Укрепляем здоровье с самых первых дней
консультация по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Хлыстова Ольга Ивановна

Укрепляем здоровье с самых первых дней

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ, КАК ОДНО ИЗ  СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

                Материал подготовила инструктор по физической культуре

 МБДОУ №30 «Берёзка» Хлыстова О.И.

C:\Users\HP\Desktop\P1070834.JPG

Лыжи одно из самых доступных дошкольникам зимних спортивных упражнений. Ходьба на лыжах — хорошее средство физического развития детей, закаливания, развития быстроты, выносливости, координации. Она  способствует укреплению мышц туловища, рук и ног, связок голеностопных суставов, упражняет вестибулярный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивает быструю ориентировку в пространстве и времени. Длительное ритмичное чередование напряжения и расслабления хорошо тренирует работоспособность сердечно-сосудистой и нервной системы, а влияние свежего воздуха особенно благотворно для деятельности органов дыхания.

Ходьба по пересеченной местности, преодоление уклонов и подъемов, спуски с гор воспитывают смелость, решительность, волю. Лыжные прогулки всей семьей сдружат детей и взрослых, помогут упрочению семьи, появлению общих радостей и забот.

Нормально развивающемуся крепкому ребенку можно встать на лыжи с 2—2,5 лет. Палки вначале не даются, надо учить ходить без палок, сохраняя равновесие.

Успех обучения в значительной степени зависит от инвентаря. Как определить размер лыж в соответствии с возрастом? Для малышей высота лыжи, должна быть до локтя, для старших дошкольников — по  поднятой  вверх  руке  без учета кисти.

Лыжи не должны иметь сучков, трещин шероховатостей на скользящей поверхности. Крепление у младших мягкое; сзади  нужна резиновая петля, иначе лыжи соскальзывают. У  старших  крепление  полужесткое,  носок ботинка должен выступать из-под ремня на 3—4 см. Лыжные палки — ниже уровня плеч на 3—5 см. Б о т и н к и должны быть с широким носком, со шнуровкой и двойным языком, размер на 1-2 номера больше, чтобы поместилась стелька и два носка — обычный и шерстяной. Рукавички могут быть кожаные или шерстяные вязаные и поверх них — из парусины, чтобы не так промокали. На голове — шерстяная шапочка, в ветреную и холодную погоду надевают наушники.

Уход за детскими лыжами такой же, как и за взрослыми, т.е. они должны быть просмолены, натерты соответствующей мазью.

Некоторые общие правила ухода за лыжами, которые должны знать дети:

  • перед тем, как внести лыжи в помещение, их надо очистить от снега, протереть тряпкой;
  • внимательно проверять состояние лыж, палок и ботинок; после прогулки, следить, чтобы не было царапин на скользящей поверхности лыж;
  • ботинки просушивать вдали от батареи отопления, вынимать стельки, периодически смазывать жиром;
  • периодически просмаливать лыжи, что улучшает качество скольжения, предохраняет от проникновения влаги;
  • уметь складывать лыжи скользящими поверхностями одна к другой, закреплять передний и задний концы, между ними распорка.

Обучение ходьбе на лыжах будет эффективнее, если уже в осеннее время подготовить ребят к этому движению. С целью улучшения координации движений упражнять их в перешагивании, подлезании, беге по узкой дорожке. Тренировать вестибулярную устойчивость, предлагая различные повороты, наклоны туловища, кружения, прыжки с поворотом. Полезно также заранее укрепить голеностопные суставы, мышцы стоп ходьбой с пятки на носок, с помощью бега на носках, с подскоками, сжимания и разжимания пальцев ног.

Вызвать у ребят интерес к ходьбе на лыжах можно рассматриванием фотографий, иллюстраций в книгах, беседой после наблюдения за лыжниками в минувшую зиму.

С появлением снежного покрова можно начинать обучение! Важны вначале и такие навыки, как умение нести лыжи, раскладывать их на снегу, надевать и снимать их, закреплять ботинки в креплениях.

Начинающий лыжник должен освоиться с непривычным для него ощущением тяжести лыж, их скольжения на снегу. Поэтому первые его движения — постоять на лыжах, присесть, поочередно поднять одну и другую ногу с лыжей, поставить на снег, попытаться пройти ступающим шагом. Носок лыжи при ходьбе должен приподниматься, задний конец прижиматься к снегу. Движения руками как при ходьбе, с перекрестной координацией. Ребенок упражняется в ходьбе по ровной лыжне ступающим шагом, выполняет поворот переступанием, затем постепенно осваивает скользящий шаг. Обучение такому шагу включает поочередное отталкивание то правой, то левой ногой, лыжа прижата к снегу, нога сгибается в колене, выносится вперед, на нее передается вес тела. Закрепляется умение надевать и снимать лыжи, переходить с ними к лыжне. Если поблизости есть невысокие склоны, можно учить ребят подниматься на них ступающим шагом, лесенкой, полуёлочкой и спускаться прямо и наискось в основной стойке. Крутизна склонов для дошкольников небольшая -15—20°, длина раската 20-30 м. Обучение спускам сочетается с обучением торможению полуплугом, поворотами.

