Консультация для педагогов «Сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО»
консультация по физкультуре по теме
Содержание коррекционной работы или инклюзивного образования направлено на создание модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию через обеспечение условий как: компетентность и соблюдение принципов взаимосвязи в работе специалистов, взаимодействие с родителями; учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей; соблюдение этапов сопровождения, последовательность и их преемственность; организацию предметно-развивающей среды, адекватной нарушениям развития ребенка; сочетание индивидуального подхода и групповых форм работы; ориентация на позитив в поведении и характере ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_detey_s_ovz_v_usloviyah_fgos_do.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО»
Миссия дошкольного учреждения - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития ребенка, как основы его успешного обучения в школе.
Стратегическая цель российской образовательной политики – формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и особенностями. Реализация этой цели обусловлена необходимостью решения одной из актуальнейших проблем модернизации – предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей для получения образования.
Дошкольные образовательные учреждения начали внедрять в работу ФГОС ДО с 1 января 2014 года с вступлением в силу приказа № 1155 от 17.10 2013 «Об утверждении ФГОС ДО».
ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.Стандарт включает в себя требования к:
- структуре Программы и ее объему;
- условиям реализации Программы;
- результатам освоения Программы.
Т.е. ФГОС ДО – это некий ориентир для конечной цели деятельности педагогов дошкольных учреждений.
Специфика дошкольного детства характеризуется гибкостью, пластичностью развития ребенка, высоким разбросом вариантов его развития, его непосредственностью и непроизвольностью, и мы не можем вменить ребенку какую-либо ответственность за результат, не можем требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.
Поэтому результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Наиболее значимое отличие дошкольного образования на современном этапе от образования на других ступенях заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основной контекст развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность. Педагогу в своей работе с детьми необходимо учитывать самоценность дошкольного периода жизни, специфику психического развития детей-дошкольников.
Если в стандарте начального общего образования очень четко обозначены требования к результатам реализации программ общего образования (предметным, метапредметным и личностным), которых каждый обучающийся должен достичь по завершении соответствующей ступени общего образования, то специфика дошкольного возраста такова, что достижения дошкольников определяются, не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Л.С. Выготский говорил: «…Школьное образование никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п.3 ст.79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушенийразвития и социальную адаптацию указанных лиц» (п.28 ст.2).
Т.е. задача детского сада в психолого-педагогическом сопровождении дошкольника, это сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации.
Создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ направленно:
- на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
- коррекцию его психофизических недостатков;
-актуальное включение в окружающую социальную среду;
- подготовку к школьному обучению.
Грамотно разработанная ООП ДО является неотъемлемой частью обеспечения результативного сопровождения детей с ОВЗ всеми специалистами ДОУ.
В Дошкольных учреждениях нашего района нет групп комбинированной и компенсирующей направленности, но организовано инклюзивное образование.
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение в основной общеобразовательной программе раздела «Коррекционная работа» является обязательным.
Раздел Программы «Коррекционная работа» должен быть следующего содержания: пояснительная записка, содержание коррекционной работы, результаты коррекционной работы, описание специальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Пояснительная записка, в которой раскрываются цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации Программы; нормативно-правовые документы, на основе которых разработан данный раздел Программы; принципы и подходы к формированию Программы; особенности образовательного процесса в группах комбинированной направленности, характеристика контингента воспитанников, ожидаемые планируемые результаты реализации Программы по виду нарушения.
Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Диагностический модуль
Диагностический модуль рассчитан на выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Задачи диагностического модуля: выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении Программы; определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении Программы.
Содержание диагностического модуля составляют программы изучения ребенка различными специалистами.
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей с ОВЗ;
— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля (результаты медицинского исследования, результаты диагностики учителя-дефектолога);
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающий модуль
Задачи коррекционно-развивающего модуля:
- определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы (описание ежедневной организации жизни и деятельности детей, проектирование воспитательно-образовательного процесса, методы воспитания и обучения, виды деятельности для поддержки детской инициативы, перечень программ, технологий и дидактических пособий, обеспечивающих осуществление коррекционной работы, формы организации образовательной работы: НОД, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность, деятельность в семье);
- оптимизация воспитательно-образовательного процесса за счет проектирования и внедрения специфических форм работы и видов детской деятельности с учетом вида нарушения ребенка с ОВЗ;
- определить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми Программы;
- разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка необходимыми специалистами при освоении Программы (на основе полученных диагностических данных).
Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ на основе комплексных диагностических данных.
Указываются основные направления коррекционно-развивающей работы:
- Развитие общения с окружающими
- Развитие когнетивной сферы
- Развитие мелкой моторики рук
- Формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общение, игра, самообслуживание и др.
- Адаптация в социуме
- Формирование готовности к обучению в школе
- Развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений
- Коррекция нарушений эмоциональной сферы
Оздоровительно-профилактический модуль
Задачи оздоровительно-профилактического модуля:
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ,
- обеспечить медико-педагогическое сопровождение детей.
Оздоровительно-профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями. Медико-педагогическое сопровождение за развитием ребёнка с ОВЗ осуществляется по плану профилактической работы учреждения.
Социально-педагогический модуль
Задачи социально-педагогического модуля:
- повысить профессиональную компетентность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, их взаимодействие в образовательном пространстве;
- совершенствовать взаимодействие с семьёй ребёнка с ОВЗ и социальными партнёрами.
Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность.
Результаты коррекционной работы.
Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентированы на освоение детьми с ОВЗ Программы.
Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении Программы.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.
Для успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников требуется подробное описание и соблюдение специальных условий образования, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:
— Кадровое обеспечение (в соответствии со спецификой имеющегося нарушения развития детей).
— Материально-техническое обеспечение.
— Информационное обеспечение.
— Функциональное использование помещений в ДОУ.
Таким образом, «Содержание коррекционной работы или инклюзивного образования» направлено на создание модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию через обеспечение условий как: компетентность и соблюдение принципов взаимосвязи в работе специалистов, взаимодействие с родителями; учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей; соблюдение этапов сопровождения, последовательность и их преемственность; организацию предметно-развивающей среды, адекватной нарушениям развития ребенка; сочетание индивидуального подхода и групповых форм работы; ориентация на позитив в поведении и характере ребенка. Создание специальных условий обучения и воспитания позволяет учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений, реализующих ФГОС ДО....
Консультация для педагогов "Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях ФГОС
КОНСУЛЬТАЦИЯ...
Педсовет"Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"
Психолого-педагогическое сопровождениедетей дошкольного возрастав условиях введения ФГОС ДОВ системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон...
Доклад Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО
Логопедическое сопровождениедетей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС (из опыта работы)
Психолого-педагогическое сопровождениедетей с ОВЗ в условиях ФГОС(из опыта работы)Реформирование системы образования, введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образователь...
Консультация для педагогов «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
Консультация для педагогов «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»...
Консультация для педагогов «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в ДОУ».
Цель: формирование у педагогов психолого-педагогической компетенции для работы с детьми дошкольного возраста с РАС.Задачи:- раскрыть понятие «ранний детский аутизм»;- познакомить педа...