"Игры с мячом - важный фактор в развитии физических качеств и коррекционной работы с дошкольниками"
консультация по физкультуре
Скачать:
Предварительный просмотр:
АОУ детский сад № 4 «Рябинка»
Сообщение
Кузьминой А.В.
инструктора по физ. Культуре
АОУ детского сада № 4 «Рябинка»
г. Долгопрудный
25.02.2016
"Игры с мячом - важный фактор в развитии физических качеств и коррекционной работы с дошкольниками"
Сообщение на методическом объединении
Кузьминой А.В. инструктора по физ. Культуре
АОУ детского сада № 4 «Рябинка»
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Значительное место, на мой взгляд, в развитии двигательной деятельности дошкольника отводится обучению играм с мячом. Еще в древние времена эти игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Римский врач Клавдий Гален прописывал игры с мячом своим больным в качестве лекарства. Создатель системы общественного дошкольного воспитания Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития ребенка-дошкольника. Игры с мячом - это не только развитие ловкости, быстроты, координации, глазомера, но и разгрузка нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний. Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи. Непременное выполнение правил спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, ответственности перед командой, умения считаться с другими детьми. Дети приучаются самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации, добиваются высоких личных результатов, заботятся об общекомандном результате и стремятся к творчеству в игре.
Игры с мячом любят дети всех возрастов, да и взрослые тоже. Веселые развлечения в виде бросаний, катаний и ловли мячика развивают глазомер, улучшают координацию движений, способствуют развитию ловкости и пространственной ориентации.
Даже совсем маленькие годовалые карапузы без устали могут ловить мячик, который катится к ним по полу. Что же говорить о среднем, а тем более старшем детсадовском возрасте.
Мяч имеет определённые свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и его особая упругость. Он имеет форму шара, никакое другое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение даёт полноту ощущения формы. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам, которые включаются при выполнении упражнений с мячом. Имея определённый цвет, различно влияет на психическое и физиологическое состояние человека. Кроме цветового влияния, мяч обладает вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы, способствует лечению остеохондроза, сколиоза, неврастении и т.д. Формирует сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, "отвечающие" за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность.
Работа инструктора должна быть выстроена с направленностью определённого комплекса упражнений с мячом на оздоровление детей, что и позволит разработать рациональную систему мероприятий данного направления и осуществить разумную интеграцию образовательного процесса. Новизна работы заключается в использовании на занятиях средств оздоровительной гимнастики и теоретического материала, направленного на формирование здорового образа жизни, знаний о собственном здоровье, создании мотиваций к систематическим занятиям по физической культуре с использованием мяча.
Работа в данном направлении содержит средства оздоровления и коррекции (корригирующие упражнения, точечный массаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксационные упражнения, самомассаж, упражнения с мячами). Для развития выносливости и повышения работоспособности можно использовать музыкальное сопровождение, метод круговой тренировки.
Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях с мячом, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни. Такая организация учебно-воспитательного процесса позволяет формировать у детей следующие интегративные качества: «Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».
Выбор мячей достаточно широк. Ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. На своих занятиях я использую мячи – ежики, массажные мячи су-джок, поролоновые мячи, теннисные мячи, резиновые мячи разных размеров.
Игровые упражнения и игры с мячом являются эффективным фактором в работе с логопедическими детьми и являются стимулирующим дополнительным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей.
Уникальное сочетание физических упражнений, пропевание звуков, проговаривание стихов в ритм движений развивает ритмическое чувство, динамическую координацию, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Для развития мелкой моторики я активно использую массажный мячик – ёжик.
Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
Благодаря этому кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Детям эти мячики очень нравится, они с удовольствием выполняют упражнения, а также используют их в свободной деятельности.
Игры и упражнения с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии педагога и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы. Полагаю, что двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Эта работа в первую очередь способствует развитию не только физического, но и речевого, эмоционального и общего психологического развития.
Таким образом, мною была создана система работы, включающая определённые приёмы и методы обучения, которые способствовали максимальной активности всех видов двигательной сферы посредством использования мяча, в работе с детьми дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры с мячом - важный фактор в развитии физических качеств у дошкольников"
Данный материал раскрывает систему работы, включающую определённые приёмы и методы обучения, способствующие максимальной активности всех видов двигательной сферы посредством использования мяча, ...
"Игры с мячом - важный фактор в развитии физических качеств у дошкольников"
Игры с мячом любят дети всех возрастов, да и взрослые тоже. Поэтому этим занятиям со своими воспитанниками я уделяю большое внимание....
Буклет для родителей "Развитие физических качеств на координационной лестнице у дошкольников"
Одной из основных задач дошкольного образова-тельного учреждения сегодня является воспитание здорового, крепкого, силь-ного ребенка, умеющего использовать двигательный опыт в более сложных услов...
Эмоциональное здоровье – важное условие для развития физических качеств
Успешное овладение разнообразной двигательной деятельностью во многом зависит от уровня развития быстроты, силы, ловкости, но особенно от важнейшего качества — выносливости. ...
Мастер-класс для педагогов "Подвижные игры ханты и манси как средство развития физических качеств дошкольников"
Мастер-класс для педагогов "Подвижные игры ханты и манси как средство развития физических качеств дошкольников"...
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ С МЯЧОМ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ С МЯЧОМ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ...
Буклет для родителей "Развитие физических качеств на координационной лестнице у дошкольников"
Координационная (скоростная) лестница – это тренажёрное устройство, предназначенное для развития скоростных навыков, выносливости при выполнении движений на коротких дистанциях....