Обучение плаванию детей дошкольного возраста.
статья по физкультуре на тему

Мишина Наталья Анатольевна

Обучение плаванию детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch_plavaniyu.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение плаванию детей дошкольного возраста.

В раннем детском возрасте ребёнок обучается наиболее простым движениям – хватанию, лазанию, ходьбе, семенящему бегу и т. п. Обучение более сложным координационным действиям начинается в возрасте от 4 до 7 лет, когда дети уже хорошо усваивают указания взрослых, способны более устойчиво концентрировать своё внимание на выполняемых ими движениях, овладевают сравнительно тонкими и координационно-сложными действиями (если они умеренны по амплитуде и не требуют больших мышечных усилий). Дети с большой охотой учатся плавать. Пребывание в воде вызывает у них искренний восторг, особенно если для них умело подобрать посильные упражнения и игры.

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше.

Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребёнка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мыщц, что увеличивает их работоспособность и силу.

В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В тоже время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопия.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мыщц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость лёгких.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но  и на формировании его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Основной целью настоящей программы является обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребёнка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития   (развитие и укрепление опорно–двигательного аппарата, сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем).

По мере освоения предлагаемой программы решаются задачи по формированию:

  •   навыков плавания;
  •   бережного отношения к своему здоровью;
  •   навыков личной гигиены;
  •   умения владеть своим телом в непривычной среде.

При обучении плаванию необходимо руководствоваться определёнными правилами. Первое из них – постепенность. Его нужно соблюдать во всех компонентах обучения. Так, от более тёплой воды надо постепеннно переходить к более прохладной. Соблюдение правила постепенности относится и к общей нагрузке, которая от занятия к занятию также должна повышаться. Причём надо учитывать, что воздействие нагрузки определяется как общей продолжительностью занятий, так и их интенсивностью.

Не менее важным является правило систематичности. Если занятия проводить не регулярно, от случая к случаю, они не принесут ожидаемого эффекта и не будут сформированы необходимые навыки.

Правило доступности предусматривает постепенный переход от простых посильных для ребёнка упражнений к более сложным. На соблюдении этого принципа базируется вся методика начального обучения плаванию. В процессе обучения, основанного на использовании принципа доступности, ребёнок как бы поднимается по ступенькам, первая из которых вход и погружение в воду стоя на дне, а последняя – плавание всеми спортивными способами.

Очень важно соблюдать в процессе обучения плаванию правило прочности, т. е. поэтапного закрепления разученных упражнений и перехода к изучению следующих на основе усвоенных.

Принцип наглядности при обучении плаванию – один из ведущих. Непривычность обстановки возбуждает детей, внимание их рассеивается, плеск воды заглушает голос преподавателя. В этих условиях различные чувственные образы – зрительные, слуховые, мышечные – в сочетании создают более полное представление о разучиваемых движениях и способствуют лучшему их освоению. Большое значение при этом имеет взаимосвязь показа с живым образным словом – рассказом, объяснением.

Соблюдая все перечисленные правила, нужно индивидуально подходить к каждому из обучающихся. Поэтому взрослый, проводящий занятия, должен распределять своё внимание равномерно на всех учеников. А выражается это прежде всего в констатации успехов каждого ребёнка и в замечаниях по исправлению ошибок в выполняемых движениях. Кроме того, дети по-разному усваивают изучаемые движения: одним требуется больше повторений, другим – меньше; одни быстрее осваиваются с водной средой, другие – медленнее.

К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие упражнения, игры на воде, упражнения для освоения с водной средой и для изучения облегчённых способов плавания, которые являются основой последующего овладения спортивными способами плавания.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию основных физических качеств, помогают научиться правильно и быстро ходить, бегать, легко и ловко прыгать, выполнять метательные движения и т. п. Усвоение навыков основных движений обогащает двигательный опыт детей, помогает развить такие необходимые для плавания двигательные качества, как координация движений, гибкость, выносливость. Наиболее полезны физические упражнения, которые укрепляют крупные мышечные группы рук, ног и туловища.

