Пальчиковая гимнастика
картотека по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Аксененко Валентина Анатольевна

Картотека пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

Младшая группа (3-4 года)

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять,

Поочерёдно разжимать сжатые в кулачок пальцы, начиная с большого пальца.

Вышли пальчики гулять.

Ритмично сжимать и разжимать все пальцы одновременно.

Раз, два, три, четыре, пять,

Поочерёдно сжимать широко расставленные пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

В домик спрятались опять.

Разжать все пальцы одновременно.

«Зайчик»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Сжать пальцы обеих рук в кулачок, выставив вверх указательный и средний пальцы («ушки зайца»).

«Колобок»

Кулачок, как колобок,

Правую руку сжать в кулачок, а другой рукой погладить его.

Мы сожмём его разок.

Сжимать и разжимать пальцы.

«Кошка»

У кошки ушки на макушке,

Чтоб услышать мышь в норушке:

«Мяу-мяу-мяу-мяу!»

Средний и безымянный пальцы соединить с большим пальцем, указательный палец и мизинец поднять вверх («ушки кошки»).

«Лошадки»

По дорожке ровной, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок, цок, цок, цок.

Мчится резвый табунок.

Указательные и средние пальцы «идут» по поверхности пола.

«Пароход»

Пароход плывёт по речке,

И пыхтит он словно печка:

«Ч-ч-ч, ч-ч-ч!»

Ладони обеих рук сложить вместе, все пальцы соединить вместе, кроме больших пальцев, которые поднять вверх. Изобразить ладонями плавно плывущий пароход.

«Поехали-поехали»

Поехали-поехали

С орехами, орехами,

К дедушке за репкой,

Жёлтой, большой –

Вот такой!

Поехали-поехали

К зайчику за мячиком.

За мячиком твоим,

Круглым и большим –

Вот таким!

Развести руки в стороны и раскрыть ладони, показывая размеры под соответствующие слова.

«Сорока-сорока»

Сорока-сорока кашу варила,

Деток кормила,

Этом дала.

Загибать мизинец.

Этом дала.

Загибать безымянный палец.

Этом дала.

Загибать средний палец.

Этом дала.

Загибать указательный палец.

Этом дала.

Загибать большой палец.

«Стираем платочки»

Мама и дочка стирали платочки

Вот так! Вот так!

Движения кистями вперёд-назад (ладони раскрыты, пальцы разведены).

Мама и дочка стирали платочки

Вот так! Вот так!

Движения кистями слева направо.

Мама и дочка стирали платочки

Вот так! Вот так!

Движения кистями вверх-вниз.

«У Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски,

У Алёшки – две картошки,

У Серёжки-сорванца –

Два зелёных огурца,

А у Вовки – две морковки,

Да ещё у Петьки –

Две хвостатые редьки.

По очереди разгибать пальцы, начиная с большого пальца, на одной или обеих руках.

«Черепашка»

Черепашка, черепашка

В панцире живёт.

Положить кулачки на пол, тихонько постучать.

Высунет головку,

Высунуть указательные пальцы.

Обратно уберёт.

Убрать пальцы обратно в кулачок.

Средняя группа (4-5 лет)

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке,

Сжать правую руку в кулачок – «ножка», сверху положить ладонь левой руки – «крышка стола».

Рядом стульчик у окошка,

Приставить к ладони левой руки кулачок.

Два бочонка под столом,

Обе ладони сжать в кулачки.

Вот такой я видел дом!

Все пальцы, кроме больших пальцев соединить вместе – «крыша дома».

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять,

Поочерёдно разжимать сжатые в кулачок пальцы, начиная с большого пальца.

Вышли пальчики гулять.

Ритмично сжимать и разжимать все пальцы одновременно.

Раз, два, три, четыре, пять,

Поочерёдно сжимать широко расставленные пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

В домик спрятались опять.

Разжать все пальцы одновременно.

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Пальцы рук согнуть и переплести в «замок».

С вами мы подружимся,

Маленькие пальчики.

Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Поочерёдное касание одноименных пальцев обеих рук, начиная с мизинцев.

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка:

Пальцы рук согнуть и переплести в «замок», большие пальцы соединить вместе и поднять вверх – «верхушка».

Шишки, иголочка,

Указательные пальцы соединить вместе и поднять вверх.

