Программа «Ладушки» (народные игры)
рабочая программа по физкультуре (младшая группа) на тему
Программа «Ладушки»
(знакомство и обучение детей второй группы раннего возраста подвижным народным играм) Образовательная область: «Физическое развитие».
Срок обучения 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ladushki_narodnye_igry.docx | 38.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено: педсоветом № _________ МДОУ – детского сада №29 «Пчёлка» от __________________ 20 _____ года Председатель педсовета ____________ Е.В.Павлова /заведующий ДОУ/ |
Программа «Ладушки»
(знакомство и обучение детей второй группы
раннего возраста подвижным народным играм)
Образовательная область: «Физическое развитие».
Срок обучения 1 год.
Разработчик программы: воспитатель высшей квалификационной категории Веселова Наталья Александровна |
г. Серпухов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские игры, игры-драматизации, строительные), игры с правилами (дидактические и подвижные игры).
В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего. Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, красках и в играх. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Важной составляющей народной культуры являются народные игры.
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней, передаваясь из глубокой старины, из поколения в поколение. Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно через игру. С первых лет жизни ребёнка, приобщая его к народной культуре, общечеловеческим ценностям, мы закладываем в нём фундамент нравственности, патриотизма, формируем основы самосознания и индивидуальности. Вместе с тем, на народные игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средство образования и воспитания. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста, это отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы», но все они учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Подвижные народные игры – одна из разновидностей игр с правилами и практически, единственная возможность ненасильственно выработать навыки произвольного поведения, а также интенсифицировать двигательную активность. Подвижные игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.
К народным играм относят детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Для детей третьего года жизни народные игры привлекательны тем, что в них есть образ или определенный персонаж, игра может сопровождаться простыми словами или песенками, а так же игровые правила в народной игре дают возможность действовать индивидуально, но со всеми сверстниками. Малыши выполняют несложные движения, сочетая их со словами игры, а так же действуют с игрушками и получают при этом положительные эмоции. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты в том случае, когда доставят детям удовольствие и радость.
Программа составлена для воспитанников второй группы раннего возраста на основе авторской программы О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Цель программы: развитие двигательных умений и навыков посредством народных подвижных игр.
Задачи программы:
-развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями;
-обучать детей игровым действиям в процессе ознакомления с народными подвижными играми;
-развивать и совершенствовать ОВД в н.п.и., их координацию (учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей, согласовывать движения со словами, учить выполнять движения, не мешая друг другу);
-воспитывать физические и морально – волевые качества (ловкость, быстроту реакции, смелость, активность, умение действовать по сигналу, умение выполнять простые правила игры, т.д.);
-способствовать формированию у детей опыта поведения в среде сверстников через подвижную игру; способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками; развивать умение играть не ссорясь, вместе радоваться успехам, игрушкам, формировать умение спокойно вести себя в помещении.
Учебный материал распределён по неделям каждого месяца согласно тематическому планированию данного возраста. В перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности включены подвижные народные игры, как вариативное занятие. Структура каждого занятия имеет классическое построение: вводную, основную и заключительную части, поэтому кроме народной игры включает в себя разные виды ходьбы, бега, ползания, катания, различные упражнения с предметами. Вся деятельность детей проводится в игре, в виде «прогулок и путешествий». Овладение воспитанниками народной игрой рассчитано на две недели: на первой неделе – знакомство, на другой – закрепление. Занятия с использованием народной игры проводятся 1 раз в неделю, 32 занятия в год, длительность таких занятий составляет 10 минут. Разученные с малышами народные подвижные игры включаются педагогом в совместную деятельность с детьми в режимных моментах.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей раннего возраста остается глубокое знание и свободное владение воспитателем обширным игровым репертуаром, методикой педагогического руководства игрой. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, добивается активного выполнения ими игровых действий.
Методическое руководство игрой.
-Воспитатель даёт малышам представление о содержании игры, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего. Дать послушать диалог, если он имеется и перейти к распределению ролей, которое, помимо считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами: поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким, отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно.
-Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей.
-В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
-Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой приём доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.
-Успех игры зависит не только от ее выбора, но и от того, как она проводится. Предлагая новую игру, нужно кратко, не вдаваясь в излишние подробности, объяснить её правила, чтобы каждый знал, что он должен и чего не должен делать. Рассказ лучше дополнить показом.
