Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлёб. Слова льющиеся из маленького ротика, мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать.

Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали: прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути : от лёгких через трахею, гортань глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее- всё повторяется.

Речевое дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания). Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Термин «координация» происходит от латинского coordination — взаимоупорядочение. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.

Наблюдая за своим ребенком, вы время от времени замечаете, что иногда он неуклюжий, словно маленький медвежонок. Так и хочется сказать ему: «Ты, как слон в посудной лавке». Некоторая несогласованность движений встречается не только у детей, но и у взрослых, и может быть выражена в разной степени. Координация позволяет согласованно производить каждое движение, соединяя отдельные части движений в цельное двигательное действие. Из этой статьи вы узнаете, как просто  и эффективно развивать координацию у детей.

Давайте, для начала разберемся, какие же органы отвечают за развитие координации у детей?

Развитие координации начинается в младенческом возрасте и продолжается до тех пор, пока растет скелет человека, а это примерно до 16-18 лет.

Мозжечок

Особую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно развиваться примерно в 6 мес. от рождения, в год и 2-3 месяца развитие мозжечка ослабевает и полностью развивается мозжечок к 4,5 годам. Процесс развития мозжечка отражается в умениях малыша, в 6 месяцев ребенок начинает сидеть, в 8-9 начинает ползать, в 9-10 встает на ножки, в 11-12 месяцев делает свои первые шаги, а к полутора годам уверенно ходит.

Развитие мозжечка в дошкольном возрасте переходит на новый этап, в возрасте 3-4 лет моторные функции качественно совершенствуются, становится доступным выполнение новых задач, улучшается процесс обучения.

Вестибулярный аппарат

Влияет на развитие координации у детей и вестибулярный аппарат. Свой рост вестибулярный аппарат начинает, когда малыш находится у мамы в животе, а окончательное формирование вестибулярного аппарата происходит к возрасту 12-15 лет.

Вестибулярный аппарат — это основа человеческого прямохождения, развитие именно этого органа позволяет ребенку делать свои первые шаги, а нарушения вестибулярного аппарата приводит к «пьяной походке».

За согласованной активностью мышц тела стоит развитие координации у детей с раннего возраста.

Как просто  и эффективно  развивать координацию у детей?

Координацию у детей можно развить только через двигательную активность, поэтому самое простое и эффективное — это не ограничивать двигательную активность вашего ребенка и всячески ей способствовать!

Занятия в спортивном уголке, в спортивной секции, танцы, бассейн – отличный тренажер для развития координации. Зимой — лыжи и коньки, езда на санках с горок, летом – катание на роликовых конках, велосипеде, самокате – все это развивает координацию движений. Подключение творческой составляющей, помогает прививать ребенку истинный интерес к занятиям спортом.

Развитие координации или упражнения на равновесие – это очень важный момент в развитии ребенка. Эти упражнения помогают малышу развивать ловкость, делают его движения более уверенными, способствуют формированию правильной осанки. Хорошая координация движений не формируется моментально – на это уходит немало времени, поскольку это постепенный процесс, во время которого совершенствуется вестибулярный и мышечный аппарат, а также зрительная координация движений ребенка.

В детских садах для помощи малышам в формировании координации применяют специальные упражнения. Некоторые  несложные упражнения можно и дома или на детской площадке.

Каждому возрасту необходимы свои упражнения, соответствующие возможностям ребенка. При выполнении упражнений родители должны подстраховывать ребенка, чтобы он не упал.

Весь комплекс упражнений можно разделить на статические и динамические. Статические упражнения учат малышей сохранять равновесие в заданной позе: при приседании на носочках, стоя на одной ноге и пр. Динамические упражнения – это ходьба по доске, бревну или скамейке, резкие и неожиданные остановки в активной игре, изменение направления при беге.

Статические игры

Игры на замирание:

Включите музыку и танцуйте вместе с малышом, когда музыка выключается, нужно замереть в той позе, в которой был. Это веселая и простая игра, усложняйте ее, удлиняя время «замирания».

Игры на равновесие:

Цапля. Стойте на одной ноге, кто сможет дольше? А если цапля еще и поймать лягушку решила?

Ласточка. Стоя на одной ноге, вторую поднимите и вытяните назад, за корпус тела, руки в стороны, наклонитесь телом параллельно полу. Кто дольше сможет планировать как ласточка?

Йога. Очень много статических асан есть в практике йоги, вы можете позаимствовать наиболее доступные для вас и делать их вместе с ребенком.

Динамические игры

Игры с внезапной сменой действий или направления:

По вашей команде ребенок резко должен изменить направление бега, или начать выполнять другое движение. Вы сами можете быть проводником, а малыш повторяет за вами.

Игры на баланс равновесия:

Баланс. Пройти ровно по дощечке или палочке, можно балансировать при помощи рук.

Бордюр. Ходите по бордюрам во дворе, прекрасно развивает равновесие!

Бревно. Усложненный вариант бордюра — пройдите по бревну, которое лежит на земле, затем можно усложнять, поднимая бревно выше, и самый сложный вариант — пройти по качающемуся бревну.

Фитбол. Упражнения на неустойчивых поверхностях очень хорошо развивают координацию.

Лежа на фитболе, отпускать руки и ноги, стараясь не скатиться с мяча. Усложните задачу – лягте на фитбол спиной.

Батут. Прыжки на батуте, также развивают координацию в динамике.

Качели. Дети любят качаться на качелях, поверьте, от этого нехитрого занятия есть польза!

«Перенеси мячик + скакалка». В игре используется скакалка. Приготовление: разложить скакалку (одну или две) в виде лабиринта. В одной стороне от скакалки высыпать мячики (игрушки), в другую поставить пустую корзину. Задание: начиная путь со стороны, где стоит пустая корзинка, пройти по лабиринту (желательно без обуви), взять мячик (игрушку) в конце лабиринта, вернуться с мячиком (игрушкой), положить его в корзинку и начать свой путь сначала.

 «Прыжки и мячики». Разложить 2–3 небольших обруча, формируя «дорожку», высыпать шарики или небольшие предметы. Задание — прыгнуть в каждый обруч из «дорожки», взять мячик, вернуться обратно. Для «обратной дороги» тоже можно разложить обручи. Можно нарисовать круги на земле палочкой или ме5лом на асфальте. А вместо мячиков использовать игрушки для песочницы.

«Тоннель». Чтобы построить тоннель в домашних условиях можно взять два стула или табуретки и поставить их рядом. Для детей постарше импровизированный тоннель можно соорудить  из стульев и покрывала. Задание ребенка – проползти через тоннель + уже известное задание с мячиками.

«Ходьба между палочками». Разложить палочки (3–5 шт.) параллельно с небольшим расстоянием друг от друга, рассыпать мячики. Задание — пройти между палочками, не наступая на них + мячики.

 «Резиночки». Для игры необходимо натянуть резинку (или обвязать скакалкой) на 2 детских стульчика на уровне коленок ребенка + мячики. Задание: проползти под резинкой, взять мячик, обратно вернуться, высоко переступая через резинку. Резинку можно натянуть низко — тогда ребенку можно дать задание наступать на резинку или перешагивать через нее.

«Баскетбол» Например, бросаем большие мячики в обруч. Для маленьких детей обруч можно держать низко параллельно полу. Для деток постарше — выше, а также перпендикулярно полу, изменяя его позицию (например, Вы держите обруч в руках, когда ребенок побежал за мячиком, Вы берете обруч уже в другую руку).

«Попади в цель». Задание: попасть маленьким мячиком в корзину с расстояния. Особенно такая игра нравится старшим деткам (2–3 года). 

«Перекатываем мячики». Задание выполняется при помощи палочки или клюшки. Под веселую музыку перекатываем палочкой мячик от места, где лежат мячики до корзинки.

«Кормим животное». В одну часть комнаты ставим мисочку с фасолью, например, в другую — какую-то игрушку и пустую мисочку возле нее. Задание: взять ложечкой фасолинку и перенести ее к игрушке, таким образом, покормив ее. Младшие детки могут просто переносить «еду», для старших в этой игре можно придумать полосу препятствий — например, отнести фасолинку, пройдя по палочке.

«Мячики и ложечки». Задание такое же, как и предыдущее, но переносим в этот раз маленькие мячики. Игра требует усиленной концентрации и сосредоточенности, поэтому подходит для детей от двух лет.

«Через преграды». Приготовление: расставить детские стульчики или кегли в ряд. Высыпать мячики, как в предыдущих играх. Задание для ребенка: взять мячик, пробежать между стульчиков, бросить мяч в корзинку.

«Дорога препятствий». Для игры необходимо сформировать дорожку из гальки или булыжников. Кроме камней на дорожку можно выложить массажные щетки, счеты, каштаны, шишки и другое. Задание — пройти по полосе препятствий + мячики.

Рекомендации для родителей.

  • Одна игра должна длиться не больше 5-7 минут.
  • Приступая к игре, покажите ребенку, как необходимо играть (откуда брать мячик, куда его класть, как проходить «полосу препятствий»).
  • Все игровые активные упражнения выполняйте под веселую детскую музыку. Если ребенку от года до двух, в играх желательно использовать одну и ту же песенку, чтобы малыш учился дифференцировать время для игр от других развивающих заданий.
  • Сопровождайте ребенка 1–2 лет в игре: шаг за шагом выполняйте задание вместе.
  • Всякий раз заканчивайте занятие, если видите, что ребенок устал.



Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлёб. Слова льющиеся из маленького ротика, мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать.

Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали: прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути : от лёгких через трахею, гортань глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее- всё повторяется.

Речевое дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания). Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.

Обычное дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание непроизвольное. Вдох и выдох производятся через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом.

Речевое дыхание- это во многом управляемый процесс, количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения. Если говорящий ребёнок обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он «посылая звук», удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и подвижности рёбер. Активна нижняя часть лёгких, плечи же остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом и ртом. Вначале высказывания говорящий ещё может вдохнуть носом, при длительном же высказывании он делает добор воздуха только через рот, т. к. быстро и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постоянном речевом дыхании целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом через немного приоткрытые губы (лёгкая улыбка) – она помогает снимать мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание помогает собственная ладонь, если положить её на область диафрагмы (между грудной клеткой и животом). При вдохе грудная клетка расширяется, при выдохе - сокращается. Вдох при речи короткий, выдох длительный, плавный.

Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Малышам в раннем возрасте, когда они учатся произносить первые слова, приходится познавать, что такое дышать и говорить одновременно. Из–за некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) им не удаётся говорить длительными фразами, достаточно чётко, с логическими паузами. Создаётся впечатление, что ребёнок задыхается. А всего-навсего ему не достаёт в данный момент воздуха. Во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.

У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.

Часто бывает так: системой специальных упражнений артикуляционный аппарат подготовлен, звукообразующие артикулемы сформированы, а вызвать звук не удается особенно, при исправлении горловых звуков. Почему? Дело в том, что в этих случаях основная воздушная струя на выдохе проходит не через рот, а через нос. Т. е. в процессе речи ребенок использует физиологическое дыхание.

Чтобы проверить сформировано ли у ребенка речевое дыхание рекомендуется провести два теста.

Тест 1.

Предложите ребенку выполнить упражнение «Парашютик».

Для этого ребенок должен улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на нос, произнося звук [ф]. Если речевое дыхание не сформировано, ребенок будет пытаться сделать носовой выдох, вместо ротового, или воздушная струя будет выходить из глотки с призвуком [х], не попадая на кончик языка.

Тест 2.

Попросите ребенка выполнить упражнение «Барабанчик».

Для этого ему следует улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя звук д-д-д-д-д, затем да-да-да-да-да с открытым и закрытым носом. Если речевое дыхание не сформировано, при закрытом носовом проходе звук [д] будет звучать с носовым оттенком. Это объясняется тем, что ребенок производит озвученный выдох через нос, а не через рот.

Работу по воспитанию речевого дыхания следует проводить поэтапно:

I этап. Выработка ротового вдоха с озвученным выдохом.

Цель: развитие координации движений органов дыхания: диафрагмы и передней стенки живота с озвученным выдохом.

Дети получают знания о том, что:

- вдох осуществляется через рот,

- при вдохе нельзя поднимать плечи,

-в дыхании должен активно участвовать живот (при вдохе через рот – живот поднимается (надувается, при выдохе – опускается). Такое упражнение называется «Шарик – ямка».

Ребенок должен освоить вышеуказанное упражнение, в положении лежа, сидя и стоя. На начальном этапе необходимо препятствовать выдоху воздушной струи через нос легким сжатием крыльев носа пальцами (сначала взрослым, в дальнейшем самим ребенком). Для контроля над работой по опусканию и подниманию диафрагмы на живот ребенку кладется игрушка, наблюдая за которой, он сможет оценить правильность выполнения упражнения. После того, как ребенок освоит это упражнение, игрушку заменяет рука ребенка. Данный этап можно считать завершенным только в том случае, если ребенок совершает ротовой вдох с одновременным поднятием живота и делает плавный озвученный выдох, произнося гласные звуки, свистящие или шипящие звуки.

II этап. Развитие озвученного выдоха.

Цель: развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией.

В процессе занятий на 2 этапе дети закрепляют полученные знания и узнают о том, что:

- звуки можно пропевать громко, тихо, высоко, низко, а также с интонацией удивления, радости, жалобы;

- в процессе пропевания звука воздух добирать нельзя. Это делается на одном длительном выдохе.

III этап. Развитие речевого дыхания.

Цель: развитие речевого дыхания на фоне слога, слова, фразы.

В процессе занятий на 3-ем этапе дети обучаются на одном выдохе произносить сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из двух, а далее трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.

IV этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Цель: тренировка речевого дыхания в процесс воспроизведения прозаического текста (короткого рассказа, сказки).

Следует обращать внимание на глубокий вдох через рот перед началом фразы. На одном выдохе проговаривается 3-4 слова фразы, затем делается добор воздуха через рот. Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи.

Игры на развитие речевого дыхания:

  • «Цветочек» -вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».
  • «Пёрышко» - сдуть пёрышко с ладони.
  • «Листья летят» - вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.
  • «Платочек» - подуть на цветной носовой платочек.
  • «Жук полетел» - сдуть бумажного жука со.
  • «Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.
  • «Рыбаки плавают»- подуть на модуль «Рыбки» (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить её за ниточку, например к люстре).
  • «Вертушки» - подуть на вертушку (как бы «имитируя «сильный ветер»).
  • «Дудочка» - учить извлекать звук из дудочки (или другого музыкального инструмента, в который надо дуть).
  • «Узнай по запаху» - узнавать по запаху яблоко среди наборов фруктов.
  • «Пускание мыльных пузырей» - учить делать длительный выдох через рот.
  • «Птичка летает» - подуть на бумажную птичку. Прикреплённую за ниточку.
  • «Свистулька» - учить извлекать звук из свистульки.
  • «Воздушный шарик летит» - подуть на воздушный шарик.
  • «Самолёт» - подуть на бумажный самолёт, подвешенный на ниточке.
  • «Прокати шарик» - вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе 9любой лёгкий шарик, например теннисный).
  • «Ёлочный дождик» - подуть на дождик. Посмотреть, как он искрится.
  • «Сдуй снежинку»- (можно использовать на прогулке) –сдувать снег с варежки. \
  • «Погрей руки» -вдыхать через нос и дуть на «озябшие руки».
  • «Снежок тает» - подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.
  • «Согрей игрушку» - вдохнуть через нос и дуть на «замёршую» игрушку.
  • «Трубочка» - покатать шарики на столе, дуя в короткую трубочку (трубочка из –под сока. а вместо шариков можно использовать вату, шарики из пенопласта).
  • «Бурлящая вода» - подуть на воду через трубочку.
  • «Морские гонки» - через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде.
  • «Султанчики» - подуть на султанчики из бумаги (кончик карандаша обмотать «ёлочным дождиком».
  • «Флажок» - подуть на цветной флажок, сделанный из цветной бумаги и зубочистки.
  • «Бабочка» - сдуть бабочку с цветка, вырезанного из цветной бумаги и приклеенного на неё.
  • «Одуванчик» - сдуть пушинки с первого- третьего раза (на прогулке).

Упражнения должны выполняться последовательно с использованием наглядности, постепенно переходя от простого к более сложному. Сначала проводится тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках, потом- словах, затем- в коротких фразах, в стихах и т. д. Например, когда ребёнку читают сказку, упоминая в ней ветер, поучите его дуть, дуйте ему в лицо. Потом предложите кусочек ватки, объясните, что это снежинка- она летает. Когда ветер дует; дуть на неё нужно ртом плавно. А вдыхать через нос. Данные упражнения хорошо проводить с детьми с заиканием, ринолалией, дизартрией. Они оказывают эффективное воздействие на просодическую сторону речи, влияют на чёткость дикции и в целом на речь детей.

Нужно так же отметить, что правильное речевое дыхание:

-обеспечивает нормальное звукообразование;

-создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;

- предохраняет голосовой аппарат о переутомления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция....

Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия....