Программа "Основы баскетбола"
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Зверева Инна Александровна

В программе даны цели и задачи игры в баскетбол для дошкольников, календарно-тематическое планирование занятий, мониторинг умений и навыков детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnovy_basketbola.docx51.7 КБ
Файл buklet_basketbol_v_detskom_sadu.docx538.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска

Детский сад № 52 «Самолётик»

Дополнительная образовательная программа

«Основы баскетбола»

срок реализации программы

1 год

                                               

                                                         Воспитатель:       Зверева И.А

Структура дополнительной образовательной программы:

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

  • Цели и задачи программы; направленность программы; актуальность, новизна, педагогическая целесообразность; отличительные особенности программы; сроки реализации;
  • Принципы и подходы к формированию программы;
  • Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста

1.2.Планируемые результаты освоения Программы

  • Итоговые результаты освоения программы по основам баскетбола

2.Содержательный раздел

2.1.Содержание дополнительной образовательной программы «Основы баскетбола»

  • Описание форм, способов, методов и средств реализации образовательной программы

2.2. Способы поддержки детской инициативы, формирования активности и самостоятельности

2.3.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

2.4.Педагогическая диагностика        

2.5.Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений:

-краеведческая основа программы

3.Организационный раздел

3.1.Описание материально-технических условий реализации программы:

- особенности организации предметно-развивающей среды

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3.Формы и режим дополнительной образовательной деятельности

3.4.Организация непосредственно-образовательной деятельности

4.Приложение

4.1.Тематическое планирование

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

     Дополнительная образовательная программа составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; СанПиН 2.4.1.3049-13.

       Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель: Через кружковую работу создать дополнительные условия для развития двигательных способностей детей, проявляющих интерес к физической культуре и спорту, формирования привычки к здоровому образу жизни, улучшения физической подготовки.

Задачи:

1.Учить детей использовать свои потенциальные двигательные возможности в сложно координированных действиях с мячом.

2. Познакомить со спортивной игрой баскетбол, заложить элементарные азы правильной техники игры в баскетбол.

3. Содействовать развитию такого двигательного качества, как ручная ловкость, посредством специально подобранных упражнений и подвижных игр с мячом.

4. Развивать партнерские отношения ДОУ и семьи по работе с талантливыми детьми, через разнообразные формы и методы.

Направленность дополнительной образовательной программы

     Дополнительная образовательная программа «Основы баскетбола» имеет физкультурно - оздоровительное направление. Реализуется на базе МАДОУ детский сад «Самолётик», в специально отведенном помещении – физкультурном зале.

     Данная программа направлена на обучение детей среднего и старшего дошкольного возраста элементам техники баскетбола; на совершенствование общей физической подготовленности; на развитие индивидуальной одаренности детей в психомоторной сфере; на укрепление здоровья, на удовлетворение биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных физических задатков.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

     Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции непосредственной образовательной деятельности и кружковой работы. Обучение детей дошкольного возраста элементам спортивных игр является неотъемлемой частью физического воспитания в ДОУ. Именно в процессе овладения ими дети открывают для себя двери в мир спорта. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, поэтому обучение элементам спортивных игр приобретает особую теоретическую и практическую значимость.

     В этом возрасте у детей значительно улучшаются показатели ловкости: они овладевают сложными координационными видами движений, способами их выполнения, быстро приспосабливаются к изменяющейся игровой ситуации, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений; происходит качественное преобразование моторной сферы детей.

     Играм с мячом отводится особая роль, так как мяч разносторонне воздействует на психофизическое развитие ребенка, на развитие координации движений, кисти рук, что очень важно для детей 6-7 лет, готовящихся к обучению в школе. Спортивная игра баскетбол способствует развитию личности в целом и отдельных ее составляющих. Элементы игры расширяют «двигательный фонд» ребенка и способствуют поиску собственных способов выполнения движений. Физические упражнения, выполняемые детьми при обучении баскетболу, сложные двигательные действия, которые в отличие от основных движений, почти не встречаются в повседневной жизни. Освоение элементов игры способствует формированию интерес к конкретному виду спорта - баскетболу.

