаточных и допустимых нагрузок как для всей группы, так и для отдельных
детей; уметь проводить диагностику двигательного развития детей; анализировать полученные результаты двигательной подготовленности детей, развития физических качеств; формулировать задачи физического воспитания и определять
первостепенные из них; использовать в работе с детьми современное оборудование.
Воспитатель по физической культуре организует: процесс физического воспитания в дошкольном учреждениипо определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, методы, формы работы, с учетом уровня развития детей; педагогические условия для успешного развития детей;обучение движениям, подвижным, спортивным играм на физкультурных занятиях; проведение всех форм активного отдыха детей; семинары, практикумы, консультации для воспитателей с целью повышения методического уровня их работы по физическому воспитанию; связь дошкольного учреждения с семьей по вопросам физического воспитания, пропаганду среди родителей знаний по основам здорового образа жизни детей.
Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении также несет ответственность за: жизнь и здоровье детей; выполнение программ по физическому воспитанию детей; правильную организацию всех форм работы по физическому воспитанию,обеспечение высокую двигательную активность детей.
Заключение
Ко времени поступления в школу ребенок должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, достаточным объемом навыков и привычек в выполнении гигиенических закаливающих процедур, умением сохранять правильную осанку. Все это поможет ему быстро включиться в новый для него режим школьной жизни, связанный, помимо всего прочего, с необходимостью длительного сидения в однообразной позе за партой и напряженной интеллектуальной деятельностью на уроках.
Особое внимание уделяется подготовке детей к успешному участию в учебной деятельности на уроках по физической культуре. Следует добиваться развития у детей ловкости, быстроты, гибкости, координации движений, чувства равновесия и хорошей пространственной ориентировки, а также умения проявлять выносливость и силу во время упражнений. Становится возможным запоминание ребенком последовательности нескольких сложных по координации движений. Необходимо воспитывать у детей выразительность движений, способность согласовывать их с темпом и ритмом музыкального сопровождения.
В подготовительной к школе группе детей приучают к точному выполнению физических упражнений не только на основе наглядного образца, но и по словесному указанию. Продолжается воспитание способности оценивать в форме развернутых высказываний качество своих движений, соответствие нх правилам подвижной игры. Детей учат использовать самостоятельно знания, умения и навыки, усвоенные на занятиях, в практической деятельности, быту, творческих играх.
Необходимо также воспитать у ребенка иотребность ежедневно проделывать утреннюю гигиеническую гимнастику, регулярно заниматься физической культурой: играть в подвижные игры, бегать, прыгать и т. д. Детям нужно дать простейшие сведения о целесообразной организации режима, о необходимом чередовании видов деятельности, разных по характеру, о разумном сочетании физического напряжения и отдыха.
Детей приучают участвовать в соревнованиях, достигать наилучших результатов в движениях не ради своих личных интересов и демонстрации своих успехов, а ради достижения успеха в общей коллективной задаче. Это помогает воспитанию ответственности за результаты совместной деятельности, формированию дружеских отношений, взаимопомощи. Важно предупреждать возможные случаи зазнайства, высокомерного отношения к менее расторопным сверстникам. Надо приучать детей быть великодушными к проигравшим, относиться с уважением к соперникам, быть справедливыми и честными в спортивной борьбе.
Необходимо уделять особое внимание тем, кто отстает в физической подготовленности. Даже незначительное отставание может в дальнейшем прогрессировать и повести к слабой успеваемости по физической культуре в школе.
Хорошая двигательная подготовка ребенка является залогом его заинтересованного отношения в своем дальнейшем физическом совершенствовании. Она доставляет ребенку радость владения своим телом, умения действовать ловко, смело, решительно; вызывает уверенность в своих силах. Все это способствует сознательному участию детей в разнообразных формах физической культуры в школьные годы.
Поддерживая стремление ребенка проявлять двигательную активность, важно приучать его разумно распределять свои силы, организованно переключаться на другие виды деятельности, совмещать высокую подвижность с хорошей усидчивостью, сосредоточиваться при выполнении трудовых обязанностей и решении сложных умственных задач.
Список используемой литературы:
1.Хухлаева Д.В., Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.-3-е изд., перераб. и доп. - М., 1984 г.
2.Леонтьева Н.Н., Маринова К.В., Анатомия и физиология детского организма – М., 1976 г.
3.Степаненкова Э.Я., Теория и методика физического воспитания и развития ребенка – М., 2001 г..
4.Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.,Самодурова М.М., Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях – М., 2002 г.
5. Осокина Т.Н., Физическая культура в детском саду. - 3-е изд., перераб. - М., 1986 г.
6.Фролов В.Г., Юрко Г.П., Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста – М., 1983 г.
7.Лайзане С.Я., Физическая культура для малышей – М., 1978 г.
8. Пензулаева Л.И., Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет – М., 1986 г.
9. Шишкина В.А., Движение + движение – М., 1992-96 г.г.
10.Менджерицкая Д.В., Воспитателю в детской игре – М., 1982 г..
11.Метлов Н.А., Музыка для утренней гимнастики в детском саду – М.,1970 г.
12.Развитие движений ребенка – дошкольника /Под ред. М.И. Фонарева – М., 1975 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Физическое воспитание дошкольников - сложный процесс. Для того, чтобы дети усвоили выполнение физических упражнений вначале мы их разучиваем на физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использу...
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ИХ МЕСТО В РЕЖИМЕ ДНЯ
Физкультурные занятияФизкультурно-оздоровительная работа в режимедняАктивный отдыхСамостоятельная двигательная деятельность детейЗадания на домКоррекционная работаИндивидуальная работа с детьми ...
Опыт работы по теме"Использовании коррекционной гимнастики на НОД по физическому воспитанию в дошкольном учреждении"
На протяжении нескольких лет проводится работа по укреплению мышц свода стопы и позвоночника,развитию у детей дошкольного возраста правильной осанки.В настоящие время проблемма профилактики и коррекци...
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях: цели, задачи, средства
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях: цели, задачи, средства Физическое воспитание как система мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его...
Обеспечение техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях
Информация для педагогов и родителей о проведении физкультурных занятий в ДОУ и соблюдении техники безопасности при проведении этих занятий....
Статья "Необходимость физического воспитания в дошкольном учреждении"
Статья - Как заинтересрвать ребенка заниматься физкультурой,рекомендации,целесообразность двигательной активности....
Консультация для педагогов ДОУ "Обеспечение техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях"
Консультация для педагогов ДОУ "Обеспечение техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях"Недостаточность внимания к созданию условий физическому воспит...