Фитбол-гимнастика
статья по физкультуре на тему
Влияние фитбол-гимнастики на физическое развитие детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fitbol-gimnastika.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние фитбол-гимнастики на физическое развитие
детей дошкольного возраста.
Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь. Дети современного общества испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Что вызывает утомление определенных групп мышц, в следствии чего происходит нарушение осанки, плоскостопие, торможение развития основных физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, координации движений. Детство — лучшее время для формирования привычки здорового образа жизни.
Ученые указывают, что период дошкольного детства проходит под знаком интенсивного развития игровой деятельности, содержание и формы которой существенно обогащаются и усложняются. Наряду с этим в жизнь детей все шире начинают входить элементы труда и учения. Благодаря развитию игры и возникновению элементов этих новых видов деятельности у дошкольников интенсивно формируется произвольность (способность быть хозяином своего поведения) в ее разнообразных проявлениях (произвольное внимание и запоминание, овладение эмоциями, процессы поиска и принятия решений, предвосхищение и оценка последствий принимаемых решений и т. п.). По мере формирования произвольности, а значит, и обретения ребенком подлинной свободы в построении своего поведения, возрастает творческий потенциал его деятельности [1, с. 32]. Все это накладывает отпечаток и на развитие двигательный сферы жизни дошкольника. В. Н. Шебеко в своих работах говорит о том, что в педиатрической практике приняты 4 критерия оценки состояния здоровья ребенка: - уровень физического развития, его гармоничность; - соответствие параметров функционального состояния основных систем жизнеобеспечения биологическому возрасту; - степень резистентности (устойчивости, сопротивляемости) организма к внешне средовым факторам и неблагоприятным воздействиям; - наличие или отсутствие хронических заболеваний [3, с.42].
Важно помнить, что каждый из указанных критериев, взятый самостоятельно, не может дать полную характеристику. Только совокупность информации по всем критериям в комплексе позволяет объективно оценить состояние здоровья ребенка. Физическое воспитание и развитие в дошкольных учреждениях предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание культурно — гигиенических навыков и привычек, развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм, а так же способствует формированию моральных качеств и волевых черт личности. Для решения этих задач педагоги применяют разнообразные средства и способы. Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Например занятия фитбол-гимнастикой дают возможность тренировки вестибулярного аппарата, развития координации движений, а также снимают дополнительную нагрузку на позвоночник, что позволяет людям с проблемами позвоночника, людям с избыточным весом, чувствовать себя достаточно комфортно при занятиях фитболом. Необходимо использовать программы обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем ребенка. Поэтому большое внимание стали уделять развитию новых направлений оздоровительной гимнастики. Популярность гимнастики основана на ее отличительных чертах — она эффективна, доступна, эмоциональна окрашена и внешне привлекательна. В общей сложности специалисты насчитывают около 200 различных оздоровительных программ по гимнастике. Возможности её применения настолько широки и диапазон упражнений настолько огромен, что под умелым руководством педагога они являются мощным комплексным средством и методом воздействия как в оздоровительном и образовательном, так и в воспитательном направлении развития личности человека. В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет.
В нашей стране — около 12 лет. Программы по фитбол-гимнастике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых. Упражнения с фитболом тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, активизируют моторно-висцеральные рефлексы, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ в организме. Также упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Мяч-фитбол по своим свойствам многофункционален. Поэтому он может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность: - для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата; - для формирования осанки; - для увеличения гибкости и подвижности в суставах; - для развития ловкости и координации движений; - для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно- двигательного аппарата, внутренних органов); - для укрепления мышц рук и плечевого пояса; - для укрепления мышц брюшного пресса; - для укрепления мышц спины и таза; - для укрепления мышц ног и свода стопы; - для развития танцевальности и музыкальности.
Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пения в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.
В основе данной методике лежат определённые свойства мяча, используемые педагогами для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Мяч имеет форму шара. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажёрах. Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Тёплый цвет (красный, оранжевый) оказывает эрготронное влияние, повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Холодный цвет (синий, фиолетовый) оказывает трофотронный эффект, то есть успокаивает. Жёлтый и зелёный цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают ещё и вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений под области кифоза или лордоза. Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани. Практически это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах. Таким образом, фитбол-гимнастика, является на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, которая сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.
Литература: 1. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: Академия, 2001. — 368 с. 2.
Шебеко В. Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся пед. колледжей и училищ. — Мн.: Университетское, 1998,. — 184с. 3.
Шебеко В. Н. и Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 176с.
Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, развитие детей дошкольного, состояния здоровья ребенка, укрепления мышц, физических упражнений, месте — болезни, физических качеств, координации движений, физическое развитие детей, Похожая статья, опорно-двигательного аппарата, развитие физических качеств, в выполнение физических упражнений, в комплексах упражнений фитбол-гимнастики, выполнении упражнений и амортизационной, сочетание физических упражнений, и на развитие двигательный, широки и диапазон упражнений, укрепления мышц брюшного, развития координации движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фитбол-гимнастика для дошколят
Совершенствование физкультурного образования нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика и коррекция нарушений осанки, а так же и заболевания опорно-двигатель...
конспекты занятий по фитбол-гимнастике для детей старшей, подготовительной группы.
занятия расчитаны на детей старших и подготовительных групп детского сада....
"Са-Фи-Данс танцевально- игровая гимнастика и Фитбол- гимнастика, инновационные технологии физического воспитания детей в ДОУ"
Совершенствовать педагогическую деятельность в физическом воспитании детей дошкольного возраста;Познакомить участников методического объединения с опытом работы по применению инновационных технологий ...
Фитбол- гимнастика как инновационное средство физического воспитания Развитие координации движений у дошкольников с диагнозом «Общее недоразвитие речи» средствами фитбол-гимнастики
В статье представлен методический материалл по развитию координации движений у детей средствами фитбол гимнастики...
Проект по фитбол - гимнастике "Веселый фитбол"
Проект создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих правильную ...
Конспект комплексного физкультурно- оздоровительного занятия «Фитбол- гимнастика с элементами танцевально -игровой гимнастики Са-фи-дансе» (средняя группа) Путешествие в сказку Колобок
Разностороннее развитие детей средствами физической культуры....
Физкультурно-оздоровительное занятие по фитбол-гимнастике в старшей подготовительной группе “C фитболом дружить – здоровым быть!”
В данной работе представлен конспект физкультурно-оздоровительного занятия по фитбол-гимнастике в старше-подготовительной группе....
- Мне нравится (1)