Особенности программы

     Особенностью программы является поэтапная система обучения игре, что позволяет детям лучше усвоить ее за короткий период обучения (1 год). Наиболее эффективной формой обучения старших дошкольников элементам спортивной игры баскетбол является дополнительная образовательная деятельность по физической культуре, которая осуществляется в занимательной игровой форме. В содержание включены интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты, которые доставляют детям удовольствие. Отличительная черта дополнительной образовательной деятельности – эмоциональность. Для поэтапного формирования игровых умений и навыков используются подводящие упражнения, которые помогают быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть. При обучении важно научить детей выполнять различные игровые действия с мячом: передача, ведение, броски в корзину. Успешное выполнение игровых действий с мячом связано с овладением детьми наиболее целесообразными приемами перемещения по площадке, умением сохранять основную стойку баскетболиста. Упражнения в перемещении по площадке совмещаются с действиями с мячом. Далее дети овладевают правильной техникой передачи мяча и ловли мяча разными способами на месте и в движении. Последующая работа направлена на обучение правильной техники ведения мяча на месте и в движении разными способами, затем броскам мяча в корзину. Вырабатывается непринужденность и ритмичность действий. После того, как дети овладеют умениями сочетать разнообразные действия и научатся применять их в упражнениях и играх с установленными взаимоотношениями игроков, продолжается обучение игре по упрощенным правилам, сначала с одной командой, затем с двумя командами.

     Следовательно, поэтапное обучение в игровых условиях благоприятно сказывается на физическом развитии и физической подготовленности детей.

     Для эффективного развития двигательных способностей созданы необходимые условия:

  • Дополнительная образовательная деятельность проходит в специально оборудованном помещении – физкультурном зале.
  • Имеется соответствующая разметка пола.
  • Приобретено необходимое спортивное оборудование, соответствующее технике безопасности.
  • Приобретены тренажеры для общего укрепления мышц и физического развития детей.

Сроки реализации программы

     Срок реализации дополнительной образовательной программы один год.

Основные принципы, положенные в основу программы:

 обогащение (амплификация) детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество ДОУ с семьёй;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту особенностям развития);

учёт этнокультурной ситуации развития детей.

     В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

     Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (ст.14)

Содержание Программы предполагает создание эмоционально-комфортного климата с помощью оптимальной интенсивности эмоциональных, интеллектуальных, двигательных, физических и психических нагрузок и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств воспитанников.

     В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям предполагается создание педагогами условий для естественного индивидуального полноценного развития личности детей.

     В образовательной деятельности уделяется особое внимание организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. В организованной предметно-развивающей среде осуществляется педагогически целесообразное, духовно-нравственное и личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка.

     Программа реализует деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

     Принцип построения образовательного процесса отражен в методических подходах к организации жизнедеятельности ребенка. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

 1.2.Планируемые результаты освоения Программы «Радуга»

Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе веру в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка формируются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;         
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;
  • знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.;
  • ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

     

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

По итогам освоения Программы ребёнок:

  • имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям;
  • у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография);
  • владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности;
  • понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;
  • в процессе обучения у детей формируются навыки рационального применения различных способов владения мячом, развивается глазомер, вырабатывается умение уступать друг другу, укрепляется опорно–двигательный аппарат, сформируются нравственно – волевые качества, улучшиться техника бега, ходьбы, прыжковые навыки, так как эти движения приходиться выполнять в постоянно изменяющейся обстановке.

2. Содержательный раздел

2.1.Содержание дополнительной образовательной программы «Основы баскетбола»

месяц

Формы, методы и приемы

№ темы, содержание, задачи

Формы подведения итогов по теме

 1-й тематический блок «Техника перемещения

Сентябрь

Тесты

Беседа, объяснение, показ, игровые задания

Т №1 «Введение в игру».

 -Спартакиада по легкой атлетике (проведение тестовых упражнений: бег на 10 и 30 м; прыжки вверх с доставанием предмета; владение мячом; метание вдаль) «Парные эстафеты»; игровое задание «Достань до предмета»; игровое задание «Школа мяча»; игровое задание «Кто дальше бросит»

Диагностическая таблица

Беседа

Диалог, активизирующие вопросы, чтение художественной литературы, просмотр видео ролика

Т №2 «Корзина без дна».

- Проведение беседы по технике безопасности во время образовательной деятельности. Чтение сказки «Корзина без дна» - знакомство с элементарными правилами игры.

-Просмотр видео ролика тренировки спортсменов в ДЮСШ (секция баскетбола)

Свободная деятельность детей, наблюдение

Групповое занятие

Разминка, чтение художественной литературы, игровые задания, встреча с интересными людьми

Т №3 «Основная стойка».

