Игровая дидактика
материал по физкультуре на тему

Халтурина Екатерина Валерьевна

Игровая дидактика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_didaktika_1.doc202.74 КБ

Предварительный просмотр:

                

        Человек должен быть сильным, здоровым и красивым.

        Не секрет, что самый пра вильный и короткий путь к этому идеалу —занятия спортом с раннего детства.  «Спортивная игровая дидакти ка» — одна из самых занимательных разработок, и принцип ее прост и понятен всем: если обычные физические упражнения становятся игровыми, они особенно привлекательны для детей и дарят им ощущение радости и успеха.

        Игровая деятельность — есте ственный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, зало женным в самой природе ребенка, его неуемной потребности в актив ных  движениях,   жизнерадостных жестах, звуках, мимике.

        Преимущество «игровой дидакти ки» перед строго дозируемыми упраж нениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчест вом, протекает эмоционально, непро извольно стимулирует двигательную активность ребенка, в игре использу ются естественные движения боль шей частью в развлекательной, не навязчивой форме.

Содержание игровой дидактики составляют:

-   физические упражнения,

- игры для формирования на выков движения и развития двига тельных способностей.

        Все упражнения и игры объе динены в  блоки, условно называемые «школами». Постепенно, перехо дя из «школы» в «школу», ребенок учится познавать свое физическое и психическое «Я», приобщается к традиционной детской игровой культуре, осваивает основные жиз ненно необходимые двига тельные умения.

«Школа мяча»

        Дети с удовольствием бро сают, катают мячи, метают в цель, в корзи ну. Такие движения нравятся ребенку сво ей доступностью, они не требуют точно зафиксированного способа выполнения.

        Мяч может быть брошен с меньшим или большим усилием в любом направ лении. Его можно поймать любым удоб ным для каждого ребенка способом, од ной или двумя руками, сразу или после отскока от земли, от стены, от других предметов. После формирования навы ка бросания дети овладевают умением метать мяч. Движения бросания и мета ния по сути отличны друг от друга.

        Ме тание отличается от бросания более ши рокими и активными движе ниями не только рук, но и ног, туловища.

        Катание тренирует мышцы пальцев и кисти, приучает со относить мышечные усилия и направление мяча. Ка тать мяч можно в определенном направле нии,  между воротца ми, по узкой дорожке «змейкой», друг к другу.

        Подбрасывать и ловить — более слож ные движения, требующие хорошего гла зомера. Полезно подбрасывание мяча вверх: оно связано с активным выпрямле нием, как бы потягиванием за брошенным предметом. Это упражнение помимо ук репления мышц плечевого пояса способ ствует улучшению осанки.

        Упражнения по метанию в цель важ ны для гармоничного развития рук, профилактики нарушений осанки, для развития координации движений, умения ориентироваться в пространст ве, для обучения различным приемам игры в мяч, развития опорно-двига тельного аппарата, а также для профи лактики его заболеваний.

 Практические занятия

1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.

2.Подбросить мяч вверх, дать ему упасть и снова пой мать его.

3.Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и  поймать его.

4.Подбросить мяч как мож но выше.

5.Ударить мяч о землю так, чтобы он подскочил повыше.

6. Поднять руки с мячом над головой,выпустить его и поймать на лету, стоя на месте.                

7. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладо ши и затем поймать его.

8. Ударить мяч о стенку и поймать его двумя руками, стоя на расстоянии 1,5—2 м.

9. Ударить мяч о стенку. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

  1. Бросить мяч вдаль на максимальное расстояние.
  2. Бросить мяч в цель на расстояние.
  3. Бросить мяч в центральный к|руг от периметра большего круга по различным' мишеням: кеглям, кубикам, фигуркам.

13.Одним мячом на разных расстояни ях (от 1 до 3 м) попасть в другой мяч с не скольких попыток.

14. Сбить кеглю с рас стояния 1 до 3 м. ударом ноги по мячу (левой или правой поочередно)

15. Сбивание предметов мячом с расстояния от 1 до 5 м от линии старта.

