«Современный подход для проведения зарядки» Мастер – класс для педагогов ДОУ
консультация по физкультуре на тему

Бебенина Светлана Васильевна

Мастер - класс для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_fizkultura.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Детский сад №16 «Родничок»,

г. Канск

«Современный подход  для проведения зарядки»

Мастер – класс для педагогов ДОУ

 

Бебенина С.В.

Актуальность:

В связи с решением приоритетных задач государства . о сохранении здоровья населения, одним из основных направлений работы педагогов ДОУ является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно - оздоровительных мероприятий ДОУ, направленных на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Цель: Ознакомить педагогов с современной терминологией; приемами и подходами во время проведения утренней гимнастики в ДОУ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, совершенствование двигательных навыков детей.

 Задачи:

  1. Осветить задачи и значение утренней гимнастики

  1. Определить содержание утренней гимнастики в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей

  1. Представить методику проведения утренней гимнастики с педагогами в форме мастер – класса.

Значение и задачи утренней гимнастики для дошкольников

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. Утренняя гимнастика хотя и непродолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние. По данным врачей- гигиенистов, утреннюю гимнастику можно назвать еще вводной, поскольку она ускоряет вхождение организма в деятельность.

Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств детей, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей. В детском саду утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. Продолжительность, характер, содержание утренней гимнастики, дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.  

Структура утренней гимнастики:

1. Вводная часть: упражнения для профилактики плоскостопия, ходьба.

2. Основная часть – общеразвивающие упражнения; быстрый бег, прыжки на месте.

3. Заключительная часть – ходьба, танцевальные движения, специальные дыхательные упражнения с медленным продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на одном-двух вдохах или игровые упражнения («шина спустилась», «мяч лопнул»).

Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствуют возрастным особенностям детей -  мл. гр. - 4-5 мин., ст., подг. – 10-12 мин. Упражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому следует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро, под весёлую музыку.

Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6—8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них по 6—8 раз. Эффективность воздействия их достигается не столько за счет числа упражнений и количества повторений, сколько за счет качества выполнения.

Построившись, дети приступают к выполнению упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук (типа потягивая и дыхательных, ног, спины, живота и всего туловища. На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании. Во время сокращения мышц живота и передней части бедра при сужении грудной клетки, как правило, делается выдох, а при расслаблении этих мышц и возвращении в исходное положение - вдох.  

Для восстановления дыхания можно использовать чистоговорки и скороговорки, что способствуют развитию речи детей. В некоторых комплексах в конце применяется самомассаж, тоже с использованием стихов. Это благотворно влияет на развитие дыхательной системы детей, является профилактикой простудных заболеваний.

В старших и подготовительных группах педагог добивается точности положения тела, четкого соблюдения направлений движений, умения выполнять упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения.  

Заканчивается зарядка подскоками, прыжками, бегом на месте или с передвижением. Завершающие упражнения длятся не более одной минуты. Затем переходят к спокойной ходьбе, упражнениям для успокоения дыхания (продолжительностью – 1-1, 5 минуты). Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь первые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющими данными движениями. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их и без сопровождающего образца воспитателя. Это дает педагогу возможность ходить между рядами, оказывать индивидуальную помощь (можно дать домашнее задание – повторить комплекс с родителями)

     Целесообразно через 2-3 месяца возвращаться к изученным комплексам, дополняя их предметами или обновляя. Один комплекс используется 10 -15 дней. Утренняя гимнастика проводится на воздухе в теплое время года. Форма – облегчённая, чтобы тело дышало, дети не потели.

Практическая часть мастер класса

Уважаемые коллеги, прошу вас выйти, мы с вами выполним комплекс утренней гимнастики.

Звериная зарядка.

На лесной полянке в ряд,
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает-
Мышцы шеи разминает.

Вращение головой, руки на поясе.

Делает старательно каждое движенье,
Очень ему нравится это упражненье.

Полосатенький енот  изображает вертолёт:
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далёкий полёт.