- Познакомить с основной стойкой баскетболиста, через чтение сказки «Корзина без дна»;

- Познакомить с основными действиями с мячом – ведение, ловля, передача мяча, броски мяча в корзину, через игровые задания «Повтори», «Будь внимателен»

-Встреча тренером и спортсменами баскетбольной секции ДЮСШ

Свободная деятельность детей, наблюдение

Групповое занятие

Разминка, показ, объяснение, игровые задания, свободная игра детей, индивидуальная работа

Т №4 «Техника перемещения»

-Познакомить с техникой перемещения во время игры – ходьба, бег, прыжки, остановка с поворотом, приставной шаг, через игры «Действуй по сигналу», «Передай другому».

Свободная деятельность детей, наблюдение

Октябрь

Групповое занятие

Разминка, показ, объяснение, игровые задания, свободная игра, индивидуальная работа

 Т №1 «Перемещение по ограниченной площади зала»

-Учить действовать по сигналу со сменой направления движения.

-Упражнять в ходьбе и беге врассыпную по залу на ограниченной площади, не сталкиваясь; в прыжках из полуприседа с поворотом на 180 гр., в чередовании с отдыхом. Игра «Действуй по сигналу»

Показ техники перемещения через игровые эстафеты

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

 Т №2 «Действия с мячом в свободной игре»

-Учить правильно держать мяч, через игру «Удержи мяч»

-Упражнять в умении принимать правильную стойку, через игру «Действуй по сигналу»

Свободная деятельность детей, наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, индивидуальная работа

Т №3 «Прыжки вверх с места. Перемещение приставными шагами»

-Учить выполнять прыжок вверх из стойки с места.

-Упражнять в передвижении приставными шагами в сторону, со сменой направления, через игровое задание «Коснись мяча»; «Действуй по сигналу»

Свободная деятельность детей, наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, индивидуальная работа

Т №4 «Прыжки вверх в движении»

-Учить выполнять прыжки в движении

-Упражнять в ловле мяча в парах способом – снизу двумя руками, через игры «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики».

Показ действий с мячом через игру

2-й тематический блок «Способы передачи мяча»

Ноябрь

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №1 «Передача мяча разными способами»

-Учить игре «Не урони мяч»

-Упражнять в передаче мяча разными способами – от груди, из-за головы, одной рукой от плеча, через иргу «Передай мяч»

Свободная деятельность , наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №2 «Ловля мяча двумя руками снизу»

-Учить передаче мяча и ловле мяча в парах с близкого расстояния, удобным способом

-Упражнять в ловле мяча с отскоком от стены, способом снизу двумя руками, через игровое задание «Мяч водящему» (1 вариант) и «Поймай мяч»

Свободная деятельность , наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №3 «Передача мяча правой и левой рукой в парах»

-Упражнять в перебрасывании мяча одной рукой от плеча в парах, через игры «Поймай мяч»(2 вариант) и «Сбей кегли»

Свободная деятельность , наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т№4 «Передача мяча по кругу»

-Учить ходьбе с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками

-Упражнять в передаче мяча по кругу произвольным способом, со сменой направления

Игры «Подбрось и  поймай», «Передай другому», «Передай по кругу!

Показ передачи мяча разными способами  через игру

Декабрь

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №1 «Передача и ловля мяча в парах в движении»

-Упражнять в передаче мяча и ловле мяча в парах, двигаясь приставными шагами, через подготовительные упражнения и игру «Поймай мяч»

-Закрепить основную стойку баскетболиста, через свободную игру

Свободная деятельность , наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые подготовительные упражнения, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №2 «Передача мяча в парах одной рукой от плеча»

-Закрепить передачу мяча в парах одной рукой от плеча с места, и в движении приставными шагами, через подготовительные упражнения

Свободная деятельность , наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые подготовительные упражнения, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №3 «Отбивание мяча на месте» (1 вариант)

-Упражнять в отбивании мяча одной рукой и ловле мяча двумя руками, через подготовительные упражнения

-Совершенствовать выпрыгивание вверх из полуприседа в чередовании с отдыхом, через игровое упражнение «Кто выше подпрыгнет»

Свободная деятельность , наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №4 «Отбивание мяча на месте» (2 вариант)

-Упражнять в отбивании мяча на месте правой и левой рукой

-Совершенствовать прыжки вверх с доставанием до предмета, через игру «Коснись мяча»

