Проектная деятельность дошкольника как активный путь формирования творческих качеств личности.
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) на тему

Гусынина Ирина Николаевна

Цель проекта: формировать у детей редставления о здоровом образе жизни, познакомить детей с видами спорта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 начальная школа – детский сад № 662  

Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

 Методическая разработка на тему:

«Проектная деятельность дошкольника как активный путь формирования творческих качеств личности»

 

 

Воспитатель  ГБОУ Н.ШК. - детский сад № 662  Кронштадтского района

                            Гусынина И.Н.

Санкт-Петербург

2016

Содержание

1. Пояснительная записка        3

1.1. Описание целевой аудитории мероприятия        3

1.2. Условия проведения мероприятия        3

1.3. Целевые установки мероприятия        3

1.4. Планируемые результаты        4

2. Содержание мероприятия        5

Список литературы:        9

Актуальность темы

В настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.

В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя…».

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своём здоровье с детства.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безопасному образу жизни. Значимость применения данной работы определяется решением задач оздоровления дошкольников, воспитания культуры безопасного и здорового образа жизни – создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.


1. Пояснительная записка

  1. Описание целевой аудитории мероприятия

Участники проекта – дети от 2 до  3–х лет  общеразвивающей направленности, воспитатели, родители.

1.2Условия проведения

Место реализации проекта – групповая комната.

1.3Целевые установки

Цель проекта:

Познакомить детей со спортом, формировать представление детей о здоровье.  Вовлечь родителей в образовательный процесс. Совместно с родителями следить за двигательной активностью детей. Побуждать детей к физическому развитию.

Задачи проекта:

  • повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно – оздоровительной работы;
  • продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
  • создать условия для благотворного физического развития детей;
  • способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
  • создать эмоциональное настроение у детей;
  • повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка.

1.4Планируемые результаты

  • сохранение и укрепление здоровья детей, через систему комплексной физкультурно – оздоровительной работы;
  • создание предметно развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
  • активное вовлечение родителей в  физкультурно – оздоровительную  работу ДОУ;
  • использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.

Продолжительность проекта: краткосрочный, одна неделя.

Тип проекта: познавательно - игровой


План проведения проекта «  Спорт  и здоровье »

Подготовительный этап: анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в семье»;

  • подготовка наглядной информации для родителей (консультации):

«Физическое воспитание детей от двух до трех», «Особенности развития основных видов движений», «Развитие движений детей третьего года жизни», «Значение режима в жизни детей», «Закаливание малышей», «Что может ваш малыш в возрасте 3 лет».

  • подготовка дидактического материала для нод с детьми;
  • подготовка спортивного инвентаря для нод с детьми;
  • подготовка картотек различных игр,
  • подборка музыкального сопровождения для проведения физкультминуток, утренних гимнастик, пальчиковых игр.

Основной этап: 

День недели

Мероприятие

Работа с родителями

Понедельник  

Утренняя гимнастика. «Жил-был маленький гном»
Пальчиковая  игра.
 «ШАЛУН»
Дыхательная гимнастика. «Часики»
Гимнастика после сна. «Колобок». 
Хождение по тропе здоровья.
Сюжетно-ролевая игра. «Доктор»
Чтение потешек.
Дидактическая игра. «Помашем флажками» Цель: продолжаем знакомить детей  ориентировке  в пространстве, продолжаем закреплять знания о зелёным и красном цвете.
Подвижная игра. «Птички, раз! Птички, два!»
Цель: упражнять детей в выполнении движений, знакомить детей со счетом.

Анкетирование «Здоровый образ жизни в семье»
Консультация: «Значение режима в жизни детей»

Вторник    

Утренняя гимнастика. «Вышли звери на зарядку»
Пальчиковая  игра. «КТО ПРИЕХАЛ?»
Гимнастика после сна. «Велосипед». 
Дыхательная гимнастика. «Петух»
Сюжетно-ролевая игра. «Семья»
Чтение потешек.
Чтение стихотворения. «Мой весёлый звонкий мяч».
Подвижная игра
 «Слышим-делаем»
Цель: проверить понимание детьми смысла знакомых стихотворных текстов.

Консультация: «Закаливание малыша».
Просим родителей принести фотографии на тему: «Я маленький спортсмен».

Среда

Утренняя гимнастика. «Жил-был маленький гном»
Пальчиковая  игра. «Семья»
Дыхательная гимнастика. «На турнике»
Гимнастика после сна. «Кошечка»
Хождение по тропе здоровья.
Чтение потешек.
Подвижная игра. «Птички, раз! Птички, два!»
Цель: упражнять детей в выполнении движений, знакомить детей со счетом..
Чтение художественной литературы. С.Я. Маршак «Юля плохо кушает»
Дидактическая игра «Чудный мешочек» (какой мяч (размер))

Консультация: «Особенности развития основных видов движения».

Четверг

Утренняя гимнастика. «Вышли звери на зарядку»
Пальчиковая  игра. «Часы»
Дыхательная гимнастика. «Вырасти большой»
Гимнастика после сна. «Журавль».
Хождение по тропе здоровья.
Чтение потешек.
Подвижная игра. «
Слышим-делаем»
Цель: проверить понимание детьми смысла знакомых стихотворных текстов.
Дидактическая игра. «Узнай и назови» (спортивные атрибуты).

Консультация: «Развитие движений детей второго года жизни»

Пятница    

Утренняя гимнастика. «Жил-был маленький гном»
Пальчиковая  игра. «У жирафов»
Дыхательная гимнастика. «Гуси летят»
Гимнастика после сна. «Солнышко»
Хождение по тропе здоровья.
Чтение потешек.
Подвижная игра. Птички, раз! Птички, два!
Цель: упражнять детей в выполнении движений, знакомить детей со счетом.
Чтение: А. Барто  «Девочка чумазая»
Рассматривание книги: «Я маленький спортсмен».

Консультация: «Что может ваш малыш в возрасте  3 года».
Представление родителям результатов анкетирования.

В ходе проведения проекта «Спорт  и здоровье» были получены следующие результаты:

  • у детей появился интерес и желание выполнять различные упражнения, играть в подвижные игры;
  • дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по коврикам – массажерам, испытывая  удовольствие;
  • дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице;
  • резко снизились показатели заболеваемости детей.

Воспитательная ценность проекта:

  • у детей значительно повысился интерес и желание заниматься физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.

Познавательная ценность проекта:

  • у детей повысились знания о значимости образа жизни;
  • расширилось представление о закаливающих мероприятиях.

Приложение.

Подвижные игры.

  • Птички, раз! Птички, два!
    Цель: упражнять детей в выполнении движений, знакомить детей со счетом..
    Ход игры
    Сейчас будем играть. Сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?
    Птички, раз! Птички, два! Скок-скок-скок! Птички, раз! Птички, два! Хлоп! Хлоп! Хлоп! Птички, раз! Птички, два!
    (Выдвигают вперед одну ногу). (Выдвигают другую ногу). (Скачут на обеих ногах). (Подняли одну руку). (Подняли другое крылышко). (Хлопают в ладоши). (Закрыли рукой один глаз). (Закрыли другой глаз).
    Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат. Все, улетели! По желанию детей игра повторяется 2-3 раза.
  • Слышим-делаем
    Цель: проверить понимание детьми смысла знакомых стихотворных текстов.

Взрослый: «Я буду рассказывать стихи, а вы делайте то, что слышите».
Ход игры
Мишка косолапый По лесу идет. Шишки собирает, Песенку поет. (Дети идут вперевалочку, поют грубым голосом: «Ля-ля-ля!»)

По узенькой дорожке Шагают наши ножки По камешкам, По камешкам (Шагают.) И в ямку - бух! (Прыгают.) (Приседают.)

Мыли гуси лапки В луже у канавки. Один серый, Другой белый («Моют лапки».)
Спрятались в канавке. (Приседают.)
Полетели птички, (Дети-птички выполняют движения.)
Птички-невелички. Все летали,
Все летали,
Крыльями махали.

Пальчиковые игры.

  • ШАЛУН (аналог всем известной сороки-вороны)
    (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) 
    Наша Маша варила кашу 
    Кашу сварила, малышей кормила. 
    (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) 
    Этому дала, этому дала, 
    Этому дала, этому дала, 
    А этому - не дала. 
    Он много шалил, 
    Свою тарелку разбил. 
    (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
  • КТО ПРИЕХАЛ?

Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы.

  • СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья.   (Хлопать в ладоши).

  • ЧАСЫ (эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами.Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками. 
    Мышь полезла в первый раз 
    Посмотреть, который час. 
    Вдруг часы сказали: “Бом!”,          рука шлёпает легонько по макушке. 
    Мышь скатилась кувырком. 
    Руки "скатываются" на по телу вниз.. 

