Башкирские народные детские игры
картотека по физкультуре на тему

Данный материал представляет собой подборку башкирских народных игр , которые были использованы в практике нашей работы. Башкирские подвижные игры могут быть использованы в организованной образовательной деятельности по физической культуре, во время проведения праздников "Сабантуй", "Каргатуй" и др., во время, отведенное для игровой деятельности, на прогулке, а также при проведении экскурсий в мини-музей башкирского быта. Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Башкирские народные игры

1. Игра «Медный пень» (Бакыр букэн)

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой.

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.

2. Игра «Игра в коней»

Этой игрой обычно увлекаются дети младшего возраста. В игре достаточно участие одного игрока в роли «коня», другого в роли «всадника». «Всадник» обуздывает «коня», положив среднюю часть двухметровой веревки на его плечи, а концы, продев под мышки, и оба мчатся вдаль. Если участвующих в игре достаточно много, можно организовать соревнования среди «всадников», для чего берется определенное расстояние.  Какая из пар пробежит это расстояние первой, та и считается самой быстроногой парой. Через некоторое время дети меняются ролями: «конь» становится «всадником», а «всадник» - «конем». «Всадник», держа руками концы веревки, гонит «коня» вперед криками: «Но, но!», а сам с поводом в руках бежит за «конем», не отставая от него. Если к веревке привязать маленький колокольчик, то игра станет еще более веселой.

3. Игра  «Липкие пеньки»  (Йэбешкэк букэндэр)

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.

Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

4. Ира «Кто раньше»

Желающие играть делятся на две равные группы. Стороны выстраиваются в две шеренги. В руках игроков, стоящих первыми в строю, по три больших резиновых мяча. На расстоянии 10 м перед шеренгами ставятся два стола.

Пояснение к игре. По сигналу организатора игры игроки, стоящие первыми в строю, бегут с мячами до столов, делают один круг вокруг них, кладут мячи на столы. Затем, подбегая к шеренге, руками касаются игрока, стоящего вторым, и становятся в конце шеренги. Очередной игрок, подбежав к столу, подхватывает мячи и передает их третьему игроку, а сам становится за игроком, начавшим игру. Третий игрок снова оставляет мячи на столе, четвертый же бегом приносит их обратно. Если мячи упадут, их необходимо подобрать и лишь после этого можно продолжать соревнование. Какая из групп завершит игру первой, та и считается победителем.

5. Игра «К флажкам»

Назначаются два ведущих. Желающие играть делятся на две равные команды и образуют два круга. В центре кругов стоят ведущие с цветными флажками в руках.

Пояснение к игре. Дети ходят по кругу в противоположных друг другу направлениях. В это время можно петь короткие песни. По сигналу ведущего (свистка дудки, хлопка руками) дети рассыпаются по площадке. По второму сигналу они останавливаются и закрывают глаза. В это время ведущие, стоявшие до этого неподвижно на местах, переходят на другое место и поднимают вверх флажки. По третьему сигналу игроки открывают глаза и, найдя свои флажки, бегут к ним. Победителем становится команда, собравшаяся первой в круг. При повторной игре в центр круга становится другой игрок.

6. Игра «Абак-кубяк»

Из состава играющих выбирается «пастух». Дети построены друг за другом в колонну. «Пастух» ударяет по руке стоящего впереди и произносит: «Абак-кубяк, золотая чашка,

Если догонишь, серебряная ложка.

Если же нет,

Семьдесят лопат золы вслед!» - и убегает, а тот догоняет. Если «пастух», убежав, сумеет встать в хвост стоящей колонны, догоняющий становится «пастухом». А если не сумеет оторваться, то остается «пастухом», поймавший становится в хвост колонны. Игра продолжается в таком порядке, пока дети не устали.

7. Игра «День и ночь»

Обозначаются две линии на расстоянии около 10 м друг от друга, и между этими линиями проводится еще одна черта. Собравшиеся делятся на две равные группы. Одна из команд – «день»,  другая – «ночь». Игроки каждой из команд стоят на средней линии, упираясь в спину друг друга и лицом в сторону своей линии.

Пояснение к игре. Ведущий называет условное имя команды, и игроки этой команды бегут в направлении своей линии, другая же команда должна поймать их. Пойманные дети переходят на сторону ловивших. Успевшие перейти за свою линию, считаются непойманными. Снова становятся на средней линии, как указано выше, и ждут команды. Ведущий может давать команды по-разному: может называть один за другим «день!» или «ночь», но в общей сложности количество догонялок каждой из команд должно быть равным. Какая из команд изловит больше игроков противника, та и становится победителем.

8. Игра «Буря»

 Дети, разделившись поровну, садятся на две скамейки, стоящие одна против другой. Если ведущий произносит слово «молния», дети хлопают в ладоши, слово «дождь» - ударяют рукой по колену, слово «гром» - топают ногами, слово «буря» - каждая из групп обегает один раз скамейку, на которой сидит. Победителем становится группа, вернувшаяся на свои места первой.

9. Игра «Нет ни медведя, ни волков»

Эта игра широко распространена среди детей младшего возраста. Дети выбирают одного «медведя». Ему обозначают маленький круг – «берлогу».  На расстоянии 20 м от «берлоги» обозначается большой круг. Он считается «домом» детей.

Пояснение к игре. Дети выходят из дома и коллективно направляются за ягодами в сторону, где живет «медведь». В это время «медведь» прячется. Во время сбора ягод поют:

Собираю ягоды, сделаю пастилу.

В подарок матери.

Ох, и много ягоды тут,

Ни медведя, ни волков нет.

А это время «медведь» выбегает из берлоги и начинает ловить детей. Дети убегают от него в сторону своего «дома». Пойманный игрок становится «медведем». Игра начинается вновь.

10. Игра «Алая лента»

 Считалкой определяется «продавец лент». Остальные садятся, образуя круг. Ведущий незаметно для «продавца лент» дает тайные имена сидящим по кругу (щит, расческа, кольцо, браслет, нагрудник, харайс, плеть, пуговица и т.д.).

Пояснение к игре. «Продавец лент» с платком в руках внутри круга произносит следующую прибаутку:

Есть у нас и алая лента,

Есть у нас и получше лента,

Есть зеркало, есть расческа,

Купить не хочешь, хоть взгляни-ка.

Ведущий спрашивает у «продавца лент», какой ему нужен предмет. «Продавец лент» называет предмет. Если сказанное им название дано одному из сидящих в кругу, то этот игрок вскакивает и бежит в сторону. Его преследует «продавец лент». Если убегающий игрок пойман, они меняются местами, а если нет – «продавец лент» снова произносит прибаутку.

Если сказанное «продавцом лент» название не дано игрокам, то они сидят молча. В этом случае «продавец лент», произнеся прибаутку вновь, начинает продавать ленту, а ведущий заново дает имена детям. Если продавец назовет три раза имена неправильно, то его заменяет другой игрок.

11. Игра «Иголка и нитка»

Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми. 
Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.

12. Игра «Ловкий джигит» – таһыл егет

 Подгруппа детей (4-5) становится в шеренгу напротив центральной стены. У каждого в руке «лошадка» на палке. Остальные дети сидят на стульях и поют:

«Эй, джигиты, выходите и коней себе берите.

На конях должны скакать,

Свою удаль показать.

Тот, кто первый прибежит,

Настоящий тот джигит».

По окончания пения выбранные дети «Скачут» на лошадках к центральной стене. Добежав до стены, поднимают «лошадку» вверх. Выигрывает ребёнок, прискакавший первым, и получает приз.

13. Игра «Поймай воробья поясом» – букән ҡайыш

 Дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчик. Водящий, в руке у которого пояс (веревка), ходит за кругом и произносит текст:

«Лето прошло, осень пришла,

Утки улетели, гуси улетели.

Соловьи пропели.

Ворона стой! Воробей лети!»

Ребенок, которого выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим.

Правила: не касаться убегающего рукой, а только поясом. Убегать после слова «лети».

14. Игра «Кот и мыши» – бесәй менән сысҡан

Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова:

«Котик вышел погулять,

Серых мышек поймать.

Сейчас догоню, схвачу и проглочу»

После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется.

Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в домике.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Башкирские народные подвижные игры»

Картотека «Башкирские народные подвижные игры»...

Презентация "Башкирские народные подвижные игры"

материал для воспитатлей по ознакомлению детей с башкирскими подвижными играми...

консультация для родителей " Башкирские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"

            Консультация для родителей                на тему:                ...

Картотека "Башкирские народные подвижные игры"

quot;Башкирские народные подвижные игры"...

Консультация для педагогов на тему: «Башкирские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»

Приобщение педагогов к традициям башкирского народа. Расширение знаний о башкирских народных подвижных играх....

Народные детские игры

Народные детские игры...

Башкирские народные подвижные игры

Картотека Башкирских подвижных игр для детей....