Показ детям старших групп элементов передачи мяча разными способами

3-й тематический блок «Способы ведения мяча. Броски мяча в корзину»

Январь

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №1 «Ведение мяча на месте»

-Учить ведению мяча на месте и в движении, используя подготовительные упражнения

-Совершенствовать прыжки через скакалку. Игра «Мотоциклисты»

Свободная деятельность , наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые подготовительные упражнения, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №2 «Ведение мяча на месте со сменой рук»

-Упражнять в ведении мяча на месте со сменой положения рук и последующей передачей мяча двумя руками. Подготовительные упражнения, игра «Передай другому»

Свободная деятельность , наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

«Т №3 Ведение мяча вокруг себя»

-Упражнять в ведении мяча вокруг себя в движении с чередованием рук, через подготовительные упражнения

-Совершенствовать бег «змейкой», ловлю мяча, через игровые задания «Кого назвали, тот и ловит», «Поймай мяч»

Свободная деятельность , наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №4 «Ведение мяча с изменением направления передвижения»

-Закрепить ведение мяча между кеглями

-Упражнять в ведении мяча с изменением направления, через игру «Не урони мяч»

Свободная деятельность , наблюдение

Февраль

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №1 «Метание набивного мяча вдаль»

-Учить броскам мяча в корзину с места из стойки баскетболиста, через игру «Попади в кольцо»

-Упражнять в метании набивного мяча вдаль двумя руками; в передвижении, скорости, высоты отскока, через игру «Мяч в цель»

Участие в мероприятиях месяца «Здоровья и спорта»

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №2 «Броски мяча в корзину и через сетку»

-Упражнять в бросках мяча в корзину; через сетку двумя руками от груди с места. Игры «Попади в цель», «Мяч в цель»

Участие в мероприятиях месяца «Здоровья и спорта»

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №3 «Броски мяча в корзину одной рукой»

-Упражнять в бросках мяча в корзину одной рукой от плеча, через игру «Попади в цель»; «Порази корзину»

-Совершенствовать ведение мяча в движении

Участие в мероприятиях месяца «Здоровья и спорта»

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

«Т №4 Снайперы»

-Учить детей играть в игру «Снайперы»

-Совершенствовать броски мяча в корзину одной рукой от плеча, через игру «Порази корзину»

Участие в мероприятиях месяца «Здоровья и спорта»

4-й тематический блок «Различные действия с мячом в сочетании с техникой перемещения»

Март

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №1 «Изменение направления во время ведения мяча»

-Учить изменять направление во время ведения мяча, через игру «Снайперы»

-Упражнять в метании большого мяча в цель, через игру «Порази корзину»

Свободная деятельность , наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №2 « Действия с мячом в играх»

- Упражнять детей в умении выполнять различные действия с мячом через игровые эстафеты: «Не сбей кегли», «Меткие снайперы», «Прыгуны», «Передай мяч по кругу»

Свободная деятельность , наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №3 «Ведение мяча в играх»

-Совершенствовать технику ведения мяча в различных направлениях, через игровые эстафеты: «Мотоциклисты», «Самые быстрые», «Не урони кегли»

Свободная деятельность , наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №4 «Броски и ловля мяча в играх»

-Учить игре «Передал – садись», «Перестрелки»

Выступление на спартакиаде «Малыш»

Апрель

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

Т №1 «Броски и ловля мяча в играх»

-Учить игре «Самый ловкий»

-Закрепить навыки бросания мяча двумя руками из – за головы через препятствие в игре «Перестрелки»; «Самый ловкий»

Свободная деятельность , наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, свободная игра, индивидуальная работа

«Т №2 Ловля, передача, ведение, броски мяча»

-Закрепить различные действия с мячом – ловля, передача, ведение, броски

-Игра «Передай садись»

Свободная деятельность , наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, командная игра, индивидуальная работа

«Т №3 Перемещение с сохранением основной стойки»

-Закрепить технику перемещения, сохраняя стойку баскетболиста

-Закрепление навыков через игру командами – ведение мяча и передача, броски в корзину

Свободная деятельность , наблюдение

Групповое занятие

Разминка, игровые задания, объяснение, командная игра, индивидуальная работа

Т №4 «Отработка действий в командной игре»

-Закрепить и совершенствовать различные действия с мячом – ловля, передача, ведение, броски