Шарики, фонарики,

Ритмичное движение указательных пальцев вверх и вниз, не разъединяя кончики пальцев.

Зайчики и свечки,

Средние пальцы обеих рук соединить вместе и поднять вверх – развести указательные и средние пальцы, большие пальцы прижать («ушки»).

Звёзды, человечки.

Расставить все пальцы в сторону, ладони сложены.

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

Поочерёдно касаться одноименных пальцев обеих рук, начиная с большого пальца.

В лес пошли мы погулять.

Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по воздуху.

За черникой, за малиной,

За брусникой, за рябиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

Загибать пальцы обеих рук, начиная с большого пальца.

«Капель»

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

Ритмично стучать по полу подушечками пальцев, начиная с большого пальца.

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело, мы расскажем:

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,

Милая ласточка,

Ты где была?

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну-красу!

На каждую строчку большие пальцы обеих рук дважды касаются одного пальца, начиная с указательного пальца.

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук.

Мы во двор пошли гулять.

Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по воздуху.

Бабу снежную лепили,

Круговые движения ладонями друг о друга.

Птичек крошками кормили.

Круговые движения кончиками больших пальцев с указательным и средним пальцами обеих рук («крошить хлеб»).

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Поочерёдно сгибать пальцы обеих рук, начиная с большого пальца.

Будем листья собирать.

Ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук.

Листья берёзы, листья рябины,

Листья тополя, листья осины,

Листья дуба мы соберём.

Поочерёдно сгибать пальцы обеих рук, начиная с большого пальца.

Маме осенний букет отнесём.

Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по воздуху.

«Пять пальчиков»

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Сжать пальцы обеих рук в кулачки.

Один, два, три, четыре, пять!

Поочерёдно выпрямлять пальцы, начиная с большого пальца.

Захотели поиграть!

Ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Поочерёдно сгибать пальцы обеих рук, начиная с большого пальца.

Мы с тобой снежок лепили.

Круговые движения ладонями друг о друга.

Раз – подбросим,

Раскрыть ладони – пальцы в сторону.

Два – поймаем,

Сжать пальцы обеих рук в кулачки.

Три – уроним

Хлопок в ладони.

И… сломаем.

Сжать пальцы обеих рук в кулачки и постучать ими друг о друга.

«Стираем платочки»

Мама и дочка стирали платочки

Вот так! Вот так!

Движения кистями вперёд-назад (ладони раскрыты, пальцы разведены).

Мама и дочка стирали платочки

Вот так! Вот так!

Движения кистями слева направо.

Мама и дочка стирали платочки

Вот так! Вот так!

Движения кистями вверх-вниз.

Старшая группа (5-6 лет)

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Пальцы рук согнуть и переплести в «замок».

С вами мы подружимся,

Маленькие пальчики.

Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Поочерёдное касание одноименных пальцев обеих рук, начиная с мизинцев.

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

«Замок»

На двери висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Ритмично и быстро соединять пальцы обеих рук в «замок».

Потянули,

Потянуть руки в правую и левую стороны.

Покрутили,

Круговые движения кистями рук к себе и от себя.

Постучали –

Основаниями ладоней постучать друг о друга.

И открыли.

Расцепить пальцы, ладони в стороны.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим,

Резкие движения кистями рук вверх и вниз.

Мы морковку трём, трём,

Пальцы сжать в кулачки – движения к себе и от себя.

Мы капусту солим, солим,

Соединить указательный и средний пальцы – круговые движения большим пальцем по ним («посыпать солью»).

Мы капусту жмём, жмём.

Интенсивно сжимать-разжимать пальцы в кулачки.

«Капель»

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

Ритмично стучать по полу подушечками пальцев, начиная с большого пальца.

«Компот»

Будем мы варить компот.

Фруктов много нужно, вот!

Левую ладонь округлить, указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по ладони («помешивать»).

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Сгибать поочерёдно пальцы обеих рук, начиная с большого пальца.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

Повторить первые движения.

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело, мы расскажем:

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Поочерёдно сгибать пальцы обеих рук, начиная с большого пальца.

Будем листья собирать.

Ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук.

Листья берёзы, листья рябины,

Листья тополя, листья осины,

Листья дуба мы соберём.

Поочерёдно сгибать пальцы обеих рук, начиная с большого пальца.

Маме осенний букет отнесём.

Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по воздуху.