    Мышь полезла второй раз 
    Посмотреть, который час. 
    Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”      Два хлопка. 
    Мышь скатилась кувырком. 
    Мышь полезла в третий раз 
    Посмотреть, который час. 
    Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”    Три хлопка. 
    Мышь скатилась кувырком.
  • У ЖИРАФОВ

У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями. 
На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.
У слонов есть складки, складочки везде. 
Щипаем, как бы собирая складки. 
На лбу, на носу, на ушах и т.д. 
У котяток шёрстка, шёрсточка везде. 
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку 
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. 
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки) 
На лбу, на носу, на ушах и т.д. 
и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.)

Утренняя гимнастика.

Жил-был маленький гном (присели, встали),
С большим колпаком (вытянули руки вверх),
Он был путешественник-гном (руки на пояс, маршируем),
На лягушке он скакал:
Прыг-скок, ква-ква! (прыгаем)
И на стрекозе летал:
Ух, высоко! (машем ручками),
По ручью плыл в чайной чашке:
Буль-буль-буль! (плывем любым стилем),
Ездил он на черепашке:
Топ-топ-топ! (руки на поясе, топаем на месте)
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке:
Баю-бай! (качаемся из стороны в сторону).
Утро придет (руки вверх, в стороны, вниз),
Гном опять в поход пойдет! (спокойно ходим по комнате)

  • Вышли звери на зарядку,
    Рассчитались по порядку.
    Рядом с ними – ребятишки,
    И девчонки, и мальчишки.
    Упражнения начинаются,
    Лапки кверху поднимаются.
    Ну а мы поднимем ручки
    Высоко, до самой тучки!
    Вот идет мохнатый мишка,
    Громко топает топтыжка.
    Косолапому поможем,
    Мы пройдем, как мишка, тоже.
    Топ да топ, топ да топ
    И в ладоши хлоп да хлоп!
    Скачет зайка на лужайке
    Мы попрыгаем, как зайка.
    Ножки вместе, скок-поскок!
    Веселей скачи, дружок!
    Пчелки крылышками машут,
    Над цветами дружно пляшут.
    Ручки в стороны расставим,
    Словно крылышки расправим.
    Замахали, полетели
    И как пчелки загудели:
    Ж-ж-ж!
    Вот копытца замелькали –
    Это кони поскакали.
    Пробежимся, как лошадки,
    На носках, потом – на пятках.
    Вот и кончилась 
    зарядка!
    До свидания, ребятки!
    Если очень зах
    отите,
    Завтра снова приходите.
    Гимнастика после сна.
  • «Колобок». Малыш лежит на спине, раскинув руки в стороны. Затем необходимо сгруппироваться — подтянуть колени к груди и обхватить их руками. После этого можно вернуться в исходное положение;
  • «Велосипед». Исходное положение — лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Потом нужно поднять ноги и крутить воображаемые педали;
  • «Кошечка». Попросите малыша встать на четвереньки. 
    Первая позиция: добрая киска (прогнуть спину вниз).
    Вторая: киска сердится (выгнуть спину вверх).
  • «Журавль». Встать, руки за голову, ноги вместе. 
    Попросите ребенка поднять правую ногу и держать ее на весу. Досчитайте до семи. На счет «восемь» малыш возвращается в исходное положение. Упражнение повторяется для левой ноги;
  • «Солнышко». Встать прямо, руки вниз. 
    Руки перед собой, соединить в круг. Подняться на носочки, сложенные кругом руки поднять над головой, потянуться.
    Вернуться в исходное положение.

Дыхательная гимнастика.

  • Часики. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
    Петух.
    Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
    На турнике.
    Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
  • Вырасти большой.
    Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
    Гуси летят.
    Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».

Список литературы.

  1. Галанов  А. С.  «Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет», М., АРКТИ, 1999
  2. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А.  «Физическая культура в дошкольном детстве», М., Просвещение, 2008
  3. Кочетова Н.Б. «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста», М., Просвещение, 2005
  4. Филиппова С.О. «Теория и методика физической культуры дошкольников», СПб, ВВМ, 2004
  5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А.«Наши пальчики играют». Санкт -  Петербург, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»

Консультация для воспитателей  «Формирование нравственных  качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»Проблема нравственного развития дошкольников стояла пе...

Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»

Консультация для воспитателей«Формирование нравственных  качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»...

Статья на тему «Синтез педагогической технологии и педагогического искусства как условие построения эффективного процесса воспитания творческой личности в проектной деятельности дошкольников».

laquo;Синтез педагогической технологии и педагогического искусства как условие построения эффективного процесса воспитания творческой личности в проектной деятельности дошкольников»....

Консультация «Влияние трудовой деятельности на формирование нравственных качеств личности дошкольника».

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематич...

«Формирование положительных качеств личности у дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с нравственным и личностным воспитанием. Использование т...