Командная игра

Май

Тесты

Беседа, объяснение, показ, игровые задания

Итоговое тестирование детей

Итоговая диагностика, сравнительная диагностика

Итоговые соревнования по мини - баскетболу

Теоретические основы дополнительной образовательной программы

     Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения, благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросках мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку.  Необходимость принимать быстрые, разумные решения, правильно их реализовывать в игре способствует воспитанию уверенности, решительности. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия. При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка. Например, при передвижении по площадке (с мячом или без мяча) ребенок упражняется: в беге с ускорением и с изменением направления; в беге в сочетании с ходьбой и с прыжками; в беге с остановкой; в беге приставным шагом (вперед, спиной вперед, в стороны) и т. п. Броски мяча в высоко расположенную цель по структуре близки к действиям, которые ребенок совершает, стремясь достать высоко подвешенный предмет. Последнее рекомендуется как специальное упражнение для воспитания правильной осанки.

     Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с баскетболом в доступной форме для создания общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе. У детей старшего дошкольного возраста при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом: они свободно его держат, передают, бросают; умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом: определять расстояние, траекторию полета мяча, его вес и упругость.

     Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий. Для одного из них характерны движения, выполняемые без мяча и с мячом в руках без его передачи партнеру: стойка, остановки, повороты, прыжки; и с передачей мяча: ловля, передача, ведение и броски в корзину.

ТЕХНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

      Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки. Сходные действия выполняются и в подвижных играх, в которые дети играют на занятиях по физической культуре и во время прогулок. Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед; тело, направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги; руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу. Из стойки можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча.

     Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега ребенок должен ставить ногу на всю стопу или использовать перекат с пятки на носок. При этом нога значительно сгибается в коленном суставе. Расслабленные руки, полусогнутые  в локтях,  двигаются  свободно.

     Остановки. Детей дошкольного возраста следует обучать остановке двумя шагами. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг. Инерция бега погашается сгибанием ног, тяжесть тела распределяется равномерно.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

      Обучение перемещению начинается с ознакомления детей с основной стойкой баскетболиста. Здесь следует обращать особое внимание на постановку ног и равномерное распределение тяжести тела, на правильное положение корпуса.

      При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега, остановка после быстрого бега и внезапная остановка. Вначале остановки выполняются свободно, а затем внезапно, по звуковым и зрительным сигналам.

ТЕХНИКА УДЕРЖАНИЯ МЯЧА

      Большое значение имеет правильное удержание мяча. Исходное положение - держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук сзади сбоку мяча, пальцы широко расставлены, большие направлены друг к другу, остальные - вверх - вперед. Разумеется, по ходу игры ребенок может держать мяч в зависимости от игровой ситуации и последующих действий с ним по-разному: приподнимать его вверх, опускать вниз, отводить в сторону так, чтобы его не смог выбить противник.

Правила  держания  мяча:

1.Мяч держи на уровне груди.

2.Руки согни, пальцы широко расставь.

3.Локти опусти вниз, мышцы рук расслабь.

Возможные ошибки: узкое расположение пальцев на мяче, разведение локтей в стороны, держание мяча высоко.

Пути исправления: контролировать широкое расположение пальцев, не закрывать лицо мячом.

ЛОВЛЯ МЯЧА

     На первых занятиях большинство детей стараются ловить мяч, прижимая его к груди, обхватывая его руками, стоя на прямых, жестко и плотно сжатых ногах. Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча, и как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, он должен захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы принять положение исходной стойки.

Правила  ловли   мяча:

1.Мяч лови кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.

2.Не задерживай мяч в руках, быстро действуй с ним.

Возможные ошибки: стремление зажать мяч, обхватить его руками; узкое расположение пальцев и ловля мяча напряженными кистями рук; прием мяча на заранее согнутые руки, без амортизирующего движения.

Пути исправления: следить, чтобы движение рук было прямо навстречу мячу с широким разведением пальцев; ловить мяч расслабленными кистями рук с последующим отведением их назад и сгибанием рук в локтях.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА

    Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей и передаче его двумя руками с места, в дальнейшем в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на уровне груди. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз - на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч, активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. Такая техника передачи мяча усваивается детьми постепенно.

Правила  передачи  мяча:

1.Локти опусти вниз.

2.Бросай мяч на уровне груди партнера.

3.Сопровождай мяч взглядом и руками.

Возможные ошибки: неправильная стойка - плотно сжатые и прямые ноги; чрезмерное разведение локтей в стороны.