-Не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд.
-Игры, требующие большого физического напряжения, нужно чередовать с играми более спокойными.
-В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки. Делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.
В конце учебного года проводится педагогический мониторинг, основная цель которого: выявить овладение (владеет, частично владеет, не владеет) ребёнком двигательными умениями и навыками. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за дошкольниками в спонтанной обстановке, в организованной деятельности (на физкультурных занятиях и режимных моментах). Полученные данные записываются в таблице, оформляются протоколом с выводами и рекомендациями, и используются для индивидуализации образования, оказания помощи ребёнку, для оптимизации работы со всей группой воспитанников.
Месяц, неделя тема | Программные задачи | Содержание | Методы и приемы | Оборудование |
Октябрь 1-2 неделя «Осень» «Прогулка в осенний парк» | Формировать умение действовать совместно на основе подражания воспитателю в соответствии с его указаниями; уточнять знания о голосах, учить действовать согласно тексту стихотворения. | - ходьба друг за другом по зрительным ориентирам за воспитателем; - бег друг за другом «листочки полетели»; - ходьба по дорожке с листочками; - прыжки на двух ногах на месте с поворотом вокруг себя; -Подвижная игра «Вышли дети в садик». | -показ воспитателя; - музыкальное сопровождение; - игровая мотивация «Идем гулять в сад с листочками». | Листья по количеству детей. дорожка для ходьбы. |
3-4 неделя «Я в мире человек» «В гости к кукле». | Учить выразительности движений, умению передавать простейшие движения, развивать желание играть вместе с воспитателем и сверстниками; учить водить хоровод по кругу, двигаться по сигналу музыки. | - ходьба друг за другом; - бег на носках; - игровые упражнения «проползи по доске», «ходьба по дорожке»; -Подвижная игра «Вейся венок». | - сюрпризный момент «Кукла зовет к себе в гости»; - музыкальное сопровождение; - показ воспитателя. | Веночки с цветами, дорожка для ходьбы, доска для ползания, две куклы. |
Ноябрь 1-2 неделя «Мой дом» «Пойдем в гости к зверятам». | Учить передвигаться по площадке, следовать движениям, которые даются в игровой форме, формировать умение спокойно вести себя в помещении; слышать сигнал к действию, радоваться вместе со всеми играющими. | - ходьба врассыпную; - бег друг за другом; - ползание на четвереньках за катящимся предметом; - прыжки на двух с продвижением вперед; - Подвижная игра «Лохматый пес». | - игровая мотивация «зайчик зовет к себе в гости»; - музыкальное сопровождение; - показ воспитателя. | Крупная игрушка – собака, клубок ниток, игрушка заяц. |
3-4 неделя «Осень» «Путешествие в лес на автобусе» | Способствовать формированию у детей опыта поведения в среде сверстников через подвижную игру, учить умению передавать простейшие движения; учить действовать согласно словам текста. Развивать умение играть. Не ссорясь, вместе радоваться игрушкам. | - ходьба парами; - бег парами; - упражнения с шишками; - прыжки на месте с целью достать предмет (шишку); - Подвижная игра «У медведя во бору». | - игровая мотивация «поездка в лес на автобусе»; - музыкальное сопровождение. | Крупная игрушка медведя, макет автобуса, шишки на каждого, шишка, привязанная за ленту. |
Декабрь 1-2 неделя «Зима» «Поиграем с зайкой» | Способствовать развитию умения совершенствовать основные движения (катание. Бег. Ходьба), учить выразительности движений, передавать простейшие действия некоторых персонажей, учить водить хоровод, сопровождая свои действия пением. | - ходьба с высоким подниманием колена; - бег парами, чередование с бегом врассыпную; - ходьба по шнуру прямо; - прокатывание мяча друг другу; - Подвижная игра «Зайка серенький». | - игровая мотивация «Зайка замерз и зовет детей поиграть»; - музыкальное сопровождение. | Мячи, шнур, игрушка заяц. |