Махи руками вперед – назад.

Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны:
"Ты, волчишка, не ленись!
Вправо, влево наклонись,
А потом вперёд, назад,
Получишь бодрости заряд!

Наклоны вперед – вправо, влево, руки на поясе.

Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает,
Спинку держит прямо-прямо!
Так учила его мама.

Приседания, руки вперед.

Ну а белки, словно мячики,
Дружно прыгают и скачут

Скачут, скачут во лесочке   -  прыжки на месте.

Зайцы- серые клубочки    -      руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.

Прыг- скок, прыг- скок     -      прыжки вперёд-назад, вперёд-назад.

Уважаемые коллеги, благодарю вас за активное участие. Примите пожалуйста памятки, где собраны разнообразные комплексы утренней гимнастики.

 

 

 

Приложение 1.

Медвежата.

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили.
Вот так, вот так головой своей крутили

Круговые движения головой.

Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так,  дружно дерево качали.

Поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево.

А потом они ходили

Ходьба по-медвежьи, на месте.

И из речки воду пили,
Вот так, вот так,  и из речки воду пили.

Наклоны туловища вперед.

А потом они плясали
Пружинка с поворотом туловища влево и вправо.

Лапы выше поднимали
Прыжки, хлопая руками вверху.

Вот так, вот так, лапы выше поднимали

Ходьба на месте.

Заячья зарядка.

Стал зайчонок на пенёк       -     встать прямо, руки на пояс

Всех построил по порядку -  повороты туловища,  руку правую (левую) отвести назад.

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте           - шаги на месте.

Два! Руками машут вместе          - руки перед собой, выполняем движение «ножницы».

Три! Присели, дружно встали   -  руки за голову, присесть, руки вперед, встать.

Все за ушком почесали.   

На «четыре» потянулись         -   руки вверх, затем на пояс.

Пять! Прогнулись и нагнулись   -  прогнуться, наклониться вперёд.

Шесть! Все встали снова в ряд    -  встать прямо, руки опустить.

Зашагали как отряд                  -   шаги на месте

«Купание»

  1. «Плывем» -   и.п.: о.с., руки перед грудью, согнуты в локтях. 1 -2 руки вперед, развести в стороны, 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 6 раз.
  2. «Прыгаем с вышки» - и.п.: ноги на ширине плеч, руки вверху.  1 – наклон вперед, коснуться руками пола, 2 – и.п.  повторить 6 раз.
  3. «Ныряем» - и.п. ноги слегка расставлены, ступни параллельно, руки внизу. 1-2-3- три полуприседания, руками раскачивать вперед – назад, 4 – прыжок вверх, вернуться в и.п. Повторить 6 раз.
  4. «Плывем по реке» - и.п.: лежа на животе, руки вытянуты вперед.  1-2-3- поднять плечи, движение руками  вперед – в стороны, ногами вверх – вниз,  4 – и.п.  Повторить 6 раз.
  5. «Покачаемся на волнах» - и.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. 1-2- переворот  на живот, 3-4- и.п. Повторить 6 раз.
  6. «Перепрыгиваем через волну» - и.п.: о.с., руки на поясе, перепрыгивание с ноги на ногу, чередовать с ходьбой.

«Зима»

  1. «Согреем плечи» - и.п.: о.с., руки в стороны. 1 – обхватить руками плечи, 2 – и.п. Повторить 6 – 8 раз.
  2. «Ловим снежинки» - и.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – поворот влево (вправо), хлопок руками, 2 – и.п. Повторить 6 – 8 раз.
  3. «Согревание ног» - и.п.: о.с., руки на поясе. 1 – подъем ноги, 2 – 3- два хлопка по голени, 4 – и.п. Повторить 6 раз.
  4. «Катимся с горы» - и.п.: сидя, ноги вытянуты, руки – упор сзади. 1 – согнуть ноги, обхватить руками,  2 – и.п.  Повторить 6 раз.
  5. «Лепим снежки» - и.п.: о.с. руки на поясе. 1 – присесть, руками коснуться пола – «слепить снежок»,  2 – выпрямиться, «кинуть снежок». Повторить 6 – 8раз.
  6. «Перепрыгиваем сугроб» - и.п.: о.с., руки на поясе, прыжки вперед – назад, чередовать с ходьбой.