Пути исправления: контролировать постановку ног, сохранять положение незначительного полуприседа; следить, чтобы полусогнутые руки в локте касались туловища.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

      Обучать ловле мяча следует после того, как дети научатся правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке. Вначале следует учить ловить мяч двумя руками на уровне груди, используя легкие упражнения:  после отскока мяча от пола, от стены или щита, подвешенного на уровне груди ребенка, мосле броска мяча вверх и в других упражнениях. Затем осваивается ловля мяча параллельно с передачей его двумя руками от груди: ловля мяча на месте и передача его двумя руками партнеру; ловля на месте и передача мяча, делая шаг вперед сзади стоящей ногой; передача со следующим шагом. При совершенствовании ловли и передачи мяча широко применяются сочетании этих действий с другими приемами: остановками, поворотами, ведением и бросанием мяча.

ВЕДЕНИЕ МЯЧА

     Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение, т. е. перемещение с ним по площадке, что предусматривается правилами большинства спортивных игр. В методических пособиях рекомендуется упражнение - отбивание мяча. Однако это действие отличается от ведения тем, что не имеет четкой техники выполнения. Дети выполняют его свободно, при обучении акцентируется только высота отскока мяча. Ведение мяча - более целенаправленное действие, к технике ведения мяча предъявляются определенные требования.

     На начальном этапе обучения детям шестилетнего возраста более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Этот прием позволяет научиться правильно, держать спину, не наклоняться к мячу, видеть площадку. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. В результате систематического обучения ведению мяча у детей вырабатывается умение успешно управлять им даже без зрительного контроля, продвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега, высоту отскока мяча, направление перемещения и т. п. При этом движения рук с мячом начинают автоматически согласовываться с ритмом работы ног. Наиболее благоприятным ритмом ведения мяча является такой, при котором на два шага ребенка приходится один удар мячом о площадку. При этом ребенок двигается непринужденно, шаг его становится достаточно широким и свободным.

Правила ведения мяча:

1.Не бей по мячу, а толкай его вниз.

2.Веди мяч вперед - сбоку, а не прямо перед собой.

3.Смотри вперед, а не вниз на мяч.

Возможные ошибки: туловище сильно наклонено вперед, прямые ноги; удары по мячу расслабленной ладонью, узкое расположение пальцев на мяче; ведение мяча прямо перед собой.

Пути исправления: соблюдать правильную стойку, толкать мяч вниз кистью руки за счет сгибания и разгибания ее в локтевом суставе и мягкого направляющего толчка пальцами; следить за расстановкой пальцев; мяч посылать вперед - в сторону предстоящего движения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

     При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение мяча на месте правой и левой рукой, ведение на месте попеременно правой и левой рукой и др., которые позволяют освоить способ накладывания руки на мяч. Затем можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом.

БРОСКИ МЯЧА В КОРЗИНУ

     От точности бросков мяча  в корзину зависит успех в игре. Движения при передаче мяча и бросках его в корзину являются сходными по своей структуре. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и при передаче мяча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать им небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным разгибанием ног. Кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину. Бросок мяча двумя руками от груди применяется главным образом при бросках мяча в корзину с места.

Правила  броска   мяча  в  корзину:

1.Бросая мяч, не опускай голову, сопровождай его руками.

2.Смотри в передний край кольца.

3.Бросай смело; если мяч не попадет, не падай духом, повтори еще раз или передай мяч партнеру, который находится в более удобном положении.

Возможные ошибки: неправильное исходное положение - ноги вместе, прямые; несогласованное движение рук и ног; выпуск мяча усилием плеча и предплечья со слабым участием кисти руки.

Пути исправления: соблюдать правильную стойку; при броске одновременно выпрямлять руки и ноги (после выпуска мяча кисть руки сгибается).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

     Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обучением передаче, мяча. Сходство координационной структуры облегчает процесс овладения действиями. При обучении броскам важно сосредоточивать внимание детей на исходном положении, на согласованности работы рук и ног, движении кисти при броске. Обучение броскам начинают после ознакомления с передачей мяча, а также показа броска мяча в цель, установленную на полу. Для овладения бросками мяча с траекторией целесообразно применять подготовительное упражнение - бросок мяча через препятствие (веревочка, планка, сетка и др.). Далее высота цели постепенно изменяется. Инструктор сообщает детям основные правила прицеливания, объясняет значение траектории полета мяча, ее зависимость от прилагаемой силы к мячу. Детей старшего дошкольного возраста интересует результат попадания, поэтому в конце упражнений и игр воспитатель подводит их итог.

