Программа "Юный лыжник"
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа)

Антонова Татьяна Сергеевна

Представление опыта работы по дополнительной общеобразовательной  программе по обучению детей ходьбе на лыжах «Юный лыжник».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_programmy_antonova_t.s.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы по дополнительной общеобразовательной  программе по обучению детей ходьбе на лыжах «Юный лыжник».

 Антонова Т.С.,

инструктор по физической культуре ,

МАДОУ «Золушка»

Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию дополнительную  общеразвивающую образовательную программу по обучению детей ходьбе на лыжах «Юный лыжник».

Программа разработана для детей старшего д/в и рассчитана на 1 год обучения.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Постановлением  Главного  государственного  санитарного  врача  в РФ от 15.05.2013 №26 «Об  утверждении  СанПиН   2.4.3049-13   «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию   и организации   режима   работы   дошкольных   образовательных  организаций»;

-  приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказом Минобрнауки   России  от  17.10.2013  №1155   «Об   утверждении  Федерального   государственного   образовательного   стандарта   дошкольного   образования».

Цель Программы: Развитие двигательных способностей детей средствами спортивных упражнений – передвижения на лыжах.

Задачи:  

  1. Создать условия для проведения физкультурных занятий в спортивном зале и на спортивной площадке ДОУ.
  2. Формировать основы техники выполнения скользящего шага, поворотов, подъема, спуска со склона, торможения.
  3. Совершенствовать навык выполнения ходьбы на лыжах в условиях игр соревновательного характера, игр -  эстафет.
  4. Укрепить физическое и психическое здоровье детей.
  5. Способствовать проявлению: волевых усилий в процессе выполнения физических упражнений, активности и инициативы в ходе двигательной деятельности; повышению мотивации детей к проведению подвижных игр.
  6. Закрепить правила безопасного поведения во время передвижения на лыжах, бережного обращения с физкультурным инвентарем.
  7. Вовлекать родителей к совместным проведением игр, прогулок на свежем воздухе.

Программа разработана в соответствии со следующими принципами:

- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик); 

- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

- активности (дошкольников); 

- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

- систематичности (постоянно, систематично, а не от случая к случаю); 

-целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели); 

- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

Программа направлена на укрепление физического и психического здоровья детей и развития интереса к зимним видам спорта.

Актуальность. *Физические движения на воздухе как нельзя лучше способствуют повышению 

обмена веществ в организме и благотворно влияют на нервную систему. 

* Влияние занятий лыжами на организм исключительно разностороннее. Оно 

пребывание на чистом морозном воздухе уже само по себе дает неистощимый 

запас свежести и бодрости.

*Закалка организма лучшее лекарство против гриппа, ангины и прочих болезней. И с этой точки зрения лыжи - добрые спутники здоровья.

* Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая широкая амплитуда движений, постоянное ритмичное чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнее функционирует организм.

* Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы, а также оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины.

* Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания). Обучение детей ходьбе на лыжах способствует формированию двигательных навыков в других видах движений.

* Физическая нагрузка при занятиях на лыжах легко дозируется в самых широких границах как по характеру воздействия, так по объему и интенсивности.

* Ходьба и бег на лыжах принадлежат к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Этим и объясняется легкость освоения данных упражнений и их большое оздоровительное воздействие.

Все это позволяет рекомендовать лыжный спорт для детей дошкольного возраста, их состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Новизна данной программы заключается во внедрении спортивной деятельности (непосредственно ходьба на лыжах), путем освоения детьми соревновательной и тренировочной деятельности, через игры и упражнения, которые можно проводить в любое время года в зале, на спортивной площадке детского сада, через использование квест-технологии. Программа усиливает вариативную составляющую основной общеобразовательной программы МАДОУ «Золушка» и содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических. Программа предполагает активное участие детей, педагогов и родителей в ее реализации.

квест

Теоретико – методологической основой программы являются ведущие положения представленные в трудах  Бутина  И. М.,  Голощекиной М.П,  Евстратова В.Д, Осинцевой В.В., в которых подробно рассматриваются теоретические и методические положения обучения ходьбе на лыжах.

При разработке программы обучения ходьбе на лыжах  руководствовалась теоретическими положениями о возможности обучения детей старшего дошкольного возраста сложным основным движениям предоставленным в работах  Кенеман А.В,  Осокиной Т.И, Сергеева Б.И, Степаненковой Э.Я, Хухлаевой  Д.В, и других отечественных и зарубежных ученых.

Программа включает в себя аспект работы с воспитателями и родителями (беседы, рассматривание картин о зиме, зимних видах спорта, разбор положения тела, рук и ног, при ходьбе на лыжах).

Перспективное планирование в программе включает в себя теоретический и практический аспект, а также предполагает проведение занятий в зале (низкая температура воздуха, ветер, липкий снег), которые направлены на развитие ОФП, развитие ловкости, ориентировки в пространстве и т.д.

Структура программы

В программе выделено три раздела:

  1. Целевой
  • определены цель и задачи программы;
  • психолого-педагогические и индивидуальные особенности развития детей    6 -7лет;
  • планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры образования).
  1. Содержательный раздел представлен
  • учебным планом образовательной программы;
  • определено содержание психолого-педагогической работы с детьми;
  •  и содержание образовательной деятельности. 

III.  в Организационный

  • рассмотрена организация развивающей предметно-пространственной среды;
  • и перечень учебно-методического обеспечения.

Учебный план рассчитан на 1 учебный год. В соответствии с планом, занятия проходят 2 раза в неделю, длительностью 30 мин. Нормативные сроки обучения с 1 октября по 30 апреля.

Условия обучения ходьбе на лыжах

Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения (метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятий и т. п.).

Содержание образовательной деятельности

Основными методами обучения детей ходьбе на лыжах являются: традиционные и нетрадиционные.

К традиционным относятся:

- наглядные - показ физических упражнений, слуховые, зрительные, непосредственно помощь воспитателя и других

- словесные - описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команда;

- практические методы - повторение движений, применение элементов соревнования, при котором осуществляется органическая взаимосвязь между первыми и вторыми сигнальными системами.

Нетрадиционные методы и приемы:

- метод упражнений с четко заданной программой действий, порядком их повторения, точной дозировкой нагрузки и установленными интервалами отдыха (для целенаправленного развития данного физического качества);

- соревновательный метод (который являлся средством повышения двигательной активности); тут же «квест»;

- имитация (подражание);

- демонстрация и показ способов выполнения физических упражнений (к которому большей частью привлекаются сами воспитанники);

- использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, видеофильмы и т.д.);

- использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов (первые побуждали детей к деятельности, помогали им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствовали более эффективному развитию воссоздающего воображения; вторые применялись для освоения чувства ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия).

 Все перечисленные методы и соответствующие приемы используются в тесной взаимосвязи друг с другом, подбираются с учетом стоящих задач, этапа обучения, подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, способа и характера спортивных упражнений.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма. Предварительное «разогревание» позволяет ребенку быстрее овладеть «чувством лыж» и «чувством снега», является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус. Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку или инструктор проводит с детьми небольшие по времени игры без лыж: «Веревочка» (бег взявшись за руки – для пятилетних детей) и «След в след» ходьба друг за другом – для детей 6-7 лет и т.д. Пробежка для детей пяти лет – 15сек, для детей 6 лет – 18сек, для детей 7 лет – 20-22сек. Пробежка должна чередоваться с ходьбой.

Задачами основной части задания являются обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. Так дети шести лет ходят по учебной лыжне на расстоянии от 30 до 100 метров. Это может быть ходьба по кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, за инструктором, ходьба в различных направлениях, ходьба по параллельным линиям, ходьба на дистанцию до 100 метров для отработки длинного скользящего шага и т.п. В основной части занятия провожу упражнения (ходьба под воротца, Ходьба с приседанием, с хлопками, с поворотами, с скольжением и пробежкой). Сюда же входят проведение спусков (крутизна склонов – 15-20º, длина раската 20-30м), подъемов на склоны. Занятия проводятся с учетом постепенного нарастания и снижения физической нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов и игры на лыжах: «Кто скорее до флажка», «Кто пройдет и ни разу не упадет», «Кто пройдет и ни разу не уронит мешочка» и др. 

Основной задачей заключительной части являются постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности. Содержанием заключительной части, может быть, ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа. Длительность таких прогулок на лыжах определяется качеством снега, температурой и влажностью воздуха, силой ветра.

Технологичность. Вся планируемая деятельность в программе представлена целостно и комплексно, продуманы способы и условия реализации задач программы, пути достижения планируемых результатов.

Перспектива и актуальность дальнейшей работы могут заключаться в преемственности в развитии двигательных навыков и умений у старших дошкольников и младших школьников.

Практическая значимость. После освоения данного материала, дети смогут продолжить в школе заниматься в секции, т.е. дальше развивать свои способности, имея первоначальную базу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия по обучению детей подготовительной группы ходьбе на лыжах «Юные лыжники»

В занятии идет обучение детей ходьбе на лыжах (скользящий шаг, спуски со склонов, развитие скорости)...

НОД по художественно-эстетическому развитию "Лыжники" (Предшкола нового поколения)

Это конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.http://letitbit.net/download/60162.6f4df801a623e1fe7d80074ac8c1/Конспект_непосредственно_образовательн...

конспект занятия по рисованию в средней группе "Олимпийский мишка - лыжник".

конспект занятия по рисованию в средней группе "Олимпийский мишка - лыжник"....

Конспект "Олимпийский Мишка - лыжник" в средней группе 2014

Художественно-эстетическое направлениеОбразовательная область: «Художественное творчество» (Лепка) Цель: учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином.Программные задачи...

Советы начинающим лыжникам и конькобежцам

Кратко - самые важные моменты и основные советы родителям по выбору и приобретению лыжного снаряжения, коньков для катания и сопутствующих товаров для дошкольников....

Физкультурное занятие на свежем воздухе в подготовительной к школе группе №10 «Затейники» Тема: «Лучшие лыжники»

Программные задачи: 1.     Образовательные:            Обучать повороту на месте способом «переступание»....

Методическая разработка "Встреча с интересным человеком -спортсменом-лыжником во время прогулки"

Воспитание детей, формирование личности ребенка является основной обязанностью родителей, что закреплено нормативными документами международного права и Российской Федерации. Семья влияет на ребенка, ...