Научно-методическая статья по теме "Инклюзия в физической культуре и спорте"
статья по физкультуре

Амелина Варвара Васильевна

Сегодня во многих учреждениях, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработаны программы, нацеленные на обеспечение условий их успешной социальной реабилитации. Однако не все программы используют потенциал адаптивной физической кульутры и спорта. Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья редко привлекаются к физкультурно-оздоровительным и спортивно-массовым мероприятиям, проводимым в образовательном учреждении, так как освобождены даже от обязтельных занятий физическими упражнениями.

В то же время правильно организованная воспитательная работа, использующая арсенал средств физической культуры и спорта, во многом может содействовать успешной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также повышению эффективности коммуникативного процесса, направленного на позитивное взаимодействие со "здоровыми" сверстниками.

Следует отметить,что подобные мероприятия несут в себе воспитательный эффект и для учащихся и воспитанников, не имеющих нарушений в развитии, так как дают возможность понять другого человека и принятьего право быть другим (в том числе и физически).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям спортом

В.В. Суворова, С.О. Филиппова, А.Е. Митин

В настоящее время идет процесс создания благоприятных условий для глубоких изменений отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня организуются мероприятия, ориентированные на то, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья стали активными потребителями услуг в сфере физической культуры и спорта.

Проблемы адаптивного спорта стали рассматриваться с 90-х годов ХХ столетия. В последнее время проблемы адаптивного спорта активно разрабатываются учеными разных стран.

Однако, в исследованиях по адаптивному спорту обсуждаются проблемы взрослых людей. В то же время в нашей стране все более активно проводится работа, направленная на привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям адаптивным спортом. По данным Министерства спорта РФ, показатель занимающих адаптивной физической культурой и спортом среди детей-инвалидов составляет почти 40%, или 218 тыс. чел. От общего количества детей-инвалидов. Если сравнивать этот показатель с 2011 г., то он вырос почти в 3 раза, превышая в 2 раза итоговой показатель, задекларированный в государственной программе Доступная среда» на 2011-2015 гг. Для их успешного функционирования Министерством спорта РФ выпущен ряд документов. Но так как это направление только недавно стало предметом изучения исследователей, научных работ по данной теме практически нет.

Детский адаптивный спорт – это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности детей-инвалидов в самоактуализации, реализации и сопоставлении своих способностей со способностями сверстников, а также потребности в коммуникативной деятельности и в социализации.

Для привлечения к занятиям спортом детей-инвалидов у нас в стране все шире разворачивается сеть детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, основа деятельности которых состоит в организации и проведении занятий спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья (функций опорно-двигательного аппарата, зрения,интеллекта) с целью их физической реабилитации, социальной адаптации, а также достижения высоких спортивных результатов.

Отношение спортсменов-инвалидов к различным аспектам занятий адаптивным спортом определялось в ходе опроса.

В опросе участвовали молодые спортсмены-инвалиды, имеющие различные диагнозы (артрогрипоз, ДЦП спастическая диплегия, компрессионный перелом позвоночника).

Респонденты занимаются различными видами спорта, такими как танцы на колясках, баскетбол на колясках, настольный теннис и др. На вопрос «В каком виде спорта хотели бы попробовать себя?» большинство опрошенных (60%) отвечают: баскетбол на колясках, пулевая стрельба, настольный теннис. На вопрос «Какой вид спорта предпочитаете смотреть в качестве зрителя?» ответы разделились (теннис на колясках, лыжные гонки, футбол и т.д.). Отвечая на вопрос о том, какое соревнование на Паралимпийских играх им запомнилось, респонденты (43%) обращают внимание на соревнования по плаванию. Мы можем видеть, что у каждого отвечающего на вопросы есть свой кумир в спорте высших достижений. На вопрос «Выбрали ли Вы свою будущую профессию? Какую?» респонденты отвечают, что профессию выбрали, но круг выбранных профессий разнообразный, интересно отметить, что часть спортсменов выбирают обучение в сфере адаптивной физической культуры и спорта.

Большинство респондентов выбирают такой вид адаптивного спорта, как танцы на колясках, либо бочча («Раньше занимался бочча, сейчас занимаюст танцами на колясках, также люблю потягать железо»).

Продолжительность занятий адаптивным спортом у опрошенных различная – от 1 года до 10 лет (начиная с 9 лет).

Половина опрошенных (50%) испытывали трудности в передвижении к месту проведения тренировки, («Возникали трудности передвижения к месту проведения тренировок, мешали участники других видов спорта, рядом находившиеся во время тренировок, мешали зрители на соревнованиях, во время игры»).

Важно отметить, что большую роль в адаптивном спорте играет техническое оснащение и наличие спонсоров.

На вопрос о перспективах занятий адаптивным спортом спортсмены отвтетили следующее. Большинство респондентов (31%) отметили, что для них важно быть в Сборной России («включение в состав национальной команды. Поездки на зарубежные турниры как в составе клубной команды, так и в составе сборной»). В то же время 23% опрошенных утверждают, что хотят стать тренером в своем виде спорта.

Для многих опрошенных (67%) представляет интерес наблюдать за трансляциями с Паралимпийских игр («Стараюсь смотреть, когда они идут, но на наших каналах их не показывают, а очень даже зря»). В то же время треть респондентов (33%) говорят о том, что их не интересуют Паралимпийские игры.

В заключение можно отметить, что привлечение детей-инвалидов к занятиям спортом способствует их социализации и адаптации в обществе. Однако анализ опыта организации занятий с детьми-инвалидами в спотивно-адаптивных школах показал, что учреждения сталкиваются с рядом трудностей: с отсутствием помещения, недостаточностью финансирования, низкой компетентностью тренерского состава в области адаптивной физической культуры. В то же время есть примеры эффективной деятельности спортивно-адаптивных школ, чьи воспитанники добиваются высоких спортивных результатов.

Список литературы

  1. Дудкин Г.В. Медико-социальный потенциал адаптивного спорта: Автореф. Дис. … канд.социал. наук. – Волгоград, 2006.-25 с.
  2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория  практика физической кульутры. – 1998. - №1. – С.2-7.
  3. Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта, 2013 / Министерство спорта Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/metodrecomendac.doc (дата обращения: 12.06.2014).
  4. Митин А.Е. Спортивная тренировка в социально-психологической адаптации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: на примере баскетбола: Автореф. дис. …канд. пед.наук. – СПб., 2007. – 22 с.
  5. Сунагатова Л.В., Марченкова У.А. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов // Молодой ученый. – 2012. - №12. – С. 603-607.
  6. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура (Методология и развитие в сфере высшего профессионального образования): Дис. … д-ра пед.наук. – СПб., 2003. – 448 с.
  7. Influence of adapted sports on quality of life and life satisfaction in sport participants and non-sport participants with physical disabilities / K. Yazicioglu, F. Yavuz, A.S. Goktepe,  A.K. Tan // Disability and Health Journal. – 2012. – Vol. 5. - №4. – рр. 249-253.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирование у старших дошкольников осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта»

Создание условий  для формирования у старших дошкольников осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта....

Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста "

Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста ".При проведении подвижной игры имеются неограничен...

Статья на тему : "Зачем нужна физическая культура в детском садике

Физи́ческая культу́ра (греч. phýsis, природа + культура) — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в проце...

Презентация по физической культуре : Социализация детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре и спорту на тему "Россия и Крым - одна семья!"

Данный материал представлен в форме презентации: на слайдах отражены: цель, задачи, этапы проекта, прогнозируемый результат. Также показана актуальность воссоединения Крыма с Россией.Представлен ...

Цель: Пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту. Задачи: Привлечение воспитанников и их родителей к регулярным занятиям физической культурой и спортом; Укрепление семейных взаимоотношений посредством физической культур

Привлечение родителей к празднованию праздника семьи,любви и верности. Приобщать родителей вместе с детьми учавствовать в жизни детского сада,и активно учасввовоть с детьми в празниках детского сада....

Формирование культуры здорового образа жизни, физическое воспитание и здоровьесбережение лиц различных возрастных групп средствами физической культуры и спорта.(дошкольный возраст).

Формирование культуры здорового образа жизни, физическое воспитание и здоровьесбережение лиц различных возрастных групп средствами физической культуры и спорта. (дошкольный возраст)....