Важно, чтобы во время мышечной работы происходило постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что создаёт  благоприятные условия для их работы и отдыха, деятельности нервной, сердечно – сосудистой и других систем органов детского организма.

В комплекс общеразвивающих упражнений нужно включать упражнения в движении (ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, с перекатам с пяток на носки), упражнения для развития мыщц туловища, плечевого пояса, рук и ног. Сюда входят разлчиные наклоны, приседания, прыжки, отжимания от пола, подтягивания, упражнения с партнёром и т. п. Заканчивать комплекс нужно упражнениями, которые по форме и характеру напоминают движения облегчённого способа плавания кролем на груди или на спине. Эти упражнения, выполняемые на суше, во многом способствуют более быстрому и качественному усвоению плавательных движений изучаемого способа. Такими упражнениями являются: попеременные движения руками «мельницей» вперёд или назад; имитация гребковых движений руками при плавании кролем на груди и на спине; имитация плавательных движений ногами, сидя на каком нибудь возвышении и т. д.

Самый лучший пример для детей любого возраста – показ упражнений взрослым. Ребёнок наглядно воспринимает, как следует выполянть то или иное движение.

Технику спортивных способов плавания и их облегчённых разновидностей рекомендуется осваивать следующим образом: в начале у детей формируют (при помощи показа и пояснений) представление о конкретном спортивном способе плавания в целом. После этого разучиваются отдельные движения, которые затем соединяются. Использование этого метода придусматривает определённую последовательность постановки задач, подбора упражнений и приёмов обучения.

1. Разучивание движений ног:  

а) на суше (имитация) и с опорой на месте в воде;

б) в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания;

 в) в скольжении с опорой и без опоры руками в согласовании с дыханием.

2. Разучивание движений рук:  

а) на суше и стоя в воде;

б) в согласовании с движениями ног, с задержкой дыхания, с использованием опоры на месте и в движении;

в) то же в согласовании с дыханием;

г) плавание, совершая гребковые движения руками без выполнения движений ногами (ноги свободно вытянуты, ногами удерживается доска, круг).

3. Разучивание способа плавания в целом, то есть отработка согласованных движений рук и ног и дыхания.

4. Совершенствование плавания с полной координацией движения.

Во время обучения движениям и овладения ими меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации – от простого к сложному и отражают разные уровни обученности.

На занятиях целесообразно сочетать отдельные подготовительные упражнения с плаванием в полной координации, широко применять игры и поощрять попытки детей самостоятельно плавать избранным способом.

В практике обучения плаванию широко применяются различные поддерживающие средства – нарукавники, плавательные досочки, надувные круги, резиновые мячи небольших размеров и т. д. Все эти средства облегчают детям выполнять различные плавательные движения, внушают уверенность в своих силах, способствуют устранению скованности.

Однако увлекаться применением поддерживающих средств не следует, так как при этом структура выполняемых движений значительно отличается от естественных плавательных движений. Кроме того, ребёнок может начать недооценивать свои воможности и полностью полагаться на поддерживающие средства. Поэтому поддерживающие приспособления следует использовать только как дополнительные средства обучения.

Могут быть выделены несколько этапов обучения. Первый начинается с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Он продолжается до того момента, как ребёнок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.

Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надёжно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотябы краткое время, получают представление о её выталкивающей и поддерживающей силе, а также самостоятельно, произвольно выполняют упражнение вдох – выдох в воду несколько раз подряд ( не менее 10 ).

После этого дошкольники обучаются плаванию определённым способом. В результате третьего этапа дети должны уметь проплыть 10 – 15 метров на мелкой воде (глубина воды по грудь), сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.

На последнем, четвёртом этапе начального обучения продолжается усвоение и совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков воду. Дети приобретают умение плавать на глубокой воде (ноги не достают до дна).

Каждый из этапов начального обучения плаванию условно может быть «привязан» к определённому возрасту детей:

первый – ранний и младший дошкольный возраст;

второй – младший и средний дошкольный возраст;

третий – средний и старший дошкольный возраст;

четвёртый – старший дошкольный и младший школьный возраст.