16.Прокатывание мяча меж ду ножками стула, как в ворота, рука ми или ногами с расстояния  1 - 5 м от старта.

17. Стоя в кругу на расстоянии 1,5—2 м, перебрасывание мяча друг другу так, чтобы он не упал на землю.

18.Бросание мяча одной или двумя руками в корзи ну с  расстояния  1 - 3 м

19.Прокатывание мяча с горки и бег  за ним.

  1. Закатывать мяч в лунку на расстоя нии  1 - 3 м.
  2. Передача мяча друг дру гу, стоя в кругу.

Важно, чтобы мячи были самых раз личных размеров и находились в свобод ном распоряжении детей.

«Школа ходьбы» и «школа бега»

Ходьба — одно из первых движений, которыми овладевает ребенок после уме ния ползать. Правильная ходьба расширя ет возможности детей, обогащает их дея тельность, стимулирует активность, спо собствует полноценному развитию.

Бег — это упражнение циклического типа, в котором отталкивание от опоры ногой чередуется с фазой полета. Уме ние быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка — иг ре. Бег входит в содержание многих ви дов двигательной активности: прыжков, тенниса, бадминтона, волейбола, баскет бола, футбола, всевозможных спортив ных игр. В беге необходима хорошая ко ординация движений рук и ног, правиль ная осанка, постановка стопы с пятки на носок, толчок и приземление.

Практические занятия

1. Ходьба и бег по кругу, взявшись за руки.

2. Ходьба и бег «змейкой» вокруг пред метов.

3. Ходьба и бег со сменой положения рук: вперед, вверх, с хлопками, с приседа нием, с перемещением эстафетных ку биков.

4. Бег с ловлей мяча.

5.Игра  в   «пятнашки»   или в «салки» с бегом и приседанием.

6. Игра «Кошки-мышки».

7. Игра «Самолетики». Одни дети — «са молетики», а другие — «туча». Задача иг ры — увернуться, убежать от «тучи».

 8. Игра «Гуси-лебеди».

 9» Игра «Наперегонки».

«Школа прыжков»

Дети всех возрастов широко ис пользуют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях, они испытывают потребность прыгать с раз ной высоты, с мячом, со скакалкой, пере прыгивать через предметы, прыгать с раз бега. Во всех прыжках главное — мягкое приземление и удержание равновесия. Возможно при выполнении прыжков пе ревоплощение детей в различные образы: зайчиков, воробьев, мячиков. Детям предлагается достать мяч, ленту, колокольчик, конфету, игрушку как подарок.

Практические занятия

  1. Игра «Пружинки». Стоя полу кругом, дети приседают пооче редно.
  2. Игра «Допрыгни до мяча». Мяч подвешивается вверху, в сет ке. Задача игроков — подпрыг нуть как можно выше, чтобы до стать рукой до мяча.
  3. Игра «Мой веселый звон кий мяч». Дети прыгают, под брасывая мяч вверх, под ритм стихотворения:
  4. Игра «Поймай бабочку».
  5. Игра  «Прыгни  через  палочку».
  6. Прыжки на одной ноге по нарисо ванному кругу, вокруг обруча.
  7. Игра «Через ручеек». Прыжки вы полняются через две линии.
  8. Игра «Прыжки на палочке верхом». Выполняются в прямом движении или по кругу.
  9. Прыжки вверх, при этом необхо димо достать головой привязан ный вверху какой-либо мягкий предмет, например игрушку, подушку.

10. Прыжки в длину с места на 30—40 см от линии старта.

11. Прыжки через предмет высотой 5-10 см.

12.  Прыжки в плоский обруч или по меткам, нарисованным на дорожке.

13. Прыжки с ноги на ногу с хлопками.

14. Игра «По кочкам через болото».

15. Прыжки по нарисованным мелом кружкам.