ОРУ с колючими мячами

«Крепкий орешек»

И.п.: ноги на ширине плеч, мяч у груди, пальцы вверх, локти в стороны.

1-3- давим на мяч ладонями; 4- в и.п. (4 раза).        

«Мяч по кругу» И.п.: то же, мяч в руке.

1- передать мяч спереди в другую руку (на уровне груди, руки прямые);  2- передать мяч за спиной в другую руку (8-10 раз).

«Наклон 3 раза до мяча» И.п.: руки на пояс, мяч между ступнями.

1-3- пружинистые наклоны вперед, стараясь дотронуться до мяча; 4- в и.п. (8-10 раз).

«Мяч на пятки по кругу» И.п.: стоя на коленях, пятки и колени вместе, руки с мячом за головой.

1- поворот на право, прогнув спину назад, положить мяч правой рукой на пятки,

2- в и.п.,

3- поворот налево, левой рукой забрать мяч;

4- в и.п. (4-5 раз в каждую сторону)

«Играем лежа» И.п.: лежа на животе, руки — вдоль тела, ноги вместе.1- приподнять плечевой пояс, разводим руки в стороны и передаем мяч прямыми руками из руки в руку 3 раза, на 4- в и.п. (8 раз).

«Передай мяч за ногой». И.п.: лежа на спине, руки в стороны, мяч — в левой руке, ноги вместе. 1- поднять вверх правую ногу и плечевой пояс, передать мяч в правую руку за ногой; 2- в и.п., 3- поднять вверх левую ногу и плечевой пояс, передать мяч в левую руку за ногой; 4- в и.п. (8-10 раз).

«Приседания мяч вверх» И.п.: пятки вместе, носки врозь, руки с мячом за головой.

1- присесть, руки с мячом поднять вверх, 2- в и.п. (8-10 раз)

Прыжки на одной ноге. По 15 прыжков на каждой ноге. (30 прыжков по 2 раза), третий раз 30 прыжков на творчество.

 

С использованием гимнастической скамейки

  1. И.п.: сидя верхом на скамейке, ноги согнуты, руки вниз. 1 – через стороны поднять руки вверх, посмотреть на руки; 2 – и.п. Повторить

5 – 8 раз.

  1. И.п.: сидя верхом, руки на пояс. 1 – сводя плечи, локти вперед; 2 – и.п. Повторить 5 – 8 раз.
  2. И.п.: то же, руки на плечах впереди сидящего. 1 – наклон вправо (влево); 2 – и.п. Повторить по 3 – 4 раза.
  3. И.п.: тоже, ноги согнуты, руки на пояс. 1 – встать, руки в стороны;        2 – и.п. Повторить 6 – 8 раз.
  4. И.п.: стоя перед скамейкой, руки вверх. 1 – наклониться вперед, опустить руки на скамейку; 2- опустить руки на пол за скамейку; 3 – снова руки на скамейку; 4 – и.п. Повторить 3 – 4 раза.
  5. И.п.: сидя на скамейке, держась за неё руками, ноги прямые; 1 – не сдвигая ног, сгибать их в коленях, сесть на пол; 2 – и.п. Повторить 5 -6 раз.
  6. И.п.: стоя возле скамейки, ноги слегка расставить, руки вниз. Прыжки вокруг скамейки и ходьба на месте. Повторить 2 раза.

