Адаптация младших дошкольников к занятиям по плаванию в ДОУ.
статья по физкультуре на тему

Мишина Наталья Анатольевна

Адаптация младших дошкольников к занятиям по плаванию в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx9.22 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация младших дошкольников к занятиям по плаванию в ДОУ.

Все родители мечтают, чтобы их малыш рос здоровым, ловким и подвижным, и потому многие записывают детей в различные спортивные секции. Плавание - один из немногих видов спорта, которым можно заниматься не только ради спортивных достижений, но и для укрепления здоровья. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на состояние нервной системы, способствуя правильному развитию органов кровообращения и дыхания, формируют правильную осанку, повышают сопротивляемость организма к различным простудным заболеваниям.

Адаптация к занятиям плаванием в детском саду включает три этапа: подготовительный, практический, итоговый.

На подготовительном этапе малышам предлагаются знакомые потешки, стихи, сказки: “Водичка, водичка, умой моё личико”, “Дождик, дождик, пуще”, “Кораблик”, “Мойдодыр”, “Кран, откройся, нос, умойся”, помогающие психологически настроить на радостные водные процедуры, полюбить воду, преодолеть страх и боязнь и чувствовать себя в ней уверенно.

Расширению представлений о купании, плавании, способствуют беседы и, рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах, энциклопедиях, просмотру мультфильмов “Крошка Енот”, “Медвежонок Умка”, “Русалочка”, “Изготовление вместе с воспитателями и родителями, поделок на водную тему. Важный момент здесь - позитивный настрой. Для “теоретической адаптации”, воспитатель приводит в бассейн на экскурсию, знакомиться с раздевалками, душевыми, чашей, оборудованием и игрушками. Дети трогают, гладят, похлопывают воду. Их приглашают посетить занятия в старших группах, они видят положительные эмоции занимающихся, таким образом снимается напряженность, появляется желание попробовать самим.

Основной этап адаптации, практический, состоит из нескольких частей: привыкание, освоение с водой, овладение простейшими умениями.

Привыкание к воде происходит через приспособления к её свойствам. Как только новичок опускает голову в воду, она сразу попадает ему в рот, нос, уши. Блокируются внешние органы слуха, ограничивается слышимость. Нормальная реакция - рефлекторное закрывание глаз, что затрудняет ориентирование и усиливает чувство неуверенности. Другое, не очень понятное для детей свойство - давление воды. Повысят активность ребёнка в период к новой среде игры: “Маленькие и большие ножки”, “Солнышко и дождик”, “Лодочки”, “Волны на море”, “Лягушата”, “Резвый мячик”, различные варианты ходьбы, бега, прыжков, движений рук и ног.

Полученный в процессе привыкания к воде опыт, используется для того, чтобы постепенно освоить водную среду. Для закрепления представлений о свойствах воды, умения быстрее передвигаться по дну бассейна с различными положениями рук в разных направлениях используется дополнительное оборудование: большие и маленькие мячи, обручи, теннисные шарики, мелкие плавающие игрушки. Дети должны понимать, что свойства воды требуют от человека спокойных движений. На первых занятиях особое внимание уделяют равновесию в воде. Восстанавливать его приходится после каждого прыжка, погружения или упражнения.

Кроме того, необходимо учитывать различную готовность детей к обучению. Помимо психоэмоциональной готовности следует иметь в виду двигательный опыт, важный во владении новыми движениями. Не стоит требовать от малыша сознательного освоения программного материала - рановато, не смотря на желание научиться плавать. Благодаря необычным и интересным упражнениям, изучение проходит сознательно и активно. Обязательно соблюдается основной принцип дидактики: от простого к сложному, от лёгкому к трудном, от известного к неизвестному. Малыши всегда стараются подражать во всём взрослым. Эту особенность нужно помнить, демонстрируя и показывая изучаемые движения.

Огромное значение в преодолении страха перед водой, на всех этапах работы имеет предварительная подготовка на суше. Она даёт возможность понять конкретные упражнения или движения, а затем быстрее и правильнее освоить их в воде. Упражнения на суше выполняются много раз, с целью прочного закрепления.

Успешное овладение плавательными навыками через ролевые образные игры и сравнения. Такие приёмы особенно необходимы для детей, страх которых перед водой закреплён на подсознании. Образные сравнения помогают при выполнении упражнений             “Рыбки в воде”, “Уточки моют носик”, “Крокодил”, “Гуси”, “Краб-носильщик”. Не забывайте похвалить, подбодрить малыша, придать ему уверенность для выполнения более сложных заданий. Ролевые игры создают положительный эмоциональный настрой, раскрепощают.

Итоговый этап адаптации направлен на закрепления и совершенствование навыков передвижения в воде, на приобретение большей самостоятельности, активности, уверенности.

Индивидуальные упражнения сочетают с коллективными играми и упражнениями: “Найди себе пару”, “Лодочки плывут”, “Карусели”, “Мы ребята смелые”.

Чтобы занятия проходили результативно, необходимо:

  • создать атмосферу спокойствия и доброжелательности;
  • терпение по отношению к тем, кто медленнее привыкает к воде;
  • создать в бассейне радостную, привлекательную обстановку, с красочными игрушками;
  • использовать “ритуал приветствия и прощания с водичкой;

Существуют количественные и качественные составляющие адаптационного периода в бассейне. Он включает 10 занятий: 3 занятия - подготовительный этап, 4 - 5 - основной, практический, 2 - заключительный. К критериям адаптации относят поведенческие реакции, уровень нервно-психического развития, заболеваемость. Выделяется три степени адаптации: лёгкая, средняя, тяжёлая.

Лёгкая:

- ребёнок не боится воды;

- с удовольствием идёт на занятие;

- активен

- быстро заходит в воду;

- посещает все занятия.

Средняя:

- ребёнку необходимо время, чтобы настроиться на занятие;

- он проявляет слабую активность;

- испытывает лёгкую тревожность, заходит в воду не сразу;

- редко пропускает занятия по болезни.

Тяжёлая:

- ребёнок боится воды;

- отказывается от занятий;

- проявляет невротические реакции;

- неактивен, медленно заходит в воду;

- часто пропускает занятия по болезни.

Ребёнок, который после 10 занятий с желанием идёт на плавание, охотно выполняет все упражнения, свободно передвигается в воде, считается успешно прошедшим адаптацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада

Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но пос...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...

Выявление способных дошкольников на занятиях по плаванию.

Материал содержит информацию о том, как можно выявить способных дошкольников. Вы узнаете какие методы и приемы будут являтся действенными и эфективными....

Формирование правильного дыхания у дошкольников на занятиях по плаванию

Формирование правильного дыхания у дошкольников на занятиях по плаванию...