Постепенно усложняются требования к качеству лыжных ходов. Скользящий шаг выполняется на согнутых ногах энергичными  толчками ног в сочетании с широкими и размашистыми движениями рук. Бег на лыжах усложняете преодолением препятствий: проскользить, перелезть, подлезть. Выполняется поворот переступанием в движении.При движении у склона дети осваивают одношажный ход с энергичным отталкиванием палками и сильным наклоном туловища вперед.

При ходьбе на лыжах по пересеченной местности надо познакомить ребят с разными способами преодоления препятствий: на скользком участке — мелкими ступающими шагами с опорой на палки; неширокие канавы преодолевать перешагиванием боком или прямо, широкие — спуском и подъемом лесенкой; на участке с подснежной водой скользить, не отрывая лыжи от снега. Если лыжня идет сразу от дома или детского сада, то продолжительность ходьбы в один конец — 20—26 минут. Впереди слабые, но не такие, которые совсем плохо ходят, иначе все остальные замерзнут. Длительность таких прогулок на лыжах определяется качеством снега, температурой и влажностью воздуха, силой ветра.

Ребята должны усвоить и соблюдать

правила ходьбы  на  лыжах:

  • идти, соблюдая интервал, не отставать, не наезжать на лыжи впереди  идущего;
  • не разговаривать на дистанции;
  • при подъеме на горку и других препятствиях помогать слабому; скатываться с горки тогда, когда внизу никого нет;
  • если на пути при спуске с горки неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.

По мере усвоения навыков ходьбы на лыжах появляется возможность использовать игры, в которых эти навыки закрепляются и совершенствуются. Для успешного участия в играх дети должны хорошо владеть лыжами, так как во время игры отмечается эмоциональный подъем и контроль за движениями в это время снижается, в результате чего качество их ухудшается, особенно в играх с элементами соревнований. Но значение игр для всестороннего развития детей огромно. В них формируются положительные черты характера настойчивость, целеустремленность и др., развиваются чувства товарищества, взаимопомощи. Игры надо выбирать такие, чтобы в них играющие были активны, деятельны. Объяснения давать короткие, четкие. Водящих лучше выбирать короткой считалкой.

Пройди и не задень. Лыжные палки (6 шт.) расставить на расстоянии 2-2,5 м. друг от друга. Ребята идут между ними змейкой, огибая с правой и левой стороны. Пройти надо так, чтобы никто из детей не задел ни одну палку. Кто заденет, выходит из игры.

Поменяй флажок. На одной стороне площадки несколько играющих. Напротив каждого на расстоянии 10—20 м по одному флажку (флажки разного цвета). По сигналу взрослого играющие все одновременно должны пройти до флажков, взять один из них, поставить другой и вернуться назад. Можно проводить как эстафету в звеньях, но расстояние между звеньями должно быть не менее 2 м, чтобы можно было свободно, не мешая друг другу, делать повороты.

Восьмерка. Обозначить на площадке цветными флажками восьмерки (диаметр каждого кольца не менее 3 м). Играющие должны пройти по проложенной фигуре и не сойти с рисунка.

Встречная эстафета. На расстоянии 50—60 м друг от друга проложены параллельно две лыжни, напротив каждой команда из 3—4 детей. По сигналу ребенок бежит на лыжах, пересекая линию финиша, поднимает руку. После этого бежит следующий в команде.

Лови — не урони. Спускаясь с горки парами, перебрасывают друг другу мягкий мяч.

Попади в цель. При спуске попасть в мишень (щит, корзину) снежком или мягким мячом.

Фонарик. На склоне положить предмет (кубик, платочек). Спускаясь, объехать его, разводя ноги.

В ворота. Присев, проехать под воротами, образованными из лыжных палок.

При катании, с горки скорость вначале должна быть небольшая, чтобы дети овладели этим навыком, научились гасить скорость либо поворотом в сторону, либо правильным падением (быстро перейти из положения стоя в сидячее и затем падать назад, вбок от лыж). Приседать и падать надо мимо лыж, так как при падении на лыжи, потеряв управление, можно уехать в нежелательном  направлении.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Укрепляем здоровье с самых первых дней

Консультация для родителей...

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.

Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями....

Укрепляем здоровье с самых первых дней

Укрепляем здоровье с самых первых дней...

День здоровья в старшей группе «Укрепляем здоровье вместе с Неболейкой»

laquo;Укрепляем здоровье вместе с Неболейкой» Цель: формирование культуры здорового образа жизни. УТРО:В гости приходит Неболейка с ростомером. Что это? Для чего нужен ростомер? Предл...