Методика обучения игре в баскетбол детей дошкольного возраста

     Процесс обучения двигательным действиям можно условно разделить на следующие этапы: первоначальное обучение, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование движений. На каждом из них ставятся определенные задачи, которые осуществляются при помощи соответствующих средств и методов физического воспитания. Очень важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий в зависимости от имеющихся у детей навыков обращения с мячом. Четкая последовательность и взаимосвязь средств и методов обучения создает оптимальные условия для формирования двигательных действий.

      С детьми дошкольного возраста следует начинать разучивать элементы баскетбола в специально созданных условиях (вне игры) на месте, для чего подбираются легкие упражнения, которые имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими. Например, при обучении броскам мяча в корзину первым упражнением является обычная передача мяча, затем - выполнение передачи с высокой траекторией, далее передача мяча через различные высоко расположенные препятствия (сетка, веревка, планка) с попаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец - броски непосредственно в корзину. Как видим, все эти упражнения включают бросок мяча; но условия его выполнения постепенно усложняются.

     При обучении приемам игры в баскетбол очень важно усвоить следующие главные элементы двигательных действий: при ловле мяча - овладение положением кистей рук, пальцев в момент соприкосновения с мячом; при передаче и бросках мяча - овладение движением рук; при ведении мяча - овладение положением кистей рук и пальцев в момент с«Диагностические тесты по физической подготовленности детей»

(по методике М.А. Руновой)

1. Владение мячом: а) Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию).

ОПИСАНИЕ: Ребенок принимает исходное положение ( ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз.  Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший результат.

ОБОРУДОВАНИЕ: мяч диаметр 15-2Осм.

б) Отбивание мяча от пола на месте и в движении (тестируется ловкость скорость реакции , устойчивость позы).

ОПИСАНИЕ: Ребёнок стоит в исходном положении (ноги на ширине плеч ) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). при выполнении задания, стоя на месте, не разрешается двигаться . даются 2 попытки Фиксируется лучший результат.

ОБОРУДОВАНИЕ: мяч диаметр 15-20 см.

Владение мячом

     Ребенку предлагается выполнить несколько раз подряд следующие упражнения с мячом: броски мяча вверх и ловля его; броски об пол и ловля; ведение мяча на месте (со средней группы) и в движении (со старшей группы). Оценивается техника выполнения движений по следующим элементам:

-Исходное положение

-Слежение глазами за мячом

-Высота броска мяча вверх или сила толчка мяча вниз

-Ловля мяча кистями рук

-Сохранение равновесия

-Работа рук при ведении мяча

-Соблюдение направления при движении

Прыжки через скакалку

     Ребенку предлагается выполнить несколько прыжков через короткую скакалку. Оцениваются качественные показатели:

-Исходное положение (ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка)

-Прямое положение туловища и головы

-Движения ног (одновременное перепрыгивание двумя ногами)

-Движения рук (вращательные движения кистями рук)

-Согласованность движений рук и ног

-Легкость прыжков

     В привычной обстановке ребенок чувствует себя непринужденно и демонстрирует тот уровень владения разными видами движений, который ему свойственен. Наглядно видны ошибки характерные для большинства детей (это предмет работы на занятии) или для отдельных детей (устранение ошибок при индивидуальной работе). Результат заносится в таблицу.

оприкосновения с мячом. «Диагностические тесты по физической подготовленности детей»

(по методике М.А. Руновой)

1. Владение мячом: а) Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию).

ОПИСАНИЕ: Ребенок принимает исходное положение ( ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз.  Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший результат.

ОБОРУДОВАНИЕ: мяч диаметр 15-2Осм.

б) Отбивание мяча от пола на месте и в движении (тестируется ловкость скорость реакции , устойчивость позы).

ОПИСАНИЕ: Ребёнок стоит в исходном положении (ноги на ширине плеч ) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). при выполнении задания, стоя на месте, не разрешается двигаться . даются 2 попытки Фиксируется лучший результат.

ОБОРУДОВАНИЕ: мяч диаметр 15-20 см.

Владение мячом

     Ребенку предлагается выполнить несколько раз подряд следующие упражнения с мячом: броски мяча вверх и ловля его; броски об пол и ловля; ведение мяча на месте (со средней группы) и в движении (со старшей группы). Оценивается техника выполнения движений по следующим элементам:

-Исходное положение

-Слежение глазами за мячом

-Высота броска мяча вверх или сила толчка мяча вниз

-Ловля мяча кистями рук

-Сохранение равновесия

-Работа рук при ведении мяча

-Соблюдение направления при движении

Прыжки через скакалку

     Ребенку предлагается выполнить несколько прыжков через короткую скакалку. Оцениваются качественные показатели:

-Исходное положение (ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка)

-Прямое положение туловища и головы

-Движения ног (одновременное перепрыгивание двумя ногами)

-Движения рук (вращательные движения кистями рук)

-Согласованность движений рук и ног

-Легкость прыжков

     В привычной обстановке ребенок чувствует себя непринужденно и демонстрирует тот уровень владения разными видами движений, который ему свойственен. Наглядно видны ошибки характерные для большинства детей (это предмет работы на занятии) или для отдельных детей (устранение ошибок при индивидуальной работе). Результат заносится в таблицу.



Предварительный просмотр:

Во время игры с мячом решаются  следующие задачи:

  • Укрепление здоровья;
  • воспитание личностных качеств;
  • привитие стойкого интереса к занятиям спортом;
  • обучение способам овладения различными элементами спортивно - оздоровительной деятельности;
  • проведения и анализа наиболее значимых для них заданий тренера и проектов спортивно - оздоровительной направленности;
  • помощь в осуществлении мотивированной деятельности, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них заданий тренера и проектов спортивно - оздоровительной направленности;
  • знакомство с основами спортивной техники избранного вида спорта                       в процессе регулярных учебно-тренировочных занятий;
  • расширение двигательного опыта за Игры с мячом призваны обеспечить направление дополнительного физкультурного образования воспитанников с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».

Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Дошкольное образование является первым блоком в образовательном комплексе, который ведёт работу по преемственности дошкольного     и   начального образования. На своей базе организует образовательную деятельность по пропаганде баскетбола.

МАДОУ г.НижневартовскIMG_20170120_151225

ДС № 52 «Самолётик»

«Баскетбол     для малышей»

Физкультурно - спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации дошкольников. Спорт,            в частности в образовательной деятельности в дошкольном отделении и во внеурочных формах занятий, включает воспитанников во множество социальных отношений с другими группами и возрастами, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в последующей школьной среде.

счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их двигательными действиями из раздела «баскетбол»

  • в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ здорового образа жизни.
  • формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия.

IMG_20170120_151950

В играх с мячом, которые по сути являются своеобразной комплексной гимнастикой, совершенствуются навыки большинства основных движений. В ходе игр дошкольники упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также                    в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке, что способствует формированию у учащихся умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры.

Упражнения и игры с мячом благоприятно влияют на работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. Занятия проводятся 2  раза в неделю продолжительностью 30 минут (в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию          и организации режима работы в дошкольных организациях»). Описание: http://www.cmd-sport.ru/upload/iblock/ad2/ad22a26c2e8495d505c00291a003efbb.jpg

Описание: http://www.cmd-sport.ru/upload/iblock/ad2/ad22a26c2e8495d505c00291a003efbb.jpg

Буклет подготовила воспитатель:      

Зверева Инна Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Баскетбол в детском саду" Power Point

Из опыта работы. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают элементы спортивных игр - баскетбол. Овладение спортивными упражнениями имеет важное значение для разносторонней физич...

Мэтт Парсель. Баскетбол. Научись играть и стань звездой. Москва, Издательство «МАК Медиа», 2001год, 48с.

В книге доступгым языком предсталены методы и приёмы обучения баскетболу. Имеется интересная информация о истории развития баскетбола, а так же современный баскетбол. Книга отлично иллюстрирована, и п...

Дидактический материал к циклу занятий по ознакомлению старших дошкольников с видами спорта "Баскетбол"

Данный материал позволяет познакомить старших дошкольников со спортивной игрой - баскетбол. Слайды расскажут детям об истории возникновения игры, о правилах, о том, что баскетбол является олимпийским ...

Методические подсказки по обучению старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол.

Эти методические подсказки помогут педагогам ДОУ грамотно и эффективно организовать обучение старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол....

Игры с элементами баскетбола. Правила игры в баскетбол

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, честность и быстроту реакц...