3-4 неделя «Новый год» «В гости к Деду Морозу» | Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей, учить выполнять движения. Не мешая друг другу, прививать умение выполнять характерные движения в игре. | - ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления по сигналу; - бег с погремушками; - ползание под препятствие; - Подвижная игра «Дед Мороз». | - игровая мотивация «Появление игрушки Деда Мороза»; - сюрпризный момент «найти под елкой погремушки»; - музыкальное сопровождение. | Игрушка Деда Мороза, погремушки, дуги для подлезания, елка. |
Январь 2-3 неделя «Зима» «Поиграем с зайкой» | Учить выразительности движений, проявлять двигательную активность, совершенствовать основное движение –бросание в цель, учить действовать в соответствии со словами, развивать интерес к народным играм. | - ходьба с высоким подниманием колена; - бег в колонне парами, - упражнение со снежками, - бросание снежков в цель, - Подвижная игра «Заинька, выйди в сад». | -игровая мотивация «Поиграем с зайчиком»; - сюрпризный момент «зайка принес снежки»; - показ воспитателя. | Эмблемы с изображением мордочки зайца, снежки, зайка-силуэт для метания в цель. |
4 неделя «Зима» «Зимние забавы» | Продолжать учить ходить и бегать друг за другом, учить выразительности движений, двигаться по сигналу воспитателя, закреплять знания о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса. | -ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления по сигналу; -бег по кругу. Со сменой направления по сигналу; -упражнения со снежками; -Подвижная игра «Собачка и воробьи» (по мотивам народной песенки). | -игровая мотивация «погуляем по парку»; - музыкальное сопровождение; -показ воспитателя. | Эмблемы с изображением воробьев, мягкая игрушка собачка. |
Февраль 1-2 неделя «Мир вокруг нас» «Цирк» | Продолжать учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; учить выполнять разнообразные движения, образуя круг, упражнять в произнесении звука «ш». | -ходьба с высоким подниманием колена и взмахом рук «лошадки»; - бег с вертушкой; - упражнение с кубиками; - Подвижная игра «Раздувайся мой шар». | -игровая мотивация «играем в цирк»; -сюрпризный момент «игрушка Петрушки»; -музыкальное сопровождение. | Вертушки. Кубики, игрушка Петрушка. |
3-4 неделя «Мамин день» «Ладушки» | Способствовать развитию умения детей играть в игры, совершенствовать основные движения; учить выполнять движения, не мешая друг другу; учить детей по-разному хлопать в ладоши ,вести счет «раз-два». | -ходьба на носках, перешагивая препятствие; -бег стайкой по кругу с ускорением и замедлением; -ходьба из обруча в обруч; -упражнения с ленточками; -Подвижная игра «Ладушки-оладушки». | -музыкальное сопровождение; -игровая мотивация «маму поздравляем»; -показ воспитателя. | Ленточки, кубики, обруч. |
Март 1-2 неделя «Народная игрушка» | Способствовать формированию у детей опыта поведения в среде сверстников через народную подвижную игру; учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей ;учить эмоциональной выразительности речи, выполнять действие согласно тексту | -ходьба на носках врассыпную; -бег с колокольчиками по кругу; -спрыгивание со скамейки; -упражнение с колокольчиками; -Подвижная игра «Непослушный козел» (по мотивам народной песенки) | - музыкальное сопровождение (народная музыка); - игровая мотивация «Петрушка принес музыкальные колокольчики) | Колокольчики ,игрушка Петрушка, скамейка для спрыгивания. |
3-4 неделя «Весна» «На лесной опушке» | Развивать интерес детей играть вместе с воспитателем в подвижные народные игры с несложными движениями ;учить выполнять движения, не мешая друг другу ;учить детей внимательно слушать стихотворение и действовать согласно тексту. | -ходьба по наклонной горизонтальной поверхности с перешагиванием через «канавки»; -бег с ускорением и замедлением темпа; -упражнения с платочком; -Подвижная игра «Зайка серый» | -игровая мотивация «прогулка на лесную опушку» -музыкальное сопровождение.; - | Эмблемы с изображением зайчат; доска для ходьбы ,мешочки с песком, платочки. |