Такая возрастная периодизация начального обучения дошкольников плаванию имеет, естественно, относительный характер: индивидуальные данные и способности детей могут внести в неё коррективы. Но в целом она позволяет тренеру чётко представить себе основные напрвления работы с детьми разных возрастных групп. Важно, что в ней начальное обучение плаванию рассмотрено в перспективе, установлены преемственные связи с плаванием детей дошкольного возраста и начальной тренировкой в школьные годы.

Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Плескаясь и играя в воде, младшие дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить и погружаться в неё, передвигаться уверенно и без напряжения. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями.

В работе со старшими дошкольниками, когда дети овладевают техникой плавания, игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного способа плавания, для достижения устойчивости и гибкости навыков.

Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.

При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные формы – игровые упражнения, игры – забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.

Выбирая игры методические приёмы, нужно учитывать возраст, количество детей в группе, физическую подготовленность и степень владения каждым навыком предлагаемых движений. Движения должны быть очень простые, доступные или уже известные детям.

Игры подбираются в соответствии с поставленной определённой воспитательно – образовательной задачей и условиями проведения занятий  (глубина, оборудование места, температура воды). Чем прохладнее вода, тем короче и оживлёнее должна быть игры, тем энергичнее должны быть движения в ней. Важно, чтобы в игре участвовали одновременно все дети, находящиеся в воде.

Нужно выбрать удобное место для руководства игрой. Преподаватель постоянно наблюдает за играющими и готов в любой момент прийти на помощь.

Рекомендуется вначале объяснить детям правила игры и разучить её на суще, и лишь после этого проводить занятия в воде если игра сложная и проводится превый раз, желательно, чтобы преподаватель принял в ней личное участие.

Все игры условно делятся по возрастным группам. Их использование во многом зависит от того, в каком возрасте будет начато обучение.

Младший и средний дошкольный возраст:

- игры для ознакомления со свойствами воды («Рыбки резвятся», «Волны на море», «Догоните меня», «Солнышко и дождик», «Кораблики», «Переправа», «Пузырь», «Мячики», «Лодочки плывут», «Сердитая рыбка» и т. д.)

- игры с погружением в воду с головой («Караси и щука», «Спрячемся под воду», «Хоровод», «Жучок – паучок», «Щука» и т. д.)

- игры с погружением в воду и открыванием глаз («Достань игрушку», «Брод», «Смелые ребята», «Нырни в обруч», игровые упражнения: «Ледокол», «Крокодилы», «Цапли», «Дровосек в воде», «Покажи пятки»)

Старший дошкольный возраст:

- игры для ознакомления со свойствами воды («Невод», «Карусели», «Байдарки», «Мы весёлые ребята», «Кто как плавает ?» и т. д.)

- игры с погружением в воду с головой («Морской бой», «Охотники и утки», «Насос», «Удочка» и т. д.)

- игры с выдохом в воду («Качели», «Резвый мячик» и т. д.)

- игры с открыванием глаз в воде («Водолазы» и т. д.)

- игры со скольжением и плаванием («Я плыву», «Поезд в туннель!», «Пятнашки с поплавком», «Пловцы», «Чьё звено скорее соберётся?», игровые упражнения: «Прыжок дельфина», «Разговор по телефону», «Гонка мячей», «На буксире», «Поплавок», «Винт» и т. д.)

Таким образом, купание, игры в воде, плавание можно рассматривать как эффективное средство нормального физического и психологического развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...

Этапы подготовки обучения плаванию детей дошкольного возраста

В данной консультации  расмотрены проблемы адаптации детей дошкольного возраста во время обучения плаванию....

Современные подходы к обучению плавания детей дошкольного возраста.

Преподаватели обучающие начальному плаванию детей, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций  при нахождении в водной среде...

Обучение плаванию детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий

Материал включает в себя основные задачи и этапы  обучения плаванию детей,   посредством  использования  сюжетно-ролевой ритмопластики....

Использование игровых методов для обучения плаванию детей дошкольного возраста

В данной публикации приведены примеры игр для обучения детей навыкам, которые в дальнейшем послужат хорошей базой для обучения плаванию....

Перспективное планирование занятий по плаванию в средней группе «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова

Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию...