Механизмы физиологического воздействия фитбола на организм ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
статья по физкультуре по теме
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма и абсолютно необходима для нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическими возможностям детей, всегда выступает как оздоровительный фактор - этим можно обьяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является, общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fitbol.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Механизмы физиологического воздействия фитбола на организм ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма и абсолютно необходима для нормального формирования и развития.
Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.
Физические упражнения создают новые условно – рефлекторные связи, которые быстро образуются благодаря высокой пластичности высшей нервной деятельности и интенсивности восстановительных процессов в детском возрасте. Существенным фактором воздействия физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне ускоряется выработка новых условных рефлексов.
Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол – гимнастика.
Фитбол – гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель (его масса равна примерно 1 кг).
На занятиях используются фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Так, например, для детей 3-5 лет диаметр должен быть 45 см, от 6 до 10 лет – 55 см, для детей, имеющих рост от 150 до 165 см, диаметр мяча равен 65 см и для детей и взрослых, имеющих рост от 170 до 190 см, диаметр мяча должен быть 75 см.
Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшает отток венозной крови, особенно при выполнении упражнений сидя на мяче.
Мяч может быть накачан до максимально упругого состояния, и тогда он используется в спортивных тренировках при занятиях фитбол-гимнастикой. Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим. Фитбол имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, воспитательных и образовательных целей. Это и форма, и цвет, и запах, и его особая упругость.
Фитбол имеет форму шара. Шар – самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дают полноту ощущения формы. Шар наиболее распределяет информацию ко всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с фитболом, в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект занятий. Кроме того, включается в работу и обоняние, поскольку фитболы имеют приятный ванильный запах и дети с удовольствием реагируют на это.
Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на эмоциональное и физиологическое состояния человека.
Теплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повышают активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, усиливают возбуждение центральной нервной системы (ЦНС). Это, в свою очередь, приводит к увеличению частоты сердечных сокращений (ЧСС), повышению артериального давления (АД), учащению дыхания.
Холодные цвета (синий, фиолетовый) оказывают трофотропное влияние, то есть повышают активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, в связи с чем снижаются ЧСС, АД, ухудшаются скоростно-силовые качества. Желтый и зеленый цвет способствуют проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Приоритет в разработке системы «цветов безопасности» принадлежит Ф. Биррену. Так, черная и коричневая окраска снарядов (например, медицинболов) создают впечатление, что они тяжелее, чем те предметы, которые окрашены в белый или желтый цвет.
Теплые цвета усиливают восприятие температуры окружающего воздуха, холодные цвета уменьшают.
Влияние цвета на организм[1]∗:
Красный цвет обладает тепловым, стимулирующим и тонизирующим эффектом. Он имеет максимальную длину волны, его легко различает глаз. Красный цвет стимулирует иммунитет, активизирует деятельность желез внутренней секреции, устраняет застойные явления в системе кровообращения. Красный цвет используют при лечении гипотонии, анемии, кори, рожи, скарлатины, дисменореи. Он укрепляет память, придают бодрость и энергию, укрепляет зрение, улучшает цвет кожи, но при дозировке возможен конъюнктивит. Оттенки красного цвета с течением времени могут изменить настроение человека от радостного возбуждения, до утомления и раздражения, поэтому они используются в тех случаях, когда нужно достигнуть стимулирующего эффекта.
Оранжевый цвет оказывает омолаживающие действие, регенерирует нервные и мышечные ткани. Улучшает пищеварение. Используется при ослаблении сердечной деятельности, при патологии легких, для лечения эпилепсии.
Желтый цвет обладает желчегонным и слабительным эффектом, стимулирует желудочную секрецию, улучшает аппетит, помогает при бессоннице, стимулирует зрение. Используется при атонии кишечника, при кожных заболеваниях, но при его передозировке наблюдается избыточная выработка желчи.
Зеленый цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует АД, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, при нарушениях обмена веществ, мигрени. Однако длительное воздействие этого цвета способствует образованию камней в желчном пузыре.
Голубой цвет нормализует сердечную деятельность и АД, снижает аппетит, применяется в терапии заболеваний гортани и голосовых связок, спазмах аккомодации, близорукости и ревматизме. Создает ощущение чистоты и свежести, при длительной экспозиции оказывает болеутоляющее действие и рассеивает навязчивые идеи. В психиатрической практике замечено, что голубой цвет ослабляет нервные припадки и маниакальные состояния.
Синий цвет обладает антисептическим, бактерицидным и антиканцерогенным действием, используется при лечении заболеваний почек и мочевого пузыря, психических заболеваний (истерия, шизофрения). В тоже время, первой реакцией на синий цвет может быть настороженность, скованность и нежелание идти на контакт.
Фиолетовый цвет успокаивает ЦНС, стимулирует работу паращитовидных желез. Применяется в терапии бронхиальной астмы, глухоты, ЛОР – заболеваний, Облегчает течение всех простудных заболеваний, но при передозировке возможно угнетение нервной системы.
Розовый цвет помогает снять агрессивность, создать положительный настрой.
Помимо цветового влияния на организм человека фитболы оказывают также вибрационное воздействие в области низкозвукового спектра частот. Механическая вибрация оказывает как специфическое, так и неспецифическое воздействие практически на все органы и системы человека. Например, непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая вибрация – возбуждающе.
Механическая вибрация низкой частоты обладает обезболивающим действием, активизирует регенеративные процессы, поэтому может применяться в процессе реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Легкое покачивание на фитболе, улучшает отток лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, нормализует перистатику кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников.
Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию весьма сходна с верховой ездой, положительное влияние которой описал еще Гиппократом. В специальной медицинской литературе верховая езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении. Объединяет верховую езду и фитбол-гимнастику физиологический механизм сохранения равновесия, который заключается в необходимости постоянного совмещения центров тяжести подвижной опоры с центром тяжести человека.
Лечебный эффект обусловлен целым рядом биохимических факторов. Это и напряжение механизмов, обеспечивающих поддержание позы и сохранение равновесия, и низкочастотные колебательные движения, вызывающие формирование положительных адаптационных сдвигов.
В ходе выполнения упражнений формируется мышечный корсет, улучшается крово – лимфообращение в области позвоночника.
Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев, при этом происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы. Посадка считается правильной, если угол между туловищем, бедром и голенью, голенью и стопой составляет 90°, голова приподнята и ее центральная линия совпадает с осью туловища, спина выпрямлена, руки лежат на фитболе и фиксируют его ладонями сбоку или сзади, ноги на ширине плеч, ступни параллельно друг другу.
Неправильно сидеть на фитболе невозможно, так как нарушается равновесие и теряется баланс.
Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, что является крайне важным для коррекции сколиотических отклонений в грудопоясничном отделе позвоночника.
Упражнения на фитболе могут выполняться из многообразных исходных положений. Упражнения в исходном положении сидя способствуют тренировке мышц тазового дна. Выполнение упражнений в исходном положении лежа животом или спиной гораздо тяжелей, чем на устойчивой опоре. Поддержание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные группы, превосходно решая лечебную задачу формирования мышечного корсета за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса.
[1]∗ Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. –СПб: Речь,2001, 89 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физиологическое воздействие фитбола на организм дошкольника.
Здоровье - это социальное,физическое, пихическое благополучие ребёнка.У детей дошкольного возраста является группа здоровья....
Механизмы физиологического воздействия фитбола на организм ребёнка.
Механизмы физиологического воздействия фитбола на организм ребёнка....
Адаптированная программа ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата
Программа направленна на адаптацию ребенка с ОВЗ в ДОУ....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа
Образовательная область - "Музыка". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, 2009 год....
Работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения опорно-двигательного аппарата находится в тесной зависимости от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой по...
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной организации
Актуальность выбранной темы заключается в том, что с увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, особую значимость приобретает задача их интеграции в со...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...