Апрель 1-2 неделя «Весна» «У солнышка в гостях» | Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками; формировать умение спокойно вести себя в помещении; учить детей двигаться стайкой, выполнять действия, убегать не мешая сверстникам. | -ходьба с препятствиями, -бег в медленном темпе; -ходьба по ребристой доске; -упражнение с ленточками; -Подвижная игра «Ой, что за народ за матрешкой идет». | -сюрпризный момент «солнышко предлагает детям поиграть»; -музыкальное сопровождение. | Большое солнышко, большая матрешка ,ленточки .ребристая доска |
3-4 неделя «Мое здоровье» «Мы веселые ребята» | Продолжать развивать у детей желание играть вместе с воспитателем и сверстниками в подвижные игры с простым содержанием; учить выполнять действия по указаниям взрослого, не мешая друг другу. | -ходьба с дополнительным заданием с остановкой по сигналу, поворот вокруг себя; -бег со сменой темпа по сигналу; -упражнения с кольцами; -Подвижная игра «Мы веселые ребята». | -музыкальное сопровождение; Показ взрослого | Игрушка Доктора Айболита, кольца. |
Май 1-2 неделя «Весна» «На солнечной полянке» | Продолжать учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей, учить выполнять имитационные движения, подражать голосовым реакциям птиц. | -ходьба приставным шагом; -бег с дополнительным заданием: догонять убегающих; -бросание предметов в цель; -Подвижная игра «Цыплята» ( по стихотворению Т.Волгиной «Цыплята») | -музыкальное сопровождение; -игровая мотивация « на солнечной полянке». | Эмблемы с изображением цыплят и курицы; -мягкие мячи, --мешочки с песком |
3-4 неделя «Мой дом. Мой город». «У бабушки на даче» | Формировать умение действовать совместно на основе подражания воспитателю в соответствии с его заданиями ;развивать интерес детей младшего возраста к народным играм; развивать ловкость, находчивость, учить эмоциональной выразительности речи, выполнению движений согласно с текстом. | -ходьба по толстому шнуру; -бег с указанием на игровой образ (побежим тихо, как мышки); -прыжки в длину с места; -упражнения с палкой; -Подвижная игра «Два гуся» | -игровая мотивация «Поедем наддачу к бабушке на дачу, на поезде» -музыкальное сопровождение. | Макет поезда, гимнастические палки, шнур, макет избы., |
Карта мониторинга усвоения программы «Ладушки» детьми второй группы раннего возраста по физическому развитию
№ | Фамилия, имя ребенка | Играет в подвижные игры с простым содержанием | Умеет выполнять движения | Передает движения персонажей | Умеет играть со сверстниками | Умеет вести себя в помещении | Знает содержание народных игр | Комментарии |
1. |
| |||||||
2. | ||||||||
3. |
| |||||||
4. | ||||||||
5. |
| |||||||
6. |
| |||||||
7. | ||||||||
8. |
| |||||||
9. |
| |||||||
10. | ||||||||
11. | ||||||||
12. | ||||||||
13. | ||||||||
14. | ||||||||
15. | ||||||||
16. | ||||||||
17. | ||||||||
18. | ||||||||
19. | ||||||||
20. | ||||||||
21. | ||||||||
22. | ||||||||
23. | ||||||||
24. | ||||||||
25. | ||||||||
26. | ||||||||
27. | ||||||||
28. | ||||||||
29. | ||||||||
30. | ||||||||
31. | ||||||||
32. | ||||||||
33. |
Качественная оценка формируется следующим образом:
ребёнок правильно выполняет действия | |
ребёнок выполняет действия с ошибками | |
ребёнок отказывается выполнять или не может выполнить задание, упражнение, движение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по программе "Ладушки"
Рабочая программа по программе "Ладушки" Каплуновой , Новоскольцевой....
Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки» в 1-ой группе раннего возраста
Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки» в 1-ой группе раннего возраста...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Пальчиковые игры по программе ладушки (вт.гр.ран.возраста, младшая, средняя, старшая, подготовительная)
Пальчиковые игры для групп:Вторая группа раннего возрастаМладшаяСредняяСтаршаяПодготовительная...
Пальчиковые игры по программе ЛАДУШКИ
Пальчиковые игры по программе ЛАДУШКИ для младших, средних и подготовительных групп детского сада...
Пальчиковые игры по программе "Ладушки"
Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, дают возможность играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорн...
Пальчиковые игры по программе "Ладушки"
Пальчиковые игры по программе "Ладушки" по всем возрастам...