Интеграция физического воспитания с математическим развитием у старших дошкольников
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему
Интегрированный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает его целостность и системность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция физического воспитания с математическим развитием у старших дошкольников
В Российской Федерации проводится стандартизация системы образования с целью повышения доступности и качества образования, а также с целью развития и поддержки талантливых детей. В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты. Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать работа в ДОО. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой. Слияние видов деятельности помогает познанию детьми своего организма, допускает осознание у воспитанников уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.
Задачи психолого-педагогической работы в современных ДОО по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Интегрированный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает его целостность и системность. Дети более глубоко осознают осваиваемое содержание, если оно представлено в разнообразных связях и отношениях, поэтому использование интеграции целесообразно и эффективно.
Обучение техническим элементам баскетбола как часть направления по физическому воспитанию, также удачно интегрируется с различными образовательными областями, в частности с математическим развитием. Важной особенностью интегрированного занятия по обучению техническим элементам баскетбола является смена видов детской деятельности. Дошкольники предлагается встретиться и с математическими отношениями: необходимо сравнить спортивный инвентарь по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Предлагая детям различные физические упражнения, по обучению элементам баскетбола нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры.
Сидорова Т.В. выделяет задачи, которые органично интегрируются в образовательную деятельность по физическому развитию:
- Формирование посредством движений пространственных, временных представлений: слева – справа, вверх – вниз, длинный – короткий, медленный – быстрый.
- Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств и фактуры предметов: тяжелый – легкий, мягкий – твердый, гладкий – шершавый, тонкий – толстый.
- Расширение и активизация словарного запаса детей, предметного, глагольного, слов-определений, наречий: ловить, бросать, катать, толкать, забрасывать, передавать, упругий, прыгучий и др.
- Развитие посредством двигательных заданий, подвижных игр, эстафет математических представлений, а также психических процессов: памяти, внимания, воображения, наблюдательности.
При обучении элементам техники баскетбола мы сможем, опираясь на предложенные Сидоровой Т.И. задачи проинтегрировать обучение детей ведению мяча с закреплением навыков количественного и порядкового счета:
- Выполнить на месте указанное количество ударов мяча в пол, правой и левой рукой;
- Выполнить один удар мяча в пол правой, два левой рукой, затем три правой, четыре левой, затем пять правой, шесть левой и т.д. до десяти (тоже, но начать с другой руки).
- Посчитать количество ударов мяча до заданного предмета;
- Выполняя ведение мяча вперед обвести мяч вокруг третьей (пятой, восьмой и т.д.) фишки;
- Выполняя ведение мяча вперед коснуться, не прерывая ведения мяча второго (четвертого, шестого) предмета.
На интегрированных занятиях улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.
Во многих психологических и педагогических работах доказано, что познание структуры предметов, их формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и названием словом. Совместная работа этих анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.
Таким образом, по результатам изучения литературы посвященной данной проблеме можно сделать вывод, о том что интегрированные занятия оказывают положительное влияние на уровень освоения физических упражнений и элементов техники баскетбола дошкольниками, повышают уровень образованности, способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и закреплению математических представлений.
Список используемой литературы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Омега - Л., 2014. - 134 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки Р.Ф.[Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
- Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: советский спорт, 2010. – 320с.
- Малюженко И.В. «Школа мяча»: баскетбол для старших дошкольников / И.В. Малюженко // Инструктор по физкультуре. – 2014. - № 5 – С. 11
- Сидорова Т.В. Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей дошкольного возраста // Приволжский научный вестник. 2013. №12-1 (28). С.128-133.
- Стародубцева И.В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5–7 лет в процессе физического воспитания [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук:13.00.04. – Тюмень, 2004 – 126 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию в старшей группе. (интеграция ОО «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация»)
Конспект составлен в соответствии с требованими ФГТ....
Консультация для педагогов "Интеграция физического и художественно-эстетического развития детей. Ритмика-одна из форм эстетического развития."
Одной из менее востребованных форм интеграции на сегоднящнний день является интеграция физического развития. Важно приобщать детей к культуре и нет никакого противопоставления к какой культуре. ...
Рекомендации для родителей по физическому развитию физического развития у старших дошкольников.
Данная информация будет интересна родителям детей страшего дошкольного возраста....
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...
Презентация: Интеграция образовательных областей в математическом развитие младших дошкольников
Интеграция– это состояние (или процесс,ведущий к такому состоянию) связанности,взаимопроникновения и взаимодействия отдельныхобразовательных областей содержания дошкольногообразования, обеспечив...
Презентация "Интеграция речевого и логико-математического развития дошкольников в процессе организации игровой деятельности"
Презентация "Интеграция речевого и логико-математического развития дошкольников в процессе организации игровой деятельности"...
Интеграция физического воспитания с математическим развитием у старших дошкольников
Интеграция физического воспитания с математическим развитием у старших дошкольников...