Проект Мяч и Я
проект по физкультуре (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Физически развитый ребенок, всегда опережает своих сверстников по многим показателям. И чтобы вырастить подвижного, интеллектуально развитого, эмоционально отзывчивого, нужно создавать ему условия для его развития, используя разнообразные факторы. Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональных возможностей. Эффективность реализации задач образования дошкольников в области физической культуры во многом зависит и от наличия рациональной предметно – игровой среды в дошкольной организации, куда входит разнообразное физкультурное и спортивное оборудование. Разнообразие видов мячей позволяет решать многие образовательные задачи по физическому развитию. Мячи являются удобными, динамичными и занимают особое место в развитии действий руки. Первые игры детей с мячом играют неоценимую роль для здоровья, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и изменяются вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.
Играя с мячом, ребенок развивает глазомер, координацию, смекалку, повышает двигательную активность. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Он не просто играет в мяч, а выполняет разнообразные движения с ним: берет, переносит, кладет, бросает, катает, что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом развивают мелкую моторику рук.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Развитие мелкой моторики рук способствует также развитию речи ребенка. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь с мячом , выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), активизируя весь организм.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гиперактивных детей.
Простейшие действия с мячом в действительности оказываются исключительно полезными, так как развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. А это и есть самостоятельность и волевая активность, столь желанная для родителей.
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время все чаще дети стали проводить свободное время около телевизора или компьютера. Поэтому наблюдается снижение двигательной деятельности у детей, что отрицательно влияет на здоровье. По результатам исследований по данной теме, 60% родителей практически не играют с детьми в игры с мячом, или используют его только на улице ( катая его друг другу, бросают). Для того, чтобы мотивировать детей заниматься физическими упражнениями, спортом, необходимо научить их играть в разнообразные игры с мячом. Именно мяч является одним из самых доступных спортивным инвентарем и есть у каждого ребенка.
Цель: Формирование мотивации на укрепление своего здоровья посредством упражнений с мячом
Задачи:
- Расширить представления родителей и детей об истории мяча и его видах.
- Заинтересовать родителей в использовании мяча в играх с детьми.
- Познакомить детей с разнообразными подвижными играми с мячом, привлечь к употреблению в самостоятельной деятельности.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: практико-ориентированный.
Этапы проектной деятельности:
1 этап ( подготовительный )
- анализ педагогической и методической литературы по данному вопросу ,
- составление плана работы по данной теме ;
2 этап ( основной )
- проведение с детьми утренней гимнастики ; физкультурного занятия ;
познавательного занятия с детьми
« Какие бывают мячи» ; проведение подвижных игр;
3 этап ( заключительный )
- проведение развлечения с детьми
«Мой весёлый звонкий мяч» , картотека подвижных игр с мячом.
Ожидаемые результаты:
- Заинтересовать родителей к организации совместной активной деятельности с детьми , с использованием мяча ;
- Повысить уровень функциональных возможностей и улучшение состояния здоровья детей.
Перспективный план
Дни недели | Мероприятия |
Понедельник | Проведение утренней гимнастики с мячом . Познавательное развитие «Какие бывают мячи» Проведение подвижных игр с мячом на прогулке. |
Вторник | Проведение утренней гимнастики с мячом . Физическое развитие с мячом. Проведение подвижных игр на прогулке с мячом. |
Среда | Проведение утренней гимнастики с мячом. Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Мой веселый звонкий». Проведение подвижных игр с мячом на прогулке. |
Четверг | Проведение утренней гимнастики с мячом . Рассматривание иллюстраций видов спорта с мячом. Физическое развитие Проведение подвижных игр на прогулке с мячом . |
Пятница | Проведение утренней гимнастики. Чтение стихов про мяч Проведение подвижных игр с мячом на прогулке Физкультурное развлечение с детьми «Мой веселый звонкий мяч» |
Работа с родителями:
- Привлечь родителей к оснащению физкультурного уголка разнообразными мячами.
- Подборка литературы , наглядной информации по данной теме для родителей .
- Дать практические рекомендации родителям по организации игр с мячом на прогулке и дома.
Комплекс утренней гимнастики с мячом
Содержание | Дозировка | Методические рекомендации |
( на полу лежат ориентиры( мячи))
Спокойная ходьба друг за другом с восстановлением дыхания. Берут мячи.
1 – поднять мяч вверх и посмотреть на мяч; 2– вернуться в и.п.
2. И.п. ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках, руки вытянуты вперед. 1 – 2 – поворот вправо;
3. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, мяч внизу, в обеих руках. 1 - присели, руки с мячом выносят вперед.
Прыжки на 2- ногах с поворотом вокруг своей оси, в чередовании с ходьбой. Упражнение на дыхание: « Подуем на мяч»
Спокойная ходьба по залу с мячом в руках. | По 1 кругу 20 сек. по 2 раза в чередовании
2 – 3 раза | Проверка построения, осанка Голову не опускать, не наталкиваться друг на друга Руки держать прямыми, и смотреть на мяч При повороте руки не опускать вниз, ноги стоят на месте Приседаем все вместе, руки прямые Прыгать,ноги вместе, не уронить мяч. Вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот |
Картотека подвижных игр и упражнений с мячом
«Догони мяч»
Цель: развивать координацию движений, выполняя бег в заданном направлении, быстроту и ловкость.