«Школа обруча»

        Игры с обручами способствуют разносторон ней тренировке координации движе ния, зрительной, слуховой, моторной памяти, ловкости, развивают реак цию на сигнал, способствуют фор мированию  правильной  осанки, умению согласовывать движение различных частей тела, улучшают состояние дыхательной системы. Практические занятия:

1. Игра «Прокати обруч». Не обходимо послать толчком об руч на 2—3 м, чтобы он не упал и не попал к другому ребенку.

2. Игра «Прокати обруч с гор ки». Необходимо толкнуть обруч с горки так, чтобы он укатился как можно дальше.

3. Игра «Кто быстрей пробежит парой». Дети становятся парами у разных сторон обруча (спереди и сзади) и бегут наперегонки на установленное расстоя ние.

4. Игра «Вращение обруча». Обруч волчком вращается по полу как можно дольше.

5. Вращение обруча на руке или на ноге.

6. Попадания в обруч мячом с расстоя ния от 1 до 5 м.

7. Прыжки на одной ноге вокруг обруча.

8. Игра «Веселый обруч». Каждый дер жит обруч двумя руками на уровне пояса, продев его через голову. По сигналу дети вращают обруч как можно дольше.

9. Игра «Подними обруч быстро». Ребе нок встает в центр обруча и поднимает об руч над головой на вытянутых руках.

10. Игра «Догони катящийся обруч».

«Школа скакалки»

         «Школа скакалки» укрепляет мышцы ног, развивает координацию дви жений, формирует чувство равновесия, укрепляет мышцы туловища, стоп, разви вает глазомер и умение ориентироваться в пространстве, воспитывает ловкость, смелость, выносливость.

Практические занятия

1. Простые подскоки со скакалкой на счет «раз-два».

2. Игра «Кто дольше не собьется». Дети все вместе подсчитывают выполняемые через скакалку прыжки.

3. Прыжки со скакалкой по нарисован ному кругу.

4. Игра «Часы пробили ровно пол ночь». Двое участников крутят веревку. В зависимости от «времени» на «часах» нужно пробежать сначала под верев кой — часы показывают «ноль часов». Затем один раз прыгнуть и выскочить за веревку — «час», два раза прыгнуть — «два часа» и т.д. Если ребенок ошибает ся, то он заменяет одного из тех, кто кру тит веревку.

5. Игра «Стрелка». Воспитатель крутит веревку в центре на полу по часовой стрелке, дети прыгают, стараясь не насту пить на веревку.

6. Эстафета со скакалкой.

7. Прыжки через скакалку со стихами, скороговорками, считалками, с перечис лением цветов, имен девочек и мальчи ков, алфавита, дней недели.

8. Прыжки через скакалку по расчер ченным детским «классикам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская "игровая дидактика"

Методическая разработка адресована педагогам,воспитателям и родителям."Игровая дидактика",как средство физического и психического развития ребенка....

Балалар бакчасында дидактик уеннар.

Дидактик уеннарның бала тормышында әһәмияте турында. Дидактик уен төрләре. Уен өчен шартлар тудыру. Дидактик уеннарның структур элементлары....

УМК буенча дидактик уен "КИЕМНӘРНЕ УРНАШТЫР"

УЕН “КИЕМНӘРНЕ УРНАШТЫР” (Разложи одежду) Максат:  Балаларның көнкүрешкә, табигатькә, җәмгыятькә кагылышлы сүзләр исәбенә сөйләмнәрен баету, сүз һәм сүзтезмәләрне төрле ситуацияләрдә кулланы...

Дидактик уеннар

ДИДАКТИК УЕН: “БӘЙРӘМГӘ ӨСТӘЛ ӘЗЕРЛИБЕЗ!”Максат: Уйлау-фикерләү сәләтен үстерү, зәвык тәрбияләү. Төсләрне кирәгенчә сайлап алырга, аларга туры килүчеләрен сайларга өйрәтү.Уен барышы: балаларның алдына...

УМК буенча дидактик уеннар

Рус балаларына татар теле өйрәтү буенча дидактик уеннар...