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Указательный палец ритмично соединять и рассоединять с большим пальцем.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко.

Растопырить пальцы в стороны-вверх.

«Флажок»

Я флажок в руке держу

Соединить четыре пальца вместе, большой палец опустить вниз (тыльная сторона ладони к себе).

И ребятам им машу.

Сгибать и разгибать четыре пальца.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

«Заяц и барабан»

Зайка взял свой барабан

Сжать пальцы обеих рук в кулачок, выставив вверх указательный и средний пальцы («ушки зайца»).

И ударил – трам-трам-трам.

Сжать пальцы обеих рук в кулачки – постучать ими друг о друга.

Тра-та-та, тра-та-та,

Собирайся, детвора!

По очереди постучать безымянным пальцем и мизинцем по большому пальцу.

«Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре, пять,

Сгибать поочерёдно пальцы на обеих руках, начиная с мизинца.

Мы во двор пошли гулять.

Указательный и средний пальцы правой руки «идут» по ладони левой руки.

Бабу снежную лепили,

Круговые движения ладонями друг о друга.

Птичек крошками кормили,

Круговые движения кончиками больших пальцев с указательным и средним пальцами обеих рук («крошить хлеб»).

С горки мы потом катались,

Скользящее движение указательным и средним пальцем правой руки от основания ладони левой руки к пальцам.

А ещё в снегу валялись.

Поворачивать ладони вверх-вниз, пальцы соединить.

Все в снегу домой пришли,

Скользящие движения одной ладони по другой («отряхивать снег»).

Съели суп и

Круговые движения кистью правой рукой, сложенной в кулачок («есть воображаемой ложкой»).

Спать легли.

Сложенные вместе ладони положить под щёку, голову наклонить.

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Хлопать в ладошки.

Куклы Танины сидят:

Стучать кулачками друг об друга.

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Сгибать поочерёдно пальцы на обеих рук, начиная с большого пальца.

Раз, два, три, четыре, пять

Разгибать поочерёдно пальцы на обеих руках, начиная с мизинца.

Помогаем нашей Тане

Хлопать в ладошки.

Мы игрушки сосчитать.

Стучать кулачками друг об друга.

«Колобок»

Кулачок, как колобок,

Правую руку сжать в кулачок, а другой рукой погладить его.

Мы сожмём его разок.

Сжимать и разжимать пальцы.

«Компот»

Будем мы варить компот.

Фруктов много нужно, вот!

Левую ладонь округлить, указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по ладони («помешивать»).

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Сгибать поочерёдно пальцы обеих рук, начиная с большого пальца.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

Повторить первые движения.

«Мышка»

Серенький комок сидит

И бумажкой шуршит.

Средний и безымянный пальцы соединить с большим пальцем, указательный палец и мизинец поднять вверх («ушки мышки»).

Шу-шу-шу,

Шу-шу-шу!

Сгибать и разгибать указательный палец и мизинец.

«Мячик»

Один, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Сгибать поочерёдно пальцы на правой руке, начиная с мизинца.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

Ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук.

На другой руке опять:

Один, два, три, четыре, пять.

Сгибать поочерёдно пальцы на левой руке, начиная с мизинца.

Пальчики быстрые,

Быстрые движения пальцами вверх-вниз.

Они очень чистые.

Движения ладонями вперёд-назад, пальцы соединить.

«Оса»

З-з-з-з-з-з-з.

Указательными пальцами выполнять круговые движения по часовой стрелке (остальные пальцы сжать в кулачки).

З-з-з-з-з-з-з.

Круговые движения кистями рук в одну и в другую стороны.

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Поочерёдно сгибать пальцы обеих рук, начиная с большого пальца.

Будем листья собирать.

Ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук.

Листья берёзы, листья рябины,

Листья тополя, листья осины,

Листья дуба мы соберём.

Поочерёдно сгибать пальцы обеих рук, начиная с большого пальца.

Маме осенний букет отнесём.

Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по воздуху.

«Пароход»

Пароход плывёт по речке,

И пыхтит он словно печка:

«Ч-ч-ч, ч-ч-ч!»

Ладони обеих рук сложить вместе, все пальцы соединить вместе, кроме больших пальцев, которые поднять вверх. Изобразить ладонями плавно плывущий пароход.

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Указательный палец ритмично соединять и рассоединять с большим пальцем.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко.

Растопырить пальцы в стороны-вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...