Описание:
Дети сидят или стоят в одном конце зала. Рядом с детьми стоит инструктор и держит в руках корзину с мячами. Инструктор высыпает мячи из корзины, дети бегут за ними и ловят. Пойманные мячи дети кладут обратно в корзину, которую держит инструктор на уровне вытянутой руки ребенка.
"Попади в цель"
Цель: развивать глазомер, ловкость.
Описание:
Воспитатель ставит или подвешивает 2—3 вертикальные цели—это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом (лиса с колобком, заяц с корзиной).
Перед целями на расстоянии 1,5—2 м обозначается полоса шириной 40 см.
На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком.
2—3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой.
Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.
Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет воспитатель; собирать предметы после того, как все произвели метание; выполнять метание, не выходя за пределы полосы.
«Кто дальше бросит ?»
Цель: упражнять детей в метании мяча вдаль правой и левой рукой, развивая силу броска.
Описание:
Дети стоят по одной стороне за начерченной линией или положенной веревкой.
Все получают мячики ( по 2 на каждого) и по сигналу бросают их вдаль.
Каждый должен как можно дальше их бросить.
По сигналу воспитателя дети бегут за своими мячиками и двумя руками они поднимают их вверх над головой.
Воспитатель отмечает тех детей, которые бросили дальше всех мячики.
« Перебрось мяч через сетку»
Цель: упражнять детей в перебрасывании мяча 2 – мя руками, развивая ловкость.
Описание:
Дети стоят в шеренге, напротив стойка с сеткой ( расстояние 1.5 – 2 метра).
По сигналу взрослого дети перебрасывают мяч 2- мя руками через сетку, после подлезают под ней и забирают свои мячи, становятся снова в шеренгу.
« Мяч не теряй»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции на сигнал взрослого.
Описание:
Дети стоят врассыпную по всему залу, с мячом в руках.
Воспитатель объясняет им что, они могут как хотят играть с ними, но чтобы мяч не терять.
Играйте, но мяч не теряйте!
Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, отбивают, ловят… На слова воспитателя:
- Мяч не теряй, вверх поднимай!
Дети должны остановиться и поднять над головой свой мяч.
«Мой веселый звонкий мяч»
Цель: развивать координациию движений, упражнять в прыжках на месте, развивать быстроту реакции на сигнал взрослого.
Описание:
Воспитатель приглашает детей и предлагает детям встать пошире в круг и посмотреть, как прыгает мяч от руки воспитателя.
Отбивая мяч об пол, воспитатель сопровождает свои действия словами:
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой –
Не угнаться за тобой!
Воспитатель предлагает детям попрыгать как мячики, кто выше, а затем бросает мяч в сторону со словами:
- Мячик прыгал и устал, и за вами побежал.
Дети убегают.
« Попади в круг»
Цель: развивать глазомер, умение действовать по сигналу взрослого.
Описание:
Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на земле) диаметром 1—1,5 м.
В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания.
По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга.
Воспитатель отмечет тех, кто сумел попасть.
«Салют»
Цель. Развивать ловкость, зрительно – двигательную координацию.
Описание:.
Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу.
Взрослый вместе с детьми произносит:
Это не хлопушки:
Выстрелили пушки.
Люди пляшут и поют.
В небе - праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их).
По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.
Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».
«Весёлые мячи»
Цель. Развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.
Описание:
Дети с мячами в руках выстраиваются на исходной линии в шеренгу.
Педагог произносит слова:
Раскатились все мячи, покатились. Дети бросают мячи из-за головы и бегут за ними.
Вот распрыгались мячи, разыгрались
Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.
Наши яркие мячи, разноцветные мячи.
В уголок бегут мячи, убегают. Дети бегут на исходную линию.
Там попрятались мячи, отдыхают. Присаживаются на корточки.
Правила: действовать согласно тексту стихотворения.
«Игра в мяч»
Цель. Развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.
Описание:
Взрослый произносит слова:
Кач, кач, кач. Дети берут мячи и встают в круг.
Поиграть хотим мы в мяч
Из корзины, где игрушки,
Поскорей его достань
И играть со всеми встань
Кач, кач, кач. Дети бросают мяч двумя руками
Высоко подбросим мяч! вверх и ловят его.
А потом его поймаем
И подбросим снова ввысь.
Только мячик наш держись.
Кач, кач, кач. Бросают мяч двумя руками о пол
Мы о пол ударим мяч! и ловят его.
А потом его поймаем
И ударим снова в низ.
Только мячик наш держись.
Кач, кач, кач.
Утомился бедный мяч. Дети кладут мячи в корзину.
Закатился в уголок.
И тихонечко умолк.
Правила: выполнять движения согласно тексту.
Литература:
- Э.И.Адашкявичене, « Спортивные игры и упражнения в детском саду», Москва
«Просвещение» 1992 г.
2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики». – СПб.: КАРО, 2003
3. Голубева Л.Г., «Гимнастика и массаж для самых маленьких». –Москва – Синтез,2012.
4. Ковалько В.И., «Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр». – Москва: ВАКО, 2005.
5. Николаева Н.И, «Школа мяча».- СПб: Детствор -пресс, 2008
6 . Т.И.Оськина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина, «Игры и развлечения детей на воздухе», Москва «Просвещение» 1983 г
7. А.П. Щербак, «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном
Учреждении», Москва «Владос» 1999 г.
8. В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, «Физкультурные праздники в детском саду», Москва
«Просвещение» 2000 г.
9. Ишинбаева Т.К., « Физкультурно- оздоровительная работа с детьми 2 – 7 лет»
Тематическое планирование в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1392238-1728207347.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...