С использованием стула

  1. И.п.: сидя верхом на стуле. 1 – руки через стороны вверх; 2 – и.п. Повторить 8 раз.
  2. И.п.: то же, ноги в широкой стойке, руки на пояс. 1 – наклониться вперед, коснуться руками ножек стула; 2 – и.п. повторить 6-7 раз.
  3. И.п.: то же, держаться за сиденье стула. 1  поднять правую ногу вверх; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же другой ногой. Носок тянуть. Повторить 3 – 4 раза.
  4. И.п.: стать боком к стулу, руки на пояс, одна нога на стуле. 1 – наклон к ноге, стоящей на полу; 2 и.п. Повторить 3-4раза.
  5. И.п.: сидя на стуле, близко к краю, держаться за сиденье стула. 1 – согнуть ноги сесть на пол, не опуская рук; 2 – и.п. Повторить 4-5 раз.
  6. И.п.: стоя возле стула, руки внизу. Прыжки ноги врозь, руки в стороны. Повторить 4 раза по 20 прыжков, чередуя с ходьбой вокруг стула.

Упражнения парами без предметов

  1. И.п. : о.с. лицом друг к другу, взявшись за руки. 1 – через стороны руки вверх; 3 -4 – и.п.. повторить 6 раз.

  1. И.п.: стоя спиной друг к другу под руки. 1 – 2 – один ребенок наклоняется вперед, другой прогибается назад. Повторить 3- 4 раза.

  1. И.п.: стоя на коленях, держась за руки. 1 – правую (левую) ногу в сторону, 2 – и.п. Повторить 4 раза в каждую сторону.

  1. И.п.: сидя, ноги согнуты, ступни касаются друг друга, руки упор сзади. 1 – 4 – поочередно то сгибать, то выпрямлять ноги. Повторить 6 – 8 раз.

  1. И.п.: стоя лицом друг к другу, руки вниз. 1 – 2 – поднимая руки вперед, хлопнуть в ладони партнера обеими руками; 3 – хлопнуть правой рукой; 4 – левой. Повторить 6 – 8 раз.

  1. И.п.: о.с., прыжки на одной ноге: пять прыжков в сторону на правой ноге, пять на левой в другую сторону.

Комплекс дыхательной гимнастики
«Часики» - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) - назад (выдох) произносить: "Тик - так. (10-12 раз).

«Трубач» - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука:"Ф-ф-ф. (4-5 раз).

«Лыжник» - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука:   "М-м-м. (1-2 мин).

Комплекс гимнастики после сна

«Детки резвятся»

1. «Щенки резвятся»

- И.П. –лежа на спине.  Поднять руки и ноги — вдох, опустить руки и ноги — выдох.  Вдох, поднять правую руку и правую ногу вверх — выдох; то же левой      ногой и рукой.  Руки вверху, перекатывание на правый бок, затем — на левый.

2. «Котята резвятся»

- И. п. - стоя на четвереньках. Выгибать и прогибать спину. На четвереньках: отвести правую руку через сторону вверх, то же левой.

3.«Рыбки резвятся»

- И.П. - лежа на  животе: «плаваем».

4. «Детки резвятся»

- И.П. -  Лежа на спине, вдох, руками захватить колени — выдох. Руки за головой: «Велосипед».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Фонетическая зарядка для дошколят"

 Фонетическая зарядка  является хорошим стимулом в общении с малышами, как в детском саду на занятиях с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, так и дома с родителя...

ТЕМА: «Элементы современной РППС своими руками» (мастер – класс для педагогов)

Цель мастер-класса: продемонстрировать педагогам, как из простых материалов,  можно  расширить рамки РППС для использования  в познавательно-исследовательской деятельности дошкольн...

«Мастер – класс для педагогов дошкольного отделения по ознакомлению со структурой проведения квест – игры с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Прогулка по Москве», как современной игровой технологией обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.

  Цель данной методической разработки: в форме деловой игры с педагогами дошкольного отделения на конкретном примере  квест – игры кольцевого типа показать этапы организации и с...

Мастер-класс для педагогов «Зарядка для ума» в работе с детьми дошкольного возраста»

Целью данного мастер-класса являлось знакомство педагогов с приемами нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.Сегодня в общеобразовательные детские сады ходят дети, имеющие различные нар...

Мастер-класс для педагогов «Зарядка для ума» в работе с детьми дошкольного возраста.

В последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов корр...